Тест на определение девиантного поведения. Диагностика девиантного поведения детей и подростков. Шкала склонности к деликвентному поведению

Попов Виктор Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедройсоциальной педагогики и психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир

Смирнова Мария Вячеславовна,студент«Владимирскогогосударственного университетаимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир[email protected]

Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

Аннотация. Встатье анализируютсяразличныеподходык определению понятия «девиантное поведение». Приводится психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению. Подтверждаетсяличностнаяпатологиявоспитанников специализированныхучреждений, выявляютсяполовозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, отклоняющееся поведение, норма, подросток, склонность.

Внастоящее время подросток живет в сложном посвоему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработаначеткая жизненная позиция. Анализируя данные статистики различных форм девиантного поведения видно, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. Подростки (от 14 до 18 лет), употребляющие спиртные напитки составляют 90%, наркотики потребляют 45% мальчиков и 18% девочек. Далее рассмотрим статистику преступности несовершеннолетних. На 2005 год число несовершеннолетних преступников составляет 53%. В 2012 году в России было выявлено 69%. В 2014 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось примерно на 5%.Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Наиболее подвержены влиянию нестабильной обстановки в мире возрастная группа –это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Высокая научная и общественная значимость проблемы предупреждения девиантного поведения находит подтверждение во многих теоретических и прикладных исследованияхВ.А.Попова, Е.В. Змановской, И.С.Кона, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличевой и других.Относительно несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии, исследователи используют такиеопределения,как:

«трудные дети» (Л.С.Славина, К.С. Лебединская), это дети, чьеповедение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию ; (В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн)дети с отклонениями в формировании личности, акцентуациями характера, у которых есть нарушениям аффективноволевой сферы, отклонения в действиях;

дети «группы риска» (И.А. Невский), это дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватном поведении, которое противоречит требованиям ближайшего окружения .Девиантное поведение связанно с различными разногласиями действий, поступковиправил поведения, стереотипов, ценностей, социальными установками.Зарубежныйсоциолог А. Коэнпонимает отклоняющееся поведение как«такое поведение, которое идет вопреки с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, делимыми и признаваемыми законными изнутри социальной системы» .По мнениюЕ.В. Змановской, девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от норм . КриминологЯ.И. Гилинский определяетдевиантное поведение каксоциальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям .Таким образом, анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения показал, что данное понятие можно определить, как поведение, котороепротиворечит принятым в обществе правовым и социальнонравственным нормам. Сущность заключается в неверном осознании своего места в обществе, в определенных искажениях нравственного и правого сознания молодых людей. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежнойи отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект –подростковая девиация –изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.В литературеиспользуетсясиноним термина«девиантное поведение»–«отклоняющееся поведение».По мнениюЕ.В. Змановскойу отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социальнопсихологических феноменов:

не соответствиеобщепринятым или официально установленным социальным нормам;

наличиенегативнойоценкисо стороны окружающих;

нанесениеущербаличности подростка или окружающим людям;

поведениестойко повторяющееся (многократное или длительное);

согласование девиантного поведенияс общей направленностью личности;

сопровождениеразличными проявлениями социальнойдезадаптации;

наличиеполовозрастногои индивидуальногосвоеобразия.Подросток -это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток –это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность .Наше исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемусяповедению, проводилосьна базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество испытуемыхсоставило 52человека(34юношейи 18девушек) в возрасте от 13 до 17 лет.Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь «группы риска»: дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) , который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение. Согласно результатам анкетирования 94% воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов –сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (53%), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. У 48% выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.У31%испытуемых была обнаружена склонность к делинквентномуповедению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля. У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (9%). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садомазохизму. (рис. 1)

Рис. 1Результаты теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел)

Результаты исследования показали, что 73% подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к «группе риска».Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть «группы риска»в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (1517 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков «группы риска»на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:1.Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию испытуемыхвоспитанников специализированных учреждений. Большинство подростков склоннок агрессивному и аддиктивному поведению.2.Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 1516, для юношей –1617 лет, существуют различия и в самих формах девиаций. Для девушек характерны проявления агрессивных реакций, для юношей –аутодеструктивные тенденции.Несомненно,данные психодиагностического исследования определяют содержаниемероприятий, которые лежат в основе психологопедагогической работы с воспитанниками.Сначала планируется изучение проблемы,анализнаучной литературы, публикаций, для того чтобы получить новые знания по данной проблеме. Далее проводится дискуссия среди воспитанников, участники усваивают новые знания о девиациях, о девиантном поведении, приобщаться к ЗОЖ.Основу психологопедагогической работы составляют различного рода тренинги, беседы с воспитанниками на темуактуальности проблемы девиантного поведения среди молодежи, о ценности здорового образа жизни, также тематические беседы с родителями о девиации, наличие квестигр, применение творческих мероприятий. По итогам психологопедагогической работы идет статистическая обработка данных, оценивается эффективность реализации проекта.

Ссылки на источники1. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. –СПб.: Каро, 2007. –144 с.2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. –СПб.:«Юридический центр Пресс», 2004.3. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб: Питер, 2010. 352 с.4.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения// Социология сегодня. –М.,1965.6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М., 2001.7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-192 с.8.Развитие личности и самоопределение подростков в школе / Невский И. А., Колесова Л. С; Ин­т развития личности, Рос. акад. образования. ­ 2011. ­ 57 с.9.Социологический энциклопедический словарь/ ред.коорд. Г.В. Осипов. –М., 2000.10.Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. –2е изд. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. –208 с.


Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению)
Назначение метода

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации , легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Теоретико-методологическое обоснование

Социально-психологическая дезадаптация предполагает нарушение способности индивида приспосабливаться к воздействиям социума и адаптироваться в нем непринятие им условий среды и жизнедеятельности. Проблема социальной дезадаптированности подростков является актуальной, так как деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям. В современной науке известны различные отраслевые подходы к классификации девиантного поведения: клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), социально-правовой (девиации поведения и девиантное поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), психологический. Проанализировав имеющиеся подходы, нами были выделены несколько ведущих типов аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние: социально желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение. Таким образом, важным является раннее выявление подростков группы риска, склонных к проявлениям девиантного поведения, а также выявление их агрессивной, аутоагрессивной и криминальной направленности.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженностидевиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала , а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.
Для проведения массовых обследований и мониторинга, по нашему мнению, в первую очередь необходимо значительно упростить процедуру сбора первичной информации, заменив беседы с окружением подростка доступным тестом, который он заполняет самостоятельно, отмечая предпочтительные варианты ответа. Существуют различные подходы с попытками выявления девиантного поведения, например анкеты, карты наблюдений, планы, схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт. Например, шкала социально-психологической адаптированности; Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения; Определение склонности к девиантному поведению. Предложенная методика диагностики склонности к девиантному поведению для подростков содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП). Методика позволяет не только выявить склонность к девиантному поведению, но и дифференцировать его по основным видам проявления; заполняется за короткое время, что важно при работе с неусидчивыми, легковозбудимыми, трудными подростками. Простота обработки полученных результатов является достоинством метода при проведении массовых скрининговых обследований.
Описание шкал

Разработанный способ представляет собой опросник (приложение 1), состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение , как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может ыть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся: 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - общественно опасные деяния , предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).

В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали , при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями (приложение 5).

Самоповреждающее поведение (self-injury) определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.

Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.

Признаки самоповреждающего поведения:

Умышленное желание нанести себе физический вред , преднамеренность, повторяемость;

Невозможность противостоять импульсу повредить себя;

Повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;

Чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.

Самоповреждающее поведение включает в себя:

- психологический компонент - психологическое неблагополучие индивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа «на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира»;

- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;

- скрытые формы - поведение, связанное с пренебрежением опасностью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с избеганием депрессии.

*Терминология:

Самоповреждение - попытка самоисцеления, когда локальное саморазрушение, будучи формой частичного суицида, предотвращает тотальный суицид.

Самоповреждающее поведение - нарушение волевого контроля, определенный синдром, благодаря которому акты самоповреждения становятся повторяющимися ответами на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира ; это поведение, которое связано с нанесением человеком себе физических повреждений без суицидального намерения, которые видно дольше нескольких минут.

Парасуицид - поведение, имитирующее суицидальное, но без намерения убить себя.

Самоубийство , суицид - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя:

Суицидальные покушения - все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия)

Суицидальные попытки - это демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта

Суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Структура теста, процедура проведения

Решение данной задачи осуществляется ответами на вопросы теста. Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат (приложение 2).

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации (приложение 3).
Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
Апробация

Апробация и стандартизация методики была проведена на выборке подростков разного возраста и пола, с разным жизненным опытом, разной степенью выраженности девиаций в поведении. В исследовании участвовали 1919 человек, как имеющих, так и не имеющих ранее зафиксированных видов изучаемого поведения, учащихся общеобразовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области.
На основании результатов исследования выявлены идентичные тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений не зависимо от пола и возраста. Более всего представлена направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых, родителей, что является проявлением возрастных особенностей. На втором месте находится аутоагрессивное поведение с причинением вреда самому себе, которое чаще проявляется в виде демонстративного суицида и угроз в адрес родителей. На третьем месте - делинквентное поведение - правонарушительные или противоправные действия, не несущие за собой уголовной ответственности. Далее следует проявление агрессивного поведения , либо скрываемая потребность в вербальнных или физических действиях по отношению к окружающим для снятия физического и психического напряжения, как ответная реакция на жесткие действия сверстников или взрослых. Менее всего проявляется склонность к аддиктивному, зависимому поведению, использованию каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Полученные в процессе исследования данные позволили установить примерные средние значения по каждой шкале теста, с учетом дифференциации по возрасту (приложение 4).
Представленный тест СДП дает возможность не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены; определить степень различных форм девиантного поведения достаточно быстро и эффективно, что способствует раннему выявлению подростков группы риска, позволяет применять адекватные методы первичной профилактики и коррекционного воздействия, планировать работу с семьей.

Анкета “Взаимоотношения в семье.”

Ф. И. О. ____________________________________________________________

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

* очень хорошими;

* хорошими;

* не очень хорошими;

* плохими;

* очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

* не совсем;

* нет;

* да.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции).

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

* ежедневно;

* по выходным дням;

* редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

* решает сообща жизненные проблемы;

* занимается семейно-бытовым трудом;

* работает на приусадебном участке;

* вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

* обсуждает вопросы учебы детей;

* делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

* каждый занимается своим делом;

* допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

* да;

* часто;

* иногда;

* редко;

* не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

* непониманием членами семьи друг друга;

* нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

* отказом участвовать в семейных делах, заботах;

* разногласиями в вопросах воспитания детей;

* злоупотреблениями алкоголем;

* другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье?

* примирение;

* обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;

* прекращение конфликтов на некоторое время;

* обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

* конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

* да;

* нет;

* иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

* переживают, плачут;

* становятся на сторону одного из родителей;

* пытаются помирить;

* уходят из дома;

* замыкаются в себе;

* относятся безразлично;

* становятся озлобленными, неуправляемыми;

* пытаются найти поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?____________________________________

Предварительный просмотр:

Тест-анкета «Кругозор»

Ф.И.______________________________________________________________

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными:

1) _________

Школьные предметы самые полезные ____________________________________________,

самые трудные для тебя ________________________________________________________

2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть:

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

3. Допиши незаконченные предложения:

Охотнее всего я встречаюсь в школе..___________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с..._____________________________

После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...______________________________

_____________________________________________________________________________

В свободное время я больше всего интересуюсь...__________________________________

_____________________________________________________________________________

Мое любимое занятие дома...___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Со сверстниками мне интереснее всего..._________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне нравятся такие люди...____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне нравятся телепередачи...___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Главным событием моей жизни в этом году было...________________________________

Свое свободное время я предпочитаю тратить...___________________________________

В моей жизни меня огорчает...__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В будущем я хотел бы..._______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Анкета “Мотивация к школьному обучению”.

1.Укажите свою Ф.И.___________________________________________________

2. Уроки, по каким предметам ты посещаешь:

А) с желанием_________________________________________________________

Б) без желания_________________________________________________________

В) не могу сказать______________________________________________________

3. Каким учеником ты себя считаешь:

А) способным

Б) хорошим

В) средним

Г) малоспособным

Д) трудно обучаемым

4. Какой ты видишь свою школу в настоящее время:

А) второй дом

Б) «принудиловка»

В) любимое место

Г) дом творчества

Д) школа радости

Е) место, где тебя позорят

Ж) школа общения

З) место, куда не хочется возвращаться

И) цыганский табор

К) место, где чувствуешь себя хуже других

5. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе:

честность

правдивость

доброта

щедрость

коллективизм

товарищество

трудолюбие

работоспособность

сила воли

настойчивость

оптимизм

вера

скромность

достоинство

выдержка

терпимость

активность

предприимчивость

честь

самостоятельность

независимость

любознательность

увлеченность

культурность

воспитанность

смелость

решительность

умение постоять за себя

6. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими:

А) доверительные

Б) полное взаимопонимание

В) уважительные

Г) отсутствие взаимопонимания

Д) конфликтные

Е) неуважительные

7. Какие из жизненных целей являются для тебя главными? Пронумеруй их по значимости:

фирменные вещи

красивая внешность

деньги

широкая образованность и эрудиция

верные друзья

интересная профессия

здоровье

власть над другими

физическая сила

уважение окружающих

творческие способности

ум

удачная карьера

развлечения

самореализация личности

признание общества

8. На вопрос о «вредных привычках», ты бы смог ответить искренне?

А) да

Б) нет

Если «Да», то, возможно, наберешься, смелости и укажешь свою «вредную привычку»?

9. Что по – твоему можно сделать, чтобы ситуация в вашем классе немного улучшилась?

А) Все и так хорошо, изменять ничего не нужно

Б) Я считаю, что нужно изменить следующее________________________________

И таким образом_______________________________________________________

10. Твое отношение к проводимым анкетированию, тестам и различным опросам

а) равнодушное

б) они ничего не дают

в) они помогают лучше разобраться в себе, в своем «Я»

г) это способ выговориться

д) решение некоторых проблем

Предварительный просмотр:

Сколько в тебе агрессии

Тренинговое занятие для подростков

«Умеем ли мы общаться?»

Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Ключ: «а)» - 4 очка, «б)» - 2 очка, «в)» - 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

22 -32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков . Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижайтесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков . Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – может съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

АНКЕТА

  1. В Центре начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на досугах с критикой взрослых?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и то если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражением.

7. Кто-то в семье купил вещь, но тактичным комментарием;

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным замечанием;

в) выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Предварительный просмотр:

Анкета “Я и мои друзья”

Ф. И. О. ___________________________________________________________

1. У вас есть круг друзей?

* да;

* нет.

2. Что вас объединяет:

* работа с техникой, посещение кино;

* игра на гитаре;

* хобби;

* другое (допишите)__________________________________________________

3. Кому из друзей вы смогли бы доверить тайну?_________________________

4. К кому из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?

5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из

затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. _____

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

* и скучно, и грустно, и некому руку подать;

* жизнь прекрасна и удивительна;

* то взлет, то посадка (падение).

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе?__________________________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствует в кругу ваших друзей?_____________________________________________________

10. Как бы вы определили группу, с которой больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

* мои друзья;

* моя компания, тусовка;

* мой двор;

* моя команда;

*другой вариант (допишите)_________________________________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?____________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то, как обычно они разрешаются:

* миром;

* дракой;

* благодаря вмешательству лидера;

* благодаря вмешательству взрослого;

* компромиссом части ребят.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе:

* доброжелательно;

* враждебно;

* нейтрально;

* равнодушно;

* запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

* даю друзьям советы для их же пользы;

* со мною часто советуются;

* не могу принять важное решение без моих друзей;

* никто не понимает меня по-настоящему;

* мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.

Предварительный просмотр:

Карта изучения особенностей воспитанника

__________________________________________________________________

Направленность

1. Эгоистическая

2. Несформировавшаяся

3. Групповая (я как все)

4. Поведение определяется общими интересами

Нравственная характеристика

* отношение к общественным нормам

1. Беспринципность, побуждает других к плохому поведению

2. Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью

3. Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне

4. Нетерпим к аморальности других

* самооценка

1. Нетерпим к критике в свой адрес, критичен к другим, нетребователен к себе

2. Снисходителен к своим недостаткам

3. Завышенная или заниженная самооценка

4. В основном совпадают оценка коллектива и самооценка

5. Самокритичен, требователен к себе и другим, объективная самооценка

Волевая характеристика

1. Безволен или упрям. Поведение вызывает протест окружающих, конфликтное поведение

2. Своеволен или слабохарактерен, неадекватное поведение

3. Несамостоятелен, податлив чужому влиянию, действует по указанию других

4. Проявляет волю при достижении цели, умеет владеть собой в сложных ситуациях

Умственная характеристика

1. Не хочет учиться и не умеет думать, забывчив, ленив, ограничен

2. Недобросовестно относится к учебе, не умеет мыслить, трудно улавливает суть вопроса

3. Может хорошо учиться, но учится неравномерно, интересы неустойчивы

4. Хорошая память, умеет мыслить, любознателен, но в одной области

5. Отличается сообразительностью, любознательностью, эрудицией, умеет отстаивать

свою точку зрения

Эмоциональная характеристика

1. Жесток или равнодушен к другим, распущен, пессимист

2. Проявляет грубость, черствость, пессимистичен или истеричен

3. Эмоционально неустойчив: то весел, то расстроен, все зависит от личного успеха или

неудач

4. Обладает высокой восприимчивостью, чувствителен к добру и злу, но нередко разочаровывает себя и других

5. Проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен

Трудовая характеристика

1. Ленив, живет за счет других людей, не любит работу, требующую напряжения

2. Неспособен к самостоятельному систематическому труду, избегает трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других

3. Трудится под нажимом извне, требований взрослых или товарищей, быстро устает, работу выполняет некачественно

4. Способен обслуживать себя, выполняет работу, но без особого старания, инициативы, любит делать только то, что нравится

5. Воспитана потребность в добросовестном труде и учении, умеет трудиться сообща,

обладает высокой работоспособностью и чувством ответственности

Результаты обучения (нужное подчеркнуть)

«5» «4 – 5» «4» «4 – 3» «3» «3 – 2»

Сведения о семье (нужное подчеркнуть)

Полная Благополучная Многодетная Неполная Неблагополучная

Предварительный просмотр:

Карта личности

__________________________________________________________________

1. Состояние здоровья и развития воспитанника (заполняется медсестрой или с его слов):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.1 Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки

1.3 Патологические влечения:

* курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

* употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);

* употребляет токсические или наркотические вещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически).

1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего ______________________________

_____________________________________________________________________________

2. Психологическая атмосфера семьи _________________________________________

2.1 Данные о родителях:

Отец: ________________________________________________________________________

Мать: ________________________________________________________________________

образование __________________________________________________________________

профессия, место работы _______________________________________________________

2.2 Другие члены семьи _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3 Тип семьи:

* благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);

* неблагополучная, в том числе:

Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; признаки: отсутствие единства требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы);

Нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

Конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы);

2.4 Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

* семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

* чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

* попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

* сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.).

2.5 Организация режима труда и отдыха:

* какие обязанности выполняет в семье ___________________________________________

* соблюдает ли режим дня ______________________________________________________

* кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания _____________________________________________________________________________

* как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Особенности учебной деятельности:

3.1 Успеваемость учащегося ___________________________________________________

3.2 Отношение к учению : положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное;

3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие

3.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу

4.1 Позиция учащегося в коллективе : лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный);

4.2 Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается;

4.3 Манера, стиль общения с окружающими:

* доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

* недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

* экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

* интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5 Отношение к общественному мнению:

* активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.);

* пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

* безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

* негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

5.1 Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается;

5.2 Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой;

5.3 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается;

5.4 Отношение к физическому труду:

* положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет "золотые руки");

* равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

* отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);

5.5 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, относится равнодушно, относится демонстративно пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества.

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический труд, умственный труд, техническая деятельность, общественно-политическая деятельность, организаторская деятельность, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.п.), спортивная деятельность;

6.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял ) ________________________________

_____________________________________________________________________________

6.3 Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки_____ _____________________________________________________________________________

6.4. Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося

7.1. Сколько времени уделяется "уличному" общению в течение недели, часы вечернего прихода домой ;______________________________________________________

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося;

_____________________________________________________________________________

7.3 Постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд и т.п.);_______________________________________________________________________

8. Самооценка личности

8.1 Уровень самооценки

* адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

* завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

* заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения);

9. Особенности поведения

9.1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются _____________

_____________________________________________________________________________

Возможные мотивы их совершения _____________________________________________

9.2. Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), их характер : грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках;

9.3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.;

9.4. Отношение к своим проступкам: равнодушно, переживает, оправдывает, осуждает;

9.5. Как относится к педагогическим воздействиям : с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования;

9.6. Состоит на учете внутри школы ____________________________________________

в КДН и ЗП __________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Карта обследования дезадаптированного подростка

Фамилия, имя, отчество.................................................................................................................

Год рождения, класс.......................................................................................................................

I. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология(2), хронические болезни (1).

II . Учеба: удовлетворительная (5), слабая (4), неудовлетворительная (3), оставил школу, ПТУ, работает (2), не работает, не учится (1).

III. Поведение: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное(3),неудовле-творительное (2), состоит на учете в ОДН (1).

IV. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел(3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).

V. Отношение к учебе : охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3),

неохотное (2), крайне неохотное (1).

VI. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец(4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей - бабушка, дедушка, другие родственники (1).

VII. Количество детей в семье ....................................................................................................

VIII. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее-специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

IX. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

1 - повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей;

2 - частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

3 - у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;

4 - один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;

5 - семья ведет здоровый образ жизни.

X. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

1 - в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей;

2 - преобладают стяжательские настроения;

3 - для семьи характерна духовная, идейная индифферентность;

4 - духовные потребности недооцениваются;

5 - семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей.

XI. Характер эмоциональных отношений в семье:

2 - эмоционально-холодные, отчужденные отношения;

3 - эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;

4 - отношения ровные, но без эмоциональной близости;

5 - атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.

XII. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

1 - криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество и др.

2 - асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство;

3 - общение на основе пустого времяпрепровождения;

4 - досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;

5 - на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционированием и т.п.

Показатели социального развития подростка

XIII. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:

1 - профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;

2 - планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездушности;

3 - планы неопределенные, иногда нереальные;

4 - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;

5 - профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознако-мление с будущей профессией, подготовка к ней.

XIV. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

1 - отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;

2 - к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;

3 - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;

4 - отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;

5 - отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

XV. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений(спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):

1 - индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;

2 - интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;

3 - интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других;

4 - интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;

5 - глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.

XVI . Отношение к педагогическим воздействиям:

1 - резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;

2 - неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнори-рования, упрямства;

3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;

4 - к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает;

5 - чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

XVII . Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

1 - бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к обще-ственному мнению в классе;

2 - к общественному осуждению относится равнодушно;

3 - внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;

4 - с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;

5 - развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

XVIII . Способность критически, с позиций норма морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:

1 - открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

2 - в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;

3 - равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норма общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных проявлений;

4 - способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их;

5 - активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

XIX. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

1 - навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать;

2 - самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих;

3 - самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;

4 - самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных условиях по самовоспитанию;

5 - самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.

XX. Внимательное, чуткое отношение к окружающим:

1 - проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;

2 - способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других;

3 - равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами;

4 - сопереживание по отношению к близким, родным;

5 - высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь.

XXI. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении :

1 - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;

2 - слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;

3 - стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудно-стей принятия решений, сопротивления среде и т.д.;

4 - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;

5 - сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия.

XXII Внешняя культура поведения:

1 - неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;

2 - безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер;

3 - безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;

4 - аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;

5 - эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться.

XXIII. Отношение к алкоголю:

1 - злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;

2 - эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;

3 - нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь, токсические вещества;

4 - осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя;

5 - активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией.

XIV. Отношение к курению:

1 - закрепившаяся привычка к курению;

2 - эпизодическое курение;

3 - воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;

4 - осознанный, самостоятельный отказ от курения;

5 - активное неприятие курения в отношении себя и своих товарищей

(выбор друзей).

XV. Культура речи:

1 - сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;

2 - эпизодическое сквернословие «по случаю»;

3 - избегание нецензурных выражений;

4 - активное стремление очистить речь от сквернословия;

5 - высокая культура речи, богатый лингвистический запас.

Карта заполняется социальным педагогом на основе наблюдения, изучения

учебной, общественной, трудовой деятельности несовершеннолетнего, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые несовершеннолетнему, условиям его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды дают окружающие.

Предварительный просмотр:

Тест «Что мы знаем о курении?»

При ответе на вопрос, напишите слово «верно» или «неверно».

  1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

__________________________________________________________________

  1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Тест «Ваша уличная компания».

Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа:

1. Как часто собирается Ваша компания?

  • Каждый день – 1
  • Через день – 2
  • Реже – 5

2. Где Вы чаще всего собираетесь?

  • В подвале или бродите по улице -1
  • На площадке перед домом или в подъезде -3
  • У кого-либо на квартире -5

3. Сколько в группе признанных лидеров?

  • Один -1
  • Несколько -3
  • Ни одного -5

4.Приходилось ли вместе с группой «балдеть» ночь напролет?

  • Да -1
  • Часов до 2-х ночи -3
  • Нет -5

5. В каком количестве группа употребляет спиртные напитки?

  • Без ограничений -1
  • До легкого опьянения -3
  • Не употребляет -5

6. Сколько членов группы курят?

  • Все -1
  • Половина -3
  • Менее 10 процентов -5

7. Сколько членов группы потребляют «травку», иные наркотики?

  • Все -1
  • Около половины -3
  • Никто -5

8. Обсуждаются ли в Вашей группе вопросы интимной жизни?

  • Да -1
  • Иногда -3
  • Нет -5

9. Участвует ли Ваша группа в защите своей территории?

  • Да -1
  • Некоторые, но в других группах -3
  • Нет -5

10. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

  • Да -1
  • Не уверен, но возможно -3
  • Нет -5

11. Участвовала ли Ваша группа в коллективных драках?

  • Да -1
  • Некоторые, но в составе других групп -3
  • нет -5

12. Что бы предприняли члены группы, если бы кто-то заявил о своем уходе из нее?

  • Избили-1
  • Припомнили все долги -3
  • Ничего

Если Вы набрали от 12 до 17 баллов, то все, как говорится, ясно: у Вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация. Вам может казаться, что ничего особенного с Вами не происходит, поскольку «все так себя ведут». Во –первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено». Но на самом деле они стараются контролировать свои действия, и дальше шумных тусовок дело не идет. Они не хотят рисковать будущим.

Во-вторых, Вы настолько втянулись в жизнь соей группы (возможно, уже банды), что никаких норм для Вас не существует. А ведь еще шаг и … Прозрение наступает, когда за спиной начинают лязгать стальные запоры, а на суде вчерашние закадычные дружки начинают «топить» друг друга.

Если Вы набрали 18 и 42 баллов, то, скорее всего Вы общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы «предки не докучали». В такой группе, в общем-то, можно чувствовать себя неплохо- особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска не покидает – ведь абсолютно ничего не происходит.

Рекомендации. Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на Вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте для начала сочетать, пустую трату времени с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Каждый день должно происходить что-то полезное, интересное.

Если Вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо. Ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой происходит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел вне ее.

Рекомендации. Старайтесь делать все, чтобы Ваши партнеры по группе чувствовали себя с Вами легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как Вы бы хотели, чтобы относились к Вам. Не смотрите туда, где все кажется более интересным. Сами делайте жизнь интересной.


Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность»

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.

После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Утверждение

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

Интерпретация полученных результатов:

До 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен

От 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения

От 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

С тепен ь никотиновой зависимости (для курящих ) Тест Фагерстрема .

Варианты ответов

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?

В течении первых 5 минут

От 6 до 30 минут

От 31 до 60 минут

Более часа

Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?

От утренней

От последующей

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

10 или менее

От 11 до 20

От 21 до 30

Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?

Сумма баллов

Результаты теста:

0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.

Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков .

1 . Обнаруживали ли Вы у ребенка:

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям

Частую, непредсказуемую смену настроения

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить

Частые простудные заболевания

Потерю аппетита, похудание

Частое выспрашивание денег

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма

Резкое снижение успеваемости

Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

Нарастающая лживость

Чрезмерно расширенные или узкие зрачки

Значительные суммы денег без известного источника дохода

Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п

Состояние опьянения без запаха спиртного

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

2 . Слышали ли Вы от ребенка:

3 . Сталкивались ли Вы со следующим:

4 . Случалось ли с Вашим ребенком:

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения

Совершение кражи

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

Опросник выявления предрасположенности

к аддиктивному (зависимому) поведению.

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»

15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание

Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.