Иван александрович фомин. Иван александрович фомин Архитектор фомин

Русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей сталинской архитектуры. Работал у Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля .


По окончании Александровской гимназии в Риге, поступил в Императорский Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.



Дворец Половцова Санкт-Петербург

Здание Совнаркома УССР в Киеве
В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке. В 1902 году совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки не увенчались успехом. В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму . В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира . В 1908 году Фомин стал одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём . В 1911 году он организовал «Историческую выставку архитектуры». В 1905 году вернулся в С.-Петербург, чтобы закончить академический курс.

Дом на Мойке. Санкт-Петербург

В 1909 году он предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа ) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка заграницу, во время которой он выполнил крупную серию офортов. В 1911-1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.


Дом «Динамо»

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске. 26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры. Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. - во Второй Петроградский Политехнический институт).
Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.



Здание НКПС в Москве

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенск, санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937). Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики».

Метро «Театральная»

В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман ), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский ), здание НКПС у Красных ворот (1930). В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина , выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Поляков Л. М .)

Метро «Красные ворота»

Лаконичный стиль Ивана Александрович а Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Поляковым Л. М .). По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В .). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  8. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  9. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  10. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  11. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  12. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно относясь к художественному наследию прошлого.

Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Детство провел в Риге, где в 1890 году окончил гимназию. В том же году юноша по настоянию отца поступил на математический факультет Московского университета. Однако, чувствуя призвание к архитектуре, через три года оставил университет и решил поступить в Высшее художественное училище при Академии художеств. Эта попытка окончилась неудачей: недостаточно подготовленный, Фомин не выдержал экзамена по рисунку. Но он не пал духом, год настойчиво занимался рисованием и, сдав экзамен, в 1894 году был принят в академию.

Это было время революционных волнений среди студенчества. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках Фомина исключили из академии. Он переехал в Москву, где стал помощником Ф. Шехтеля и других архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. В 1902 году Фомин организовал выставку "Архитектура и художественная промышленность нового стиля", на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о них заговорили в художественных кругах.

В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л.Н. Бенуа на тему "Курзал на Минеральных Водах". Эта работа опрокидывала все академические казенные установки.

Предполагалось, что центральное здание на курорте будет обслуживать не только больных, но и всех, кто хотел бы развлечься за городом. Поэтому надо было запроектировать большие залы для танцев, концертов, читален, ресторанов, буфетов. Фомин представил проект огромного общественного здания.

Громадные колоннады на гигантских мостах гаролетах соединяли между собою еще более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами - фасадами, разрезами и планами - Фомин сделал несколько рисунков иллюстраций в гравюрах - офортах.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Офорт он изучал в мастерской профессора В.В. Матэ.

Чувствовалось, что этот мастер поведет за собою целое поколение архитекторов. В дальнейшем так и произошло.

За проект "Курзала" Фомин получил звание художника архитектора и был послан в командировку за границу. Во время этой поездки Фомин запечатлел архитектуру Египта, Греции, Италии в серии офортов, выдвинувших его в ряды лучших художников гравюры. Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист.

Фомин вначале преподавал, проектировал и строил - как все. Только здоровое художественное чутье, влечение к русскому искусству, общение с лучшими художниками того времени не позволили ему сбиться с истинного пути. Фомин учился на архитектурных творениях замечательного архитектора Казакова.

Первой крупной его работой в Петербурге был особняк на Каменном острове. Этой постройкой Фомин увлекся сам и увлек за собою своих заказчиков. Казалось, здесь вновь оживало далекое прошлое.

Вот главный вход в вестибюль. Все исполнено по современному: электрические лампочки в люстре и центральное отопление, но внутри - как в старинном русском доме. Чередой проходят чудесные колоннады и порталы с расписными плафонами.

Склонный к крупным монументальным формам Фомин стремился к решению задач большого общественного содержания. До революции он создал более пятидесяти проектов, среди которых были проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки, такие, например, как проекты бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна в Петрограде, курорта Ласпи в Крыму.

Однако реализовать столь обширные градостроительные замыслы в те время оказалось невозможно. В своей практической деятельности Фомин вынужден был ограничиваться частными заказами по отделке квартир и постройке особняков. Наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек Лазарева в Петербурге (1910-1914).

Стремясь популяризировать русскую архитектуру конца XVIII - начала XIX века, он выступает со статьями, воспевающими московский классицизм. Восторженно и поэтично говорит он о творениях старых московских зодчих, осуждает варварское отношение буржуазного общества к памятникам русской архитектуры.

В 1908 году Фомин становится участником возглавляемого И.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Грабарем труда по истории русского искусства. Им составлены разделы третьего тома "Истории русского искусства", посвященные классицизму первой и второй четвертей XIX века. Стремление популяризировать наследие отечественного зодчества побудило Фомина стать организатором "Исторической выставки архитектуры" (1911). В 1915 году он получает звание академика архитектуры.

Фомин был среди тех представителей интеллигенции, которые после Великой Октябрьской социалистической революции продолжали трудиться на благо России. Он возглавил одну из первых государственных проектных организаций - архитектурно планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города, преподавал в Академии художеств и в политехническом институте. "Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни", - говорил Фомин молодым архитекторам.

Как архитектор он понимал, что величие событий, темпы строительства и новые технические достижения требуют совершенно иного подхода к архитектуре. Его захватила идея создания "новой классики", или "реконструированной классики". Творческий поиск Фомина воплотился не на бумаге, а в конкретных зданиях. При этом он не избежал ошибок и провалов, но упорно продолжал пытливо искать и добиваться новых архитектурных решений.

Наиболее ярко его творческие устремления послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой впечатляющей силы (оба в 1919 году).

Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в 1923 году в Москве.

В середине 1920 х годов мастер выдвинул творческую концепцию "Пролетарской классики", предложив взять от архитектуры прошлого только ее основу, решительно упрощая классические архитектурные элементы. Практически это выразилось в работе над созданием новой тектонической структуры зданий, в попытках выработать новый ордер, в поисках предельно простых, лаконичных архитектурных форм, наиболее полно отвечающих, по его мнению, художественным требованиям советского общества.

Свое представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Фомин сформулировал в своеобразной, почти рифмованной форме: "Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна". По его мнению, претендовать на архитектурное совершенство могли только те здания, которые обладали совокупностью этих качеств.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Причем слово "стандарт", входящее в "формулу" Фомина, понималось не в его современном значении, а как повторный ритм единообразных, как бы стандартных композиционных элементов.

Среди первых произведений, в которых Фомин развивал основные положения своей идеи "пролетарской классики", названной им позже "реконструкцией классики", - проекты Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925), комплекс зданий Иваново Вознесенского политехнического института (1927), санаторий "Ударник" в Железноводске (1927).

Наиболее полно творческое кредо Фомина воплотилось в архитектуре дома "Динамо" (1928). В нем удачно соединены общественный и жилой секторы. Стремясь создать единый монументальный ансамбль, завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста сильным композиционным акцентом, Фомин предлагал на противоположной стороне Фуркасовского переулка повторить архитектурную тему основного корпуса "Динамо". Однако осуществить это предложение не удалось.

Комплекс "Динамо" был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи Фомина о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры. Сам мастер так объяснял свой композиционный замысел: "За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн". Это высказывание раскрывает основные принципы его творческого метода конца 1920 х годов.

Одновременно со строительством комплекса "Динамо" Фомин приступил к проекту расширения здания Моссовета. Тут он не был свободен в выборе композиции: проектируемый корпус являлся лишь пристройкой со стороны двора к старому зданию. Новому корпусу Фомин придал конфигурацию в виде буквы "П", создав парадный двор, ставший композиционным ядром всего комплекса. Решение дворового фасада явилось дальнейшим развитием идей "пролетарской классики". При этом мастер был еще более последователен в своем стремлении к предельному лаконизму, еще более строг в отборе архитектурных средств.

Характерными для этого периода творческих исканий Фомина чертами отмечена и другая его работа (1930) - реконструкция здания НКПС у Красных ворот в Москве.

С 1932 года в архитектуре наметился решительный поворот к классике, что отразилось и в творчестве Фомина.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Он несколько отошел от аскетизма предыдущих лет, но в то же время решительно восстал против эклектизма и украшательства, продолжая призывать к простоте и лаконизму. ":Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, - говорил он, - давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это еще не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения; надо находить простые, лаконичные формы". Первыми работами, в которых мастер расширил круг применяемых композиционных средств, были проекты Дворца музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.

Последние годы жизни Фомина были связаны с Москвой, куда он переехал из Ленинграда в 1929 году. Так же, как и другие ведущие зодчие, мастер возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно проектных мастерских Моссовета (мастерская № 3) и руководил ею до последних дней жизни.

Совместно со своими бывшими учениками ленинградцами П. Абросимовым, А. Великановым, М. Минкусом, Л. Поляковым, И. Рожиным Фомин в этот период создал более десятка проектов, среди которых проекты театра в Ашхабаде, дома Наркомтяжпрома, комплекса Академии наук СССР в Москве, правительственного центра и дома Совета министров УССР в Киеве и др.

Уже на закате дней Фомин создал такие замечательные произволения, как подземные залы станций Московского метрополитена "Красные ворота" (1934-1935) и "Площадь Свердлова" (1936-1938). Эти сооружения выдержали проверку временем, вошли в золотой фонд отечественного зодчества и справедливо могут быть отнесены к памятникам архитектуры 1930 х годов. В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения - эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие.

Основное в архитектуре станции "Красные ворота" - единство общего замысла. Все здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть - как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает четкий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность.

При разработке деталей Фомин решительно упрощал и схематизировал обычные классические приемы.

Это особенно заметно в решении антаблемента, перекрывающего пилоны, где упрощена моделировка поддерживающей части и введены одинаковые простые элементы - полки. Активными художественными средствами служат цвет и материал. Стремясь связать станцию с ее местом в городе, Фомин задумал запечатлеть в камне название "Красные ворота", избрав в качестве основного цвета красный. Пилоны, облицованные темно красным грузинским мрамором шроша, выглядят мощными монолитами.

Станция "Площадь Свердлова" - последняя работа Фомина. Уже на исходе своего жизненного пути мастер создал полное изящества произведение, по новому развивающее его творческие принципы. Верный своим приемам четкого и ясного композиционного построения, он создал пластически насыщенные архитектурные формы, гармоничную систему пропорций, целостную цветовую гамму. Важнейшие элементы композиции подземных залов - колонны размещены по краям пилонов. Это помогло избежать ощущения грузности пилонов, так как кажется, что несущими опорами служат только колонны. Интересно, что ордеру придана упрощенная трактовка. Колонны выполнены без утонения, из мраморных блоков. Их сильные прямые стволы покрыты крупными каннелюрами, помогающими преодолеть впечатление известной приземистости. Капители имеют вид простых позолоченных плит.

Творческое наследие Фомина многогранно. Оно запечатлелось в постройках и проектах, в прекрасных офортах, в ярких выступлениях в печати.

Незадолго до смерти, обдумывая заключение предполагаемой книги, Фомин написал замечательные строки, которые назвал "Совет молодым":

"Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

До 28 июня в доме-музее Муравьевых-Апостолов на выставке «Иван Фомин. От модерна к классике», показывают полсотни дореволюционных графических работ Ивана Фомина, открывающих известного советского архитектора с неожиданной стороны. Все они находятся в частных коллекциях, и увидеть их в другое время практически невозможно.

Куратор выставки Сергей Подстаницкий рассказывает о некоторых работах, представленных на выставке.

В 1902 году Иван Фомин при участии Ф.О. Шехтеля и И.Е. Бондаренко организовал в Москве выставку, посвященную набиравшему силу стилю модерн, к участию в которой были приглашены далеко не только русские архитекторы и художники. Объехав бóльшую часть Европы, он пообщался с представителями венского сецессиона, английского и шотландского модерна: Йозефом Ольбрихом, Йозефом Хоффманном, Чарльзом Рени Макинтошем. Все они в той или иной степени приняли участие в выставке, которая стала своеобразным местом встречи русского и европейского искусства. Русские работы получили крайне положительные отзывы западных художников. Большое впечатление на гостей произвело использование традиционных для России и экзотических для иностранных участников элементов русского стиля.

Еще в 1897 году Иван Фомин участвовал в студенческих волнениях и был отчислен из Академии художеств. Обратно приняли только тех студентов, кто подал прошение с обещанием «исполнять правила для учащихся, установленные начальством Академии». Фомин посчитал это унизительным и смог вернуться в Академию только после революции 1905 года. В 1909 году о защитил дипломную работу «Курзал на Минеральных водах». Проект не планировался к осуществлению: для красивой фантазии было не самое подходящее время. Это один из листов диплома, но на выставке представлено несколько работ, показывающих развитие проекта от первых карандашных набросках до законченных офортов.

За проект курзала на Минеральных водах Иван Фомин получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Грецию, Египет и Италию. Италия была обязательна для всех молодых архитекторов, а вот выбор остального маршрута необычен: Египет посещали немногие. Луксор наложил огромный отпечаток на все дальнейшее творчество Фомина. Отсюда он привез множество зарисовок обелисков, и затем эта форма регулярно появлялась в его работах. Большинство рисунков Луксора не являются топографически точными. Они делались позже и представляли собой архитектурные фантазии. Но этот лист, по всей видимости, выполнен на месте. Интересно, что в поездке Фомин всюду возил с собой офортные доски большого размера, чтобы прямо на месте гравировать понравившиеся сюжеты, хотя это и не было обязательным.

Из Египта Фомин отправился в Италию, куда стремились попасть все молодые архитекторы. Римские развалины были одной из ведущих тем Академии художеств. Фомина привлекал не только античный, но и барочный Рим. Это гравюра сделана по рисунку с натуры. Она интересна тем, что к традиционному римскому сюжету Фомин добавляет обелиск — один из своих любимых объектов.

В 1912 году планировалось широко отмечать юбилей победы в Войне 1812 года. В Москве задумывалось строительство музея, экспонатами которого должны были стать вещи, подаренные потомки участников событий. На празднование и музей благодаря частным пожертвованиям собрали огромные средства, однако строительство здания так и не началось из-за случившейся революции. Проект Фомина получил третью премию. Вещи, принесенные потомками, сейчас входят в коллекцию Государственного исторического музея. Там же хранится несколько эскизов Фомина для этого проекта.

На проект Бородинского моста был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие ведущие архитекторы. Проект Фомина, выполненный совместно с инженером Г.П. Передерием, получил вторую премию. Первую жюри присудило работе Р.И. Клейну, которую мы можем видеть на Москве-реке до сих пор. Видимо, работа Фомина показалась слишком лапидарной.

Редкий случай в биографии раннего Фомина: его проект получил первую премию, был построен и стоит до сих пор. Правда, выглядит он не совсем так. Первый представленный на конкурс эскиз, который мы видим, отсылал к колонне Траяна с ее опоясывающим ствол рельефом. Задумка была масштабная, но довольно дорогая. В целях экономии был сделан другой вариант — не колонна, а обелиск. В правом верхнем углу этого неосуществленного варианта осталась пометка рукой Фомина: «Въ Витебскѣ Варiантъ дороже и безъ барельефа».

Это проект интерьера кабинета одного из ближайших друзей императора Александра III. Для своего петербургского особняка на улице Моховой, дом 10 граф Воронцов-Дашков заказал отделку Фомину. Долгое время было неизвестно, что стало с этим кабинетом, но несколько лет назад в одном из петербургских интерьеров узнали именно это помещение. К сожалению, от него осталось немного: несколько барельефов и камины. Вещи, созданные по эскизам Фомина, по всей видимости, погибли в революцию или в блокаду.

Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 15:00 до 19:00 до 28 июня.

Архитектор Иван Александрович Фомин родился в городе Орле в феврале 1872 года. Начав работу в архитектурном стиле модерн, стал со временем ведущим мастером неоклассической архитектуры. В советское время разработал и применял «пролетарскую классику», став, таким образом, основателем так называемой сталинской архитектуры.

Классическую гимназию Фомин закончил в городе Риге, сразу после которой отправился на учебу в Московский университет. Проучился он здесь лишь два года, после чего поступил в Императорскую Академию художеств. Но и здесь долго не задержался, оказавшись отчисленным по политическим мотивам.

Следующим местом обучения стало «Московское училище живописи, ваяния и зодчества», затем командировка в Париж и, наконец, сдача всех необходимых экзаменов и получение права на занятие архитектурной практикой.

Некоторое время Иван Александрович проработал в Москве в архитектурных фирмах и . Под руководством последнего он принимал участие в проектировании Художественного театра и особняка Рябушинского. В 1900 году построил в Первопрестольной первое в своей практике здание в Скатерном переулке, 20, которое позднее было перестроено другим архитектором.

Будучи в Москве, совместно с Ильей Бондаренко и Федором Шехтелем, архитектор Фомин организовал выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля», однако, создать в городе сообщество архитекторов, которые приняли бы этот стиль, так и не смог.

После 1903 года зодчий отходит от модерна и все более склоняется к неоклассицизму. Подтверждением этому стала статья в журнале «Мир Искусства», опубликованная в 1904 году, в которой Фомин становится на защиту «александровского ампира».

В 1905 году Иван Александрович Фомин возвращается в столицу - город Санкт-Петербург, где вновь поступает в Академию художеств в мастерскую Леонтия Николаевича Бенуа. Его дипломной работой в 1909 году стал проект «Курзал на Минеральных Водах». Защита прошла успешно и ему присваивается звание художника-архитектора, а также присуждается пенсионерская стажировка заграницу.

В годы советской власти, с февраля 1918 года по сентябрь 1929 года, архитектор Фомин преподавал в «Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских» (бывшая Академия художеств) на архитектурном факультете.

В 1929 году Иван Александрович переезжает в Москву, и его дальнейшая творческая работа будет связана с этим городом до конца жизни, хотя и в этот период он будет создавать проекты зданий теперь уже на территории Советского Союза.

Родился в семье почтового чиновника. Окончил классическую гимназию в Риге и поступил в Московский университет на математический факультет, на котором проучился три курса.

В 1894 году Иван Фомин поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1897 году из-за студенческих волнений руководство Академии объявило всех студентов отчисленными и потребовало от каждого повторной подачи заявления о приеме – Иван Фомин уехал во Францию, где в течение года изучал архитектуру. Вернувшись, сдал экзамен на право строительных работ.

В 1898 – 1905 годах он начал работать в фирмах архитекторов Д.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля. В этот период Иван Фомин принял участие в воплощении проекта особняка Рябушинского и спроектировал интерьеры здания Художественного театра.

В 1900 году Иван Фомин выстроил первый особняк в Скатертном переулке (д. 20) для Московского Торгового Строительного Акционерного Общества.

В 1902 году Иван Фомин вместе с И.Е. Бондаренко и Ф.О. Шехтелем выступил одним из организаторов выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» в Москве. По его проектам было выполнено несколько интерьеров и десятки предметов для этой выставки. Позднее, в своем творчестве он обратился к классицизму и «московскому ампиру». В это время Иван Фомин активно сотрудничал с кружком «Мир искусства», куда он формально вступил в 1910 году.

В 1904 году он написал программную статью об александровском ампире в журнал «Мир Искусства».

В 1905 году Иван Фомин снова начал заниматься в Академии художеств, закончив ее в 1909 году по мастерским Л.Н. Бенуа. За дипломный проект на тему «Курзал на Минеральных Водах» он был награжден пенсионерской поездкой за границу, во время которой в 1909 – 1910 годах специально изучал архитектуру Египта, Греции, Италии.

В 1911 году Иван Фомин принял деятельное участие в организации «Исторической выставки архитектуры» в Санкт-Петербурге.

26 октября 1915 году Ивану Фомину присуждается звание академика архитектуры за известность на художественном поприще». В этот период он преподает на Высших женских политехнических курсах, позднее преобразованных в Женский политехнический институт, в 1918 году – во Второй Петроградский Политехнический институт.

В 1917 году архитектор Иван Фомин вошел в Комиссию художников – «Комиссию Горького», руководившую тогдашней художественной жизнью страны.

В 1918 – 1929 годы преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских – Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств).

В 1919 возглавил Архитектурно-планировочную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете коммунального хозяйства Петрограда. Под его руководством была создана последовательная программа развития города – он выполнял обязанности главного архитектора до середины 1920 годов. Иван Фомин выступал с теорией обновления классики, предлагая «пролетарскую классику».

В 1928 году по проекту Ивана Фомина и его соавтора А.А. Лангмана были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо». В этом же году, сотрудничая с Г.К. Олтаржевским, архитектор Иван Фомин построил новый корпус здания Моссовета на улице Станкевича.

В 1929 году Иван Фомин переехал из Ленинграда в Москву.

В 1930 году по его проекту было построено здание Народного комиссариата путей сообщения СССР у Красных ворот.

В 1933 году Иван Фомин возглавляет архитектурно-проектную мастерскую Моссовета № 3.

В 1934 – 1935 годах Иван Фомин спроектировал и построил подземные интерьеры станции метро «Красные ворота».

В 1936 году начал проектировать станцию метро «Площадь Свердлова», но работа не была им закончена – проект завершил Л.М.Поляков.