Структура компании «АК Транснефть. Транснефть Структура ак транснефть

Группа «ТРАНСНЕФТЬ»

История группы Транснефть – красноречивая иллюстрация тезиса о том, что все события цикличны, и новое – это хорошо забытое старое.

Вся нефтяная промышленность России была национализирована в 1918 году, было создано Главное управление по топливу, в рамках которого задачи транспортировки нефти и нефтепродуктов внутри страны (а с 1922 года и поставки нефти вовне) стал решать Нефтеторг.
В последствии Нефтеторг был переименован в Нефтесиндикат, после чего – в Союзнефть (1927г.), а потом и в Главнефтесбыт (1934г.). Еще через год, в 1935 г., Главнефтеснаб стал Главнефтесбытом. При этом все это время транспортировка и нефти, и нефтепродуктов оставалась в ведении одной структуры.

Мы разошлись, как в море корабли…
– из романса «Корабли».

В феврале 1970 года ситуация кардинальным образом изменилась - нефтеснабжение разделилось на две независимые структуры, поскольку уже становилось понятным, что экспорт нефти приобретает стратегическое значение.
В структуре Миннефтепрома было создано Главное управление по поставкам и транспорту нефти (Главтранснефть), которому отошли все нефтепроводы. В Главнефтеснабе остались нефтепродуктоводы, нефтебазы и АЗС.

В 1992 году на базе Главтранснефти было создано ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», получившая в наследство все 17 трубопроводных предприятий бывшей Главтранснефти и ее основную функцию - транспортировку сырой нефти по магистральным нефтепроводом.

Одновременно происходили и изменения в структурах, занимающихся транспортом нефтепродуктов – на базе Госкомнефтепродукта РСФСР был образован концерн «Роснефтепродукт». 30 августа 1993 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 871 «Роснефтепродукт» был ликвидирован, и появилась Акционерная компания по транспорту нефтепродуктов «Транснефтепродукт». Транснефтепродукт стал оператором нефтепродуктоводов, транспортирующих светлые нефтепродукты - дизельное топливо, бензин и керосин – от коммерческих НПЗ, общей протяженностью около 20 тыс. км.

Часть группы Транснефть пытались приватизировать, но аукцион, назначенный в 1998 году, из-за кризисных событий был отложен. Больше к этому вопросу государство не возвращалось. Группа «Транснефть» так и осталась естественной монополией, все голосующие акции головной компании принадлежат государству, привилегированные (не голосующие) акции торгуются на бирже.

«Рациональность объединения не очевидна. Думаю, чиновники не станут воплощать эту идею в жизнь, она слишком неожиданна и экзотична.»
– Валерий Нестеров, аналитик «Тройки Диалог», 2004 год.

Совпадение или нет, но через несколько после того, как в Транснефть пришла команда бывших менеджеров из ЛУКОЙЛа, с компанией произошли существенные изменения. Было реализовано предложение президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, которое он неоднозначно озвучивал, в том числе в официальных письмах в адрес Минэкономразвития: объединить Транснефть и ТНП с целью «концентрировать и перераспределять денежные ресурсы объединенной компании для развития наиболее важных трубопроводных направлений».

В 2007 году «Транснефтепродукт» был присоединен к «Транснефти», таким образом, транспорт как нефти, так и нефтепродуктов оказался в ведении одной компании. Таким образом, история завершила очередную спираль, трубопроводный бизнес снова консолидирован, как до разделения в 1970-м году.

Важнейшие реализованные и идущие проекты в части транспортировки нефти – это Харьяга-Индига, «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), ВСТО-2, трубопровод «Дружба», Балтийская трубопроводная система (вместо порта Вентспилс в российский порт в Приморске), Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и трубопроводы Баку-Новороссийск и Грозный-Туапсе, Заполярье-Пурпе, Суходольная-Родионовская (в обход Украины в Новороссийский морской порт), объединенный контур Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк. Стартуют проекты второй нитки Балтийской трубопроводной системы и КТК-2, Бургас-Александруполис. Му́рманский нефтепрово́д (от месторождений нефти Западной Сибири до морским незамерзающего порта Мурманск), «Дружба»-Адрия (из Венгрии в Хорватию) заморожены.

ОАО «ТРАНСНЕФТЬ» — головная компания Транснефти.


Компании, входящие в состав Транснефти по направлениям бизнеса:

Транспортировка, хранение, распределение нефтепродуктов:
Уралсибнефтепровод , Транссибнефть , СЗМН , Сибнефтепровод , МН «Дружба» , Центрсибнефтепровод , Черномортранснефть , Верхневолжскнефтепровод , Балтнефтепровод , Приволжскнефтепровод , СМН , Востокнефтепровод , Дальнефтепровод ,

В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов, - выдвинул идею использовать трубопровод для перекачки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.

Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в бурдюках и бочках на арбах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.

Трубу видно с Шаболовки

Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».

Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2013 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, - 135 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.

Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник - В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.

И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. т в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для перекачки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.

Магистральная эра

Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку - Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. т в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.

До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп - Краснодар, Калужская - Афипская и Махачкала - Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.

Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный - Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку - Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир - Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный - Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев - Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.

В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай - Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек - Грозный и Гора - Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.

Для фронта и тыла

Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха - Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань - Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку - Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.

В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

От Волги до Байкала

Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы - Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль - до Бугуруслана.

В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.

С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы - Уфа, Шкапово - Ишимбай, Миннибаево - Ромашкино - Бавлы, Ромашкино - Клявлино, Альметьевск - Ромашкино - Куйбышев, Бугуруслан - Куйбышев, Куйбышев - Саратов, Покровское - Сызрань, Софийск - Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек - Суат - Грозный - первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.

К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы - Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы - Омск, Омск - Новосибирск и Новосибирск - Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы - Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.

Испытание «Дружбой»

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии - запорную арматуру, в Венгрии - средства автоматики, в Польше - трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.

К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча - Полоцк - Мажейкяй - Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная - через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

Прирастать Сибирью

В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн т нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.

И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим - Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык - Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск - Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн т сырья в год.

Рекорды на фоне застоя

К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн. т углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.

За девятую пятилетку (1971 - 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов - почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык - Уфа - Курган - Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев - таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев - Тихорецкая - Новороссийск.

В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса - Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск - Курган - Куйбышев и Холмогоры - Сургут.

Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн т жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн т в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут - Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.

Ветер перестройки

К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск - Конда, Уренгой - Холмогоры, Чимкент - Чарджоу, в 1990 году - нефтепровод Тенгиз - Гурьев - Астрахань - Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.

В это время Главт ранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».

Ежегодно Главт ранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки - 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.

Эпоха возрождения

Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.

Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть» , а на базе бывшего аппарата главка - ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».

Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получила и ОАО «АК «Транснефть» .

Динамичные нулевые

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку - Тихорецк - Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершила строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная - Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн т в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн т нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн т. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн т, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн т нефти в год.

В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса - Ухта до 23 млн т нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».

Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.

История пишется сегодня

2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, - подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. - Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».

Параллельно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.

В настоящее время компанией осуществляется расширение ТС ВСТО для увеличения пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн. тонн, ВСТО-2 до 50 млн. тонн к 2020 году, а также реконструкция нефтепроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти из Западной Сибири в направлении г. Тайшет к 2025 году.

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе - Самотлор (протяженность - 429 км, мощность - 25 млн т в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье - Пурпе (мощность - до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность - 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.

В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет, трасса которого пройдет в основном по территории Красноярского края. Он позволит приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.

В 2017 году был введен в эксплуатацию первый этап проекта пропускной способностью до 8,6 млн. тонн (протяженность линейной части - 700 км).

Реализация второго этапа пропускной способностью до 15 млн. тонн нефти в год планируется к завершению в 2023 году.

В рамках проекта «Север» компания осуществляет увеличение экспортных объемов перекачки дизельного топлива в направлении порта Приморск.

Проект реализуется в 2 этапа:

1 этап - увеличение экспорта дизельного топлива с 8,5 млн. тонн до 15 млн. тонн в год в направлении порта Приморск реализован в 2016 году.

2 этап - увеличение экспорта дизельного топлива с 15 млн. тонн до 25 млн. тонн в год в направлении порта Приморск до конца 2018 года.

Ведется работа в рамках проекта «Юг», целью которого является обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Воскресенка - Самара - Волгоград - Тихорецк - Новороссийск» на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.

Новейшая история трубопроводного транспорта нефти в России пишется сегодня.

Число сотрудников ▲ 119 тыс. (2018 год) Сайт transneft.ru Транснефть на Викискладе

«Транснефть» - крупнейшая в мире нефтепроводная компания, владеет 68,4 тыс. километров магистральных трубопроводов, 507 перекачивающими станциями, 24,4 млн кубометров резервуарных ёмкостей. Компания транспортирует 84% добываемой в России нефти и 26% производимых светлых нефтепродуктов .

История

Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР . В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года .

С 21.07.2016 компания ОАО «Транснефть» была переквалифицирована в Публичное акционерное общество (ПАО «Транснефть»)

Восточный нефтепровод

Каспийский трубопроводный консорциум

В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума , находящихся в федеральной собственности.

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК - 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.

Трубопроводная система Заполярье - Пурпе

Цель проекта - Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края: Уренгойской группы месторождений ПАО «Газпром», Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений ПАО "НК «Роснефть», Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений (ПАО "НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») Пякяхинского месторождения (ПАО «ЛУКОЙЛ»).

  • 488 км - протяженность магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе;
  • до 45 млн тонн нефти в год - возможная пропускная способность;
  • 2 млрд тонн нефти - ресурсный потенциал месторождений, подключаемых к нефтепроводу.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе - уникальный проект, включающий в себя новейшие методы строительства и инновационные российские технологии:

  • 170 км трубопровода проложены за Полярным кругом;
  • 315 км трубопровода проложены над землей на специальных опорах;
  • нефтепровод оснащен современной системой обнаружения утечек;
  • для нагрева нефти на всем протяжении трассы возведены пункты подогрева нефти (из-за высокой вязкости нефти для транспортировки ее необходимо подогревать до 60 С 0);
  • увеличен срок эксплуатации труб без замены и реконструкции до 50 лет (в среднем - 30).

В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

Проект реализован в 2016 году.

Трубопроводная система Куюмба - Тайшет

Цель проекта - Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края - Куюмбинского (ПАО "НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») и Юрубчено-Тохомского (ПАО "НК «Роснефть»).

Мощность магистрального нефтепровода - до 15 млн тонн в год, в том числе:

  • первый этап - 8,6 млн тонн в год - 2016 год;
  • второй этап - 15 млн тонн - 2023 год.

Протяженность магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет составляет 697 км. Трасса проходит по территориям Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области (505 км - Красноярский край, 192 км - Иркутская область).

Нефтеперекачивающие станции - 2 шт., ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен», объем резервуарного парка 160 тыс. м³.

Внешнее электроснабжение - собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 326 км, 3 распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.

Сроки строительства: первый стык нефтепровода сварен 17 декабря 2013 года, ввод объектов в эксплуатацию - декабрь 2016 года.

Слияния и поглощения

В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта . Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости » почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры Аркадия Ротенберга (получил около $500 млн) .

16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт » путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».

23 мая 2017 года Газпромбанк раскрыл структуру владения привилегированными акциями «Транснефти»: ЗАО «Газпромбанк-Управление активами», доверительный управляющий средствами «Транснефти» и «Газпромбанка», получило в результате сделки 53,57 % префов монополии, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» - 14,85 %, около 2 % - РКИФ и РФПИ. Кроме того, Газпромбанк стал финансовым консультантом трубопроводной компании.

Видео по теме

Деятельность

Основные направления деятельности «Транснефти» :

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
  • диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
  • обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.

«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года) .

Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии регулируются Федеральной антимонопольной службой .

Основные нефтепроводы

  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год)
  • Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)
  • Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)
  • Исторический Нефтепровод Грозный - Туапсе
  • Трубопроводная система Заполярье - Пурпе
  • Трубопроводная система Куюмба - Тайшет

Основные продуктопроводы

  • Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
  • Нефтепродуктопровод Южный

Текущие проекты

Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь - Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди) . Также среди крупнейших текущих проектов:

Прочие активы

«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский торговый порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты .

В апреле 2016 года «Транснефть» приобрела для своей штаб-квартиры офисное пространство в Evolution Tower в Москва-Сити . 79 тысяч м² могли обойтись компании в 19,7-23,7 млрд рублей (или $303-364 млн). Переезд на новые площади запланирован на декабрь 2017 года .

Структура компании

Компания управляет следующими дочерними обществами :

Транспортные организации Сервисные организации Вспомогательные организации Доверительное управление

Транспортировка нефти

  • АО «Транснефть-Урал»
  • АО «Транснефть-Западная Сибирь»
  • АО «Транснефть-Сибирь»
  • АО «Транснефть-Прикамье»
  • АО «Транснефть-Дружба»
  • АО «Транснефть-Центральная Сибирь»
  • АО «Черномортранснефть»
  • АО «Транснефть-Верхняя Волга».
  • ООО «Транснефть-Балтика»
  • АО «Транснефть-Приволга»
  • АО «Транснефть-Север»
  • ООО «Транснефть-Восток»
  • ООО «Транснефть-Дальний Восток»

Транспортировка нефтепродуктов

  • АО "АК «Транснефтепродукт»
  • АО «Мостранснефтепродукт»
  • АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт»
  • АО «Транснефтепродукт-Самара»
  • АО «Рязаньтранснефтепродукт»
  • АО «Сибтранснефтепродукт»
  • ООО «ЛатРосТранс»
  • ОАО Великолужский завод «Транснефтемаш»
  • АО «Связьтранснефть»
  • ООО «Транснефть Телеком»
  • ООО «Транснефть Финанс»
  • ООО «Транснефть - Порт Приморск»
  • ООО «Транснефть - Порт Козьмино»
  • ООО «Транснефть - Порт Усть-Луга»
  • ОАО «НМТП»
  • ООО «Приморский торговый порт»
  • ООО «ЦУП ВСТО»
  • АО «Транснефть-Подводсервис»
  • АО «Гипротрубопровод»
  • АО «Транснефть - Диаскан»
  • АО «Транснефть - Метрология»
  • ООО «ДСД»
  • ОАО «Энерготерминал»
  • ООО «Транснефтьстрой»
  • ОАО «ВОСТОКНЕФТЕТРАНС»
  • ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис»
  • ООО «Транснефть-Сервис»
  • ЗАО «МПС»
  • ЗАО «Транснефть-Сервис»
  • ОАО «Телекомнефтепродукт»
  • ООО «БалттрансСервис»
  • ООО «ТК-БА»
  • ЗАО «ОМЕГА»
  • ООО «Транснефть-Логистика»
  • ООО «Центр разработки и внедрения информационных систем»
  • ООО «Транснефть-Охрана»
  • ООО «Транснефть-ТСД»
  • ООО «Транснефть Надзор»
  • АО "НПФ «Транснефть»
  • ООО «Транснефть - Медиа»
  • ООО «Петротранс-Приморск»
  • ООО «Транснефть Усть-Луга»
  • ОАО "МТП «Приморск»
  • ЗАО «Трансфлот»
  • ООО УК «ТН Инвест»
  • ОАО "ТД «Транснефтепродукт»
  • ООО ЧОП «СТНП»
  • Каспийский трубопроводный консорциум

Показатели деятельности

Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2017 год - 884,337 млрд рублей (рост на 4,09 %) . Операционные расходы (без учета износа и амортизации) составили 476,062 млрд рублей (рост на 8,2 %), операционная прибыль (без учета износа и амортизации) - 408,275 млрд рублей (рост на 0,01 %). Прибыль Компании до налогообложения составила 242,167 млрд рублей (ниже итогов 2016 года на 19,7%), чистая прибыль - 191,805 млрд рублей (снижение на 17,6 %). Показатель EBITDA за 2017 год составил 408,7 млрд рублей. Грузооборот нефти и нефтепродуктов в 2017 году составил 1 211,2 млрд ткм и 49 073,7 млн ткм соответственно .

Чистая прибыль в 2016 году составила 232,9 млрд рублей, при этом объем сдачи нефти грузополучателям составил 483,4 млн тонн, что выше на 2,0 млн тонн или 0,4 % сопоставимого показателя 2015 года. Грузооборот нефти в 2016 году вырос на 34,1 млрд ткм или 2,9 % и составил 1 219,1 млрд ткм. Объем сдачи нефтепродуктов грузополучателям в 2016 году – 33,1 млн тонн.

«Транснефть» зависима от тарифов на транспортировку нефти, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба . С 1 января 2016 года они выросли в среднем на 5,76 % вместо 10,7 %, о которых просила компания. Однако даже при этих тарифах «Транснефть» находится в хорошем финансовом положении. Чистый долг на конец первого квартала 2016 года составил около 400 млрд рублей, что чуть выше ожидаемой EBITDA по итогам 2016 года (консенсус-прогноз Bloomberg - 370 млрд рублей) . По данным отчета по МСФО за 2014 год, у «Транснефти» было около 595 млрд рублей (около $10,6 млрд по курсу на конец 2014 года) финансовых активов и денежных средств .

«Транснефть» планирует потратить 2,2 трлн рублей на свою инвестиционную программу, рассчитанную до 2020-2021 годов. Около 120-150 млрд планируется привлечь через выпуск облигаций , кредитование и эмиссию привилегированных акций .

9 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин посетил предприятие «Транснефти» - завод «Русские Электрические Двигатели» в Челябинске, где состоялась его встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. ПАО «Транснефть» и казахстанское АО «КазТрансОйл» подписали меморандум о сотрудничестве в присутствии Президентов обеих стран - Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Подписи под документом поставили председатель правления - президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев и генеральный директор АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов.

В апреле 2018 года ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП) проекта «Юг» Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск. Реализация проекта «Юг» позволила создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с черноморского побережья России в европейские страны в объеме до 6 млн тонн в год.

8 июня 2018 года объем отгруженной на экспорт российской нефти в порту Козьмино достиг 200 миллионов тонн с момента запуска трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан в декабре 2009 года.

Акционеры и руководство

Президент компании с 2007 года - Николай Токарев (контракт действует до 2020 года) . С 31 августа 2015 года председателем совета директоров является министр энергетики России Александр Новак .

В числе крупных миноритариев «Транснефти» в разные годы были холдинг «Интеррос », продавший в 2003 году около 20 % «префов», а также фонды Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment, собравшие к 2010 году суммарно около 17 % привилегированных акций. В декабре 2014 года глава компании Николай Токарев говорил, что у компании остался только один крупный миноритарий .

Предположительно с ноября 2011 года фонд United Capital Partners скупал привилегированные акции в интересах госкомпании, желавшей собрать все «префы» в свободном обращении. По данным «Транснефти» на январь 2016 года, UCP владел около 71 % от общего числа префов, или 15,5 % от ее уставного капитала компании . По информации РБК , в декабре 2015 года «Транснефть» и UCP обсуждали сделку по выкупу собранного пакета акций, но в последний момент глава «Транснефти» отказался: на тот момент 1,1 млн привилегированных акций «Транснефти» на Московской бирже стоили около 194,3 млрд руб. (∼$2,8 млрд), фонд запросил за свой пакет $2,9 млрд .

«Транснефть» планирует провести допэмиссию привилегированных акций и привлечь таким образом в компанию 30-50 млрд рублей. Фонд UCP заявлял о возможности голосовать против эмиссии, если её условия будут ущемлять интересы существующих миноритариев .

Логотип и смена фирменного стиля

Логотип, использовавшийся до 2012 года

С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также были видоизменены. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику завершен в конце 2012 года .

Аварии на объектах компании

Разлив нефти под Новосибирском

Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ .

Разлив нефти под Ленском

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены . К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории .

Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла . Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу» . Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.

Социальная ответственность

В рамках VII Петербургского Международного Газового форума (Российской энергетической недели) состоялся финал и награждение победителей конкурса на лучшую социально ориентированную компанию нефтегазовой отрасли 2017 года. Решением конкурсной комиссии, в состав которой вошли представители Минэнерго России, Совета ветеранов и Молодежного совета нефтегазовой отрасли при Министерстве энергетики Российской Федерации ПАО «Транснефть» было удостоено диплома «Лучшая социально ориентированная компания нефтегазовой отрасли» с вручением специального знака. Отдельно конкурсная комиссия отметила достижения ПАО «Транснефть» в развитии трудового и личностного потенциала работников и их мотивации. ПАО «Транснефть» было награждено дипломом «За системный подход к подбору, обучению и развитию рабочих и инженерно-технических кадров» и дипломом «За эффективную деятельность в сфере мотивации и повышении лояльности работников».

Энергоэффективность

Деятельность ПАО «Транснефть» в области энергоэффективности регулярно получает высокую оценку Министерства энергетики РФ и профессионального сообщества. На четвертом Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES-2017, итоги которого были подведены в рамках форума, компания была удостоена первого места в номинации «Лучшая реализованная комплексная программа в ТЭК по популяризации энергосбережения и повышения энергоэффективности», а также диплома за эффективную систему управления и лучшую отраслевую практику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятии ТЭК.

Критика

Информационная закрытость

ПАО «Транснефть» регулярно занимает наивысшие места в рейтинге информационной открытости российских компаний топливно-энергетического комплекса .

Строительство Восточного нефтепровода

Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации . Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО» .

Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений . Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов . Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей . Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел . Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено .

29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура . Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой» .

Благотворительная деятельность

Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели . Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году - 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. - межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО») . В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб. , в 2010 году - не менее 3,98 млрд руб.

«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным , являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств .

В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет Владимир Кожин , на 2011 год бывший руководителем Управления делами Президента России) .

Конфликт с акционерами

В феврале 2016 года крупнейший владелец привилегированных акций «Транснефти» фонд United Capital Partners подал иск в Арбитражный суд Москвы. Предметом иска стало требование о доплате по дивидендам. По мнению UCP, компания ущемила права владельцев привилегированных акций и в нарушение применимого законодательства установила дивиденд на одну привилегированную акцию за 2013 год меньше, чем дивиденд на одну обыкновенную . 18 ноября 2016 года суд отклонил иск UCP к «Транснефти» о взыскании дополнительных дивидендов за 2013 год .

Примечания

  1. Годовой отчет ПАО "Транснефть" (2017)
  2. Годовой отчет ПАО "Транснефть" (2017)
  3. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть», подготовленная в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимых аудиторов за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
  4. Глава "Транснефти": мы нередко сами просим остаться специалистов, уже достигших пенсионного возраста. Интерфакс (6 сентября 2018)
  5. Годовой отчет ПАО "Транснефть" (2017)
  6. Первый российский нефтепровод
  7. ОАО "МН «Дружба» //
  8. Ъ-Газета - успокоили спецкорреспондента отдела бизнеса Дениса Ъ-Реброва
  9. ВСТО-2
  10. ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию трубопроводные системы Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет - ПАО «Транснефть» . www.transneft.ru. Проверено 3 октября 2017.
  11. Елена Мазнева, Анастасия Дагаева, Оксана Гавшина . Миллиард на премию // Ведомости, 27.01.2011, № 13 (2779) (Проверено 27 января 2011)
  12. Основные направления деятельности
  13. Елена Мазнева . Смена курса // Ведомости, № 141 (2163), 31 июля 2008
  14. Заполярье - Пурпе - Самотлор
  15. Тихорецк - Туапсе-2 // transneft.ru
  16. Расширение КТК
  17. Екатерина Геращенко, Александра Мерцалова, Дмитрий Козлов. «Транснефть» укрепила башню . Коммерсантъ (25 апреля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  18. Организации системы «Транснефть» //
  19. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть», подготовленная в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимых аудиторов за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
  20. Годовой отчет ПАО "Транснефть" (2017)
  21. Опубликована консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть» за 2016 год - ПАО «Транснефть» . www.transneft.ru. Проверено 2 октября 2017.
  22. Тимофей Дзядко . UCP заявил о праве заблокировать допэмиссию «Транснефти» на 50 млрд руб. . РБК (25 июля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  23. Тимофей Дзядко . Фонд UCP упрекнул менеджеров «Транснефти» в потере «астрономических сумм» . РБК (1 июня 2016). Проверено 9 августа 2016.
  24. Компании: Транснефть . raexpert.ru. Проверено 2 октября 2017.
  25. Platts Top 250 Rankings . top250.platts.com. Проверено 2 октября 2017.
  26. «Транснефть» делает ставку на собственные разработки - ПАО «Транснефть» . www.transneft.ru. Проверено 4 октября 2017.
  27. Некоторые сообщения президента ПАО «Транснефть» Н. П. Токарева для СМИ - ПАО «Транснефть» . Проверено 4 октября 2017.
  28. правды», Антон НОСКОВ | Сайт «Комсомольской . Президенты встретились на заводе (рус.) , KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (14 ноября 2017). Проверено 21 ноября 2017.
  29. Тимофей Дзядко , Максим Товкайло. Фонд Щербовича объяснил причину скупки акций «Транснефти» . РБК (13 июля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  30. Валерий Шанцев войдет в совет директоров «Транснефти» . Ведомости (13 декабря 2017).
  31. Кирилл Мельников.

Краткое описание компании

ОАО "АК "Транснефть" является естественным монополистом, осуществляющим транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Стоимость услуг, оказываемых "Транснефтью", устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.
100% голосующих акций "Транснефти" принадлежат государству. Привилегированные акции свободно обращаются на ММВБ и в РТС.
В 2007 году государство передало "Транснефти" 100% акций "Транснефтепродукта" .

Структура компании

ОАО "Сибнефтепровод"
ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Приволжскнефтепровод"
ОАО "Транссибнефть"
ОАО "Уралсибнефтепровод"
ОАО "Верхневолжскнефтепровод"
ОАО "Центрсибнефтепровод"
ОАО "Северные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Черномортранснефть"
ОАО "Связьтранснефть"
ООО "Балтнефтепровод"
ОАО "Волжский подводник"
ОАО "Гипротрубопровод"
ЗАО "Центр метрологического обеспечения"
ОАО "ЦТД "Диаскан"
ООО "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий океан"
ООО "Востокнефтепровод"
ООО "Транснефть Финанс"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино"
ОАО "АК "Транснефтепродукт"

История компании и проекты

Создание компании
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии с указом президента Российской Федерации №1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года №810. ОАО "Транснефть" является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР.

Выпуск привилегированных акций
Постановление правительства РФ №1083 от 2 ноября 1995 года "Об увеличении уставных капиталов акционерных компаний по транспорту нефти "Транснефть" и по транспорту нефтепродуктов "Транснефтепродукт" разрешило "Транснефти" выпустить привилегированные акции в объёме до 25% уставного капитала. Обыкновенные акции Транснефти, согласно постановлению, были закреплены в государственной собственности.
В 1995 году "Транснефть" выпустила привилегированные акции в максимально допустимом количестве и бесплатно разместила их среди работников и администрации компании.
В 1997 году компания начала скупать привилегированные акции. В 1998 году в правоохранительные органы стали поступать жалобы на то, что руководство "Транснефти" вынуждает акционеров продавать принадлежащие им ценные бумаги по невыгодной цене. Против руководства компании было возбуждено уголовное дело, в рамках которого дважды (в 1999 году и в 2006 году) приостанавливались торги акциями "Транснефти".

Биржевое обращение акций
В июле 2002 года начались торги привилегированными акциями "Транснефти" на ММВБ и в РТС.

Нефтепровод в обход Чеченской Республики
В 90-х годах существенно затруднилась эксплуатация нефтепровода "Баку-Новороссийск", участок которого проходил по территории Чечни. Кража нефти на чеченском участке приобрела систематический характер. В 1997 году было принято решение о строительстве обходного участка. Однако, реализация проекта затянулась из-за нехватки средств.
Реализация проекта была возобновлена в 2000 году, когда финансовое положение российской нефтяной отрасли стало улучшаться в связи с ростом мировых цен на нефть. В сжатые сроки "Транснефть" проложила трубопровод протяженностью 312 км по территории Дагестана. При прокладке обходного участка была построена перемычка, соединяющая магистраль "Баку-Новороссийск" с нефтебазой в Махачкале. Это позволило принимать в порту Махачкала танкеры с нефтью из Казахстана и Туркменистана для осуществления транзитной прокачки в порт Новороссийск.

Нефтепровод в обход Украины (Суходольная-Родионовская)
После объявления Украиной независимости Россия потеряла право распоряжаться небольшим участком магистрального нефтепровода, идущего в Новороссийский морской порт. Проект строительства обходного участка возник в начале 90-х годов, однако в то время не нашлось средств на его реализацию.
Понимая стратегическую важность этой нефтетранспортной магистрали, Украина постоянно поднимала плату за его использование. К 2000 году тариф на прокачку нефти по украинскому участку в несколько раз превышал средний уровень. Правительство России потребовало снизить тариф, но Украина ответила отказом. После этого "Транснефти" было дано распоряжение незамедлительно приступить к строительству обходного участка. Первоначально "Транснефть" планировала предоставить нефтяным компаниям долю в проекте в обмен на участие в финансировании. Впоследствии "Транснефть" решила финансировать проект за счёт кредитов и собственных средств.
Строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская началось в марте 2000 года, ввод в эксплуатацию состоялся в сентябре 2001 года. Строительство обошлось в $240 млн. Протяженность нефтепровода Суходольная-Родионовская - 259 км, в то время как при прокачке по украинской системе нефть преодолевала расстояние в 364 км. Реализация проекта позволила снизить транспортные расходы на основном экспортном направлении и получить гарантии независимости от решений Украины.

Балтийская трубопроводная система
С распадом СССР Россия лишилась права собственности на крупнейший экспортный морской порт - Вентспилс. Использование этого порта для экспорта российской нефти имело два недостатка: экономический, выражавшийся в высоких расходах, и политический - контроль над экспортом нефти из России находился в руках недружественной страны.
Идея строительства собственного нефтяного порта на Балтийском море возникла в конце 90-х годов. Основным препятствием на пути реализации проекта была нехватка денег. Кроме того, российский участок Балтийского моря зимой покрывается льдом, тогда как акватория Вентспилса не замерзает. В качестве альтернативы "Транснефть" предложила Латвии продать контрольный пакет порта. Латвия ответила отказом.
Решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС) было принято правительством России 16 октября 1997 года. Проект предусматривал прокладку трубопроводов до Балтийского моря и строительство порта в Приморске.
Для сбора средств на реализацию проекта "Транснефть" в мае 1999 года ввела целевой инвестиционный тариф, взимаемый при прокачке нефти по системе магистральных нефтепроводов. Дополнительные сборы вызвали негативную реакцию у нефтяных компаний. "ЛУКОЙЛ" , "Сибнефть" и ТНК отказались выплачивать инвестиционный тариф и подали протест в Высший арбитражный суд. Согласно решению правительства, доля "Траснефти" в капитале проекта должна была составить не менее 50%, остальное планировалось распределить среди нефтяных компаний.
К середине 2000 года "Транснефть" собрала с помощью инвестиционного тарифа более $100 млн. Компания приступила к строительным работам. В декабре 2001 года первая очередь БТС (трубопровод Кириши-Приморск и терминал в Приморске) была сдана в эксплуатацию. Мощность первой очереди составила 12 млн тонн нефти в год.
В ходе реализации проекта государство поменяло свой взгляд на возможность предоставления частным компаниям доли в транспортных мощностях. "В России не может быть частных магистральных нефтепроводов" - таков был новый девиз. Решение о передаче нефтяным компаниям доли в проекте было решено отказаться. Вместо этого им было предложено получить долю в капитале нефтяного порта в Приморске. Впоследствии план был снова пересмотрен, "Транснефть" сохранила полный контроль над проектом.
Мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась - сначала до 18 млн тонн в год, затем до 30, 42, 62 млн тонн в год. К концу 2006 года Приморск уже был способен отгружать около 75 млн тонн нефти в год.
С наращиваем мощности "Балтийской транспортной системы" "Транснефть" снижала прокачку нефти в направлении Вентспилса. 1 января 2003 года Вентспилс был вычеркнут из списка транспортных направлений. Латвия обратилась к "Транснефти" с предложением о продаже пакета акций порта и снижении тарифов на перевалку нефти, но российская сторона ответила отказом.

Банк качества нефти
Транспортная система "Транснефти" не позволяет осуществлять раздельную прокачку нефти. Это снижает прибыль компаний, сдающих в систему дорогостоящую лёгкую нефть. В отдельных случаях производителям лёгкой нефти оказывается выгоднее перевозить своё сырьё по железной дороге, несмотря на существенную разницу в транспортных тарифах. В мировой практике эта проблема решается путём ввода Банка качества нефти. Компании, поставляющие в систему низкосортную нефть, выплачивают компенсируют денежные потери производителей лёгкой нефти. В России подобная система применяется на магистрали "Каспийского трубопроводного консорциума". В 2000-2003 годах "Транснефть" вела активную подготовку к введению Банка качества. В основу проекта был положен принцип "нулевого баланса" - суммы, выплат в Банк качества должны быть равны сумме компенсаций из него. Подготовительная работа была одобрена советом директоров "Транснефти", принято решение с 1 января 2003 года запустить систему в опытном режиме. Противниками введения системы компенсационных выплат выступили нефтяные компании Татарстана и Башкортостана поскольку нефть, добываемая в этих регионах, преимущественно тяжёлая и высокосернистая. В этом основную выгоду от Банка качества получили бы "ЮКОС" и "Сибнефть". Перераспределение прибыли от республиканских компаний в пользу частных признано нецелесообразным, проект заморожен.

Объединение транспортных потоков Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк
В 2003 году нефтяная отрасль России столкнулась с нехваткой транспортных мощностей, что было вызвано высокими темпами роста добычи нефти. В то же время, магистраль Холмогоры-Клин, по которой перекачивалось лёгкая малосернистая нефть из Западной Сибири, оставалась загружена не полностью. В начале 2003 года "Транснефть", "ЮКОС" , "Сибнефть" , "Сургутнефтегаз" и ТНК обратились к правительству РФ с предложением рассмотреть возможность увеличения загрузки нефтепровода Холмогоры-Клин за счёт переброски в него части нефти, транспортируемой по магистрали Сургут-Полоцк.
Решение было одобрено, с 1 апреля АК "Транснефть" увеличила прокачку нефти по трубопроводу Холмогоры-Клин, переориентировав на этот маршрут часть сырья из магистрали Сургут-Полоцк. Объединение транспортных потоков повысило суммарную экспортную мощность российской трубопроводной системы на 15-19 млн тонн в год. По обоим нефтепроводам стала прокачиваться единая смесь, улучшив показатели сырья на направлении Сургут-Полоцк и ухудшив на направлении Холмогоры-Клин. Туапсинский, Краснодарский и Волгоградский НПЗ стали получать нефть с большим содержанием серы.

Западная Сибирь-Мурманск
Российские порты на Балтийском и Чёрном морях не имеют возможности принимать большегрузные танкеры. Удобным местом для размещения нефтяного порта является Мурманск. Глубина моря в районе Мурманска позволяет принимать танкеры водоизмещением 240-300 тыс. тонн, Баренцево море не ограничено узкими проливами в отличие от Чёрного и не покрывается зимой льдом в отличие от Балтийского.
Осенью 2002 года "ЛУКОЙЛ" , "ЮКОС" , ТНК и "Сибнефть" подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". Впоследствии к этому соглашению присоединился "Сургутнефтегаз". Рассматривалось для варианта строительства трубопровода: напрямую из Западной Сибири на Мурманск с подводным переходом по дну Белого моря (протяженность - 2500 км) и в обход Белого моря (протяженность - 3600 км). Мощность первой очереди планировалась на уровне 50 млн тонн в год с перспективой дальнейшего увеличения.
Сначала правительство России выразило готовность предоставить нефтяным компаниям долю в транспортной системе в обмен на инвестиции. Позже от этой идеи решено было отказаться, проект передан на рассмотрение "Транснефти".
В апреле 2004 года "Транснефть" объявила о нецелесообразности строительства нефтепровода до Мурманска. По мнению "Транснефти", трубопровод из Западной Сибири должен окончится в Индиге, поскольку этот маршрут значительно короче и требует меньших вложений.

Харьяга-Индига
Отказавшись от строительства нефтепровода до Мурманска, "Транснефть" приступила к разработке проекта Харьяга-Индига. В числе достоинств этого проекта - малая протяженность трубопроводного маршрута (около 400 км) и отдельная прокачка нефти, добываемой на Тимано-Печёре, что позволяло решить задачу сохранения её качества. Вместе с тем, проект имел существенный недостаток глубина моря в районе Индиги не позволяет принимать крупнотоннажные танкеры, кроме того, море замерзает зимой.
Сначала планировалось построить транспортную систему мощностью 24 млн тонн в год, но после переговоров с нефтяными компаниями такая мощность была признана избыточной и сокращена до 12 млн тонн в год. Пока велась разработка проекта, "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" (основные недропользователи Тимано-Печёры) создали собственные системы транспортировки нефти. Остальные компании, работающие в регионе, не располагают достаточными объёмами нефти для загрузки нового нефтепровода. Проект заморожен на неопределённый срок.

"Дружба"-"Адрия"
Южная ветка нефтепровода "Дружба" заканчивается в Венгрии, у НПЗ Сазхаломбатта. К этому НПЗ также подходит ветка нефтепроводной системы "Адрия", соединяющая НПЗ с хорватским портом Омишаль на Адриатическом море. Порт Омишаль работает в режиме приёма нефти. Загрузка системы невелика, поскольку "Адрии" приходится конкурировать с "Дружбой".
В начале 2000-х годов возник проект соединения нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" с реверсом порта Омишаль. "Адрия" по кратчайшему пути соединяет южную ветку "Дружбы" с глубоководным портом на Адриатике, позволяющим принимать большегрузные танкеры. Достоинством проекта является его низкая себестоимость, поскольку он не требует прокладки новых трубопроводов. На первом этапе через Омишаль планировалось отгружать до 5 млн тонн российской нефти в год с последующим наращиванием объёма до 15 млн тонн в год.
Основным препятствием, стоящим на пути проекта является большое число транзитных стран - Белоруссия, Украина, Словакия и Венгрия. За время, пока велось согласование проекта со всеми заинтересованными сторонами, в России прекратился рост добычи нефти. Проект заморожен.

Попытка "Транснефти" добывать нефть
В октябре 2001 года "Транснефть" стала учредителем нефтедобывающего предприятия "Трансойл". Предприятие должно было заняться разработкой Пальяновского участка Красноленинского нефтяного месторождения с запасами 70 млн тонн. Доли учредителей: ГУП "Красноленинскнефтегазгеология" - 50%, "Профтехконсалт" - 38%, "Транснефть" - 12%.
Всего через месяц "Транснефть" объявила о продаже своей доли в "Трансойле". Причиной стало решение Комитета по природным ресурсам ХМАО о приостановке действия лицензионного соглашения с "Красноленинскнефтегазгеологией".

Перемычка между системой "Транснефти" и КТК
В начале 2000-х годов существовал дефицит мощностей "Транснефти", в то время как магистраль "Каспийского трубопроводного консорциума" была не полностью загружена. Нефтяные компании обратились к "Транснефти" с предложением построить перемычку Тихорецк-Кропоткин, которая соединит системы "Транснефти" и КТК. Переговоры между заинтересованными сторонами велись несколько лет, но закончились безрезультатно.
Нефть из системы "Транснефти" стала поступать с ноября 2004 года, после того, как ЗАО "Нафтатранс" ввело в эксплуатацию железнодорожный терминал Кавказская, соединённый трубопроводом с системой КТК в районе НПС Кропопоткинская. Мощность трубопровода - 6 млн тонн в год.

Прекращение транспортировки нефти в Литву
В июле 2006 года произошла авария на участках Унеча-Полоцк-1 и Унеча-Полоцк-2 нефтепровода "Дружба". В результате аварии была остановлена прокачка нефти на Мажейкяйский НПЗ и терминал Бутинге. По результатам проверки, проведённой Ростехнадзором, нефтепровод на участке Унеча-Полоцк признан полностью изношенным и непригодным для эксплуатации. Возобновление транспортировки нефти по этому направлению возможно только после полной замены труб. "Транснефть" не стала проводить замену труб и вывела изношенный участок из эксплуатации. Литовский концерн Mazeikiu Nafta был вынужден осуществить реверс терминала в Бутинге для обеспечения сырьём нефтеперерабатывающего завода.

Бургас-Александруполис
Недостаточная пропускная способность турецких проливов сдерживает развитие экспортных портов на Чёрном море. Проект Бургас-Александруполис предусматривает прокладку нефтепровода протяженностью 280 км от болгарского порта Бургас на Чёрном море до греческого порта Александруполис на Эгейском море. Мощность системы составит 35-50 млн тонн в год.
Для реализации проекта по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис ОАО "АК "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром нефть" 18 января 2007 года учредили компанию ООО "Трубопроводный Консорциум "Бургас-Александруполис". Доля "Транснефти" в созданном консорциуме составляет 33,34%. Двум другим участникам - "Роснефти" и "Газпром нефти" - принадлежит по 33,33%.
Основные функции консорциума "Бургас-Александруполис" - осуществление полномочий единого акционера от РФ в "Международной проектной компании". Российским компаниям в "Международной проектной компании" принадлежит 51% акций, оставшиеся 49% поделили между собой Болгария и Греция. Греческая доля в проектной компании распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством Греции (1%), долей в размере 24,5% в общем проекте владеет болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".
В создаваемой МПК российскому ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас-Александруполис" будет принадлежать 51%; греческая доля в проектной компании в размере 24,5% будет распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством республики (1%); долей в размере 24,5% в общем проекте будет владеть болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".

Доверительное управление пакетом акций КТК
В июне 2007 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало "Транснефти" в доверительное управление 24% акций ЗАО "КТК-Р" и ЗАО "КТК-К". "Транснефть" не будет получать никакого вознаграждения за управление акциями КТК. Все дивиденды, получаемые от трубопроводного консорциума, компания должна перечислять в бюджет. Вместе с тем, "Транснефти" удалось добиться максимальной самостоятельности в принятии решений по КТК.
ЗАО "КТК-Р" эксплуатирует российскую часть нефтепровода Каспийского нефтепроводного консорциума, ЗАО "КТК-К" - казахстанскую. России в обоих предприятиях принадлежит 24%, Казахстану - 19%.

Объединение "Транснефти" и "Транснефтепродукта"
В апреле 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ об объединении "Транснефти" и "Транснефтепродукта". "Транснефть" осуществила дополнительную эмиссию своих акций, которые были обменяны на госпакет акций "Транснефтепродукта". В результате сделки "Транснефть" стала владельцем 100% акций "Транснефтепродукта", а государство увеличило долю в уставном капитале объединённой компании до 78,1% (100% голосующих акций).

Восточная Сибирь-Тихий океан
Освоение нефтегазовых запасов Восточной Сибири сдерживается из-за нехватки транспортных мощностей. Кроме того, транспортировка нефти в западном направлении обходится очень дорого в связи с большим расстоянием до потребителей. Наибольшая эффективность разработки восточносибирских месторождений может быть достигнута при поставках нефти в Китай и другие страны Азии. Проект создания транспортной системы ВСТО предусматривает прокладку нефтепровода от Тайшета до Находки и строительство нефтяного порта на побережье Тихого океана в районе Козьмино. Возле Сковородино (примерно середина маршрута нефтепровода) возможно строительство ветки на Китай.
В связи со сложностью и высокой ценой реализации проекта строительство нефтепроводной системы ВСТО разделено на два этапа. Первая очередь включает в себя прокладку нефтепровода от Тайшета до Сковородино и строительство нефтяного порта Козьмино. На втором этапе нефтепровод соединит Сковородино и Козьмино. До ввода второй очереди нефть будет доставляться в конечную точку транспортной системы по железной дороге.
"Транснефть" приступила к строительным работам в апреле 2006 года. С целью экономии средств трубопровод было решено прокладывать вдоль БАМа. Но природоохранные организации выступили против строительства нефтепровода поблизости от Байкала. Маршрут ВСТО был перенесён севернее Байкала, в результате чего общая протяжённость системы возросла на 400 км. Согласно скорректированному варианту нефтепровод пройдёт по маршруту Тайшет-Усть-Кут-Талакан-Алдан-Тында-Сковородино (протяжённость - 2760 км).
В октябре 2008 года был подготовлен к эксплуатации участок Тайшет-Талакан. До завершения строительства остальных объектов первой очереди, готовый участок было решено использовать в реверсном режиме для транспортировки нефти с Талаканского месторождения в западном направлении.

Балтийская трубопроводная система-2
Председатель правительства РФ Владимир Путин 26 ноября 2008 года подписал распоряжение о проектировании и строительстве "Балтийской трубопроводной системы-2". Трубопровод БТС-2 пройдёт от станции Унеча до порта Усть-Луга. Проектная мощность - 50 млн тонн в год.
Проектом строительства БТС-2 предусматривается возможность прокладки ответвления до "КИНЕФа".

Обновление: октябрь 2008 года

Транснефть оператор магистральных нефтепроводов России Транснефть: официальный сайт ОАО, акции монополии и страховая компания Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ОР 13.01-74.30.00-КТН-005-5-02: Регламент планирования, выполнения диагностики и анализа ее результатов на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть" - Терминология ОР 13.01 74.30.00 КТН 005 5 02: Регламент планирования, выполнения диагностики и анализа ее результатов на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть": 2. Место базирования брига ды ОАО ЦТД «Диаскан» (НПС/ЛПДС,… …

РД 153-39.4-115-01: Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО "АК "Транснефть" - Терминология РД 153 39.4 115 01: Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО "АК "Транснефть": 2. Косвенным образом, через удельные показатели… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

НПФ «Транснефть» - НПФТН Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» http://npf transneft.ru/​ организация … Словарь сокращений и аббревиатур

МИ 2893-2004: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и показателей качества нефти. Испытания с целью утверждения типа. Общие положения и организация работ в системе магистрального нефтепроводного транспорта ОАО "АК "Транснефть" - Терминология МИ 2893 2004: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и показателей качества нефти. Испытания с целью утверждения типа. Общие положения и организация работ в системе… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 91.020.00-КТН-276-07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ - Терминология РД 91.020.00 КТН 276 07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ: 3.1 Безопасное расстояние (защитное разделение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОР 15.00-45.21.30-КТН-008-1-00: Регламент оформления нарядов-допусков на огневые, газоопасные и другие работы повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах магистральных нефтепроводов дочерних акционерных обществ ОАО "АК "Транснефть" - Терминология ОР 15.00 45.21.30 КТН 008 1 00: Регламент оформления нарядов допусков на огневые, газоопасные и другие работы повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах магистральных нефтепроводов дочерних акционерных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Transneft - Транснефть Création 1993 Personnages clés Viktor Kristenko Siège social … Wikipédia en Français

Восточная Сибирь - Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь Тихий океан», ВСТО, ВСТО 1, ВСТО 2) строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в… … Википедия

Нефтепровод - (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Советы и упражнения на каждый день , Роман Масленников. Экспресс-курс по личному брендингу и пиару, аудио-версия которого записана Романом Масленниковым. Часть 7. Советы и упражнения на каждый день. В результате прослушивания аудио-тренинга… Купить за 690 руб аудиокнига
  • Друзья Путина. Новая бизнес-элита России , Ирина Мокроусова. 10 лет назад на всю Россию гремели имена Бориса Березовского, Романа Абрамовича, Владимира Гусинского, Михаила Ходорковского. Придя к власти, Владимир Путин объявил, что намерен…