Нормативно-правовые основы социальной поддержки инвалидов в рф. Основы законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов Правовые основы социальной защиты инвалидов в рф

Нормативно-правовая регламентация системы реализуется через проектирование социальных служб, формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование.

Под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания: на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное - в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других нестационарных учреждениях; срочное - в ситуациях, не терпящих отлагательства; организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья, дополнительной помощи; социально-консультационная помощь.
Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Федеральный Закон от 20 июля 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» . Закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы; устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов; обязывает все органы власти, руководителей предприятий, организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях;предусматривает льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного; в нем уделяется внимание обеспечению занятости инвалидов, определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов; рассмотрены в вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок.



Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

3 декабря - международный день инвалида. Это никакой не праздник, это день, когда каждая страна должна отчитаться, как она соблюдает права инвалидов, как заботится о них.В этот день общество должно вспомнить об инвалидах, которые нуждаются в помощи, доброте, внимании и сострадании.

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных

государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 года.

Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05. 1993 года . Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

§ международные (подписанные СССР или Россией),

§ федеральные,

§ правительственные,

§ ведомственные

§ и региональные.

Что касается нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы образования лиц с ограниченными возможностями

здоровья, то основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие

специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,

служит закон 272-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Закон содержит ряд статей, закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в

том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят Государственной Думой РФ 3 июля 1998 года . Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ от 1993 года . В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

Важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования являются федеральные правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». В соответствии с ним созданы коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых. Оно регулирует деятельность всех государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» . Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

С национальной доктриной образования непосредственно связан документ «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» 2011 года

Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах-интернатах». Предусматривается также введение персональных счетов для детей с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка.

Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, следует выделить «Концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья » от 16.04.2001 года .

Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).

Также, для улучшения жизни инвалидов была создана Федеральная программа«Доступная среда».

Программа "Доступная среда", решающая проблемы инвалидов в РФ. Эта программа затрагивает вопросы доступности образования, информации, правона труд инвалидов.

"Инвалидность - всегда проблема, это всегда необходимость для инвалида преодолевать дополнительные препятствия. Задача программы сделать так, чтобы барьеров для инвалида было как можно меньше"

· обеспечить человеку с инвалидностью непрерывность маршрута, по которому он движется. Любое выпадение на пути его следования приводит к тому, что он не может воспользоваться каким-то объектом или услугой.

· устранение "отношенческих барьеров", мешающих интеграции инвалидов в общество. Необходимо сформировать позитивное отношение к инвалидам и теме инвалидности в целом, в том числе и через создание "безбарьерной" школьной среды, позволяющей обучаться совместно с обычными детьми и детям с ограниченными возможностями.

Нормативно правовые основы социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации закреплены в трех Федеральных законах:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон №181-ФЗ

2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон №122-ФЗ

3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон №178-ФЗ

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (с изменениями от 17 апреля 2002 года).

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями от 7 апреля 2008)

3. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо четко различать понятия «социальное обслуживание» и «социальная защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки инвалидов.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом установлены в «Положении о признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, поэтому медицинское освидетельствование оплачивается за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Основаниями для признания граждан инвалидом являются:

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

– необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

При этом наличие только одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона 181-ФЗ определены цели и направления федеральной программы реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

– восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

– профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

– социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Размер и порядок выплат ежегодных денежных компенсаций инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ планировка и застройка населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона 181-ФЗ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона 181-ФЗ субъектам РФ переданы все полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Также субъекты РФ предоставляют инвалидам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки из утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг па 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Кроме того, субъекты РФ обязаны обеспечить жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Субъекты РФ в соответствии со ст. 19 Федерального закона 181-ФЗ обязаны обеспечить инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации, техническое обслуживание и ремонт которых производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях. Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется Правительством РФ.

Инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Организации, в которых более 50% работников – инвалиды, имеют льготы по налогам. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов.

Органами исполнительной власти субъектов РФ созданы специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров. Перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание, также утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом 181-ФЗ и содействовать удовлетворению их потребностей.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных ст. 28.1 Федерального закона 181-ФЗ. С I января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются в размерах, установленных п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ.

Сумма ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством РФ.

В том случае, когда инвалид одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону 181-ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону 181-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Основные изменения в Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов» внесены Федеральным законом 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. В основном, этими изменениями вышеперечисленные Федеральные законы перекладывают бремя социального обслуживания и социальной защиты инвалидов перекладывают на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, статья 18 закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ определяет: «Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Или, статья 28 закона «О социальной защите инвалидов» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ гласит: «Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов». Так же, в статье 17 закона «О социальной защите инвалидов» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года 199-ФЗ сказано: «Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации».

Учитывая разнообразие субъектов Российской Федерации с точки зрения экономических, финансовых и демографических характеристик, представляется, что различных субъектах Российской Федерации уровень социальной защиты и социального обслуживания инвалидов будет отличаться. Чтобы социальные услуги были доступны для всех нуждающихся, необходимы стабильные источники их финансирования, определяемые на федеральном уровне.

Необходимо отметить, что законодательством установлено неравное положение между общероссийскими и иными общественными организациями инвалидов. Например, статья 381 п. 3 Налогового кодекса устанавливает, что освобождаются от налога на имущество общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности. Так же статья 395 п. 5 Налогового кодекса определяет так же, что от земельного налога освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Названные конституционные положения конкретизированы в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Исходя из конституционного истолкования содержащихся в них норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Они создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, т.е. выступают формой социальной защиты инвалидов (статья 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). По территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (статьи 14 и 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Таким образом, современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Однако требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой основы, так как данные проблемы находят свое отражение именно на региональном уровне, где реализуются основные положения существующего федерального законодательства, а Министерство социальных отношений (отвечающее за организацию социальной защиты инвалидов Челябинской области) опирается в своей деятельности, прежде всего, на федеральное законодательство,

Думается, что части льгот по налогообложению межрегиональные, региональные и местные общественные организации инвалидов должны иметь такие же льготы, как и общероссийские общественные организации инвалидов.

Отменить принцип начисления пенсий по степеням ограничения способности к трудовой деятельности, а также основанные на этом принципе последующие нормы закона и нормативные акты. Вместо этого начислять пенсии по инвалидности и предоставлять социальную защиту и реабилитацию – только по группам инвалидности.

Наполнить норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов реальным содержанием; предоставить работодателям компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов на предприятиях всех форм собственности, всячески стимулировать трудоустройство инвалидов на открытом рынке труда в том числе и путем создания специальных центров по реабилитации и отделов в службах занятости, занимающихся профессиональной подготовкой инвалидов, разъяснительной работой среди работодателей и другими вопросами трудоустройства инвалидов.

Предоставить предприятиям, находящимся в собственности организаций инвалидов, государственный заказ на выпускаемую ими продукцию; принять целевые программы по модернизации предприятий, находящихся в собственности всероссийских обществ инвалидов (ВОГ, ВОИ, ВОС и др.), с целью улучшения трудоустройства и условий труда инвалидов и повышения их заработной платы.

Предоставить инвалидам реальное право выбора между частью социального пакета и транспортными льготами, такими как: обеспечение инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, в том числе и детей-инвалидов, достигших пятилетнего возраста, автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях; 50-процентная скидка со стоимости проезда на всех междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (туда и обратно) в другое время года; бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Причем это право не должно ограничиваться пределами региона проживания инвалида.

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.13

Правовые основы социальной защиты инвалидов - это взаимосвязанная система нормативно-правовых актов, состоящих из правовых норм, регулирующих организацию социальной защиты лиц с ограниченными возможностями.

Система нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующая социальную защиту инвалидов состоит из: общепризнанных международных правовых актов, Конституции РФ, законов и подзаконных актов, конституций республик, уставов субъектов, коллективных договоров и соглашений и др.

Как указывалось раннее, социальная защита инвалидов в Российской Федерации реализуется в соответствии с международным законодательством. Декларация ООН «О правах инвалидов» сформировала основные принципы прав и защиты инвалидов:

· Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

· Инвалиды имеют равные права что и остальные граждане;

· Инвалиды имеют право на медицинское и иное лечение, образование, трудоустройство и другое необходимое обслуживание.

· Инвалиды имеют право на меры по приобретению ими максимальной самостоятельности;

· Инвалиды имеют право на социальное и экономическое обеспечение;

· Инвалиды имеют право на беспрепятственную жизнедеятельность;

· Инвалиды должны быть защищены от проявления дискриминации;

· Инвалиды должны иметь возможность юридической помощи защиты их прав;

· Инвалиды должны быть оповещены о своих правах.

Российская Федерация, основываясь на международных стандартах, сформировала свою нормативно-правовую основу социальной защиты инвалидов.

Прежде всего, главный закон государства - Конституция РФ провозглашает Россию как социальное государство и даёт каждому гарантию на социальное обеспечение, в том числе и инвалидам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи нуждающимся, в том числе и категории инвалидов. Однако предметом федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

В частности, закон устанавливает среди полномочий государства в области оказания социальной помощи - осуществление закупок лечебного питания для детей-инвалидов, с дальнейшей организацией его обеспечения.

В соответствии с законом, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют:

· инвалиды войны;

· инвалиды;

· деты-инвалиды.

Набор социальных услуг, касающихся социальной помощи инвалидам, состоит из:

1. Обеспечение детей-инвалидов специальным лечебным питанием.

2. Путёвки на санаторно-курортное лечение.

3. Бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте и на междугородном к месту лечения и обратно.

Инвалиды I группы и дети-инвалиды вправе получить вторую путёвку на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд для сопровождающего лица.

Срок продолжительности санаторно-курортного лечения составляет 18 дней, для детей-инвалидов срок увеличен до 21 день, а для инвалидов с травмами спинного и головного мозга - 24-42 дня.

Определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является федеральный закон от

Закон ставит цель перед государством - обеспечить инвалидов равными с другими гражданами возможностей в реализации своих законных прав и свобод.

Согласно закону, социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

А социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Законодательно запрещается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией понимается любое различие, исключение или ограничение по причине наличия у граждан инвалидности, повлекшее неравное осуществление законных прав и свобод инвалидами.

Закон устанавливает определённую процедуру признания лица инвалидом - медико-социальную экспертизу, осуществляемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Данная экспертиза была рассмотрена в параграфе 2.1. и регулируется постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Так же закон даёт определения понятиям реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Реабилитационные мероприятия проводимые для инвалидов и утверждённые в федеральном перечне, осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер, в сотрудничестве с негосударственными органами.

Нуждающиеся инвалиды имеют право на получение специальных реабилитационных технических средств, используемых для предотвращения жизненных ограничений. К ним могут относится средства для ухода, самообслуживания, передвижения и т.д.

Так же установлена ежегодная компенсация 17 420 рублей, на содержание собак-проводников.

Важное место в обеспечение жизнедеятельности инвалидов играет медицинское обслуживание. В Российской Федерации инвалидам, как и остальным гражданам, предоставляется бесплатная медицинская помощь. Закон регламентирует положения об оплате медицинских услуг, которые оказываются инвалидам, а также положения о возмещение необходимых затрат инвалидам.

Инвалиды имеют право на беспрепятственное получение всей необходимой информации. Для инвалидов по зрению это реализуется путём выпуска специализированной литературы для библиотек и образовательных учреждений. Для людей с нарушением слуха или речи существует система субтитров и сурдоперевода видеоматериалов.

В целях охраны прав инвалидов по зрению, закон наделяет субъекта права, в случаях кредитных операций, использовать факсимильное воспроизведение его собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования.

Особое внимание уделено в законе обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Государственные органы и все организации обязаны обеспечивать инвалидам:

· Беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре;

· Беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта;

· Возможность самостоятельного передвижения на объектах перечисленных инфраструктур;

· Сопровождение инвалидов;

· Установка специального оборудования;

· Устранение всех возможных препятствий для передвижения и деятельности инвалидов всех групп и заболеваний.

В случаях невыполнения данных предписаний без объективных причин, наступает административная ответственность.

Закон регламентирует определённый порядок и систему льгот при обеспечение инвалидов жилым помещением. Специально оборудованное жильё предоставляется инвалидам и семьям имеющим детей-инвалидов, с учётом состояния здоровья инвалида и других обстоятельств. Также предоставляется компенсация 50% от оплаты жилья и коммунальных расходов. Одинокие дети-инвалиды по достижению 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди. Приоритет на первоочередное получение земельного участка под строительство жилья, имеют инвалиды, а также семьи имеющие в составе инвалидов.

Одним из направлений государственной социальной политики защиты прав инвалидов, является обеспечение образованием и профессиональной подготовки инвалидов.

Образовательные учреждения должны создавать необходимые условия для обеспечения образовательного процесса среди инвалидов. Образование осуществляется в соответствии с особенностями конкретного инвалида, и может выражаться в форме обычных образовательных учреждений, в специализированных для инвалидов образовательных учреждений или на дому.

Законом закреплены положения о гарантиях обеспечения занятости инвалидов. А для успешной реализации механизма трудоустройства и дальнейшей занятости инвалидов, важным аспектом является их профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные или высшие учебные заведения они пользуются определёнными льготами - их зачисление производится независимо от плана приёма.

Профессиональная подготовка инвалидов является инструментом для реального трудоустройства, с учётом особенностей их здоровья и трудоспособности.

Закон относит к гарантиям трудовой занятости инвалидов:

· Обучение инвалидов новым профессиям;

· Условия развития предпринимательства среди инвалидов;

· Гарантия подходящих по профессиям рабочих мест;

· Квота для приёма инвалидов;

· Стимулирование работодателей для трудоустройства инвалидов;

· Условия труда в соответствии с реабилитационными и абилитационными программами.

Если численность работников организации превышает 100 человек, то устанавливается квота на трудоустройство инвалидов в количестве 2-4% от всего штата. Если численность работников меньше 100 и не менее 35 человек, то устанавливается квота не больше 3% от всего штата сотрудников. Квота не распространяется на общественные объединения инвалидов и их организации.

Квотируемые места должны быть переоборудованы в специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, отвечающие специальным требованиям, согласно индивидуальным нарушениям функций инвалидов.

Сокращённая продолжительность рабочего дня инвалидов I и II группы составляет не более 35 часов в неделю.

Ежегодный отпуск для инвалидов установлен в количестве не менее 30 календарных дней.

Законом запрещено установление ухудшающих условий положения труда инвалидов по сравнению с остальными работниками.

В законе отражены вопросы социально-бытового обслуживания инвалидов. Нуждающимся в помощи инвалидам организуется медицинские и бытовые услуги на дому или в стационаре. Так же инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами коммуникации и иными адаптационными техническими средствами.

Законом установлены ежемесячные выплаты всем категориям инвалидов:

· I группа - 2 162 рублей;

· II группа и дети-инвалиды - 1 544 рублей;

· III группа - 1 236 рублей.

В соответствии с законом, одной из форм социальной защиты инвалидов является общественные объединения инвалидов. Такие объединения создаются самими инвалидами или заинтересованными лицами для защиты прав инвалидов и их законных интересов. Государство и органы местного самоуправления поддерживают проявления такой формы социальной защиты и всячески оказывают различного вида помощь таким объединениям.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан, в том числе и инвалидов, осуществляется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон пришёл на смену Федеральному закону от 02 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Под социальным обслуживанием понимается оказание социальных услуг. Социальные услуги подразумевают помощь нуждающимся в осуществление жизненно важных потребностей и улучшения жизненных условий.

К принципам социального обслуживания относится: недопустимость дискриминации; добровольность; сохранение привычной среды для нуждающихся; адресность предоставления услуг; наиболее удобные и эффективные поставщики социальных услуг.

Социальное обслуживание предоставляется получателю социальных услуг и осуществляется поставщиком социальных услуг.

Поставщики социальных услуг могут быть как государственными, так и негосударственными. Это могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели осуществляющие социальные услуги и т.д.

Наличие инвалидности является обстоятельством признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Инвалиды, как получатели социальных услуг, имеют право на: уважение и гуманность по отношению к ним; предоставление полной информации о сведениях социального обслуживания; выбор поставщика услуг; социальное сопровождение; отказ от получения услуг и др.

После подачи гражданином заявления на предоставление социальных услуг в течение 5 рабочих дней уполномоченный орган выносит решение о признании или непризнании гражданина нуждающимся в получении социального обслуживания. В случае признания гражданина нуждающимся он вносится в регистр получателей социальных услуг.

После предоставления поставщику индивидуальной программы заключается договор о предоставлении социальных услуг, между поставщиком и получателем.

Социальное обслуживание, в зависимости от необходимости, реализуется в стационарной и полустационарной форме, а так же на дому.

Согласно закону, социальное обслуживание предлагает широкий спектр социальных видов услуг для нуждающихся:

· Медицинские

· Психологические

· Бытовые

· Трудовые

· Образовательные

· Правовые

· Срочные

Положения о видах социальных услуг содержатся в статье 20 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Потребность в срочных социальных услугах возникает при наступление острой жизненной необходимости. К срочным услугам относится: бесплатная еда, ночлег, одежда и т.д.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» гарантирует социальную защиту ветеранов в Российской Федерации, в том числе и инвалидов. Цель закона - обеспечение условий для достойной жизни данных категорий граждан.

Закон выделяет несколько категорий ветеранов инвалидов: инвалиды войны, ветераны военной службы, ветераны государственной службы. Для каждой категории установлено определение, разъясняющее кто может относится к данным категориям инвалидов.

Обеспечение условий для достойной жизни инвалидов, реализуется данным законом путём установления определённых гарантий и мер социальной поддержки инвалидов.

Меры социальной поддержки ветеранов инвалидов выражаются в:

· предоставление определённых льгот по пенсионному обеспечению;

· обеспечение нуждающихся инвалидов жильём;

· компенсация жилищных и коммунальных расходов в размере 50%;

· бытовые услуги;

· обеспечение протезными изделиями;

· гибкий ежегодный отпуск и возможность 60 дней без сохранения заработной платы;

· профессиональное обучение;

· особые условия внеочередности по обслуживанию различными услугами;

Более подробно о мерах социальной поддержки ветеранов инвалидов изложено в статье 14 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Одной из форм социальной поддержки инвалидов войны, в соответствии с Федеральным законом, является установление ежемесячной выплаты в размере 3 088 рублей.

Стоит отметить, что предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты реализуются не только в отношении самих инвалидов, но и в отношении членов их семей.

Особое внимание законодательство Российской Федерации, при осуществлении государственной политики в области социальной защиты прав инвалидов, уделяет пенсионному аспекту. В связи с этим функционирует ряд законодательных актов.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» относит к видам страховых пенсий - страховую пенсию по инвалидности. Право на такую пенсию имеют застрахованные граждане имеющую одну из трёх групп инвалидности.

В прежнем законодательстве право на трудовую пенсию по инвалидности зависело от наличия одной из трёх групп инвалидности, причины инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и др.), наличия и продолжительности общего трудового стажа.18 Новое законодательство устанавливает право на получение страховой пенсии по инвалидности независимо от перечисленных факторов, а лишь в зависимости от наличия признанной инвалидности. В случае же отсутствия страхового стажа, инвалид имеет право на социальную пенсию по инвалидности.

Расчёт размера и выплат страховой пенсии по инвалидности регулируется в соответствии с главой 4 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Закон устанавливает определённые случаи досрочного назначения страховой пенсии по инвалидности:

1. Инвалидам войны - мужчинам от 55 лет и страховым стажем от 25 лет, женщинам от 50 лето и страховым стажем от 20 лет.

2. Инвалидам I группы по зрению - мужчинам от 50 лет и страховым стажем от 15 лет, женщинам от 40 лет и страховым стажем от 10 лет.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» выделят такой вид пенсии, по государственному пенсионному обеспечению, как пенсия по инвалидности.

Пенсия по инвалидности устанавливается имеющим инвалидность военнослужащим, участникам ВОВ, награждённым знаком «Жителя блокадного Ленинграда», пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается нетрудоспособным гражданам с ограниченными возможностями.

В соответствии с законом, инвалиды войны имеют право получать одновременно две пенсии - пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости.

Условия назначения пенсий по инвалидности указаны в статьях главы II «Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению» 166-ФЗ. А их размер в главе III «Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаёт обязательным страховым обеспечением по обязательному страхованию - страховую пенсию по инвалидности. А страховым случаем является наступление инвалидности.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" содержит положение о компенсации 50% от страховой премии по ОСАГО инвалидам, которые имеют транспортные средства.

В Российской Федерации насчитывается около 617 тысяч детей- инвалидов, поэтому так важно иметь соответствующее законодательство регулирующее поддержку детей-инвалидов. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закрепляет положения о реализации материнского капитала в отношении детей-инвалидов. В то же время, Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» поощряет практику усыновления детей-инвалидов, пособием в размере 100 000 рублей.

Положения о социальной защите граждан ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, содержатся в Законе РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система правовой защиты инвалидов в Российской Федерации включает в себя широкий спектр нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу государственной политики. Большое количество законодательных актов, постановлений и приказов, позволяет тщательно регулировать важнейшие аспекты социальной политики в отношении инвалидов, проживающих на территории РФ.

Можно отметить, что Российское законодательство в области правовых основ социальной защиты инвалидов постоянно развивается и совершенствуется. Не мало важное значение для этого имеет международный опыт в данной сфере.

Так, 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно Конвенции, государство должно вести активную политику по защите прав инвалидов. Вследствие 1 января 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Изменению подверглась процедура установления инвалидности, выражающаяся в признании инвалидности в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, а не от степени ограничения жизнедеятельности, как было ранее.

Помимо «реабилитации» в законе появляется понятие «абилитации», которое законодательно закрепило этот важный процесс. Также появилась индивидуальная программа абилитации инвалидов.

Закрепляется важность обеспечения доступности для инвалидов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур, а также объектов связи.

С 1 января 2017 года вступит в силу положение о федеральном реестре инвалидов. Цель создания реестра - учёт сведений об инвалидах.

социальная защита инвалид законодательство

Сегодняшняя государственная политика в отношении инвали­дов - результат ее развития в течение 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.

В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инва-


лидов. Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям как со стороны обще­ства, так и со стороны государственных структур.

В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие «инвалидность» вкладывали разный смысл. В переводе с латинско­го языка «инвалид» (туаНйш) означает слабый, немощный.

До развития капитализма этот термин прежде всего относил­ся к военнослужащим, пострадавшим во время военных действий. Со второй половины XIX столетия в связи с развитием техни­ческой промышленности и появлением социального страхова­ния под инвалидностью стали понимать нарушение трудоспо­собности.

Трудоспособность - важный показатель социальной адапта­ции, но не единственный и не исчерпывающий. Поэтому понятие инвалидности сейчас претерпевает изменения.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (\УогЫ НеаИН Ощашгапоп, 1Мотепс1а1иге оГ 1тра1гтеп1;5, Б15аЫ1Ше5 апй Б1зас1уап1а§е8, 1989), суть которой заключается в следующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям в структуре тела и внешнего вида, а также к функционирования органов и систем. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нару­шений. Повседневные его действия могут стать ограниченными, т.е. появляется ограничение жизнедеятельности (в том числе и

трудоспособности).

С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. В большинстве случаев сам ин­дивид осознает проявление болезни. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность (иными словами - социальную дезадап­тацию), вытекающую из нарушения и ограничения жизненных


Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом, которые могут включать и такой спе­цифический инструмент, как законодательство.

Все вышесказанное может быть графически представлено сле­дующей схемой (рис. 2):


Рис. 2. Схема социализации болезни

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) - это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage) - это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 20 января 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниче­нию жизнедеятельности и вызывающими необходимость его со­циальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти­роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Представленные подходы к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так как в них в большей степени отражена медицинская сторона проблемы. Особое неудовольствие таким определением высказывают сами инвалиды. Они полага­ют, что каждый человек может иметь те или иные ограничения в социальной жизни, даже не будучи инвалидом. Что касается ин­валидов, то многие препятствия к осуществлению активной жиз­недеятельности, реализации возможности учиться и работать воз­никают по вине общества.

В медицинской модели инвалидности все внимание концент­рируется на физической или психической патологии, и, следова­тельно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспо­соблении к жизни в обществе.

Социальная модель, авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными воз­можностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи от­дельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.

В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламент­ской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось, что инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные (физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культур­ными, законодательными и иными барьерами, которые не позволя-


ют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на та­ких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определе­нии инвалидность имеет не столько медицинское, сколько соци­альное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.

Задача общества и государства - изменить отношение к инва­лидам, устранить неравенство, создать условия для полноценного функционирования инвалидов, при которых они будут чувство­вать себя естественной и неотъемлемой частью общества.

Инвалидность - важная социальная проблема каждого об­щества. Для обеспечения охраны здоровья населения требуется решение многих важных медико-социальных и общегосударст­венных проблем. Каждое государство формирует социально-эко­номическую политику в отношении инвалидов и групп населе­ния повышенного риска инвалидизации в зависимости от уров­ня своего экономического развития, приоритетов, отношения граждан к проблеме инвалидности и экономических возможно­стей инвалидов.

Формирование политики в отношении инвалидов имеет свою мировую историю. Длительное время права инвалидов являются объектом пристального внимания ООН и других международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИС и др.). Основное направле­ние, которое прослеживается в развитии политики, - это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.

Все международные документы условно можно разделить на две большие группы: касающиеся прав человека вообще, а зна­чит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдель­но касающиеся прав инвалидов. Любой из этих документов не со­держит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких, бы то ни было правах, предназначенных для людей других социальных категорий.

К основополагающим документам мирового сообщества в отно­шении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав чело­века, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рожда­ются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свой­ства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограни­чений», «все равны перед законом и имеют право на защиту про­тив любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвра­щение какой бы то ни было дискриминации.


Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о со­циальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Рас­пространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.

Конвенция о правах ребенка включает статью о защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия. В ней от­мечается, что «неполноценный в умственном и физическом от­ношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверен­ности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Таким детям должен быть обеспечен доступ к услугам в области медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки, улучшения здоровья, подготовки к трудовой деятель­ности, а также доступ к средствам отдыха.

Признание международным сообществом за инвалидами рав­ных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инва­лиды представляют собой социальную группу, имеющую опре­деленные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что предоставление инва­лидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем со­здания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена вто­рая группа международных документов, нацеливающих государ­ства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социаль­ной реабилитации.

Место программного документа в этой группе занимает Декла­рация о правах инвалидов, принятая в 1975 г. В данном международ­ном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защи­щены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначен­ные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основ­ные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, - это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.

Инвалиды имеют право на медицинское или функциональное лечение, протезные и ортопедические аппараты, социально-ме­дицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество.


Для этого декларация впервые за всю историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие пра­ва:

На медицинскую, психологическую и социальную реабилита­цию, протезно-ортопедическую помощь;

На профессиональную подготовку и трудоустройство;

На различные виды социального обслуживания;

На экономическое и социальное обеспечение;

Право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на
всех стадиях экономического и социального планирования;

Право на квалифицированную юридическую помощь;

Право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к
информации, содержащейся в настоящей декларации.

Права инвалидов с умственными недостатками на медико-со­циальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жиз­ненный уровень, на образование, обучение и восстановление спо­собности к труду в равной степени с другими людьми.

1981 г. был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Междуна­родным годом инвалидов под лозунгом «Полное участие и равен­ство». С целью привлечения внимания правительств и обществен­ности к проблеме инвалидов в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа действий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Она нацеливает страны на полное участие инвалидов в общественной жизни, на их раз­витие и равенство. Три рабочие задачи программы посвящены про­филактике инвалидности, медико-социальной реабилитации ин­валидов и расширению их прав на равные возможности и повы­шение качества жизни.

В 1983 г. принята резолюция о мерах об осуществлению всемир­ной программы действия защиты инвалидов. 1984- 1993 гг. были объявлены Десятилетием инвалидов, в течение которого преду­сматривалось осуществить положения этой программы. В 1987 г. состоялось глобальное совещание экспертов в Стокгольме по оцен­ке хода осуществления Всемирной программы действий и внесе­ны важные замечания по ее реализации. В 1990 г. принята Всемир­ная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития де­тей.

На основе опыта, приобретенного в течение Десятилетия ин­валидов, и ряда международных документов, касающихся прав инвалидов, в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформу­лированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Хотя правила и не вводятся принудительно, они могут стать общими международными стандартами, если их при-

мет большинство государств, стремящихся уважать международ­ные законы. Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов.

Стандартные правила стали основным международным доку­ментом, фиксирующим базовые принципы медико-социальной реабилитации инвалидов. В них даны конкретные рекомендации государствам по принятию необходимых мер для полного участия инвалидов в общественной жизни.

Стандартные правила включают современные понятия инва­лидности, профилактики инвалидности, медико-социальной ре­абилитации и обеспечения равных возможностей. В них обращает­ся внимание на то, что «процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи», он «включает в себя ши­рокий круг мер и деятельности по реабилитации». Реабилитация понимается как достижение инвалидами оптимального физиче­ского, психического и социального уровня деятельности, а также обеспечение равных возможностей. Это означает «процесс, благо­даря которому различные системы общества и окружающей сре­ды, такие как обслуживание, трудовая деятельность, информа­ция, становятся доступными инвалидам».

В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривала механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В про­грамме затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, рас­ширения их полезной занятости и сокращения безработицы, со­циальной интеграции инвалидов.

В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондо­не принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремле­ние создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обес­печить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества». Хартия предлагает рассматривать «ин­валидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни, так как 10 % жителей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности», так как «еже­дневно пополняется число инвалидов, у которых нарушения в организме стали результатом несовершенства профилактических мер по предупреждению заболеваний или неудачных попыток ле­чения». Хартия призывает к устранению физических и психологи­ческих барьеров перед людьми с ограниченными возможностя­ми, к использованию всех достижений человечества, чтобы рас­ширить доступ инвалидов к ресурсам общества. Особое внимание в хартии уделено праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей к самостоятельной жизни. Она нацеливает на то, «чтобы каждый инвалид получал

Инвалидом признается лицо, у которого имеются нарушения в работе функций организма, возникающие при некоторых заболеваниях или получении травмы и имеющее ограничения к осуществлению жизнедеятельности. Такие люди нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

А, как известно, всякую деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, должны регулировать нормы законодательства. Это и есть правовая основа их работы.

Давайте рассмотрим, какие существуют правовые основы социальной защиты инвалидов.

Я – гражданин своей страны

Прежде, чем приступить к изучению специализированных актов, откроем Конституцию РФ и заодно обратимся к Федеральному закону О гражданстве в РФ.

Изучив эти законодательные акты мы знаем что, каждый гражданин России имеет права и свободы, является участником правовых отношений с государством.

Исходя, из этого каждый инвалид - гражданин нашей страны, имеет право на получение гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разумеется, воспользоваться всеми мерами поддержки, предусмотренной для инвалидов, может лишь лицо, юридически признанное инвалидом.

Ими могут являться дети (инвалиды детства), люди, получившие инвалидность при получении травмы, участники боевых действий. К этой категории относят и некоторых престарелых граждан.

Социальная защита – комплексный подход

Каждое лицо, относящиеся к категории инвалид, стремиться к тому, чтобы его жизнь стала максимально приближенной к такой же жизни, как и у остального населения. При этом, многие инвалиды могут достигнуть желаемого лишь частично и то при особой поддержке государства.

Для выполнения этой миссии и существует социальная защита. Вообще это очень широкое понятие, оно охватывает практически все категории граждан практически во всех сферах жизни.

Говоря о социальной защите именно инвалидов – здесь ведется более тщательная работа, включающая множество механизмов воздействия, помогающих решить вопросы здравоохранения, образования, трудоустройства, реабилитации, социальной адаптации интеграции инвалидов.

Люди с инвалидностью имеют разнообразные потребности, зависящие от степени инвалидности, от вида заболевания, от имеющегося положения в обществе. Именно поэтому социальная защита выполняется индивидуально.

Основной Федеральный закон

Оказание социальной защиты инвалидам в нашей стране регулирует ФЗ № 181. Он так и называется о Социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В этом акте прописаны основные понятия, связанные с инвалидностью. Пункты закона содержат в себе порядок установления группы инвалидности, механизм прохождения медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, а также здесь рассматриваются меры поддержки людей, имеющих инвалидность во всех областях жизнедеятельности – образование, трудоустройство, психологическая помощь, социальное обслуживание.

При этом один законодательный акт не может содержать в себе все необходимые положения для регулирования многих процессов, происходящих в жизни человека с инвалидностью. Можно сказать, что в настоящем документе кратко перечислены все те меры поддержки, на которые может рассчитывать инвалид.

Отраслевые нормативные акты

Вообще социальная защита – это функция социальной политики. В свою очередь социальная политика состоит из различных отраслей:

  • Здравоохранение – ФЗ № 323
  • Образование – ФЗ № 273
  • Пенсионное обеспечение – ФЗ № 166

Отдельные пункты, отражающие права инвалидов, содержат и кодексы РФ: Налоговый, Трудовой, Жилищный.

Для того, чтобы инвалид смог решить определенный вопрос (самостоятельно или при посторонней помощи) знания основ ФЗ № 181 недостаточно.

Наше законодательство устроено таким образом, что на действие статей каждого закона накладывается действие других законодательных актов.

Допустим, статья 19 Федерального закона 181 говорит о том, что инвалидам в обязательном порядке и на бесплатной основе должно предоставляться дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование.

При этом порядок предоставления услуги, особенности приема и содержание образовательной программы и нормативы определены Федеральным законом об образовании, и другими актами, касающимися данного вопроса на федеральном и региональном уровне.

Наряду с Федеральными законодательными актами, регламентирующими социальную защиту инвалидов, исполнению подлежат и региональные законы и постановления.

Эти документы должны разрабатываться местными властями, учитывая особенности социально – экономического развития региона. Их статьи не должны противоречить нормам федеральных законов, а лишь конкретизировать их.


К примеру, в законе говориться, что на предприятии численностью от 50 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4 % от общего числа сотрудников.

Региональные же акты устанавливают более точные цифры. Например в Иркутском регионе – 2 %, в Самарском - 3 %.

Часто случается, что наличие того или иного пункта в законе вовсе не помогает решить инвалиду возникшую проблему. Часто бывает такое, что люди просто не знают своих прав. Случается и то, что статья в акте написана «для галочки» и совершенно невозможно её воплощение в обыденной жизни человека с особенными возможностями и потребностями.

Сравнивая социальную защиту в современной России и в Советском союзе наблюдается положительная динамика. В СССР политика государства по отношению к инвалидам в большинстве случаев была направлена лишь на оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий. Социальной адаптацией и созданием комфортных условий для существования этой категории граждан практически не занимались.

Читайте и другие статьи, рассказывающие о правах инвалидов на сайте!