Арктические моря вывод. Арктические моря и северный морской путь. Изучение нового материала

Российский сектор Арктики охватывает Северный Ледовитый океан в пределах границ полярных владений Российской Федерации со всеми находящимися на этой акватории островами, а также северные окраины европейской и азиатской материковых частей России до южной границы зоны тундр. Площадь Российского сектора Арктики - около 9 млн км2 (6,8 млн км2 приходится на водное пространство).

По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материка и Арктический бассейн - центральную глубоководную часть . Область шельфа занята окраинными морями: , Белым, Карским, Восточно-Сибирским и .

Глубины в центральном Арктическом бассейне (на прилегающей к России территории) достигают 5490 м. Рельеф дна бассейна - область глубоководных котловин (Нансена, Амундсена, Подводников и Макарова) и подводных хребтов (Гаккеля, Ломоносова, Менделеева).

Все эти формы рельефа, кроме котловины Подводников, лишь частично располагаются в Российском секторе Арктического бассейна.

Все моря Северного Ледовитого океана мелководны, с юга ограничены естественной границей - побережьем Евразии и двумя узкими проливами, на севере свободно сообщаются с океаном и отделяются от него условными линиями, проходящими по окраине шельфа (глубина около 500 м), между собой разделены, в основном, островами, ограничивающими водообмен, и условными линиями, а соединены проливами (Карские Ворота, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга и др.). В моря впадают крупные реки: Печора, Обь, Енисей, Лена.

Берега разнообразны, большинство из них имеют следы ледниковой обработки.

Важным фактором формирования гидрологического режима морей является большой речной сток.

Особенности природы района арктических морей: явление полярного дня и полярной ночи, низкий , близкие к 0°C средние летних месяцев при отрицательной , существование ледников и многолетней мерзлоты, ледовитость акваторий (около 11 млн км2 зимой и около 8 млн км2 летом), преобладание арктических пустынь и тундр.

Вдоль побережья арктических морей России проходит важная транспортная артерия - Северный морской путь (длина основной ледовой трассы от пролива Карские Ворота до - 5600 км).

С 1992 г. трасса открыта для международного судоходства. Основные морские порты - Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Крупные рыболовные порты - Мурманск и Архангельск.

Судоходство по Северному морскому пути (СМИ) тесно связано с развитием производительных сил Крайнего Севера, с использованием природных богатств этого края для нужд народного хозяйства России и для поставки на мировые рынки.

Перед морским флотом стоят задачи дальнейшего развития судоходства по СМП, укрепления и совершенствования его материально-технической базы, развития сквозного плавания, улучшения экономических показателей работы ледокольного и транспортного флота.

Первоочередными задачами являются увеличение времени арктической навигации, обеспечение проводки судов в планируемые сроки и при любых ледовых условиях; рост сквозных перевозок грузов по СМП из Европы на Дальний Восток и обратно; совершенствование взаимодействия морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта для рационального и эффективного обеспечения потребностей развивающейся промышленности северо-востока России с максимальным использованием СМП и сети судоходных рек Сибири, развитие арктических портов.

Физико-географическая и навигационная характеристика Арктических морей

Северный полюс расположен в центре вод, окруженных тремя континентами: Северной Америкой, Европой и Азией.

Глубины Северного ледовитого океана значительны (2000 5000 м), а его центральная часть круглогодично (более или менее шип но) покрыта льдами. Ледовый покров время от времени разрывается ветрами, а затем снова сколачивается в ледовые массивы, дрейфующие в разных направлениях.

Моря, омывающие южные берега Северного Ледовитого океана (Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Чукотское, Бофорта) большую часть года покрыты льдами, а для судоходства пригодны два-три месяца в году.

Северо-Восточный проход часто называют Северным морским путем (СМИ) -- это трасса, проходящая из Атлантического океана и Тихий вдоль северных берегов Европы и Азии через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово до одноименного пролива. Протяженность его от Архангельска до Берингова пролива составляет 3500 миль. (Впервые этот путь был пройден с зимовкой во льдах в 1878-1879 гг. Норденшельдом на шхуне «Вега». За один сезон СМП был пройден экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта только в 1932 г. на ледоколе «Сибиряков»).

Несмотря на общее потепление климата Арктики, навигацией ные условия на трассе СМП остаются крайне трудными, поскольку она проходит по узким и быстрозамерзающим проливам Карские* Ворота и Югорский Шар (между Новой Землей и материком) и проливом Вилькицкого (между Северной Землей и п-овом Таймыр).

Арктический морской бассейн занимает площадь 3051 тыс. км 2 .

Берега от пролива Югорский Шар до Берингова пролива низ менные, местами возвышенные и изрезанные.

Глубоко врезаются в сушу Байдарацкая, Обская, Колючинская и Чаунская губы, Енисейский, Хатангский, Оленекский, Янский и другие заливы.

Берега островов большей частью возвышены.

Арктические моря лежат в пределах самой обширной в Мировом океане материковой отмели. Глубины вдоль материка небольшие, пятидесятиметровая изобата проходит в десятках миль от берега. К северу глубины увеличиваются.

В арктические моря впадают крупные судоходные реки Обь, Енисей, Лена, Хатанга, Яна, Индигирка, Колыма, которые своими теплыми водами ускоряют вскрытие прибрежных районов ото льда.

Для климата на трассе СМП типичны низкие средние годовые температуры, суровая и продолжительная зима, короткое лето и сложная ледовая обстановка. Средняя температура января от -20 до -30°С; средняя летняя температура в прибрежных районах не поднимается выше +13°С, а в море от 0 до +2°С.

Воды морей сильно охлаждены. Их температура летом в устье рек достигает +6°С, а в открытом море - около нуля; зимой подо льдом от -1,5 до -1,8°С.

В Восточно-Сибирском и Чукотском морях наблюдается постоянное течение, направленное против часовой стрелки.

Летом над морями Арктики преобладают северные ветры.

В зимнее время моря покрыты сплошными льдами с мощным береговым припаем. В мае-июне ледяной припай начинает разрушаться, и во второй половине июля прибрежная зона шириной до нескольких сотен километров очищается ото льда и становится доступной для судоходства (но не везде).

Навигация длится не более 3-4 месяцев. Во второй половине октября начинается ледообразование, а в ноябре моря замерзают; толщина льда достигает более 2,5 м и навигация прекращается. В отдельные годы на некоторых участках (пролив Вилькицкого) плавучие льды держатся даже летом.

Наиболее сложные ледовые условия в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском, где находятся не тающие круглый год ледовые массивы Таймырский, Айонский, Врангеля и Колючинский.

Приливно-отливные колебания уровня воды незначительны; наибольшего значения они достигают в районе Чукотки - 1,5 м, в За-падной части Карского моря - 1,2 м, а в остальных районах не превышают 0,3 м. Сгонно-нагонные колебания уровня воды - 1-2 м.

Осадков выпадает от 100 до 200 мм в год, преимущественно в виде снега. дальневосточный навигационный арктический ледовый

Расположение морей за Северным Полярным кругом отличает их от других бассейнов резким изменением видимости. Зимой стоят полярные ночи, а летом - полярные дни.

Среднее число ясных дней здесь не превышает 2-3 в месяц. В начале лета часты туманы.

В Архангельске открытие арктической навигации обычно приходится на середину мая (закрытие 15 октября), в Мезени навигация продолжается с середины мая до 10 ноября, в Нарьян-Маре-с 1 июня до 25 октября, а в Енисейском заливе с 15 июля до 15 сентября.

К окраинным морям России относятся моря, омывающие нашу страну с севера (Белое, Печорское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и с востока (Берингово, Охотское, северная часть Японского). Окраинные моря России образуют две группы: арктическую и дальневосточную.

Арктические моря

Арктические моря входят в состав Северного Ледовитого океана.

В основном дно арктических морей представляет собой шельф и континентальный склон. Земная кора преимущественно континентального типа, лишь в некоторых местах она имеет субконтинентальное или субокеаническое строение. В открытых районах океана развита кора океанического типа.

Режим растяжения и начало образования океанических котловин современного Северного Ледовитого океана были обусловлены проявлением мезозойского Арктического плюма. С этим плюмом связаны многочисленные поля вулканитов внутриплит-ного типа .

Тектоническое строение арктических морей России тесно связано с региональной тектоникой всего арктического сектора земного шара, важнейшая особенность которого - существование нескольких кругоарктических субконцентрических тектонических поясов, вписанных один в другой. Целесообразно выделить три пояса: внешний (докембрийский), средний (палеозойский) и внутренний (кайнозойский).

Внешний (докембрийский) пояс состоит в основном из докем-брийских платформ северного полушария (Северо-Американской, Восточно-Европейской и Сибирской). Пояс представляет собой континентальные массы с карельским основанием. Он не имеет сплошного распространения и расчленен более молодыми складчатыми зонами на ряд фрагментов.

Средний (палеозойский) пояс включает эпикарельские и эпигер-цинские приполярные области. Охватывает преимущественно шельфовую часть Северного Ледовитого океана, арктические острова и прилегающие полуострова (Таймыр и др.). Пояс имеет почти сплошное распространение и прерывается лишь в некоторых местах блоками литосферы более ранней консолидации.

Среднему поясу присуща явно выраженная возрастная гетерогенность фундамента, что вызвано двумя причинами. Во-первых, оформление его происходило в течение всей палеозойской эры стадийно. Во-вторых, в палеозойский пояс оказались как бы впаяны блоки более ранней консолидации, преимущественно байкальского возраста, что явилось результатом заложения всей системы палеозойского пояса на раздробленном байкальском и более древнем основании. Наиболее крупные байкальские блоки расположены в районе северной части Баренцева моря, на п-ове Таймыр и о-вах Северная Земля и т.д.

Внутренний (кайнозойский) пояс занимает центральную, наиболее глубоководную часть Северного Ледовитого океана и полностью расположен в пределах акватории. Поперечным поднятием, включающим подводные хребты Ломоносова, Альфа и Менделеева , внутренний пояс разделяется на две части: Евразиатскую и Амера-зиатскую. Земная кора этого пояса относится к молодой новообразованной океанической коре, тогда как разделяющее поперечное поднятие имеет, вероятно, байкальский возраст консолидации.

Арктические окраинные моря имеют свои особенности геологического строения.

Белое море расположено на северо-восточной окраине Балтийского щита, входящего в состав древней Восточно-Европейской платформы. Строение этой части щита принципиально не отличается от геологического строения остальной его части. Палеориф-товая система Белого моря заложилась в среднем рифее на ранне-докембрийском консолидированном основании, пережила активизацию в среднем палеозое, когда широкое развитие получил щелочной магматизм и в конце кайнозоя образовался современный бассейн Белого моря. Традиционно этот регион рассматривается как область развития континентального рифтогенеза в рифее. Фундамент рифтовых структур испытывал максимальное опускание до 8-10 км .

Печорское море занимает северное погружение Тимано-Печорского байкальского блока Восточно-Европейской платформы. Геологические характеристики фундамента и чехла дна Печорского моря аналогичны характеристикам континентальной части Ти-мано-Печорской области. В тектоническом отношении между ними также имеется прямая связь. Геофизическими методами установлено продолжение в шельфовой зоне Печорского моря Тиман-ского кряжа, Печоро-Кожвинского и Колвинского мегавалов и других тектонических элементов.

Баренцево море в геологическом отношении образует самостоятельный платформенный блок литосферы, выделяемый иногда в качестве Баренцевской плиты (платформы). Фундамент погружен на глубину до 20 км. В центральной части геофизическими исследованиями установлено выклинивание гранитного слоя коры. Осадочная толща подстилается базальтовым слоем со скоростями распространения сейсмических волн до 6,7 км/с. Чехол платформы сложен породами палеозоя и мезокайнозоя. Осадочный чехол плиты разделяют на две толщи: преимущественно карбонатную (палеозойскую) и терригенную (мезозойскую), в которую входят также верхнепермские терригенные отложения и маломощные осадки кайнозоя.

В тектоническом строении Баренцевской платформы участвует ряд антеклиз: Свальбардская, Земли Франца-Иосифа и Централыю-Баренцево-морская. В их пределах толщина чехла сокращается до 3 км, а в ряде мест на поверхность выходят кристаллические породы фундамента.

В региональной структуре Арктического сегмента этим анте-клизам соответствуют байкальские блоки фундамента. Антеклизы разделены крупными областями прогибания: Западно- и Восточно-Баренцевской синеклизами, в пределах которых толщина чехла увеличена до 20 км. Строение синеклиз осложнено рифтами триаса. На востоке Баренцевской плиты в зоне ее сочленения с герцини-дами Северного Урала и Новой Земли располагается система передовых прогибов.

Шельф Карского моря образует Карскую плиту (платформу), в строении которой выделяют две части: северную, тяготеющую к Баренцевской платформе, и южную, являющуюся продолжением Западно-Сибирской плиты. Между ними располагается Северо-Сибирский структурный порог.

Северная часть Карского моря (Северо-Карская синеклиза) характеризуется погруженным (до 15 км) положением фундамента. Строение ее осложнено грабенообразными прогибами (рифтами), выраженными в рельефе дна желобами (Св. Анны и Вилькицкого). Геологическое строение южной части Карского моря представлено разновозрастным фундаментом, который перекрыт осадочным чехлом, сложенным преимущественно терригенными породами мезокайнозоя (верхнего палеозоя?). Толщина чехла превышает 4 км.

Тектоническое строение шельфа Карского моря определяется структурами северной части Западно-Сибирской плиты. Западная часть шельфа совместно с Ямальским п-ом образует Ямальскую аитеклизу. На востоке антеклиза ограничена северной частью Гыданской синеклизы , также продолжающейся в Карское море с континента. В южной части Карского моря продолжается и система триасовых рифтов Западно-Сибирской плиты. На востоке структура Карского моря граничит с Северо-Таймырским массивом байкальского возраста, отделяющим ее от моря Лаптевых.

Море Лаптевых скрывает под своими водами область сочленения герципид Южного Таймыра, докембрийской Сибирской платформы и Верхояно-Колымских мезозоид.

Фундамент Лаптевской глыбы, предположительно, сложен сильнодислопированными и метаморфизованными нижнепротерозойскими породами, на которых залегают карбонатные отложения верхнего протерозоя и нижнего палеозоя толщиной до 4 км, а также терригенная мощность перми, мезозоя и кайнозоя толщиной 2-6 км. В тектоническом строении выделяют Лаптевское поднятие, расположенное в центральной части моря, и Усть-Лепский грабен. Восточная часть Лаптевской глыбы ограничена рифтом, продолжающим рифтовую долину Срединно-Арктического хребта.

Шельфы Восточно-Сибирского и Чукотского морей изучены меньше других шельфов арктических окраинных морей России. Южные и юго-западные их части, включая о-ва Котельный, Фадде-евский, Новую Сибирь, Большой и Малый Ляховские, Врангеля и другие, рассматриваются как арктическая зона погружения Верхояно-Колымских мезозоид. Она характеризуется ослабленной складчатостью, отсутствием гранитоидного магматизма, сокращенным разрезом мезозоя и значительным современным опусканием. Северные районы рассматриваемых морей входят в состав палеозойского кругоарктического пояса.

В зоне контакта мезозоид и палеозоид располагается система передовых прогибов (Предкордильерский и Лено-Анабарский), хорошо изученная на прилегающих континентах. Предположительно, эту систему передовых прогибов можно наметить и под водами северо-восточных морей России. Общая толщина осадочного чехла колеблется от 4 до 10 км.

В центральной части Северного Ледовитого океана располагается Срединно-Арктический хребет , выраженный в рельефе дна Северного Ледовитого океана хребтом Гаккеля. Толщина осадков на крыльях хребта не превышает 400 м, сводовые его части сложены базальтами и лишены осадков. Ось хребта совпадает с рифтовой долиной, которая представлена отдельными грабенами (Лены, Седова, Гидрографов и др.), их дно покрыто рыхлыми осадками мощностью 0,05-0,150 км.

Ось хребта отмечается эпицентрами землетрясений. Дно океана, прилегающее к Срединно-Арктическому хребту и морфологически выраженное глубоководными котловинами (Амундсена и Нансена), имеет молодой возраст и представляет собой новообразованную океаническую кору, отражающую процесс нарастания земной коры вдоль глобальной системы рифта.

В Вконтактовской группе НОРДАВИА - Региональные авиалинии разместили сообщение: Цитата:

Новый рейс: Мурманск - Арктика - Архангельск. В настоящее время туроператорами и представителями власти активно обсуждается вопрос развития арктического туризма. В частности, обсуждается совершенно новый маршрут - туристы прибывают в Мурманск, откуда отправляются на просторы русской Арктики, и заканчивают путешествие в Архангельске. Мы полагаем, что данное направление туризма весьма перспективно, а потому провели комплекс работ по изучению возможностей самолета Boeing 737 в плане посадки на арктический лед. В мире имеется успешный опыт подобной эксплуатации самолетов данного типа, на основании которого мы приняли решение о возможности подобных рейсов. Север - пожалуй, самый недооцененный туристами край. Он полон величественной красоты, спокойствия и грации. В то же время эффективное его развитие всегда было связано с авиацией, а её современное развитие сделало полеты над Арктикой такими же комфортными и безопасными, как и в других частях нашей планеты. В ближайшее время мы завершим все согласования с туроператорами, и новый продукт будет предложен потенциальным потребителям. Познайте всю красоту Севера с нами!

Большинство людей восприняли это как первоапрельскую шутку. Да может и сами администраторы группы создали это сообщение в качестве стеба. Хотя, кто-то поверил, решив, что планируются рейсы аж на сам северный полюс. Но, суть не в этом. Выходит, люди что - не знают, что рейсы в Арктику действительно есть? Ведь, что входит в Арктический регион России: Арктическая зона России - часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией РФ. В состав арктической зоны России включаются такие территории субъектов РФ, как Кольский, Ловозерский, Печенгский районы, закрытые административно-территориальные образования Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск, гг. Полярный и Североморск Мурманской области, г. Мурманск; Беломорский район Республики Карелия, Ненецкий АО; Мезенский, Лешуконский, Онежский, Пинежский, Приморский, Соловецкий районы, г. Северодвинск Архангельской области, г. Архангельск; г. Воркута Республики Коми; Ямало-Ненецкий АО; Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; г. Норильск Красноярского края; Аллаиховский, Абыйский, Булунский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский, Горный улусы Республики Саха (Якутия); Чукотский АО; Олюторский район Корякского АО. Ладно, Воркута, Нарьян-Мар... Но вот например в Амдерму, Тикси, Анадырь - пассажирские самолеты летают только так, а это же самая что ни на есть Арктика, без всяких там. Народ что, об этом не знает? Или Арктикой считает только Северный полюс, да ЗФИ с Врангелем, Таймыром и Новой землей? Или может надо прям составлять "туристические продукты" и объявлять "вот вам возможность полететь в Арктику", чтоб до людей дошло?

Арктические моря являются одними из самых чистых

Моря Арктики являются одними из самых чистых на планете, сообщил ТАСС заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института Дмитрий Ишкулов по итогам экспедиции, проведенной в 2017 году учеными института.

"Несмотря на активное освоение и использование Севера, моря здесь остаются одними из самых чистых на планете", – сказал он.

В течение 2017 года ученые ММБИ провели несколько масштабных экспедиций в Арктику. Впервые за многие годы и даже десятилетия речь идет именно о фундаментальных научных исследованиях, а не о прикладных задачах. Это стало возможным при финансовой поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

За год были проведены работы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Завершил сезон 30-суточный рейс научно- исследовательского судна ММБИ "Дальние Зеленцы" в район Шпицбергена: ученые работали в территориальных водах архипелага – в Ис-фьорде.

Ряд результатов, полученных в ходе экспедиции, потребовал длительных лабораторных исследований, аналитической работы. Этим ученые занимались в течение нескольких месяцев. Были изучены пробы воды, донных отложений, растений, животных, что, в частности, позволило сделать выводы о состоянии экологии.

Буфер для экологии

Пробы проверялись на самые разные загрязняющие вещества – от радиации до пластика. В частности, очень подробные данные были получены для Баренцева моря. "Баренцево море по-прежнему достаточно чистое, несмотря на то, что на побережье много промпредприятий, военных заводов, идет развитие нефтегазовой отрасли. И похожая ситуация сохраняется и в других морях, где проводились экспедиции", – сказал Ишкулов.

Это касается всех видов загрязнений. Так, не обнаружили ученые микрочастиц пластика, об опасности накопления которых в воде давно говорят экологи.

По мнению мурманских биологов, Арктику "спасает" то, что моря здесь открытые. "Еще одна причина – мощные буферные процессы в арктических морях, их способность к сохранению равновесия, саморегуляции", – сказал Ишкулов.

Не приносят в Арктику загрязнений и крупные течения, заходящие сюда из Атлантики.

Тепло для Севера

Атлантическому течению Гольфстрим ученые уделяют все больше внимания. Именно он определяет климат западной Арктики. Некоторые экологи считают, что глобальное потепление может привести к изменению течения и необратимым последствиям для арктического региона.

Однако ученые ММБИ, сравнивая результаты своих замеров с многолетними данными, пришли к выводу о стабильности течения. "Его изменения носят только сезонный характер", – отметил Ишкулов.

Не видят морские биологи и причин говорить о необратимом потеплении на планете. "Мы придерживаемся мнения, что это циклический процесс. В последние годы действительно температура растет, льды отодвигаются, но в будущем должен наступить обратный процесс, такие циклы уже наблюдались", – сказал ученый.

Поведение животных

Во время экспедиции было также изучено поведение животных в Арктике. В частности, неожиданным открытием стало то, что птицы могут летать не только с севера на юг, но и поперек меридианов на тысячи километров.

Это было выявлено после того, как ученые установили метки на моевок – один из видов чайки. Раньше считалось, что в западной Арктике и на Дальнем Востоке существуют две обособленные популяции этих птиц, но оказалось, что их представители летают "друг к другу". Пока невыясненным остался только вопрос, что влечет птиц в такие далекие путешествия.

Еще одним важным результатом стали данные об увеличении популяции гренландских китов. Ученые все чаще встречают этих животных на своем пути. Вероятно, это связано как с потеплением, так и с запретом китового промысла.