Маска с клювом птицы. Почему во время чумы доктора носили маску птицы? Известные чумные доктора

Узнать в незнакомце врачевателя чумы не составляло большой проблемы. Этому способствовал его выдающийся костюм, который смело можно назвать первой медицинской униформой.

Дело в том, что в врачи того времени уже предполагали, что заражение чумой происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник один из самых неординарных образов средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить специальную одежду, сделанную с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты.

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха», то есть являлся прообразом современных респираторов. Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые облегчали дыхание при постоянном чумном смраде. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Как и противогазы двадцатого столетия, маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза.

Длиннополая черная шляпа указывала на статус врача. Длинный плащ, пропитанный воском, и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны для избежания физического контакта с телами инфицированных людей и трупами. Тростью они передвигали мертвые тела и использовали для самозащиты.

Лечение зараженных чумой проводилось эмпирическим методом (метод проб и ошибок). В дело шли пиявки, сушеные ящерицы, вскрытие и прижигание чумных нарывов, кровопускание и другие народные средства. В любом случае смертность во время эпидемии чумы достигала 90%, поэтому хуже от их методов лечения точно не становилось.

Самым известным чумным доктором был Мишель де Нострадам (фр. Michel de Nostredame), более известный как предсказатель Нострадамус . Его семья умерла во время одной из эпидемий и Мишель решил стать врачом, чтобы найти способ лечения чумы.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача – балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть - чума.

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Почему врачи во время бубонной чумы носили такую странную одежду?

Каждая часть костюма, а именно, шляпа, птичья маска, красные стекла, черное пальто, кожаные штаны и деревянная трость, как полагают, имели важную функцию. Хотя врачи не знали, что они приносят больше вреда, чем пользы. С помощью своего наряда, а точнее пальто, в котором они ходили, они заражали больше и больше людей, потому что их одежда может быть и на время ограждала их от заражения, но сама становилась источником заражения. Ведь настоящими переносчиками были клещи и крысы...

В 14-м веке врача можно было легко идентифицировать по широкополой черной шляпе. Считается, что широкополая шляпа была использована, чтобы частично оградить врачей от бактерий.

Птичья маска

Зачем клюв? Хоть в средневековье люди почему-то считали, что чуму распространяли птицы, но клюв служил другим целям. Клюв был наполнен уксусом, сладким маслом и другими сильно пахнущими химическими веществами, которые маскировали запах разлагающегося тела, который сопровождал врача того времени постоянно.

Красные стеклянные линзы

Врачи почему-то думали, что красные окуляры сделают их невосприимчивыми к смертельной болезни.

Черное пальто

Всё просто. Так они пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента. Также это бесформенное черное пальто скрывало то, что всё тело врача было намазано воском или жиром, чтобы сделать, как бы прослойку между вирусом и врачом.

Кожаные брюки

Подобные носят рыбаки и пожарные, чтобы внутрь не попадала вода, а кожаные брюки средневековых врачей оберегали их конечности и гениталии от инфекции. Да, там тоже было всё обмазано воском или жиром.

Деревянная трость

Тростью они передвигали мертвые тела.

В провинциальном городке
Был праздник, музыка звучала,
Но вот в ликующей толпе
Возник зловещий лик бродяги.
Он шёл, как будто бы один,
Толпа его не замечала.
И как-то странно на него
Смотрели местные собаки.
Был грязный плащ на нём одет,
Цилиндр чёрный смят в гармошку,
Себе под ноги он глядел,
А в кулаке сжимал он маску.
В чёрном цилиндре, в наряде старинном,
В город на праздник путник очень спешил…

Доброго времени суток!
Припев этой песни звучал в голове, когда делалась эта маска. Дабы отвлечься от ремешковой тематики взялся за эту работу. Давно хотел ее осуществить, и тут поступил заказ от моего друга на маску. Делалась не быстро, иногда лежала месяц другой, особенно в поисках латунной фурнитуры. А еще были переделки. Основная задача была сделать к Хэллоуниу. В заданные сроки я уложился.
Первым делом перелопатил интернет, на предмет отчетов по изготовлению маски. Чертежей не густо, но того что есть хватило - и
В обоих вариантах мне не понравилась форма клюва, хотелось более «изящных форм». И нужно было уложиться в размеры имеющихся в наличии кусков кожи. Для этого сделал несколько разных вариантов из бумаги.

На основе бумажных выкроек вырезал детали маски из кожи толщиной около 4 мм, с припуском 6мм для шитья.

Тут же пробил отверстия под шов. Края припусков срезались под углом 45 градусов, на клюве и низе они загибались внутрь.

Лобная часть так же срезалась под углом, но без загиба. Далее сшил между собой боковины и лоб.

Приобрел красные линзы из акрила. Стекло под защитной пленкой. И вырезал кожу под них. Торцы еще не красил.

Простые кругляши из кожи смотрелись не интересно, решил сделать бортики - имитацию век. Нашел 3 пластиковых кольца, каждое на 2 мм в диаметре меньше другого. Подобрал самую тонкую кожу из запасов, толщиной меньше 1мм и замочил ее в теплой воде. После размачивания она хорошо тянется. И продел ее через эти кольца. Затем дал высохнуть, потом намочил центральную часть, прорезал в ней отверстие и вытянул в обратную сторону. Среднее колечко осталось внутри и посажено на клей.

В результате получились такие элементы.

Занялся нижней частью.

Затем снова вернулся к глазам.

P.S. от себя дам совет - отверстие под стекло в маске и в наглазнике должно быть как минимум на 10 мм меньше диаметра стекла. От края наглазника до линии шва у меня где-то 3-4 мм. В таком случае стекло зажмется между двумя слоями кожи. В противном случае стекло может выскальзывать. Я этого не учел, и мне пришлось изнутри делать еще 3-й слой кожи, т.к. стекла у меня проваливались во внутрь из-за большого отверстия в маске - оно было меньше диаметра стекла на 5 мм.

Ну и общий вид. Мне не понравилось место на клюве, где сходятся все 4 части. Вышло не очень аккуратно.

А с пряжками вышла задержка. Из-за моего перфекционизма и желания добиться аутентичности пряжки планировались исключительно из латуни.
Первый вариант был нарисован в corel draw и вырезан гидрорезом.
Но приложив к маске мне показалось, что они не вписываются в композицию.
Возможно позже применю их в другом изделии.

Затем путем поисков была найдена пряжка которая мне понравилась, делаются в Англии. При цене 0,86$ за пряжку минимальная доставка заказа в Россию с сайта производителя порядка 30$. Есть они и на амазоне, но в 3 раза дороже. Удалось найти одну в России. Но не подошла по размеру - под ремень 25 мм.

И еще друг откопал в закромах такие пряжки под 18 мм. Тоже латунь, за годы простоя покрылись патиной.

А вот и вся куча.

Пока искались пряжки маска лежала без дела, брал ее в руки и все казалось, что-то не то. И вот уже и пряжки на руках, а она все лежит. Потом у меня случился двухмесячный аврал на работе, работал по 13-14 часов и не было свободного времени. В итоге когда раскидал аврал пришел к выводу, что все дело в швах. Распорол низ, и шов поверху клюва. Подрезал по линии сгиба и перешил верх. Предварительно так же сняв 45 градусов с внутренних кромок. Шов косичкой, при этом обе половины не зафиксированы жестко между собой. Поэтому пустил еще дополнительную нить, красного цвета для контраста.

Наступила очередь ремней. Их будет два - сбоку и сверху. Соответственно пряжек тоже 2. А 3-я… тоже в дело пойдет))) Люверсы и хольнитены из чистой тру латуни, тоже пришлось заказывать на стороне.

Левый бок.


Правый бок.

P.S. Хлястик вышел коротким, чуть позже я его переделал.

С лобной части срезал окружность.

Хлястик переделал.

И занялся нижними половинками. Их я вырезал заново.

P.S. На такой шов нитки уходит много, примерно девять длин шва. В самом начале брал 45 метров вощенной нитки. Сейчас осталось совсем чуть-чуть, хватит только на нижний шов. Если бы не однократные переделки еще бы осталось метров 5-10.
Шью я обычно при помощи рыбацкого поводка из гитарной струны. Нравится тем что жесткий, тонкий и длинный, его можно продеть в труднодоступных местах. Особенно удобно вдеть в отверстие куда трудно залезть рукой и вытащив с внутренней стороны продеть в него нить и вытянуть наружу.

И вот конечный результат.

В нижней части для вентиляции установил 6 люверсов. Еще видны линии разметки.

На ремешках установил шлефки для фиксации хлястика.

Потом появилась запоздалая мысль, что с красными нитками можно было и так обыграть… но сроки уже поджимали, поэтому оставил как есть.

Торцы закрашивались и заглаживались. Об этом и об остальном инструменте по коже подробнее в моем топике с . Поверхность кожи покрыл кремом и блеском.

Другу работа понравилась. Фото от него.

А чуть позже мы сделали небольшой фотосет.

На этом все. Готов ответить на все вопросы.

И хотя в то время вряд ли догадывались, что заболевание передавалось и воздушно-капельным путем, обязательным атрибутом всех чумных докторов была маска.

Первая эпидемия чумы разразилась в VI веке, а самая масштабная. которую назвали «великий мор» или «черная смерть», была завезена в Европу моряками с Востока. Точнее не морякам, а блохастыми крысами, которыми кишели средневековые корабли. За 200 лет бушевавшая по средневековой Европе чума унесла жизни 80 миллионов человек. Практически ни одно государство здесь не избежало повального мора. Чумой могли заразиться все: и простые горожане, и короли. Это заболевание прозвали «бубонная чума» по форме увеличенных лимфатических узлов или бубонов. У всех больных они были твердыми, заполненными гноем и, вскрываясь, они жутко болели.

Самым узнаваемым символом того жуткого времени до сих пор считается костюм чумного доктора с невероятной маской, похожей на голову птицы. Придуман он был французом Шарлем де Лормом в 1619 году. Костюм состоял из брюк, длинного плаща, шляпы и перчаток из вощеной кожи. Костюм защищал от физического контакта с зараженными. Часто его пропитывали смесью камфары, масла и воска. Это позволяло избежать укуса истинного переносчика чумы – блохи. У каждого чумного доктора обязательно при себе имелась длинная трость. При помощи нее он ощупывал больных, измерял пульс, исследовал кожу, а так же отмахивался от крыс и заболевших несчастных на улицах, подбегавших к нему с просьбами снять нестерпимую боль.

И хотя в то время вряд ли догадывались, что заболевание передавалось и воздушно-капельным путем, обязательным атрибутом всех чумных докторов была маска. Выглядела она довольно устрашающе. Почему именно в форме головы птицы? В те времена верили, что чума переносится птицами. Маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза. А у клюва было практическое назначение. В него доктора вкладывали лекарственные сильно пахнущие травы, перебивающие вонь гниющих тел больных. При этом они постоянно жевали чеснок, а в уши и ноздри вкладывали губки, пропитанные ладаном. Считалось, что это защищало от заражения чумой. Что бы было чем дышать от такого обилия ароматов, в клюве проделывали две дырки.

Костюм чумного доктора имел множество вариаций. Все зависело от престижности и финансового положения врачевателя. Более состоятельные доктора носили клювы из бронзы. Помимо них на улицах и в домах зараженных находились «мортусы». Это были особые служащие из числа осужденных или тех, кто переболел чумой и выжил. Они собирали тела умерших и везли их на места захоронений, чаще всего специальных жаровень, где эти тела сжигали. В Средние века огонь считали очищающим. Поэтому дымящиеся костры можно было встретить на улицах городов, где разразилась эпидемия чумы везде и всегда, в любое время суток.

В то время, что бы обеззаразить помещение, врачи рекомендовали ставить в него блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При расчетах на рынках с продавцом покупатели опускали деньги в сосуд с уксусом. К бубонным нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. А открытые раны мазали салом и маслом. Иногда бубоны вскрывали и прижигали их железом. Болезнь пытались лечить и кровопусканием. Смертность зараженных чумой людей при таком лечении составляла 77-97%. И даже не смотря на свои защитные костюмы, чумой нередко заражались и сами доктора.

Нашел интересный материал, который мне захотелось запостить.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача - балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть - чума.

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха». Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного аромата. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой.

Почему врачи во время бубонной чумы носили такую странную одежду?

Каждая часть костюма, а именно, шляпа, птичья маска, красные стекла, черное пальто, кожаные штаны и деревянная трость, как полагают, имели важную функцию. Хотя врачи не знали, что они приносят больше вреда, чем пользы. С помощью своего наряда, а точнее пальто, в котором они ходили, они заражали больше и больше людей, потому что их одежда может быть и на время ограждала их от заражения, но сама становилась источником заражения. Ведь настоящими переносчиками вируса были клещи и крысы...

Шляпа

В 14-м веке врача можно было легко идентифицировать по широкополой черной шляпе. Считается, что широкополая шляпа была использована, чтобы частично оградить врачей от бактерий.

Птичья маска

Зачем клюв? Хоть в средневековье люди почему-то считали, что чуму распространяли птицы, но клюв служил другим целям. Клюв был наполнен уксусом, сладким маслом и другими сильно пахнущими химическими веществами, которые маскировали запах разлагающегося тела, который сопровождал врача того времени постоянно.

Красные стеклянные линзы

Врачи почему-то думали, что красные окуляры сделают их невосприимчивыми к смертельной болезни.

Черное пальто

Всё просто. Так они пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента. Также это бесформенное черное пальто скрывало то, что всё тело врача было намазано воском или жиром, чтобы сделать, как бы прослойку между вирусом и врачом.

Кожаные брюки

Подобные носят рыбаки и пожарные, чтобы внутрь не попадала вода, а кожаные брюки средневековых врачей оберегали их конечности и гениталии от инфекции. Да, там тоже было всё обмазано воском или жиром.

Деревянная трость

Тростью они передвигали мертвые тела.

http :// medportal . ru