Гетман мазепа правда был с доской кочубея. Значение кочубей василий леонтьевич в краткой биографической энциклопедии. малороссийский генеральный судья, служивший в гетманской канцелярии

История любви гетмана Мазепы и Мотри Кочубей.

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.
Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.
Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку - Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

П.Григорьев. Мазепа и Мария

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Резиденция Мазепы в Батурине.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.
Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Карта Батурин.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей - обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.


Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.
Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.
В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве - Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.
Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом - обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.


Французский засол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание гетмана: «Взгляд у него грозный, глаза блестящие, руки тонкие и белоснежные, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело германского рейтара, и он красивый наездник».

О МОТРЕ КОЧУБЕЙ


Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».
Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.
Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли.
В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.
Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! - пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. - Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».
По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.
Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Аллея в Любви парке Кочубеев.
Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.
Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.
Сколько она пробыла у Мазепы - непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Гетман целовал «беленькие ручки» и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.
Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.
Мазепа рекомендовал Мотре, от которой отвернулись все ее родные, идти в монастырь, «а я буду знать, что тогда с вашей милостью делать». Мотря сходила с разума, как писал сам Кочубей, «плевала» на отца и мать.
Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что... не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.
Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство - гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала.
Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я - хоть любишь, хоть не любишь меня - до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри - генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи́мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.
Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри.).Позже она вернулась на Украину.
По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.

СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА,
После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.
"Батурин держался несколько дней, - но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена - камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью! (…) „Жиночек и диточек“ - прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке - в Сейм побросали и потопили!"
- писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев.
Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри - разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина.

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.


Восстановленная резиденция гетмана Разумовского.


Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.


Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Памятник погибшим казакам в Батурине.


Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.
Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,
А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».

И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г.

Тема «последней любви» Мазепы, увековеченная в ряде литературных и музыкальных произведений, активно привлекается апологетами для создания позитивного имиджа гетмана-изменника. Речь идет о так называемой «любви гетмана Ивана Мазепы» и Мотри (Марии, Матрены) Кочубей – дочери генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея.

П.Григорьев. Мазепа и Мария

Но в то же время, любовные похождения Мазепы, как во времена его «польской молодости», так и в «глубокой зрелости», не очень выгодны для «реабилитаторов» Мазепы. Это отчасти понятно – история адюльтера пани Фальбовской, да и «кочубеев грех», вряд ли позиционируют гетмана как человека морального, коим его необходимо сделать в контексте создания «человечного образа». Проблему любви гетмана и последствий этой любви историки практически не рассматривают, оставляя ее изложение, трактовки и оправдание гетмана сочинениям беллетристическим, вроде трудов С. Павленко и ему подобных(1).

Одно из якобы изображений Марии Кочубей

Но еще существуют варианты сознательного смещения акцентов от «моральной составляющей». В своей книге «Мазепа», историк Т.Таирова-Яковлева в принципе опускает «романтические» эпизоды, и утверждает об использовании истории Мазепы и Мотри в политических замыслах самого Кочубея. «Роман с Мотрей, почему-то, как аксиома, считается преддверием и причиной доноса Кочубея (2). Между тем эти события разделяло более двух с половиной лет, весьма драматичных для судеб Украины и России. Мотря за это время успела выйти замуж за близкого Мазепе человека - генерального судью Василия Чуйкевича. Он был не просто старшиной, но бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сперва в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а потом уже генерального судьи. Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана вплоть до Полтавской битвы. Так что причиной казни своего отца Мотря ни в коем случае не была. И разум от горя она не теряла, а наоборот - разделила судьбу своего мужа и была отправлена Петром в 1710 году в Сибирь (не смотря на «реабилитацию» своего отца), где, по-видимому, и умерла» (3).

Р.Штейн. Допрос Кочубея

Но сама Таирова-Яковлева зачастую путается в изложении фактов и собственных заключений. Так, описывая Мазепу в своей статье «Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой», она восклицает: «Дряхлым стариком в свои 65 лет, Мазепа отнюдь не был», и даже укрепляет свое заявление письмами Ж. Балюза(4). Но в другой своей книге, та же Таирова-Яковлева называет целую главу об этом периоде жизни гетмана «Больной старик», полностью посвятив ее описанием дряхлости и болезненности своего героя(5). Где же объективность госпожи Таировой?

Примечательно также, что Таирова-Яковлева убеждая своих читателей в набожности и необыкновенном отношении Мазепы к Православию пишет: «Помимо большой разницы в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря, как уже упоминалось, была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не могли пожениться. Правда, для всемогущего Мазепы, крупнейшего церковного мецената и личного друга всей украинской и русской духовной иерархии (и Стефан Яворский, и Феофан Прокопович во многом были именно ему обязаны своей блестящей карьерой) - это была решаемая проблема»(6). То есть, между прочим она заявляет, что каноны для «глубоко верующего Мазепы», могли решиться банальным путем – «по знакомству».


Казнь Кочубея. Кадр из фильма Ханжонкова "Мазепа" 1909

Но если Таирова лишь предполагает о такой возможности, то ее коллега О.Ковалевская, разумеется, без ссылок уверяет, что Мазепа так и сделал: «Хотя, взвесив силу своих чувств, гетман все же поднял вопрос перед иерархами церкви вопрос подобного брака»(7).

Для большинства подобных историков мазепинских сексуальных похождений, характерным являются претензии в адрес матери Мотри - Любови Кочубей, которая радикально препятствовала связям престарелого гетмана и их несовершеннолетней дочери. «Роковую роль здесь играла Любовь Кочубей, женщина с сильным, но склочным характером, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами», - указывает Таирова-Яковлева(8). В данном случае историк попросту повторяет слова самого Мазепы, который уверял Кочубея: «…что причиною его неприятностей – велеречивая жена его, на которую надобно бы наложить мундштук, как на лошадь. Он напоминает Варвару великомученицу, убегавшую от злого отца, советует Кочубею воздержаться от мятежнического духа, угрожает, что чрез его и жены его высокомерия он доживет до какой-нибудь беды»(9).

К.Рудаков Мария у Мазепы. Иллюстрация для поэмы Пушкина "Полтава"

Таким образом, вновь моральные устои того времени, да и современности, библейская заповедь «почитай родителей своих», сводится любителями Мазепы к некой нудной пуританской истине о некой мифической праведности. О какой морали может идти речь, если мазепинцы забирают у родителей их Богом данное право? Между тем, натиск Мазепы на сознание Мотри Кочубей, которое он приправлял, то письмами, то воздыханиями, то кольцами и бусами, просьбы прислать ему фетиши (прядь волос, ночную рубашку)(10) , нельзя назвать иначе как домогательство, которое в чрезмерно цивилизованных и «правогарантных» странах, наказывается посредством уголовных законов.

Однако стоит возвратиться к законам церковным, которые в эпоху Мазепы были серьезным руководством к действию. Например, каноны Трулльского Собора, отнюдь не поддерживающие прелюбодеяния и брак с крестными детьми. Недаром ведь так возмущался отец Мотри: « ...Егда же предаст гробу жену свою, тогда новую изобретает на мя вражду, прельщая мя, устрашая, моля и смертию прещаше, дабы вторую дщерь мою девицу ему же восприемлемую от Св. Крещания духовную дщерь взяти могл в супружество. Какую диавольским действом возбудити мне печаль, дабы аз явлен бых всея вселенные законопреступный отец и маловерный христианин, како бы желание свое исполнити зело о том мне насилствуя и много шатаяся явне не взмогх»(11).

Так видят Марию-Мотрю современные украинские фотохудодники, выпустившие эротический календарь (fotomag/com.ua)

Очевидная греховодность Мазепы подвергается тщательному и безапеляционному выхолащиванию. Согласно ответам О.Ковалевской на ее собственные вопросы, Мотре, как оказывается, было не 16 лет, когда в нее влюбился престарелый гетман. Предмету страсти гетмана стукнуло то ли 18, то ли 20. То есть вопрос о педофилии снимается, как бы «академическим замечанием» историка. Но Ковалевская идет дальше и указывает, что «Их отношения до конца были корректными. Это была любовь, которая не знает старости, для которой нет границ. Для него эти чувства были вызовом его возрасту, а для нее стали возможностью признать его мудрость»(12). Наверное из соображений корректности Мазепа оставил потомкам письмо, где обращаясь к Мотре пишет: «За тим целую уста коралевии, ручки беленькие и все члонки тельца твоего беленького, моя любенько коханая»(13).

Вопрос в том, может ли стать свидетельством «корректных отношений» ситуация, когда «любящий Мазепа», отдал приказ пытать и жестоко казнить отца своей возлюбленной, автор книги тоже не указывает.
Между тем, ответственность за деяния подобные мазепинским описаны еще в «Русской правде» (Редакція IV. ОУСТАВ(Ъ) ВЕЛИКОГ(О) 1 КН(Ѧ)ЗѦ ӔРОСЛАВА 2. Руська правда К., 1935): «112 Иже поиметь коумоу свою женѣ, по законоу людскомоу носа ѡбѣма оурѣзати и разлоучити ӕ . 113 Аще ли дщерь свою поиметь ѿ с(вѧ)тог(о) кр(е)щ(е)ниӕ, соуд(ъ) тот же, по людскомү, ӕко и коумомъ, ӕкож(е) прежде рекохом(ъ). 114 Иже съ моужатою женою ѡбрѣтаєтсѧ, носа ѡбѣма оурѣзати, да биєтасѧ; иже самъ моужь застоупить, да биєть, а ѡба и пса оуверзести»(14).


Домовая церковь во имя Марии Египетской диканьского дворца Кочубеев, где родственники два столетия молились о спасении заблудшей души родственницы. Фото 1912г.

Особенности морального облика Мазепы подтверждают и некоторые заключения его биографов, хотя в них тоже наблюдается отсутствие связи. Речь идет о взаимоотношениях Мазепы и княгини Дольской, о которых О.Ковалевская пишет, что свои политические дела, гетман и княгиня для конспирации «выдавали за интимные» (15).

Однако Т. Таирова-Яковлева пишет, что не исключает и «романтический характер их отношений», описывая как гетман называет княгиню «голубкою» и приводит слова Войнаровского, что «Дольская обещала выйти замуж за Мазепу. Возможно Мазепа нашел в княгине утешение после неудачного романа с Мотрей»(16). На это намекает и С.Павленко(17).

Так или иначе, но описывая трагические отношения Мазепы и дочери Кочубея, допуская грубые несоответствия, а зачастую просто выдумывая факты, пытаются создать своему герою более удобную позу. Но в этой позе сложно исправить очевидную распущенность и развращенность, безнравственность и безбожие, В этой позе не исправить ни замученного на плахе Василия Кочубея, ни исковерканной судьбы самой несчастной Мотри.

Ссылки
1. http://www.umoloda.kiev.ua/number/1424/169/50154/
2. Таирова-Яковлева Т.Г. Мазепа. М. Молодая гвардия, 2007 С.201
3. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ.соч. С.165
4. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
5. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.288-314
6. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
7. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 61
8. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ. соч. С.101-102
9. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.207-208
10. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.206
11. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.205
12. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 62
13. Цит по. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.206
14. http://litopys.org.ua/yushkov/yu08.htm
15. Ковалевська О.Указ соч. С.84
16. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.338

УСАДЬБА ПОД БАТУРИНОМ

Последним хозяином старого Батурина был Иван Мазепа, занимавший свою должность на протяжении двух десятилетий (1687 – 1708). Всего в двух километрах южнее города находилось одно из имений гетмана, где тот не только отдыхал от своих трудов, но и устраивал пышные приёмы, а если требовалось, то вёл секретные переговоры.

В центре усадьбы высился трёхэтажный каменный дворец в стиле барокко с обширной библиотекой и богатой коллекцией западноевропейской живописи. За дворцом тянулся ухоженный сад, а ещё дальше парк с тенистой дубовой аллей. Парк граничил с другой богатой усадьбой, принадлежавшей Василию Кочубею, генеральному писарю, фактически второму по значимости человеку в Гетманщине.

И Мазепа, и Кочубей слыли богатейшими людьми Левобережья.

Отношения между двумя именитыми соседями внешне выглядели приязненными и добросердечными. Старшая дочь Кочубея Ганна вышла замуж за племянника Мазепы Ивана Обидовского, которого гетман исподволь готовил в свои преемники; сам же Мазепа был крёстным отцом Мотри, младшей дочери соседа.

Мазепа и Кочубей общались не только по службе, но и ходили на именины друг к другу, вместе отмечали православные праздники. При этом искушённый и проницательный Мазепа знал, что Кочубей давно уже ненавидит его всей душой.

НАВЯЗЧИВАЯ ДРУЖБА

До 1687 года в Левобережной Украине, находившейся в вассальной зависимости от Москвы, правил гетман Иван Самойлович. Но затем на него пришёл донос, которому был дан ход, и в результате Самойлович оказался в ссылке, в далёкой Сибири. Инициатором доноса был всё тот же Кочубей.

Генеральный писарь рассчитывал, что на выборах нового гетмана булаву предложат именно ему, родовитому и влиятельному малороссийскому шляхтичу. Но получилось иначе.

Московский князь Василий Голицын, по сути, царский наместник в Левобережье, предложил другую кандидатуру – Ивана Мазепу, за которого и проголосовала вся старшина. Кочубей кипел от возмущения: плодами его закулисных усилий воспользовался какой-то чужак, уроженец правого берега, находившегося под Польшей! «Ну, ничего! – думал генеральный писарь. – Поддержки от нашей старшины он всё равно не получит, запутается в делах и уйдёт с позором, а уж на новых выборах гетманские клейноды будут моими!»

Однако время шло, а «чужак», пользуясь благосклонностью к нему Москвы, лишь укреплял свои позиции, вдобавок, сумел немыслимо разбогатеть, и теперь уже с ним нельзя было не считаться. Возможно, Кочубей и смирился бы с таким положением вещей, если бы не его жена Любовь Фёдоровна, женщина своенравная, неуступчивая и истеричная. Дочь полтавского полковника, в мечтах она уже видела себя гетманшей и неустанно требовала от мужа, не давая остыть старой обиде, чтобы тот действовал против Мазепы более решительно.

А тут вдруг случилось такое, отчего оба супруга буквально онемели. Мазепа прислал сватов, прося отдать за него Мотрю! И Мотря, их ненаглядная дочь, ответила, что согласна!

«ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ»

Это сватовство произошло осенью 1704 года. Мазепе в то время было 65, Мотре едва исполнилось 16. Как же могло случиться, что юная девушка ответила взаимностью мужчине столь почтенного возраста?

Надо сказать, что в свои годы Мазепа вовсе не выглядел дряхлым старцем.

Французский посол Жан Балюз, регулярно встречавшийся с гетманом в Батурине в тот период, вспоминал: «Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело немецкого рейтара, и он прекрасный наездник».

Именно к этой поре Мазепа добился исполнения многих своих давних ещё планов. Он ощущал себя победителем, триумфатором, и осознание собственной успешности в определённой степени омолаживало его облик.

Важно и то, что Мазепа всегда нравился женщинам, умел завладеть их вниманием, выказать рыцарскую галантность, блеснуть своим поэтическим даром. Вдобавок, он был теперь свободен – два года назад умерла его жена Ганна Фридрикевич.

Словом, регулярно бывая в доме Кочубея, который стал генеральным судьёй, гетман нашёл тропинку к сердцу девушки, чья красота в эту пору необыкновенно расцвела. Начало романа, как и его развитие, ускользнуло от внимания родителей Мотри. Первое время влюблённые вели переписку.

На границе двух участков рос могучий дуб, дупло которого служило им своеобразным почтовым ящиком. Наконец, заручившись согласием Мотри, он послал к Кочубеям сватов.

Увы, отказ был категорический! Кочубеи указывали, как на главное препятствие, что Мотря являлась крестницей Мазепы, а православная церковь запрещала подобные браки, - ситуация в лучших традициях онлайн сериалов .

Однако есть версия, что истинная причина заключалась в ревности Любови Фёдоровны, которая не могла смириться с той перспективой, что гетманшей станет первой не она сама, а её дочь! Но и Мотря, хотя её держали под замком, не подчинилась родительской воле. Улучив момент, она сбежала к своему возлюбленному.

ВЕРСИЯ КЛАССИКОВ

Романтическая история этой любви нашла позднее отражение в многочисленных произведениях искусства. Наиболее известные из них – поэма А.С. Пушкина «Полтава» и опера П.И. Чайковского «Мазепа». Их сюжетные линии во многом перекликаются.

Мотря, получившая по воле классиков имя Мария, становится любовницей гетмана и забывает в его объятьях о своих родителях. Тем временем Василий Кочубей извещает царя Петра о том, что Мазепа готовит измену. Но царь не верит генеральному судье. По его приказу Кочубея, а также его сподвижника Искру выдают Мазепе на расправу.

Доверенное лицо гетмана - новый генеральный писарь Филипп Орлик пытает Кочубея калёным железом, требуя сообщить, где тот спрятал свои сокровища. Но Кочубей стойко выдерживает все муки, и тогда Мазепа приказывает обезглавить опасных правдоискателей. Их ведут к месту казни.

Между тем, жена Кочубея пробирается во дворец гетмана, где её дочь, не подозревающая о страшной участи отца, предаётся мечтаниям. Мать увлекает Марию за собой. Но поздно – плаха уже обагрилась невинной кровью! Потрясённая Мария лишается рассудка... Но так ли всё было в действительности?

ЛАСКОВЫЕ УГОВОРЫ

Во дворце Мазепы Мотря провела какое-то, не очень продолжительное, время. Мало кто из историков сомневается в том, что между ними не было никакой физической близости. Все эти дни Мазепа старался ласково уговорить девушку вернуться под родительский кров, целуя её «беленькие ручки» и непрестанно повторяя: «Если жив буду, то тебя не забуду». «Старая, ношенная птица», как называл себя сам Мазепа, он ясно понимал, что, предавшись любовной лихорадке, погубит и влюблённую в него девушку, и собственную карьеру.

Наконец, Мотря поддалась уговорам. На прощание Мазепа подарил возлюбленной перстень с бриллиантами. Сопровождал девушку до родительского порога начальник стрельцов из охраны гетмана, полковник Григорий Анненков.

На крики разбушевавшегося Кочубея полковник хладнокровно заметил:
«Не только твою дочь может гетман у тебя взять, но и жену твою отнять у тебя может». Как бы там ни было, но страсти постепенно улеглись.

Мотря не лишилась рассудка. Напротив, успокоилась и вышла замуж за генерального судью Василия Чуйкевича, выдвиженца Мазепы. Гетман, по крайней мере, формально помирился с Кочубеями, снова стал бывать в их доме. Ничто не предвещало трагической развязки.

КАЗНЬ КОЧУБЕЯ

В феврале 1708 года Кочубей, теперь наказной атаман, понукаемый дражайшей половиной, отправил на царское имя с верным человеком донос. В нём извещалось о сговоре Мазепы с польским и шведским королями. Действуя в согласии с Кочубеем, бывший полтавский полковник Иван Искра, тоже затаивший обиду на гетмана, отправил с тем же доносом другого человека.

Пётр I снова не поверил наветам на «верного слугу»! Дело в том, что, пытаясь свалить Мазепу наверняка, заговорщики сильно сгустили краски, доверившись слухам. Кочубей писал, в частности, что Мазепа хочет заманить царя в Батурин, а там убить либо пленить для передачи шведам, но при этом не приводил никаких доказательств.

Пётр распорядился поймать доносчиков и пытать их. Одновременно царь лично написал письмо Мазепе, в чьей верности по-прежнему не сомневался, назвав имена Кочубея и Искры. В конце апреля обоих арестовали в Смоленске и секли кнутом. Под пыткой Кочубей, стремясь оправдаться, признался, что оговорил Мазепу по злобе, мстя за дочь. Узников отправили к гетману, который в то время стоял с войском в Белой Церкви.

Кочубея снова пытали. Сломленный 68-летний старик крепился недолго и указал на тайник, в котором перед отправкой доноса благоразумно спрятал самое ценное из своего имущества. Вскоре все эти богатства поступили в сокровищницу Мазепы. Кочубея и Искру казнили 26 июля 1708 года близ села Борщаговка.

Надо сказать, что на Мазепу доносили и раньше. Как правило, после разбирательства доносчиков приговаривали к смертной казни. Но Мазепа всегда миловал осуждённых. Расправа над Кочубеем и Искрой была единственной публичной казнью за все годы его гетманства. Так может, эта казнь должна была замести следы, ведшие к тайнику жертвы? Вот только Филиппа Орлика классики обидели напрасно! По своей натуре этот высокообразованный, тактичный человек никак не подходил на роль садиста и мучителя.

ГОРЕ ПРОИГРАВШЕМУ!

Не прошло ещё и трёх месяцев после казни Кочубея, как Мазепа с частью старшины и запорожцев перебежал в лагерь шведского короля Карла XII. Пётр, узнав о предательстве гетмана, был потрясён. Но быстро взял себя в руки и принял решительные меры. Он разослал во все города, крепости и полки манифест об измене «иуды Мазепы». Царь обещал амнистию, сохранение чинов и имущества всем, кто оставит изменника и вернётся к прежней службе.

В Глухове, где находилась ставка царя, состоялась церемония символической казни Мазепы, совершённая над его чучелом. С того сорвали орден Андрея Первозванного, после чего палач протащил куклу к виселице. Там снова был зачитан царский манифест, затем палач изодрал и истоптал родовой герб «иуды» и сломал саблю. В завершении чучело вздёрнули на виселицу. На другой день новым гетманом был избран полковник Иван Скоропадский.

Всё имущество Мазепы конфисковали, а несколько позднее провозгласили церковную анафему. Гетман явно поставил не на ту «лошадь»! После Полтавской битвы все надежды Мазепы на покровительство шведов рассеялись, как дым. Ему, как и Карлу XII, пришлось спасаться бегством. Измученные и обессиленные, беглецы добрались до турецких владений, где Секир-паша пригласил их в свою столицу Бендеры. Там Мазепа слёг и уже не поднимался с постели. Вечером 21 августа 1709 года он скончался.

Есть предположение, что Мазепа принял яд, опасаясь, что паша выдаст его Петру. Похоронили гетмана в Варнице, предместье Бендер. Однако в марте следующего года состоялась повторная, гораздо более пышная и торжественная церемония, на этот раз в Яссах.

СУДЬБА МАТРЁНЫ КОЧУБЕЙ

А что же Мотря? Вскоре после побега Мазепы Кочубей и Искра были полностью реабилитированы, их конфискованное в казну имущество вернули семьям. Правда, саму Мотрю царская милость обошла стороной. Дело в том, что её муж Чуйкевич так и остался сторонником Мазепы, и теперь оказался среди той старшины, что подверглась репрессиям. Вместе с женой он был сослан в Сибирь.

"Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы" Густав Олаф фон Седерстрьом

Существует несколько версий о дальнейшей судьбе Матрёны Кочубей. По одной из них, возвратившись после ссылки на родину, она стала игуменьей Нежинского женского монастыря и умерла после болезни в 1736 году. По другим данным, она ушла в Пушкарёвский Вознесенский женский монастырь близ Полтавы, где и провела последние годы жизни. В апреле 2009 года в Полтаве у стен Вознесенской церкви была обустроена условная, символическая могила Матрёны Кочубей.

Иван Мазепа и Матрена Кочубей

Некоторые личности оставляют такой глубокий след в истории, что отголоски их деятельности слышны даже не через десятилетия, а через века. Бесспорно, именно такой выдающейся личностью был Иван Мазепа – гетман войска Запорожского, талантливейший полководец, эрудит, владевший несколькими языками, философ и политик.

Портрет Ивана Мазепы. Осип Курилас

Когда Иван Мазепа впервые увидел шестнадцатилетнюю красавицу, дочь своего друга и соратника Василия Кочубея не дружескими, а мужскими глазами, ему было уже за шестьдесят. Любовь вспыхнула в его сердце мгновенно – а не зря говорят, что последняя мужская любовь по своей силе намного превосходит любовь первую…

Иван попросил у родителей руки Матрены, и те были шокированы: почти полувековая разница в возрасте, вдовство Мазепы и, наконец, самое главное, через что невозможно было переступить людям верующим, – Матрена была крестницей Ивана! А по церковным канонам брак между крестным и крестницей приравнивался к кровосмесительству!

Василий с женой ответили резким отказом, даже не спросив, что думает по этому поводу сама Матрена – а ей, несомненно, было что сказать. Статный Иван Мазепа с гордым взглядом давно будоражил душу черноокой красавицы, но она покорялась родительской воле, впрочем, до поры до времени…

Пока гетман, сердце которого пребывало в тяжкой тоске по поводу отказа, отсиживался в своем роскошном дворце, его разум прирожденного хитрого и умного политика искал выход из сложившейся ситуации. Матрена должна была принадлежать ему, но как? Каким образом завладеть девушкой – ведь в поместье Кочубеев ему после отказа и показаться зазорно?

По зимнему снежку к воротам усадьбы подкатили сани – то пан гетман прислал своему другу Василию подарок, воз свежей рыбы. Пока подношение сносили в кладовую, возница успел повидаться с Матреной и передать ей на словах то, что осторожный Мазепа не желал доверить бумаге – и правильно сделал. Ибо, попади его дерзкое предложение в руки родителей девушки или недругов самого гетмана, не миновать бы ему крупных неприятностей…

Предложение Мазепы заключалось в следующем: Матрена сама должна была сбежать к нему. А уж потом, для того чтобы сохранить перед обществом честь девушки, женитьба на ней станет просто необходимостью. Неизвестно, что больше подействовало на Матрену: первая страсть, от которой она буквально сгорала, общественное ли положение жениха (быть гетманшей – великая честь!) или же то, что Мазепа предлагал ей за побег десять тысяч червонцев – сумма невиданная по тем временам, куда больше сегодняшнего миллиона долларов!

За девушкой не следили – с момента неудачного сватовства времени прошло достаточно, слухи и толки улеглись, да она и не давала поводов для родительских подозрений… Матрена выбралась в поле через дыру в частоколе усадьбы, прыгнула в сани, еще пахнущие рыбой, и была такова.

Несмотря на то что Матрена жила во дворце Мазепы уже довольно долго, упрекнуть ни ее, ни гетмана-похитителя в разврате нет ни малейших оснований – дочь Кочубеев сохранила девичью честь. Но любовь, подкрепленная видом друг друга, разожгла в душах Ивана и Матрены такой пожар, что они поклялись любить друг друга вечно, несмотря ни на какие преграды и расстояния.

Кочубеи быстро обнаружили пропажу дочери, но догнать беглянку уже не смогли. Зато они прекрасно знали, где ее теперь искать. Да и сам Мазепа скоро осознал, какую кашу заварил, еще и втянул в нее невинную девушку! Учитывая высокое положение гетмана Украины, а также то, что у каждого гетмана найдется не одна сотня врагов, которые не преминут донести на него самому царю Петру, скорому на расправу, Мазепа начинает раскаиваться в том, что сделал. Ему уже не до брака с Матреной, и поэтому он решает уладить щекотливое дело миром, вернув девушку родителям.

Матрена плакала и умоляла не отсылать ее, но Мазепа скрепя сердце все же отправляет ее обратно. Беглянку ждал не самый радостный прием: родители были более чем уверены, что гетман натешился юным телом их дочери, остыл к ней и просто избавился от надоевшей наложницы. Матрена защищалась как могла – и не раз в пылу гнева кричала, что, несмотря ни на какие преграды, все же будет женой Мазепы! Стычки между девушкой и ее родителями были столь яростными, что доходило до рукоприкладства, а сама Матрена даже плевала в лицо родителям… Потрясенные поведением когда-то кроткой и любящей дочери, Кочубеи стали говорить, что гетман чем-то опоил, околдовал их дитя!

Несмотря на строгий надзор, влюбленные продолжали свои отношения – они переписывались. На сегодня известно двенадцать писем Мазепы к любимой. И каждое письмо гетмана – это потрясающая поэма в прозе… Но признания в любви не давали ответа на бесконечно мучивший Матрену вопрос: когда же они соединятся? Между тем уже было совершенно ясно, что этому не бывать никогда, поскольку сам Мазепа предпочел высокое положение своей последней, а Матрениной первой любви…

От любви до ненависти – всего один шаг. Матрена уже не сомневалась, что тот, кто клялся ей в вечной, неподвластной времени и расстоянию страсти, предал ее, променял на выгоды и свой высокий титул. Мазепа еще предпринимал шаги, чтобы помириться с Кочубеями, решить вопрос о женитьбе с церковью, прощупывал политическую почву, но все это было уже напрасно. Любовь Матрены не выдержала давления и испытаний, ниспосланных ей, и угасла навеки.

Внешне все наладилось: Кочубеи помирились со своим кумом и гетман даже виделся и разговаривал с Матреной, однако внутренние напряжения в этом многоугольнике все нарастали и нарастали. И хотя Василий Кочубей все еще оставался рядом со своим давним товарищем Иваном Мазепой, давал своему другу и куму разумные советы и поддерживал во всех начинаниях, в душе у отца Матрены было черным-черно. И Василий, и его жена были уверены в том, что Матрена, несмотря на все заверения в обратном, обесчещена. И кто теперь возьмет ее замуж с такой славой?

Ненависть семейства Кочубеев к Мазепе была столь сильной, что они решили уничтожить гетмана – и как политическую фигуру, и просто как человека, который воспользовался их безграничным доверием, а потом средь бела дня украл самое дорогое, что было… Однако своими руками делать такое было неразумно, и Кочубей пишет донос на гетмана самому царю, перечисляя в нем все настоящие и вымышленные вины, а также обвиняя Мазепу в том, о чем и подумать было страшно и чего мстительный Петр I уж точно бы не спустил – в государственной измене!

Доносчики не учли одного – несомненного ума царя Петра. Такое тотальное очернительство гетмана Ивана Мазепы, который всегда был у царя на хорошем счету, выглядело более чем подозрительно. И Петр приказывает провести дознание. Под пытками сам Василий Кочубей и полковник Искра, которого он втянул в заговор против Мазепы, признаются в том, что хотели оклеветать гетмана из мести. Царь передает закованных в кандалы Искру и Кочубея в руки Мазепы, и гетману не остается ничего иного, как казнить старых друзей, которых им же самим затеянный любовный роман превратил в его заклятых врагов…

Мазепа, не выдержав угрызений совести, решает кардинально поменять свою жизнь – он переходит на сторону шведского короля Карла. Однако судьба больше не покровительствует бывшему гетману: победоносный Карл терпит сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа бежит через море, в Турцию, где вскоре и умирает – от разбитого ли сердца, от крушения всех надежд, от бесславия ли… Или от всего этого разом.

Матрена Кочубей, жизнь которой сломали в самом начале ее цветения, ушла в монастырь, справедливо посчитав, что Бог никогда не предаст ту, что любит его больше жизни…

Мотря Кочубей и гетман Мазепа.(неизвестные художники.)

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.

Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.

Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время, когда гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку - Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.

Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей - обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.

Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.

Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.

В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве - Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.

Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом - обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.

Французский посол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание гетмана: «Взгляд у него грозный, глаза блестящие, руки тонкие и белоснежные, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело германского рейтара, и он красивый наездник».

О Мотре Кочубей

Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.

Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».

Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.

Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли.

В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.

Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! - пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. - Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».

По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.

Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.

Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.

Сколько она пробыла у Мазепы - непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Гетман целовал «беленькие ручки» и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.

Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.

Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что... не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.

Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство - гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

"Что стыд Марии? Что молва?
Что для неё мирские пен,
Когда склоняется в колен
К ней старца гордая глава.
Когда с ней гетман забывает
Судьбы своей и труд и шум.
Иль тайны смелых, грозных дум
Ей, деве робкой, открывает?
И дней невинных ей не жаль.(А.С.Пушкин)

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала".

Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я - хоть любишь, хоть не любишь меня - до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри - генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.

Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи;мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.

Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.

Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри).Позже она вернулась на Украину.

По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.
СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА

После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.

"Батурин держался несколько дней, - но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена - камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью! (…) „Жиночек и диточек“ - прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке - в Сейм побросали и потопили!"

Писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев.

Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри - разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.

Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.

Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.

Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.