Пять загадочных славянских племен. Древние народы на территории России. История государства и народов России

Основы методик определения характеристик народонаселения и обозначения величин и понятий

Уже в первом веке н.э. предки русов венеды занимали огромное пространство от границ с кельтами и германскими племенами до верховий Волги, Западной Двины, Днепра и Среднего подне-провья и от предгорий Карпат до Южного побережья Балтийского моря (от устья Эльбы до Немана).
Без выяснения исторической истины размещения на этой необъятной территории венедов-русов и венедов-западных (приграничных с римлянами и германскими племенами, будущих сербов» чехов, мо-равов и хорватов), невозможно приступить к определению числен» ности населения до монголо-татарского нашествия в 1237 году.

Венеды-русы занимали всю территорию современной Польши, а на Севере и западнее ее до устья Эльбы, а также все области будущей Киевской Руси (смотри ниже гл.2, "К вопросу о происхождении Руси и ее государственности"). Западные венеды занимали земли лужицких сербов, земли Чехословакии, а с VI-VII веков и земли Югославии. Прежде чем приступить к исследованию характеристик народонаселения с 1-го года н.э. до монголо-татарского нашествия в 1237 году, следует установить историческую истину о территориях, на которых жили предки русских XIII века и были ли у них города и городское население. Если ограничиться исследованием территорий в пределах Руси XIII века (1237 г.), то можно придти к нелепым выводам, т.к. на территории Польши русские уже не проживали. А тогда не было Новгородского, Ростово-Суздальского, Владимирского, Рязанского и других княжеств, и не было целых областей (волостей) Восточной Руси, как Ильменские словене, Вятичи, Мурома, Меря, Ситчина, Пургасова Русь и др. Но была территория Польши, заселенная русами, Правобережье Низовий р. Лабы (Эльбы), были Полочане, Черная Русь, Дреговичи, Древляне, Днепряне (среднее Поднепровье), а на севере Польши по южному побережью Балтийского моря и несколько южнее были области Бодричи, Лютичи, Поморяне, балтийские Поляне, Куявяне и Ленчане, которые одни из первых, если не первые создали ранее феодальное государство Южнобалтийскую Русь и назвались русами.

Стоит здесь упомянуть, что на наш взгляд, в "Повести временных лет" и других летописях допущена ошибка в перечне народов, говорящих на русском языке, а именно, причисление народа меря и мурома к говорящим на своих языках. Эта ошибка привела к тому, что историки стали безоговорочно повторять это неверное утверждение. К тому же в других местах той же летописи это утверждение фактически опровергается. Меря после 907 г. не упомянута в "Повести временных лет".

Начиная летопись с 862 года все летописцы повествуют о взаимоотношениях русских и народов меря и мурома, как единого народа с общими целями и задачами, а также действиями (войнами и усобицами) на протяжении всей истории до последнего их упоминания в 907 году с образованием княжеств в Северовосточной Руси. Во всех войнах (походах) Меря и Мурома упоминаются, как представители равных русских волостей. Если Меря была крайней русской волостью, то восточнее Муромы была еще Пурга-сова Русь, которая долго оставалась незамеченной летописцами и забытой историками.
Само название Меря, надо полагать произошло от местности, куда они переселились, а именно от р. Мера, притока Волги, берущей начало у современного поселка городского типа Первушино, южнее Галича-Мерского и впадающей в Волгу восточнее Заволж-ска, напротив (но восточнее) Кинешмы. А пришли меря, можно предполагать, с южного побережья Балтийского моря во время Великого переселения народов в IV-V веках и к моменту создания "Повести временных лет" имели свой языковой акцент, живя в глухих лесах в тесном соседстве с восточными охотничьими племенами.

Утверждая, что меря и мурома были русские, я предвижу упорные возражения многих историков, т.к. хотя и единожды во всех П.В.Л. на с. 43, Арзамас, 1993 г., но записано, что они говорят на своем языке. Однако это ошибка летописца. С 907 г. меря вообще не упоминается ни как племя, ни как волость. Это народ большой русской волости Руси от р. Москвы с притоком р. Мерьской до рек Мера, Сухона и Унжа, включающей города Ростов, Суздаль, Галич-Мерьской, позже Владимир и Москву. Меря никуда не переселялась после 862 г. и другое население туда не приходило. Так что костромчане, ярославцы, ивановцы, владимирцы и москвичи это и есть меря, т.е. их потомки. Но ведь никто не сомневается в том, что они русские, говорившие всегда на русском языке. О том, что р. Мерьская (Нерская) — приток р. Москвы сказано в П.В.Л. на с. 260 (см. поход Всеволода Юрьевича на Рязань в лето 6715). Когда меря пришли туда от Ростова, а также по p.p. Оке и Москве, р. Мерьская текла в глухом лесу, поэтому названия не имела. Она названа народом меря р. Мерьской в свою честь. Если бы было не так, то она имела бы другое название, не совпадающее с названием народа меря; причем название с мягким знаком. Это значит, что у меря другого языка, кроме русского никогда не было. Другой язык с времен прихода Рюрика и Олега Вещего у меря не был обнаружен, да, и их самих называли ростовцы, суздальцы, галичане, владимирцы, москвичи и т.д.

То, что меря — русские говорит и запись в начальной части младшего извода Новгородской первой летописи на лето 6362 (854) "... Во времена же Кия, Щека и Хорива, новгородские люди, называемые словенами, и кривичи и меря имели волости: словене свою, кривичи свою, меря свою/5 Весь также входила в Новгородскую землю, но она здесь не упомянута, как и другие племена. Сицкарей, возможно, причисляли к меря. Они поселились одновременно с меря и пришли из тех же мест, т.к. значительно отличались до XX века от населения соседних волостей, пришедших позже в поёмные места, особенно гордостью, обидчивостью, вспыльчивостью, драчливостью, наречием в языке и другими особенностями в укладе жизни, что было подмечено С. Мусиным-Пушкиным в "Очерках М.У.", Я., 1902. Но язык сицкарей на всей Ситчине был русский.

Для ясности представления о размещении русских областей на территории всей, образовавшейся в Хв. Польши, и на землях от устья Эльбы до Одера; перечислим эти области: на побережье Балтийского моря (с запада на восток) Бодричи, Лютичи, Померане. Южнее их (с запада на восток) Поляне балтийские, Куявяне, Мазовшане. Южнее их Ленчане, еще южнее (в центре Польши) Серадзяне, на юге Висляне. Слензане жили в Силезии по левому берегу Одера (Одра), западнее серадзян и вислян. Силезия вошла в Польшу в Хв., но она возможно входила в древнюю Великую Русь (см. Рис. 3).
В первой половине Vb., в начале великого переселения народов, началось повальное нападение немцев, датчан и норманнов на Южнобалтийскую Русь. Западные историки, а ранее римляне утверждают, что в то время земли южного побережья Балтийского моря назывались Венеды-Русь. Действительно, занимали эти земли русские люди, к тому времени консолидировавшись в древнюю Великую Русь, а другая часть венедского народного массива в составе будущих чехов, сербов, хорватов и словен тоже стала консолидироваться и создавать свои княжества, а после создали государство Само, Моравскую державу и Чешское княжество, но все они имели много общих целей и общий венедский, русский язык (славянский).

Области бодричей, лютичей, поморян, полян, куявов (куявян) и ленчан имели очень хорошие связи и способы передвижения между собой по рекам, ручьям, озерам и по морю и создали Южнобалтийскую Русь. Как по немецким, так и по польским данным, эти земли не принадлежали ни немцам, ни полякам. Собственно государств Германии и Польши до IX-X в.в. еще не существовало. Немецкие земли с первых веков были заселены немецкими племенами, причем северные немцы отличались от южных настолько, что не понимали или с трудом понимали друг друга. Язык венедов-русов был единым до IX века.
Народ русов (речных жителей) был могуч и однороден во всей Великой Венедской Руси, в которую входили Южнобалтийская Русь, Северовосточная Русь и Южная Русь, которая стала древней Великой Русью. Древняя Великая Русь представляла объединение (трех частей), близкое к государственному с выборным, договорным органом управления, выражаясь современным языком эта форма была близка к конфедерации. Союзы областей управлялись князьями, старейшинами и воеводами. Южнобалтийская Русь управлялась сначала выборными воеводами, князьями, а после наследственными князьями. Балтийские поляне, входившие в Южнобалтийскую Русь прзже в конце IX и в начале Хв. консолидировались с южными и западными волостями, дав название "Польша" и "поляки", образовав Великую Польшу. А в Великую Венедскую Русь, а позже древнюю Великую Русь вошли все земли современной Польши плюс земли от устья Лабы (Эльбы) до Одера, вся Северовосточная Русь и Южная Русь к началу III в. и к середине III в. соответственно. Бодричи, лютичи, поморяне, поляне балтийские, куявене и мазов-шане были русскими жителями рек (Русью) вплоть до IX века, до первого исторически достоверного князя Польши Мешко I, под властью которого, считают, что уже временно находилось Поморье. Но до Мешко I (с IX в.) была территория Великая Польша, консолидация которой произошла на основе балтийских полян.

Первоначально (IX-XI в.в.) под Великой Польшей понималась территория в бассейнах рек Варта и Нотец (правый ее приток). Позднее Великой Польшей называлась территория, граничащая на западе с Силезией и Любушской землей, на севере с Поморьем, на востоке с Мазовией, на юге с Малой Польшей. То есть Поморье и Мазовия в Великую Польшу не входили, так же как и куявяне и ленчане вплоть до X в. В XVI-XVIII в.в. к провинции "Великая Польша" относились так же Мазовия и Королевская Пруссия.

На территории Южнобалтийской Руси уже к III в. консолидируются волости: Бодричи, Лютичи, Поморяне, Поляне (балтийские), Ленчане и Куявяне.
В Северо-восточной Руси образовались волости: Чёрная Русь5 Мазовия, Ильменские словене (позже), Полочане, Древляне, Кривичи, Дреговичи, а позже Меря, Ситскари (Сицкари), голядь балтийская в бассейне р. Протвы, притоке р. Оки (в П.В.Л. ошибочно записано: "притоке р. Москвы"), Пургасова Русь, внедрившаяся в мордовские земли, Радимичи на p.p. Сож и Десне, Вятичи в бассейне Оки и Мурома в низовьи Оки. В Южной Руси образовались волости: Северяне, Поляне (днепровские), Тиверцы, Уличи, Вис-ляне, Волыняне (Дулебы), и Серадзяне. По данным летописей, радимичи и вятичи пришли от ляхов с Радимом и Вятко. Однако следует напомнить о важном историческом факте — более позднего появления (после IX в.) названия "поляки", "ляхи", да и само государство, а сначала княжество Великая Польша, до IX-X в.в. не существовали. Они были западные словене-русь.

Вся современная Польша, возможно без Силезии, была в составе древней Великой Руси, а в начале в Великой Венедской Руси. Надо полагать, что приход радимичей и вятичей и других был вызван нашествиями немецко-датских завоевателей на северные, южные и западные области древней Великой Руси и западных венедов-славян (позже чехов, сербов, хорватов и словен). Граница Руси и ее волости показаны на Рис. 1-3.

Следует отметить, что с 1-го до IX века между бодричами, лютичами, поморянами, Мазовшанами, полянами балтийскими, куявянами, ленчанами, полочанами, ильменскими словенами, кривичами, меря, ситскарями (сицкарями), голядью балтийской, дреговичами, древлянами, северянами, радимичами, вятичами, полянами днепоовскими, уличами, тиверцами, вислянами, волынянами (дулебами) и серадзянами различий этнических не было. Они не были племенами. Это был единый венедский, а позже русский народ с Ш-го века н.э.

Разделение шло только по названиям волостей. Лишь позже, приблизительно в VIIMX в.в. начали консолидироваться, а еще позже, под давлением волохов и Киевской Руси, стали переселяться в Польшу уличи и тиверцы.

Бодричи, лютичи, поморяне и поляне прибалтийские тоже рано начали консолидироваться в княжества. Но все они были венеды, русичи, русские, с единым русским (позже славянским) языком. "А славянский язык и русский — одно и тоже" (см. П.В.Л. с. 505 Арзамас, 1993).

Если просмотреть историю образования Германии, то увидим, что это была консолидация действительно отдельных племен, в последствии образовавших три государства с различными народами, говорящих на разных языках. И отчетливо видно, что Венеды-Русь (бодричи, лютичи, поморяне и поляне балтийские) с территорией от долины Эльбы (и ее устья) до Вислы на побережье Балтийского моря до 919 г. не принадлежала Германии (см. карту, БСЭ, т. 6, с. 361).
Таким образом, если территория южного побережья Балтийского моря от низовьев Эльбы до Вислы и даже до р. Рось (Неман) не принадлежала даже в начале X в. (до 919 г.) ни Польше, ни Германии (этноним "славяне" появился не ранее VI века) и тем более она никогда не принадлежала Норвегии и Швеции, кроме о.Рюген, завоеванного в начале IX в. Готфридом датским, овладевшим г.Рарогом (датчане его называли Рериком) и повесившим князя бодричей Гадослава, затем о. Рюген был завоеван Швецией, а позже Германией, то это означает, что эта территория была Русь с 1-го века до начала X в. (до 919 г.), с которой постепенно вытеснялись русские люди областей: Бодричей, Лютичей и Поморян. Это подтверждает и Верденский договор 843 г. о разделе империи Карла Великого, заключенный его внуками Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом Лысым в Вердене. Лотар, сохранив императорский титул, получил Италию и широкую полосу земель вдоль Рейна и Роны, Людовик Немецкий — земли к востоку от Рейна до Эльбы (Восточно-Франкское королевство), Карл Лысый — земли к западу от Рейна (Западно-Франкское королевство). Раздел Франкского государства по Верденскому договору соответствовал границам складывающихся французских, немецких и итальянских народностей и фактически положил начало существованию трех крупных государств —- Франции, Германии и Италии (см. карту в БСЭ, т. 27, с. 33).

Заселение Северовосточной Руси не могло происходить из Южной Руси от полян, северян, вислян, тиверцев и уличей по трем главным причинам:
а) Север для южан не был привлекательным для нового места жительства, скорее наоборот, в силу суровости климата, неплодородности почвы и отсутствия свободных земель для пашни. Там существовало подсечное земледелие с вырубкой, корчевкой и выжиганием леса, а для подсечного земледелия требовались большие не разделенные семьи; у полян в то время подсечного земледелия не было. Даже Святослав предпочитал годами жить в низовьях Дуная, оставляя свою мать Ольгу и семью в Киеве. Однажды во время набега печенегов Киев мог быть взятым и разграбленным, если бы не хитрость воеводы, обманувшего печенегов.

б) Поскольку Южная Русь была непосредственно связана через торговлю и посольство с Византией (греками) и получала дополнительный доход, то бытовые условия (уровень жизни, гигиена здоровья, бытовая обстановка и др.) южан были несколько выше чем на севере, где жили в глухих лесах, поэтому север и по этой причине был непривлекательным для переселения. Даже преподобный Нестор писал, что соседи полян древляне "живут по-зверински".
в) Возможно самая главная причина была та, что население Южной Руси на протяжении многих веков непрерывно убывало, т.к. она была порубежной, крайней, окрайней, а вследствие этого население непосредственно подвергалось постоянным набегам и нашествиям скифов, сарматов, обров, гуннов, хазар, печенегов, а позже половцев, монголо-татар и других народов, уводивших в плен десятки тысяч человек за одно большое нашествие, не считая убитых на месте и во время сражения. Постоянно шла убыль населения Южной Руси, иногда десятками тысяч человек за год. Поэтому население непрерывно обновлялось. Туда добровольно и по приказу князей шли целые селения, отдельные гнезда родственных семей, дружины с семьями и целые полки ратников, из которых некоторые с семьями, а другие, холостяки, женились или приобретали семью убитых дружинников и воинов южан, умножая население южан и их защитников от врагов. Кроме того князья южных княжеств строили и заселяли целые города и местности пленными соседних княжеств и соседних государств.

Нетрудно представить, что на такой небольшой территории, занятой полянами, северянами и галичанами могло проживать, например, в VII веке не более 75 тысяч человек, а бывало в одном сражении участвовало до 50 и более тысяч человек. Не одиночки же, как Илья Муромец и Алеша Попович приходили на Киевщину к полянам, а приходило множество дружин и русских людей с семьями из Северовосточной и Южнобалтийской Руси для защиты общей границы всей Руси. А на всей Руси, по нашим достаточно достоверным данным, проживало в VII веке около 5 млн. человек, включая русских на всей земле будущей Польши.

Южная Русь сама требовала непрерывного притока населения из Южнобалтийской и Северовосточной Руси для защиты южных границ. Это подтверждает как история древней Великой Руси, так и история Киевской Руси. Например: Лето 6496 (988 г.) ... И сказал Владимир: — "Не добро, что мало городов около Киева". "И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населял города, так, как шла война с печенегами".
И далее "... Ярослав и Мстислав... и заняли вновь города Червенские, и повоевали Польскую землю и много поляков привели и поделили их между собою. Ярослав посадил своих по Роси, где они и до сего дня".

Основы методики определения характеристик народонаселения и обозначение величин и понятий

На первом этапе работы намечалось решить лишь одну сложную проблему, а именно, вывести формулу и подсчитать численность населения ранней средневековой Руси до монголо-татарского нашествия в 1237 г. Но, по мере накопления архивных и других данных объем работы был значительно расширен.

Формулу для расчета численности населения Руси в начале 1237 г. предстояло придумать ("изобрести") и вывести.
Изучая литературу по средневековой руси, я прочел, что перед нашествием монголо-татар на Русь в 1237 г. в ней было около 300 городов. Мои мысли начали кружить вокруг этих замечательных данных. Действительно, если известно число городов на Руси, то, определив среднее число жителей в городе, можно определить численность городского населения. А, определив долю (процент) городского населения Руси на начало 1237 г., можно определить и все население Руси на начало этого года.

Было решено, на основе логических рассуждений, определить пределы числа домов в среднем городе, а затем, используя архивные данные, определить число людей, проживающих в одном среднем доме, хотя бы в более поздний период времени. Затем, найдя тенденцию изменения этого аргумента во времени, определить нижний и верхний пределы его величины на начало 1237 года и его среднюю величину.
Тогда число населения определится по формуле:

Нг = Кг х Д х Жг, где:

Нг- городское население ранней средневековой Руси на начало 1237 г.;

Кг - количество (число) городов Руси в начале 1237 г.;

Д - домов (число) в условном среднем городе в начале 1237 г.;

Жг -, жители (число) одного среднего городского дома.

Если определить процент (долю) городского населения Пг в начале 1237 г., то общее число жителей Руси в начале 1237 г. можно будет определить по формуле (1),

Н= (Нг = Кг х Д х Жг)/Пг*100 (1)

где:
Н - полная численность населения Руси в начале 1237 г.;

Пг - процент (доля) городского населения в начале 1237 г.;

100 - коэффициент, переводящий один процент численности населения Руси ко всей численности населения Руси в начале 1237 года.

Таким образом зависимость численности населения Руси Н, как функция четырех независимых неизвестных аргументов, т.е.

Н = Ф (Кг, Д, Жг, Пг).

На первый взгляд, такой способ подсчета неизвестной численности населения с помощью четырех неизвестных аргументов не внушает доверия. Но, дальнейшие исследования подтвердили уникальность и точность способа.

По данным некоторых историков количество городов на Руси в начале 1237 г. было равно 300, тогда формула (1) могла бы принять более простой вид

H=(300 х Д х Жг)/Пг*100

Точное или весьма близкое к истине значение величины функции Н можно определить путем анализа, основанного на теории вероятности, а именно, на вычислении математического ожидания распределения вероятностей случайной величины Н, которое численно будет равно числу жителей Руси в начале 1237 г.
Формула (1) явилась долгожданной оригинальной и счастливой находкой, позволившей решить сложную проблему, никем не решенную до сих пор.
Первые вероятностные исследования по формуле (1) были выполнены при величине количества городов Руси в начале 1237г. равной Кг = 300, В конце вероятностных проб анализа, количество городов Руси было обосновано величиной, равной Кг=250 городам.

Нижние и верхние границы величин других аргументов Д, Жг и Пг формулы (1) достаточно удовлетворительно не могли быть обоснованы, в силу недостаточности архивных материалов, поэтому для их обоснования пришлось проводить дополнительные исследования других характеристик народонаселения, а именно: число человек, живущих в одном доме главного города губернии Жгг, число человек, живущих в одном среднем сельском доме, отношения величин Же: Жг, Жгг: Жг, а также численность населения и процент городского населения за многие столетия от первого года н.э. до конца XX века.

Численность населения в 1241г. могла приблизительно определить нижнюю границу случайной величины населения в начале 1237г.

Попутно были определены отношения численности населения РСФСР к численности населения СССР, а также людские потери в войнах.
При определении численности населения России с 1400 по 1719 гг. взята численность населения России в 1646 г., как наиболее достоверная, т.к. на землях, не захваченных Польшей и Литвой, в этот год была произведена перепись по писцовым книгам. По этим данным, приведенным Я.Е. Водарским, удалось подсчитать численность населения по всей России, включая и оккупированные области. Именно по этой численности населения в 1646 г. можно было судить о реальных средних цифрах численности населения данных разными историками, их интерполяции и экстраполяции во времени и принять решение об исключении данных ряда авторов из рассмотрения в силу нереальности приводимых ими величин численности населения.

В историческом очерке были обоснованы закономерности развития народонаселения Древней Руси, в частности уменьшение среднего числа жителей в одном городском и сельском домах в зависимости от времени (лет), а также проведено исследование о наличии жителей венедов-русь, а затем русов, росов на территории будущей Польши с III по Хв. и в Южнобалтийской Руси. Обосновано переселение части населения Южнобалтийской Руси и всех регионов древней Великой Руси и западных венедов (чехов, сербов, хорватов, моравов и др.) на побережье оз.Ильмень, в верховья Северной Двины, Днепра, Волги, на их притоки и на Балканы и внедрения русов в среду охотничьих финно-угорских племен, в частности, народа меря, осевших на р. Мера, ситскарей - на р.Сить, Пургасовой Руси в Мордве, Голяди балтийской на р.Про-тве, притоке р.Оки.

Поскольку в исторической науке, в частности демографии, не привита система обозначений исторических характеристик (понятий) и величин с помощью букв греческого и латинского алфавитов, употребляемых в математике и в физике, то нами в данной работе приняты обозначения из заглавных и строчных букв русского алфавита, а именно нижеследующие:

Н - население вообще (буква "эн");
Нг - население городское;
Не - население сельское;
Кг - количество (число) городов;
Д - домов (число домов вообще) с конкретными указаниями словами;
Дг - домов (число) в городе;
Дн - нижняя граница случайной величины числа домов в среднем городе;
Дв - верхняя граница случайной величины числа домов в среднем городе;
Нп; Нф; Нк; Нт - население Польши, Финляндии, Кавказа и Туркестанского генерал-губернаторства соответственно, вошедшее в состав России;
Нр - население РСФСР;
Нес - население Советского Союза (СССР);
Нр: Нес - отношение численности населения РСФСР к численности населения СССР;
H123 - население в 1237 г.» а с другим индексом в другом году;
Г - год календарный (календарный номер года);
Жг - жители одного среднего городского дома (их число);
Жc - жители одного среднего сельского дома (их число);
Жгг - жители одного среднего дома главного города губернии (их число);
(Жг)1237 - жители одного среднего городского дома в 1237 г. или с другим индексом в другом году (их число в доме);
(Же)1237 - жители одного среднего сельского дома в 1237 г., или с другим индексом в другом году (их число в доме);
Жя - жители одного среднего дома г. Ярославля (их число) или другого города с соответствующим индексом;
а; б; в; ... - строчные буквы русского алфавита, обозначающие коэффициенты в формулах народонаселения; К - любой коэффициент при вспомогательных расчетах; Ннв - верхняя граница нижнего множества случайной величины населения Н;
Нвн - нижняя граница верхнего множества случайной величины населения Н;
Ки - количество интервалов во множествах случайной величины населения Н;
Нн - наименьшая случайная величина численности населения Н;
Нв - наибольшая случайная величина численности населения Н;
И - интервал (величина интервала) случайных величин Н;
Еп - естественный прирост населения;
ГАЯО - Государственный архив Ярославской области;
ЛОИИАН - Ленинградское отделение Института истории Академии Наук СССР (Российской Федерации);
БИАЯО - Брейтовский исторический архив Ярославской области;
БСЭ - Большая советская энциклопедия;
МСЭ - Малая советская энциклопедия;
СЕ. - Сергей Ершов; подпись автора во вставках в цитаты;
П.В.Л. - Повесть временных лет.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь". Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов». Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши. Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ильменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу. От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов. Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян. Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:

Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища , захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове . В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду «призвания варягов», в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.

В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г. З. Байером , Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером . Этой теории также придерживались Н. М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.

Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.

Славянская теория

Славянская теория была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»:

Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т. д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси со славянским южным берегом Балтики - с поморскими и полабскими славянами. По мнению многих ученых [кого? ] , в период раннего средневековья, южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли соответствующие северу будущей Киевской Руси. Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования . При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов. («Новгородцы от рода варяжского» и т. д.) В Киеве её не обнаружено.

Индо-иранская теория

Существует мнение, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором , где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов , упоминаемых античными авторами.

Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована О. Н. Трубачёвым (*ruksi «белый, светлый» > *rutsi > *russi > русь ; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) «светлый»).

История народа русь по письменным источникам

Письменные источники, относящиеся к времени появления этнонима русь , разнообразны, но скупы в деталях и разрозненны. Помимо древнерусских летописей, которые были составлены в более позднее время, упоминания о руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных (арабо-персидских и хазарских) источниках хроникального и мемуарного характера.

Повесть временных лет

Одним из самих ранних древнерусских источников, дошедших до нашего времени, является «Повесть временных лет », написанная монахом Нестором в начале XII века на основе летописного свода XI века . Согласно Нестору территорию, подвластную в его время русским князьям, населяли в древности:

  • славянские племена:
поляне , древляне , ильменские словене , полочане , дреговичи , северяне , бужане (волыняне), радимичи , вятичи , уличи , тиверцы ;
  • неславянские племена:
чудь , меря , весь , мурома , черемисы , мордва , пермь , печера, емь , литва , летьгола , зимигола , корсь , нарова, ливы , ятвяги ;
  • Первое упоминание в летописи о народе русь в самом начале повествования, в периоде, где ещё нет летоисчисление в списке Афетово колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готъ, Русь, Аглянъ, Галичанъ, Волохове, Римлянъ, Нъмцъ, Корлязи, Венедици, Фряговъ и прочии...
  • Второе упоминание в летописи о народе русь в периоде между смертью трёх братьев и их сестры, основателей Киева: И по сей братьи почаша держати родъ их княжение ...Се бо токмо словенескъ языкъ в Русi: Поляне, Деревляне, Новгородцы(Ильменские словены), Полочане, Дьрьговичи, Съверо, Бужане, зань съдять по Бугу. послъ же Волыняне. Инии языцъ, иже дань дають Руси:.. Далее следует рассказ о начавшихся столкновениях между племенами славян, произошедшие после смерти братьев - По сихъ же лътахъ по смерти братья сея, (поляне) быша обидимы Деревляны и инъми околными, и наидоша я Козаре (и пришли на них Хазары). В следующий, третий раз, Русь упоминается в связке с византийской хроникой:
  • Нестор нашёл в доступной ему византийской хронике первое упоминание о руси :

Современная историография не идентифицирует упоминаемый народ в качестве варяжского племени «русь», призванного согласно ПВЛ в новгородские земли с берегов Балтики . Одной из причин этого является неопределённая датировка цитаты, что позволяет отнести её как к ранневизантийской эпохе, так и к временам набегов руси на Византию.

Первое подробное упоминание в византийских источниках племени русь, возможно, относится к описанию набега на византийский город Амастриду (на южном побережье Чёрного моря) в «Житии Георгия Амастридского» (по некоторым оценкам - начало 830-х годов, но не позднее г.). В «Житие Георгия» росы названы «народом, как все знают, в высшей степени диким и грубым ». Нападению вначале подверглась Пропонтида, находившаяся недалеко от Константинополя, что может быть указанием на предварительно состоявшийся торг в византийской столице . Возможно именно после этой войны в Константинополь для переговоров прибыли послы росов, по происхождению шведы, которых император Феофил отправил назад через Империю франков (см. ниже), где их прибытие датируют 839 г. Ряд современных исследователей не поддерживает датировку этих событий 830-ми годами и считает, что поход имел место при набегах руси в или даже 941 годах . Действительно, те же византийцы и франки спорили (см. Русский каганат) о происхождении этого народа и титуле его вождя, прежде чем основательно познакомились с русами уже в эпоху князя Олега и его преемников.

В популярной литературе встречаются упоминания о набеге руси на греческий остров Эгину (недалеко от Афин) в 813 году . Данный факт происходит от ошибочного перевода этнонима арабских (берберских) пиратов-мавров, Maurousioi , как «русские» в «Житии преподобной Афанасии Эгинской» .

Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси :

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира . Как предполагают историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году , византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. » К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким » . В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию - варвары с северных берегов Чёрного моря.

Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей », написанном около 950 года , византийский император Константин Багрянородный .

«…Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.»

В июне росы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски », причём «росские» названия имеют достаточно чёткую др.-скандинавскую этимологию (см. таблицу в статье Норманизм). Другую этимологию, основанную на иранских наречиях, предложил в 1985 году М. Ю. Брайчевский, основываясь на факте длительного проживания в регионе ираноязычного населения . В устье Днепра, на острове, росы отдыхают перед выходом в море: « совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.»

Западно-европейские источники

Первое датируемое известие о руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году , то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях.

В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года . С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»

Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник - список племён «Баварского Географа» . В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь-хазары. Согласно списку русь обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков.

Арабо-персидские источники

Ретроспективно русы упомянуты исламским историком Ат-Табари в «Истории пророков и царей» (закончена в 914 году) при описании событий 644 года , когда правитель Дербента Шахрияр сообщал правителю арабов:

«Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы платить дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием, и будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны» .

Историки критически подходят к этому документу, так как сведения Табари дошли до нас в персидском переводе Балами . Востоковед Гаркави прямо отмечает, что практически невозможно отделить наслоения персидского переводчика от сведений самого Табари, который жил во времена набегов русов на его родные края в Табаристане (часть совр. Ирана). Ас-Салиби, современник Балами (X век), также утверждал, что двойная стена Дербента, возведённая персидским шахом Хосровом I Ануширваном ( -), была предназначена для защиты от хазар и русов.

«Прежде того они [русы] были здесь [в Абаскуне] при Хасане ибн-Зайде , когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил.»

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атиль . Я никого не видал, более совершенного телом. Они стройны, белокуры, краснолицы и белотелы. Не носят курток и кафтанов, но их мужчины носят кису, которой охватывают один бок, так что одна рука остаётся снаружи. Каждый из них имеет топор, меч и нож, и со всем этим он не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. Иные из них изрисованы от края ногтей и до шеи деревьями и всякими изображениями…
Дирхемы русов [деньги] - серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…
Собирается их в одном доме десять или двадцать, - меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один совокупляется со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своего желания…
В обычае царя русов, что вместе с ним в его высоком замке всегда находятся четыреста мужей из его витязей к нему приближённых… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, которой он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста сидят, а ночью спят у подножья его ложа…
Если двое ссорятся и спорят, и их царь не может их примирить, он решает, чтобы они сражались друг с другом на мечах, и тот, кто победит, тот и прав.»

Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компиляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах:

«Русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару , и царь их в городе, называемом Куйаба , и он больше Булгара . И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. […] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум . Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума , что граничат с ними, и налагают на них дань. […] Некоторые из русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её наподобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской.»

«Это обширная страна, и жители её злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их называется Рус-каган […] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им […] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи […] Куйаба - это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. Сълаба - приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара . Уртаб - город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.»

Хазарские источники

Источники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси - Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.

«Роман [византийский император][злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришёл он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника […] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху […] И оттуда он пошёл войною на X-л-га и воевал… месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашёл он… добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: „Роман подбил меня на это“. И сказал ему Песах: „Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя“. И пошёл тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнём. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошёл морем в Персию, и пал там он и весь стан его.»

В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне.

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду жителей Балтийского бассейна (см. Русь). На севере (Новгородские земли) балтийское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году , однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства - Руси.

Присутствие скандинавов

Появление западных славян в Приильменье

Сравнение археологического, антропологического и нумизматического материалов свидетельствует о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией) и о самом широком присутствии в её пределах южнобалтийских славян. На ранних поселениях и городищах VIII-IX веков (Ладога , Городище , Гнёздово , Тимерёво , Псков , Городок на Ловати, Городец под Лугой, селищах Золотое Колено и Новые Дубовики, сопках на Средней Мете, Белоозере и др.) в самых ранних слоях в изобилии присутствует лепная керамика южнобалтийского типа, свидетельствующая о пришлом населении .

В Приладожье и в самой Ладоге (с самого раннего периода) в VIII-IX веках распространяется лепная керамика так называемого «ладожского типа», имеющая также южнобалтийское происхождение. В IX веке керамика «ладожского типа» распространяется в Приильменье . В Скандинавии такой тип керамики появляется позднее(в средний период «эпохи викингов»), чем в Приладожье и встречается редко. Причём похожая керамика найдена в Средней Швеции только в Бирке и на Аландских островах, а в погребениях встречена только при трупосожжениях, то есть связана с переселенцами из Южной Балтики .

В ряде современных геногеографических исследований гаплотипов мужчин, принадлежащих к Y-хромосомной гаплогруппе R1a , прослеживается отдельная ветвь, распространённая среди лиц, происходящих из Северной Польши, Восточной Пруссии, Прибалтики, северо-западных областей России, Южной Финляндии, которую возможно сопоставить с потомками балтийских славян .

Данные антропологии также свидетельствуют о некоторых переселениях балтийских славян в VIII-IX веках .

Генетические исследования

Генетические исследования коснулись только потомков династии Рюрика . Эти исследования, проводившиеся начиная с 2006 года, показали устойчивое разделение потомков Рюрика по гаплогруппам : Мономаховичи показали гаплогруппу N1c1,распространённую в Северной Европе и в Сибири. В частности, её частота достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев. В северных русских популяциях встречаемость этой гаплогруппы также довольно высока (около 30 %), максимальное значение выявлено у населения Мезени. Потомки Олеговичей показали славянскую R1a . Норманисты объявили это доказательством своей теории, их оппоненты сделали обратные выводы. Как бы там ни было, Мономаховичам удалось оттеснить Олеговичей от великого княжения в ходе междуусобных войн, одним из предлогов к которым служило обвинение Олеговичей в незаконнорожденности. По мнению С. С. Алексашина , именно гаплогруппа R1a1 - исконная гаплогруппа Рюриковичей, тогда как гаплогруппа N1c1 появилась в результате неверности Ярославу Мудрому его жены Ингегерды (Ирины), о «тайной любви» которой к святому Олафу гласят скандинавские саги - именно в результате этой любви, предположительно, появился Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха (Ингегерда и Олаф встречались в 1029 г., во время поездки Олафа на Русь; Всеволод же родился в 1030 г.)

См. также

  • Русь (образование Руси и этимология слова русь )

Примечания

  1. Термин русские или русские люди («рустии людие» у мниха Иакова) как самоназвание народа появился позднее, в XI веке
  2. Древнейшие упоминания отмечены в русско-византийских договорах (ПВЛ) и «Русской правде »
  3. : критика норманизма
  4. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106.
  5. Этимологический словарь М. Фасмера (слово Русь ); Е. А., Петрухин В. Я., НАЗВАНИЕ «РУСЬ» В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX-X вв.): Вопросы истории - № 8 - 1989
  6. «Синеус» и «Трувор», возможно, являются не именами реальных людей, а хвалебными эпитетами, которые автор ПВЛ не смог перевести.
  7. "В лѣто 6420. Посла Олегъ мужи свои … от рода рускаго - Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ, иже послани от Олга, великаго князя рускаго…
  8. Славяне и скандинавы (Сборник)
  9. «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-петербургской императорской и Королевской шведской академий наук», Глава 8.
  10. Предисловие к Великопольской хронике
  11. Д. И. Иловайский, Начало Руси. (Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю) М. 2006, ISBN 5-17-034145-8 , ISBN 5-271-13162-9
  12. Н. Тихомиров. Русское летописание. - М., 1979. - с. 22-48.
  13. Кузьмин А. Г. «Варяги» и «Русь» на Балтийском море. Из «Вопросы истории», 1970, № 10.
  14. Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», 3.54
  15. Удельный вес керамики южнобалтийского облика (фельдбергской и фрезендорфской), среди других керамических типов и прежде всего «в древнейших горизонтах культурного слоя» многих памятников Северо-Западной Руси (Старой Ладоги, Изборска, Рюрикова городища, Новгорода, Луки, Городка на Ловати, Городка под Лугой, неукрепленных поселений - селища Золотое Колено, Новые Дубовики, сопки на Средней Мсте, Белоозера и других). Так, на посаде Пскова она составляет более 81 % (Белецкий С. В. Культурная стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города) // КСИА. Вып. 160. М., 1980. С. 7-8)
  16. в Городке на Ловати около 30 % Горюнова В. М. О западных связях «Городка» на Ловати (по керамическим материалам) // Проблемы археологии и этнографии. Вып. 1. Л., 1977. С. 53, примеч. 2; ее же. О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982. С. 42)
  17. В Городке под Лугой ее выявлено 50 % из всей достоверно славянской (Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 119) (и эта посуда не является привозной, а производилась на месте, о чем говорит как объем ее присутствия, так и характер сырья, шедшего на ее изготовление (Смирнова Г. П. О трех группах новгородской керамики X - начала XI в. // КСИА. Вып. 139. М., 1974. С. 20
  18. В целом для времени X-XI вв. в Пскове, Изборске, Новгороде, Старой Ладоге, Великих Луках отложения, насыщенные южнобалтийскими формами, представлены, по оценке С. В. Белецкого, «мощным слоем» (Белецкий С. В. Биконические сосуды Труворова городища // СА. 1976. № 3. С. 328-329).
  19. В. В. Седов о краниологическом материале северной Руси высказался следующим образом: «Ближайшие аналогии раннесредневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащих ободритам». К тому же типу, добавляет ученый, относятся и черепа из курганов Ярославского и Костромского Поволжья, активно осваиваемого новгородцами. Вместе с тем он, давая оценку популярной в науке гипотезе о заселении Приильменья славянами из Поднепровья, отмечает, что «каких-либо исторических и археологических данных, свидетельствующих о такой миграции, в нашем распоряжении нет». Более того, подчеркивает Седов, по краниологическим материалам связь славян новгородских и славян поднепровских «невероятна». Антропологические исследования, проведенные в 1977 г. Ю. Д. Беневоленской и Г. М. Давыдовой среди населения Псковского обозерья, отличающегося стабильностью (малое число уезжающих из деревень) и достаточно большой обособленностью, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики…» (Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). М., 1969. С. 207-208; Алексеева Т. И. Славяне и германцы в свете антропологических данных // ВИ. 1974. № 3. С. 66; Седов В. В. К палеоантропологии восточных славян // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977. С. 154; его же. Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 8, 66; Беневоленская Ю. Д., Давыдова Г. М. Русское население Псковского обозерья // Полевые исследования Института этнографии. 1977. М., 1979. С. 187-188).
  20. Н. М. Петровский, проанализировав новгородские памятники, указал на наличие в них бесспорно западнославянских особенностей. Д. К. Зеленин, в свою очередь, обратил внимание на балтославянские элементы в говорах и этнографии новгородцев. Исходя из этих фактов, оба исследователя пришли к выводу, что близость в языке и чертах народного быта новгородцев и балтийских славян можно объяснить лишь фактом переселения последних на озеро Ильмень. И это переселение, по мнению Зеленина, произошло так рано, что до летописца XI в. «дошли лишь глухие предания об этом» (Петровский Н. М. Указ. соч. С. 356-389; Зеленин Д. К. О происхождении северновеликоруссов Великого Новгорода // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. М., 1954, № 6. С. 49-95)
  21. С. П. Обнорский отметил западнославянское воздействие на язык Русской Правды, объясняя это тем, что в Новгороде были живы традиции былых связей со своими сородичами. В середине 1980-х гг. А. А. Зализняк, основываясь на данных берестяных грамот, запечатлевших разговорный язык новгородцев XI-XV вв., заключил, что древненовгородский диалект отличен от юго-западнорусских диалектов, но близок к западнославянскому, особенно севернолехитскому. Академик В. Л. Янин недавно особо подчеркнул, что «поиски аналогов особенностям древнего новгородского диалекта привели к пониманию того, что импульс передвижения основной массы славян на земли русского Северо-Запада исходил с южного побережья Балтики, откуда славяне были потеснены немецкой экспансией». Эти наблюдения, обращает внимание ученый, «совпали с выводами, полученными разными исследователями на материале курганных древностей, антропологии, истории древнерусских денежно-весовых систем и т. д.» (Обнорский С. П. Русская Правда как памятник русского литературного языка // Его же. Избранные работы по русскому языку. М., 1960. С. 143-144; Зализняк А. А. Наблюдения… С. 151; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983 гг.). С. 217-218; Янин В. Л. 70 лет Новгородской археологии. Итоги и перспективы // Ладога и истоки российской государственности и культуры. С. 80).
  22. Трубачёв О. Н. К истокам Руси
  23. Вернадский Г. В. Глава VII. Скандинавы и русский каганат (737-839 гг.) // История России . - 1943. - Т. 1: «Древняя Русь».
  24. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. «Вече», 2002.
  25. М. Ю. Брайчевский. «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного
  26. Автор схолий к сочинению Аристотеля «О небе» неизвестен. Его часто путают с ритором конца IV века Фемистием , который написал схолии к другим сочинениям Аристотеля. Не исключено, что аноним жил в IX-X вв, так как использовал этноним арабы (вместо сарацины), крайне редко использовавшийся греками в IV-VII вв.
  27. Гипербореями античные авторы обычно называли мифические или утопические народы севера. В. В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г. В. Латышев. «Известия…» // Вестник Древней истории, 1947, № 2, стр. 332.
  28. Известно о существовании в Северном Причерноморье племени неясного этнического происхождения с созвучным названием, росомонов . Также см. североиранскую гипотезу выше. Точка зрения совр. историков на этноним русь отражена в учебном пособии для вузов под ред. Е. А. Мельниковой, «Древняя Русь в свете зарубежных источников», -М., 1999, стр. 11, ISBN-5-88439-088-2
  29. Цукерман К. «Два этапа формирования Древнерусского государства»
  30. Датировка набега 813 годом неправильна, так как привязана к эдикту императора Михаила . Данный эдикт о замужестве вдов за иностранных христиан был выпущен императором Феофилом , и набег мавров имел место около 828 года.
  31. Life of St. Athanasia of Aegina
  32. Вторая гомилия патриарха Фотия на нашествие росов
  33. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам
  34. Продолжатель Феофана. Царствование Романа I.
  35. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Книга IV. Михаил III
  36. Константин Багрянородный. Об управлении империей.
  37. Бертинские анналы. Год 839. - Анналы Сен-Бертенского монастыря
  38. Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  39. Написана в двух редакциях: около 847 года и до 886 года , текст о русах есть в обеих.
  40. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986 ;
    Фрагменты из Ибн Хордадбеха по Гаркави
  41. А. Я. Гаркави, Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Из книги «История царей» Абу-Джафара Мухаммеда ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари. СПб. 1870.
  42. Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  43. Фрагмент Ибн-Даста (Ибн-Руста) о русах по Гаркави ;
    Фрагмент Ибн-Руста о русах в переводе Хвольсона
  44. Слово лудзгана восстанавливается как ладожане или урмане (норманы).
  45. Аль-Масуди, «Россыпи золота», гл. XVII
  46. Ибн Мискавейх. Набег русов на Бердаа в 944-45 году.
  47. Биографические заметки о Абу Зайде ал-Балхи
  48. Из «Книги путей и государств» Абуль-Касима Мухаммеда, известного под прозванием Ибн-Хаукаля
  49. «Книга о пределах мира от востока к западу» (Худуд ал-Алам). § 44. Рассказ о стране русов и её городах.
  50. Коковцев П. К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века.
  51. Коковцев П. К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Пространная редакция ответного письма хазарского царя Иосифа.
  52. А. Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.
  53. Могильник Плакун, сжигание в ладье по типу В2 (Бирка), датируется 1-й половиной IX века. Гнездовские захоронения по типу В1 (Бирка) датируются X веком. Лебедев Г. С. Шведские погребения в ладье VII-XI веков : Скандинавский сборник XIX. - Таллин: «Ээсти Раамат», 1974
  54. Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1985. Гл. 2.1
  55. В. Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.)
  56. Лепная керамика изготавливается в семье исключительно для семейных нужд и не идёт на продажу, поэтому распространение в Северной Руси южнобалтийской лепной керамики свидетельствует о массовых переселениях жителей Южной Балтии. Источники сообщают о переселении на Русь в IX веке только варягов-руси.
  57. глава «Летописные варяги - выходцы с берегов Южной Балтики» в книге В. В. Фомин: «Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., «Русская панорама», 2005

Русичи были не единственным народом, населявшим Киевскую Русь. В котле древнерусского государства «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой - древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь - это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь - одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда - наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром. Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали.

По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления.

Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Полищуки

Полесью - области, расположенной сегодня на территории целых четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Польши - отведена особая роль в истории славян. Если посмотреть на карту, то Полесье окажется прямо в центре славянского мира. Отсюда и идея о ней, как о прародине славян, а также гипотеза о «полесском озере» - непроходимом болотистом барьере, разделившем славян и балтов, что якобы нарушило их первоначальное единство.

Сегодня, представление о Полесье как о месте, где впервые зародился праславянский этнос, весьма популярно. По крайней мере, это может быть справедливым по отношению к его западных районах. Советский археолог Юрий Кухаренко назвал их «мостом», по которому происходило древнейшее переселение славян с запада на восток, из Повисленья в Приднепровье.

Сегодня на этих территориях обитает совершенно уникальный восточнославянский народ, который не относится ни к русским, ни к украинцам, ни к белорусам. Западные полищуки или тутэйшы - представляют собой самобытный славянский этнос: они отличаются от своих соседей не только языком и культурой, но и физическими чертами.

По мнению исследователей, они могут быть потомками групп племен дулебов, известных как «бужане» и «волыняне», которые проживали на этой территории в первом тысячелетии нашей эры. Сегодня они делятся условно на три группы, в зависимости от территории, которую населяют: лесовые люди, живущие в деревнях на окраинах лесов, болотюки - наиболее значимая группа, занимающая болотные территории и полевики, живущие на равнинах.

Несмотря на то, что сегодня количество западных полищуков перевалило за три миллиона, официального статуса отдельного этноса за ними никто до сих пор не признал.

Русь - это государство, которое впервые образовалось при объединении древних, славянских племен под властью князя из рода Рюриковичей. Земли этих племен стали называть русскими.

«Откуда есть пошла русская земля?»

«Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 12 веке о тех событиях, а также археологические изыскания говорят о том, что славянские племена - исконные жители Европы. « И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех мест, на которых сели». А «разошлись» они так:

    Поляне - по западному берегу Днепра.

    Древляне - по реке Припяти.

    Дреговичи - между реками Припятью и Березиной.

    Кривичи - в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины.

    Ильменские славяне (самое северное племя) - на озере Ильмень, по реке Волхов.

    Вятичи (самое восточное племя) - по Оке.

Накладывая эти поселения на современную карту, можно представить географию славянских земель. Это Русь .

Славянские общины

Племена, общины вели хозяйственный образ жизни, а именно, занимались пашенным земледелием и разводили скот. Живя в лесах и на берегах рек, они охотились, ловили рыбу, собирали дикий мед. Позже развиваются и традиционные ремесла, но разделения на ремесленников и земледельцев пока еще нет. Каждый славянин умеет все.

Приблизительно с 6 века возникают племенные укрепленные поселения - города. Там, где жили поляне - Киев, у ильменских славян - Новгород, у кривичей - Смоленск. В 9-10 веках их число достигает порядка 25, а в 12 веке - более 300. Древняя Русь - это страна городов.

По поводу происхождения слова «Русь» ученые продолжают спорить. Сторонники норманнской теории не могут остановиться на одной версии: одни считают, что финское название шведов «рутси» и есть основа; другие отыскали на карте место Рослаген и, называя его родиной первого князя Рюрика, ищут в нем происхождение слова; допускают также, что однокоренным является шведское существительное "гребец" (рус). Славянские же предания связывают великую Русь с рекой Росью, что протекает по Украине. Есть еще варианты, их множество, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Образование древнерусского государства. 862 год

История Руси начинается с того, что, освободившись от викингов, собирающих дань на славянских землях, племена затеяли междоусобную войну за власть. «Род встал на род». Устав от распрей, вожди сошлись на решении пригласить к себе правителя извне. Обидного в этом ничего не было, так поступали многие народы. Чужеземец, не связанный с местными племенами, будет беспристрастным судьей.

Приглашенные князья рода Рюриковичей пришли на Русь втроем. Старший брат Рюрик сел княжить в Новгороде, средний - на Белоозере, а младший - в Изборске. Но предварительно с ними был заключен договор, по которому они обязались судить по местным обычаям, а общество должно было содержать их и дружину. Варяги быстро «ославянились», уже внука Рюрика звали Святославом. «И от тех варяг прозвалась Русская земля», - написал летописец Нестор.

После скорой смерти младших братьев все земли перешли под власть Рюрика. Почувствовав сильную руку князя, племенные распри утихли, появилась единая власть на Руси. Это первый шаг по пути русской государственности.

Киевская Русь. 882 год

В истории Руси варяжский князь Рюрик является основоположником династии русских князей. Это нормально, ведь правители всех стран и времен считали за честь иметь родство со знатными иностранными предками.

Когда Рюрик умер, его преемник с войском появился на Днепре. Сын Рюрика был еще мал, и правление взял его родственник Олег. В 882 году он завоевал Киев и провозгласил его «матерью городов русских». Объединив под одной властью Новгород и Киев, Олег упрочил положение государства, которое стало называться Киевской Русью .

Его наследником стал Игорь, подросший сын Рюрика, который тоже мечом и копьем увеличивал границы Киевской Руси, успешно отражал набеги печенегов, ходил воевать, как и Олег, в Византию. Погиб он от рук древлян в 945 году, когда приехал с дружиной собирать подать, показавшуюся тем чрезмерной.

Его супруга Ольга, отомстив за смерть мужа, стала сама править государством. Она мудро держала власть над Киевом и всей Русью. Кроме того, решила вопросы по взиманию дани, упорядочив размер податей и срок их выплат.

Княгиня Ольга была первым русским человеком, принявшим христианское учение. Крещение произошло в 957 году в Константинополе. Наследником княжеского престола после Ольги стал их с князем Игорем сын Святослав.

Древняя Русь - это многослойное общество

Древнерусские летописи говорят о том, что на Руси уже было деление общества на «знать» и «людей». Наверху власти были князья и приближенные к ним бояре, дружинники, служители церкви. Образовывались феодальные владения, где работали свободные крестьяне. Но были на Руси и несвободные люди: челядь и холопы. Первые - это военнопленные и их потомки, а холопы - славяне, попавшие в рабство к соплеменникам.

Правил государством Великий князь, живший в Киеве. А власть передавалась его родственникам: сыну, брату, племяннику. В городах его представителями были посадники и волостники. В конце 10 века появилось управление наделов удельными князьями, сыновьями Великого князя.

Были и такие органы управления, как дума, состоящая из знати и духовенства, а также вече - народное собрание. Основу армии составляла княжеская дружина, а на войну собирали людей, которые назывались вои.

Экономической основой Киевской Руси было земледелие, но развивались и ремесла. Города становились торгово-ремесленными центрами, где возводились сначала культовые места языческих богов, а после крещения Руси - православные храмы. Как могла не процветать торговля, если путь «из варяг в греки» шел через русские земли?

Культурные традиции

Культура Руси подвергалась влиянию наследия древних славян, а после крещения, и Византии. Образцы прикладного искусства, песни, былины, народные сказки - это славянские корни. От Византии Русь брала традиции в архитектуре, литературе, живописи.

Письменность в Киевской Руси стала распространяться после принятия христианства. Мы до сих пор пользуемся алфавитом, созданным греческими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Древнерусские книги украшались миниатюрами и дорогими окладами.

При монастырях были организованы школы, там учились люди всех сословий, без ограничений. Горожане почти все владели грамотой, что подтверждают многочисленные берестяные записи. Живопись представлена иконописью, фресками, мозаикой, а музыка - церковным пением.