Геноцид евреев во время. Что означает фраза «окончательное решение еврейского вопроса»? Во время войны

И еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) - с 1942 года. Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля . В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.

Отличительные черты холокоста

В отличие от многочисленных преступлений геноцида, случившихся в течение истории человечества, Катастрофа была первым случаем попытки полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира .

Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами) составили 10 % , погибли около 3 миллионов советских военнопленных , подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные (при потере трудоспособности на срок более 5 лет - см. Программа умерщвления Т-4), около 9 тысяч гомосексуалов и т.д.

Геноцид еврейского народа

Шоа - Катастрофа европейского еврейства

Жертвы

По критериям израильского Института Катастрофы и героизма Яд ва-Шем , жертвами Шоа считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и был уничтожен/погиб в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления (организованного или нет), как участник партизанского движения, подполья, восстания, при попытке нелегального пересечения границы или бегства, от рук нацистов и/или их пособников (включая местное население или членов националистических группировок)». Кроме того, в их число входят те, «кто находился на захваченных территориях и убит/погиб в результате прямого столкновения с вооруженными силами Германии и ее союзников, в результате бомбежек, побега, во время эвакуации в 1941-42 гг.»

Статистика

Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала . Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем » в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории СССР , куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.

Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства - сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии ; 560 тысяч евреев Венгрии , 280 тысяч - Румынии , 140 тысяч - Германии , 100 тысяч - Голландии , 80 тысяч евреев Франции , 80 тысяч - Чехии , 70 тысяч - Словакии , 65 тысяч - Греции , 60 тысяч - Югославии . В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Попытка установить точное число жертв «окончательного решения» сопряжена с чрезвычайными трудностями как из-за отсутствия проверенных данных о масштабах геноцида на ряде территорий (особенно Восточной Европы), так и по причине различного определения границ государств и понятия «гражданство».

Даже при определении числа жертв Освенцима , где вёлся частичный учёт узников, называются разные цифры: четыре миллиона (Нюрнбергский процесс главных военных преступников, 1946); два-три миллиона (по данным лагерных эсэсовцев П. Броада и Ф. Энтресса); 3,8 млн (чехословацкие учёные О. Краус и Э. Кулька); один миллион (Р. Хильберг); два миллиона (Люси Давидович, М. Гилберт); 1,1-1,5 млн (Ф. Пипер, Польша); 1,4-1,5 млн. (Г. Уэллерс, США , И. Бауэр, Израиль).

Тем более невозможно установить число жертв массовых казней, охватывавших, наряду с местным еврейским населением, множество жителей-неевреев. Меры секретности, предпринятые в ходе реализации «окончательного решения», недостаток статистических данных (например, о количестве евреев, погибших во время бегства с оккупированных территорий, или евреев-военнопленных, убитых по расовым мотивам), а также многолетнее замалчивание Катастрофы европейского еврейства в СССР усложняют уточнение его общих масштабов.

Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 г. Всемирным еврейским конгрессом , привело к выводу, что число погибших в Катастрофе составляет шесть миллионов человек; это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников, процесса Эйхмана и признано большинством участников Международного совещания учёных по вопросам статистики Катастрофы (Париж , 1987), где обсуждались цифры от 4,2 млн. (по Г. Рейтлингеру) до шести миллионов (по М. Маррусу и другим).

Периодизация холокоста

Согласно показаниям Международному трибуналу сотрудника СС Дитера Вислицени преследование и уничтожение евреев разделялось на три этапа: "до 1940 года … - решить еврейский вопрос в Германии и занятых ею областях с помощью планового выселения. Вторая фаза началась с этого времени: концентрация всех евреев в Польше и других занятых Германией восточных областях, и причем в форме гетто. Этот период продолжался приблизительно до начала 1942 года. Третьим периодом было так называемое окончательное решение еврейского вопроса, то есть планомерное уничтожение еврейского народа. Вислицени утверждал, что под термином «окончательное решение» понималось именно физическое уничтожение евреев и он видел приказ об этом, подписанный Генрихом Гиммлером .

  • Январь 1933 - август 1939 - с момента когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии и до нападения на Польшу
  • Сентябрь 1939 - июнь 1941 - с момента включения западной Польши в состав рейха и создания «Генерал-губернаторства» до нападения на СССР
  • Июнь 1941 - осень 1943 - с момента нападения на СССР и до полного уничтожения гетто его территории
  • Зима 1943 - май 1945 - с начала массовой депортации евреев Западной Европы в лагеря смерти и до конца войны.

Положение евреев в Германии в 1933-1939 годах

Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии - первого президента Израиля), «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну» . Международная конференция по беженцам, в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта , закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики , ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину .

Начало преследованиям положил Бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон » от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

В 1933-1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.

В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.

В 1940 - начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

Положение евреев во время войны

Гетто

В крупных городах (намного реже - в городах небольших) создавались еврейские Гетто , куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве , в нём содержалось до 480 000 евреев.

На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

До принятия решения о полном физическом уничтожении евреев немцы применяли следующую схему «решения еврейского вопроса»:

  • концентрация еврейского населения в крупных городских районах (гетто);
  • отделение их от нееврейского населения (сегрегация);
  • полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни;
  • конфискация их имущества, вытеснение евреев из всех сфер экономической жизни и разорение
  • доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания
Массовые расстрелы

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. Айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen ) СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами . Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска (см. Холокост в Одессе). По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

В оккупированных Псковской, Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы. В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населенных пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определенных зданиях лишь на несколько часов или дней. Однако в Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населённых пунктах оккупанты не успели уничтожить еврейское население.

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке . Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев.

«Окончательное решение еврейского вопроса»
31 июля 1941 года Герман Геринг подписал приказ о назначении главы РСХА Рейнхарда Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса».

В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии в гетто Польши, Прибалтики и Белоруссии.

В июле 1942 г. начались массовые депортации из гетто Варшавы (самого крупного из всех созданных) в лагерь смерти Треблинка . До 13 сентября 1942 г. были депортированы или погибли в гетто 300 тыс. евреев Варшавы .

вильнюсском гетто

Конец войны

Быстрое продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершённых в них преступлений. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов

Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы (так, например, после подавления восстания в вильнюсском гетто последние несколько тысяч евреев были 23 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии); началась массовая отправка еврейского населения из Италии, Норвегии, Франции, Бельгии, Словакии и Греции в Освенцим, продолжавшаяся до октября 1944 г. К уничтожению евреев Венгрии приступили уже после того, как советские войска завладели восточными областями этой страны .

По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943-1945 гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943-1944 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определённый момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп (смотри статью Кровь за товары).

На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых.

Я указал ему на то, что за границей ходят слухи о том, что евреев в Польше истребляют. Я указал на то, что со стороны папы последовало заявление, адресованное словацкому правительству. Я указал на то, что такие действия, если они действительно имели место, могут повредить нашему престижу, то есть престижу Германии. По всем этим причинам я просил его допустить осмотр. После продолжительной дискуссии Эйхман заявил мне, что он ни при каких обстоятельствах не может разрешить посещение польских гетто. На мой вопрос «почему?» он ответил, что большей части евреев уже нет в живых. Когда я спросил его, кто отдал такой приказ, он сказал мне, что это приказ Гиммлера. После этого я просил его, чтобы он показал мне этот приказ, - потому что я не мог представить себе, что действительно существует такой письменный приказ.
Вопрос: Расскажите об обстоятельствах издания и содержании приказа.
Ответ: Эйхман сказал мне, что он может показать мне этот письменный приказ, если это беспокоит мою совесть. Он достал из своего сейфа маленькую папку, которую он перелистал, и показал мне письмо Гиммлера начальнику полиции безопасности и СД. В этом письме было написано приблизительно следующее:
«Фюрер приказал разрешить окончательно еврейский вопрос. Разрешение этого вопроса поручается начальнику полиции безопасности и СД и инспектору по концентрационным лагерям. Это так называемое окончательное решение не распространяется пока на работоспособных евреев мужского и женского пола, которые должны использоваться для работы в концентрационных лагерях». Этот приказ был подписан самим Гиммлером. Тут не может быть ошибки, так как я точно знаю подпись Гиммлера.
Вопрос: Кому был адресован этот приказ?
Ответ: Начальнику полиции безопасности и СД, это значит в аппарат начальника полиции безопасности и СД.
Вопрос: Был ли он адресован еще кому-либо?
Ответ: Да, инспектору концентрационных лагерей. Этим двум учреждениям был адресован приказ.
Вопрос: Был ли на этом приказе какой-либо гриф секретности?
Ответ: Это был совершенно секретный приказ.
Вопрос: Когда он был, примерно, издан?
Ответ: Этот приказ был издан, примерно, в апреле 1942 года.
Вопрос: Кем он был подписан?
Ответ: Гиммлером лично.
Вопрос: И вы лично ознакомились с этим приказом в отделе Эйхмана?
Ответ: Да. Эйхман подал мне этот документ, и я сам видел этот приказ.
Вопрос: Задавали ли вы какие-нибудь вопросы относительно значения слов «окончательное решение», которые имелись в приказе?
Ответ: Эйхман пояснил мне смысл этого выражения. Он сказал, что за словами «окончательное решение» скрывается физическое уничтожение еврейской расы в восточных областях. И в более поздних дискуссиях на эту тему это выражение «окончательное решение» постоянно употреблялось.
Вопрос: Когда вы в последний раз видели Эйхмана?
Ответ: В последний раз я видел Эйхмана в конце февраля 1945 года в Берлине. Он сказал тогда, что если война будет проиграна, то он покончит жизнь самоубийством.
Вопрос: Называл ли он тогда общее число евреев, которые были убиты?

Ответ: Да, он высказался тогда очень цинично. Он сказал, что он с улыбкой прыгнет в могилу, так как он с особым удовлетворением сознает, что на его совести около 5 млн человек.

Здесь я буду говорить с вами совершенно откровенно об особенно трудной главе… Между собой мы будем говорить открыто, хотя никогда не сделаем этого публично… Я имею в виду изгнание евреев, уничтожение еврейского народа…

Лишь немногие из присутствующих знают, что это значит, когда лежит груда трупов, - сто, пятьсот, тысяча трупов… Выдержать все это и сохранить порядочность, - вот что закалило наш характер. Это славная страница нашей истории, которая никогда не была написана и никогда не будет написана.

Холокост и коллаборационизм

Роль местного нееврейского населения оккупированных Германией территорий в процессе холокоста была неоднозначной. Тысячи местных жителей служили в вспомогательной полиции Холокост во Львове , Холокост в Литве , Погром в Едвабне Усташи).

Юденраты и еврейская полиция

По инициативе немецких оккупационных властей в каждом гетто на оккупированных территориях создавались еврейские административные органы самоуправления - Юденраты (нем. Judenrat ) - «еврейские советы». Отдельный юденрат мог отвечать за определенное гетто, отдельную территорию, регион или даже за целую страну. В полномочия юденратов входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденраты активно сотрудничали с немецкими властями, стараясь завоевать авторитет и показать свою значимость для «дела» Германии и тем самым спасти как можно больше евреев. В частности, глава юденрата Лодзинского гетто Хаим Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь, призывая отдать на смерть детей гетто, якобы ради того, чтобы этой ценой спасти всё гетто. Только массовые отправки евреев в Лагеря смерти в 1942 году развеяли иллюзии членов юденратов (так, покончил с собой глава варшавского юденрата Адам Черняков).

Несмотря на то, что еврейская полиция помогала нацистам в уничтожении других евреев, многие (но не все) её члены в конце концов разделили судьбу других жертв холокоста.

Сопротивление и Праведники мира

Сопротивление самих евреев

Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто в основном пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить. (см. Юденрат , Еврейская полиция).

Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания: наиболее известны Восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года, а также восстание в лагере уничтожения «Собибор » - единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Активным центром сопротивления было Минское гетто . Гетто в Белостоке (польск. Bialystok , ныне Польша), содержавшее вначале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем. В Белоруссии, на Украине и в Литве действовали еврейские партизанские отряды.

Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в Шоа - те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители (неевреи, названные «Праведниками мира» , спасли от гибели десятки тысяч евреев); те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан и подпольщиков воевали 15 300 евреев . Известен еврейский партизанский отряд имени Калинина, созданный братьями Бельскими .

Помощь евреям

Роль местного нееврейского населения оккупированных Германией территорий в процессе холокоста была неоднозначной. Тысячи местных жителей служили в вспомогательной полиции , созданной оккупантами и принимали участие в охране гетто, конвоировании евреев к месту убийств и в самих убийствах. Местная полиция осуществляла отправку евреев в лагеря смерти на территориях, контролируемых режимом Виши во Франции, в Словакии, в Венгрии. Многие местные жители доносили оккупантам на скрывающихся евреев. Многие местные жители присваивали себе имущество убитых евреев, вселялись в их жилища. Наконец, были случаи, когда местные жители сами расправлялись с евреями, без непосредственного участия оккупантов (см. статьи Холокост во Львове , Холокост в Литве , Погром в Едвабне). В Хорватии убийства евреев также осуществлялись без непосредственного немецкого участия (см. статью Усташи).

В то же время немало местных жителей-неевреев спасали евреев, рискуя свободой и жизнью.

По состоянию на 1 января 2011 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 788 спасителей , которым присвоено почетное звание «Праведник мира ». На долю Польши приходится больше всего праведников мира - 6195 человек, в Голландии их 5009, во Франции 3158 праведников мира. Из бывших республик СССР наибольшее число праведников приходится на Украину - 2272.

Также на сайте Яд ва-Шем сказано: «Эти цифры не являются показателем действительного числа евреев, спасенных в каждой стране, но они отображают материал по спасению, ставший доступным Яд ва-Шем.» («These figures are not necessarily an indication of the actual number of Jews saved in each country, but reflect material on rescue operations made available to Yad Vashem.»)

Последствия Шоа

Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные - это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришёлся на погром в Кельце (Kielce) в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев.

Были уничтожены не только люди - была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в Маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.

Геноцид евреев в Африке и Азии

С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка (Алжир и Тунис) находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать так же, как и в оккупированной нацистами Европе. Евреи были лишены гражданских прав, были созданы Юденраты и организованы принудительные работы. Евреев также заставили носить жёлтые метки на одежде и наложили крупные денежные контрибуции.

После высадки англо-американских войск в Марокко и Алжире 9 ноября 1942 года немецкие войска оккупировали Тунис. Зондеркоманда «Египет» приступила к уничтожению евреев. Около двух тысяч тунисских евреев было убито или отправлено в лагеря смерти. Хотя потери евреев Северной Африки - около пяти тысяч человек - несравнимы с потерями европейского еврейства, однако их тоже считают жертвами холокоста.

Хронология холокоста

До начала войны

Во время войны

  • 9 апреля - Запрет евреям выходить из гетто Люблина
  • 23 июня - Эйнзацгруппы начинают массовые убийства на территории СССР
  • 30 июня - Эйнзацгруппа 4a и местные жители убивают 300 евреев в Луцке (Украина)
  • 30 июня - Захват Львова ; до 3 июля здесь убивают 4000 местных евреев
  • 1 июля - Эйнзацгруппа D начинает операцию в Бессарабии (Молдавия); 160 тысяч евреев убиты здесь за время до 31 августа
  • 19 июля - Создание гетто в Минске
  • 24 июля - Создание гетто в Кишинёве ; 10 тысяч евреев убиты
  • 25 июля - Погром во Львове , начало массовых убийств евреев Галиции
  • июль - Начались убийства в Понарах (южнее Вильнюса , Литва)
  • август - Началось уничтожение евреев в хорватском лагере Ясеновац , всего там погибло 25 тысяч евреев
  • 1 августа - 50 тысяч евреев заключены в гетто Белостока (ныне Польша)
  • 4 августа - Создание гетто в Каунасе
  • 5 августа - Убийства в Пинске (Белоруссия); 10 тысяч евреев убиты в течение 3-х дней
  • 27-28 августа - Бойня в Каменец-Подольском
  • 3 сентября - Первые эксперименты по убийствам с помощью газа в Аушвице (Освенцим)
  • 5 сентября - Заключение евреев Вильнюса в 2 гетто
  • 15 сентября - Расстрел 12 тысяч евреев Бердичева
  • 19 сентября - Ликвидация гетто Житомира ; убито 10 тысяч человек
  • 29-30 сентября - убийство 33 771 еврея Киева в оврагах Бабьего Яра
  • 8 октября - Ликвидация гетто Витебска (Белоруссия); погибло 16 тысяч евреев
  • 9 октября - Начало депортации евреев из Буковины , Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии
  • 12-13 октября - расстрел 11 тыс. евреев в Днепропетровске
  • 17 октября - 15 ноября - Массовые убийства в захваченной румынами Одессе ; погибло около 35 тысяч евреев
  • 28 октября - Начало массовых убийств евреев в Каунасе , литовские националисты уничтожают в девятом форте 19 тысяч евреев ; всего в девятом каунасском форте было расстреляно 80 тысяч человек , в шестом −35 тыся ч, в седьмом − 8 тысяч
  • октябрь - В лагерь смерти Майданек прибыли первые жертвы
  • 1 ноября - Начало строительства лагеря смерти Белжец
  • 30 ноября - Латвийскими коллаборационистами из т. н. команды Арайса в течение ноября-декабря убито 30 тысяч евреев Латвии
  • 22 декабря - 33 500 из 57 000 евреев Вильнюса уже убиты
  • 31 декабря - Первая акция партизан в Вильнюсе
  • 22 июля - Начало депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти; депортация сопровождалась убийствами, в которых активное участие принимали украинские и литовские вспомогательные подразделения
  • май-июль - Нацисты оккупируют Венгрию и с помощью венгерских коллаборационистов вывозят в концлагеря Германии и Польши около 500 тысяч венгерских евреев, где их уничтожают
  • 27 января - Советская армия освобождает Освенцим
  • 11 апреля-4 мая - Войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде , Берген-Бельзене , Дахау , Маутхаузене , Терезине

После войны

  • 8 мая 1945 года - Капитуляция Германии
  • Октябрь 1945 - ноябрь 1946 годов - Суд над военными преступниками в Нюрнберге .

Причины холокоста

Учёные высказывают разные мнения о причинах, почему такое масштабное и уникальное уничтожение людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан. Даниэль Гольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» (англ. Hitler`s Willing Executioners ) утверждает, что главная причина Холокоста - Антисемитизм , свойственный на тот момент немецкому массовому сознанию. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэр . Однако другой известнейший историк холокоста Рауль Хильберг полагает, что проблема не в антисемитизме . Немецкий историк и журналист Гёц Али утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами. Немецкий психолог Эрих Фромм объяснял холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью.

Общий обзор мнений о причинах холокоста сделал историк Иосиф Кременецкий в статье «Можно ли понять Холокост?»

Отрицание холокоста

Существует точка зрения, согласно которой холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. Сторонники этой идеи оспаривают:

  • существование плана физического истребления евреев Европы;
  • существование газовых камер и лагерей смерти , предназначенных для уничтожения людей;
  • численность жертв среди еврейского населения на территории господства Национал-социализма, которая, по их мнению, сильно завышена

Генеральная Ассамблея ООН без голосования в резолюции № 60/7 от 21 ноября 2005 года отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события. . А 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв холокоста Генеральная ассамблея ООН приняла Резолюцию № 61/255 «Отрицание Холокоста», осуждающую отрицание холокоста как исторического факта.

Память о холокосте

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима , Международным днём памяти жертв холокоста .

В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост :

<…> Сотни тысяч евреев, цыган, гомосексуалов, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и мы подчеркиваем, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации.

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, решительно осудили холокост, Антисемитизм и ксенофобию .

Изучением холокоста занимаются множество учёных и исследовательских центров во всём мире. Наиболее известными научными центрами, специализирующимися на этой теме являются израильский «Национальный мемориал катастрофы и героизма» (Яд ва-Шем) и американский «Мемориальный музей Холокоста ».

Холокост в искусстве

Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве.

Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в кино. Первым из фильмов, рассказавших об Освенциме и холокосте, был польский фильм «Последний этап» (1948).

Среди наиболее известных лент, посвящённых этой теме:

  • «Шоа»,

Сноски

  1. Указания по образованию в отношении изучения Холокоста , holocausttaskforce.org
  2. American Jewish Committee, Harry Schneiderman and Julius B. Maller, eds. , American Jewish Year Book, Vol. 48 (1946-1947) , Press of Jewish Publication Society of America, Philadelphia, 1946, page 599
  3. Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок.D0.9E.D0.9E.D0.9D не указан текст
  4. Tadeusz Piotrowski Poland"s Holocaust. - McFarland & Company, 1997. - С. 305. - 437 с. - ISBN 978-0786403714
  5. Ueberschar Gerd R., Wette Wolfram, Unternehmen Barbarossa: Der Deutsche Uberfall Auf Die Sowjetunion, 1941, RH 2 / v. 2623

Слово «холокост» произошло от древнегреческого понятия, означавшего принесение жертвы путем сжигания. Британские газеты использовали «холокост» для характеристики национальных гонений в Турции и в царской России еще в начале XX века. Однако всемирное распространение и в качестве (с ) термин получил в 50-х годах прошлого века, когда публицисты и писатели пытались осмыслить преступления нацистов по отношению .

Холокост считается одной из величайших трагедий в истории еврейского народа. Именно события Холокоста стали отправной точкой для появления государства Израиль как места, где евреи могли бы найти безопасность и покой.

С момента прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году, в Германии начались гонения на евреев, которых принудительно выселяли из страны, конфискуя их предприятия и имущество. После начала Второй мировой войны в 1939 году нацисты стремились сконцентрировать всех евреев Европы на территории захваченных государств. В 1941 году был подписан приказ об «окончательном решении еврейского вопроса», под которым подразумевалось физическое уничтожение целой нации.

Трагедия XX века

Во время Холокоста применялись массовые расстрелы, пытки, лагеря смерти. Считается, что количество евреев в Европе в результате геноцида сократилось на 60%, а всего в годы Холокоста было уничтожено не меньше шести миллионов евреев. В ходе массовых расстрелов на оккупированных территориях СССР погибло от одного до двух миллионов представителей еврейской нации. Точное число жертв Холокоста неизвестно до сих пор, так как зачастую просто не оставалось свидетелей зверств нацистов.

В период Холокоста нацисты стремились истребить и другие категории людей: представителей сексуальных меньшинств, людей с психическими патологиями, славян, цыган, выходцев из Африки, а также Свидетелей Иеговы.

На некоторых захваченных территориях местное население активно содействовало оккупантам, помогая истреблять евреев, участвуя в конвоировании и расстрелах. Мотивами для этого служили как этнические разногласия, так и жажда наживы: имущество уничтоженных евреев становилось собственностью коллаборационистов. Однако многие люди пытались спасти обреченных евреев, зачастую рискуя собственной безопасностью. Только в Польше нацисты приговорили более двух тысяч человек к смерти за помощь

Собственно, сам термин «холокост» ни для кого не нов. Можно даже сказать, что обыден, понятен и принят всеми нормальными людьми, как факт. Планомерное уничтожение немецкими фашистами евреев всей Европы не требует никаких доказательств и являлось преступлением международного характера


И немцы этого не отрицают. Было бы сложно. Но, оказывается, есть некоторые нюансы и в этом деле.

Начну с определения в википедии, как с издания, которое в антисемитизме не упрекнуть никак.

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος - «всесожжение»):

В широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

В узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933-1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

И еще моментик оттуда же:

В современном английском с прописной буквы (Holocaust) слово употребляется в значении истребления нацистами евреев, а со строчной (holocaust) - в других случаях.

То есть, с большой буквы холокост пишется в узком смысле, когда речь идет о евреях. С маленькой буквы – когда в широком, куда входят все остальные.

Мне это показалось весьма странным.

Да, сегодня для основного числа обывателей, «холокост – это когда уничтожали евреев». И, что греха таить, сами евреи усиленно пиарят этот термин, фактически монополизировав его.

А между тем, здесь есть над чем поразмышлять.

Например, о том, что из 5,7 миллионов красноармейцев, попавших в немецкий плен, погибли 3,3 миллиона.

В принципе, каждый немецкий солдат знал, что противника, который сдался добровольно, убивать нельзя. Тем не менее, убивали. Отфильтровывая тех же евреев, политработников и командиров. И делали это никак не по собственному желанию, и в Вермахте, и в СС располагали целым рядом приказов Верховного главнокомандования (ОКВ) и верхушки СС, в которых были четко прописаны «новые методы ведения войны».

И новые методы предписывали не просто победить еврейско-коммунистических врагов, но и уничтожить их.

Чего стоит один только «комиссарский приказ» от 6 июня 1941 года за подписью Варлимонта и Браухича (дополнения).

«…Эти комиссары не признаются в качестве солдат; на них не распространяется действующая для военнопленных международно-правовая защита. После проведенной сортировки их надлежит уничтожить».

Что там про Сталина «правдорубы» говорят насчет не соблюдений Гаагской конвенции?

И бравые офицеры Вермахта хоть и бурчали в мемуарах (как, например, Манштейн), но – расстреливали. Доказано на Нюрнбергском трибунале в отношении частей того же Манштейна.

Какие там еще конвенции…

Нет, в Вермахте помнили об этих конвенциях. Первое из десяти правил ведения войны немецкими солдатами, записанных в каждом удостоверении личности военного, гласило:

«Немецкий солдат благородно борется за победу своего народа. Жестокость и бессмысленные разрушения недостойны его».

Понятно, что советских, которые были либо коммунистами, либо евреями, а зачастую и теми, и другими, это не касалось.

Да, Гитлер весьма хотел сделать Вермахт своим политическим инструментом. И это у него прекрасно получилось. 30 марта 1941 года Гитлер выступил с речью на генеральском собрании в своей рейхсканцелярии.

На собрании присутствовало больше 200 генералов, которым, собственно, и предстояло командовать войсками Восточного фронта в ходе «Операции Барбаросса». Причем, это был не какой-то специально отобранный, идеологически грамотный и сверхнадежный руководящий состав, а самые обычные генералы Вермахта. Стержень немецкой армии.

И что, господа генералы не понимали, что Гитлер требовал от них вести войну методами, противоречившими общепризнанным нормам ведения войны? Конечно, понимали. Но искать на свою опору приключений никто не хотел, потому кулуарно осудили, и пошли воевать.

И вот нам последствия: из 5,7 миллионов солдат Красной армии, попавших в немецкий плен, погибли 3,3 миллиона, что составило 57,5% от их общего числа. Многие из них были расстреляны, но большинство погибло в многочисленных лагерях для военнопленных.

Одной лишь зимой 1941-1942 годов число погибших красноармейцев составило около двух миллионов. По сути можно сказать, что солдат, в 1941 году попавший в руки Вермахта, практически не имел шансов выжить.

Количество погибших советских военнопленных и количество погибших евреев в цифрах ужасают. 3,3 млн и 5,8 млн человек – это огромные цифры.

Холокост? Холокост. Или хотя бы холокост. С маленькой буквы.

Но почему-то такого внимания первая цифра потерь не привлекает, в отличие от второй.

То, что евреи так поставили дело и сделали холокост общий Холокостом для своих – это делает им честь, кстати. И есть чему поучиться, стоит это признать.

Но почему у нас все вышло иначе? Ни в Советском Союзе, ни в куче независимых государств после распада, ни в Германии почему-то никто не решился привлечь внимание к преступлениям против солдат Красной армии.

Полный провал в памяти? Почему?

Во многом потому, что после окончания войны многие факты не были опубликованы. Прежде всего замалчивалось, что смерть такого огромного количества красноармейцев была изначально запланирована нацистским руководством еще во время подготовки нападения на СССР. И добросовестно исполнена не только палачами из СС, но и «честными» представителями Вермахта.

Конечно, свою роль сыграла и начавшаяся «холодная война». Коммунисты никуда не делись, просто из союзников стали врагами, а значит, чего их жалеть? Уверен, что многие архивы, попавшие к союзникам либо уничтожены, либо до сих пор где-то спокойно лежат.

Многие сегодня говорят о некоем «компенсационном эффекте». Согласен, большое количество немецких солдат также попало в советский плен, и многие из них там погибли. Но цифры-то совершенно несопоставимы!

Из 3,5 миллионов военнопленных Германии и союзников в плену погибло чуть больше полумиллиона. То есть, 14,9%. Это официальные цифры. И как можно их сопоставить с 57,5% наших потерь? Никак.

Преступные действия Вермахта и СС по отношению к нашим военнопленным в 1941-1945 годах - это позор. Но позор этот лежит не только на Вермахте и немецком народе. Мы тоже несем ответственность за то, что наш холокост остался «за кадром».

Да, прошло более семи десятков лет. Тем не менее, сегодня еще не поздно поднять этот вопрос. Вопрос правильного Холокоста. Это память. Это честь.

Правильный термин Холокост – это тот, с большой буквы, который подразумевает всех: евреев, поляков, цыган и бойцов РККА: русских, украинцев, беларусов, евреев, молдаван, татар, казахов, узбеков, армян, азербайджанцев, грузин, башкир, всех, кто сражался под красным знаменем.

Вот это есть правильное понимание. Все остальное – узурпация в угоду одной нации, не очень корректная. Тем не менее, холокост в отношении евреев имеет место быть признанным мировой общественностью. Достоин ли он написания с большой буквы? Не знаю.

Знаю то, что у нас будет достаточно мнений с обеих сторон. Но прежде чем их высказывать, прошу просто задуматься над одним: поляк из Варшавы, еврей из Дрездена, русский из Ярославля, дышали одним воздухом и кровь у всех была алой.

И это не «их» Холокост. Это наша общая трагедия, это наш общий Холокост.

(Holocaust, The).

Освенцим польская деревня,где располагался один из самых больших нацистских концентрационных лагерей, стал символом массовых убийств и ужасов холокоста. Один из многих нацистских лагерей смерти олицетворяет в общественном сознании всю систему массовой депортации, унижения, умерщвления людей, созданную немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Термин "холокост", обычно использующийся, чтобы обозначить нацистские преследования и безжалостное уничтожение 6 млн евреев в 193345 гг., стал символом безмерных страданий и частных и массовых проявлений зла в XX в. Первая пол. этого века, крый "Новая кембриджская современная история" именует "эрой насилия", отмечена двумя кульминационными моментами насилия холокостом и Хиросимой.

Анализ ученыхисториков показал, насколько недостаточной и безразличной была реакция жителей Германии и других стран, на глазах у крых нацисты преследовали евреев. Правительства союзников историки обвиняют в том, что во время войны с Германией они не отдавали приказа бомбить Освенцим и ведущие к нему пути. Даже еврейские организации в Америке подверглись критике за то, что они недостаточно старались спасать европейских евреев. Однако самое большое бремя ответственности легло на христианские церкви, особенно в Германии, за их равнодушие и бездействие до и во время холокоста. К-ром е того, определенные положения христианского вероучения и реальное поведение христиан взрастили антииудаизм, крый привел к тому, что народ поддерживал радикальные антисемитские движения до 1933 г. Зловещий отпечаток в немецкой лютеранской традиции оставили антисемитские высказывания Мартина Лютера в 1543г.,атакже оголтелый антисемитизм А. Штекера, крый с 1874 г. был придворным проповедником. К-ром е того, традиционное христианское учение о "проклятых евреях", на крых возлагали обвинение в богоубийстве, порой воспринималось как призыв к антисемитским акциям. Второй Ватиканский собор в документе 1965 г. признал пагубность этого учения: нельзя возлагать вину на всех евреев, живших в то время, и на евреев нынешних. Протестанты тоже пересмотрели свое учение об иудеях. В1980 г. синод Рейнской земли Немецкой евангелической (протестантской) церкви с энтузиазмом принял программный документ "Резолюция о возобновлении отношений между христианами и иудеями". Характеризуя холокост как поворотный момент и предпосылку к новым отношениям, резолюция признает "общую ответственность и вину германского христианства". Дальше говорится, что непрерывное существование еврейства и создание государства Израиль знаменуют верность Бога своему народу. Иудеи и христиане провозглашаются свидетелями Божьими перед миром и друг перед другом; при этом резолюция отмечает, что Церковь не может проповедовать еврейскому народу наравне с другими народами. Тем самым документ затрагивает деликатную тему миссии к иудеям, крую некрые иудеи после холокоста отождествляют со стремлением к духовному геноциду. Они задают вопрос: не хотят ли христиане сделать мир свободным от евреев (Judenrein)! По крайней мере, один евангелистский проповедник, Билли Грэм, воздерживается от того, чтобы проповедовать евреям.

Развивающийся политический и расистский антисемитизм в кон. XIXнач. XX в., наряду с экономическим и социальным хаосом в Германии после Первой мировой войны, создал благоприятные условия для нацистской пропаганды. После того как 30 янв. 1933 г. Адольф Гитлер был назначен германским канцлером, ужесточение нацистского режима по отношению к евреям можно разделить на четыре этапа.

193335 гг. Эпизодические гонения, крым евреи подвергались в своей экономической и производственной деятельности, в т.ч. экономический бойкот еврейскогобизнеса(1апр. 1933), изгнание евреев с государственной службы (7 апр. 1933) и запрет на основные профессии.

193538 гг. Ущемление гражданских прав, кульминацией крых стали т.н. Нюрнбергские законы: евреи лишались немецкого гражданства, им запрещалось вступать в браки с неевреями. Начало "арианизации" еврейской собственности и капиталов.

193841 гг. Депортации и погромы, начало крым положила "Хрустальная ночь" (9 нояб. 1938). Экспроприация еврейского бизнеса и отправление евреев в концентрационные лагеря.

194145 гг. Реализация плана физического уничтожения евреев, начиная с июня 1941 г. Немецкое вторжение в Россию; систематическое истребление евреев специальными мобильными группами и газом в машинах"душегубках". После Ванзейской конференции в Берлине (20 янв. 1942 г.) концентрационные лагеря, оборудованные газовыми камерами и крематориями, становятся центрами массового уничтожения.

Фраза нацистов об "окончательном решении" еврейского вопроса прозвучала на Ванзейской конференции, где высшие должностные лица координировали свою деятельность, вырабатывая практические шаги по отношению к евреям. Теперь, чтобы обозначить массовое уничтожение европейских евреев, употребляются два слова: "холокост" (производное от греч. слова, обозначающего жертву всесожжения) и еврейское Шоа (в Библии: "катастрофа", "разрушение", "тьма", "пустота"). Оба слова впервые стали употреблять в Израиле применительно к нацистской антиеврейской программе: "Шоа" в 1940г., а "холокост" между 1957 и 1959 гг.

Решительное осуждение холокоста повлияло на современное движение за права человека. Были приняты "Конвенция о геноциде" ООН, "Всеобщая декларация прав человека", появилось множество национальных и международных групп по защите прав человека. Борцы с нацизмом, мужественные люди, подобные Раулю Валленбергу, крые спасали евреев, стали реальными историческими примерами для сегодняшних правозащитников. Многие христиане помогали евреям спастись, однако Церковь как институт хранила молчание и не предпринимала открытых, бесстрашных, согласованных действий, чтобы помочь гонимым. Германская протестантская исповедническая церковь заботилась о судьбе крещеных евреев, ноне об евреях, как таковых.

Холокост исследуют ученые, работающие в самых разных областях психологии,социологии, политических наук, литературы, истории, теологии. К-ром е неизбежных этических вопросов, в ходе исследований вновь были поставлены вопросы о теодицее и о иудейских корнях христианства. Широко обсуждались уникальность и универсальность холокоста. В рассказах о холокосте особая мудрость и милосердие выживших служат уроком всем нам.

R. zerner(пер. Ю.Т.) Библиография: L.S. Dawidowicz, The War Against the Jews, 19331945; H.L. Feingold, The Politics of Rescue: The Roosevelt Administration and the Holocaust, 19381945; R. Hilberg, The Destruction of the European Jews; B.L. Shervin and S.G. Ament, Encountering the Holocaust: An Interdisciplinary Survey; J. Sloan, ed., Notes from the Warsaw Ghetto: The Journal of Emmanuel Ringelblum; J. Blatter and S. MiIton,/lr(of the Holocaust; T. Des Pres, The Survivor: An Anatomy of Life in the Death Camps; P. Friedman, Their Brothers Keepers; L. L. Langer, The Holocaust and the Literary Imagination; I. Leitne r, Fragments of Isabella: A Memoir of A uschwitz; E. Wiesel, Night; E. Berkovits, Faith After the Holocaust; E. Fleisehner, Auschwitz: Beginning of a New Era? B. Klappert and H. Starek, eds., Umkehrund Emeuentng; C. Klein, AntiJudaism in Christian Theology; F. Littell and H.G. Locke, eds., The German Church Struggle and the Holocaust; R.L. Rubenstein. After Auschwitz and The Cunning of History: The Holocaust and the American Future; R. Ruether, Faith and Fratricide; M. Bergman and M. Jucovy, eds., Generations of the Holocaust; H. Krystal, ed., Massive Psychic Trauma.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антисемитизм - явление позорное. Собственно, любое притеснение и тем более физическое уничтожение людей по национальному признаку преступно, особенно если оно инициируется правительством и проводится в государственном масштабе. История знает случаи массового геноцида по отношению к представителям разных народов. Сотни тысяч армян уничтожили на рубеже XIX и XX столетий турки. Не всем известно, насколько жестоко расправлялись с китайцами японские солдаты в период оккупации Нанкина и Сингапура в конце 30-х годов. Массовые казни проводились в войну союзниками нацистской Германии, хорватскими усташами. По историческим меркам недавно, в 1994 году, страшные чистки по национальному признаку (хуту убивали тутси) потрясли Руанду.

Но есть народ, подвергшийся в двадцатом веке наиболее сильным этническим преследованиям, получившим название холокоста. Современные немцы не могут однозначно объяснить, за что истребляли евреев их дедушки, выросшие под влиянием геббельсовской пропаганды. Возможно, что и сами предки не нашли бы ясной аргументации своих действий, но в тридцатые и сороковые годы для них в большинстве случаев все было ясно и понятно.

Горе от ума?

На вопрос о том, почему истребляли евреев в разных странах (а это происходило не только в Германии двадцатого века, но и в других странах в разные времена), от представителей этого народа чаще всего можно услышать ответ: «От зависти!» В этой версии оценки трагических событий есть своя логика и правда. Еврейский народ подарил человечеству многих гениев, воссиявших и в науке, и в искусстве, и в других областях людской цивилизации. Умение приспосабливаться, традиционно активная позиция, деятельный характер, тонкий и ироничный юмор, врожденная музыкальность, предприимчивость и прочие безусловно положительные качества характерны для нации, давшей миру Эйнштейна, Ойстраха, Маркса, Ботвинника… Да можно долго перечислять, кого еще. Но, по всей видимости, дело не только в зависти к выдающимся умственным способностям. В конце концов не все евреи - Эйнштейны. Есть среди них люди и попроще. Признак настоящей мудрости - это не постоянная ее демонстрация, а что-то другое. Например, умение обеспечить себе дружественное окружение. Такое, чтобы никому и в голову не пришло обижать представителей этого народа. И не из страха, а из уважения. Или даже любви.

Революционный отъем денег

К власти и богатству стремятся люди разных национальностей. Тот, кто по-настоящему хочет вкусить этих атрибутов земного рая, ищет способы добиться своего и иногда находит их. Затем у других людей (которых можно условно назвать завистниками) возникает желание перераспределить блага, иными словами, отнять ценности у богачей и присвоить их или в крайнем случае поделить поровну (или по-братски, это когда старшенькому больше). Во время погромов и революций под разбор попадают преуспевшие обладатели состояний разных национальностей, от зулусских царьков до украинских высших государственных чиновников. Но почему истребляли именно евреев в первую очередь практически во всех случаях массового грабежа? Может быть, денег у них больше?

Чужаки и ксенофобы

Евреи по причинам историческим с древнейших времен до середины двадцатого века не имели своего государства. Им приходилось селиться в разных странах, царствах, государствах и переезжать на новые места в поисках лучшей жизни. Некоторая часть евреев смогла ассимилироваться, влившись в коренной этнос и растворившись в нем без остатка. Но ядро нации все же сохранило свою самобытность, религию, язык и другие признаки, определяющие национальные особенности. Само по себе это чудо, ведь ксенофобия в той или иной степени присуща практически всем коренным этносам. Непохожесть вызывает отторжение и враждебность, а они, в свою очередь, сильно усложняют жизнь.

Зная, что лучшим поводом для сплочения нации может стать общий враг, Гитлер истреблял евреев. Технически это было просто, их легко было узнать, они ходят в синагоги, соблюдают кашрут и субботу, иначе одеваются и иногда даже разговаривают с акцентом. К тому же на момент прихода к власти нацистов евреи не имели возможности эффективно противостоять насилию, представляя собой практически идеальную этнически обособленную и беспомощную жертву. Стремление к самоизоляции, обусловившее выживаемость нации, в очередной раз сработало как приманка для погромщиков.

«Моя борьба» Гитлера

Знали ли немцы об Освенциме и Бухенвальде

После разгрома нацизма многие немцы утверждали, что ничего не знали о концлагерях, гетто, высокопроизводительных печах крематориев и гигантских рвах, наполненных людскими телами. Не ведали они и о мыле, и свечах, сделанных из человечьего жира, и прочих случаях «полезной утилизации» останков. Некоторые их соседи просто исчезли куда-то, а информация о зверствах, творимых на оккупированных территориях, до них властями не доносилась. Понятно желание откреститься от ответственности за военные преступления рядовых военнослужащих и офицеров Вермахта, они указывали на войска СС, занимавшиеся преимущественно карательными операциями. Но была и «хрустальная ночь» 1938 года, во время которой действовали не только штурмовики в коричневых рубашках, но и самые обычные обыватели. Представители сентиментального, талантливого и трудолюбивого германского народа со сладостным упоением крушили собственность своих недавних приятелей и соседей, а самих их били и унижали. Так почему немцы истребляли евреев, каковы причины для внезапно вспыхнувшей лютой ненависти? Были ли причины?

Евреи Веймарской республики

Для понимания причин, почему истребляли евреев немцы, их недавние соседи и друзья, следует погрузиться в атмосферу Веймарской республики. Об этом периоде написаны многие исторические исследования, а те, кто не хочет читать научные фолианты, имеют возможность узнать о нем из романов великого писателя Э. М. Ремарка. Страна страдает от непосильных контрибуций, наложенных странами Антанты, одержавшими победу в Великой войне. Бедность граничит с голодом, при этом душами ее граждан все более овладевают разнообразные пороки, вызванные вынужденным бездельем и стремлением хоть как-то скрасить свою серую нищенскую жизнь. Но есть и преуспевающие люди, дельцы, банкиры, спекулянты. Предпринимательство, по причине многовековой кочевой жизни, у евреев в крови. Именно они стали костяком деловой элиты Веймарской республики, просуществовавшей с 1919 по Были, конечно, и небогатые евреи, мастеровые, рабочие ремесленники, музыканты и поэты, художники и скульпторы, и они составляли большинство народа. Они в основном и стали жертвами холокоста, богачи сумели сбежать, у них были деньги на билеты.

Пика холокост достиг во время Второй мировой войны. На территории оккупированной Польши тут же начали работу «фабрики смерти», Майданек и Освенцим. Но особые обороты маховик массового убийства по национальному признаку набрал после вторжения Вермахта в СССР.

В ленинском политбюро большевистской партии евреев было много, они даже составляли большинство. К 1941 году в ВКП(б) прошли масштабные чистки, в результате которых национальный состав кремлевского руководства претерпел существенные изменения. Но на низовых (что называется, «на местах») уровнях и в органах НКВД евреи-большевики по-прежнему сохраняли количественное доминирование. Многие из них имели опыт Гражданской войны, их заслуги перед Советской властью оценивались как бесспорные, они участвовали в других масштабных большевистских проектах. Стоит ли спрашивать о том, почему Гитлер истреблял евреев и комиссаров на захваченных советских территориях в первую очередь? Для нацистов эти два понятия были практически тождественными и слились в конце концов в единое целое определение «жидокомиссар».

Вакцина от антисемитизма

Национальная неприязнь прививалась постепенно. Расовая теория стала главенствовать в практически сразу после прихода нацистов к власти. На экранах кинотеатров появились хроникальные кадры ритуальных жертвоприношений, во время которых раввины убивали коров, разрезая им горло острым ножом. и женщины бывают очень красивы, но нацистских пропагандистов такие не интересовали. Для агитационных роликов и плакатов специально выбирались «ходячие пособия для антисемитов», с лицами, выражающими зверскую жестокость и глупость. Так немцы становились юдофобами.

После Победы комендатуры стран-победительниц проводили политику денацификации, причем во всех четырех оккупационных зонах: советской, американской, французской и британской. Жителей поверженного рейха фактически принуждали (под угрозой лишения продовольственного пайка) к просмотру разоблачительных документальных кинолент. Эта мера была направлена на нивелирование последствий двенадцатилетнего «промывания мозгов» обманутых немцев.

Сам такой!

Рассуждая о геополитике, проповедуя идеалы расового превосходства арийцев и призывая к уничтожению народов, фюрер тем не менее оставался, как это ни парадоксально, обычным человеком, страдавшим рядом психологических комплексов. Одним из них был вопрос о собственной национальности. Разобраться, почему Гитлер истреблял евреев, трудно, но одним из ключей может служить происхождение его отца, Алоиза Шикльгрубера. Печально известную фамилию папа будущего фюрера получил только после официального заявления об отцовстве, заверенного тремя свидетелями и сделанного Иоганом Георгом Гитлером в 1867 году из соображений получения наследства.

Сам Алоиз был женат трижды, и есть версия о том, что один из его детей от предыдущего брака пытался шантажировать «вождя германского народа» информацией о полуеврейском происхождении их общего отца. Гипотеза эта имеет ряд нестыковок, но в силу хронологической отдаленности полностью ее исключать нельзя. Зато она может объяснить некоторые тонкости болезненной психики бесноватого фюрера. В конце концов еврей-антисемит - это не такое уж редкое явление. Да и внешность Гитлера отнюдь не соответствует расовым стандартам, принятым в Третьем рейхе. Высоким голубоглазым блондином он не был.

Оккультные и прочие причины

Попытаться объяснить, зачем Гитлер истреблял евреев, можно и с позиций той этико-философской базы, которую он подводил под процесс физического уничтожения миллионов людей. Фюрер увлекался оккультными теориями, а его любимыми авторами были Гвидо фон Лист и В целом версия происхождения ариев и древних германцев получилась довольно путанной и противоречивой, но в отношении евреев политика основывалась на том мистическом предположении, что они, выделенные Гитлером в отдельную расу, якобы представляют опасность для всего человечества, грозя ему полным уничтожением.

Предполагать, что целый народ может быть втянут в некий глобальный заговор, трудно. При многомиллионной численности обязательно кто-нибудь проболтался бы об антигуманном плане, в котором участвуют все, от сапожника Рабиновича до профессора Геллера. На вопрос о том, почему фашисты истребляли евреев, логически обоснованного ответа нет.

Военные совершаются тогда, когда люди отказываются думать самостоятельно, полагаясь на своих лидеров, и без сомнения, а иногда и с наслаждением, выполняют чью-то злую волю. К сожалению, подобные явления имеют место и сегодня…