Традиционная китайская медицина – история, методы лечения, традиции. Традиционная китайская медицина – история, методы лечения, традиции Традиционная китайская медицина

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Ни одна страна не славится таким количеством оздоровительных систем, как Китай. Многие из них настолько древние, что дошли до нас только благодаря легендам. В древних китайских монастырях создавались и развивались многочисленные учения о Вселенной и о месте в ней Человека.

Одной из таких систем, дошедших до нас из глубины веков, зародившейся в недрах монашеской обители, является система «Чжуд-ши».

Последователи этой древней методики не просто знали, как излечиться от болезни, они знали, как предлагожить человеку жить, не зная даже, что такое болезнь. Важно отметить, что язык тибетских монахов не содержал такого понятия, как «заболевание».

Истоки китайской медицины теряются в глубине веков. Письменные труды, впервые обобщившие опыт предшествующих поколений по применению методов диагностики заболеваний и их и лечения, датируются У-Ш вв. до н. э.

Теория китайской медицины наиболее полно и четко изложена в книгах «Ху-ан Ди Ней Цзен», «Нань Дзен», «Шан Хань Лунь», «Дзен Гуй Яо Люе», «Вэнь Йи Лунь».

Самые древние представления и понятия сохранялись, но в то же время в течение последующих столетий китайская медицина развивалась дальше, воспринимала новые идеи.

Уже во II в. до н. э., наряду с собранием лекарственных растений, древние китайские трактаты по медицине выделяют и другие возможности лечения: гимнастические упражнения, ванны, компрессы, массажи.

В лечебной книге V в. описываются уже 360 веществ как растительного, так и минерального и даже животного происхождения, которые могут использоваться для лечения различных заболеваний.

Медицина Древнего Китая – это прежде всего философия, причем не привычная для европейского человека, а намного более древняя, чем европейская цивилизация, восточная философия с понятиями и метафорами, присущими только восточному складу мышления.

Упражнения или рецепты здоровья Древнего Китая достаточно разнообразны. Но они имеют под собой прочную основу – твердые знания и представления о строении человеческого тела и об основных принципах его функционирования.

Философия даосизма заложила основные принципы медицины Древнего Китая.

Особенностью китайской медицины являлся ее подход к человеческому организму как к части Вселенной и даже модели мироздания, а сложные физиологические процессы, в нем происходящие, толковались как природные явления в окружающем мире.

Организм человека – это неотъемлемая часть Космоса. Все процессы, вся жизнь человека постоянно находятся под влиянием сил окружающей природы.

Древние китайские мудрецы считали, что мир первоначально представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые они называли ци.

Первоначально эти частицы существовали в виде сплошной бесформенной массы, которая затем подверглась процессу разделения, размежевания.

Чи (или ци), согласно принципам восточной, и в частности китайской, медицины – жизненная энергия, которая присуща каждому живому организму, причем у каждого организма, у каждого человека этот энергетический потенциал различен. Частично он определяется генетической памятью, наследственностью.

Но в тоже время он во многом зависит от образа жизни и мыслей человека, от того, какой путь человек выберет, от умения гармонично сосуществовать, взаимодействовать с окружающим миром, находить свое место, ориентироваться в пространстве и времени.

Природа – неделимая единая система, включающая в то же время полярные, но взаимодополняющие аспекты инь и ян. Они подвержены постоянным превращениям, находясь в постоянном движении.

Если все компоненты природы сбалансированы, то и жизнь течет в гармонии. Если равновесие полярных сил нарушено, то неминуемо наступает катастрофа.

Важно поддерживать этот баланс сил в природе, поэтому в течение многих веков врачи-философы наблюдали и изучали природу, пытались постичь ее тайну и секреты взаимодействия с ней.

Так, согласно канонам традиционной восточной медицины человек может оставаться здоровым.

Человек – маленький космос, и подчиняется он тем же законам, и силы, влиянию которых он подвержен, те же. Поэтому, если человек не владеет искусством поддержания равновесия и цельности, если он не способен адаптироваться к какому-либо измененному условию, то это общее нарушение выливается в заболевание.

В восточной медицине важно познать законы функционирования мира, обрести личную гармонию можно лишь в контексте целого.

Конечно, современная традиционная восточная медицина не соотносится с современными канонами научной и доказательной медицины, что порождает у современного человека недоверие к ней. Она окружена мифами и легендами, полна тайн и загадок, и неудивительно, что многие считают ее эксцентричным шарлатанством.

Но в тоже время необходимо отметить, что китайская медицина представляет собой самостоятельную целостную систему, включающую в себя и теорию возникновения и развития болезней, и методы их диагностики, и конечно же методы лечения.

Мировоззрение, присущее древней китайской медицине значительно отличается от западного вообще и от современного западного в частности.

Медицина Древнего Китая помогает людям уже не одну тысячу лет, она, несомненно, выдержала испытание временем. Наверное, следует относиться к ней прежде всего как к философии, как к особому мировоззрению, охватывающему все аспекты человеческого бытия.

Важен особый подход китайской медицины к человеческому организму как к единому неделимому целому, где каждый отдельный орган – часть системы, и жизнедеятельность отдельной клетки – отражение жизнедеятельности всего организма.

Профилактика заболеваний всегда имела для китайской медицины важнейшее значение. Идея предотвращения болезней была в самых истоках врачебного искусства Древнего Китая. Профилактике заболеваний в китайской медицине отводится решающая роль. Китайские мудрецы уже более двух тысяч лет назад говорили о том, о чем научная медицина начала говорить только в середине XX-го столетия.

Лечение в китайской медицине направлено на укрепление организма и профилактику возможных заболеваний.

Для китайского врача важно было заподозрить предрасположенность того или иного человека к какой-либо болезни, выявить заболевание на самых ранних этапах его развития, когда использование самых простых методов лечения (назначение диеты, выработка определенных правил поведения человека, массаж и др.) позволяло человеку оставаться здоровым.

Подход к лечению у древних китайских врачей был похож на современный. Сначала лечение было симптоматическим – приступая к лечению больного, врачи Древнего Китая купировали в первую очередь основные симптомы болезни, те, которые больше всего беспокоили больного, и старались лечить их. После облегчения состояния больного врач старался лечить «корень» заболевания. Именно это было целью лечения. Поэтому порой лечение продолжалось долгое время, несмотря на то, что больной уже чувствовал себя здоровым.

В основе бесконечности Вселенной и ее целостности лежат непрерывная цепь превращений, взаимные переходы одной субстанции в другую. В контексте этого положения всякая живая материя проходит определенные этапы существования: рождение, развитие, расцвет, старение, умирание, превращение.

Качествами инь или ян древние наделяют каждую вещь, любой процесс, всякое явление, все свойства определенного предмета или организма. В основе всего сущего – соотношение этих двух начал. Инь не может существовать отдельно от ян: они образуют одно динамическое единство. Единство и противодействие инь и ян обусловливает прочную взаимосвязь между ними. Всякое изменение и развитие вещей происходит благодаря вечному стремлению к вытеснению друг друга. Это и является фундаментальной движущей силой природы. Свет и тьма, страдание и удовольствие, телесность и неосязаемость, возбуждение и торможение – вот лишь несколько примеров такого взаимодействия противоположностей инь и ян.

Инь и ян имеют широкий, всеобъемлющий смысл. Общеизвестно, что под инь понимают темное женское начало, под ян – начало светлое, мужское. Инь – это всегда слабость, неустойчивость. Ян – это твердость и сила. Инь соотносится с северо-востоком и северо-западом, зимними холодами, луной, правой стороной, ночью, низом, внутренностями, тяжестью, покоем и кровью. Ян – с юго-востоком и юго-западом, летом, огнем, солнцем, левой стороной, днем, верхом, легкостью, наружными тканями, движением и энергией. В инь и ян – это холмы или реки, только инь – «теневой склон», а ян – «светлый, солнечный склон»

Инь и ян полностью противоположны друг другу, но благодаря их тесному взаимодействию и существует весь мир. Они взаимовытесняют друг друга, переплетаются друг с другом, рождают пять первоэлементов, или стихий: вода, огонь, металл, дерево и земля.

Абсолютно все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны – инь и ян. В каждом явлении отражены два характера. В китайской традиционной философии – солнечный свет, жара и движение имеют ян-характер, а ночь, дождь, холод и покой – инь-характер.

Инь и ян неотъемлемая часть всех явлений в мире, они развиваются и взаимосвязаны друг с другом в развитии, их равновесие – основа жизни – изменяется в зависимости от определенных условий согласно общим законам.

Инь и ян составляют сущность неба и земли, закономерность десяти тысяч вещей, это отец и мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти. Также говорится, что инь находится внутри и является стержнем ян. Ян находится снаружи и является вестником инь.

Основное правило китайской медицины гласит: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Законы инь – ян можно применить также к структуре и функциям человеческого организма. Инь означает материальные составляющие тела, а ян – его функции. Инь и ян не статичны, они постоянно изменяются, но при этом они постоянно дополняют друг друга. На этом основаны и физиологические законы, например закон возникновенияч функций органов (ян) за счет потребления продуктов питания (инь). Таким образом, равновесие ян и инь в организме в результате обмена веществ достигается в движении (питание) и т. д.

Инь и ян могут переходить друг в друга, превращаться в собственную противоположность. Этот процесс характеризует не только количественные изменения, но и качественные. Правилом превращения инь и ян по древней китайской медицине объясняется изменение симптомов болезней. Признаки ян могут переходить в признаки инь.

Симптом ян превращается в симптом инь, когда, например, при острых инфекционных заболеваниях лихорадочные состояния, если полностью исчерпывается сопротивляемость организма, переходят в понижение температуры тела.

Единство инь – ян связывает различные части тела и органы человека как в функциональном, так и в морфологическом смысле. Но древние китайские источники свидетельствуют также, что верхняя часть человеческого тела относится к ян, а нижняя – инь. Также и в топографических отношениях поверхность тела относится к ян, внутренности – к инь.

По тому же принципу рассматривается каждый внутренний орган, каждый орган имеет свои инь и ян.

Даже сам человек со всей совокупностью своих индивидуальных особенностей может относиться к инь или ян типу. Правда, далеко не всегда соответствие полное. Чаще всего в человеке преобладают те или иные, иньские или янские, тенденции. Чем больше инь, тем меньше ян, и наоборот.

Вся совокупность физиологических процессов находится во взаимозависимости. Основы физиологических функций организма – это основы взаимодействия инь и ян. Поэтому вся жизнь человека неразрывно связана с инь и ян.

Например, жидкость в человеческом организме израсходована под влиянием внешних или внутренних факторов, т. е. жидкости (инь) становится меньше, и возникает состояние пустоты и жары (ян).

Хронические заболевания с позиции китайской медицины объясняются общим опустошением организма, одновременным ослаблением обеих сторон жизни (инь и ян). Инь и ян в этом случае пребывают в состоянии пустоты.

Итогом такого подхода является разделение, классификация всех заболеваний, патологических процессов и болезненных состояний на две основные большие группы – ян-симптомы и инь-симптомы.

Баланс инь – ян можно рассматривать как явление гомео-стаза. Обеспечение гармонии, восстановление нарушенного равновесия (гомеостаза), поддержание защитных сил и реактивной способности организма – главная цель лечения в восточной медицине. И это, нужно отметить, вполне соотносится с европейской теорией поддержания гомеостаза и гомеокинеза.

Современная медицина предлагает, как известно, интегра-тивный подход к человеческому организму, т. е. рассмотрение частных явлений человеческого организма в контексте всего организма. Именно такой подход и предлагает древняя китайская концепция инь – ян. Китайский врач не рассматривает болезнь отдельного органа или даже системы органа – для него это неполадки во всем организме.

Китайские врачи выделяют четыре основных типа таких нарушений:

1) избыток ян при инь нехватке;

2) нехватка ян при инь избытке;

3) избыток ян и инь одновременно;

4) нехватка ян и инь одновременно.

Причем у одного и того же человека в одних органах может быть излишек инь или ян, влекущий за собой соответствующие болезни, патологические процессы, а в других – недостаток, также проявляющийся в виде заболеваний.

Вылечить человека можно, только восстановив утраченное равновесие, а сделать это можно, прибавляя или убирая ян или инь.

Кроме того, важно отметить, что нет такого явления, в котором было бы абсолютное инь или абсолютное ян. В каждом явлении обязательно присутствует и то и другое.

Человек – совокупность двух начал, их тесное переплетение и взаимодействие, из которого и вытекают все особенности жизнедеятельности, физиологии, характера, все таланты и склонности, сила и слабость.

Вся китайская медицина, как научная, так и практическая, все дисциплины, которые она в себя включает: патология, анатомия, физиология, клиническая диагностика и лечение – все подчинено этой многогранной модели, которая также именуется принципом гармонии и равновесия. Этот принцип особенно важен в профилактической медицине, так как позволяет прогнозировать и предотвращать многие болезни.

Диагностика заболеваний в китайской традиционной медицине строится исходя из шести руководящих принципов, которые охватывают все типовые патологические процессы человеческого организма. Эти принципы: поверхность (бяо) и внутренняя часть (юи), холод (хань) и жара (жэ), пустота (ху) и полнота (ши). Поверхность, жара и полнота – это проявления ян, внутренняя часть, холод и пустота – инь.

Осмотр, выслушивание, опрос и ощупывание – традиционные приемы, используемые и в современной европейской медицине. В то же время это четыре основных метода постановки диагноза в традиционной китайской медицине. Для китайского врача эти приемы дают всю необходимую информацию о пациенте.

Обобщается эта информация в дальнейшем исходя из тех самых восьми руководящих принципов.

Основное правило древней китайской терапии – «при болезнях ян следует привлекать для лечения инь, а при болезнях инь следует привлекать для лечения ян», «необходимо усилить господство воды, чтобы подавить преимущества ян. Необходимо улучшить источник огня, чтобы устранить его подавление со стороны инь».

Диагноз китайского врача может звучать достаточно странно: «пустота инь почек» или «ян печени поднимается наверх». Но в этом диагнозе заложена сама суть лечения, оно соответственно будет направлено на дополнение инь почек или на снижение ян печени, т. е. смысл лечения состоит в уравновешивании инь и ян, а форма терапевтического воздействия заложена уже в самом диагнозе.

Индивидуальный подход – важная особенность китайской медицины, она сохранилась и до настоящего времени, что немаловажно.

Если слабый человек, чувствующий постоянную усталость, внезапно заболевает простудой, то лечение больного после устранения симптомов в китайской медицине направлено на устранение предрасположенности к простудным заболеваниям.

В древней китайской медицине существовал ряд принципов, по которым осуществлялось лечение.

Кроме того, большое значение имел принцип «лечение должно идти от противного». Этот принцип согласовывался с концепцией инь – ян. При ян-болезни (полнота) полагалось воздействовать на организм успокаивающе, при инь-болезни (пустота) – возбуждающе.

Помимо концепций инь – ян в древней китайской медицине существовал еще один принцип лечения древней восточной медицины – правило «бу-се». Это можно перевести на русский язык как «прибавить – отнять». «Бу» означает: восполнить, возбудить, тонизировать, а «се» – выпустить, тормозить, седатировать, рассеять.

Когда заболевание или патологический процесс связаны с понижением функции (недостаточность энергии в меридиане) – необходимо «бу», что означает прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. Когда патология сопровождается повышенной функцией (избыток энергии в меридиане) необходимо воздействие «се», что означает отнять энергию, оказать тормозящее действие.

В научной медицине эти процессы обозначаются как возбуждение и торможение.

Какой бы метод лечения ни применялся, он всегда соответствует этим основным принципам.

В основе любой жизнедеятельности лежит энергия. Организм – энергетически открытая система, осуществляющая постоянный обмен энергией с внешней средой. Функционирование организма тесно связано с энергией, поступающей извне.

Энергию можно представить в виде потока заряженных частиц. Между организмом и внешней средой, между отдельными органами и системами организма протекают постоянные взаимодействия, идет постоянный энергообмен. С точки зрения древней китайской медицины, это возможно благодаря существованию в организме энергетических каналов, через которые и возможен обмен.

Весь организм можно разделить на 12 последовательно расположенных, объединенных в единую структуру меридианов, или каналов (цзинло). Эти меридианы парные, они симметрично ориентированны относительно плоскости, которая делит тело на правую и левую половины. Одна их этих ветвей функционально более активна. К меридианам, проходящим через весь организм, относятся заднесрединный и переднесре-динный меридианы.

Кроме того, каждому каналу-меридиану соответствуют определенный орган или система организма. Существуют меридианы всех отдельных органов: легких, желудка, сердца, почек и т. д.

Энергия, поступающая в организм извне, циркулирует по большому кругу. В течение 24 часов она проходит через все органы. Последовательность этой циркуляции строго определенная: начинается с меридиана легких, затем переходит на меридиан толстой кишки, желудка, селезенки, поджелудочной железы, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почек, перикарда, трех частей туловища, желчного пузыря, печени. Проделав полный круг за 24 часа, энергия возвращается к меридиану легких.

Известно наличие в организме человека биологически активных точек (БАТ). Они расположены на энергетических каналах. Эти точки проходят строго по линиям, которые тянутся от головы до кончиков пальцев рук и ног. Энергетические каналы проложены от точки к точке. Но терапевтический эффект оказывает воздействие не на любую БАТ, а только родственные. Родственные точки отвечают на любое воздействие, оказанное на их энергетический канал организованно.

Некоторые БАТ располагаются не только на этих четких линиях. Часть из них рассеяна по всему организму хаотично, но такие БАТ также важны в лечении. Эти точки относятся к более мелким энергетическим структурам организма.

Именно эти линии БАТ являются в организме проводниками различных по своей природе энергий. Следовательно, именно они управляют различными процессами жизнедеятельности. В конечном счете, они позволяют устанавливать в пределах организма гармонию инь и ян и пяти первоэлементов.

Конечно, меридианы разных людей не лишены индивидуальных особенностей, но точки активности (сюэ) меридиана у всех одинаковы и связаны с определенными объектами. Число точек сюэ каноническое, оно точно определено и выверено тысячелетней практикой.

Сюэ – это точка активности меридиана, тот участок, воздействуя на который можно повлиять на активность всей энергии меридиана, а следовательно, воздействовать на конкретные функции, которые зависят от энергетики этой точки. Воздействуя на точки, врачи добивались определенного терапевтического эффекта.

Для восточной медицины здоровье – это прежде всего равновесие, баланс, способность сохранять и поддерживать его, несмотря на влияния внешней среды, на действие раздражителей. Любое заболевание означает невозможность такой адаптации. Если нарушена адаптация, защитные силы организма ослабевают, резервы истощаются.

Система человеческого организма включает четыре уровня: физическое тело, меридиональную систему, эмоции и психику. Низший уровень находится под влиянием высшего.

Очень часто болезнь берет свое начало в недрах разума, а затем уже реализуется на материальном уровне. В то же время любое заболевание физического тела вызывает определенные нарушения на уровне психики и эмоций.

Во всем важна гармония. Если есть гармония высших уровней, то и на низших уровнях она тоже будет.

Целостность всего организма – вот важнейший принцип китайской медицины.

Можно выделить ряд основных подходов к лечению болезней в китайской медицине.

1. Лечить главное, т. е. найти корень заболевания, выявить причины и патогенез. В китайской медицине выделяют обычное и обратное лечение, главное и второстепенное, быстрое и медленное. Эти подходы позволяют найти суть болезни и вылечить ее.

2. Укреплять сопротивляемость организма с целью повышения устойчивости к патогенным факторам: повышение иммунитета.

3. Восстанавливать равновесие, т. е. баланс между инь и ян, избыточностью и истощением, упорядочивание течения ци при его обратном движении.

4. Проявлять гибкость в лечении: нельзя судить о болезни, не зная больного; нельзя лечить только болезнь, а нужно лечить самого больного, учитывать в лечении множество различных факторов (конституцию человека, его возраст, пол, а также время, климат, географические условия и другие конкретные обстоятельства). Чтобы добиться лучшего результата, лечение должно подходить конкретному человеку.

Основные способы лечения, применяемые в традиционной китайской медицине:

1) фитотерапия, лечение лекарственными травами, препаратами из экологически чистого растительного сырья;

2) иглоукалывание;

3) прижигание полынными сигарами;

4) кровопускание в биологически активных точках;

5) тибетские ванны, состоящие из пяти видов трав, высокоэффективные при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной системы и т. д. Также применяются для продления молодости организма;

6) оздоровительная гимнастика у-шу, ци-гун;

7) разгрузочно-диетическая терапия;

8) китайский лечебный массаж туйна. Он отличается силой и глубиной воздействия и хорошо сочетается с акупунктурой;

9) гуа ша (воздействие на отдельные участки кожи специальным скребком);

10) массаж стоп;

11) лечебные банки;

12) биологически активные добавки (БАДы).

Известный ученый, китайский врач династии Цин Чэнь Чжунлин предложил восемь методов лечения, используемых и по сей день: потогонный, рвотный, слабительный, примирительный, согревательный, очищающий, и тонизирующий.

1. Потогонный метод: он представляет собой использование острых и горьких лекарств, облегчающих выделение пота через поры кожи; при этом удаляется поверхностный патогенный фактор, так называемый внутренний. Метод эффективен при простудных заболеваниях.

2. Очищающий метод: использование холодных и охлаждающих лекарств для лечения лихорадки и гипертермии, лечение, сохраняющее жидкость тела, но удаляющее ядовитые вещества и «патогенный огонь», помогает при истощении инь. Метод оказывает антибактериальное, противовирусное, анти-лептоспирозное действие; он усиливает фагоцитарную активность лейкоцитов, повышает иммунитет; некоторые препараты также укрепляют сердце, понижают артериальное давление, действуют как мочегонное средство.

С осторожностью следует применять этот метод людям со слабым здоровьем, при недостаточности в неполых и полых органах, потере аппетита и жидком стуле.

3. Рассасывающий метод: использование лекарств для удаления скопления пищи, удаления застоя и устранения различных образований в животе. Метод направлен на улучшение системы пищеварения. Эффективен при вздутиях, застое и при уплотнениях, вызванных ци (кровью, мокротой и пищей).

Обычно применяются следующие способы лечения:

1) устранение непереваренной пищи желудочными средствами. Применяется при вздутиях живота, рвоте, отрыжке, кислой отрыжке, вызванных повреждением вследствие переедания;

2) рассасывание твердых уплотнений и скоплений. Применяется для удаления плотных образований любого происхождения в животе, различных отеков, гепатоспленомега-лии, а также уплотнений в тазовой области;

3) улучшение движения ци и кровообращения: применяется при болях, отеках из-за застоя крови, болях в груди, альго-менорее и аменорее, вызванных застоем ци и крови;

4) рассасывание отеков: применяется при отеках, вызванных нарушением функции ци и отсутствием диуреза, а также при слабости нижних конечностей;

5) устранение воспаления: применяется при задержке жидкости, зобе, туберкулезе костей и суставов, эпилепсии;

6) рассасывание карбункулов.

4. Укрепляющий метод (тонизация): используется для лечения недостаточности. Тонизация в зависимости от типа недостаточности подразделяется на несколько видов:

1) укрепление ци: применяется при недостаточности селезенки и легких, одышке и слабости, плохом аппетите и жидком стуле или же выпадении матки и прямой кишки, вызванных недостаточностью ци;

2) укрепление крови: применяется при симптомах, связанных с недостаточностью крови, таких как тускло-желтый цвет лица, бледные губы и язык, головокружение и сердцебиение, скудная менструация у женщин;

3) укрепление инь: применяется при недостаточности инь, потере веса от жара типа недостаточности, сухости во рту и горле, ощущении жара в ладонях и подошвах, раздражительности и бессоннице, ночных потах, поллюции;

4) укрепление ян: применяется при недостаточности ян, похолодании нижней части тела, начиная от поясницы, слабости в нижних конечностях, окоченении в области ниже пупка, частом мочеиспускании, жидком стуле, отвращении к холоду и похолодании конечностей или же импотенции и раннем семяизвержении.

В настоящее время китайская медицина вызывает большой интерес у врачей различных специальностей. Она снова обретает большое значение в медицинском мире, в современной медицинской науке, которая позволяет объяснить многие явления.

Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Генрих Николаевич Ужегов

автора Хуа Фен

Из книги Терапевтические упражнения и массаж для снижения веса автора Хуа Фен

Из книги Целительные травы для женского здоровья автора Крис Уоллес

Из книги Тянь-ши: Золотые рецепты исцеления автора Алексей Владимирович Иванов

Из книги Чистотел и алоэ. Чудо-целители семьи автора Галина Анатольевна Гальперина

Из книги Болезни печени и желчного пузыря: лечение и очищение автора Алексей Викторович Садов

Из книги 28 новейших способов лечения вегетососудистой дистонии автора Маргарита Викторовна Фомина

Из книги 28 новейших способов лечения заболеваний почек автора Полина Голицына

А вы знаете,что такое китайская медицина?

Традиционная китайская медицина (ТКМ)

Традиционная китайская (ТКМ), система медицины не менее 23 веков, которая направлена на предотвращение или заболеваний путем поддержания или восстановления баланса инь-янь. В Китае есть одна из старейших в мире медицинских систем. Иглоукалывание и китайские травяные средства относятся к по меньшей мере 2200 годам, хотя самым ранним известным письменным свидетельством китайской медицины является «Huangdi neijing» («Внутренний классик желтого императора») от 3-го века до н.э. Этот опус предоставил теоретические концепции для ТКМ, которые сегодня лежат в основе его практики.

По сути, традиционные китайские целители стремятся восстановить динамический баланс между двумя взаимодополняющими силами: инь (пассивный) и ян (активный), которые пронизывают человеческое тело, как и вселенная в целом. Согласно ТКМ, человек здоров, когда между этими двумя силами существует гармония; , с другой стороны, является результатом распада равновесия инь и ян.

Посещение традиционной китайской аптеки - это посещение небольшого музея естественной истории. Сотни ящиков в шкафу, стеклянные коробки и банки в типичной аптеке содержат огромное количество высушенных растений и животных материалов. В 1578 году Ли Шижен опубликовал свою знаменитую бандману Бенкао (Compendium of Materia Medica), в которой перечислены 1892 и около 11 000 официальных рецептов на предмет определенных заболеваний.

Чтобы восстановить гармонию, китайский целитель может использовать любой из огромных массивов традиционных средств правовой защиты. Пациент может лечиться иглоукалыванием или акупрессурой, прижиганием (лечение мокса) или купированием (в котором горячие стеклянные чашки помещаются на пациента, чтобы нанести на кожу).

Китайский целитель может назначить заварку, приготовленную с одной (или некоторой комбинацией) тысяч лекарственных растений или высушенных частей животных (например, змей, скорпионов, насекомых, оленьих рогов) в китайском фармацевтическом арсенале.

Роль ци и меридианов

Существенным аспектом ТКМ является понимание ци (жизненной силы, буквально «жизненного дыхания»), которое протекает через невидимые меридианы (каналы) тела. Эта энергетическая сеть соединяет органы, ткани, вены, нервы, атомы и само сознание. Вообще говоря, существует 12 основных меридианов, каждая из которых связана с одним из 12 основных органов в теории ТКМ. Меридианы также связаны с различными явлениями, включая суточные ритмы, сезоны и планетарные движения, для создания дополнительных невидимых сетей.

В акупунктуре тонкие иглы вставляются в определенные точки вдоль меридианов. Иглы стимулируют меридианы и корректируют поток ци, чтобы сбалансировать инь и ян тела. Вместо игл массаж (акупрессура) также можно использовать для стимуляции точек акупунктуры. Акупунктура иногда сопровождается прижиганием, сжиганием небольших конусов травы (как правило, Artemisia moxa) в точках акупунктуры. Мало того, что сеть меридианов может использоваться для облегчения симптомов; он также может наделить ТКМ способностью изменять сознание у тех, кто получает лечение.

Практикующий ТКМ использует запах, слух, вибрацию голоса, сенсорную и импульсную диагностику, чтобы обнаружить источник неуравновешенного состояния , с каким органом он связан, и какие меридианы затронуты. Кроме того, практикующий обычно использует так называемые пять агентов или пять фаз (wuxing). Наблюдая естественный закон в действии, древние целители признали пять основных элементов в мире - дерево (му), огонь (huo), земля (tu), металл (jin) и воду (shui) - и обнаружили, что эти элементы имеют бесчисленное множество соответствия, видимые и невидимые. Эта структура помогает опытным специалистам ТКМ выявлять несбалансированные отношения. Например, одно ключевое соответствие относится к времени суток. Если у человека всегда появляется головная в 16:00, это сигнализирует о том, что Bladder qi неуравновешен, так как Bladder (из пары органов ТКМ Kidney / Bladder) отвечает за поддержание функций тела в это время. Используя теорию из пяти элементов, практик может создать план исцеления, который может содержать такие компоненты, как акупунктура, травы, изменения образа жизни и продукты для исцеления. Это может также включать китайскую психологию, которая показывает, как энергия несбалансированных эмоций может влиять на правильную функцию органа.

Травяная терапия

ТКМ использует травы и травяные формулы для усиления функции органов и поддержания хорошего здоровья. Понимание сути различных растительных компонентов дает практикующему ТКМ способ создания целебного эффекта, который выходит за пределы химического состава и физических свойств трав. Практикующий выбирает травяную формулу, сущность которой, или вибрация сигнальной энергии, правильно стимулирует или регулирует собственную энергетическую вибрацию тела.

Китайские травяные формулы, некоторые из которых используются более 2200 лет, состоят из ингредиентов, выбранных для работы в сочетании друг с другом. В западной медицине обычно назначают индивидуально для определенного эффекта. В классических травяных рецептурах ТКМ каждая трава имеет другую цель или роль, чтобы помочь организму достичь гармонии. Чтобы растение было включено в китайский аптекарь, каждая его часть должна была быть идентифицирована для другой цели исцеления. Таким образом, ТКМ также рассматривает целебные свойства продуктов. Различные продукты несут различные энергии, которые могут поступать непосредственно в определенные органы, чтобы помочь им залечить.

Современные разработки

Различные западные научные дисциплины провели исследования, чтобы узнать, как работает китайская медицина, но трудно использовать западный критерий для измерения восточной медицины. Например, во многих исследованиях по акупунктуре участвуют исследования, которые пытаются доказать, что эта модальность может устранить или уменьшить боль или облегчить определенные условия. Однако этот элементарный подход игнорирует более глубокое понимание и опыт китайской медицины о том, что человеческое тело обладает неограниченной лечебной силой и что дополнительные энергии здоровья и болезни отражают принцип инь-янь в человеческом теле.

Генетические исследования и разработка лекарств

Принцип инь-янь может применяться к генетическим заболеваниям, таким как наследственный молочной железы и связанные с ним BRCA1 и BRCA2. Согласно этому принципу естественного права, если какой-либо из этих генов активирован, где-то в другой части генетического кода существует также ген для фиксации действия ракового гена, потому что есть противоположная энергия тому, который продуцирует болезни. Должны быть дополняющие программы - один для развития болезни, а другой - для лечения.

Почти 200 современных лекарств были разработаны прямо или косвенно из 7 300 видов растений, используемых в качестве лекарственных средств в Китае. Например, эфедрин, алкалоид, используемый при лечении астмы, был сначала изолирован от китайской травы махуан. Сегодня ученые продолжают идентифицировать соединения в китайских травяных средствах, которые могут быть полезны при разработке новых терапевтических средств, применимых в западной медицине. Например, алкалоид, называемый huperzine A, был выделен из мха Huperzia serrata, который широко используется в Китае для изготовления фитотерапии qian ceng ta. Исследования показывают, что этот агент может выгодно сравнивать с изготовленными антихолинэстеразными препаратами, такими как донепезил, которые используются для лечения болезни Альцгеймера.

Медитация и здоровье

Медитативные упражнения тай-чи (тайцзицюань) и цигун («дисциплина жизненного дыхания») являются примерами других неотъемлемых особенностей традиционного китайского исцеления, которые были включены в программы здоровья и фитнеса, дополняющие современную медицину. Tai chi характеризуется преднамеренно медленными, непрерывными, круговыми, хорошо сбалансированными и ритмическими движениями, которые изначально применялись как боевое искусство. Цигун, который был известен в древнем Китае как «способ отразить болезнь и продлить жизнь», содержит элементы медитации, релаксации, техники боевых искусств и дыхательных упражнений, которые предназначены для культивирования ци и передачи их всем органам тела, Сегодня многие люди во всем мире регулярно выполняют эти упражнения для укрепления здоровья и могут действительно извлекать пользу для здоровья из упражнений и расслабления.

История китайской медицины

Четыре основных периода

Между 29-м веком и шестнадцатым веком китайская медицина прошла через четыре основных периода. Первым, начиная с 29-го до 27-го веков, было время трех императоров, в первую очередь эпоха мифа и легенды с приблизительным датированием событий. События следующих 2000 лет неясны, но можно предположить медленный рост медицинских знаний и постепенные изменения в медицинской практике.

Второй период был смесью легенды и факта, сосредоточенного на карьере Бьяна Цяо (Bian Que) - о том, какой анекдотический материал относится к первой половине V века VCE. Третий период состоял в том, что великие практикующие, врачи Чжан Чжунцзинь и Ван Шухэ и хирург Хуа Туо, бегущие от 150 до 300. Люди и события были реальными, хотя легенды выросли вокруг них. За последние 1300 лет, в которых были собраны энциклопедические произведения и написаны комментарии к более ранним авторам, появилось мало, что было оригинальным. Во второй половине XVI века тонкая коммуникация началась с медицинских представителей с Запада, и характер китайской медицины начал меняться.

Древние китайские императоры и медицинские тексты

Три императора - Фу Си, Шэннонг и Хуанди - были ориентированы на медицину. Фу Си обнаружил багуа («восемь триграмм»), символическую основу для медицинского, философского и астрологического мышления. Shennong, называемый основателем китайской медицины, также был известен как Божественный муж. Хуанди, знаменитый Желтый Император, правивший в битве 27-го века, в свое время считал, что написал «Хуандзи-пекин» («Внутренний классик желтого императора»). Тем не менее, работа была написана гораздо позже - 3-го века. Несмотря на это несоответствие, Huangdi neijing был почитаем на протяжении веков и предоставляет теоретические концепции для ТКМ.

Фу Си и багуа

Фу Си, легендарный основатель китайского народа, по общему мнению показал своим подданным, как ловить рыбу, выращивать домашних животных и готовить. Он учил их правилам брака и использованию символов изображения. Он также рассказал о багуа, который он впервые увидел на спине «лошади-дракона», когда он поднялся из вод Желтой реки (Хуанг Хэ). Чтобы выполнить все эти вещи, Фу Си должен был иметь необычное начало и долгое правление. Первая была предоставлена его матерью, которая чудесным образом зачала будущего императора и понесла его в утробу 12 лет.


Багуа состоит из восьми триграмм или трехстрочных символов, состоящих из сплошных и ломаных линий. Непрерывные линии называются ян и в основном представляют все вещи мужского пола; пунктирные линии называются инь и представляют женские аспекты жизни. Ян и инь являются дополнительными, а не антагонистическими. Такова глубина смысла, содержащаяся в этих символах, что китайский философ Конфуций однажды заявил, что если он сможет изучать багуа в течение 50 лет, он может получить мудрость. Конфуций изучал багуа достаточно долго, чтобы написать комментарий, который является частью Ицзинка («Классик перемен»), одной из книг, почитаемых на протяжении всей истории Китая.

Идеограммы для инь и ян впервые появились в приложении к Ицзин. В диаграммном виде инь и ян появляются как две рыбы по кругу, инь в черном и ян в белом. Тот факт, что каждый инь содержит немного ян, и каждый ян маленький инь символизируется глазом каждой рыбы, которая имеет противоположный цвет. Инь также обозначает землю, луну, ночь, холод, влажность, смерть и пассивные, в то время как Ян представляет собой небо, солнце, день, тепло, сухую, жизнь, активность и т. д.

С медицинской точки зрения, все можно было бы классифицировать как инь или ян, а для лечения болезней древний китайский врач стремился вернуть эти два качества в равновесие. Внутренняя часть тела - инь, поверхность или - ян; селезенка, легкие и почки - инь, и печень - ян; болезнь является инь, когда она возникает из-за внутренних причин, ян, когда речь идет о внешних причинах; слабительные, горькие вещества и холодные вливания - это наркотики инь, тогда как растворители, острые вещества и горячие отвары являются ян-наркотиками. Инь и ян присутствуют во всем макрокосме мира так же, как они присутствуют в микрокосме человеческого тела.

Shennong и Shennong bencaojing

Второй легендарный император, Shennong, как говорят, родился в 28-м веке до н.э. и был известен как Красный Император, потому что его покровителем был огонь. Его мать была принцессой, а его отец - небесным драконом. По сообщениям, Shennong изобрел плуг, научил своих людей быть фермерами, а также нашел и испытал растения, обладающие целебными или ядовитыми качествами. Он предположительно записал большую часть этой информации в «Shennong bencaojing» («Классическая медицина Божественного Человека»), где он классифицировал лекарства как превосходные (небезопасные и омолаживающие), средние (с некоторой токсичностью, основанные на дозировке и оказывающие тонизирующие эффекты), или уступающие (ядовитый, но способный быстро снизить лихорадку и вылечить несварение). Хотя большинство властей теперь согласны с тем, что «Shennong bencaojing» было написано о времени Христа, Shennong обычно рассматривается как отец китайской медицины.

Huangdi и Huangdi neijing

Третий из трех древнекитайских императоров начал свое правление в 2697 г. до н.э. Названный Желтым Императором, потому что его покровителем был земля, Хуанди - самый известный из трех ранних правителей. Он долго должен был написать Huangdi neijing, хотя теперь считается, что эта работа была составлена в 3-м веке до н.э. Тем не менее, Huangdi neijing был самым высоким авторитетом в Китае по медицинским вопросам более 2000 лет и появился во многих изданиях.

Основной вклад Хуанди в медицину, безусловно, должен быть изобретением девяти игл для иглоукалывания. Как и его предшественники, Хуанди имел замечательное рождение и долгую жизнь. Он предположительно научил своих людей печатать и как изготавливать посуду из дерева, керамики и металла. Хороший администратор, он делегировал своим помощникам такие задания, как строительство лодок, изготовление колес, изобретательство системы валют, составление календаря и многие другие полезные задачи. Сам Хуанди якобы получил информацию о диагнозе, пульсе и других медицинских вопросах от бессмертных и богинь. Хуанди получил формулу для «девятого порошка тыквы» и «девятнадцати золотых и серебряных рецептов». Он также приобрел рецепт для изготовления «девяти штабельных таблеток». Все они подготовили на специальной плите, одной из его собственных изобретения. Чтобы держать огонь в этой занятой печке, тысячи тигров и леопардов пришли к нему домой, чтобы по очереди помогать. Когда были сделаны последние таблетки, с небес спустился желтый дракон и сопроводил Хуанди в рай. Семьдесят его наложниц и самых верных служителей сопровождали его на последнем полете.

Акцент в Huangdi neijing и, действительно, на протяжении большей части истории медицины в Китае, касается профилактических, а не лечебных. Врачи были оценены на основе того, хорошо ли они хорошо держат людей. Врач, который мог принять меры только после того, как болезнь проявил себя, чтобы все могли видеть, рассматривали как низшего практикующего. Huangdi neijing четко излагает эту концепцию с помощью некоторых хорошо проработанных аналогов:

Управлять лекарствами, которые уже развились, и подавить восстания, которые уже сложились, сопоставимо с поведением тех людей, которые начинают рыть колодец после того, как они стали пить, и тех, кто начинает бросать оружие после того, как они уже начали заниматься в битве. Не будут ли эти действия слишком запоздалыми?

Элементы анатомии в Huangdi neijing лежат в основе обсуждения болезней. Инь и ян распределены по всему телу в равномерном балансе здорового человека. Однако конкретный орган или область могут иметь больше одного, чем другого. Эти два принципа подразделяются на три степени: у инь есть большой женский принцип, сам принцип женщины и молодой женский принцип, в то время как у мужчин есть мужские коллеги. Эти подразделения отличаются друг от друга в первую очередь относительным количеством воздуха и крови, содержащихся в них. Когда эти принципы будут сбалансированы, человек будет здоров.

Болезнь также может быть вызвана ветрами, временами года и ядовитыми воздухом. По мнению некоторых комментаторов, ветры сыграли такую важную роль в китайской медицине, потому что оригинальные китайцы пришли из района Желтой реки, где обычно проводились ветры, а изменения в направлении и интенсивности часто предсказывали трудности или катастрофы. Обычно ядовитые воздушные потоки указывали на неправильные жизненные привычки, особенно отклонения от правил Дао или Пути. Если человек отклонился с правильного пути, он мог ожидать страдать за него, а медицинские проблемы были одним из видов наказания.

Считалось, что органы (печень, сердце, селезенка, легкие и почки) хранят материалы. Висцерами (желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь и три сжигания - уникальные области, которые не могут быть идентифицированы конкретно) рассматривались как элиминаторы. Всеобъемлющие соответствия между этими органами, внутренностями, веществами, сезонами, ветрами и многими другими качествами, понятиями и вещами сыграли важную роль в китайской медицине. Важное значение имела учение о пяти элементах - металле, воде, дереве, пламени и земле. Врач стремился к равновесию между элементами и предметами, связанными с ними.

Используя тома, которые за 500 лет до этого принадлежали Чжан Чжунцзину, Ван Бин составил наиболее полное издание Хуандзинского пекина в середине VIII века во времена династии Тан (618-907). Государственные органы определили, что эту работу следует классифицировать как медицинскую книгу. Это решение означало, что Huangdi neijing был доставлен в руки мастеров (врачей), а не в руки людей с высшим образованием, которые могли бы оценить философию медицинских учений, а также правительственные и религиозные аспекты. Эта неудачная ситуация была позже исправлена Императором Рензоном (царила 1021-63) следующей династии Сун (960-1279).

Бьянь Цяо

Первым выдающимся врачом после трех императоров был Бянь Цяо, который прожил более 2000 лет после Хуанди. Дата рождения Бянь Цяо неясна, но считается, что в первые годы существования VCE V века. Хотя некоторые факты известны о его жизни, Бянь Цяо также является довольно мифической фигурой. Геродот Китая Сима Цянь (приблизительно 145-87 лет) написал длинную биографию о нем, современные авторы писали о его излечениях, и предполагается, что несколько книг написаны им.

Согласно одной истории, Бянь Цяо управлял гостиницей, когда он был молодым человеком. Один из старших жителей гостиницы Чанг Санджун признал безусловные качества Бянь Цяо и решил сделать младшего мужчину своим медицинским наследником. Чанг Санджун сказал Бянь Цяо, что у него могут быть свои медицинские секреты, если он поклялся не разглашать их другим. Когда Бьян Цяо согласился, Чанг Санджун вручил книгу и несколько трав. Бянь Цяо должен был принимать травы в специальной жидкости в течение 30 дней, и тогда он сможет понять все секреты природы. Сразу после указания его Чанг Санджун исчез. Бьяан Цяо внимательно следил за инструкциями, и в конце 30 дней он обнаружил, что он не только понимал секреты природы, но и мог видеть сквозь человеческое тело. Разумно он сохранил эту способность для себя и публично получил свою информацию о внутренней работе пациента, внимательно следя за пульсом.

Множество чудесных излечений и предсказаний было приписано Бьяну Цяо. Когда великий Чжао Цзяньци был без сознания пять дней, чиновники послали за Бянь Цяо, который точно предсказал, что Чжао восстановится в течение трех дней. Когда это произошло, Бьяну Цяо было дано 6500 акров земли в качестве награды. Однажды, когда он путешествовал через Го, Бьянь Цяо услышал, что принц умер. Идя прямо к воротам дворца, Бьянь Цяо искал подробную информацию. То, что он слышал, побудило Бянь Цяо сказать, что он может вернуть принца к жизни. Он поставил диагноз его каталепсии, и его помощник применил мокса и иглоукалывание к нескольким пунктам, и получил аплодисменты собранной толпы, когда, действительно, жизнь принца была восстановлена.

Обработка Бьяном Цяо маркиза Ци Хуана из древнего государства Ци служит предостерегающей сказкой. Во время обеда с маркизом Бянь Цяо сказал ему, что у него скрытая болезнь, которую следует лечить немедленно. Маркиз ответил, что он, конечно, не болен. Через пять дней Бьяан Цяо снова увидел маркиза и сообщил ему, что болезнь проникла в кровь. Маркиз ответил, сказав, что он не только хорошо, но также становится довольно раздраженным. Спустя еще пять дней Бянь Цяо сказал маркизу, что болезнь находится в желудке и кишечнике, но он получил тот же ответ. Еще через пять дней Бьяан Цяо снова вошел в присутствие маркиза, но на этот раз врач ничего не сказал и вышел из комнаты. Его действие расстроило маркиза, который немедленно послал гонца, чтобы получить объяснение этого странного поведения. Бьяан Цяо ответил с разрушительной логикой:

Маркиз заболел через пять дней, как предсказал Биан Цяо, и вскоре умер. Эта история - прекрасный пример китайского акцента на профилактическом или раннем лечении, а не на попытках вылечить болезнь на ее продвинутых стадиях.

Бянь Цяо написал популярный Нанкин («Трудная классика»), из которого информация о диагностических методах позже была включена в Huangdi neijing. Он также включал измерения и различных органов, взятых из трупов. Одна из главных битв Бянь Цяо была против суеверий. Он старался наставлять медицинских людей и мирян, куда бы он ни пошел. Один из его наиболее часто цитируемых афоризмов был: «Случай неизлечим, если верить в колдунов, а не в врачей».

Бьяан Цяо рассматривался многими как самый знающий пользователь пульсовых знаний, хотя Ван Шухе, который жил 750 лет спустя, обычно считается главным авторитетом в этом особенно китайском медицинском предмете. Каково бы ни было смешение над мифом и фактом в жизни этого великого врача, самым высоким комплиментом, который можно было бы заплатить китайскому врачу, было называть его «живым Бянь Цяо».

Великие практикующие

Чжан Чжунцзин

Китайский Гиппократ, Чжан Чжунцзин, процветал к концу II века. Он написал важную книгу по диетологии, но он достиг своей величайшей славы в трактате о брюшном тифе и других лихорадках, о работе, которую высоко ценили на Востоке так долго, как работы Галена из Пергама, были популярны на Западе. Чжан четко описал брюшной тиф и рекомендовал использовать только несколько мощных лекарств для лечения. Препараты должны были использоваться по одному за раз, а затем значительно продвигались от рецептов дробовика. Чжан заявил, что прохладные ванны также являются важной частью лечения, идея, которая не использовалась в течение 1700 лет, пока шотландский врач Джеймс Керри не продвинул ее в своем знаменитом трактате о лихорадочной терапии.


Чжан уделял пристальное внимание физическим признакам, симптомам, добру и течению заболевания, и он тщательно записывал результаты, полученные из любых препаратов, которые он назначил. Чжан прямо стоял за достоинство и ответственность медицинской профессии, и это отношение в сочетании с его близкими полномочиями наблюдения позволило легко понять, почему он стал известен под именем своего греческого медицинского предка. В XVI и XVII веках произошло сильное возрождение его учения и практики.


Хуа Туо

Huangdi neijing Huangdi посвящает всего лишь минутное пространство для операции. Китайские врачи в ранние периоды считали, что операция была последней инстанцией, и мало времени было потрачено на обучение или описание хирургических методов. Какая операция была выполнена, как правило, проводилась более низким классом медицинского работника. Однако в начале 3-го века хирург по имени Хуа Туо начал менять китайскую хирургию. Будучи молодым человеком, Хуа Туо путешествовал и читал широко. Вероятно, он сначала заинтересовался медициной, пытаясь помочь бесчисленным солдатам, которые были ранены во многих войнах этого жестокого периода.

Как молодой хирург Хуа Туо верил в простоту, используя только несколько рецептов и несколько очков для акупунктуры. Используя препарат конопли и вина, он смог сделать своих пациентов нечувствительными к боли. Таким образом, Хуа Туо был первооткрывателем анестетиков, хотя некоторые говорят, что Бьян Цяо использовал их. Он занимался широким спектром хирургических процедур, включая лапаротомию (разрез в брюшную полость), удаление пораженных тканей и даже частичную спленэктомию (удаление селезенки). Для лечения желудочно-кишечных заболеваний любимая процедура Хуа Туо заключалась в том, чтобы рассекать внутренние органы и вымыть их внутри. Вероятно, он даже выполнил сквозные анастомозы (соединения) кишечника, хотя неизвестно, какое вещество он использовал для швов.

Из рассказов о Хуа Туо, возможно, апокрифическом, состоит в том, что генерал Гуанди, один из великих военных героев того времени, который в конце концов стал Богом войны, прибыл в Хуа Туо из-за стрелой в его руке, которая стала плохо заражен. Хирург приготовился дать своему пациенту обычный обезболивающий напиток, но генерал Гуанди презрительно рассмеялся и призвал к доске и камни для игры. В то время как Хуа Туо очистил плоть и кость от инфекции и восстановил рану, Гуанди и один из его военных спутников спокойно справились со своей игрой.

Хирургия, хотя его главный интерес, была лишь одной из целей Хуа Туо. Он занимался гидротерапией, и он занимался инновационной работой в физиотерапии. Его серия упражнений, известная как резкость пяти животных, в которых пациент подражал движениям тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы, был хорошо известен и широко принят.

Конец жизни Хуа Туо скрыт в тумане противоречивых и сомнительных историй. Вероятный набор из них заставил его опаздывать, став придворным врачом Цао Цао, королем Вэй. Хирург временно освободил правителя от головокружения иглоукалыванием. Когда король попросил его сделать что-то, чтобы устранить эту досаду навсегда, Хуа Туо сказал, что ему придется нарезать королевский череп. Жена Цао Цао была в пользу операции в отчаянной надежде, но король стал подозревать, что его враги подкупили Хуа Туо, чтобы убить его. В приступе ярости, возможно, вызванной этими самыми головными болями, король заставил хирурга бросить в тюрьму и казнить. Основная книга Хуа Туо «Циннан-шу» (Книга «Синяя сумка») была сожжена либо тюремщиком, который хотел удалить все следы заключенного, либо женой хирурга, действуя в соответствии с пожеланиями Хуа Туо, высказанными до того, как он был заключен в тюрьму.


Хуа Туо заработал свое место в качестве величайшего хирурга в истории Китая. К сожалению, разрушение его писаний и конфуцианской догмы против увечий человеческого тела в сочетании с тем, чтобы предотвратить рост хирургии, которая, возможно, следовала за жизнью такого замечательного пионера.

Ван Шухе и пульс

Поскольку медицина была гораздо важнее хирургии в истории Китая, диагноз имел большое значение. Хотя ранний китайский врач с осторожностью осмотрел цвет кожи пациента в разных ключевых точках и отметил любые другие внешние признаки, он в основном использовал импульс для диагностики. Действительно, исследование пульса было одним из основных занятий врача, который слушал почти бесконечное разнообразие звуков и ритмов. Классической работой в этой области был Maijing (The Pulse Classics), который был написан Ван Шухе. Ван также написал важный комментарий о неаньцзине Хуанди, но его труды над импульсом - это то, что подняло его до высшего ранга китайского врача. В самом Huangdi neijing можно найти утверждение «Ничто не превосходит проверку пульса».

В принципе, у врача было три места на каждом запястье, на котором он должен определить качество и количество пульса. Место, наиболее близкое к руке, было известно как «cun» («дюйм»), средним положением был гуан («бар»), а один из самых удаленных от руки назывался хи («локоть»). Инь, представляющая правую и янскую левую сторону, правая пульса женщины указывала на беспорядок и ее левый порядок пульса; противоположное предназначено для человека.

Врач не только считывает три разных импульса на каждом запястье, но также считывает каждый импульс на двух уровнях. Например, на левом запястье, когда дюйм слегка нажал, пульс указывал на состояние тонкого кишечника; при сильном нажатии, сердце. Штанга слегка нажала, указала состояние желчного пузыря, а при сильном нажатии - печень; и локоть, слегка нажатый, указывал состояние мочевого пузыря, сильно сжатого, почек. У правого запястья были свои отношения с органами тела.

Фактические импульсы были далее разделены на семь бяо («поверхностных») и восемь литийных («затонувших») импульсов. Что могли бы обозначить эти импульсы? Чтобы взять только один пример, семь поверхностных импульсов на дюйм могут указывать, среди прочего: (1) боли и тепло в средней области тела и в голове; (2) накопление крови в сундуке; (3) отрыжка и ; (4) невыносимое тепло в грудной клетке; (5) сильные боли в грудной клетке; (6) ; и (7) тепло в сундуке. Хотя для западных умов эти разновидности и отношения могут казаться сложными или смешными, китайский врач, обученный пульсовым знаниям, может достичь некоторых замечательных диагнозов.

Конечный период

В дополнение к трем императорам, а также врачам, таким как Бьян Цяо, Чжан Чжунцзинь, Хуа Туо и Ван Шухе, другие люди сделали один вклад существенным для китайской медицины. Ge Hong (III век), в справочнике по рецептам для чрезвычайных ситуаций, дал четкое и подробное описание оспы. Достижение Ге Хун произошло почти за шесть столетий до аль-Рази (Rhazes), великий персидский врач вообще отдал должное первому описанию этой смертельной болезни. Примерно через 700 лет после Ге Хун практика инокуляции против оспы выросла из довольно туманного фона. Предположительно, инокуляция была привезена в Китай либо духовной старухой, либо священным врачом. Этот человек жил на горе и начал практиковать, используя сундуки, которые были высушены, измельчены в порошок и вставлены в ноздри. Метод распространяется и существенно сокращает смертность.


Со времен Ван Шухе в III веке до середины XVI в. Китайские медики посвятили большую часть своих усилий компиляции массивных энциклопедий и написанию комментариев к классическим произведениям. В 1644 году официальные обряды для поклонения древним врачам были установлены в Дворце Цинхуэй возле Коллегии имперских врачей в Пекине (Пекин). Эти обряды отмечались весной и осенью в течение многих лет.

Когда португальский епископ Бельхиор Карнейро основал Больницу Святого Рафаэля в 16 веке недалеко от Гуанчжоу (Кантон), между Востоком и Западом началось предварительное медицинское общение. По мере того как западная медицина постепенно продвигалась глубже в стране, некоторые китайцы стали верить, что все в западной медицине является научным и хорошим, и поэтому лучше, чем традиционная медицина, применяемая в Китае. Несмотря на появление снова врача, Сунь Ят-сен, как правитель страны, эта вера в западную медицину продолжала расти за счет отечественной медицины. Однако в начале 20-го века интерес к ТКМ был возобновлен, и к концу 20-го и началу 21-го веков ТКМ практиковался не только в Китае, но и во всех странах мира.



Понятие «китайская медицина», пожалуй, очень распространенное. Эта медицина имеет несколько отличий от европейской, поэтому для многих ее принципы остаются загадкой, которую нельзя полностью разгадать и изучить. Китайская философия рассматривает организм индивидуума как единую систему, а человека - как часть всего того, что его окружает. По этой причине медики Китая не анализируют состояние почек, печени, сердца и остальных органов по отдельности. Ведь человек чувствует себя хорошо, когда все системы органов функционируют в гармонии. Т.е. если заболевание одолело один из органов, то при лечении надо обращать внимание не только на этот орган, но и на органы, которые с ним связаны.

Если человек чувствует головную боль, он, не задумываясь, выпивает обезболивающее, которое лишь на время притупляет это неприятное болевое ощущение. Позже боль опять возвращается. Но люди привыкают к такому течению обстоятельств и не задумываются, что это может быть не только реакция организма на стресс или переутомление, но и серьезное заболевание. Китайская медицина отличается тем, что при заболевании какого-либо органа медики лечат не болезнь, а непосредственно самого человека. С помощью знаний определенных точек на теле человека врачам удается вылечить даже самые трудные и серьезные болезни.

Секреты китайской медицины

Лечение и диагностика в Китае основывается на таких теориях, как энергия Ци, пять компонентов и два начала. Традиционная китайская медицина основополагающим суждением считает теорию двух начал «Инь» и «Ян».

В здоровом теле наблюдается постоянная уравновешенность «Инь» и «Ян». Чрезмерность «Инь» говорит о признаках простуды, а чрезмерность «Ян» - о признаках жара.

Медицина в Китае при лечении заболеваний использует связь пяти элементов. К данным компонентам относят «металл», «воду», «дерево», «землю», «огонь». Существует определенное количество зон во всем организме человека, за которые отвечают эти компоненты. Также каждый из них связан с погодой, временами года, частями тела, эмоциональным состоянием человека, органами обоняния и чувств.

Использование 5-ти компонентов помогает определить контроль и поддержку различных процессов в организме человека. При неуравновешенности одного из элементов, затрагиваются и остальные. Неуравновешенность выражается такими признаками: изменение цвета лица, звучания голоса, эмоционального и внутреннего самочувствие, неправильная деятельность связанных органов.

Основные вещества в китайской медицине

Медицина Китая основана на таких веществах первостепенной важности:

1) «Ци» – двигатель жизни, то есть та энергия, которая является основой всей Вселенной. Энергия «Ци» может создаваться внутри тела человека из пищи, перевариваемой желудком и селезенкой. С помощью данной энергии человек может находиться длительное время в движении, происходит поддержка активности, сохранение тепла и противостояние болезням. Если в организме недостаток вещества «Ци», то происходит неправильный обмен веществ, то есть пища не перерабатывается, человек не может согреться и не устойчив к различного рода болезням.

2) «Цзин» - сущность, благодаря которой происходит взросление и усовершенствование индивидуума. Передающаяся генетическим путем сущность, сберегается в почках, дает возможность человеку развиваться по такой цепочке: детство → зрелость → старость. За данным веществом закреплено управление и координирование роста, репродукции, развития. Оно взаимодействует с веществом «Ци», тем самым помогает защищать организм от негативных факторов. Недостаток «Цзин» проявляется в нарушении развития (не одоление физических нагрузок, сложности в учебе), бесплодии, плохой памяти и так далее.

3) «Кровь» - незаменимая жидкость, с помощью которой увлажняется и обогащается тело. При недостаточном количестве крови лицо человека приобретает бледный цвет, кожа становится сухой, кружится голова. В том случае, когда кровь застаивается, происходят резкие боли, может развиваться опухоль. Жар в крови приводит к кровотечению.

4) «Жидкости организма» - базовые жидкости, способствующие увлажнению всего тела, в частности мышц, волос, суставов, головного мозга, костного мозга и позвоночника. При недостатке жидкости наблюдается обезвоживание всего тела и внутренних органов, а именно органов пищеварения. При накоплении жидкости появляется чувство сонливости или тяжести в теле.

Из-за чего бывает дисгармония

Медицина Китай рассматривает факторы диссонанса , которые берут начало из таких трех отраслей: внутренние (спровоцированы эмоциями), внешние (спровоцированы условиями климата), различные (спровоцированы образом жизни).

К внутренним факторам относятся: грусть, тревога, злость, горе, радость, потрясение, боязнь. Совокупность этих чувств принято называть «семь эмоций». Каждый индивидуум иногда находится в каком-то из этих эмоциональных поведений, и это нормально. Пагубное влияние на человека оказывает длительное пребывание в одном или в нескольких таких состояний.

Внешние факторы: влажность, сухость, холод, тепло, ветер, жара. Совокупность таких причин носит название «шесть патогенных причин». Нормальным считается проявление определенных факторов в соответствующее время года. Для организма индивидуума плохо, если наступает пора морозной зимы или резкое потепление в зимний период времени. Тогда человек становится уязвимым к негодованиям.

К различным, относят также: спортивные нагрузки, работу, сексуальную активность, ограничение в питании, физические повреждения. Опять же, все хорошо в меру. В противном случае, человек склонен к негодованиям.

Традиционная медицина в Китае является одной из старинных медицин всего мира. Поскольку Китай – это прогрессирующая страна, то в ней соответственно развиваются отрасли экономики, медицины, все направления производства.

Китайская медицина . Основное отличие китайской медицины от западной в том, что она рассматривает человека, как часть природы, как единое целое, отсюда и методы диагностики и лечения. Традиционная китайская медицина наибольшее значение придает предупреждению болезней.

Однако, когда европейская медицина бессильна – мы обращаемся к китайской. Китайская медицина предлагает такие способы лечения, как акупунктура, аромотерапия, фитотерапия .

Все лекарственные препараты, которые предлагает традиционная китайская медицина, изготавливается на естественной основе, не чуждой человеческому организму.

Из истории Китайской медицины:

Из многих источников известно, что китайская медицина, является самой старой медициной всех народов. Еще до нашей эры китайские врачи лечили методами, используемыми в настоящее время в традиционной китайской медицине.

Так, Канон о внутренних болезнях «Нэй Цзин», создавался около двух тысяч лет назад. Написанный в форме диалога легендарного императора Цинь Ши Хуана с врачом ЧжиБо, канон заложил теоретическую базу под практические наблюдения древних китайских врачей столетиями собиравших свой опыт.

В нем уже тогда нашли отражение методы иглоукалывания и прижигания. Лекарственные препараты были описаны в более позднем труде «бэньцаоганму» (руководящем списке основных трав).

Самая первая медицинская книга в Китае появилась ещё в 500 годах до нашей эры, называлась она «Лечебник императора Хуанди». В данном медицинском трактате уже были упоминания об Инь — Ян и УСин.

Ученые полагают, что роль основателей китайской медицины возлагается на Шеньнуну и Фуси. Согласно преданиям Шеньнун испробовал травы, а Фуси изготовил иглы. Таким образом были получены лечебные и ядовитые свойства растений и взаимосвязь укалываний с течением заболеваний.

Традиционная китайская медицина включает в себя теорию о возникновении болезней, методы диагностики, предупреждения и методы лечения болезней Согласно китайской медицине, отдельные изменения в организме человека немедленно влияют на весь организм.

Китайская медицина приписывает каждому органу различные функции общего значения. Китайская медицина хороша при лечении хронических заболеваний.

Методы диагностики в китайской медицине:

Отмечают четыре основных метода постановки диагноза в традиционной китайской медицине — это осмотр, выслушивание, опрос и ощупывание. Во время осмотра внимание уделяется языку и налету на нем, состоянию глотки и оценке общего вида больного.

При выслушивании внимание уделяется голосу больного, некоторым проявлениям вроде урчания в животе, а также запахам. При ощупывании больного особое внимание уделяется пульсу, который для врача является важным источником информации.

В настоящее время в традиционной китайской медицине выделяют двадцать восемь основных видов пульса!

Собранная такими методами информация в дальнейшем обобщается с использованием восьми руководящих принципов (баганбяньчжэнь). Восемь основных принципов это:

Инь - Ян, внешнее - внутреннее, пустота - полнота, холод - жар. В результате окончательный диагноз может звучать как:

«пустота Инь почек» и лечение будет соответственно направлено на дополнение Инь почек или «Ян печени поднимается наверх» и лечение будет заключаться в снижении Ян печени.

Методы лечения в китайской медицине:

Лекарственные препараты натурального происхождения (80% это вещества растительного происхождения и 20% животного происхождения)

Иглотерапия (иглоукалывание) и прижигание. Иглотерапия, или как ее еще называют акупунктура, при всей своей простоте и эффективности получила широкое признание во всем мире.

В ней воздействие производится специальными иглами на особые биологически активные точки. Большая часть точек расположена на так называемых каналах и меридианах, по которым происходит движение жизненной энергии Ци в организме.

Нарушения в организме отражаются на движении Ци и проявляются на меридианах и точках. Воздействуя на эти точки, врач восстанавливает нарушенное равновесие. Прижигание в настоящее время используется реже. Но в Японии этот метод получил свое развитие.

Третим основным методом является китайский лечебный массаж Туйна

Он отличается от привычного для нас западного массажа, прежде всего силой и глубиной воздействия. В сочетании с акупунктурой китайский массаж дает очень хорошие результаты.

Помимо этих трех основных методик, используемых в китайской медицине, существует также другие способы лечебного воздействия.

Это и ГуаШа (воздействие на отдельные участки кожи специальным скребком), и массаж стоп, получивший широкое распространение во всей юго-восточной Азии за счет своего восстанавливающего и общеукрепляющего действия, и лечебные банки (стеклянные или бамбуковые с целебными травами), применяемые для лечения более широкого спектра заболеваний.

Древнетибетская медицина

Спустя несколько тысяч лет секреты восточных целителей вызывают искреннее восхищение ученых и врачей всего мира. До сих пор древние рецептуры и методы лечения превосходят по своей эффективности многие самые современные фармакологические препараты и терапевтические процедуры.

Самым уникальным средством древнетибетской медицины по праву считаются целебные травяные настои. Их секрет в особом способе приготовления.

Растения собирают в определенное время и, главное, в нужную фазу луны. Затем — настаивают в сосудах из специальной глины, минеральные кислоты которой извлекают из растения почти 100% биологически активных компонентов.

После этого травяные настои несколько месяцев выдерживаются в узких цилиндрических сосудах из гималайской сосны. За это время они теряют лишнюю влагу и приобретают высокую целебную концентрацию.

Как говорят сами тибетские целители:

«Отвары (чаи) — это улыбка целебных растений, пилюли (традиционное китайское лекарство в виде крупных шариков для приема вовнутрь) — это взгляд растений, а тибетские настои — это душа растений».

Восточная медицина – предупреждение заболеваний

Восточная медицина делает упор на восстановление общего баланса организма. Главная задача травяной тибетской и китайской медицины — это сохранение здоровья и профилактика заболеваний. На Востоке врач, который ждет очевидных симптомов болезни и лишь тогда назначает лечение, считается специалистом низкого класса.

Профилактика предполагает заботу пациента о собственном здоровье, ответственность в привитии должных навыков питания, гигиены, физической активности.

Тибетская и китайская медицина

Тибетская и китайская медицина понимает исцеление как помощь в процессе возобновления взаимодействия органов, которая регенерирует или возрождает организм и восстанавливает его здоровье.

Одновременно происходит восстановление функций организма и его способности к самовосстановлению.

Traditional Chinese Medicine

– это восточная традиционная медицинская практика. Она имеет начало в Китае еще несколько тысячелетий назад. Развивалась не с пустого места, что бы вылечить человека от недуга, а при длительном наблюдении за тем, как работает и сопротивляется человеческий организм.

Традиционная китайская медицина (ТКМ, англ. Traditional Chinese Medicine, TCM) - система современных учений и практик, зародившаяся в Древнем Китае и возникшая из внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с использованием характерной для данного региона парадигмы, которую можно охарактеризовать как учение о символах и числах. В Китае рассматривается как часть науки о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» - 養生學), куда помимо медицины входят и различные методы психофизиологических практик (ушу, цигун, дао-инь и т. д.),диетология и тому подобное.

Традиционная китайская медицина: принципы ее работы

Восточные методы лечения и диагностики

Традиционная китайская медицина обозначается аббревиатурой ТКМ. Ее направления: теория, диагностика и непосредственно лечение.

Методы лечения: фитотерапия, массаж акупунктурных точек и иглоукалывание. Чуть реже применяется редкая форма лечения цигун – это своеобразная форма из восточной медицины, включающая в себя традиционные методы японской и корейской медицины, то есть традиции Восточной Азии.

Теория востока утверждает, что существует тесная связь человеческого организма и окружающей среды. При наличии гармонии – человек здоров. При дисгармонии – ТКМ применяется для лечения.

В основе основ теории ТКМ – ряд философских основ: bнь-ян, пяти элементов, меридиан, органов Цзан Фу.

История китайской медицины

В основе традиционной китайской медицины философские основы. Это конечно же даосская философия, китайская вера.

Из истории

Гармония человека с окружающей средой это не только восточная вера. Так должны жить люди всех вероисповеданий. Вера в добро, в правильность своих поступков, отсутствие негативных эмоций, помощь нуждающимся.

Любое отклонение от типичных заповедей ведет за собой последствия. И не важно, сколько до этого ты сделал добра.

Помните, если вы начинаете слегка болеть, это первый сигнал о том, что где то вы начали мыслить неправильно, при более тяжких заболеваниях произошли более тяжкие «грехи».

Начало китайской медицины берет в конце II века до нашей эры, во время династии Хань Чжан Чжун Цзин. Анонимный ученый, его называют китайским Гиппократом, был практиком и сторонником акупунктуры. Методы лечения базировались так же на прогревании человеческого организма. Многочисленные рукописи говорят о древности методики. Это труды «Нейцзин Сувэнь», «Цзя И Цзин», «Нейцзин Сувэнь».

ККМ – это классическая китайская медицина. Она отличается от традиционной (ТКМ). В свое время правительство Китая запретило все нетрадиционное. Это было связано с нежелание м отставать от прогресса. Были суды и казни над теми, кто проводил практику, их лишали жизни, несмотря на положительные результаты.

Мао Цзэдун, в 1960 году отменил запреты на ККМ. Было дано поручение известным медикам и ученым провести обзор и создать формы применения. Теперь эта форма ТКМ. Отсюда пошли известные , популярные во всем мире.

В китайской Народной Республике была создана программа босоногих врачей. Это помогло расширить здравоохранение в сельской местности.

Иглоукалывание

Современные люди привыкли к тому, что любое заболевание может вылечить таблетка, то есть фармацевтические препараты. Однако, эффективность классической китайской медицины давно доказана.

Ежегодно проводятся международные конференции, в изданиях печатаются отчеты об исследованиях, протоколы контроля качества внедрения нового лекарственного средства на основе натуральных средств, по китайской технологии.

Доказано что гнев – провоцирует образованию заболеваний печени. Испытывая страх, мы угнетаем работу почек. Основа Восточной медицины, это изменение поведения человека и применение лекарственных препаратов. Проще говоря, необходимо создать гармоничную и уравновешенную жизнь.

Китайская медицина эффективнее западной, с этим не поспоришь. Тем не менее, пробелы имеют место быть. Подобные методы лечения могут сотворить необъяснимые чудеса. Это полноценная независимая система, со своими уникальными методами диагностики, предупреждению болезней. Это новые методы излечения, где есть фито терапия, арома терапия, акупунктура, и прием натуральных препаратов.

Китайцы рассматривают здоровье человека, как некую способность реагировать на внешние факторы. Главное правило китайской медицины – устранение причины с учетом индивидуальных особенностей пациента.