Методическое пособие по динамическому чтению. Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Методы быстрого запоминания текста. Что такое динамическое чтение

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;

Кичигина Елена Валерьевна

ГУ СОШ № 39

Г. Павлодара

Данная статья предназначена для учителей начальной школы. В статье описаны эффективные приёмы по обучению динамическому чтению, которые способствуют повышению техники чтения, формируют интерес к чтению и позволяют сделать уроки разнообразными и не похожими друг на друга.

«Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». В.А.Сухомлинский

Тема: « Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»

Динамичное чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий.

Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.

История динамического чтения началась в первой половине 20 века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, что бы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.

Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.

Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. (Динамическое чтение - это чтение глазами.) Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

А сейчас я предлагаю вам почувствовать себе не только в роли экспертов нашего занятия, но побыть в роли учеников экспериментального класса. В группе вам надо расписать ключевое слово нашего занятия – это ДИНАМИЧЕСКОЕ. Расшифруйте каждую букву этого слова. Синонимом динамического чтения - скорочтение.

Мой вариант.

Д - динамично

И - информативно

Н – научить детей

А – активно

М – мыслить

И – и

Ч – чтение

Е – ежедневно

С – сможет способствовать

К – качественному

О – обучению

Е – естественно.

Я расскажу о некоторых методических приемах и средствах обучения динамическому чтению, которые использую для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста.

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование».

« фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать ». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

В этом учебном году я работаю в 1 классе и предлагаю учащимся следующие задания.

    Найди лишнею букву (фотографируем):

а, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.

3. Найти лишнее слово:

река слон мама

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

4.Разделили слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5.Найди все повторы слов на строке

Рамочка рюмка Рома рамочка мамочка раночка ракушка рамочка

Картон карта картон картина бутон батон канон картон картон

Штука шутка штучка штука штукатур шутить штука штука

Кабан кабак кабачок кабан кабан каблук банка кабан кабанчик

Дети читают первое слово, фотографируют его зрительно и находят все повторы на строке, не читая их. Работать можно в паре, с разными карточками.

6. Лестница слов.

Составьте лестницу слов на заданную букву. Слова каждой последующей ступеньки начинаются с заданной буквы и увеличиваются на одну букву.

ум

уха

узор

улица

Кто первым составит лестницу из 5 ступенек?

7. «Буксир»

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение я рекомендую родителям для занятий дома.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

8.Чтение за диктором:

Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.

2 – чтение в паре.

3 – пересказ с опорой на текст.

4 – многократное чтение.

1 раз - правильное (ознакомление)

2 раз – без учителя

3 раз – целыми словами

4 раз – наращивая скорость чтения

5 раз – красивое прочтение

9. Упражнения по методике О.И.Крупенчук

При работе с детьми плохо читающими использую уникальную методику О.И.Крупенчук « 77 упражнений для увеличения скорости чтения». В основе методики лежит понятие о так называемых общих словах. Я называю слово и прошу быстро найти его в таблице и прочесть. Произнесённое слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию. Затем прошу прочитать все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.

БЫ

НО

ТА

ЛИ

НИ

ТО

КО

НУ

ТУ

Следующий этап работы связан с предложениями. В предложениях слова из таблицы. Задача ребёнка – найти знакомое слово в предложении, узнать его и прочесть. При этом цель прочитать всё предложение не ставиться.

Мы хотели бы приехать, но дела мешают.

Ни кола ни двора.

То берёзка, то рябина…

Ну, идём, что ли!

Ко мне, Дружок!

Мне нравится та груша: дайте эту и ещё ту, пожалуйста.

Затем предлагается вставить в предложение подходящие по смыслу слова из таблицы. Ребёнок закрепляет достигнутые результаты, читая тексты после упражнений.

    Иди … мне, Жучка.

Я … взял тебя с собой, … нельзя!

Такие упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, стараюсь заметить и отметить, чтобы превратить учёбу в удовольствие и создать атмосферу успешности у всех учащихся. Конечно, великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является система поощрения:

1. Орден «Чтения».

2. Медаль «Лучший читатель».

3. Читательские дневники.

4. Подарок – книга.

5. Грамоты.

6. Инсценирование сказок.

7. Праздники.

8. Выступления на родительских собраниях.

Все данные о технике чтения учащихся передаю учителю литературы в 5-ом классе. Очень важно, чтобы была преемственность в работе учителя начальных классов и учителя литературы в 5-ом классе.

Самая большая моя радость – мои ребята, любящие читать, радующиеся каждой встрече с новой книгой. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения моих учеников.

Динамическое чтение - это чтение на основе целенаправленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.

Скорость считывания текста зависит от длительности фиксации внимания на отдельных словах, от объема узнавания информации считы­ваемого материала, особенностей памяти, мышления, особенностей лич­ности. Зависит она также от особенностей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.

Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следую­щие приемы и правила:

Не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информативность,
смысловая значимость текста даже на двух отдельных страницах мо­
жет быть различной.

Читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. Постоянно
ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в руки книгу.
Мысленно расчленяйте, структурируйте материал на следующие ас­
пекты:

1) фактологический;

2) теоретический;

3) практический (вопросы прикладного характера).

Акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте то, что со­ответствует целям чтения.

Читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и гу­бами).

Для предотвращения «вокализации» (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, по­скольку скорость мышления, обеспечиваемая «чтением только глазами», гораздо быстрее, чем скорость проговаривания текста. 310


7.7. Самоменеджмент

Наращивая скорость чтения - сканирования, постепенно учитесь од­новременно схватывать и осознавать смысл:

1) нескольких слов;

2) строки;

3) предложения;

4) целого абзаца.

Постоянно расширяйте словарный запас, от этого во многом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать про­читанным.

Приучайте себя не возвращаться к прочитанному материалу, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.

Следует также определить: каковы ваши типичные недостатки в об­ласти культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо на­чинать со «слабого звена». Важно постоянно контролировать себя: уве­личивается ли скорость чтения, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодолению следующего недостатка и т. д.

Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует дополнительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению.

С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500-600 слов в минуту) можно довести до 4000- 5000 слов. Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение.

Традиционная технология чтения имеет серьезные недостатки, замед­ляющие скорость чтения:

Глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2-3 раза;


«подшептывание» и «бормотание» про себя читаемого текста;

Рассеянное внимание;

Отсутствие системы чтения;

Малое поле зрения при чтении;

Скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсут­ствие стремления к самосовершенствованию.

Существуют приемы, позволяющие избавиться от недостатков при чтении:

постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для уст­ранения артикуляции); чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями);


Использование «числовых пирамид». Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на цифрах верхнего ряда, необ­ходимо распознавать одновременно числа, расположенные в расхо­дящихся рядах;

Применение таблиц Шульте - разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20x25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и «вернуть­ся к началу»;

Фиксация цифровых или буквенных сочетаний, воспринимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности вос­приятия текстового материала);

Созерцание «зеленой точки». Смысл приема - каждый вечер созер­цать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отго­няя все остальные мысли (для улучшения способности сосредоточи­ваться);

Введение в процедуру чтения определенной системы (обратить внима­ние на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список лите­ратуры и т. п. - все это помогает выделить основное содержание);

При чтении газетных материалов усвоению текста помогают ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала спустя 8 часов после его изучения (обычный уровень запоминания со­ставляет 20%). Методика включает пять этапов:

Беглый просмотр текста для выявления его главной мысли;

Постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении;

Пометки при чтении, выявляющие его структурную композицию;

Пересказ основных идей;

Повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внут­ренней структуре.

Уже читали бесплатные материалы в сети и пытались освоить некоторые техники быстрого чтения, но не получили результата? Ищите профессионалов в области обучения быстрому чтению? Прошу две минуты внимания - подробности в конце статьи.

Вы уже обладаете многими предпосылками для того, чтобы здесь и сейчас быстрее перерабатывать информацию.

Что такое динамическое чтение. Его отрицательные и положительные стороны. Особенности динамического чтения. Обо всем этом Вы узнаете в данной статье.

Техника динамического чтения
является ключом к деловому успеху!

В последние десятилетия в мире разразился самый настоящий информационный бум. Новая информация быстро появляется и так же быстро устаревает. Чтобы оставаться в струе и эффективно пользоваться богатейшим информационным пространством, нужно уметь усваивать информацию в кратчайшие сроки и качественно.

Мифы быстрого чтения и преимущества динамического чтения

  1. Скорочтение в обычном его понимании – миф, порожденный воображением желающих обучиться скорочтению, а так же хозяев курсов быстрого чтения. Тесты строятся та, чтобы убедить читателя в том, что он стал читать быстрее - прямо как в сказке про голого короля.
  2. Когда человек читает с одной скоростью, то это значит, что он не читает, а делает вид, что читает. На самом деле, для правильного восприятия прочитанного, требуется постоянно менять скорость чтения - то есть применять динамическое чтение .
  3. Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует восприятие конкретного текста.
  4. Серьезная литература требует вдумчивого чтения, а не скорочтения

На протяжении многих столетий считалось, что главными признаками образованного человека должно было быть прежде всего умение читать и считать. Похоже на то, что уже в самом начале наступающего века к этому еще добавится требование уметь слышать, причем не только других, но и самого себя, воспринимать не только то, что произнесено собеседником, но и то, что стоит за его словами, за интонацией, мимикой и жестами.

Эффективно слышать других означает также уметь быстро и всесторонне анализировать услышанное, оценивать его, мгновенно создавать варианты возможных последствий и ориентироваться в своих действиях на самый вероятный из них. Конечно, такие умения всегда ценились в общении. Но только сейчас появилась настоятельная потребность обучать всех людей интенсивному слушанию.

Помогает ли пониманию громкое чтение?

Ответ на этот далеко не простой вопрос мы поучим, если проследим как развивалось чтение, этот, как заметил еще Гельмгольц, "верный собрат слушания". Уже в XIV-XVII вв. громкое чтение стало понемногу уступать чтению моча, которое оказалось более выгодным, т.к. не только проходит на значительно больших скоростях, чем чтение вслух, но и дает значительный выигрыш в глубине понимания. В первой трети XX века люди стали совершенствовать само молчаливое чтение.

Оказалось, что при соответствующей не очень продолжительной тренировке чтения молча можно увеличить до больших скоростей. Появилось скорочтение. Годится оно в основном для просмотра текста и нахождения в нем необходимой информации, для составления общего представления о содержании. Для чтения художественной литературы оно уже не подходит. Вводить его в школу тоже рискованно – возможен переход детей поверхностному чтению. А вот для многих деловых людей в условиях растущего вала информации, скорочтение оказалось кстати. В 60-х гг. XX века появилась методика обучения динамическому чтению. Это был качественно новый этап в умственной обработке любой информации – художественной, научной, научно-популярной… При динамическом чтении человек может читать и очень быстро, и очень медленно в зависимости от характера книги и цели работы с книгой. В основе курса лежит моделирование текста. Оно позволяет значительно увеличить темп чтения без ущерба для понимания. Для школы оказалось важным со многих точек зрения.

Что такое динамическое чтение

Чтобы получить полное представление о технике чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.

Усовершенствуйте методику чтения и вы сможете расходовать меньше времени на исследование книг, на которые раньше тратили много времени. Следуйте перечисленным советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Предварительное чтение. Цель состоит в том, чтобы составить мнение о тексте.
  • Неспешное чтение - к примеру, повести.
  • Сверх внимательное чтение. Требуется детальное изучение книги - например, исследование юридических документов.
  • Скоростное чтение.

Как скрочитать?

  • Прочтите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в документе.
  • Прочтите оглавление. Составьте представление о содержании книги до момента его чтения.
  • Составьте отзыв по книге или письмо автору.
  • Прочтите фрагменты текста, которые показались важными.
  • Изучите предметный указатель. Выясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в тексте. Подумайте, на сколько содержание книги копирует содержание ранее изученных текстов
  • Изучите введение.
  • Прочтите примеры автора. На сколько они повторяются? Не создается ли у вас впечатление, что автор книги позаимствовал содержание документа

Если читаете книгу справочного характера, то требуется прочитать избранные места. Поэтому эта стратегия чтения текста весьма пригодится.

Как быстро читать документы

Во первых, просмотрите места в статье, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть текст будет ясной уже с второго абзаца. Не теряйте зря время.

  • Изучите изложение статьи,первые несколько абзацев вводную часть, обзор,.
  • Просмотрите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Просмотрите внимательно места, которые показались наиболее важными.

Зигзагообразное чтение. Чтение текстов по вертикали. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то схватывает не отдельные слова, а целые фразы.

Зигзагообразным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное чтение.

Пометки на полях.

Делайте записи. Придумывайте вопросы автору документа. Вы не теряете время зря. Благодаря заметкам и сформулированным вопросам, прочитанный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не нужно больше возвращаться.

В процессе чтения документа отмечайте карандашом важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите вопросы автору документа. Составление отзыва требует составление мнение о документе, а это значит, что после составления отклика, вы будете осознавать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Трудно даже представить себе, сколько острых и порой опасных конфликтов на всех уровнях человеческой жизни можно было избежать, если бы люди научились интенсивно слушать друг друга, т.е. слушать, чтобы все слышать, даже то, что прямо не сказано, слушать, чтобы понять другого человека, его желания и особенности мышления. Интенсивное слушание – это, по сути, инструмент познания других людей, их бесконечного своеобразия и неповторимости. При таком слушании эффективнее духовное взаимообогащение людей, а значит, и глубокое уважение одного человека к другому. Там, где люди не умеют слушать, а значит слышать и чувствовать душу другого, там невозможно взаимопонимание, сотрудничество и творчество. Об этом свидетельствует практика человеческого общения.

Конечно, глухота, т.е. неумение слушать и понимать других, нетерпима в межличностных отношениях. Но к каким страшным последствиям такая глухота может привести в отношениях и между государствами, показывает югославская трагедия 1999 года. Не надо однако думать, что интенсивное слушании работает только на будущее. Уже сегодня оно может принести огромную пользу обучению детей, воспитанию их в духе благородных и гуманных принципов цивилизации. На уроке, где каждый ребенок 30-40% своего времени воспринимает речь учителя и своих товарищей по классу, интенсивное слушание, судя по накопившемуся опыту, позволяет делать урок более интенсивным и результативным, улучшает взаимоотношения в классе и в семье. Особенно это чувствуется, если интенсивное слушание сочетается с умениями и навыками динамического чтения.

Система динамического чтения разработана так, что позволяет устранить эти недостатки. Люди, осваивающие данную систему, учатся читать, действительно молча, даже на уровне внутренней речи.

Периферическое зрение человека

Периферическое зрение, что помогает изменить движения глаз при чтении. У «динамически читающих» глаза движутся не зигзагообразно, а проходят всю страницу текста по прямой линии сверху вниз. Это экономит массу времени и предохраняет глаза от перенапряжения.

Изучают алгоритмы чтения, позволяющие извлекать максимум информации из текста и самые важные моменты сохранять в памяти. Развивают внимание, концентрацию, аналитические способности.

Все это, безусловно, увеличивает не только скорость чтения, но и качество усвоения почитанного материала. Одним словом – повышает эффективность человека в современной информационной среде. И хоть овладеть техникой динамического чтения не так то легко, стоит все же приложить усилия. Ведь потратив время на обучение, вы сэкономите его в будущем гораздо больше, а заодно и разовьете свои творческие способности.

Так шаг за шагом совершенствовалось чтение. И двигателями такого процесса были меняющиеся потребности развития общества, его образовательной системы. Тоже самое, может только в другой форме, сейчас происходит и со слушанием. Его качественное улучшение служит оптимизации межличностных отношений. А это очень важно для XXI столетия, века гуманизма и всеобщего взаимопонимания, века людей, умеющих друг друга слышать и понимать. Этому умению надо учить по специальной программе, целенаправленно и упорно. Человек, не научившийся слышать других, а таких большинство, теряет в общении очень много ценной информации. Возместить ее невозможно. И в результате он не может адекватно оценивать услышанное, а значит – и реагировать на его. Человек в этом случае – слышит, но не все; понимает, но не все; реагирует на услышанное, но не всегда адекватно. Неумение слышать – это не только потери в информации, но и потери благожелательности в отношениях между говорящими, потери в откровенности и доверительности.

| - тренировка иностранных языков | | | |

Ах, какая бесконечная и живая тема – скорочтение! А фоточтение … Такой простор для фантазии. Ни фига не делаешь, посмотрел на страницу и пошел на экзамены.

Скорочтение в чём-то сродни философскому камню, обращающему металл в золото. Столько поколений искало… Но алхимия по пути к недостижимому дала массу интересных и полезных вещей. Скорочтение примерно так же.

Cкорочтение – вещь хорошая, особенно если речь идет о легкочитаемой и усвояемой литературе. Но при чтении серьезной литературы скорочтение вряд ли применимо. Здесь бы мне хотелось привести очень хороший анекдот, главное, что в тему.
…На работу устраивается секретарша.
Начальник ее спрашивает: «Скажите, а с какой скоростью Вы печатаете?»
«Полторы тысячи знаков в минуту» - отвечает та.
«Отлично, другие еле-еле двести делают, берем!» - радостно заявил начальник.
Претендентка на работу так тихонько в сторону добавляет: «Только какая-то ерунда получается…»

Меня умиляют сообщения о рекордах скорочтения и результатах, которые обещают на всяческих курсах. Иногда обещают такие чудеса, как «чтение по диагонали» (интересно, что это за чтение?), фотографическое запоминание текстовой информации. И в тоже время практически на всех курсах дают неверную методику подавления внутренней артикуляции или проговаривания текста. Один маааааленький нюанс, но который решает все.

Это я все написал не для того, чтобы как-то унизить все эти курсы или показать собственную крутость. Люди делают хорошее дело и на самом деле дают массу полезных навыков.
Просто у нас малость другой подход.
ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ ЧИТАТЬ – РАЗВИВАЙ ВООБРАЖЕНИЕ!

Мы как-то писали, что наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА» в случае прослушивания его каждый день по разу в течение месяца увеличивает скорость чтения в 2-3 раза без всяких специальных упражнений.

Никакой мистики. С помощью электроэнцефалографа мы увидели, что этот диск «всего-навсего» в максимальной степени активизирует правое полушарие мозга. Причем эффект носит накопительный характер. А правое полушарие – это наше воображение.

Так что альтернатива – ходить на курсы или просто . Хотя лучше и то и другое.
Все же приемы скорочтения желательно знать, даже скорее не просто знать, владеть ими. Не повредят такие вещи, как «расширение угла периферического зрения», повышение концентрации внимания при чтении и так далее. Но читать сложные тексты желательно с тем учетом, что, как уже неоднократно отмечалось, кратковременная память не безгранична, а ее перегрузка вызывает такие вещи, как непонимание текста, потеря внимания и интереса.

При чтении ей нужно всячески помогать, не стараться набивать ее информацией с тем же усердием, как при сборе чемоданов перед поездкой на море.

Читать следует так, чтобы в кратковременной памяти успевали сформироваться образы, которые помогут и понять, и запомнить текст. Помните, что один из основных постулатов работы памяти гласит – НЕ УВИДИШЬ – НЕ ЗАПОМНИШЬ? Теперь понятно, почему развитие воображения повышает скорость чтения лучше всяких курсов?

На курсах мы берем для примера произвольный текст, обычно предлагаемый кем-то из учеников и сначала он читается в обычном, так сказать, привычном режиме.

После беглого опроса, который показывает, что из этого текста мало кто чего понял, этот же текст читается по-другому. Кстати, обычно это юридический или экономический текст. Пару раз попадались тексты медицинские. До сих пор одна группа помнит строение и функции печени, другая классификацию челюстно-лицевых травм, третья порядок возврата исковых заявлений и так далее, хотя они далеко не все медики или юристы.

Просто нужно уметь читать.
1 . Скорочтение в том виде, в каком его обычно подают, – миф, порожденный авторами систем и хозяевами разнообразных курсов. Например, на одном из очень известных курсов все тесты построены таким образом, чтобы уверить занимающегося, что он стал читать быстрее. Примерно то же самое, как и в известной сказке Андерсена про короля и хитрых портных.

2 . Речь может идти только о динамическом чтении. Это не то, чему учат на курсах скорочтения, это скорее стратегия чтения, сумма приемов и технологий, которые позволяют быстрее читать. Но это действительно позволяет читать быстрее.

3 . Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует стратегия чтения.

Но не думать, что эти приемы – панацея. Кстати, я проработал массу пособий по скорочтению, познакомился со многими курсами. И был просто поражен, что «подавление внутренней артикуляции», то есть убирание проговаривания текста абсолютно верно изложено только у Сергея Михайлова . Правда, может, я не все курсы изучил.

Но я встречал людей, которые занимались на курсах самой разной популярности, так ни у одного не получилось с этим моментом. Ответ руководителей курсов, почему так и не получилось с внутренним проговариванием достаточно стандартен: «Вы мало делали те упражнения, которые мы Вам давали».

4. Не развив концентрацию внимания и, главным образом, ВООБРАЖЕНИЕ , ни о каком быстром чтении речи быть не может. Мы уже писали, почему можно не занимаясь скорочтением, а только раз в день прослушивать наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА», за месяц поднять скорость чтения в 2-3 раза.

5 . СЕРЬЕЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО.
Вот на последнем моменте мы и остановимся.
Напомним, что человек что-то понять и запомнить может только тогда, когда сможет это вообразить. Но если текст сложный, то воображение может и не успеть «обработать» информацию. И тогда никакое скорочтение не поможет.
Пора переходить к конкретному примеру. Для начала прочтите текст, который приведен ниже, в обычном режиме.

Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части, и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.


Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ с внешней средой.

Текст небольшой, да и не самый сложный. Это отрывок из книги выдающегося психолога А.Р.Лурии «Лекции по общей психологии».

Тем не менее, насколько Вы запомнили этот отрывок? Насколько Ваше внимание не уходило куда-нибудь при чтении? Естественно, требуется честный ответ, себя-то обманывать незачем.
А теперь попробуем прочесть этот отрывок по-другому.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Стоп! Понимаем, что ничего сложного, но нужно сделать паузу и дать возможность воображению обработать прочитанное.
Итак, сформируем образы. Я буду это делать по-своему, так что если Вы с этим не согласитесь, то будете правы. Каждый человек неповторим, неповторимо и его пространство образов.

Я представляю себе молекулу как набор больших шаров, причем такой, знаете, путанный, сложный. Этот набор достаточно огромен, что на его фоне теряется капля воды (простенькая молекула). Я вижу среди всех этих шаров некие центральные, главные шары, на которых написан символ «С» - обозначение углерода. И именно к этим шарам прилеплены остальные, с самыми разными надписями.

И представляю, что это сооружение находится в такой массе, кипяяще-бурлящей (однажды в таком виде показывали зарождение Земли в каком-то фильме), но там, где кипение прекращается и появляется лед.
Представляю, как одно такое сооружение держит в руке Опарин – старичок в академической шапочке, произносит при этом «Опа! Ринг!», и добавляет: «Во так Земля и появилась, коансерванты мои!». Я потом легко восстановлю, что это не консерванты, а коацерваты.

Конечно, написал я больше, чем занял сам абзац, но одно дело – я писал, а другое – все быстро представил.
Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.

Теперь я представляю, как эти сооружения распадаются на части, как они отчаянно, чтобы не распасться, выхватывают извне новые шары, выбрасывают другие. Причем это происходит активно, то есть сооружение само выхватывает извне шары, само выбрасывает другие шары. При этом сооружение дышит.

Стоит просканировать все, что представил, объединить картины в один фильм, и просмотреть его еще раз.
Теперь я могу быть уверен, что вряд ли забуду этот маленький текст. Я перевел его в образы, в живую картинку. Более того, я могу на листке бумаги поместить ключевые слова для того, чтобы через какое-то время быстро повторить текст через пару дней.
И если придет экзамен, мне, в крайнем случае, понадобится только в этот листик посмотреть и все.

Можно было бы взять текст и подлиннее для большей убедительности. Или посложнее. Если будут на то пожелания читателей, я в следующий раз таким образом препарирую какой-нибудь юридический или экономический текст. Сегодня я не сделал это по той лишь причине, что не подобрал такого текста. Покопался в своих документах, все больше какие-то белорусские законы, а они не столь интересны всем, так как география подписки достаточно широка.

Правда, есть еще один текст, который именно так следует читать. Это правила дорожного движения. Вроде везде в СНГ они приблизительно одинаковы.

Но суть все равно такова – создай образы и тогда и поймешь, и запомнишь.
Вы можете спросить – а не слишком ли это сложно? Вернее, не усложняю ли я? Тем более, что так читать гораздо медленнее.
Да, медленнее. Зато в конечном итоге я прочту гораздо больше статей и книг, так как я буду их запоминать и мне гораздо проще далее будет читать все, что касается прочитанного, ведь информация хорошо связывается с уже известным. Плюс ко всему я не буду слишком много раз повторять ее, ведь образы гораздо проще запоминаются, нежели просто кучу раз прочитанные строки.
Есть один нюанс. Мы настолько привыкли читать традиционно, что такое чтение может вызвать протест. Протест подсознания. Подсознание очень инерционно, оно с трудом принимает новое.

Но после того, как таким образом будет переработано несколько текстов, Вы уже не сможете работать по-другому. Полезный метод перейдет в навык.

Вообще все, что поначалу идет с трудом – новые методы запоминания, новые методы конспектирования и тому подобное, важно начать применять на практике. Тогда и появится этот самый навык.

Или вы, или у Вас есть знакомый автомобилист, который по трассе гонит со скоростью 120-130 километров и делает это вполне уверенно. И представьте себе, что рядом с ним в автомобиле находится человек, который все время призывает его ехать со скоростью 80 километров. Он время от времени сбрасывает скорость, но через непродолжительное время снова набирает привычную. Самое главное, что более медленная, нежели привычная езда, доставляет водителю известный психологический дискомфорт. Он привык ездить быстро.

И я призываю Вас «ездить» по тексту быстрее. Кстати, этот самый водитель, о котором шла речь, ведь не сразу стал ездить быстро. Давайте предположим, то и Вы сейчас находитесь в положении водителя, который пока ездит медленно. Но если мы сразу резко увеличим скорость, авария (в данном случае непонимание и неприятие текста) неизбежны. Надо подготовиться, потренироваться и постепенно, но довольно быстро увеличить скорость. И потом Вам уже сложно будет ездить медленнее.

Первый совет . Не буду теоретизировать, просто начните читать книги как в нормальном положении, так и «вверх ногами». Достигните того, чтобы лёгкость чтения в обеих ситуациях была одинаковой. Это даёт прирост скорости раза в два.

Второй совет . Легкий в выполнении до чрезвычайности, эффективный невероятно, известный всем и применяемый крайне редка. Чтение с указкой. Вернее, с указочкой. Или просто водить пальцем по строкам.

Во время чтения наши глаза совершают массу хаотических движений. Можете провести такой эксперимент. Попросите кого-либо представить себе в метрах полутора окружность перед собой и «обвести» ее глазами. А затем попросите проследить за кончиком ручки, которой вы будете описывать окружность.

Разница настолько очевидна, траектория движения зрачков во втором случае настолько более плавная и менее хаотичная, что уже этого вполне бывает достаточно, чтобы человек начинал читать с указкой. А если добавить к этому, что постепенно скорость движения указки Вы можете повышать, то через какое-то время скорость чтения возрастет раза в три-четыре.
Попробовать и почувствовать разницу, во всяком случае, ничего не стоит.

Третий совет . Скачайте из Интернета программу , а еще лучше при случае приобретите приборчик. Напомним, что метроном – это часовой механизм, который выдает равномерные колебания с регулируемой частотой. Разновидности – как механический, так и электронный. Лучшего прибора для повышения скорости чтения не придумать.

Итак, как с ним работать? Возьмите какую-нибудь книгу и начинайте читать, а частоту метронома установите примерно 80 ударов в минуту. И начинайте читать. Кстати, возможно, что 80 ударов – для Вас небольшая скорость. Увеличивайте. Постепенно, понемногу, и Вы заметите, что и скорость чтения начнет увеличиваться постепенно. Увеличивайте скорость дальше.

В какой-то момент увеличение скорости чтения при повышении частоты ударов прекратится. Более того, Вы заметите, что чтение пойдет таким образом – Вы читаете сами по себе, а метроном звучит сам по себе. Это означает, что Вы достигли своей предельной пока скорости.

«Отмотайте» частоту назад немного. Найдите тот предел, на котором Вы еще нормально читаете, но уже быстрее. Заметьте, что нужно также следить и за тем, что вы понимаете текст. Что толку читать быстрее, если не понимаешь, о чем идет речь?
Итак, предел найден. Читайте при этой частоте некоторое время, пока достигнутая скорость не станет для Вас комфортной. Обычно это пару-тройку дней.

Самое интересное, что читать медленнее Вы уже не сможете.
Когда поймете, что уверенность в чтении при этой скорости уже пришла, повышайте частоту ударов метронома. Только не старайтесь прибавить сразу побольше, постепенность и еще раз постепенность. Штангист, который со 100 килограмм сразу начнет брать вес 200, обречен на неудачу.

И Вы достигнете очень приличной скорости чтения буквально за пару недель. Как показала практика, потерять достигнутую скорость практически невозможно. Разве что если не читать вообще несколько лет, но такой смелый эксперимент вряд ли имеет смысл. А читать на меньшей скорости будет достаточно дискомфортно.

Самое главное, что Вы можете тренироваться, так сказать, «не отходя от кассы», то есть совмещать чтение и тренировку. Читаете какой-нибудь роман, метроном себе тихо щелкает, скорость чтения повышается.
Интересно, что на очных занятиях, когда я включаю метроном и народ начинает читать, многие с удивлением обнаруживают, что могут читать на самом деле быстрее. Каждый по разному, но увеличивают скорость чтения на глазах абсолютно все. Само собой, что после этого агитировать читать под метроном не приходится.

Лично я в свое время просто приобрел такой маленький метрономчик, размером с пейджер, и включал всякий раз при чтении. И быстро увеличил скорость чтения. Недавно в Интернете я приобрел одну программку-тренажер для увеличения скорости чтения. Деньги небольшие, и единственное, что мне принесло удовлетворение, так это то, что я убедился, что даже самая высокая скорость программы-читалки медленнее моего чтения. Это не хвастовство, это приглашение достичь того же.

Самое главное, что Вы сможете совмещать тренировки и чтение.
Не думайте про скорочтение, просто много и нормально читайте!
Кстати, я беседовал со многими выдающимися людьми, интеллектуалами. Они все против скорочтения.
Присоединяйтесь к ним! А наши советы Вам в этом помогут.