Проблемы со здравоохранением в ссср. Здравоохранение в годы ссср. Современное состояние медицины

демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост городского населения отражает изменения в структуре производства (рост промышленности и механизация сельского хозяйства). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 января 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографическим признаком.

Процессы естественного движения населения в СССР по сравнению с дореволюционной Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естественного прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18,1 - в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу производства. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941-46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.

Общая смертность в СССР за годы Советской власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность - почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Некоторое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом (70 лет в 1971-72 по сравнению с 32 в 1896-97).

Улучшение условий жизни, мероприятия Советского государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физического развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физического развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации санитарных последствий Великой Отечественной войны 1941-45, способствовали тому, что к 1956 показатели физического развития были выше, чем в предвоенные годы.

Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10-11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом - Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) - возник в России в 1581 одновременно с первой («царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.

В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 - Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем - врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы - местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.

Созданная в СССР система здравоохранения - одно из выдающихся достижений советского народа. Задачи государства в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, государственного страхования рабочих, санитарного надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Советской власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистического государства. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутренними и внешними врагами началось строительство первой в мире государственной системы здравоохранения, в основу которой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность медицинской помощи, профилактическое направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929-32) затраты на здравоохранение и физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников - более чем в 10 раз, коечный фонд - в 3,8 раза (см. табл. 1).

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность медицинских учреждений способствовала победе советского народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб советскому здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Мобилизация экономического потенциала страны и героический труд советских людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его основные показатели достигли довоенного уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, средних медицинских работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.

Основные принципы советского здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и медицинской науки посвящен ряд постановлений ЦК КПСС и Советского правительства (например. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» и от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране»). Утверждение Верховным Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы медицинской помощи населению - бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактическая направленность, охрана материнства и детства, санитарно-противоэпидемическая служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения - обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение строительства крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества медицинской помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и санитарно-эпидемиологических станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940-75 представлены в табл. 2).

Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям). 1-я мировая война 1914-18, Гражданская война и военная интервенция 1918-1920 создали крайне тяжёлую санитарно-эпидемиологическую обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели около 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом - около 10 млн.; за 1918-19 было зарегистрировано около 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и другими инфекциями. В этих условиях борьба с инфекционными заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутренней политики Советского государства. Проведённые санитарно-противоэпидемические мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населённых мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 2927 - в 89 раз. После 1927 она носила Спорадический характер (некоторый подъём её в 1942-45 отмечался преимущественно на территориях, освобожденных после временной немецко-фашистской оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апреля 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936-37 была полностью ликвидирована. В дореволюционной России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центральный институт протозойных заболеваний, в 1921 - Центральная малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством которой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963, малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с другими инфекционными заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сибирской язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами - почти в 40 раз, коклюшем (1975) - в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.

С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований связано, в частности, с «постарением» населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному «накоплению» таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекционных болезней преобладают грипп и другие респираторные инфекции, являющиеся одной из основных причин временной нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемического распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекционные заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводственного характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.

Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории нынешних Таджикской ССР и Киргизской ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жит., Узбекской ССР - на 31 тыс., Казахской ССР - на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими - в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.

В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей санитарно-противоэпидемического профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов - в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов - почти в 5 раз, невропатологов - почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов - более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.

В 1913 насчитывалось 46 тыс. средних медицинских работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число средних медицинских работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения средними медицинскими работниками в некоторых союзных республиках (например, Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.

СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и средних медицинских работников. В дореволюционной России 17 медицинских факультетов университетов и медицинских институтов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей - более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и средние медицинские учебные заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в медицинских кадрах. Среди учащихся медицинских учебных заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 институтов и 18 факультетов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3-5 лет.

Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913-14 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. В СССР создана единая государственная санитарно-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована санитарно-эпидемиологическая секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) - санитарно-эпидемиологические подотделы; декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» (1922) устанавливалась единая организация санитарного дела, определялись задачи, права и обязанности санитарных органов. Быстрые темпы развития санитарно-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети специальных учреждений. В 1936 в медицинских институтах открылись первые санитарно-гигиенические факультеты; в 1939 было утверждено положение о санитарно-эпидемиологических станциях как комплексных и ведущих учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. К 1940 санитарно-противоэпидемическая организация охватывала свыше 12,5 тыс. врачей, 1943 санитарно-эпидемиологические станции, 1490 санитарно-бактериологических лабораторий, 787 дезинфекционных станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941-45 и экономическое развитие СССР определили новые требования к работе санитарных органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация санитарно-эпидемиологических станций при всех территориальных органах здравоохранения (республиканских, краевых, областных, городских, районных); в 1963 принято постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют санитарно-противоэпидемической службе широкие полномочия по охране внешней среды от загрязнений, надзору за промышленностью, строительством, общественным питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию промышленных предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внешней среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; строительство любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением санитарных норм и правил; предписания санитарного врача обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Санитарная служба организует проведение профилактических прививок населению, осуществляет противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также санитарно-карантинные меры и т. д.

Табл. 1. - Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик

СССР


Число больничных учреждений

Число больничных коек, тыс.

Число больничных коек на 10 тыс. жит.

1913

1940

1975

1913

1940

1975

1913

1940

1975

5300

13793

24250

207,6

790,9

3009,2

13,0

40,2

117,8


В том числе РСФСР

3149

8477

13066

133,4

482,0

1649,2


14,8

43,3

122,5

УССР

1438

2498

4122

47,7

157,6

578,3

13,6

37,7

117,8

БССР

240

514

913

6,4

29,6

107,0

9,3

32,6

114,2

Узбекская ССР

63

380

1159

1,0

20,3

145,6

2,3

30,1

103,4

Казахская ССР

98

627

1770

1,8

25,4

178,6

3,2

39,5

124,6

Грузинская ССР

41

314

500

2,1

13,3

48,0

8,0

36,0

96,9

Азербайджанская ССР

43

222

748

1,1

12,6

54,8

4,8

37,8

96,3


Литовская ССР

44

77

229

2,2

8,9

36,9

7,7

30,0

111,2

Молдавская ССР

68

109

354

2,5

6,1

42,0

12,2

24,6

109,2

Латвийская ССР

50

89

187

6,2

12,0

31,7

24,9

63,0

126,9

Киргизская ССР

6

112

263

0,1

3,8

37,4

1,2

24,1

111.2

Таджикская ССР

1

121

278

0,04

4,5

33,5

0,4

28,6

96,0

Армянская ССР

6

96

228

0,2

4,1

24,4

2,1

30,1

86,0

Туркменская ССР

13

99

270

0,3

5,6

25,8

2,7

Наш советский опыт во всю используется всем миром, и только у нас он уничтожается на корню. Международные компании любят коллективную работу, плановую экономику, правительства в стратегических областях обеспечивают гос контроль. В Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии и Италии действует бюджетная система здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе Николаем Семашко, известная во всем мире как система Семашко. Г.Э.Зигерист - историк медицины, дважды побывавший в нашей стране и высоко оценивший достижения советской медицины, в своей книге, посвященной здравоохранению в СССР, писал: «То, что происходит в Советском Союзе сегодня, - начало нового периода истории в медицине. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только новой эпохой - периодом лечебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической медицины, начались в Советском Союзе» .

После революционной разрухи начала 20в правительство и часть медицинского сообщества пришла к выводу, что единственным способом существования и развития здравоохранения молодой республики, является концентрация ресурсов и централизация управления и планированичя отраслью. На V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918 г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен Н.А. Семашко, его заместителем - З.П. Соловьев.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:


  • единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

  • равная доступность здравоохранения для всех граждан;

  • первоочередное внимание детству и материнству;

  • единство профилактики и лечения;

  • ликвидация социальных основ болезней;

  • привлечение общественности к делу здравоохранения.

И хотя эти принципы разрабатывались и в 19в, впервые в мире они были реализованы и положены в основу государственной политики в Советской России.

Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Хотя еще сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.


Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Медицинская система уделяла особое внимание вопросам материнства и рождения. Для поддержки материнства и младенчества была организована такая же вертикальная система — от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов. Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно с этим само правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии. Также создавалась и сеть специализированных детских поликлиник, способствовавших серьезному снижению показателей детской смертности. Таким образом, численность населения страны за первые 20 лет увеличилась практически вдвое.

Еще одной важной реформой стала профилактика заболеваний, а также устранение изначальных причин их возникновения, притом как медицинских, так и социальных. На различных производственных предприятиях страны, которые в то время создавались с большой скоростью, организовывались медицинские части, которые занимались выявлением, профилактикой и лечением профессиональных заболеваний. Также они оказывали первую неотложную помощь при получении производственных травм различной степени тяжести, и курировали назначение работников в активно строящиеся оздоровительные санатории.

Профилактика понималась Семашко и в узком, и в широком смысле. В узком — как санитарные мероприятия, в широком — как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха — профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов государственной санитарной противоэпидемической службы на всей территории страны.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Сталинскую Конституцию СССР , которая первая в мире статьей 124 гарантировала право граждан на бесплатное здравоохранение..

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. С 50-х годов из года в год увеличивались ассигнования на здравоохранение,и к 1965 г. за 4 послевоенные пятилетки финансирование подошло к рекордной цифре - 6,5% ВВП. Удалось на порядок увеличить все основные показатели материально-экономической базы здравоохранения. Число врачей с 14,6 на 10 тыс. чел. населения в 1950 г. выросло до 23,9 в 1965 г.; средних медицинских работников с 39,6 до 73,0; госпитализация в городах увеличилась в это время с 15% населения до 20,1%, в сельской местности - с 7,7% до 18,9%; число коек в больницах возросло с 57,7 до 96,0 на 10 тыс. населения; число поликлиник и амбулаторий достигло 36,7 тыс., женских консультаций и поликлиник для детей - 19,3 тыс (Источник: The System of Public Health Services in the USSR / By red. U.P.Lisitsin. - M.: Ministry of Health of the USSR, 1967. - Р. 44.)

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 1960-е гг. получила развитие новая отрасль медицины - космическая медицина. Это было связано с развитием космонавтики, первым полетом Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. и другими событиями в этой области.

В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли.

Наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью.Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев - амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более) и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи (В терапии стали выделяться и развиваться отдельные специальности (кардиология, пульмонология и т. д.).

Хирургия шла вперед семимильными шагами, так как разрабатывались принципы микрохирургии, трансплантологии и протезирования органов и тканей. В 1965 г. была проведена первая успешная пересадка почки от живого донора.) Это было генеральной линией развития здравоохранения.

В середине 1970-х гг. активно открывались и оснащались диагностические центры, совершенствовалась охрана материнства и детства, много внимания уделялось сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Несмотря на все достижения, к концу 1970-х гг. советская медицина переживала период спада из-за недостаточного финансирования и недоразработки определенных государственных программ по здравоохранению.

В 70-х годах начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения. Это уже отход от традиционной советской системы здравоохранения - от ее чисто бюджетного варианта и полностью государственного регулирования. Главные врачам получают право оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. И уже в конце 80-х гг. тяжелое финансовое состояние бюджетных ЛПУ обусловило введение в ряде регионов СССР НХМ. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и, прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения, к многоканальной системе.

Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:

· переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;

· сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;

· развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

· установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),

· использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность.

Для территориальных поликлиник и территориально-медицинских объединений нормативы бюджетного финансирования устанавливались в расчете на одного жителя по подушевому нормативу. Поликлиники должны были оплачивать стационарное лечение пациентов, проживающих на их территории, по системе предварительного возмещения затрат из расчета средней стоимости за пролеченного больного с учетом профиля койки; услуги скорой медицинской помощи и консультативно-диагностических центров. Поликлиники были заинтересованы в сокращении расходов на стационарное лечение, в связи с этим большое развитие получили дневные стационары и центры амбулаторной хирургии в поликлиниках, а также стационары на дому.

Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

· платные услуги населению и предприятиям;

· средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

НХМ не удалось решить проблемы финансирования здравоохранения. Причин для этого было много. Во-первых, бюджетные средства выделялись,все в меньших размерах и не могли обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений. А дополнительные доходы не могли обеспечить даже скудное функционирование ЛПУ, и рассматривать их как серьезный источник финансирования не приходится.

(НХМ явилось предпосылкой к многоканальной системе финансирования ЛПУ после развала СССР).

Но эта система уже начинает отходить от заданых канонов системы Семашко.

Часто приводят структурированность системы Семашко за ее недостаток, тк пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице, то пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Этот "либеральный" недостаток, который придумали скорее всего современники. Конкуренция между больницами или врачами русских-советских врачей это вообще нонсенс. Традиции советской медицины предусматривали взаимопомощь и коллегиальность.

Главной же проблемой системы Семашко называют недофинансированность. Но разве это проблема самой отрасли здравоохранения? Это проблема всего государства! И это вообще никак не может характеризовать саму систему.

Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. - 6,6% (6,5%), 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0% 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны. Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

При этом расходы на здравоохранение составляли в 90-е гг. ХХ в. на душу населения: в США - $2000, Турции - $150, в России - $50. Остаточный принцип финансирования отрасли здравоохранения, привел к тому, что состояние здоровья населения РФ стало постоянно ухудшаться.

Дефакто с развалом Советского Союза финансирование отрасли здравоохранения резко рухнуло. Началась тотальна дискредитация системы Семашко и вообще советской системы здравоохранения. Возникла платная часть ранее бесплатного здравоохранения. Медицина разделилась на платную для состоятельных и на государственную для бедных.


Через двадцать пять лет после краха Советского Союза, мы понимаем что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как один из лучших в мире.

По данным статистики сегодня четверть заболевших россиян не обращается к врачам. Примерно еще столько же обращаются редко, когда, что называется, сильно приспичит. И только 44% – то есть, менее половины – считают, что при любом, даже самом несерьезном недуге типа насморка без «людей в белых халатах» не обойтись.

Еще немного медицинской статистики

Последние статистические данные гласят, что только 8% россиян пользуются услугами платных поликлиник и стационаров. Причем рост желающих доверить свое здоровье бизнесменам от медицины ничтожен: всего 2% за 10 лет. Около половины наших сограждан продолжают при необходимости обращаться за медпомощью в государственные учреждения. Однако две трети этого большинства категорически недовольны качеством медицинского обслуживания, жалуясь на невнимательность, грубость и некомпетентность медперсонала. Почему же при этом люди, подобно ежикам из поговорки, «колются, плачут, но продолжают жевать кактус»? Да просто не видят разницы между платным и бесплатным визитом. Не по времени (платные врачи действуют быстрее) – по результатам. А если, как утверждает популярный рекламный слоган, не видно разницы – зачем платить больше, да и вообще платить?



А еще каких-то 25 лет назад было иначе. Что случилось, почему при всех новейших достижениях медицины мы перестали ей доверять? Почему новинки в сфере фармацевтики и медицинской техники часто не впечатляют и не вызывают энтузиазма? Почему лечение, назначенное современным врачом, несмотря на использование самых современных препаратов, нередко оказывается неэффективным? Чтобы ответить на все эти «почему», предлагаем провести небольшой сравнительный анализ здравоохранения в СССР и в постсоветской России.

1. Медицинское обслуживание в СССР было бесплатным. Причем никаких страховых медицинских полисов советским гражданам не требовалось. Чтобы получить врачебную помощь в любой точке Советского Союза, взрослым достаточно было паспорта, а детям – свидетельства о рождении. Правда, и платные поликлиники в СССР были, но,
во-первых, их было ничтожно мало, а во-вторых, работали в них опытнейшие врачи, нередко – с учеными степенями.

Сегодня тоже существует видимость альтернативы: можно пойти в районную поликлинику, а можно и в платную. В первом случае талон к врачу надо брать за неделю-две – это если к терапевту, к узкопрофильным специалистам очередь порой растягивается на полгода. Во втором вас обслужат быстро, но далеко не факт, что качественно (почему – об этом ниже). И в обоих случаях вам назначат груду дорогущих лекарств. Только платный доктор обязательно назначит повторное посещение, а то и не одно, ведь каждый ваш визит – это его заработок.

2. Советские врачи получали великолепное образование. Достаточно сказать, что уже к 1922 году в вузах молодой страны Советов было дополнительно открыто 16 новых медицинских факультетов. Серьезные реформы в сфере медицинского образования произошли в конце 60-х годов: именно тогда время обучения в медицинских вузах увеличилось до семи лет.

Сегодня «лечить» может практически каждый: и тот, кто выучился на врача, и тот, кто попросту купил диплом медицинского вуза. И даже тот, у кого вообще нет никакого образования, даже среднего. И «лечат». Все, кому не лень. Насколько успешно – это уже другой вопрос. Главное – запустить хорошую рекламу, чтобы обеспечить себя ежедневной работой. И эта реклама отлично работает на радость предприимчивым менеджерам от медицины, ведь каждый ваш визит к платному врачу – это его заработок.

3. Советские медики получали твердые оклады независимо от количества принятых пациентов. Поэтому они могли себе позволить неспешный и обстоятельный осмотр больного, результатом которого был более точный диагноз.



Сегодня, несмотря на новейшее диагностическое оборудование число неверно поставленных диагнозов и, как следствие, неправильно назначенного лечения, увеличивается ежегодно. Нередко врачи в платных поликлиниках элементарно путают анализы пациентов, в чем неоднократно приходилось убеждаться автору этих строк. А виновата во всем пресловутая спешка: надо успеть принять как можно больше заболевших, ведь каждый ваш визит к платному врачу – это его заработок.

4. Одной из основополагающих идей советского здравоохранения была профилактика эпидемий и тяжелых хронических заболеваний. За 73 года в СССР удалось резко снизить детскую смертность, забыть об эпидемиях сыпного тифа и холеры, полностью истребить малярию и отменить за ненадобностью прививки от оспы. К работникам предприятий медики выезжали непосредственно на рабочие места для профосмотра и прививок. С теми же целями врачи посещали детские сады и школы. Как бы ни тряслись советские школьники при виде стоматологического кресла или шприца с вакциной в руках медсестры – отвертеться от прививки или лечения зубов было практически невозможно.



В современной России тоже уделяется серьезное внимание профилактике болезней: проводится всеобщая диспансеризация населения, делаются плановые и сезонные прививки, появились новейшие вакцины против гриппа. Но появились также и болезни, о которых в Советском Союзе даже не слышали: СПИД, свиной и птичий грипп, лихорадка Эбола… Правда, наиболее прогрессивные ученые утверждают, что эти «новомодные» болезни выведены искусственно, а СПИДа как болезни и вовсе не существует. И внедряются эти болезни тоже искусственно, чтобы было потом кого лечить. Ведь каждый ваш визит к доктору (платному или нет, неважно) – это его заработок.

5. И, пожалуй, самое короткое, но очень показательное отличие советской медицины от постсоветской: в СССР для врачей мы были пациентами, для современных медиков мы клиенты… Красноречиво, правда?

P .S . По злой иронии, пока писалась эта статья, по местным новостям передали следующее: «Из аптек могут исчезнуть препараты стоимостью дешевле 50 рублей. Производители утверждают, что выпускать парацетамол, валидол, корвалол, цитрамон, активированный уголь и другие дешевые лекарства стало нерентабельно, и они вынуждены работать себе в убыток. Федеральная антимонопольная служба предложила увеличить цены дешевых препаратов на 5 рублей, но представители фармацевтических компаний ответили, что такое мизерное повышение их не устраивает. А еще они считают, что дешевые лекарства не пользуются спросом и попросту затоваривают аптеки, в то время как потребители отдают предпочтение дорогим импортным препаратам, которые считаются более эффективными».

Правда, последнее утверждение руководителя фармкомпании явно попахивает заказухой… Хотя, может, он просто не в курсе, каков размер доходов у основных потребителей его продукции – инвалидов и пенсионеров? Потому и уверен, что они предпочитают покупать разрекламированные заграничные средства за несколько сотен и даже тысяч рублей. Действительно, откуда ему это знать…

Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед медициной и здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся путём социально-экономических и медицинских мероприятий.

Была создана материально-техническая база медицинской науки. Государственный институт народного здравоохранения стал прообразом последующих более мощных объединений медицинских научно-исследовательских институтов. Всесоюзный экспериментальной медицины институт имени А. М. Горького был организован как комплексное учреждение, призванное осуществлять синтез естественных наук, в частности, экспериментальной биологии и медицины. Успехи медицинской науки и советского здравоохранения привели к существенным сдвигам в состоянии здоровья населения. Были ликвидированы многие эпидемические заболевания, общая смертность в 1940 снизилась до 18,3% на 1 тысячу жителей, когда в 1913 году эта цифра доходила до 30,2%.

Война с фашистской Германией потребовала создания научно обоснованной организации медицинской помощи раненым и больным. Чёткая работа медицинской службы армии позволила возвратить в строй после излечения 72,3 % раненых и свыше 90 % больных. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий и сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. Итоги этой работы были подведены в коллективном научном труде -- многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.».

В 1944, несмотря на трудности военного времени, была учреждена Академия медицинских наук СССР, которая объединила ведущие медицинские научно-исследовательские институты и возглавила разработку проблем медицинской науки. В послевоенные годы научные исследования в области медицины приобрели особенно широкий размах. В 1972году более пятидесяти пяти тысяч научных работника вели исследовательскую работу более чем в 350 научно-исследовательских учреждениях и более чем в 100 медицинских и фармацевтических институтах, на медицинских факультетах университетов и в институтах усовершенствования врачей.

В 1972 году была 731 тысяча врачей, из них 29 тысяч врачей приходилось на 10 тысяч жителей. Количество коек в больницах увеличилось в этом же году до 2793 тысяч, а в 1940 их было 791 тысяча. Общая смертность уменьшилась почти в 4 раза, детская смертность -- более чем в 10 раз, средняя продолжительность жизни возросла с 32 до 70 лет.

Теоретическая медицина, опирающаяся на методологию диалектического материализма, развивалась в борьбе, как с механистическим, так и с идеалистическим пониманием проблемы причинности и механизмов развития болезни. Уже в 20-е годы были сделаны попытки пересмотреть общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Изучение проблемы причинности в медицине привело к выводу, что следует различать главную причину, без которой заболевание в своей качественной специфичности не может развиться, и условия, которые не способны вызвать заболевание, но влияют на его возникновение, течение и исход.

Многие исследования вскрыли несостоятельность попыток построения теории болезни на основании частных закономерностей, касающихся роли эндокринной, вегетативной и других отдельных систем в процессе заболевания и выздоровления. На современном этапе развития медицинской науки в СССР проблема болезни решается как проблема разностороннего нарушения регуляции функций, захватывающего различные уровни нервной, эндокринной, соединительнотканной и других физиологических систем вплоть до молекулярного уровня. Признавая большое значение внутренних факторов -- наследственности, конституции и других, советская медицинская наука считает, что действительный источник болезней нужно искать в неблагоприятном влиянии на организм факторов внешней среды -- физических, биологических и социальных, учитывая при этом, что действие разнообразных причин болезней на человека зависит от условий труда, быта, характера социально-экономических отношений и состояния самого организма, который не пассивно, а активно относится к воздействиям внешней среды.

Большое влияние на развитие теории медицины оказали труды советских физиологов. Физиологическое направление не только стало ведущим в советской теоретической медицине, но и явилось воплощением творческого союза физиологов и клиницистов, получив применение в различных клинических дисциплинах. Так, Г. Ф. Лангом и его школой разработана концепция о гипертонической болезни как неврозе сосудодвигательных центров. Невропатологи и психиатры использовали учение о высшей нервной деятельности для объяснения патогенеза неврозов и некоторых психозов. Материалистическая рефлекторная теория, установившая зависимость сознания человека от окружающей среды, оказала решающее влияние на развитие русской психиатрии, которая в СССР приняла ярко выраженное физиологическое направление.

Отличительная черта медицины в СССР и других социалистических странах -- её профилактическое направление. В условиях бесплатной, общедоступной и высококвалифицированной медицинской помощи населению профилактика приобрела общегосударственное значение, стала основой охраны государством и обществом здоровья народа. Решение её задач в СССР, а затем и в других социалистических странах, слилось с преобразованием окружающей человека среды. Формы профилактики различны: осуществление общесанитарных мер по охране природы и оздоровлению внешней среды, условий быта и труда; контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий; организация сети лечебно-профилактических учреждений, домов отдыха, санаториев, детских домов, интернатов, яслей; проведение массовых профилактических осмотров населения и многое другое. Важнейшим методом синтеза профилактики и лечения является диспансеризация. Проведение в жизнь системы профилактических мероприятий позволило добиться существенных результатов в борьбе с так называемыми социальными болезнями (венерические болезни, туберкулёз и другие).

Профилактическое направление обусловило характерные черты клиники внутренних болезней в СССР: интерес к изучению предболезненных состояний, тщательный анализ социального фактора в этиологии болезни, учение о трудовом прогнозе, связь с практикой здравоохранения. В педиатрии, акушерстве и гинекологии в советское время это направление стало ведущим, что нашло выражение в государственной системе охраны материнства и детства. Отражение профилактического направления здравоохранения -- создание сети курортов и впервые разработанные в СССР основы социальной курортологии. Основоположники социальной гигиены в СССР Н. А. Семашко, З. П. Соловьёв, А. В. Мольков и другие, опираясь на марксистское положение о ведущей роли социальных условий в возникновении и предупреждении заболеваний, разработали теоретические основы советского здравоохранения и наметили социальные меры сохранения и восстановления здоровья населения. Целям профилактики служат санитарное просвещение, а также деятельность Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, находят растущее международное признание. 23-я Всемирная ассамблея здравоохранения по инициативе делегации СССР приняла резолюции, в которых рекомендует в качестве наиболее эффективных принципов построения и развития систем национального здравоохранения «провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения», «создание единого национального плана» (здравоохранения), «проведение мер общественной и индивидуальной профилактики», обеспечение всего населения «квалифицированной и бесплатной профилактической и лечебной помощью» и др. Новый этап в проведении государственных мероприятий по оздоровлению условий труда и быта советского народа связан с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». Охрана здоровья населения признана не только делом медиков и государственного медицинского ведомства, но и долгом каждого перед Законом.

Перед медициной стоят важные задачи изучения природы сердечнососудистых заболеваний и злокачественных опухолей, путей их профилактики и лечения; разработки проблем молекулярной биологии вирусов, химиотерапии и профилактики вирусных инфекций, иммунологии и многие другие. Огромное значение приобретают учёт всё возрастающего воздействия факторов внешней среды, научно-технического прогресса на здоровье и трудоспособность человека, предвидение последствий этих воздействий и разработка научно обоснованных мероприятий по оздоровлению внешней среды.

Возрастающее значение медицинской науки и здравоохранения как отрасли народного хозяйства, расширяющейся сферы человеческой деятельности, проявляется, и в области международных отношений. Пример этого -- соглашения СССР с США, Францией и другими странами по вопросам охраны внешней среды, совместно исследований по проблемам кардиологии, онкологии и другим актуальным вопросам. Советские учёные-медики участвуют в деятельности международных научных обществ, ассоциаций, международных медицинских журналов, специализированных организаций ООН, прежде всего Всемирной организации здравоохранения. Развитию научного сотрудничества способствует проведение в СССР международных медицинских конгрессов, конференций и симпозиумов.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СССР, система гос., социально-экон. и медико-сан. мероприятий по сохранению и укреплению здоровья нас., обеспечению высокой трудоспособности и активного долголетия людей. Охрана здоровья в СССР - одна из наиболее важных социальных задач КПСС и гос-ва. Конституция СССР закрепляет право граждан на охрану здоровья и устанавливает материальные и правовые гарантии, обеспечивающие реализацию этого права. (См. также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.)

Как спец. отрасль гос. управления 3. охватывает вопросы совершенствования системы служб лечебно-профилактич. помощи, сан.-гигиенич. и противоэпидемич. обеспечения, подготовки и усовершенствования мед. кадров, охраны здоровья женщин и детей, лекарств. помощи, развития мед. науки и др. Осуществлению задач 3. способствуют повышение уровня жизни нас., создание благоприятных условий труда и быта, охрана труда, социальное обеспечение, социальное страхование, организация отдыха, рациональная система воспитания и обучения и т. д. Меры по охране здоровья предусматриваются гос. планами социально-экон. развития, что создаёт условия для макс. использования в интересах сохранения и укрепления здоровья нас. всех ресурсов общества, для постоянного наращивания потенциала 3., обеспечивает единство мероприятий в области охраны здоровья, их эффективность, реальную возможность осуществления мер обществ. профилактики, охраны окружающей среды, планомерное и соответствующее потребностям нас. и нар. х-ва развитие служб 3. Социалистич. 3. имеет плановый характер и профилактич. направленность, обеспечивает бесплатную и общедоступную мед. помощь, единство мед. теории и практики, широко использует достижения науки и техники, сотрудничество с др. гос-вами в области мед. науки.

Становление и развитие сов. 3. тесно связано с экон. и социальными преобразованиями, планомерно осуществляемыми в стране после Окт. революции 1917. И июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет об образовании Наркомздрава. В 1936 был создан союзно респ. Наркомат 3., с 1946 - Мин-во 3. СССР; соответств. органы созданы во всех союзных и авт. республиках. Отделы 3. имеются в исполкомах краевых, обл., гор. и районных Советов нар. депутатов. Для мед. обслуживания отд. отраслей экономики в составе ряда мин-в созданы ведомств, медико-сан. службы. С 1965 в обеих палатах Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по 3. и социальному обеспечению, с 1976 - комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. При местных Советах нар. депутатов работают постоянные комиссии по 3. Наиболее важные задачи социалистич. 3. указаны в решениях съездов КПСС и в спец. постановлениях ЦК КПСС и Сов. пр-ва.

В СССР создана единая система амбулаторно-поликлинич. и стационарных учреждений. Все виды мед. помощи бесплатны и общедоступны (поликлинич., стационарная, лабораторные исследования, помощь при родах и др.). Больным, страдающим нек-рыми хронич. заболеваниями (онкологич., гематологич., психич. и др.), а также инвалидам Великой Отечеств, войны 1941-45 и детям в возрасте до 1 года лекарства отпускаются бесплатно не только при стационарном, но и при амбулаторно-поликлинич. лечении. Гос. социальным страхованием предусмотрена выплата пособий в случае нетрудоспособности временной, по беременности и родам (см. Охрана материнства и детства); оплачивается большая часть расходов на санаторно-курортное лечение и отдых, лечебное питание, проведение оздоровит. работы среди детей, подростков, студентов. В сфере 3. занято 6 млн. ч., в т. ч. св. 1 млн. врачей и св. 2,8 млн. лиц ср. мед. персонала.

Внебольничная помощь оказывается по участково-терр. принципу, обеспечивающему макс. приближённость к нас. и преемственность лечебно-профилактич. обслуживания. В нач. 1980-х гг. в стране было св. 35 тыс. поликлиник и амбулаторий; на каждые 2 тыс. взрослого нас. выделяется должность участкового врача-терапевта, к-рый, кроме лечебной помощи, осуществляет профилактич. мероприятия. Участково-терр. принцип положен и в основу организации внебольничной помощи женщинам и детям. Создана сеть жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий. В амбулаториях и поликлиниках получают лечебную помощь 80% больных, что свидетельствует о высокой эффективности этого вида помощи. Выло также св. 23 тыс. стационарных лечебных учреждений на 3324 тыс. коек (12,5 койки на 1 т. ч.). Имеются многопрофильные и специализир. больницы, на базе к-рых созданы специализир. центры областного, межобластного, республиканского и всесоюзного значения. Ежегодно скорую мед. помощь оказывают (амбулаторно и при выездах; в т. ч. кардиологич., реанимац., детские и др. специализир. бригады) более чем 80 млн. больным и пострадавшим. Развёрнута широкая сеть мед. учреждений для медико-сан. обслуживания рабочих, на крупных предприятиях созданы медико-сан. части. Всё это позволило максимально приблизить мед. помощь к месту работы. Мед. обслуживание нас. сел. местности организуется с учётом экон.-геогр. и демографич. особенностей и построено по принципу этапности оказания мед. помощи. Вне-больничную помощь оказывают в леч. амбулаториях и на фельдшерско-акушерских пунктах, стационарное лечение осуществляют в участковых, центральных, районных, обл., краевых и респ. больницах.

Мед. обслуживание в целом и прежде всего профилактич. деятельность органов 3. играют важную роль в осуществлении проводимой гос-вом демографич. политики, в обеспечении благоприятного течения демографич. процессов. значит. (по сравнению с дореволюц. временем) снижение общей и младенч. смертности, увеличение ср. продолжительности жизни, улучшение показателей физич. развития во многом связаны с кардинальным улучшением сан. состояния страны, с ликвидацией одних и резким снижением других инфекц. болезней, планомерным осуществлением профилактич. и противоэпидемич. мер, постоянным повышением уровня мед. помощи, эффективной деятельностью по воспитанию здорового поколения. Работа жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий не только способствует снижению материнской и младенч. смертности, но и обеспечивает правильное физич. развитие детей, предупреждает возникновение заболеваний, закладывая фундамент здоровья и активного долголетия. Особенно важна в этом отношении работа амбулаторно-поликлинич. учреждений по диспансеризации и проведению профилактич. осмотров больных и здоровых лиц, что обеспечивает предупреждение, раннее выявление и своевременное лечение разл. форм неинфекц. заболеваний и в конечном счёте способствует увеличению продолжительности жизни и трудоспособности граждан.

Значение этой работы возрастает в связи с изменением осн. типа патологии: в СССР неинфекц. болезни (сердечнососудистые, онкологич., эндокринные, хронич. заболевания органов дыхания) являются осн. причиной смерти, инвалидности и временной нетрудоспособности нас. Для их предупреждения намечено осуществить широкую программу первичной профилактики, в к-рой ведущее место занимает борьба за здоровый образ жизни, устранение вредных привычек, выявление лиц с т. н. факторами риска, т. е. тех, у кого в связи с условиями или образом жизни вероятно возникновение заболевания, и лиц с начальными проявлениями заболевания - для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.

Важнейшие профилактич. функции несёт сан.-эпидемиологич. служба, к-рая обеспечивает контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, орг-циями и отд. гражданами действующих сан. норм (что устраняет или значительно уменьшает воздействие на организм неблагоприятных факторов природной и производств. среды), а также организует проведение сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятий. Профилактич. направленность сов. 3. отражает также принятая в СССР система проф. отбора и периодич. мед. осмотров.

Система организации 3. в СССР прошла проверку временем и получила междунар. признание. В принятой 23-й Всемирной ассамблеей 3. (1970) резолюции об осн. принципах развития нац. служб 3. важные принципы и положения социалистич. 3. признаны наиболее эффективными и рекомендованы всем гос-вам - членам Всемирной орг-ции 3. (ВОЗ) для использования при выборе схемы организации мед. помощи нас. Высокую оценку система сов. 3. получила на Междунар. конференции по первичной медико-сан. помощи (1978, Алма-Ата).

  • - Первыми стационарными лечебными учреждениями в Петербурге были военные госпитали - Сухопутный и Адмиралтейский, открытые в 1715 и 1717...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Показатели состояния здоровья населения Японии являются одними из лучших в мире. По данным на 1999 г., средняя продолжительность жизни мужчин равнялась 76,9, а женщин - 82,9 года...

    Вся Япония

  • - общественная функциональная система, весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья каждого человека и всего населения. В ...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - англ. health care; нем. Gesundheitswesen. Система соц.-экон. и медицинских мероприятий, а также соц. институтов, деятельность к-рых направлена на сохранение и повышение уровня здоровья населения...

    Энциклопедия социологии

  • - I Здравоохране́ние система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья населения, функционирование которой обеспечивается наличием кадров,...

    Медицинская энциклопедия

  • - совокупность мер социально-экономического и медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом...

    Большой медицинский словарь

  • - "... - система охраны здоровья граждан в стране...

    Официальная терминология

  • - комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества...
  • - Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Пр. о...

    Орфографический словарь русского языка

  • - здравоохране́ние сущ., с., употр. сравн...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ЗДРАВООХРАНЕ́НИЕ, -я, ср. Охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней и поддержание общественной гигиены и санитарии. Всемирная организация здравоохранения. Министерство здравоохранения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЗДРАВООХРАНЕ́НИЕ, здравоохранения, мн. нет, ср. . Система правительственных мер по поддержанию общественной санитарии и гигиены. Народный комиссариат здравоохранения...

    Толковый словарь Ушакова

  • - здравоохране́ние ср. Система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека...

    Толковый словарь Ефремовой

"ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СССР" в книгах

№ 49 Приказ МВД СССР № 0500 с объявлением Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР»

автора Кокурин А И

№ 49 Приказ МВД СССР № 0500 с объявлением Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» 27 октября 1956 г. г. МоскваОбъявляется для руководства и неуклонного выполнения Постановление Совета Министров СССР и ЦК

№ 81 Приказ МЮ СССР и МВД СССР № 005/0041 «О передаче из МЮ СССР в МВД СССР ИТЛК»

Из книги ГУЛАГ (Главное управление лагерей), 1917-1960 автора Кокурин А И

№ 81 Приказ МЮ СССР и МВД СССР № 005/0041 «О передаче из МЮ СССР в МВД СССР ИТЛК» 28 января 1954 г.Сов. секретноПостановлением Совета Министров Союза ССР от 21 января 1954 года № 109-65сс на Министерство внутренних дел СССР возложены содержание, охрана и персональный учет всех

№ 150 Письмо Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР о передаче из МВД СССР в Министерство юстиции СССР исправительно-трудовых лагерей и колоний

Из книги ГУЛАГ (Главное управление лагерей), 1917-1960 автора Кокурин А И

№ 150 Письмо Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР о передаче из МВД СССР в Министерство юстиции СССР исправительно-трудовых лагерей и колоний 28 марта 1953 г.Сов. секретноэкз. № 2Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1953 года предусмотрена передача в

№ 151 Проект постановления Совета Министров СССР о передаче из МВД СССР в Министерство юстиции СССР исправительно-трудовых лагерей и колоний

Из книги ГУЛАГ (Главное управление лагерей), 1917-1960 автора Кокурин А И

№ 151 Проект постановления Совета Министров СССР о передаче из МВД СССР в Министерство юстиции СССР исправительно-трудовых лагерей и колоний 28 марта 1953 г.Совершенно секретноО передаче из Министерства внутренних дел СССР в Министерство юстиции СССР

Здравоохранение

Из книги Советский анекдот (Указатель сюжетов) автора Мельниченко Миша

Здравоохранение 3681. Врач: «Член партии? Не дышите! Не дышите!»3681A. Доктор в советской поликлинике выслушивает больного и одновременно спрашивает сведения для заполнения анкеты: «Женат?.. Дышите… Член профсоюза?.. Дышите… Член партии?.. Не дышите, не дышите…»СБ: н.д. [ШО 194?: 16]

Здравоохранение

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

Здравоохранение Давным-давно, когда доктора знали не так много и обычно сами были мелкими предпринимателями, пациенты шли к своему врачу общей практики и только при необходимости направлялись на лечение к специалисту, нередко платившему врачу общей практики

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром

автора

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром 27 мая 1939 г. СекретноСидс заявил, что ему поручено передать советскому правительству новый проект

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру

Из книги Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну [сборник] автора Шубин Александр Владленович

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру 2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"»

автора Артизов А Н

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР №196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель

СССР. Здравоохранение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

СССР. Здравоохранение Здравоохранение Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с

№ 7 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКГБ СССР В ЦК ВКП(б), СНК СССР, НКО СССР и НКВД СССР от 6 марта 1941 г.

Из книги автора

№ 7 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКГБ СССР В ЦК ВКП(б), СНК СССР, НКО СССР и НКВД СССР от 6 марта 1941 г. Сообщение из БерлинаПо информации, полученной от чиновника Комитета по четырехлетнему плану, несколько работников комитета получили срочное задание составить расчеты запасов сырья и

№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР

Из книги автора

№ 9 ЗАПИСКА НАРКОМА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР В.Н. МЕРКУЛОВА В ЦК ВКП(б), СНК И НКВД СССР С ТЕКСТОМ ТЕЛЕГРАММЫ АНГЛИЙСКОГО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. ИДЕНА ПОСЛУ АНГЛИИ В СССР С. КРИППСУ О НАМЕРЕНИЯХ ГЕРМАНИИ НАПАСТЬ НА СССР № 1312/М 26 апреля 1941 г.Совершенно секретноНаправляем