Служу Родине. Рассказы летчика. Именной самолет в подарок от колхозника Колхозник конев василий викторович

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Состоялась передача истребителя, построенного на личные средства колхозника артели «Большевик», Сталинградской области, Василия Викторовича Конева , представителям Н-ской авиачасти. На заснеженном поле, поблескивая свежей краской, стоит «Лавочкин-5». На самолете надпись: «От колхозника Конева Василия Викторовича» . По просьбе колхозника Конева на самолете сделана еще одна надпись: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г. Н.. Подполковник Григорий Николаевич Конев - племянник колхозника Конева.»

Выстоявший на коротком митинге, посвященном передаче самолета, колхозник Конев сказал:
- Воодушевленный победами героической Красной Армии, я внес из своих личных средств 100000 рублей и настоял, чтобы на эти деньги был приобретен боевой самолет. Я рад, что моя просьба удовлетворена. Летчика, который будет на моей машине громить врага, прошу писать мне о своих боевых успехах.
Представитель авиачасти, принявший самолет, заверил колхозника и всех присутствовавших на митинге, что советские летчики будут беспощадно бить врага до полного его разгрома.

Специализированный госпиталь для инвалидов Отечественной войны
В Московском специализированном эвакогоспитале проводится лечение раненых, нуждающихся в протезах. Госпиталь имеет хорошо оборудованные физиотерапевтическое и механотерапевтическое отделения, свою лабораторию, мастерскую для изготовления лечебных протезов.
Инвалиды Отечественной войны, находящиеся на излечении в госпитале, имеют возможность здесь получить не только квалифицированную хирургическую помощь и необходимое лечение в послеоперационный период, но и подготовить себя к дальнейшей трудовой деятельности.

Раненые, поступающие в госпиталь, берутся на специальный учет, для них организованы производственно-технические курсы. Нарком СССР организовал в госпитале курсы колхозных счетоводов и бухгалтеров машинно-тракторных станций. По окончании курсов и получении ранеными новой квалификации Наркомат земледелия заключает с ними трудовые договоры, предоставляет им постоянную работу с жилплощадью и приусадебного участка земли.

Московским городским отделом народного образования организовано обучение раненых по общеобразовательным предметам в объеме начальной и средней школы, развернута работа по подготовке их и поступлению в вузы и специальные школы, проводятся индивидуальные занятия с ранеными под руководством квалифицированных педагогов.

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:

Конечно, одной физической силы для победы мало: воздушный бой - это проверка всех моральных и физических качеств советского лётчика. Нужно обладать отличной техникой пилотирования, мастерством, а главное, теми моральными качествами, которые свойственны советскому воину. В минуту, когда, казалось, я теряю последние силы, меня поддерживала одна лишь мысль: «Я выполняю приказ Родины, воюю за правое дело Ленина - Сталина!» В бою советский истребитель дерётся до того мгновения, пока бьётся его сердце, пока не иссякло горючее в баках, пока не израсходован весь боекомплект, пока самолёт держится в воздухе. Владеет им и чувство боевого братства. Иногда после предельного напряжения в бою кажется, что ты не в состоянии драться, но взглянешь на товарищей, ведущих бой, и держишься: уходить с поля боя, когда друзья ещё дерутся, немыслимо.

Большой моральной поддержкой для меня был голос с земли. Когда, чувствуя крайнее нервное напряжение, я слышал по радио знакомый голос: «Держись!», то сразу ощущал прилив новых сил.

25. СЛОВО С ЗЕМЛИ

Слово с земли поддерживало нас и нередко играло решающую роль в выполнении боевого задания.

Заместитель командира авиасоединения подполковник Боровой, опытный боевой лётчик, прекрасно знал «по полёту» всех лётчиков соединения, которые летали на прикрытие наземных войск. Он следил за нашими действиями в воздухе, но его команды, своевременно подаваемые по радио, решали исход боя. Они мне очень помогали во время прикрытия войск.

Патрулирую над линией фронта. Напряжённо слежу за воздухом. Внизу идёт бой. Воздушный враг не появляется. Улетать без боя не хочется, а срок патрулирования уже истекает. Беру курс домой. Возбуждение, какое бывает перед боем, проходит, и только теперь ощущаю усталость: это уже третий вылет. Бесплодное ожидание противника иногда утомляет больше, чем бой.

Сокол тринадцать! Сокол тринадцать! Фашисты прилетели. Бей их, бей!

Боровой говорит спокойно, но быстро.

Молниеносно разворачиваюсь на сто восемьдесят градусов. Усталости как не бывало.

Вижу, к линии фронта приближаются девять «хейншелей» (двухмоторные вражеские самолёты) и четыре истребителя.

Я взглянул на бензомер - горючее на пределе. Можно дать короткий бой и дотянуть до аэродрома.

«Хейншели» начали выстраиваться в круг, готовясь штурмовать наши войска. Один уже заходил на штурмовку.

Командую Брызгалову, чтобы он с парой связал боем истребителей, а я с четвёркой сверху, сзади, стремительно бросаюсь на врага. Прицеливаюсь. Дистанция подходящая. Открываю огонь. Самолёт врага загорается и падает на территорию противника. Отхожу в сторону. Раздаётся спокойный голос Борового:

Внимание! Второй «хейншель» заходит на штурмовку. Бей! Не теряй ни секунды!

Разворачиваюсь. Точно так же заходит на штурмовку и второй «хейншель». Мне кажется, что передо мной первый «хейншель». Нет, это уже второй! Он упрямо намеревается тем же способом штурмовать наши войска.

Оглядываюсь - все мои лётчики на месте. Брызгалов и его ведомый мастерски навязывают бой истребителям врага.

И точно так же, как и в первом случае, стремительно захожу сверху, сзади, в хвост «хейншелю» и даю очередь с той же дистанции. Второй «хейншель» вспыхивает и падает неподалёку от первого.

Молодец, так их! Давай ещё! - кричит подполковник Боровой.

Вижу, Брызгалов отогнал истребителей противника. Мухин держится рядом со мной.

Разворачиваюсь. Вести бой не с кем: «хейншели» удрали.

Мы возвращаемся на свой аэродром. Это был решительный, скоротечный бой. В этом бою большую роль сыграло слово с земли.

26. ПЕРВОЕ МАЯ ЗА РУБЕЖОМ

Идут напряжённые воздушные бои. В воздухе с рассвета дотемна стоит гул авиационных моторов.

Появились вражеские самолёты, на бортах которых были намалёваны череда, кости и прочие эмблемы в этом же роде: фашисты всеми способами старались воздействовать на психику наших лётчиков.

На нас эта ерунда - назвать это иначе было нельзя, - понятно, не производила никакого впечатления, служила лишь поводом для насмешек.

Черепа и кости они, видимо, для себя заранее заготовили, - посмеивались лётчики.

Мы делаем по нескольку вылетов в день. Несмотря на напряжённую, изнуряющую обстановку в воздухе, дерёмся мы яростно, с неиссякаемой энергией. Радуют успехи каждого боя.

Попытка противника перейти в контрнаступление была сорвана при тесном и чётком взаимодействии наших наземных войск и авиации.

Мы - за рубежом.

Садимся на аэродром севернее Ясс. Безоблачный, ясный день. Жарко. Вокруг аэродрома - сады. Всё в цвету. Красиво. Но я многое бы дал, чтобы только взглянуть на заросшее осокой болотце у родной Ивотки…

Вечером, после трудного боевого дня, собираемся на командном пункте.

Заместитель командира по политической части читает нам первомайский приказ Верховного Главнокомандующего.

Здесь, за пределами Родины, мы, советские воины, испытывали какое-то особенно глубокое и радостное волнение, слушая слова сталинского приказа:

«…Красная Армия вышла к нашим государственным границам с Румынией и Чехословакией и продолжает теперь громить вражеские войска на территории Румынии».

И мы, советские лётчики, горды тем, что есть и наша доля в этой очередной победе наших войск.

27. САМОЛЁТ КОЛХОЗНИКА КОНЕВА

Полетите на тыловой аэродром. Получите там подарок от колхозника из Сталинградской области. Полетите с Брызгаловым на «По-2».

Я не стал расспрашивать командира. Взял парашют и отправился с Брызгаловым к «По-2».

В последний раз я поднимался на «По-2», когда сдавал испытания в аэроклубе. Много воды утекло с той поры!

Подлетая к аэродрому, я ещё издали заметил на стоянке в стороне от других новенький, поблёскивающий на солнце самолёт.

Меня и Брызгалова окружили корреспонденты.

Оказалось, что машина, которую командование поручило мне, была построена на личные сбережения колхозника Конева. Лётчик, пригнавший её, сказал, что самолёт хороший, облегчённого типа. Я быстро зашагал к самолёту, продолжая расспрашивать лётчика.

На хвосте самолёта стояло: № 14. На левом борту красными буквами было начертано: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.», а на правом борту - «От колхозника Конева Василия Викторовича».

Ко мне подошёл представитель штаба нашего авиасоединения, пожал руку и сказал:

Вы уже, вероятно, прочли надписи на бортах машины. У неё замечательная история. Шестидесятилетний колхозник-пчеловод Василий Викторович Конев из колхоза «Большевик», Сталинградской области, внёс свои трудовые сбережения в фонд Советской Армии и попросил товарища Сталина о том, чтобы на них был построен самолёт имени Героя Советского Союза Конева. Просьба славного советского патриота выполнена. Василий Викторович Конев - односельчанин подполковника Конева, павшего смертью храбрых в неравном бою в начале войны. Вот послушайте, что пишет колхозник Конев…

Представитель штаба соединения вынул из планшета письмо Конева и прочитал его.

Колхозник Конев просил лётчика, которому будет вручён самолёт имени Героя Советского Союза Конева, беспощадно мстить фашистам за смерть героя Конева, бить врага до нашей окончательной победы.

Машина прислана в распоряжение командования нашего авиасоединения, - продолжал представитель штаба, - и оно решило дар сталинградского колхозника передать вам, капитан Кожедуб… Поздравляю вас, искренне желаю успехов!

Герой Советского Союза, капитан Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода В.В. Конева сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.

В.В. Конев, передавая свои сбережения в Фонд обороны, попросил построить на них самолет имени своего племянника, летчика-истребителя, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Конева, погибшего 30 декабря 1942 года. Поэтому помимо надписи на правом борту самолета — «От колхозника Конева Василия Викторовича», на левом борту была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева».

Самолет был передан Ивану Кожедубу в мае 1944 года. На нем он сбил 8 самолетов противника. После перевода Кожедуба в другую часть на этой машине летал сначала Кирилл Евстигнеев, а затем — Павел Брызгалов, одержавший на этом самолете 12 побед и к концу войны получивший звание Героя Советского Союза.

Самолет У-2 «Казанский комсомолец», переданный комсомольцами Казани в состав 930-го авиаполка.

В августе 1942 года комсомольцы Татарии на сбереженные средства приобрели шесть самолетов У-2 (По-2) и передали их в дар 930 ближнебомбардировочному авиаполку. Самолеты носили имена «Казанский комсомолец», «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кзыл Татарстан» и «Зеленодольский комсомолец».

Штурмовик Ил-2 с надписью «Герой Советского Союза Олег Кошевой» из состава авиаэскадрильи «Герои Краснодона», построенные по инициативе краснодонцев с участием всех трудящихся области, переданные 766-му штурмовому Краснознаменному ордена Кутузова авиаполку 3-й воздушной армии.

Истребители Як-7, построенные на средства жителей Новосибирской области. На переднем плане Як-7а с надписью «Новосибирский комсомол». В той же эскадрилье были самолеты Як-7а «Комсомол Колымы» и «Комсомол Кузбасса».

Передача самолета Пе-2 «Таганрогский пионер» 135-му гвардейскому Таганрогскому бомбардировочному авиационному полку.

Самолет был построен на деньги, собранные таганрогскими школьниками после освобождения города 30 августа 1943 года. Передача происходила 19 мая 1944 года в День пионерии на аэродроме Веселое в Крыму.

Первый экипаж составили летчик Петр Моисеев, штурман Владимир Пеший и стрелок-радист Владимир Монаев. Кроме Петра Моисеева, на самолете летали Андрей Заплавнов и Николай Бондаренко, написавший впоследствии книгу «Летим на разведку». Все экипажи пережили войну.

Всего «Таганрогский пионер» совершил 73 боевых вылета. Воевал в Крыму, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. Использовался в основном для разведки. Был списан в 1949 году.

Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», построенный московскими рабочими.

Канадские офицеры у среднего танка Ram (Баран) Mk I, спроектированного на базе американского танка M3. В передней части танка закреплена латунная табличка с надписью «Дар граждан (городов) Китченер и Ватерлоо, Онтарио».

Этот танк был изготовлен в апреле 1942 года. В мае 1942 года Шестой бронетанковый гусарский канадский полк, на вооружение которого поступила эта машина, прибыл Великобританию. В октябре 1944 года танк был выведен из эксплуатации и законсервирован, а в начале 1945 года окончательно списан.

Танки данного типа никогда не принимали участия в боевых действиях, однако широко использовались в канадских и британских войсках в учебных целях.

Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). Восточная Пруссия.

Алексей Васильевич Алелюхин — один из самых известных советских летчиков-асов. За войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев — 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, был ранен, горел, сажал подбитую машину на «вынужденную» и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед. В последние месяцы войны летал на именном истребителе Ла-7 с надписью «Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП».

Смотр эскадрильи «Чапаевцы». Эскадрилья Ил-2М3 «Чапаевцы» была построена на средства трудящихся города Чапаевска и передана 1-му Белорусскому фронту.

Летчики у истребителя Ла-5 №60 дважды героя СССР Е.Я. Савицкого эскадрильи «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка, построенного на средства трудящихся Горьковской области. На заднем плане — транспортный самолет Як-6, выпущенный, по некоторым данным, серией 381 машина.

Экипаж советского танка Т-34-76 «Маршал Чойбалсан» (из танковой колонны «Революционная монголия») и приданный десант на отдыхе. Курская дуга.

На фото именной танк «Маршал Чойбалсан» из состава 112-й танковой бригады 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии генерала Катукова. С началом боев на Курской дуге 112 тбр находилась во втором эшелоне обороны 1-й танковой армии. 112 тбр вступила в бой 8 июля 1943 года в районе хутора Сырцев.
Танковая колонна «Революционная Монголия» была создана на средства МНР. 12.01.43 г. колонну (32 Т-34, 21 Т-70) принимала 112-я Краснознаменная танковая бригада. Делегацию МНР возглавлял сам маршал Х.Чойбалсан. Один танк он передавал лично. На танковых башнях помимо названия колонны были нанесены надписи, от какого аймака(территориального образования) дарствуется данная машина.

Экипаж танка «Маршал Чойбалсан»: командир танка лейтенант И. М. Леушин, механик-водитель старшина П. Т. Токарев и радист-пулеметчик сержант П. М.Окунев.
Гвардии старший лейтенат, командир танкового взвода 44 гв.ТБР Леушин Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец Кировской области сгорел в танке в Германии 2 марта 1945 года.

Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф, построенного на средства его ансамбля «Веселые ребята». Момент передачи машины в войска.

Ла-5Ф с бортовым номером «14» бело-го цвета «Веселые Ребята» старшего лей-тенанта Александра Мастеркова, 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На правом борту фюзеляжа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова».

Это один из двух истребителей Ла-5Ф, пост-роенных на сбережения артис-тов джаз-банды Леонида Утесова. Само-леты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. Оба самолета летали в со-ставе 5-го ГИАП до самой Победы.

Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета — дарственная надпись «Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете летал Герой Советского Союза Борис Николаевич Еремин (1913—2005), который в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе).

Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель».

Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.

Огнеметный танк КВ-8С из танковой колонны «Трудовые резервы фронту». Лозунги, нанесённые на боевую машину, имеют важное морально-психологическое значение. В СССР на технику наносились надписи и политического, и личностного характера. В обязательном порядке «именными» становились танковые колонны и отдельные танки, построенные на средства как различных групп населения и коллективов, так и отдельных граждан.

В танке КВ-8 вместо спаренного с пушкой пулемета был установлен огнемёт поршневого типа АТО-41. Габариты огнемёта не позволяли конструкторам разместить его в башне КВ-1 с сохранением штатной 76,2-мм пушки. Поэтому вместо 76,2-мм пушки в танк устанавливали 45-мм орудие образца 1932/38 г. Тонкий ствол этого орудия маскировался ложным кожухом, имитирующим ствол штатной 76,2-мм пушки.

Выпуск КВ-8 начался в 1942 г. Основным преимуществом КВ-8 перед ОТ-34 (огнеметный Т-34) была почти в 5 раз большая ёмкость баков с огнесмесью. Танки КВ-8 и ОТ-34 выделялись в отдельные батальоны огнемётных танков (батальоны химических танков).

В отдельный батальон входили две роты КВ-8 (10 танков) и одна рота ОТ-34 (11 танков). После прекращения выпуска танков КВ-1, огнемётный танк КВ-8 строился на базе танка КВ-1С. В связи с этим, боекомплект пушки увеличили до 114 выстрела, а ёмкость резервуара с огнесмесью уменьшили до 600 литров (60 выстрелов). В ходе производства на танки стали устанавливать новый огнемёт АТО-42. Масса КВ-8с составила 43 тонны, экипаж - 5 человек.

Заместитель командира 12 ГИАП ПВО (6 ИАК ПВО) Филипп Тверезый у самолёта Як-9 с надписью «МАЛЫЙ ТЕАТР — ФРОНТУ», построенного на средства работников Малого театра.

Жительницы Ленинграда П.В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова вместе с пилотом капитаном Г.М. Паршиным, летавшим на самолете Ил-2, подаренным Бариновыми. В кабине штурмовика — воздушный стрелок старший сержант И.Г. Скрипников.

Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.

27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать — санитаркой, дочь Женя — медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству — построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».

1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.

Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения — в 1972.