Любовная страсть, предательство и месть по-египетски: Фараон Эхнатон и царица Нефертити. Нефертари. Царица египетская Манга нефертари царица египетская

Визуализация и реконструкция древнеегипетской гробницы Нефертари, великой супруги фараона Рамсеса Великого, в Долине Цариц.

"Больше полутора лет назад, когда в моей голове произошёл переворот, и я погрузился в египтологию, я всё думал, за какой бы проект мне взяться. Ведь в египтологии очень много своих внутренних направлений. Я искал что бы я хотел делать, изучать ли эпоху, династию, скульптуру, архитектуру и тд.

И вот ровно год назад, 2 июня, на лекции Виктора Солкина про Долину Цариц я увидел это произведение искусства, этот шедевр во всех смыслах. Я влюбился в работу древних мастеров, в гробницу Нефертари. Ответ нашёл меня сам, причём это был как гром среди ясного неба. Я словно прозрел, все мои поиски и мысли были сформированы буквально в минуту. Я понял, что хочу восстановить гробницу Нефертари в 3D. Хочу восполнить недостающие элементы графики и текста, увидеть самому и показать всем интересующимся, какой была эта гробница 3500 лет назад. В общем, проект меня затянул с головой, вплоть до изучения древнеегипетского языка..."

И вот спустя годы мы можем наслаждаться прогулкой внутри одной из самых красивых гробниц Древнего Египта.

Музыка: проект Senmuth

Нефертари Меренмут

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы - и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты. На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

Во времена Восемнадцатой династии был период, когда Египтом правила семья царицы Нефертити. Царица и муж ее, фараон Эхнатон, отвергли древних египетских богов и стали поклоняться таинственному богу солнца Атону . Нефертити посмертно осудили как еретичку, однако Египтом продолжала править ее дочь Анхесенамон вместе со своим сводным братом Тутанхамоном. В возрасте приблизительно девятнадцати лет Тутанхамон умер от болезни, и престол захватил отец Нефертити - визирь Эйе, который властвовал всего год. После его смерти из царской семьи осталась в живых только младшая сестра Нефертити - Мутноджмет.

Полководец Хоремхеб, понимая, что Мутноджмет сама не сможет заполучить египетский престол, желал узаконить собственные на него притязания и принудил ее выйти за него замуж. Мутноджмет скончалась в родах; так завершилась эта эпоха в истории страны. Хоремхеб положил начало Девятнадцатой династии, передав трон военачальнику Рамсесу. Но Рамсес Первый был уже немолод; вскоре он умер, и корона перешла к его сыну, фараону Сети.

И в 1283 году до нашей эры род Нефертити представляла только дочь Мутноджмет - Нефертари, сирота, живущая при дворе фараона Сети Первого.

Мне кажется, что если посидеть в тишине, подальше от дворца, от придворной суеты, то я смогу припомнить себя в самом раннем детстве. Смутно видятся гладкие плиты пола, приземистые столики с ножками в виде львиных лап. Помню запахи кедра и акации от ларцов, в которых няня хранила мои любимые игрушки. Если посидеть денек под сикоморами, где ничто, кроме ветра, не отвлекает моих мыслей, то вспоминаются звуки систров , звеневших во внутреннем дворе, где курились благовония. Но картины эти выглядят очень туманно, словно смотришь сквозь толстое полотно, а первое мое явственное воспоминание - Рамсес, рыдающий в темном храме Амона .

То ли я упросила, чтобы мне позволили пойти с ним, то ли няня, которая хлопотала у ложа больной царевны Пили, не заметила моего ухода. Мы шли по темным залам храма, и лицо Рамсеса сделалось в точности как у нарисованной на фреске женщины, молившей о милости богиню Исиду. Мне было шесть лет, и болтать я могла непрерывно, но понимала уже достаточно многое, а потому в тот вечер рта не раскрыла.

В дрожащем свете нашего факела мимо проплывали изображения богов. Мы достигли внутреннего святилища, и Рамсес произнес:

Жди здесь.

Я подчинилась и спряталась подальше в тень, а он подошел к огромной статуе Амона, освещенной расположенными по кругу светильниками. Рамсес опустился на колени перед творцом всего живого. У меня в висках стучала кровь, заглушая и без того еле слышный шепот, но последние слова Рамсес выкрикнул:

Помоги ей, Амон! Ей только шесть лет. Прошу, не позволяй Анубису забрать ее. Она совсем дитя!

У противоположной двери святилища что-то шевельнулось; шорох сандалий по каменному полу дал Рамсесу понять, что он не один. Рамсес поднялся, вытирая слезы, а я затаила дыхание. Словно леопард, из тьмы возник человек. На плечах у него, как у всех жрецов, лежала пятнистая шкура, левый глаз зловеще багровел, словно озеро крови.

Где фараон? - сурово спросил верховный жрец Рахотеп.

Девятилетний Рамсес, собрав всю свою храбрость, вышел в освещенный круг и сказал:

Фараон во дворце, господин. Он не может оставить мою сестру.

Тогда где твоя мать?

Она… тоже там. Лекари говорят, моя сестра умрет!

И твой отец послал детей, чтобы обратиться к богам?

Только теперь я поняла, для чего мы сюда пришли.

Я поклялся отдать Амону все, что он только захочет! - воскликнул Рамсес. - Все, что у меня когда-нибудь будет!

Твой отец даже не захотел позвать меня?

Он хотел! Он просил тебя прийти во дворец. - У Рамсеса дрогнул голос. - Как ты думаешь, Амон ее исцелит?

Верховный жрец двинулся по каменным плитам.

Кто знает?

Я встал на колени и пообещал ему все, что он захочет. Я все сделал, как полагается.

Ты-то, может, и сделал, - бросил верховный жрец. - А вот сам фараон в мой храм не пришел.

Рамсес взял меня за руку, и мы пошли во внутренний двор, глядя на колышущийся впереди подол верховного жреца. Тишину ночи пронзил голос трубы. Во дворе появились жрецы в белых одеяниях, с неразличимыми в темноте лицами, и я вспомнила про мумию бога Осириса . Верховный жрец скомандовал:

Во дворец, в Малькату!

Предшествуемые факелами, мы двинулись во тьму. Наши колесницы летели сквозь прохладную ночь к Нилу. Вскоре мы переправились через реку и приблизились к дворцу. Стража сопроводила нас в зал.

Где семья фараона? - спросил верховный жрец.

В спальне царевны, господин.

Верховный жрец стал подниматься по ступеням.

Она жива?

Стражники не отвечали; Рамсес пустился бегом, а я поспешила следом, боясь оставаться в темном зале.

Пили! - крикнул он. - Пили, подожди!

Рамсес перескакивал через две ступеньки; перед ним расступились вооруженные стражи у входа в покои Пили. Рамсес толкнул тяжелые деревянные двери и замер. Я вгляделась в полумрак. Воздух был тяжел от благовоний, царица в скорбной позе склонилась над ложем. Фараон стоял в тени, вдалеке от единственной горевшей в комнате лампы.

Пили… - прошептал Рамсес и закричал: - Пили!

Его не заботило, что царевичу плакать не пристало. Он подбежал к кровати и схватил руку сестры. Глаза у нее были закрыты, худенькая грудь больше не сотрясалась от холода. Царица Египта зарыдала.

Рамсес, прикажи, чтобы звонили в колокола.

Рамсес посмотрел на отца так, словно царь Египта мог победить саму смерть.

Фараон Сети кивнул сыну:

Я так старался! - воскликнул Рамсес. - Я умолял Амона.

Сети прошел через комнату и обнял сына за плечи.

Знаю. А теперь прикажи звонить в колокола. Пили забрал Анубис.

Я видела, что Рамсес не в силах уйти от сестры. Она всегда боялась темноты, как и я, и ей будет страшно оттого, что все вокруг плачут. Рамсес медлил, но голос отца звучал твердо:

Рамсес посмотрел на меня, и я поняла: нужно пойти с ним.

Во дворе под корявыми ветками акации сидела старая жрица, держа в морщинистых руках бронзовый колокол.

Рано или поздно Анубис всех забирает, - сказала она.

От ее дыхания в холодном воздухе заклубился пар.

Но не в шесть лет! - воскликнул Рамсес. - И ведь я молил Амона оставить ее в живых.

Старая жрица хрипло засмеялась.

Боги детей не слушают! Что такого великого ты совершил, чтобы Амон выполнял твои просьбы? Выиграл войну? Воздвиг памятники?

Я спряталась за Рамсеса, и оба мы замерли.

Как же Амону узнать твое имя, как отличить тебя среди многих тысяч, возносящих к нему мольбы?

Никак, - прошептал Рамсес.

Жрица уверенно кивнула.

А если боги не могут распознать твое имя среди прочих, они и молитвы твоей не услышат.

Глава первая

ЦАРЬ ВЕРХНЕГО ЕГИПТА

Фивы, 1283 год до н. э.

Стой спокойно! - строго велел Пасер.

Пасер только обучал меня грамоте и не мог указывать царевне, как себя вести, но если его не послушаться, он заставит меня переписывать на несколько строк больше. В расшитом бисером наряде я покорно замерла рядом с детьми из гарема Сети. В тринадцать лет мне не хватало терпения. К тому же все, что мне было видно, - позолоченный пояс стоявшей передо мной женщины. Из-под парика ей на шею тек пот, оставляя пятна на белом льняном платье. Когда пройдет царская процессия, придворные вслед за фараоном укроются от зноя в прохладном храме. Но процессия двигалась невыносимо медленно. Я посмотрела на Пасера, который пытался отыскать в толпе проход.

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э. Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сражу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .


История любви египетской царицы Нефертити и фараона Аменхотепа , которой более трех тысячелетий, жива в памяти потомков и поныне. И она, как всякая любовь, была преисполнена безудержной страсти и трепетности. Были в ней также и любовный треугольник, и хладнокровное предательство, и сладкая месть.

Тайна происхождения Нефертити

Одна из легенд, дошедших до наших дней, о необычайной красоте, мудрости и предприимчивости египетской царицы Нефертити, жены фараона Аменхотепа IV, гласит, что родилась она в Месопотамии в семье царя Ташрута. Приблизительной датой рождения будущей правительницы Египта считается 1370 год до н.э. Вполне вероятно, что настоящее имя Нефертити – Тадухепа. Девочка от самого рождения отличалась поистине неземной красотой, и в 13-летнем возрасте была отправлена в Египет в качестве подарка фараону Аменхотепу III, с целью укрепления династических связей.


По другой же легенде вполне вероятно, что настоящим отцом Нефертити был сам Аменхотеп III, а матерью девушки – наложница его гарема, в котором подросшая красавица позже оказалась и сама. Существует еще несколько второстепенных версий, но, увы, ни одна из всех не имеет под собой достаточного количества исторических доказательств.

В большинстве случаев, хотя и условно, но все же считается, что первым супругом молодой красавицы стал престарелый фараон Аменхотеп III. С тринадцати лет Нефертити жила наложницей в его гареме. А когда правитель скончался, всех его жен ожидала гибель, так как по законам многовековых традиций Египта наложниц фараона хоронили вместе с почившим.

Нефертити любимая жена фараона


Юную Нефертити спасает случай: судьбоносное знакомство с сыном правителя Аменхотепом IV (позже он будет известен под именем Эхнатон), которое в корне изменило судьбу девушки. Плененный необычайной красотой и грацией наложницы своего отца, он женился на Нефертити. И вместо мучительной смерти, которой подверглись все обитательницы гарема почившего владыки, она неожиданно становится «главной женой» нового правителя Египта Аменхотепа IV. Девушка действительно была умопомрачительно прекрасна, и не зря считалась дочерью самой богини красоты.


Вскоре между фараоном и «главной супругой» разгорелись сильные чувства. Невзирая на то, что правитель Египта обладал тщедушным телосложением, непривлекательным лицом, а также несносным характером, в котором главными чертами были вспыльчивость, капризность, злопамятность, Нефертити полюбила его всей душой. И нужно отметить, что эта любовь, безусловно, была взаимной. Вскоре Аменхотеп отказался от многочисленных жен и возвеличил единственную и неповторимую, объявив ее «великой царской женой».

Об их большой любви можно судить по многочисленным фрескам, скульптурам и барельефам. Везде молодая женщина и ее муж изображены озаренные счастьем: в саду, на троне, молящиеся новому единому богу Солнца – Ра, который по приказу Аменхотепа сменил всех прежних египетских богов.


Новая религия Египта

Молодая 16 летняя супруга с первого дня приняла здравое решение - не перечить амбициям супруга, а поддерживать его. Пришедший на престол Аменхотеп IV провозгласил эру новой религии, по которой на смену множеству богов пришел Атон – единственный бог, олицетворяющий солнце. Спустя время уже Эхнатон и Нефертити, создав культ бога Атона, сами стали считать себя богами на земле. Имя "Нефертити" трактовалось как "пришла прекрасная женщина". Она олицетворяла женский элемент творения, а Эхнатон - мужской элемент бытия, вместе они считались очень важными составляющими для культа бога Солнца. Фараон провозгласил себя сыном Атона и велел называть себя Эхнатоном, чем подчеркивал свое божественное происхождение.


Во всех начинаниях повелителя поддерживала юная жена, что принесло для Нефертити немалые привилегии – фараон объявил супругу соправительницей. Получив власть, жена владыки Египта не стала второй фигурой в державе. Она не сидела в покоях дворца, в вместе с мужем принимала послов и великих особ других государств, выезжала с ним на различные церемонии и лично проводила мероприятия, прославляющие нового бога.


По прошествии 12 лет совместного правления фараон Эхнатон имел огромную власть, его империя стала, как никогда, могущественной. Одно омрачало счастливый союз Эхнатона и Нефертити - супруга, исправно рождая фараону детей, произвела на свет шестеро дочерей, но никак не могла подарить фараону наследника престола.

Предательство

А после смерти матери правителя и троих его дочерей, Эхнатон охладел к Нефертити. Смерть детей фараона однозначно расценивалась как плохой знак, и культ Атона был под угрозой. Теперь правитель буквально начал бредить сыном, которого не смогла родить ему жена. Эхнатон отвернулся от собственного семейства и обратил свой взор на красавиц гарема.


И, когда новая столица Ахетатон, была наконец-то возведена, он перебирается туда один, оставив супругу в древних Фивах. Постройку этого сказочного города царствующая чета задумала, только поженившись. Немногим более чем за десятилетие город был возведен. На "раскаленных песках возвышались роскошные дворцы с мозаичными полами, бассейны с чистой водой, пальмовые рощи, просторные мостовые" . Задумали вместе, а переселился в новую столицу фараон один. Невыносимая обида выжигала душу царице Нефертити, но ничего поделать было нельзя, пришлось смириться.


Вторая жена фараона

Среди наложниц гарема особой красотой выделялась Кийя – девушка царского рода. На ней и остановил свой выбор изрядно постаревший фараон. Кийя в скором времени наконец-то родила ему долгожданного сына, и счастью правителя не было меры. Он буквально осыпал новую жену подарками и почестями. Однако объявить Кийю «великой женой» при живой Нефертити, он не посмел. Но и тут хитроумный фараон придумал выход, он даровал новой любимой титул «младшего фараона», возвел ее на трон и надел на ее голову венец высшей власти – тиару с изображением священной змеи.

Однако, не успев насладиться царской властью, юная Кийя по неизвестным причинам вскоре умерла. Фараон не особо сокрушался по поводу ее кончины, так как к тому времени он уже начал охладевать к ней. Вторая жена оказалась далеко не такой преданной и верной его помощницей в государственных делах, какой была Нефертити. Именно ее все чаще и чаще стал вспоминать фараон, которому было одиноко в новой столице. В конце концов, не выдержав, он послал за ней эскорт. Однако покинутая царица отказалась даже видеть предателя-мужа! Она так и не смогла простить ему измены…

Месть дочери за поруганную честь матери


Титул «великой царской жены» вскоре Нефертити передала своей дочери Меритатон, которую сама и обучила всем изысканным ласкам, нравившимся ее мужу... Не удивляйтесь, близкородственные браки в то время были в порядке вещей, а вовсе не исключением. И фараон взял в жены собственную старшую дочь, которая родила ему и внучку, и дочку в одном лице. Такие браки, как известно, в конце концов и привели к вырождению царской династии Египта.

А Меритатон, будучи третьей женой фараона, по полной отомстила за поруганные чувства своей матери, велев стереть имя Кийи со всего того, что могло пережить века: каменных стел, барельефов, стен дворцов. И сейчас доподлинно известно, что на семнадцатом году правления фараона Эхнатона имя второй жены Кийи уже нигде не фигурировало рядом с его именем.

Это было намного больше, чем месть, ибо утеря имени для древнего египтянина было самым страшным наказанием. Без него невозможна была вечная загробная жизнь, и поэтому считалось, что потеряв его, человек канул в небытие.

Тутанхамон


После ухода в мир иной Эхнатона и Нефертити, культ бога солнца Атона окончательно потерял свою актуальность. После смерти старшей дочери и третьей жены фараона Меритатон, правление перешло к единственному сыну Эхнатона – Тутункатону. Невзирая на юный возраст, он взойдет на трон, а в историю войдет под именем - Тутанхамон. Со временем новый царь вернет религию Египта к прежним канонам – вновь будут открыты храмы для поклонения другим богам, а своего отца - Эхнатона-Аменхотепа IV он объявит еретиком. Таким образом, выстраданный сын фараона, обесчестил имя своего отца, возомнившего себя божеством.


Неизвестное захоронение египетской царицы

Но, что интересно, настоящее место захоронения влиятельной царицы, в отличие от ее мужа, до сих пор не найдено. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий ученые-археологи время от времени делают громкие заявления, что гробница первой жены фараона обнаружена. Однако тщательная экспертиза и анализ находок не подтверждают достоверность этих фактов.

Почти пять лет тому назад египтолог Карл Николас Ривз с уверенностью заявил, что саркофаг с останками Нефертити находится в тайной комнате, которая расположена в гробнице Тутанхамона. Но далее дискуссионных споров о том, разбирать ли стену, скрывающую возможную гробницу Нефертити, дело не продвинулось.


А вот об облике прекрасной правительницы Египта Нефертити потомки вот уже более трех тысячелетий судят по сохранившемуся бюсту, который обнаружен при археологических раскопках древнеегипетского города Ахетатона. Сейчас бюст царицы хранится в стенах Нового музея в Берлине.


Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;

Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.

Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.

Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.

Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Эрнесто Скьяпарелли.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.

Во время реставрации.

Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.