Развиваем логику с помощью интересных вопросов и задач. Логика. Как развить логическое мышление

Очень важно научиться мыслить логически – такие навыки помогают не только просчитывать свои действия наперед, но и быстро находить выход в непредвиденных ситуациях. Человек, у которого развито логическое мышление, несомненно, сможет добиться успеха даже при не самых благоприятных обстоятельствах. Итак, как развить логическое мышление?

Логика и логическое мышление

Логика это

Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.

Что такое логическое мышление и его виды

Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. Словесно-логическое мышление Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал. Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее. Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы. Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому. Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее. Классификация – объекты группируются по существенным признакам Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт. Вербально-логическое мышление Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали. Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций. Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую. Математическое мышление Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления. Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия. Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления. Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.Ассоциативно-образное мышление Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности. Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью. К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.

Развитая память и логическое мышление просто необходимы в повседневной жизни – при выполнении профессиональных задач, а также в бытовых делах. Развивая память и логику, вы научитесь концентрировать свое внимание, контролировать ход мыслей. В итоге вам будет легче сфокусироваться на текущих задачах и организовать собственную жизнь. Выполняя упражнения для развития памяти, уже через какой-то период времени вы начнете замечать, что при решении проблем, вы применяете весьма нестандартные и эффективные методы, которые раньше не пришли бы вам в голову.

Как развивать память и мышление у взрослых

Задачи на развитие логического мышления

В Сети вы легко отыщите разнообразные задачи, с помощью которых сумеете развить логическое мышление. Множество сайтов предложит вам различные уровни заданий. Попробуйте начать с чего-то не слишком сложного, постепенно двигаясь дальше.

Научиться думать логически с помощью игр, головоломок и стратегий

Также развитию логического мышления в немалой мере могут способствовать разнообразные игры, стратегии и головоломки. Для этого не обязательно искать задачи в Сети. Даже купив коробку с пазлами, вы сможете устроить себе не только развлекательный вечер, но и в немалой степени повысить уровень логического мышления.

10 способов, чтобы развить свою память

1.) Читайте много книг Безусловно, человек, который склонен к чтению, обладает лучшей памятью, нежели тот, который не проявляет к этому занятию никакого интереса. Итак, как это можно использовать. Прочтите маленький рассказ, после чего сразу же перескажите его на диктофон. Через несколько часов попробуйте повторить такой пересказ. Проанализируйте, о каких деталях вы забыли, что было упущено вами. Выполняйте такие упражнения регулярно. 2.) Произносите слова наоборот Тоже очень полезный метод улучшить свою память. Также нельзя не отметить удобство этого способа – вам не понадобится диктофон или иные вспомогательные приспособления. Выполняйте эту задачу перед сном, в дороге, в очереди и так далее. Если есть возможность, то можно выполнять упражнение на листке бумаги, в блокноте – так вам будет удобнее себя проверить. 3.) Изучайте стихи и новые слова Заучивание стихов – замечательный тренажер для памяти. Можно также учить новые, незнакомые вам слова. Как только подобное слово попадется вам на глаза, при любом удобном случае отыщите его значение в словаре. После этого попробуйте «в уме» составить несколько предложений, в котором будет применяться новое слово. 4.) Вспоминайте все в подробностях, анализируйте Обзаведитесь привычкой каждый вечер воспроизводить в памяти события, которые случились с вами за прошедший день. Начинайте с момента пробуждения. Вспомните, о чем вы думали, проснувшись, что вы ели на завтрак, с кем говорили. Далее перейдите к воспоминаниям о том, как проходил ваш день, с какими людьми вы общались, с какими задачами вам довелось столкнуться. Следом переходите к воспоминаниям о вечере. Проанализируйте, какие неприятные события вы могли избежать, что полезного сегодня усвоили, какой поступок был бессмысленным и так далее. 5.) Рисуйте образы в своей голове Довольно интересное упражнение, которое прекрасно развивает воображение. Например, представьте себя в отпуске. Скажем, не просто вы сидите на берегу, а более детально. Представьте, что вы сидите на теплом песке, в руке у вас бокал с лимонадом или пивом, рядом стоит тарелка с креветками или кукурузой – вы слышите их запахи. Также вы слышите шум морских волн, и, порою, их брызги долетают до вас. Можно добавить еще каких-либо деталей. Таким образом, воображайте все что угодно. Например, вы оказались в летнем саду: на вас падает тень деревьев, вы слышите запах малины, на землю периодически падают плоды груш. Сквозь листву пробиваются лучи солнца. 6.) Полноценный сон Несомненно, вы уже слышали о том, что полноценный сон оказывает важное влияние на нашу память. Если вы спите не менее семи часов за ночь, то можете быть уверены в том, что это наилучшим образом сказывается не только на памяти, но и на концентрации внимания и даже на омолаживании клеток организма. Хороший сон необходим для накопления энергия и здоровья в общем. 7.) Метод Айвазовского развивает фотографическую память Такая техника тренировки обрела свое название в честь знаменитого художника. Занимаясь написанием своих произведений, картин, Иван Константинович мысленно пытался остановить движение волны и перенести ее на свою картину так, чтобы она не выглядела замершей. Айвазовский посвятил немало часов процессу наблюдения за водой. При этом он время от времени закрывал глаза, пытаясь воспроизводить увиденное в памяти. Как воспользоваться такой методикой?
    На протяжении 5-ти минут изучайте какой-либо предмет, или же пейзаж.Прикрыв веки, попробуйте в памяти воспроизвести образ этой картинки. Также важно, дабы она была цветной.Эффективность тренировки можно повысить, фиксируя объекты на листке бумаги. Если это упражнение вы будете выполнять регулярно, то сможете достичь немалого прогресса в развитии зрительной памяти.
Такие таблицы применяются для определения степени внимания, что в свою очередь имеет непосредственное отношение к памяти – вы их можете в избытке отыскать на просторах Сети. Для этого достаточно вбить в поиск «Таблицы Шульте онлайн», и начинать тренировку. Отметим, что речь идет о поле, разделенном на квадраты, а в тех, в свою очередь, записаны цифры от 1-го до 25-ти в произвольном порядке. Впоследствии вам будет необходимо отыскать все цифры по порядку, используя секундомер – со временем скорость поиска должна увеличиваться.

9.) Витаминизированная полезная еда Безусловно, для хорошей памяти важно употреблять еду, которая максимально насыщена витаминами. На какие продукты следует обратить наиболее пристальное внимание? Употребляйте в пищу яблоки, лосось, чернику, шпинат, различные семена и орехи, виноград. 10.) Развивайте левую руку, если вы правша и наоборот Весьма полезное занятие. Ставьте перед собой сложные задачи. Тренируйте левую руку, если вы левша, и правую, если вы правша. Поначалу использование «непривычной» руки будет даваться вам нелегко, но со временем вы овладеете этим навыком.

Как развить логику и мышление у подростка

Задания, головоломки и шарады На просторах Сети можно найти множество головоломок, которые вы можете попытаться разгадать вместе с подростком. Старайтесь искать задачи, которые содержат правильный ответ – в случае, если цель не будет достигнута, вы сможете посмотреть, как можно было ее достичь. Специальное приложение с заданиями на смартфон В Google Play вы можете без труда найти приложение, которое так и называется «Логика, Задачи, Головоломки» - его можно установить на смартфон. Суть приложения в том, дабы развить аналитические способности у взрослых и подростков. Также существуют такие приложения, как «Тренировка мозгов», «Lumosity» и многие другие. На сообразительность и смекалку влияют многие факторы. Если вы вынуждены подвергать свой организм постоянным стрессам, то неудивительно, что ваши реакции будут оставлять желать лучшего. В период пиковых ситуаций человеческий организм вырабатывает кортизол, который оказывает губительное влияние на клетки мозга. Если с самого утра вам приходится браться за кучу дел, то стоит попробовать хоть немного замедлить привычный темп жизни. Начните с того, что не вскакивайте с кровати сразу после того, как зазвенит будильник – позвольте себе некоторое время (15-25 минут) еще полежать, подумать о грядущем дне. Какими способами повысить сообразительность Музыка. Периодически отдыхайте от ежедневной суеты, прослушивая музыку. Кстати, ученые полагают, что для активизации мозга весьма полезны классические произведения. Например, люди, которые время от времени слушают Моцарта, отличаются повышенной скоростью мышления. Не распыляйте энергию. Не стоит браться сразу за множество задач. Чтобы хорошо сделать какое-то дело, важно на нем сосредоточиться. Если вам приходится в одно время отвечать на письмо, говорить по телефону и слушать новости, то, безусловно, внимание начнет рассеиваться на несколько источников информации. Итогом станет снижение концентрации внимания и даже уровня интеллекта. Больше позитива. Не отказывайте себе в положительных эмоциях – от них напрямую зависит ваша работоспособность. Чаще посещайте парки, ходите в кино, встречайтесь с друзьями. Развитие. Регулярно ищите в Сети упражнения для развития памяти и обогащения лексикона. Вряд ли вас «озарят» неожиданные решения, если вы являетесь обладателем бедного словарного запаса, который почти ничего не в силах удержать в голове. Чтобы развить память, учите стихи, просто читайте книги.

Онлайн тест на логику – развиваем способность логически мыслить

Итак, предлагаем засечь время – на прохождение теста желательно использовать не более четверти часа.

Тест:

1.) Может ли женщина выйти замуж за брата своего вдовца? 2.) Есть ли в Италии 2 марта? 3.) Девочка заявляет: «Позавчера мне было 8 лет, а в следующем году я буду праздновать 11-й день рождения!». Так может быть? 4.) На 2 руках – 10 пальцев. Итак, сколько пальцев на десяти руках? 5.) Вы являетесь водителем автобуса, который направляется из Екатеринбурга в Угут. В пути у вас будет три остановки. Сколько лет водителю? 6.) Месяц заканчивается на 30-м или 31-м числе. Назовите месяц, в котором содержится 28-е число? 7.) Вы оказались в комнате с двумя лампами – бензиновой и газовой. Что вами будет зажжено в первую очередь? 8.) Одна машина выехала из Уфы в Москву, а вторая – из Москвы в Уфу. Автомобили выезжали в одно время, но скорость второго авто в два раза выше скорости первого. Какая машина будет ближе к Уфе в момент встречи? 9.) Мать с сыном попали в аварии. Мать не выжила в больнице. К сыну в палату заходит медсестра и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Возможно ли это? 10.) Найдена монета, дотированная семьдесят восьмым годом до н.э. Так может быть? 11.) Петух залетел на крышу, наклон которой с одной стороны – 45 градусов, в с другой – 30. Когда он снесет яйцо, с какого наклона оно скатится? 12.) Врачом прописано три укола, которые надо делать через каждые полчаса. Итак, сколько в итоге нужно времени на эти три укола? 13.) Вес кирпича полтора кило. Плюс еще треть кирпича. Сколько в итоге весит кирпич? 1.) Нет; 2.) Да; 3.) Может, если она родилась 31 декабря; 4.) 50; 5.) Столько, сколько и мне; 6.) Во всех; 7.) Спичка; 8.) Одинаково; 9.) Да; 10.) Нет; 11.) Ни с какого; 12.) Один час; 13.) 1 кг.

Если вы сделали: Не более 2 ошибок Ваше логическое мышление на высоте! Наверняка, вы приложили немало трудов, чтобы добиться таких результатов, но оно того стоило! От 3 до 5 ошибок Можно смело заявить, что вы обладаете высоким уровнем интеллекта, несмотря на то, что, порою, вам свойственны ошибки. Как бы там ни было, вы способны большинство событий анализировать верно. От 6 до 7 ошибок Ваш уровень интеллекта можно назвать средним. Потенциал для роста, несомненно, имеется, и, при желании, вы добьетесь успеха в этом деле. 8 и более ошибок Трудно сказать, что в своих суждениях вы часто руководствуетесь логикой. Наверняка, преимущественно вы действуете под влиянием эмоций.

Книги, развивающие логическое мышление

Эту книгу можно считать простым введением в мир современной математической логики. Учебник был рекомендован Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию, и стал отличным источником знаний для многих студентов высших учебных заведений.

Речь идет о книге, которая доступно излагает основы логики. Основной акцент сделан на силлогистике. Учебник содержит задачи, с помощью которых учащийся способен за непродолжительный срок научиться применять на практике те или иные правила.

Учебное пособие, которое рассказывает о том, как научиться мыслить логично – кому это дается с трудом, а кто легко преодолевает барьеры. Содержит полезные задачи.

Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день

Пара случайных слов Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия. Ассоциации Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка. Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.

Читайте, как развивать мышление, и вы научитесь не только быстро соображать, но и нестандартно мыслить.

Каждый нормальный человек хочет быстро соображать, мыслить нестандартно, иметь возможность хвастаться своими интеллектуальными способностями, именно поэтому столь часты запросы, как развивать мышление .

Не хотят этого только дураки, которым наплевать на свою жизнь.

Кстати, я подозреваю, что именно дураки упорно не желают подписываться на рассылку статей, зато с завидным постоянством приходят написать в комментариях какую-то глупость.

Что такое мышление и для чего его нужно развивать?

Мышление – это наивысшая способность человека познавать этот мир.

Его противопоставляют «низким» формам: обонянию, восприятию и прочим, которыми могут похвастаться даже примитивные виды животных, а вот логически, аналитически, креативно мыслить под силу лишь человеку.

Результат мышления – мысль, которую вы сначала должны извлечь из закромов мозга, а затем озвучить ее в устной, письменной или другой форме.

Конечно, мыслить умеют все люди, но вот качество производимых ими мыслей абсолютно разное.

Некоторые, что называется, все схватывают на лету, демонстрируют великолепные успехи сначала в учебе, потом – на работе, моментально находят выход из затруднительных ситуаций, а другие очень туго соображают, поэтому всегда находятся в тени людей с развитым мышлением.

Как, например, Ваня – охранник на моей бывшей работе.

Ваню нельзя было назвать слишком уж глупым или ленивым парнем, но соображал он и вправду туговато, а уж облачить свою мысль в слова для него и вовсе было непосильной задачей.

Многие люди спокойно себе живут с тугодумием и не парятся, но наш охранник страдал и хотел измениться.

Мы с Ваней отлично общались, и однажды в разговоре он признался, что хотел бы развить свое мышление.

Какие виды мышления бывают и как их развивать?


Прежде чем приступать к развитию мышления, нужно понять, какие виды этого самого мышления бывают, и над чем именно вы хотите работать.

Ученые выделяют такие виды мышления:

    Логическое.

    Благодаря ему человек оперирует логическими конструкциями и способен делать логические выводы на основе полученной информации.

    Дедуктивное.

    Помните Шерлока Холмса и его дедуктивный метод?

    Вы тоже можете развить способность делать неожиданные, но правильные выводы на основе разрозненных фактов, переходя из общего к частному.

    Индуктивное.

    Этот вид мышления противостоит дедуктивному, потому что выводы вы делаете, переходя от частного к общему.

    Аналитическое.

    Позволяет человеку анализировать полученную информацию, выделять из нее важнейшие данные и делать краткие и точные выводы.

    Творческое (креативное).

    Без него не обойтись людям творческой профессии, потому что именно благодаря креативному мышлению создаются картины, книги, театральные постановки, фильмы, рекламные кампании и многое другое.

Чаще всего люди, спрашивая «Как развить мышление?», имеют в виду аналитическое, логическое или творческое.

О них мы и поговорим.

Как развивать логическое мышление?


Без логики в этом мире жить невероятно трудно, потому что ежедневно мы сталкиваемся с задачами, решить которые, не обладая логическим мышлением, невозможно.

Если у вас проблемы с логическими умозаключениями, то улучшить ситуацию можно при помощи:

  1. Разгадывания ребусов и головоломок.
  2. Решения логических задачек (в интернете их можно найти хоть сто порций).
  3. Игры в шахматы.
  4. Любви к компьютерным играм, таким как «Вращающаяся матрица», «Числа» и т.д.
  5. Выбора работы, в которой ежедневно нужно применять стратегию.

    Например, написание текстов, создание сайтов и т.д.

  6. Собирания кубика-рубика.

Если вы будете ежедневно заниматься при помощи названных способов, то уже через месяц обнаружите способность к логическим умозаключениям.

Как развивать творческое (креативное) мышление?


Развить творческое мышления труднее всего, потому что человек или рождается одаренным, или появляется на свет, не имея ни малейшей способности к творчеству.

Например, у нас в школе была девочка Оля, что писала великолепнейшие сочинения, но при этом получала за них оценки 5/3, где тройкой оценивали ее грамотность.

Тогда как отличница Света, гордость класса, творила весьма нудные, но грамотные тексты, получая свои пятерки, благодаря наработанной репутации.

Сейчас Света – кандидат физико-математических наук, преподает в столичном университете, а Оля – сотрудник рекламного агентства, создающая великолепные рекламные кампании.

Обе девушки нашли свое призвание, несмотря на то, что у одной всегда было , а у другой оно напрочь отсутствовало.

И, если бы они выбрали профессиональные пути друг друга, то, скорее всего, потерпели бы неудачу.

Если вы желаете развить творческое мышление для себя, чтобы не прослыть сухарем, то попробуйте сделать это при помощи:

  1. Чтения художественной литературы.
  2. Посещения выставок, театральных премьер, всех мероприятий, связанных с искусством.
  3. Рисованием, можно, даже записаться на какие-то курсы.
  4. Написанием стихов и текстов.

    Необязательно (точнее, нежелательно 🙂) их публиковать где-то, вы их пишите в качестве тренировки.

    Творческого хобби: вязания, вышивания, макраме, декупажа и прочего.

    Причем, чем меньше вы обращаете внимания на готовые схемы и чем больше проявляете фантазии, тем лучше.

Как развивать аналитическое мышление?


Существует даже отдельная должность – аналитики – люди, которые анализируют полученные данные и делают на их основании выводы.

Например, финансовые аналитики способны предсказать повышение или падение цен на что-то, курс валют на ближайшее время, способы выхода из кризиса и многое другое.

Если вам в руки попадут те же данные, что и им, вы вряд ли что-то поймете, а вот аналитический склад ума позволяет сделать правильные выводы.

Способы развить аналитическое мышление схожи с методами, которые нужно применять для развития логического мышления. Те же головоломки, шахматы, кубик-рубик, компьютерные игры и прочее.

Но главная ваша задача – постоянно анализировать полученную информацию, не бояться делать умозаключения, даже если они могут быть неверными.

Как развивать скорость мышления?


Часто мы называем тугодумами тех людей, которые слишком медленно соображают.

Если вы недовольны скоростью своего мышления и хотите ее развить, то:

    Делайте лицевую гимнастику, которая поможет легче излагать свои мысли.

    Конкретных упражнений не даю, действуйте по наитию, заодно и творческое мышление потренируете.

  1. Ведите здоровый образ жизни и .
  2. Развивайте мелкую моторику, например, при помощи вышивки бисером.

    Не только у детей мелкая моторика напрямую связана с мышлением, но и у взрослых.

    Учите наизусть стихи.

    А что? Всегда можно удивить свою вторую половинку, прочитав ей любовную поэму, да и память, которая напрямую связана со способностью мыслить, тренируется.

  3. Делайте себе массаж головы, продаются даже специальные «чесалки», чтобы облегчать вам эту процедуру.
  4. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми.
  5. Живите в быстром ритме, тогда и ваши мозги не будут тормозить.

Предлагаем вам к просмотру видеосюжет, как развить креативное мышление

с помощью рисования:

Вот видите: ответ на вопрос «Как развивать мышление ?» не такой уж и сложный.

У вас все получится.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Логическое мышление – это именно то, что помогло выжить нашим предкам в условиях дикого первобытного мира. Только умение анализировать ситуацию и предполагать ее возможное развитие спасло нас от полного вымирания.

С развитием компьютеризации, человечество начало довольно сильно терять в памяти, сообразительности, внимании и логике. Теперь все эти качества проще и легче переложить на машину, нежели задействовать свой мозг, а такое положение вещей может привести просто к катастрофическим последствиям.

Кроме того, человек, не нагружающий свое «серое вещество» решением задач и анализом, имеет большой процент риска возникновения болезни Альцгеймера, так называемого «старческого слабоумия». Причем эта болезнь с каждым годом «молодеет». Если еще сорок лет назад она поражала пожилых людей на седьмом десятке жизни, то сейчас фиксируются случаи заболевания у молодых людей, не достигших и сорока лет.

Чтобы в любом возрасте находиться в тонусе и обладать ясным мышлением, нужно заниматься собой и не давать атрофироваться клеткам мозга. А лучшее занятие для его работы – это логические решения задач.

Умение логически мыслить можно развить в любом возрасте.

Так что, если даже вы никогда не отличались стройными логическими умозаключениями, все поправимо. Хотите узнать, как развить логику? Начинаем выполнять специальные упражнения, которые разбудят дремлющие в вас способности.

Упражнения на развитие логического мышления – это игры, в которые можно играть как в одиночку, так и с компанией друзей. Так даже веселее.

Игры на развитие логики

  1. Квинтэссенция логики – шахматы. Великолепно развивает логическое мышление. Скорость реакции здесь не важна, а вот вдумчивость и анализ – необходимые качества;
  2. Кроссворды, ребусы, сканворды, судоку и японские кроссворды – это то, что не даст спать вашим извилинам. Ежедневно разгадывайте хоть один небольшой загадочный текст и довольно быстро вы увидите изменения;
  3. Ассоциации. Выбираете любой предмет или действие и даете к нему как можно больше ассоциаций. Например: шаман – бубен – танцы - дУхи – мистика – непознанное – реально – жутко и т.д.;
  4. Решайте задачи на развитие логики. Их много, как в бумажном варианте, так и в сети интернет. Не замахивайтесь сразу на трудные, начните с азов, постепенно увеличивая сложность. Совсем скоро вы начнете «щелкать как семечки» любую замысловатую задачу, правильно выстраивая логические заключения;
  5. Придумывайте новые слова и находите им объяснение. Например: «перводактиль» — самый первый динозаврик на планете. Или: «татаролечение» — медицина по-татарски. Иногда возникают такие перлы, что веселое настроение возвращается в любое время, стоит только вспомнить придуманный неологизм;
  6. Сами составляйте кроссворды и головоломки. Загадывать – это немного сложнее, чем отгадывать. Мышление начинает работать в другом направлении, выстраивая новые логические связи;
  7. Довольно веселая игра, позволяющая увидеть мир глазами другого существа. Представляете, что вы – кот. Опишите свое видение окружающих предметов. Или вы – дурак. Как в этом случае выглядит мир? А может вы прилетели с другой планеты? Опишите и такие ощущения. Развитие логики и расширение мировоззрения в этой игре гарантированы;
  8. Придумайте несколько вариантов того, для чего можно использовать тот или иной предмет, не считая основного. Например, стул можно использовать как стремянку, как задвижку, в перевернутом виде можно на нем катать маленького ребенка и т.п. Чем больше таких вариантов вы придумаете – тем лучше.

Дополнительные действия

Игры – это, конечно, хорошо и очень действенно. Но кроме них есть еще действия, выполнение которых позволит вашему мышлению быстро и гибко реагировать на любые ситуации, мгновенно анализировать и принимать верное решение.

Главное правило: Вы должны быть искренне заинтересованы в изучаемом предмете.

  1. Чтобы мозг привыкал глубоко анализировать, а не «ползти по поверхности», то при изучении нового материала или выполнении каких-либо действий, объясняйте сами себе, зачем это нужно, откуда это взялось, что это даст и т.д.;
  2. К любой ситуации придумывайте как минимум пять способов ее разрешения. Пусть даже самых невероятных – появился нефтяной магнат и быстро решил эту проблему;
  3. Обобщайте информацию. Используйте – вывод от общего к частному, и индукции – от частного к общему. Любые знания систематизируйте двумя способами – это разовьет гибкость мышления;
  4. Чтобы в неординарном направлении, научитесь писать левой рукой (если вы правша), освойте технику макраме или изучите основы игры на виолончели;
  5. Больше двигайтесь на свежем воздухе. Всего лишь двадцатиминутная прогулка активизирует работу мозга почти на 60%. А если во время прогулки вы будете считать, сколько вам встретилось по дороге мужчин, женщин и детей, то и того больше;
  6. Во время выполнения какой-либо работы, делайте небольшие перерывы каждые 40-50 минут, отвлекая свой разум на что-нибудь другое. Можно помыть посуду, попрыгать на скакалке, постоять на голове или просто лечь и максимально расслабиться. Так мозг будет всегда находиться в тонусе, да и ваша жизненная активность будет всегда на высоте.

Все эти правила не сложные. Сложно первое время заострять на этом внимание. Но немного терпения – и вы уже сможете рассказывать своим друзьям, как развить логику и добиться ясности мышления.

Удачного пути!

Изображение: Cristian V. (flickr.com)


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.