Анализ «Смерть чиновника» Чехов. Смерть чиновника – анализ произведения Краткий анализ произведения смерть чиновника

Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.

Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.

Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.

Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.

История экзекутора Червякова

В 80-е годы Чехов активно сотрудничал с московскими и петербургскими печатными изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и другие). Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории. Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.

Однажды хороший приятель семьи Чеховых Владимир Петрович Бегичев (писатель, управляющий московских театров) рассказал занятную историю о том, как один человек случайно чихнул на другого в театре. Он так разволновался, что на следующий день пришел просить прощения за произошедший конфуз.

Над случаем, рассказанным Бегичевым, все посмеялись и забыли. Все, кроме Чехова. Тогда его воображение уже рисовало образы экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо застегнутом вицмундире и статского генерала Бризжалова из ведомства путей сообщения. А в 1883 году на страницах журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Смерть чиновника» с подзаголовком «Случай».

По сюжету блестящий экзекутор Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, чтобы посмотреть «Корневильские колокола». В приподнятом настроении он усаживается в ложу и наслаждается действом на сцене. На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека. К ужасу Червякова им оказывается статский генерал Бризжалов, что ведает путями сообщения.

Червяков деликатно просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! До самого антракта экзекутор сидит как на иголках, «Корневильские колокола» больше не занимают его. В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и рассыпается в извинениях. Генерал небрежно отмахивается: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!».

Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.

Целый вечер бедный чиновник бьется над текстом письма для Бризжалова, однако изложить слова на бумаге не удается. Так что Червяков вновь отправляется в генеральскую приемную для личной беседы. Увидев надоедливого посетителя, Бризжалов затрясся и гаркнул «Пошел вон!!!».

Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Новый «маленький человек»

В печатном варианте рассказ «Смерть чиновника» занимает всего две страницы. Но вместе с тем является частью масштабной панорамы пестрой человеческой жизни, которую рисует Чехов. В частности, произведение затрагивает проблему «маленького человека», которой очень интересовался писатель.

На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в «Шинели». Чехову так же, как и литературным предшественникам, были противны подавление человеческой личности, деление на чины и неоправданные привилегии, которыми пользуются сильные мира. Однако автор «Смерти чиновника» смотрит на «маленького человека» под новым углом. Его герой больше не вызывает жалости, он противен, потому что добровольно лебезит, заискивает и рабски пресмыкается.

Холодок в отношении к чеховскому чиновнику возникает с первых же строк рассказа. Добиться этого автору удается при помощи говорящей фамилии Червяков. Чтобы усилить комический эффект, писатель использует эпитет «прекрасный». Итак, в шикарной театральной ложе в застегнутом на все пуговицы и тщательно выглаженном вицмундире с изящным биноклем в руке сидит прекрасный экзекутор Иван Дмитриевич… и вдруг – Червяков! Совершенно неожиданный поворот событий.

Дальнейшие действия Ивана Дмитриевича, его комическая докучливость, мерзкое пресмыкание, чинопочитание и рабский страх только подтверждают его неблагозвучную фамилию. В свою очередь генерал Бризжалов негативных эмоций не вызывает. Он выставляет Червякова вон только после того, как тот в конец замучил его своими визитами.

Можно подумать, что Червяков умер от испытанного страха. Но нет! Чехов «умертвляет» своего героя по другой причине. Иван Дмитриевич просил прощения не из-за того, что боялся расправы со стороны генерала. На самом деле Бризжалов никакого отношения к его ведомству не имел. Экзекутор Червяков просто не мог действовать по-другому. Такую модель поведения диктовало его рабское сознание.

Если бы генерал наорал на Червякова в театре, высокомерно пристыдил или осыпал угрозами, наш экзекутор был бы спокоен. Но Бризжалов, вопреки своему высокому чину, отнесся к Червякову, как к равному. Привычная схема, по которой все эти годы жил Червяков, больше не работала. Его мир рухнул. Идея оказалась осмеянной. Жизнь для прекрасного экзекутора потеряла смысл. Именно поэтому он лег на диван и умер, не снимая вицмундира, который был для него главной человеческой характеристикой.

Чехов раньше своих современников решил расширить тему «маленького человека». Спустя несколько лет после выхода «Смерти чиновника» Антон Павлович писал своему старшему брату Александру (также литератору), чтобы тот прекратил описывать униженных и угнетенных коллежских регистраторов. По мнению Чехова-младшего, эта тема утратила актуальность и явно отдавала нафталином. Куда интереснее показать регистратора, который превращает жизнь «его превосходительства» в сущий ад.

Смерть главного героя
Больше всего писателю претила рабская философия, что на корню уничтожает зачатки человеческой личности. Именно поэтому Чехов без тени жалости «убивает» своего Червякова.

Главный герой для автора не человек, а машина с несколькими простейшими установками, а потому его смерть не воспринимается всерьез. Чтобы подчеркнуть комичную абсурдность происходящего вместо конечного «умер», «скончался» или «погиб» автор использует просторечный глагол «помер».

Абсурдный реализм Антона Чехова

После того, как рассказ «Смерть чиновника», появился в «Осколках», многие критики обвиняли Чехова, что он сочинил какую-то нелепицу. Ведь не может же человек лечь на диван и просто так умереть от огорчения! Антон Павлович лишь со свойственной ему добродушной насмешливостью разводил руками – рассказ не менее абсурдный, чем сама жизнь.

Еще один поучительный юмористический рассказ Чехова “Налим” , в котором автор описал повадки этой рыбы. Как всегда, Чехов умело высмеивает людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, стараясь выставить других – глупцами.

Рекомендуем прочитать краткое содержание рассказа Чехова “Размазня”, в котором изучается важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»

Позже биографы писателя нашли среди его личных бумаг письмо от приятеля из родного Таганрога. В письме говорилось, что городской почтмейстер пригрозил провинившемуся чиновнику отдать его под суд. Тот пытался попросить прощения, а после неудачи пошел в городской сад и повесился.

Несмотря на критические выпады современников, Чехов был не меньше реалист, чем Толстой и Достоевский, просто для описания действительности он использовал другие художественные инструменты – юмор, сатиру, иронию. Работая в малом прозаическом жанре, он не мог позволить себе роскошь пространных описаний и внутренних монологов. Поэтому в «Смерти чиновника», как и в большинстве других рассказов, образ автора отсутствует. Чехов не дает оценку поступкам своих героев, он лишь их описывает. Право делать выводы остается за читателем.

Антон Чехов

Смерть чиновника

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. «Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: — Извините, ваше — ство, я вас обрызгал... я нечаянно... — Ничего, ничего... — Ради бога, извините. Я ведь... я не желал! — Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: — Я вас обрызгал, ваше — ство... Простите... Я ведь... не то чтобы... — Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. — А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! — То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. — Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв... — Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю. «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...» Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал: — Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с! Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. — Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. — Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет... — Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. — Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса. — Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

В произведении “Смерть чиновника” герои становятся невольными участниками пустяковой ситуации: Иван Дмитриевич сидя в театре чихнул и обрызгал лысину генералу Бризжалову. Червяков настолько раздул значение этого “происшествия”, что его жизнь превратилась в кошмар. Фамилия героя выдаёт его рабскую натуру, даже его мелкая должность соответствует ей. В характеристике героя важное место занимает внутренний монолог героя, он так переживает о том, что о нём подумает человек с высоким положением в обществе, что в итоге его жизнь обрывается.

Характеристика героев “Смерть чиновника”

Главные герои

Червяков Иван Дмитриевич

Однажды, находясь на представлении и испытывая настоящее блаженство, главный герой чихает и замечает, что сидящий перед ним старик вытирает лысину. Этот факт лишает момент блаженства, Червяков тут же извиняется перед этим человеком (узнав в нём генерала). Во время антракта герой повторно извиняется перед “потерпевшим”, хотя тот уже забыл об этой мелочи. Беспокойство нарастает и Червяков решает посетить генерала дома, чтобы прояснить ситуацию. Человек, привыкший преклоняться перед людьми высшего чина, Иван Дмитриевич становится сам не свой, преследует генерала с навязчивыми объяснениями.

Генерал Бризжалов

Статский генерал, пожилой человек. Он уважаем, его дом всегда полон гостей. Не придав происшествию никакого значения, тут же забывает о случившемся. Как всякий порядочный воспитанный человек, даёт понять, что пустяк забыт и возвращаться к его обсуждению не нужно. Терпеливо выслушивает извинения несколько раз. В последнюю встречу, не выдержав навязчивости и глупости Червякова, Бризжалов закричал: “Пошёл вон”.

Второстепенные персонажи

В рассказе Чехов ироничен до предела: его персонаж обруганный генералом, неспособный справиться со своей натурой раба, возвращается домой, ложится и умирает. Главные герои “Смерть чиновника” настолько отличаются духовно и морально, что разговаривают на разных языках. В каждом жесте и взгляде генерала Червяков видит скрытый смысл, обиду, подтекст. Привычка быть зависимым, отказ от здорового мышления играет решающую роль в судьбе героя. Трагичное и ироничное сочетается очень гармонично в произведениях Чехова. Его рассказы жизненны, глубоки, заставляют задуматься, понять законы, на которых держится общество. Тема “маленького человека” в рассказе сочетается с ограниченностью, забитостью, чинопочитанием, что очень характерно для того периода, который описывает автор. Сложная, запутанная иерархия превращала людей в подчинённых, лишая их возможности быть личностью. Очень остро и актуально звучит чеховское повествование и в наше время.

«Мир «маленького» человека в маленьком рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство.

Сюжет, жанр, хронотоп.

Цель : развитие читательской культуры и понимание авторской позиции.

Результаты изучения предмета:

Личностные результаты:
- побудить учащихся задуматься о человеческом достоинстве.
Метапредметные результаты:
- умение слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы;

Работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);
Предметные результаты:
в познавательно сфере - умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;
в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;
в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст;
в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.

    Наглядный материал.

Мультимедийная презентация, портрет Чехова.

    Раздаточный материал.

Текст рассказа «Смерть чиновника».

Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).

Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).

Оформление доски

Антон Павлович Чехов

«Смерть чиновника»

Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова ??????? Право на пресмыкательство

Иллюстрации к рассказу.

??????? Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,

пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед

людьми. Среди людей нужно сознавать своё

достоинство.

А. Чехов – брату Михаилу

Ход урока

    Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова. Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно , где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».

На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. Необычно…Я бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.

Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».

??? Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке? (ответы учащихся)

ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке

    проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;

    дадим характеристику главному персонажу;

    отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;

    ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.

Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.

    Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?

(учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)

История создания:

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком - «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».

    Мотивация познавательной активности

    До чтения. Прогноз.

??? О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?

    Знакомство с текстом.

    Ваши впечатления…

    Формирование умений и навыков

    Анализ эпиграфа к уроку.

(Учитель зачитывает строки)

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.

????Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?

    Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.

??? Что такое сюжет?

Ход событий в художественном тексте.

??? Назовите сюжетные элементы?

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, , эпилог.

Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

Задание: Составьте цитатный рассказа (запись в рабочих картах)

    «…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
    2. «…нагнулся и…апчхи!!!»
    3. «…старичок…старательно вытирал свою лысину…»
    4. «Извиниться надо».
    5. «Я извинялся, да он как-то странно…»
    6. «Какие пустяки…»
    7. «Генерал, а не может понять!»
    8. «Пошёл вон!!!»
    9. «…он лёг на диван и…помер».

ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею

3. Следующий этап: Хронотоп.

??? Что такое хронотоп?

Хронотоп -время и пространство в художественном произведении.

Задание (групповая работа)

Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».

Время

Пространство

Один прекрасный вечер

Театр «Аркадия»

Тот же вечер

Дома

На другой день

Приёмная генерала

Тот же день

Дома

На другой день

Приёмная генерала

Тот же день

Дома

??? Какие особенности хронотопа вы заметили?

Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.

ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении???

    Происходит, как бы нанизывание сюжета.

    Мы видим так называемые страдания героя.

    Можно определить жанр произведения.

4. Жанр «Смерти чиновника»

??? Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.

??? Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три , минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.
(Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)

5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.

??? Что это за прием?

??? Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?

??? Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?

??? Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)

Посмотрите на значения имён.

Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать

??? Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

6. Ключевые слова

Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.

Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.
Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз

??? Как они характеризуют Червякова?

По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.

Образ Червякова:

    скромный чиновник, «маленький человек»

    чиновник не по роду службы, апо натуре

    добровольно пресмыкается

    постоянно унижается

    отрекся от своего человеческого достоинства и т.д.

7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.

8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова

А.П. Чехов обращается к традиционной теме «маленького человека»

??? Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.


1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу» , а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

??? Червяков – «маленький человек»?

Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».

??? Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?

За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.

??? О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?

Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».

??? Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: « Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер » (ответы учащихся)

Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

??? Зачем Червяков преследует генерала?

В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы : Червяков не понимает , почему генерал не слушает его извинений. вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.

??? Отчего умер Червяков?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает , при этом весьма настойчиво, только сам . Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.

??? Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности . Заглавие предваряет , в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба . Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве , держится вся система низкопоклонства , чинопочитания, унижения и самоунижения.

??? Как Чехов относится к своему герою?

В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине . Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.

Рефлексия.

???Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?

??? О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

??? Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?

Оценки. Итог.

В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова - «Смерть чиновника», что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А.Чехонте.

Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души.

У произведения есть свой жанр: «сценка», где главным героем является некий чиновник, имя которого – Иван Червяков, что случайно обрызгал генерала Бризжалова, чихнув в его сторону. Герой после всего случившегося терзает себя за содеянное, не может найти себе места, успокоиться, он постоянно извиняется перед генералом в надежде, что тот смилостивиться и простит, но тому и дела нет до этого. Червякова он давно забыл, а тот всё мучается в душе, находится не в своей тарелке. В результате Антон Павлович в своем рассказе поднимает важную проблему: «маленький человек» перед обществом.

Чехов явно показывает читателям, что он протестует против того, чтобы человек терял своё достоинство, подавлял в себе личность. Это не приемлемо для писателя. И Червяков как раз такой герой, который своей нелепой настойчивостью убивает же самого себя. Он вызывает и смех, и жалость. Каждый раз, извиняясь перед Бризжаловым, персонаж только и делает, что понижает свой уровень. И что же? Иван Червяков умирает в финале произведения не из-за испуга, когда на его крикнул генерал, у которого сдали нервы, нет, он погиб от нарушения генералом принципов героя. Это очень трагичное произведение, которое заставляет задуматься над своей жизнью и вынести необходимые уроки.

Рассказ наполнен множеством важных деталей, что играют свою роль. В центре произведения необычный случай, а не характер или идея. Вследствие чего Чехов изображает то или иное обстоятельство, благодаря которому раскрывается как раз таки характер героя.

Так, в название рассказа Чехова заложена глубокая проблема: противостояние человека и чина. Возникает множество вопросов после прочтения произведения, ибо это Антон Павлович, что поражает своим талантом: загадочное писание рассказов, коротких по своему объёму. Главной темой произведения является, несомненно, внутренний мир человека. Этому писатель уделяет весьма особое значение. Чехов – мастер своего дела. Его краткость необычна, непредсказуема. Так что его рассказы актуальны и популярны не только среди старшего поколения, но и молодого. Поэтому стоит обращаться к творчеству писателя, дабы понять саму жизнь, да и её законы.

Подробнее

Персонажи

Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей, и является мелким чиновником. Таким же мелким как червяк.

Второй персонаж - старик Брюзжалов. Он генерал, уважаемая персона, занимает почетное место в обществе.

Развитие событий

Во время спектакля в театре Червяков чихнул и обрызгал сидящего впереди него генерала. Теперь он пытается вымолить прощение, несмотря на то, что Брюзжалов неоднократно пытался от него отвязаться: "Ничего, ничего...", "Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же!".

Причины поведения Червякова

В данном рассказе наглядно показана рабская сущность человека, который сам себя сделал рабом. Сам себя сковал цепями. Червякову нужно унижаться, нужно умолять и просить. Ему совсем непонятны такие простые слова Брюзжалова, ему кажется, что он должен страдать, должен терпеть, должен мучиться. Червякову не приходит в голову, что прощение не нужно вымаливать. Генерал и чиновник будто говорят на разных языках, и это отчасти верно, ведь Червяков - типичный раб.

Что же заставляет его быть таким? Несамостоятельность. Люди с рабской психологией не могут жить без чьего-то покровительства, так как их счастье зависит от других людей. Причем эту зависимость они придумывают себе сами, их никто не держит и не заставляет так себя вести.

Отношение Чехова

Читатель может заметить, что несмотря на название рассказа "смерть чиновника", Чехов уделяет самой гибели всего одно слово в самом конце произведения. Этим автор подчеркивает комичность происходящего. То, как нелепо себя ведет Червяков, пытаясь отстоять свое, ничего не стоящее, положение в обществе.

Посыл и главная мысль

Чехов хочет показать, что ни в коем случае нельзя вести себя подобным образом, и что нужно приложить все усилия для избавления от "рабской психологии". Всегда нужно иметь свое мнение, трезво оценивать ситуацию и главное - уметь слышать и осознавать свои ошибки.

Анализ 3

Произведение в утрированной форме показывает нравы российского чиновничества времен жизни Чехова. В образе главного героя показан также один из вневременных человеческих недостатков – угодничество перед сильными, замешанное на трусости.

Экзекутор Червяков (чиновник среднего звена) в театре случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. Это происшествие вызвало у нижестоящего чиновника ужас. Он начал извиняться, мешая генералу смотреть спектакль, затем продолжил это делать в фойе. После надоедал этим Бризжалову на службе.

Сатира автора не направлена на критику российского самодержавия, порядков, дающим вышестоящим полую власть над теми, кто оказался ниже. Чехов показывает статского генерала обычным вменяемым, вежливым и даже терпеливым человеком. Он с самого начала простил и готов был забыть этот мелких инцидент. Бризжалов в резкой форме выгнал надоедливого раболепного кающегося только после того, как тот действительно вывел его из себя, как и любого другого человека, не обладающего ангельским смирением.

Кроме того, подчеркивается, что статский генерал не был непосредственным начальником Червякова, так как даже служил в другом ведомстве. Этот момент также мастерски использован автором в эпизоде, когда жена Червякова, сначала также сильно испугавшаяся за карьеру своего супруга, узнав о данном факте, успокаивается. Здесь показа другой вариант чинопочитании. Чехов напоминает читателям, что раболепием могут страдать и вполне здравомыслящие люди.

Показательно также, что главный герой никак не представляет в деталях последствия произошедшего. Он не начинает анализировать, не начинает искать обходные пути, возможные другие места службы, если дело все же дойдет до увольнения. Червяков, видя неудачу своих попыток получить прощение (хотя генерал говорил ему об этом) хочет писать письмо, но опять же не совершает даже такой простой шаг.

Его страх иррационален. Он боится начальства не только потому, что ему приходилось работать с людьми, которые имеют над ним власть. В конце концов, и армия, и государственная служба, и даже бизнес всегда построены по иерархическому принципу. Однако далеко не все люди, оказавшиеся в этих сферах, стали трусливыми холопами.

Причиной смерти чиновника, наступившей от сильных переживаний после того, как он был выгнан статским генералом, стали его собственные душевные качества. Его природная трусость нашла в порядках российской бюрократии питательную среду.