Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов). Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест Отчет о квотировании мест для инвалидов

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

До 1 февраля работодатели с численностью штатных работников более 20 человек должны проинформировать органы Государственной службы занятости о выполнении ими квоты на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве. Форма отчета хотя и не содержит большого количество строк, однако является совершенно новой, поэтому представляем подробный алгоритм ее заполнения.

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

  • имеет на иждивении детей (ребенка) в возрасте до шести лет (квота будет действовать до достижения детьми (ребенком) шести лет).

Таким правом может воспользоваться один из родителей детей (ребенка) в возрасте до шести лет (п. 3.2 Инструкции № 271). Другими словами, если на предприятии работают оба родителя, то к «квотной» категории работников будет относиться только один из них.

А для родителей, работающих на разных предприятиях, достаточным условием подтверждения отнесения одного из родителей к «квотной» категории работников может быть письменное подтверждение работодателя об условиях трудоустройства другого родителя (письмо Минсоцполитики );

  • воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет (квота будет действовать до достижения ребенком 14 лет) или ребенка-инвалида (квота будет действовать до достижения ребенком-инвалидом 18 лет);
  • удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности) (квота будет действовать до достижения родителем пенсионного возраста в соответствии со ст. 26 Закона № 1058);

Документами, подтверждающими принадлежность к «квотной» категории работников, а также срок действия квоты, являются (п. 3.2 Порядка № 271):

  • копия свидетельства о рождении ребенка - для одного из родителей (лица, его заменяющего), имеющего на иждивении детей (ребенка) до шести лет, воспитывающего без одного из супругов ребенка до 14 лет;
  • копия пенсионного удостоверения , содержащего запись об инвалидности - для одного из родителей (лица, его заменяющего): воспитывающего без одного из супругов ребенка-инвалида; имеющего на иждивении без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы, независимо от причин инвалидности. В случае отсутствия пенсионного удостоверения , принадлежность к «квотной» категории работником может подтверждаться одним из следующих документов:
    • копией удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
    • копией формы № 080/о «Медицинское заключение о ребенке-инвалиде возрастом до 18 лет»;
    • копией формы первичной учетной документации № 157-1/о «Справка к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией».

Лица, заменяющие одного из родителей для подтверждения принадлежности к «квотной» категории работников, кроме перечисленных выше документов, должны еще предоставить копию решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над таким ребенком или решения суда.

Одинокая мать (отец) с копией свидетельства о рождении или пенсионного удостоверения должна (должен) еще представить справку о получении (неполучении) помощи;

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки (квота будет действовать до достижения ими 18-летнего возраста). Документом, подтверждающим принадлежность к данной категории работников, является копия выписки из электронной учетно-статистической карточки ребенка;

3) лица, которым исполнилось 15 лет и которые могут, как исключение, приниматься на работу по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу). Подтверждающим документом принадлежности к данной «квотной» категории является свидетельство о рождении ребенка;

4) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения (квота будет действовать до прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу). Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории является копия справки об освобождении;

5) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и впервые принимается на работу. Квота будет распространяться на лиц возрастом до 35 лет, впервые принятых на работу в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы. При этом квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу.

Подтверждающими документами принадлежности к данной «квотной» категории являются:

  • копия диплома или другого документа об образовании (для лиц, закончивших обучение);
  • копия военного билета (для лиц, уволившихся со срочной службы).

Кроме того, следует обратить внимание еще и на факт трудоустройства молодежи, окончившей ПТУ и ВУЗы, по специальности, указанной в дипломе , поскольку трудоустройство молодежи не по специальности не будет относиться к выполнению квоты. Такой вывод можно сделать из самого определения понятия «молодой работник», приведенного в п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 5067;

6) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 осталось 10 и менее лет . Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории будет копия паспорта.

Расчет среднеучетной численности «квотной» категории работников за отчетный период совершается в том же порядке, что и расчет среднеучетной численности штатных работников, то есть:

1) определяется учетное количество работающих на условиях полной занятости по дням календарного месяца отчетного периода.

Пример 4

2) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за календарный месяц отчетного периода.

Пример 5

Определение среднеучетного количества работников по квоте 5% за месяц.

На предприятии в декабре 2013 года учетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости, составило:

Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5%
01 7 12 6 22 6
02 7 13 6 23 5
03 7 14 6 24 5
04 7 15 6 25 5
05 7 16 6 26 5
06 6 17 6 27 5
07 6 18 6 28 5
08 6 19 6 29 5
09 6 20 6 30 6
10 6 21 6 31 6
11 6

Всего: 184 раб.

В декабре 2013 года среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, составило 6 работников (184: 31).

3) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за отчетный период.

Всего за год: 68 раб.

Среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год составляет 6 раб. (68: 12).

Строка 03
«квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників»

Согласно п. 3.3 Порядка № 271 в строке 03 указывается расчетная численность работников (в целых числах), имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

То есть показатель строки 03 определяется по формуле: строка 01 х 5% .

Округление результатов исчислений осуществляется по следующему правилу: округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу (п. 3.3 Порядка № 271).

Пример 7

Расчет квоты в размере 5% среднеучетной численности штатных работников.

1. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 109 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 6 работников (109 х 5: 100 = 5,45 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 6 работников).

2. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 107 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 5 работников (107 х 5: 100 = 5,35 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 5 работников).

Строка 04
«Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти»

Согласно п. 3.4 Порядка № 271 в строке 04 указывается численность граждан, которых планируется трудоустроить в текущем году в счет квоты . Другими словами, в строке 04 необходимо указать плановый показатель трудоустройства «квотных» категорий граждан в 2014 году в счет выполнения квоты за 2013 год.

При заполнении строки 04 важно учесть следующие моменты:

  • если показатель строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 ставится прочерк , поскольку квота в отчетном периоде выполняется;
  • если показатель строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 необходимо указать разницу между строкой 03 и 02 - именно это количество работников необходимо трудоустроить в 2014 году для выполнения квоты, рассчитанной по результатам 2013 года.

Пример 8

Заполнение Информации за 2013 год

Необходимые данные для расчета показателей и заполнения Информации:

  • среднеучетная численность штатных работников за 2012 год - 104 работника;
  • среднеучетная численность штатных работников за 2013 год - 110 работников;
  • среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год - 4 работника.

1. Квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников составляет: 104 х 5 – 100 = 5,2, после округления получаем 5 работников.

Фрагмент заполнения Информации за 2013 год:

Назва показників Код рядка Кількість, осіб
А Б 1
Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік - усього 01 104
у тому числі чисельність працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню, які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді 02 4
Квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників 03 5
Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти 04 1

Информация подписывается руководителем (ответственным лицом за представление информации) предприятия с указанием фамилии и инициалов, а также указывается дата ее заполнения (п. 3.5 Порядка № 271).

Ответственность за нарушения

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 5067 работодатели должны ежегодно информировать органы Государственной службы занятости о выполнении квоты на трудоустройство граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Поскольку информирование нельзя отождествить с представлением отчетности, то за непредставление (несвоевременное) представление Информации или за неправильное ее составление штрафных санкций законодательством не предусмотрено. Но подать Информацию в службу занятости до 01 февраля года, следующего за отчетным, все же необходимо, поскольку непредставление Информации может повлечь за собой внеплановую проверку предприятия инспекцией по труду.

В случае если в поданной Информации указано невыполнение квоты на трудоустройство, к предприятию могут быть применены штрафные санкции согласно ст. 53 Закона № 5067 как за невыполнение работодателем в течение отчетного года установленной квоты. Службой занятости будут проверяться направления работодателю на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. При выявлении необоснованного отказа в периоде, когда квота не выполнялась , на предприятие может нагрянуть инспекция по труду с проверкой. При этом за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве, в пределах соответствующей квоты, с работодателя будет взыскан штраф в двукратном размере минимальной зарплаты , установленной на момент выявления нарушения.

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

Какие сведения нужно сообщать в службы занятости

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н . Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 , согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей и ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Методика заполнения формы представления

информации о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Наименование организации – наименование организации, представившей информацию о квотировании рабочих мест для инвалидов (далее – организация).

Адрес (место нахождения) - фактический адрес организации.

Вид собственности - вид собственности организации.

Номер контактного телефона – номер телефона организации.

Код по ОКОПФ – код организации по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм.

Код по ОКВЭД – основной вид экономической деятельности организации, проставляется цифрами.

Расшифровка ОКВЭД - расшифровка кода по ОКВЭД, указанного в пункте 6.

ИНН организации – идентификационный номер налогоплательщика организации.

1. Списочная численность работников организации – рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

2. Среднесписочная численность работников организации – среднесписочная численность за месяц, рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

3. Численность работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

4. Среднесписочная численность работников организации для расчета квоты – среднесписочная численность работников организации за месяц, за исключением работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда (стр. 2 – стр. 3).

5. Сведения о расчетном количестве рабочих мест, включая свободные (вакантные), выделенные в счет квоты – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 2% среднесписочной численности работников организации для расчета квоты (стр.4 х 0,02).

6. Сведения о расчетном количестве специальных рабочих мест – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 50% от расчетного количества рабочих мест, выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов (стр.5 х 0,5).

7. Фактическая квота, установленная локальным нормативным актом работодателя – количество рабочих мест, которое выделено для трудоустройства инвалидов в счет квоты в соответствии с локальным нормативным актом организации (приказом, распоряжением и т.д.)
Пример заполнения таблицы:


№п/п

наименование должностей (профессий) квотированных рабочих мест

Из графы 2: вид квотированного рабочего места:

1-специальное;

2- обычное


Из графы 2: количество рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.

Из графы 4: Количество

вакантных рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.


1

2

3

4

5

1

Дворник

1

1(занято одним работником)

0

2

Уборщик служебных и производственных помещений

2

2 (занято двумя работниками)

0

7.1. Инвалиды, работающие на обычных квотированных рабочих местах - инвалиды, работающие не на специальных квотированных рабочих местах (код 2 гр. 3)


из графы 2:

группа инвалидности (1, 2, 3)


из графы 2: возраст (лет)

из графы 2:

пол работающего инвалида

(М / Ж)


6

7

8

2.1

3

37

Ж

2.2

3

48

М

(заквотированные рабочие места уборщиков являются обычными)

7.1. Инвалиды, работающие на специальных рабочих местах - инвалиды, работающие на специальных квотированных рабочих местах (код 1 гр. 3)

(заквотированное рабочее место дворника является специальным).
Специальными рабочими местами могут быть рабочие места для инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда (дополнительные перерывы, гибкий график работы, труд под присмотром третьих лиц и прочее), включая адаптацию существующего оборудования или оснащение новым оборудованием.

8. Инвалиды, работающие в организации на рабочих местах сверх установленной квоты – инвалиды, работающие в организации не на квотированных рабочих местах.

9. Количество рабочих мест, предполагаемых к выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов дополнительно к установленной квоте – количество рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены.

Пример: в организации расчетное количество квотированных рабочих мест – 2, численность работающих в организации инвалидов – 2, квота выполнена, но работодатель принял решение выделить еще 1 рабочее место для инвалида.

9.1. В том числе из строки 9 специальных рабочих мест – количество специальных рабочих мест, предполагаемых к выделению для трудоустройства инвалидов из того числа рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены инвалидами.

10. Дата, номер локального нормативного акта работодателя об установлении квоты, содержащего сведения о выделенных (созданных) рабочих местах для приема инвалидов в счет установленной квоты – дата и номер приказа, распоряжения, в соответствии с которым в организации выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов.

11. Дата предоставления информации – дата предоставления работодателем информации по указанной форме в центр занятости населения.

Должность, фамилия, инициалы, подпись работодателя (его представителя).

Место печати работодателя.

Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ:
1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как оформить прием сотрудника на работу

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

1.об имеющихся вакансиях;

2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы