Проверки ФСС: правила игры изменились. Выездная проверка ПФР и ФСС: что проверяют Что проверяет фсс при камеральной проверке

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.

ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:

– отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» , а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.

Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.

Отметим, что в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:

– количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
– наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
– осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
– применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
– несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:

– организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
– камеральная проверка.

Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.

Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:

– правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ;
– правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению: федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ ):

– требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
– получать пояснения;
– сверять данные учета и отчетности;
– определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание: в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.

Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона № 212-ФЗ ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.

Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:

1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;

2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;

3) лицензии, действующие в проверяемом периоде и другие документы;

4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;

5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету «Касса», и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;

6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС;

7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.

Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.

Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ , а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:

1) пособие по временной нетрудоспособности:

– листки нетрудоспособности;
– расчет пособия;
– приказы о приеме на работу;
– табели учета рабочего времени;
– расчетно-платежные ведомости;
– трудовые книжки работников;

2) пособие по беременности и родам:

– документы, перечисленные в п. 1;
– заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 дней со дня их рождения):

– заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
– приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
– расчет пособия;
– копия решения суда об усыновлении;
– справка о рождении, выданная органом загса (копия свидетельства о рождении);
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;

4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:


– справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;

5) единовременное пособие при рождении ребенка:

– заявление о назначении пособия;
– справка о рождении, выданная органом загс;
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что пособие ему не выплачивалось;

6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

– заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
– приказ о предоставлении отпуска;
– копия свидетельства о рождении ребенка;
– справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;

7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):

– заявление на выплату пособия;
– справка о смерти, выдаваемая органом загс;

К сведению: возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:

– заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
– расчет среднего заработка;
– копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
– приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
– справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.

В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ ).

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон № 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.

Для чего нужны проверки ФСС?

Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:

  • начисление и своевременность перечисления взносов;
  • целевое расходование средств на страховые случаи;
  • правильность учета путевок;
  • произошедшие на предприятия случаи травматизма и проведенные расчеты по ним;
  • контроль выполнения банками обязательств о предоставлении информации по процедурам открытия и закрытия счетов страхователями.

К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.

Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:

  • сверяют даты на больничном листе и в табеле;
  • производят пересчет страхового стажа, учитываемого для определения процента выплаты по временной нетрудоспособности;
  • сличают подписи на разных документах для выявления подделок.

Необходимые документы

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

Документы общего характера

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Документы узкоспециализированные

Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:

  • оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
  • пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
  • расчеты сумм страховых выплат;
  • документация, подтверждающая факт выплаты пособий.

Порядок проведения выездной проверки

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

Порядок проведения камеральной проверки

Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.

Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:

  1. Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
  2. Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
  3. Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.

При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.

На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.

Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.

Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

Оформление результатов

Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:

  1. При камеральной проверке – до 10 рабочих дней.
  2. При выездной проверке – до 2 месяцев.

Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:

  • при личной встрече путем вручения документа из рук в руки, подтверждением факта передачи бланка будет подпись уполномоченного представителя работодателя о получении акта;
  • почтовым отправлением (это единственный способ при уклонении руководства предприятия от получения акта о правонарушениях).

В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.

СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.

Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.

На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.

Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:

  • необходимости привлечения работодателя к соответствующей форме ответственности;
  • отсутствии оснований для привлечения к ответственности администрации предприятия.

Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.

Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:

  • об уплате недоимки;
  • о погашении штрафа или пени.

Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.

Контроль за отчислениями предприятий страховых взносов в ФСС и осуществлением расходов производится региональными отделениями Фонда. Оперативным мероприятием контроля является камеральная проверка, проверяемый период которой составляет 3 месяца. Срок проведения процедуры исчисляется от даты представления налогоплательщиком расчета о начисленных и уплаченных взносах. В статье рассмотрим как проходит камеральная проверка ФСС, ее сроки и необходимые документы.

Основные моменты проведения камеральной проверки

Процедура проведения камерального мероприятия контроля имеет особенности:

  • Основанием для начала проверки служит расчет, представленный налогоплательщиком.
  • Для открытия проверки не требуется издание специального решения руководителя. Основанием для начала процедуры служит подача организацией или ИП отчетности – квартального расчета взносов. Мероприятия контроля охватывают предприятия, имеющие предпосылки к проверке.
  • Проверка производится ревизорами Фонда в отделении ФСС без уведомления налогоплательщика. При отсутствии ошибок или необходимости подтверждения расходов предприятие не знакомят с процедурой и результатом.
  • Проверяющий компанию ревизор учреждения имеет право запросить первичные документы для подтверждения отчислений или расходов.

Право, предоставляемое законодательством фонду для проведения контроля, установлено в ст. 37 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07. 2009г. Камеральные проверки ФСС проводятся по аналогии с проверками ИФНС, порядок проведения которых установлен ст. 34 указанного ФЗ. Процедуры камерального контроля учреждений ФСС и ИФНС имеют совпадения по документообороту, срокам, основаниям проверки и оформлению результатов. Читайте так же статью: → , →

Предпосылки для проведения проверки

Налогоплательщики, регулярно представляющие отчетность, своевременно уплачивающие взносы и производящие умеренные расходы, редко подвергаются проверке ФСС. Под проверку попадают компании в случаях:

  • Наличия значительного числа ошибок в отчетности и нарушений, противоречащих законодательству.
  • Представления отчетности с пропуском сроков.
  • Систематического превышения показателей расходов над начисленными взносами.
  • Регулярного получения существенных сумм из бюджета для покрытия расходов, направляемых на социальные нужды.Возмещение производится при недостаточности собственных средств для покрытия расходов социального страхования.

Безусловным основанием для проведения камеральной проверки является подача налогоплательщиком расчета с заявлением на возмещение расходов.

Документы, проверяемые в ходе ревизии

Камеральная проверка преследует цель выявления соответствия учетных данных фактическим, законодательным нормам и подтверждения целевого расходования средств. Если в процессе проверки выявляются ошибки или данные, требующие подтверждения, предприятию предоставляется 5 дней на подготовку и подачу оправдательных документов. Инспектор ФСС имеет право затребовать документы, касающиеся начисленных, уплаченных взносов и произведенных расходов периода.

Проверяемые документы Показатели, подвергаемые контролю
Договоры о трудоустройстве Датыприема на работу
Расчетные ведомости учета заработной платы Начисленные суммы в соответствии с отчетностью
Лицевые счета работников Суммы вознаграждений конкретного работника
Табели учета трудового времени Наличие сведений о работнике при проверке нахождения лица в отпуске, по болезни, использовании выходного дня
Справки-расчеты Верность расчета
Заявления работников Дата, соответствие назначению
Приказы на отпуск, предоставление дополнительного выходного дня Соответствие дат
Расходные кассовые ордера (РКО) или платежное поручение с выпиской при оплате безналичным расчетом Факт осуществления выплаты
Свидетельство о рождении ребенка Подтверждение даты рождения
Листки нетрудоспособности Назначение, даты, период, суммы расчета
Справка с места работы супруга Проверка отсутствия двойных выплат

При проверке документов ревизором могут быть запрошены общие сведения о предприятии и деятельности. При выявлении ошибочных данных ответственные лица представляют объяснительные по поводу фактов допущенных нарушений.

Назначения выплат, проверяемые Фондом

В процессе контроля расходов ревизоры ФСС проверяют целевые затраты работодателя, направляемые на оплату:

  • Пособий, выплачиваемых при наступлении временной нетрудоспособности, включая выплаты по беременности и родам.
  • Единовременных выплат при рождении ребенка.
  • Пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • Пособий на погребение.
  • Оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
  • Путевок в оздоровительные учреждения.
  • Расходов по травматизму и профессиональным заболеваниям.

Каждое направление расходов имеет свой перечень оправдательных документов, используемых при проверке инспектором. О наличии подтверждающих выплаты документов работодатель и сотрудники бухгалтерии должны позаботиться до произведения расчетов.

При подаче в Фонд пакета бумаг для подтверждения целевого назначения расходов перечень документов уточняется у ревизора.

Рассмотрим пример №1 перечня документов при выплате единовременного пособия при рождении ребенка. Работник предприятия ООО «Восток» Ковалева В.М. обратилась к работодателю за выплатой пособия при рождении ребенка. В бухгалтерию организации Ковалева В.М предоставила: заявление с просьбой о выплате пособия, копию свидетельства о рождении ребенка, оригинал справки из органов ЗАГСа о регистрации ребенка, оригинал справки, выданной работодателем супруга об отсутствии выплат.

По итогам квартала ООО «Восток» произвело возмещение расходов из бюджета и предоставило документы для проверки. Камеральная проверка ТО ФСС определила полноту документов для произведения выплаты.

Проверка выплат по листкам нетрудоспособности. Пример

Преимущественные суммы затрат направляются работодателями на выплаты по листкам нетрудоспособности. Работник получает на время отсутствия средний заработок, рассчитанный на основании предшествующих случаю 2-х лет. При проверке соответствия требованиям расчетов ревизором Фонда определяется полнота сведений.

Показатели к проверке

Детализация

Реквизиты листка Наличие штампа, печати, подписей ответственных лиц медицинского учреждения.
Корректность заполнения Отсутствие исправлений, полнота сведений
Данные лица и работодателя Наличие и соответствие данных документам
Период действия документа Даты начала, окончания и продления
Стаж работника Общий суммарный период работы, рассчитываемый по трудовой книжке
Расчетные данные выплаты Точность определения среднедневного заработка и суммы к выплате
Применение коэффициентов Наличие понижающих (при работе с оформлением на половину ставки) и повышающих (при работе в местах Крайнего Севера) коэффициентов

Контроль ревизора направлен на подтверждение:

  • Полноты реквизитов листка нетрудоспособности.
  • Соответствия всех документов по датам – табеля учета рабочего времени, дат листка.
  • Верности определения среднего заработка и стажа работника.
  • Точности промежуточных данных расчета и итоговой суммы.

При определении длительности стажа, используемого для выплат по листкам нетрудоспособности, учитывается общий стаж. Рассмотрим один из распространенных случаев ошибок, допускаемых при расчете.

Предприятие ПО «Искра» выплатило пособие по нетрудоспособности работнику М., имеющего общий стаж менее 6 месяцев. На момент наступления болезни (открытия листка) стаж работника составил 5 месяцев 20 дней. На дату закрытия листка стаж составил 6 месяцев 3 дня. Бухгалтерский работник ПО «Искра» определила стаж на момент расчета, что противоречило дате наступления страхового случая. Выплата была произведена из расчета среднего заработка.

При проведении камеральной проверки ТО ФСС ревизор выявил расхождение данных, что привело к до начислению налога. Выплата работнику М. должна быть произведена из расчета размера МРОТ.

Порядок представления документов, запрашиваемых в ходе проверки

Документы, подаваемые в ФСС, представляются в виде дубликатов, заверенных установленным образом. Инспектор имеет право затребовать для сличения подлинники форм, представленных дубликатами. Нотариально заверенные документы для проверки в ФСС не представляются.

Порядок удостоверения документов зависит от организационной формы предприятия.

Работодатель должен заверить каждый документ, представляемый на проверку. Состав документов указывается в сопроводительном письме, содержащем номер и дату согласно журнала регистрации исходящих документов. Письмо заверяется подписью ответственного лица (руководителя, главбуха, ИП) и оттиском печати при ее использовании предприятием.Допускается представление документов в электронном виде, направляемых по каналам связи.

Составление акта камеральной проверки

При отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих обоснованность расходов или выявлении не устраняемых ошибок начисления, а также при игнорировании запросов ФСС составляется акт проверки.На оформление акта отводится 10 дней, исчисляемый от даты окончания проверки.

Акт проверки не составляется, если нарушений законодательных норм в расчетах налогоплательщика не выявлено.

Ознакомление с актом руководителя проверяемого предприятия и подпись производятся в течение 5 дней. При отсутствии связи с предприятием или отказе в получении акт по истечении срока пересылается по почте. Датой вручения признается 6-й день после отправки (или 11-й день от даты издания). Возражения по факту проверки представляются в течение 15 дней, исчисляемых от даты получения акта.

Возражения по акту проверки

Налогоплательщик имеет право опротестовать данные акта камеральной проверки. Возражения, поданные в письменном виде по материалам проверки, направляются на имя начальника территориального отделения Фонда. Период рассмотрения начальником ТО ФСС возражений составляет 10 дней, рассчитываемый от даты подачи возражений (регистрации документа в ФСС). На основании представленных доказательств принимается решение об отказе в претензиях Фонда или привлечения к ответственности. Опротестовать решение можно только в порядке судебного делопроизводства.

Рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Сколько лет необходимо хранить документы, подтверждающие выплаты из ФСС?

Проверке подлежат расходы, направляемые на социальные страховые выплаты, произведенные в течение 3-х лет. При расчете ряда выплат используются суммы, полученные работником за предшествующие случаю 2 года, что нужно учитывать при сдаче документов в архив. Все документы, связанные с выплатами работников, хранятся в течение 6 лет согласно ст. 28 Закона № 212-ФЗ. В случае проведения камеральной проверки проверкой охватываются только документы, подтверждающие расходы по расчету.

Вопрос № 2. Может ли отделение ФСС затребовать документы, касающиеся предыдущего периода в рамках камеральной проверки?

Основанием для проведения камерального контроля служит расчет, представленный налогоплательщиком. Запрашивать документы, подтверждающие расходы предыдущих периодов, Фонд может только в рамках выездной проверки.

Вопрос № 3. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников о величине заработной платы в рамках камеральной проверки?

Опросы свидетелей на предмет выявления величины вознаграждений работников не разрешены законодательством.

Вопрос № 4. Какой срок отводится предприятию на оплату сумм, указанных в требовании по решению камеральной проверки.

На погашение долга перед ФСС в виде недоимки, пени или штрафа налогоплательщику предоставляется 10 дней от даты получения требования.

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2013, N 2

ЖДЕМ ПРОВЕРКУ ИЗ ФСС

Контроль за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на профессиональных заболеваний и расходованием этих средств производится Фондом социального страхования посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Подробнее об этом - в статье.

Кому ждать проверку

Основной нормативный документ, который кадровик обязан изучить перед началом прихода проверяющих, - Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утв. Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.

Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения Фонда социального страхования: управляющим, заместителем управляющего, директором филиала, заместителем директора филиала.

Чтобы быть охваченными проверкой, нужно, чтобы предприятие отвечало хотя бы одному из критериев отбора "кандидатов" на проверку.

Критерии отбора страхователей для проверки следующие:

Наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС;

Значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;

Резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;

Нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС.

Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения ФСС и определяется с учетом множества факторов: объема подлежащих проверке расходов страхователя; численности застрахованных лиц, работающих у страхователя; отдаленности страхователя; транспортных и иных условий.

В необходимых случаях руководителем отделения ФСС могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.

Важно знать, что в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В случае если работодатель-страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежат 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.

Кого ждать

Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения ФСС.

Примерная форма

Фонда социального страхования

Российской Федерации

О ПРОВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ СТРАХОВАТЕЛЯ

Подразделения),

"__" ___________ г. N ______

__________________

(должность руководителя отделения (филиала отделения) Фонда)

_________________________

___________________________________________________________________________

1. Провести проверку ______________________________________________________

(полное наименование организации (обособленного

подразделения), Ф. И. О. физического лица)

Регистрационный номер страхователя ____________ Код подчиненности _________

ИНН _________________________________ КПП _________________________________

за период с __________ по _________________

2. В ходе проверки проверить начисление, уплату страхователем взносов

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств.

(На основании Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах

обязательного социального страхования", Федерального закона от 24.07.1998 N

125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний", Постановления Правительства

Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления,

учета и расходования средств на осуществление обязательного социального

страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний" и иных законодательных и нормативных правовых актов по

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний)

3. Проверяющие: ___________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества, занимаемые должности

___________________________________________________________________________

уполномоченных на проведение проверки должностных лиц отделения

(филиала отделения) Фонда)

__________________________________________________

(руководитель отделения (филиала отделения) Фонда)

__________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

___________________ ______________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Место печати

С решением о проведении проверки ознакомлен:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

В день начала проверки проверяющими предъявляется работодателю решение руководителя отделения ФСС РФ о проведении проверки. Не забудьте истребовать и служебное удостоверение!

Не удивляйтесь, если к вам пришла "двойная" проверка, так как проверка в отношении одного страхователя может проводиться одновременно по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Следует знать, что проверки проводятся как работниками контрольно-ревизионных отделов, так и иными работниками отделения, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя (заместителя руководителя) отделения.

Как долго будет идти проверка

Выездная проверка не может продолжаться более одного месяца. Указанный срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех месяцев.

Срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления страхователю решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо его представителю решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки. Датой окончания проверки является день подписания справки лицами, проводившими проверку.

Если возникает необходимость продлить проверку, то основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются руководителем отделения ФСС.

Руководитель или заместитель руководителя отделения вправе приостановить проведение проверки. Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководства ФСС.

В некоторых случаях проверяющие могут прийти еще раз.

Повторной проверкой страхователя признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период.

При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

Ждать повторной проверки нужно в трех случаях:

а) когда отделение ФСС задумало проконтролировать деятельность филиала отделения ФСС, проводившего проверку;

б) в случае представления работодателем уточненной расчетной ведомости по средствам ФСС за текущий период, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости;

в) когда работодатель стоит на пороге реорганизации или ликвидации.

Что будут проверять

В рамках проверки ФСС вправе проверять начисление, уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, а также расходование средств ФСС на обязательное социальное страхование филиалами и представительствами страхователя. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается не более чем на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Перед тем как отправиться с проверкой к работодателю проверяющие из ФСС собирают предварительную информацию о нем:

Основной вид экономической деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя или его обособленного подразделения, его производств (подразделений), являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;

Отчетные данные по средствам ФСС, представленные страхователем за проверяемый период;

Выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, в том числе выплаты в пользу работающих инвалидов;

Сведения о расчетах со страхователем;

Данные о предоставленных страхователю отсрочках (рассрочках);

Номера и даты решений о признании случаев страховыми при оплате временной нетрудоспособности и дополнительных отпусков пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; о финансировании проведения дополнительных и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; о выделении путевок на санаторно-курортное лечение пострадавшим; о финансировании иных мероприятий за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как проходит проверка

Проверка правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начинается с ознакомления с учредительными документами организации, а также с организационно-распорядительными документами, определяющими систему оплаты труда и формы материального поощрения, а именно:

Положениями, инструкциями и решениями работодателя, регулирующими систему оплаты труда;

Штатным расписанием;

Постановлениями, приказами, распоряжениями, коллективным договором, иными решениями по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи или иных вознаграждений;

Договорами, по которым предусмотрена выплата заработной платы или иных вознаграждений, в том числе договорами гражданско-правового характера;

Другими документами, имеющими отношение к выплатам в пользу работников.

Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом, то есть проверяются все документы. А потому к проверке необходимо подготовить следующие документы:

Приказы о приеме на работу;

Табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;

Договоры гражданско-правового характера, по условиям которых на выплачиваемые вознаграждения начисляются страховые взносы (договор подряда, договор возмездного оказания услуг и др.);

Расчетные ведомости;

Платежные ведомости;

Лицевые счета;

Банковские и кассовые документы на предмет выплат в пользу работников (доход), не относящихся к фонду оплаты труда (материальная помощь; премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей; другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков; средства на возмещение расходов работников по оплате жилья; надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, из средств работодателя; расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет предприятия; оплата путевок работникам и членам их семей на экскурсии, путешествия за счет средств работодателя и др.).

Поскольку ряд работодателей-страхователей пользуются льготами по уплате страховых взносов, они обязаны подготовить к проверке документы, подтверждающие право на льготу:

Заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида;

Сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов;

Справки (копии справок) учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников-инвалидов;

Копии расчетно-платежных документов, подтверждающих суммы выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп, организациями любых организационно-правовых форм;

Документы, подтверждающие наличие трудовых отношений организации с работниками-инвалидами.

Основаниями для назначения пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием являются:

Листок нетрудоспособности;

Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях");

Акт о случае профессионального заболевания (Приложение к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967).

Если проверяется правильность оплаты отпуска на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то будет обращаться внимание на правильность сроков предоставления отпуска, исчисление оплаты отпусков (наличие документов, подтверждающих время нахождения в пути следования к месту лечения и обратно, - заявления, копий билетов и т. п.).

Напомните бухгалтеру, чтобы заранее были найдены копия приказа ФСС РФ о предоставлении пострадавшему путевки и копия приказа страхователя о предоставлении пострадавшему отпуска.

В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов.

Примерная форма

Место штампа отделения (филиала отделения)

Фонда социального страхования

Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЕ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

На основании решения от ________ N ___ о проведении документальной выездной

проверки страхователя

Прошу представить к проверке следующие документы: _________________________

___________________________________________________________________________

(приводится перечень истребуемых документов)

___________________________________________________________________________

в срок до ___________ г.

Проверяющий _______________________________________________________________

(должность, Ф. И. О. лица, проводящего проверку)

_______________ ____________

(подпись) (дата)

Отметка о вручении:

_________________________________________________________

(руководитель организации (его представитель))

_________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

____________ ____________________________________________ _____________

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

Отметка о представлении документов ________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(варианты заполнения: документы представлены; документы не представлены;

приводится перечень непредставленных документов)

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, должны быть представлены страхователем в 10-дневный срок в виде заверенных должным образом копий.

В случае если страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых страхователь может представить истребуемые документы.

В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения ФСС вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Как фиксируются итоги проверки

В последний день проведения проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой называется предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю.

Примерная форма

О ПРОВЕДЕННОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

"__" ___________ г. N ________

___________________________________________________________________________

(должности, Ф. И. О. лиц, проводивших проверку)

___________________________________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

___________________________________________________________________________

с __________ по _____________ г. проведена документальная выездная проверка

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

___________________________________________________________________________

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное

социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний и расходования этих средств.

Регистрационный номер страхователя __________ Код подчиненности ___________

Код ИФНС России ___________________________________________________________

ИНН __________________________________ КПП ________________________________

ОГРН ______________________________________________________________________

Юридический адрес: ________________________________________________________

Адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя

(физического лица): _______________________________________________________

за период с __________________ по ___________________

Подписи должностных лиц отделения Подпись руководителя

Фонда (филиала отделения): (его представителя):

_________________________________ ________________________________________

(наименование отделения Фонда (наименование организации (обособленного

(филиала отделения)) подразделения), Ф. И. О. индивидуального

предпринимателя, физического лица)

____________ __________________ _____________ ________________________

Экземпляр справки на ________ листах получил:

___________________________________________________________________________

(Руководитель организации (его представитель))

_________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

___________________ _____________________________________ __________

(подпись) (Ф. И. О.) (дата)

По результатам проверки организации или ее обособленного подразделения, уплачивающего страховые взносы, составляется акт проверки страхователя.

А дальше по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель отделения ФСС выносит письменное решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо об отказе в привлечении к ответственности.

Решение о привлечении к ответственности выносится при выявлении нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС;

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС более чем на 90 дней;

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в отделении ФСС;

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);

Нарушение установленного срока представления в отделение ФСС установленной отчетности или ее непредставление.

Ясно, что решение об отказе в привлечении к ответственности выносится при отсутствии нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указанному виду страхования.

В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

Как должен выглядеть акт

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении ФСС РФ, другой передается руководителю проверяемой организации (или ее обособленного подразделения).

Проверьте: в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц (руководителя проверяющей группы), проводивших проверку и подписывающих акт.

Акт структурно состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Примерная форма

АКТ N _____________ "н/с"

документальной выездной проверки страхователя

по обязательному социальному страхованию

от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

___________________________________________________________________________

(наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

_____________________________________________ ___________________

(наименование населенного пункта) (дата акта)

Юридический адрес: ____________________________________________________

Адрес постоянного места жительства физического лица: __________________

Регистрационный номер страхователя _________ Код подчиненности ________

Код ИФНС России _______________________________________________________

ИНН __________________________ КПП ____________________________________

ОГРН __________________________________________________________________

Расчетный (текущий) счет N ____________________________________________

___________________________________________________________________________

(наименование банка)

БИК ___________________________________________________________________

Проверяющие: __________________________________________________________

(Ф. И. О., занимаемые должности уполномоченных на проведение

___________________________________________________________________________

проверки должностных лиц, отделения (филиала отделения) Фонда)

на основании решения от ___________ N ____ проведена проверка по

вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное

страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний и расходования этих средств за период с _________ по _________.

Проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N

165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным

законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 "Об

утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на

осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний" и иными законодательными и

нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проверка начата _______________ г., окончена ____________ г.

Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер либо лица,

исполняющие их обязанности) организации в проверяемом периоде являлись:

_________________________________ - _________________,

_________________________________ - _________________.

(наименование должности) (Ф. И. О.)

Установленная дата выплаты заработной платы ___________________________

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию __________________

(имеется,

не имеется)

Предыдущая проверка проводилась с ________________ по ________________,

акт от ________________ N ________________________________________________.

Выявленные предыдущей проверкой недостатки и нарушения устранены (не

устранены) (в случае неустранения нарушений указывается их существо).

Расчетная ведомость по средствам Фонда представлена за периоды ________

_______________________________________________________________.

1. Настоящая проверка проведена _______________________________________

(метод проведения проверки: сплошной,

выборочный, с указанием на то, какие

вопросы проверены сплошным, какие

выборочным методом)

В ходе проверки проверены: ____________________________________________

___________________________________________________________________________

(приводится перечень проверенных первичных документов,

финансово-бухгалтерских и организационно-распорядительных документов, а

также договоров гражданско-правового характера, на основании которых

производились выплаты в пользу работников, на которые начисляются взносы на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний)

К проверке не представлены: ___________________________________________

(приводится перечень непредставленных

документов)

2. Проведена проверка:

2.1. Начисления страховых взносов по установленному законодательством

тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки).

2.2. Расходов, произведенных страхователем в счет страховых взносов на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний.

2.3. Настоящей проверкой установлено следующее:

___________________________________________________________________________

(приводятся документально подтвержденные факты нарушений порядка

___________________________________________________________________________

начисления, уплаты и расходования средств Фонда с обязательными ссылками на

нормативные правовые акты или указание на отсутствие таких фактов)

3. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1. Недоимка в сумме ___________ рублей, в том числе:

а) неуплаченные страховые взносы в сумме ___________ рублей, из них в

результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд

в сумме ____________ рублей;

б) расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов в Фонд в

сумме ___________ рублей.

3.2. Излишне начисленные страховые взносы в Фонд в сумме ______ рублей.

4. По результатам настоящей проверки предлагается:

4.1. Уплатить ________________________________________________________:

(наименование организации, Ф. И. О. физического лица)

недоимку по страховым взносам в сумме _______________ рублей;

пени на недоимку по страховым взносам в сумме _______ рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам и пеней определяется помесячно с

учетом излишне перечисленных страхователем страховых взносов, а также

задолженности отделения (филиала отделения) Фонда.

4.2. Отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам

Фонда недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые

взносы и не принятые к зачету расходы.

4.3. Привлечь _________________________________________________________

(полное наименование организации (обособленного

подразделения), Ф. И. О. индивидуального предпринимателя,

физического лица)

к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов:

4.4. Перечислить в добровольном порядке:

Недоимку в сумме _______ руб. _______ коп. (КБК ___________________);

Пени в сумме ___________ руб. _______ коп. (КБК ___________________)

(наименование банка)

БИК ____________________;

Штрафные санкции в сумме _______ руб. _______ коп. (КБК ___________)

на расчетный (текущий) счет N __________________ __________________________

(наименование банка)

БИК ____________________.

4.5. Устранить ________________________________________________________

(приводятся предложения проверяющих по устранению

___________________________________________________________________________

выявленных нарушений)

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте проверки, а

также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в

течение 15 рабочих дней со дня получения настоящего акта в

___________________________________________________________________________

(наименование отделения (филиала отделения) Фонда)

письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным

положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в

согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие

обоснованность своих возражений.

В случае неуплаты в добровольном порядке недоимки, пеней и штрафов

региональным отделением Фонда будет принято решение о привлечении

страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний.

Подписи лиц, проводивших проверку: Подпись руководителя (его

представителя):

______________________________________ __________________________________

(наименование отделения (филиала (наименование организации, Ф. И. О.

отделения) Фонда) индивидуального предпринимателя,

физического лица)

_______________ ____________________ ___________ ____________________

(подпись) (Ф. И. О.) (подпись) (Ф. И. О.)

Экземпляр акта с _________________ приложениями на __ листах получил:

(количество

приложений)

Руководитель (его представитель):

___________________________________________________________________________

(должность, наименование организации (обособленного подразделения),

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица)

_________________ _________________________ ______________

(подпись) (Ф. И. О.) Дата

Страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов

указанной проверки лично или через своего представителя. В этом случае

необходимо подтвердить полномочия представителя, предъявив доверенность.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка, не является

препятствием для рассмотрения материалов проверки.

Управляющий (заместитель) отделением: ____________________

Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:

Номер, который присваивается акту при его регистрации в ФСС;

Наименование места проведения проверки (указывается населенный пункт, на территории которого она проводилась);

Дату подписания акта лицами, проводившими проверку;

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) согласно учредительным документам;

Регистрационный номер и код подчиненности страхователя;

Код ИФНС России, в которой состоит на учете организация (обособленное подразделение);

ИНН/КПП организации (обособленного подразделения);

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

Код основного вида экономической деятельности;

Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (указывается на каждый проверяемый год);

Установленную скидку (надбавку) к страховому тарифу;

Банковские реквизиты (расчетный счет, наименование банка, БИК);

Фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения ФСС, который они представляют;

Дату и номер решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки;

Указание на цель проверки: проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;

Период, за который проведена проверка;

Фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа.

Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Обратите внимание: если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;

Установленную дату выплаты заработной платы;

Сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;

Сведения о представлении расчетной ведомости по средствам ФСС за проверяемый период;

Сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие - выборочным методом;

Перечень проверенных документов;

Перечень непредставленных страхователем документов (в случае неполного представления страхователем необходимых для проверки документов по запросу ФСС);

Иные сведения.

Описательная часть акта проверки содержит изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.

По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:

Период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;

Оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам ФСС, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета;

Ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.

Обратите внимание: акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Итоговая часть акта (заключение) должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):

Сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду экономической деятельности;

Сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в ФСС);

Излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений;

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке;

Расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведенные при отсутствии решения отделения ФСС или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств в соответствии с данными регистров бухгалтерского учета;

Сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;

Сведения о доначисленных страховых взносах;

Факты задержки страховых выплат в установленные сроки;

Расчет пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств ФСС, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения ФСС страхователю;

Факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны быть применены штрафные санкции.

К акту проверки прилагаются:

Копия решения руководителя отделения ФСС о проведении проверки;

Приложения к акту (за исключением случаев, когда все сведения и расчеты приведены в тексте акта).

Приложения должны быть подписаны проверяющими, а также руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения).

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица организации делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

При отказе руководителя проверяемой организации от подписания акта проверяющим на последней странице акта производится запись "От подписи акта отказался", заверенная подписью указанного лица.

Подписанный акт вручается руководителю организации (или руководителю обособленного подразделения), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в отделении ФСС, делается запись "Экземпляр акта с приложениями на __ листах получил" за подписью руководителя организации (обособленного подразделения), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если руководитель организации уклоняется от получения акта (например, не приходит в отделение ФСС или отказывается подписать уведомление о вручении у почтальона), на последней странице акта делается запись "От получения настоящего акта уклонился", заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. В этом случае акт направляется страхователю по почте заказным письмом или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. К экземпляру акта, остающемуся на хранении в ФСС, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта страхователю (его представителю). При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты его отправки.

Как оспорить акт проверки

Страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение ФСС письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в ФСС документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.

В течение 10 дней по истечении срока на обжалование акта проверки руководитель (заместитель руководителя) отделения ФСС выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.

Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации. О времени и месте рассмотрения материалов проверки ФСС надлежащим образом извещает страхователя заблаговременно. В то же время неявка страхователя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения ФСС обязательным для рассмотрения этих материалов.

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол.

Отметим, что возражения на акт проверки - это именно право работодателя, никто не вменяет ему в обязанность подавать возражение, даже если он не согласен с выводами инспекторов. Неиспользование работодателем своего права на представление в ФСС возражений по акту проверки не лишает его права обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов и не свидетельствует о его согласии с начислениями по акту.

Оговаривая правомерность представления возражений по акту проверки, законодательство не устанавливает шаблона, которым мог бы воспользоваться работодатель, кроме упоминаний о том, что такая бумага должна иметь письменную форму. Работодатель может выразить несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. В качестве доводов необходимо будет приводить прежде всего нормы законодательства, четко и ясно указывая, по каким основаниям вы не согласны с замечаниями ревизоров.

Примерный образец

В филиал N ____ ГУ Московское

региональное отделение ФСС РФ

от__________________________,

(наименование организации)

рег. N _____________________,

ИНН ________________________,

адрес: ______________________

ВОЗРАЖЕНИЯ

на акт проверки страхователя по обязательному

социальному страхованию от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

г. Москва дата _______

"___" ____________ ____ г. главным специалистом ________________ (Ф. И. О.) был составлен акт N ____ установления факта нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно акту выявлено неполное представление сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного социального страхования, за III квартал 2012 г.

Согласно акту с нашей организации предложено взыскать штраф за указанное нарушение в размере 20% от сумм, причитающихся за отчетный период страховых взносов в ФСС (___________ рублей).

Указанный акт получен нашей организацией "___" __________ 2012 г.

Однако вопреки установленным законам правилам подведения итогов проверки врученный генеральному директору акт не содержал всех необходимых приложений, которые позволили бы нашей организации определить, в чем состояло неполное представление сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного социального страхования, за III квартал 2012 г.

В связи с изложенным выше прошу оформить акт по результатам проверки надлежащим образом и представить нам недостающие приложения.

Руководитель _______________

(подпись)

В вводной части документа целесообразно указать:

Наименование организации, индивидуального предпринимателя (полностью Ф. И. О.);

Адрес места нахождения;

Наименование инспекции, куда представляются возражения;

Фамилию, инициалы и должность инспектора, проводившего проверку;

Даты начала и окончания проверки;

Дату представления возражений.

В основной части указываются выводы контролеров, с которыми вы не согласны. Дополнительно вполне можно указать положения акта проверки, с которыми вы согласны, особенно если эти положения в чем-то подтверждают вашу позицию.

Обязательно укажите, на какой именно акт проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

"В период с ____ по _____ территориальным подразделением... Фонда социального страхования была проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт N ___ от ____________".

Далее имеет смысл указать, против чего именно возражает работодатель, ведь это может оказаться не вывод проверяющих в целом, а лишь часть из претензий ФСС. Для более ясного понимания, с чем именно не согласен проверяемый, можно даже привести формулировки из акта проверки. Написать при этом можно следующую фразу:

"При ознакомлении с актом проверки работодателем был установлен ряд выводов, не соответствующих фактам хозяйственной деятельности за проверяемый период. В частности:...".

И только после этого можно приступать к перечислению норм и изложению позиции относительно верной трактовки происходящего.

Решая вопрос о подаче возражений, следует оценить информацию, указанную в акте. Если выявленные ошибки надуманы или основаны на каком-либо ошибочном толковании норм, подавать возражения, конечно, нужно. Если ошибки, выявленные проверкой, по существу справедливы и весомых аргументов против выводов инспекторов у вас нет, тогда стоит поискать процедурные нарушения, допущенные контролерами при проведении проверки и составлении акта (сроки проведения проверки, направление требований о представлении документов и др.).

Доказательства представляйте в виде подборок копий первичных или других документов по спорным моментам. Все ссылки на нормативно-правовые акты указывайте в скобках после доводов. Уместно сослаться и на судебную практику. Здесь тоже есть некоторые правила. Если важные для вас выводы есть в актах высших судов (Конституционного, Высшего Арбитражного или Верховного), то их, конечно, указывайте в первую очередь. Если нет - выберите те постановления федеральных арбитражных судов, которые по обстоятельствам максимально сходны с вашей ситуацией.

Библиографический список

1. Возмещение из ФСС. Когда могут потребовать лишние документы // Главная книга. 2012. N 8.

2. Мингазова Э. И. Обобщение судебной практики рассмотрения дел с участием Фонда социального страхования за 2007 - 2010 годы // Арбитражные споры. 2010. N 4.

Камеральная проверка ФСС проводится территориальным органом Фонда социального страхования на основании отчетности, подаваемой проверяемым юридическим лицом или ИП. Такой вид проверки осуществляется без выезда к проверяемому страхователю.

Основания для проведения камеральной проверки

Основаниями для проведения камеральной проверки ФСС является факт сдачи отчетности и/или промежуточной расчетной ведомости. Проверка проводится в течение 2 месяцев после сдачи отчета страхователя, а при выделении средств Фонда — на протяжении 10 дней с даты подачи документации (п. 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением ФСС от 21.05.2008 № 110).

В соответствии с п. 2 ст. 34 федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) камеральная проверка может быть проведена в течение 3 месяцев с момента сдачи расчета по уплаченным и начисленным страховым взносам.

В связи с тем, что в различных нормативных документах указаны разные сроки, следует отталкиваться от законодательно установленного срока в 3 месяца, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем подзаконный нормативный акт, т.е. постановление ФСС.

Под отчетностью понимаются отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Также ФСС осуществляет камеральную проверку:

  • документов, которые подаются вместе с обращением на выделение средств Фонда;
  • промежуточной расчетной ведомости и подтверждающих целевые расходы средств Фонда документов для льготников.

Отличием камеральной проверки от выездной является то, что проверяющие из территориального отделения ФСС не выезжают к работодателю, а осуществляют проверку на своем рабочем месте, т.е. по адресу регионального отделения Фонда. Проверка проводится в соответствии со ст. 34 Закона № 212-ФЗ.

Основой для проведения камеральной проверки служат сдаваемые юридическими и физическими лицами-предпринимателями расчеты по уплате и начислению страховых взносов, а также документы, которые имеются у проверяющих в отношении данного страхователя.

Что проверяют во время проведения камеральной проверки?

Камеральная проверка ФСС проводится в таком же порядке, как и налоговая (по аналогии можно применять ст. 88 Налогового кодекса). Специального решения начальства Фонда на проведение проверки не требуется, а основанием для ее начала является факт обнаружения несоответствия в данных.

О порядке проведения налоговой камеральной проверки вы сможете прочитать в нашей статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году» .

Проверяющих из ФСС обязательно заинтересует целевое расходование средств, предназначенных для выплат социальных страховок. Так, сличаются даты в табеле и в листке нетрудоспособности, анализируется порядок расчета страхового стажа при выплате больничных, сверяются подписи на документах. Такая более тщательная проверка, в том числе и проверка правильности заполнения листка нетрудоспособности, проводится при запрашивании пояснений тех или иных цифр, отображенных в отчете.

Оформление результатов проверки

Если при проведении камеральной проверки ошибок не выявлено, то работодатель-страхователь может и не узнать, что она проводилась. Если же в расчете страховых взносов (уплаченных и начисленных) были обнаружены ошибки или противоречивые/несоответствующие действительности сведения, то об этом факте сообщается страхователю.

Также одновременно запрашиваются пояснения выявленных при проведении камеральной проверки расхождений (ошибок или неточностей). Проверяемому страхователю дается 5 дней для предоставления пояснений либо внесения исправлений в отчетность. Страхователь вместе с пояснениями может предоставить проверяющим выписки из бухгалтерских регистров или иные документы, которые бы подтверждали достоверность предоставленных сведений.

Если в результате рассмотрения пояснений и иных документов, поданных работодателем, не будет подтверждена достоверность данных из предоставленного расчета либо если проверяемое лицо проигнорирует просьбу о передаче уточнений и пояснений, тогда инспектор, осуществляющий проверку, устанавливает, что имеет место правонарушение. В этом случае оформляется акт проверки.

Акт проверки оформляется по установленной форме, утвержденной приказом ФСС от 09.03.2010 № 37.

Порядок составления акта указан в ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Акт составляется в 10-дневный срок после того, как истечет срок для проведения камеральной проверки.

На подписание акта проверки отводится 5 дней, а в случае пересылки почтой он считается врученным на 6-й день после отправки. Если страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, не согласен с отраженными в акте сведениями и сделанными выводами, то он сможет в 15-дневный срок после получения акта на руки направить в ФСС письменные возражения по указанному акту. К возражениям стоит также добавить подтверждающие правоту страхователя документы.

Итоги

Камеральная проверка страхователя проводится инспекторами территориального отделения ФСС на основании предоставленной им отчетности и иных документов, которыми располагают служащие Фонда. Проверка проводится без выезда к работодателю на протяжении 3 месяцев с даты сдачи им отчетности.

Если ошибок при проведении камеральной проверки не обнаружено, то страхователю не сообщается о том, что проводилась проверка. Если же найдены ошибки/неточности/недостоверность данных, то страхователя просят дать пояснения по выявленным фактам.

Если после предоставления пояснений сведения о допущенной ошибке подтверждаются либо если страхователь проигнорировал просьбу о предоставлении пояснений, проверяющими из ФСС в 10-дневный срок составляется акт. На подписание акта отводится 5 дней. Если страхователь не соглашается с изложенными в акте выводами/сведениями, то в 15-дневный срок с даты его получения он сможет направить в ФСС свои возражения.