Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов. Психосоциальная реабилитация инвалидов Законы РФ о реабилитации детей-инвалидов

ГОСТ Р 58264-2018

Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реабилитация инвалидов

УСЛУГИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Rehabilitation of disabled persons. Services of rehabilitation centers for children and adolescents with limited opportunities

ОКС 03.080.30

ОКПД2 85, 86, 87

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N 883-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29 июля 2017 г.)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации " . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе " Национальные стандарты " , а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе " Национальные стандарты " . В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя " Национальные стандарты " . Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www . gost . ru )

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Настоящий стандарт устанавливает основное содержание услуг, предоставляемых реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Настоящий стандарт может быть использован:

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

Организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающих реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями;

Общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующих в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

Семьями, имеющими детей и подростков с ограниченными возможностями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям

ГОСТ Р 53872 Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 53873 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг

ГОСТ Р 54738 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по и , а также по ГОСТ Р 53874 , ГОСТ Р 53872 , ГОСТ Р 54738 , ГОСТ Р 52888 .

4 Общие положения

4.1 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее - Центр) являются государственными учреждениями социального обслуживания населения, осуществляющими медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и абилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в возрасте от рождения и не старше 16 лет (17 лет), а также оказывающими помощь семьям, в которых они воспитываются.

4.2 Комплекс услуг, предоставляемых детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам на базе Центра, направлен на устранение или более полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности в целях социальной адаптации и интеграции в общество.

4.3 При определении содержания услуг для конкретного ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида следует учитывать, что эти услуги должны быть направлены на восстановление (компенсацию) и формирование отсутствовавших у детей и подростков с ограниченными возможностями способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В связи с этим особое внимание должно быть уделено абилитации детей.

4.4 Комплекс реабилитационных/абилитационных услуг должен содержать психосоциальные, педагогические и биологические методы воздействия на ребенка/подростка с ограниченными возможностями, направленные на организм, личность ребенка и его окружение с учетом возраста ребенка, вида и степени выраженности нарушенных функций его организма, выраженности ограничений жизнедеятельности.

4.5 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает проведение реабилитационных/абилитационных мероприятий специалистами разного профиля.

4.6 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных/абилитационных услуг определены индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) или рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям/подросткам с ограниченными возможностями, а также спецификой каждого конкретного случая. Реабилитация/абилитация считается завершенной, когда ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид достиг в социальном отношении уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, соответствующему возрастным нормам с учетом степени выраженности нарушенных функций его организма.

4.7 Каждый этап предоставления и вид реабилитационных/абилитационных услуг должны быть ориентированы на конкретную реально возможную цель, о которой ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид и его родители (законные представители) должны знать и к достижению которой они должны стремиться вместе со специалистами.

4.8 Технология выбора и предоставления реабилитационных/абилитационных услуг включает следующие этапы:

Проведение реабилитационно-экспертной диагностики для определения и оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и социального статуса ребенка/подростка с ограниченными возможностями и его семьи для выявления необходимости конкретных реабилитационных мероприятий индивидуально для каждого ребенка/подростка с ограниченными возможностями по всем направлениям реабилитации или абилитации с учетом рекомендации ИПРА;

Составление плана реабилитационных/абилитационных мероприятий исходя из результатов диагностики и рекомендаций, содержащихся в ИПРА или рекомендаций ПМПК по оказанию психолого-медико-педагогической помощи;

Реализация плана мероприятий;

Мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;

Оценка эффективности реабилитационных/абилитационных воздействий.

4.9 Потребность детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в реабилитационных/абилитационных услугах и сроках их предоставления определяют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в ИПРА конкретного ребенка-инвалида или ПММК* в рекомендациях в отношении детей/подростков с ограниченными возможностями.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.10 Детям/подросткам предоставляется комплекс оптимальных реабилитационных/абилитационных услуг, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, педагогических, психологических, социальных, профессиональных, спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и других реабилитационных/абилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, формирование способностей к эффективной социальной адаптации, а также других мер поддержки, определенных федеральным и региональным законодательством.

4.11 Для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, а также детей группы риска в возрасте не старше трех лет предоставляются услуги ранней помощи.

4.12 Объем реабилитационных/абилитационных услуг для ребенка-инвалида не может быть менее установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду.

4.13 Ребенок - инвалид (его законный представитель) вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных/абилитационных услуг, установленных для него в ИПРА, а также от реализации программы в целом.

4.14 Предоставление реабилитационных/абилитационных услуг детям/подросткам с ограниченными возможностями осуществляется при выполнении следующих условий, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы Центра:

Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует Центр (далее - документы), в том числе лицензии на медицинскую и образовательную деятельность;

Условия размещения Центра;

Укомплектованность Центра специалистами и соответствующий уровень их квалификации, наличие у специалистов сертификатов по соответствующим специальностям;

Специальное и табельное техническое оснащение Центра (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;

Состояние информации о Центре, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями, законным или уполномоченным представителям - получателям услуг;

Беспрепятственный доступ к реабилитационным/абилитационным услугам, доступность как реабилитационных объектов, так и реабилитационных услуг;

Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.

4.15 Настоящий стандарт включает услуги по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, по ранней помощи, по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом. Перечень услуг в Центре определен наличием финансовых и материальных условий, а также надлежащими документами.

4.16 Документы

В состав документов входят:

Устав и Положение о Центре, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации Центра, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) получателей услуг (детей и подростков с ограниченными возможностями) на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности центра и его структурных подразделений, объем и порядок предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;

[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Реабилитация детей-инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Различают следующие виды реабилитации детей-инвалидов:

  • - медицинская,
  • - психологическая,
  • - педагогическая,
  • - социально-экономическая,
  • - профессиональная,
  • - трудовая,
  • - бытовая,
  • - спортивная.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения ребенка-инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к активной деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Медицинские меры реабилитации детей-инвалидов включают определение медико-физиологического состояния детей, реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, заключение о профессиональной пригодности, а также медико-социальную экспертизу. Для комплексной оценки состояния здоровья, как правило, проводится комплексное клиникофункциональное обследование ребенка с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Все другие формы реабилитации детей-инвалидов - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.

Психологическая реабилитация - это воздействие на психическую сферу ребенка-инвалида. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Прежде всего социальный педагог должен знать и учитывать психологию ребенка- инвалида, понимать, что он как бы обособлен от общества и остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в социально-педагогическую работу.

Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает как одно из направлений психологическую коррекцию отклонении в развитии при различных вариантах ограничения возможностей ребенка. При исследовании личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка в центре внимания стоит вопрос о психических причинах отклонений, степени их выраженности. Однако в отношении детского возраста психология и педагогическая оценка нарушений развития не могут быть полными, если они не учитывают также и отклонений от нормы возрастного развития, на котором находится ребенок, особенностей его онтогенеза, вызванного болезненными процессами либо их последствиями.

Следует также учитывать, что психологические проблемы испытывают не только дети-инвалиды, но и их родители, близкие, другие родственники. Следовательно, и им необходима психологическая помощь и поддержка.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Социальным педагогом проводятся мероприятия, предусматривающие подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие уверенность в том, что приобретенные знания в том или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация включает в себя комплекс мероприятий: обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем; поддержание уверенности ребенка-инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение детей-инвалидов доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Трудовая реабилитация - заключается в том, что в реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения детей-инвалидов к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. Особое значение трудовая терапия приобретает при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции ребенка- инвалида от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают ребенка-инвалида от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

При разработке и проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз ребенка-инвалида, так и особенности личности в социальной среде. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога и врача, с одной стороны, и ребенка-инвалида и его окружением (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка- инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и устремлена в будущее.

И, наконец, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» различают федеральную базовую программу реабилитации инвалидов (это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета) и индивидуальную программу реабилитации инвалида (разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Реабилитация детей-инвалидов представляет собой систему мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности или на как можно более полную их компенсацию.

Цель реабилитации – восстановление социального статуса детей-инвалидов, их адаптация в социуме и достижение ими материальной независимости. Различают три вида реабилитации – медицинскую, социальную и профессиональную.

Понятие социальной реабилитации детей-инвалидов

Социальная реабилитация – это процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, ценностей и норм, которые характеризуют культуру, присущую обществу или социальной группе в целом. В результате социальной реабилитации дети-инвалиды могут функционировать в качестве активных субъектов общественных отношений.

Социализация включает в себя образование и воспитание, но сводить ее только к этим процессам нельзя, так как она осуществляется под влиянием многих условий как контролируемых и направленных, так и возникающих спонтанно.

Социальная реабилитация детей-инвалидов решает задачу общего развития ребенка, прививает ему трудовые навыки, формирует основы правильного поведения, обучает самообслуживанию, а также помогает в ориентации в быту и адаптации в обществе.

В результате социальной помощи выравниваются возможности детей-инвалидов – им легче преодолевать трудности самореализации, налаживать взаимодействия с семьей и близкими. Ребенок интегрируется в совместную деятельность с такими же детьми с ограниченными возможностями.

Одной из главных проблем детей-инвалидов является нарушение их связи с миром, бедность контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность культурных ценностей и многих аспектов образования. Задача любой реабилитации, в том числе и социальной, заключается в формировании среды, исполняющей реабилитационную функцию и способствующей развитию потенциала ребенка.

В результате социализации предотвращается нарушение связи детей с окружающим миром. У них восстанавливается бытовая и общественная деятельность, соответствующая их потенциалу. Для осуществления социальной помощи действуют специальные реабилитационные центры для детей-инвалидов, но нередко реабилитацию проводят и в домашних условиях.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Медицинские мероприятия, направленные на реабилитацию детей-инвалидов, являются лишь основой для проведения длительной работы по социальной адаптации. Ребенок с ограниченными возможностями должен обрести свое место в обществе и проявить в полной мере собственные способности.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов разнообразны и включают в себя следующие виды деятельности:

  • Подготовка к образованию и содействие в зачислении в специализированную школу;
  • Развитие физических и духовных способностей ребенка;
  • Создание для детей с возможностями обучения практическим навыкам условий, позволяющих участвовать в жизни общества;
  • Установление наиболее комфортного контакта с внешним миром;
  • Облегчение жилищных и бытовых условий;
  • Организация и проведение досуга, а также полноценное участие в культурной и общественной жизни;
  • Поддержка и восстановление моральных и физических сил;
  • Включение в процесс реабилитации не только ребенка, но и его ближайшее окружение.

В России социальная политика по реабилитации детей-инвалидов строится на основе медицинской модели инвалидности, то есть инвалидность рассматривается как заболевание, недуг, патология. Подобная модель ослабляет социальную позицию ребенка-инвалида и обособляет его от общества здоровых детей.

Особенно остро данная проблема ощущается в сфере образования, когда для детей с ограниченными возможностями создаются специальные учебные заведения и санатории, изолирующие их от здорового детского общества и превращающие их в меньшинство с дискриминацией прав.

Задача социальной реабилитации детей-инвалидов – снять страх перед средой, которая недоступна, раскрепостить ребенка и направить его духовные и физические силы на развитие и проявление талантов и способностей.

Выравнивание возможностей детей-инвалидов обеспечивается за счет социальных служб, которые организуют работу со всеми участниками: ребенком, его семьей и ближайшим окружением. Родители, получая поддержку, начинают более объективно оценивать проблемы, связанные с инвалидностью, не замыкаются на своем ребенке и проявляют социальную активность.

Культурно-просветительские и клубные мероприятия, в которых дети-инвалиды участвуют вместе с родителями и здоровыми сверстниками, помогают ребенку приобрести опыт общения и деятельности в коллективе.

Таким образом, социальная реабилитация помогает детям развивать необходимые навыки и умения, а также безболезненно влиться в общество.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Занятия с ребенком можно проводить не только в специализированных реабилитационных центрах для детей-инвалидов, но и дома. Для этого, прежде всего, родители должны посоветоваться с врачом-психоневрологом и педагогом, которые расскажут, как и чему учить ребенка.

С учетом специфики нарушенных функций, состояния интеллекта и моторики определяется основная задача обучения. Сначала ребенка тщательно обследуют, а после этого составляют индивидуальную поэтапную программу обучения. Большинство заданий в начале обучения выполняется в процессе повседневных мероприятий по уходу за ребенком.

Чтобы ребенок показал себя с лучшей стороны, родителям следует:

  • Предлагать ребенку короткие разнообразные задания, чередовать виды деятельности;
  • Попеременно использовать новые задания с уже изученными и более легкими;
  • Оценивать навыки самообслуживания в подходящей обстановке;
  • Привлекать других членов семьи для оценки сформированных навыков;
  • Проводить оценку новых достижений в виде игры;
  • Включать в обучение тренировку тех навыков, которые способствуют развитию каких-либо относительно сохранных функций;
  • Составлять с помощью педагога план на 2-3 недели вперед.

Родители должны быть готовы к определенным трудностям в процессе обучения, например, ребенок не хочет выполнять задание, хотя и может, либо ему трудно сконцентрировать внимание. Эти и другие проблемы можно решить, предварительно научив ребенка подчиняться требованиям взрослых, либо обративших к совету квалифицированного специалиста.

Родителям следует разделить процесс обучения на три ступени:

  • Объяснить ребенку, что необходимо сделать;
  • Оказать при необходимости помощь;
  • Создать ситуацию успеха и поощрить ребенка за выполненное задание.

Таким образом, главная цель реабилитации детей-инвалидов как дома, так и в специальных учреждениях, заключается в улучшении качества их жизни и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

« Соликамский социально -педагогический колледж имени А.П. Раменского»

Реферат

на тему: « Психосоциальная реабилитация инвалидов»

Выполнила:

студентка группы Ф-47

специальности Лечебное дело

Бойко Екатерина Андреевна

Проверила:

Шиверская Н. А.

Соликамск 2016

1. Психосоциальная реабилитация: сущность, принципы, направления

2. Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья

3. Психосоциальная работа с инвалидами

Заключение

Литература

1. Психосоциальная реабилитация: сущность, принципы, направления

Психосоциальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilis - удобный, приспособленный) система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. В основе Психосоциальной реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере.

Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т.д. Особое внимание в психосоциальной реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психосоциальной реабилитации требует создания психосоциальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация). Развитие теории и практики психологической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, клинической психологии.

Психосоциальная реабилитация - система мер по максимально полному, с учетом психосоциальных проблем (отклонений), появившихся у человека в связи с теми или иными факторами, восстановлению психосоциального состояния. Способствует созданию необходимого функционирования основных психосоциальных явлений, характерных для этого человека, его настроя на самоуправление, самореализацию.

Психосоциальная реабилитация - система психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. В процессе психосоциальной реабилитации осуществляется комплекс мер, позволяющих восстановить утраченный социальный опыт самообслуживания, поведения, общения, взаимодействия, профессиональной деятельности человека. Психосоциальная реабилитация позволяет человеку вернуться к активной социальной жизни на производстве, в обществе и в семье, обеспечить наиболее полную самореализацию.

2. Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными -- непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности.

Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий.

Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача -- как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение, прежде всего, в том, что в новой жизненной ситуации -- в условиях инвалидности -- человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х. Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние -- это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность -- лишь биологическая предпосылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг -- социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно привязанными к родителям и не способными оторваться от родительской опеки. Иногда наблюдается трансформация отношений к наиболее близким людям, как правило, к матери и иногда к отцу. Такие отношения характеризуются напряженностью, внутренней конфликтностью. Эта напряженность и противоречивость могут не только не иметь открытого внешнего проявления, но и не осознаваться самим инвалидом. По всей видимости, у инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний, нуждающихся в повседневном уходе, зависимость от близких столь велика, что не может не тяготить их.

При установлении новых связей и отношений инвалиды оказываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполноценность, неприятие социальным окружением. Установлению социальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установлении интимных отношений с противоположным полом, постоянно испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и потребности в любви.

Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности заниматься какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интернету, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта.

При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды отдают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценностной иерархии.

То же можно сказать и о деловых качествах: более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнительность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалидности, предпочтительны доминантные качества личности, как социальные, так и деловые.

Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедеятельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, будучи здоровыми.

3. Психосоциальная работа с инвалидами

Долгое время в нашем обществе существовал стереотип: инвалид - это неполноценный человек. Лишь совсем недавно к проблеме инвалидности стали относиться как к проблеме всего общества.

В соответствии с Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»: Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная организация, инфраструктура и т.д.), т.е. инвалиды рассматриваются скорее, как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности - в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав.

Содержание психосоциальной работы - это психосоциальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав. Содействие процессу адаптации, реабилитации, интеграции детей-инвалидов в систему социальных отношений: на равных условиях получать образование, профессиональную подготовку, рабочее место, доступ к объектам для занятий творческой деятельностью, расширение сферы общения, досуга ребенка и т.д.; защита прав и интересов детей-инвалидов и их семей; формирование в обществе среди взрослого населения цивилизованного взгляда на отношение к таким детям и их семьям.

Одним из приоритетов социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации.

Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.

При всех методах социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности индивида, активно пытаясь добиться у него гармонии с самим собой и обществом, повысить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью социальные связи. Успешность реабилитации во многом определяют такие психологические факторы, как уровень зрелости личности, установки и структура ценностных ориентации, внутренняя картина болезни, стереотипы психологической защиты, адекватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружающими. Отношение больного или инвалида к процессу реабилитации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка своего состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную активность.

Методы поведенческой терапии, которые применяются в психосоциальной работе, опираются на способность человека к целенаправленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведенческих задач, человек учится справляться с жизненными трудностями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.

Основные направления психосоциальной работы составляют.

· социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

· психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

· информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.

Социотерапия -- это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

Психокоррекция направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.

Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:

· ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни трудности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих

· перед собой цель повысить способность к самореализации;

· ориентация на здоровые стороны личности независимо от

· степени нарушения (может применяться как у психически здоровых, так и у больных людей при сохранении критики к собственной личности и поведению);

· направленность на изменение поведения, межличностных

· отношений (семейных, коллективных) и развитие личности клиента.

Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем: социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

К основным этапам индивидуальной работы относятся открытие случая, контакт, диагностика (определение потребностей клиента), установление целей, планирование работы (с оценкой барьеров), осуществление интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие случая.

Наиболее распространенный метод индивидуальной психосоциальной работы -- консультирование, при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача -- помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.

Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отличие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе определенный лечебный потенциал и является активным помощником социального работника в психокоррекционном процессе.

Специфика групповой терапии заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы в процессе работы.

Выбор метода и техник групповой работы зависит от цели терапевтического воздействия, проблем, возраста, личностных особенностей и количества пациентов, а также-от тактики специалиста.

Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

1. Группы социально-психологического тренинга, которые по

2. своему целевому назначению составляют:

· группы тренинга социальных навыков и умений;

· группы развития коммуникативных навыков;

· группы тренинга ассертивного поведения;

· группы межличностных отношений (проблемы семьи, производственные конфликты).

2. Группы встреч (или самопомощи);

3. Группы, в которых работа направлена на изменение ценностных ориентации;

4. Другие виды групп: группы совместной деятельности, музыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психотерапии, терапии творческим самовыражением и т.д.

Психокоррекционные группы, так же, как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний.

В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

1. проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;

2. предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т. п.

В образовательные программы, или, как их еще называют, «школы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предотвращения обострений, современные достижения в лечении и реабилитации. Особое внимание уделяется вопросам диетического питания, особенно при таких заболеваниях, при которых диета становится жизненно необходимым условием поддержания здоровья (например, сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания). Проводится обучение правильному дыханию, психофизической саморегуляции.

Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные области. В первую очередь человеку, получившему статус инвалида, необходима информация о его правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где он может получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки.

С развитием компьютеризации все больше повышается роль Интернета в распространении информации подобного рода. Актуализируется задача по созданию сайтов и баз данных, содержащих любую информацию, интересующую инвалидов. Информационные услуги должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и любые социальные ситуации -- вплоть до возможности удовлетворения интересов хобби, поиска друзей или группы по совместному турпоходу.

Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изоляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собственных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психологически, ни в плане обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Лица, имеющие физические дефекты или психические отклонения, подвержены стигматизации.

Стигма -- это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно этот термин означает метку, клеймо, которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников. Уровень распространенности и формы стигматизации меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его культуры, господствующих на каждый исторический момент представлений. Социальное сознание имеет свойство отражаться в сознании индивидуальном, поэтому неудивительно, что и сами инвалиды, и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной активности.

Одним из условий успешной реализации политики по интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум служит проведение программ, направленных на повышение толерантности общества к этой категории лиц. В решении проблемы дестигматизации профессионалами и самими инвалидами могут быть использованы разные пути.

Большую пользу могут принести правильно построенные информационно-образовательные программы, издание научно популярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности населения о социальных, медицинских, экономических и психологических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содействующие вовлечению сообщества в решение этих проблем.

психосоциальный реабилитация инвалид

Заключение

Главная цель психосоциальной реабилитации инвалидов на сегодняшний день -- это запуск культуральных изменений и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и поддержку, создать новые взаимоотношения между людьми.

Катализаторами программ по психосоциальной реабилитации инвалидов могут выступать общественные организации инвалидов и их родственников, а помощниками этих организаций -- политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта, журналисты, священнослужители, ученые, педагоги, руководители в сфере бизнеса и финансов.

Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам, связанным с инвалидностью, необходимо широко использовать возможности средств массовой информации, проведения пресс-конференций, выступлений по радио и телевидению, обращений к населению во время церковной службы, организации открытых уроков в средних и высших учебных заведениях, благотворительных базаров и выставок, участия инвалидов в специальных заседаниях парламента.

Общественные организации инвалидов должны принимать участие в формировании политики, планировании деятельности служб медико-социальной реабилитации, совершенствовании законодательных актов в отношении инвалидов. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способны точно определять собственные нужды с точки зрения удовлетворения жизненных потребностей, охраны здоровья и устранения барьеров.

Только изменение общественного отношения к проблеме инвалидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.

Литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. -- М., 2002.

2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. -- Л., 1980.

3. http://nashaucheba.ru

4. http://analiz4.by/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Обзор теоретических аспектов осуществления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате. Исследование индивидуальных потребностей клиентов Климковского интерната в рамках программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2012

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Общие формы психосоциальной работы с семьей. Комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Понятие и сущность профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт использования новых информационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов. Разработка модели отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.