Третий подвиг геракла стимфалийские птицы краткое содержание. Стимфалийские птицы (Третий подвиг). Самый экономичный автомобиль

Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них. Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны; когда же птицы взлетят — перестрелять их из лука. Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним. Они дождем сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта, и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг.

В греческой мифологии чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, последние они метали как стрелы. Победа над стимфалийскими птицами была шестым подвигом Геракла. Аполлодор говорит: «В области города Стимфала в Аркадии находилось болото, называвшееся Стимфалийским, окруженное густым лесом. В этот лес слеталось бесчисленное множество птиц, спасаясь от волков. Когда Геракл оказался в затруднении, не зная, как выгнать птиц из этого леса, Афина дала ему медные погремушки, полученные ею от Гефеста. Геракл, сев под горой, расположенной поблизости от болота, стал ударять в эти погремушки и напугал птиц, которые не выносили шума и в страхе взлетали. Действуя таким способом, Геракл их всех перестрелял».

Р. Грейвс добавляет к описанию наружности стимфалийских птиц: «Стимфалийские птицы были размером с журавля и очень напоминали ибисов, если не считать, что своим клювом они могли пробить металлический нагрудник и он не был у них загнут. Они также водились в Арабской пустыне и наводили больше страха, чем львы и леопарды, когда камнем падали человеку на грудь, пронзая ее клювом. Арабские охотники научились изготавливать защитные нагрудники, плетенные из лыка, в которых застревали смертоносные клювы, и человек мог свернуть голову напавшей на него птице… По некоторым свидетельствам, стимфалийские птицы были женщинами… которых Геракл убил за то, что они отказали ему в гостеприимстве».

Стриги (стринги)

В римской мифологии ведьмы, потомки гарпий, нападавшие ночами на младенцев в облике сов‑сипух. Овидий в «Фастах» говорит:

Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея

Голодом жутким, но тех, что происходят от них:

Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,

В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.

Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных

И оскверняют тела этих младенцев грудных.

Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы

И наполняют себе выпитой кровью зобы.

Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего‑навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела: «…помер у самого у нашего наперсничек – жемчужинка, и умница, и все что хотите. Как, значит, по нем мать‑то бедняжка заголосила, да и многие из наших тогда пригорюнились, а ведьмы как начали – словно собаки по зайцу гонять… Только мать захотела мертвенького сынишку обнять, тронула – а там, видит, чучело соломенное лежит! Ни тебе сердца у него, ни кишок, ничегошеньки! Видно, ребенка‑то ведьмы сцапали да заместо него куклу соломенную подсунули».

СФИНКС

Олицетворение тайны, сокровенной мудрости, символ оккультных наук. По греческому мифу, Сфинкс (Сфинга) – чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной. У Сфинкс тело льва, птичьи крылья, а грудь и голова – женские. Богиня Гера наслала Сфинкс на Фивы. Чудовище расположилось на горе близ города и каждому, кто проходил мимо, задавало свою загадку – «Какое из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не сумевших отгадать Сфинкс убивала. Единственным, кто смог ответить на ее вопрос, оказался Эдип. Сфинкс пришла в ярость, бросилась в пропасть и разбилась.

В ранней версии мифа чудовище звали Фикс. Павсаний сообщает: «Если идти дальше, то будет гора, откуда, говорят, Фикс делала нападение и губила тех, кто попадал в ее руки и кому она задавала свою смертоносную загадку. Другие же говорят, что она блуждала по морям, как морская разбойница, с войском и флотом… и, захватив гору, занималась разбоем, пока ее не уничтожил Эдип, подавив многочисленностью войска, с которым он пришел из Коринфа».

Победа Эдипа над Сфинкс трактуется как торжество мужского начала над женской жадностью и «ужасной матерью» (в терминологии К.Г. Юнга).

ТАВРОБОЛИИ

Религиозный обряд малоазийского происхождения: участник обряда стоял в яме, а над его головой убивали быка. Этот обряд был призван очистить человека от грехов и способствовать его возрождению к новой жизни.

ТАММУЗ (ДУМУЗИ)

Переднеазиатское божество плодородия, бог‑пастух, умирающий и воскресающий бог.

Культ Таммуза получил распространение в сиро‑палестинском регионе. Согласно Библии (Иезек. 8, 14), у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза.

В Греции и Риме Таммуз отождествлялся с Адонисом.

ТАНАТОС (ФАНАТ)

Греческое божество смерти. Хитрому Сисифу, по мифу, удалось заковать Танатос и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.

ТАРКВИНИИ

Двое римских царей из этрусского аристократического рода – Тарквиний Приск и Тарквиний Гордый. Первый одержал победу над сабинянами и латинами, построил в Риме храм Юпитера и Большой цирк, а второй «прославился» жестокостью своего правления: его сын, по Ливию, насильно овладел добродетельной Лукрецией, что привело к изгнанию Тарквиния из Рима и низвержению царской власти.

ТАРПЕЯ

В римской традиции дочь Спурия Тарпея, которому во время войны Ромула с сабинянами была вверена оборона римской цитадели в Капитолии. Царь сабинян Тит Таций, подкупив Тарпею обещанием дать ей то, что сабинские воины носили на руке (золотые браслеты и кольца), уговорил ее отворить ему ворота крепости. Ромул приказал сбросить Тарпею со скалы, получившей название Тарпейской. С этой скалы потом сбрасывали виновных в наиболее тяжких преступлениях.

ТАРТАР

В греческой мифологии мрачная бездна в глубине земли, находящаяся от поверхности на таком же расстоянии, на каком земля находится от неба. Тартар окружен медными стенами и огненной рекой Пирифлегетон; его считали нижней областью царства мертвых. В Тартаре томились Кронос и другие титаны.

ТЕЛЕМАХ (ТЕЛЕМАК)

В греческой традиции сын Одиссея и Пенелопы. По Гигину, после гибели Одиссея Телемах попал к волшебнице Кирке и женился на ней. От этого брака родился Латин, эпоним латинян в Италии.

ТЕЛЕПИНУС (ТЕЛЕПИНУ, ТАЛИПИНУ)

В хеттской и хаттской мифологии бог плодородия, сын бога грозы и богини‑матери, главный персонаж цикла мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Телепинуса связывается с его гневом. С уходом Телепинуса из дома очаги окутывает дым, домашний скот перестает приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки. Богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Телепинуса, и бог возвращается, принося с собой плодородие.

ТЕЛЛУС (ТЕРРА МАТЕР)

Римская богиня земли и ее производительных сил. Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновляющим плоды земли). Теллус и Церере посвящался праздник, когда во имя защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца. Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело целью искупить возможные нарушения каких‑либо религиозных запретов.

Теллус призывалась и при заключении браков. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва семьей, член которой умирал; ее, как и манов, призывали, обрекая врагов подземным богам.

Стимфалийские птицы (Третий подвиг)

Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них. Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны; когда же птицы взлетят - перестрелять их из лука. Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним. Они дождем сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта, и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг.

Описание мифа по Н.А. Куну

Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц . Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала.

Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твёрдой бронзы , и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них.

Стратегия

Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана , их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны ; когда же птицы взлетят - перестрелять их из лука.

Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним.

Они дождём сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами.

Победа!

В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта, и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала.

Чтобы выполнить третье поручение царя Эврисфея, Геракл должен был изгнать из окрестностей города Стимфала чудовищных птиц, нападавших на людей и скот и уничтожавших посевы.

Этих птиц выкормил сам бог войны – Арес, поэтому они были особенно свирепы и сильны. У птиц были грозные бронзовые клювы и когти, но самым страшным оружием были их металлические перья, которые чудовища могли метать в своих жертв как стрелы.

Птицы вили свои гнёзда на озере Стимфал. Когда Геракл и его товарищ Иолай достигли озера, они увидели мрачную местность, покрытую густым лесом. В центре леса находилось Стимфалийское озеро. Оно сообщалось с подземными реками страны мёртвых, поэтому производило очень гнетущее впечатление и даже навело на героев лёгкий морок.

Сначала Геракл хотел перестрелять всех птиц из лука, но это было довольно сложно: птиц было слишком много, а перемещаться по болотистой местности ни пешком, ни в лодке было невозможно. Каким-то образом надо было прогнать птиц из густой чащи, служившей им укрытием. Тогда на помощь героям пришла Афина Паллада. Богиня принесла две трещотки, выкованные Гефестом, и посоветовала Гераклу встать на холме, который возвышался над лесом.

Геракл с Иолаем взошли на холм и подняли при помощи трещоток шум. Испуганные птицы покинули свои гнёзда, с криками начали носиться над лесом и сыпать свои смертоносные перья. Геракл и Иолай оставались на вершине холма, поэтому перья в них не попадали. Теперь, когда птицы вылетели из своего укрытия, ничто не мешало перестрелять их по одной из луков. Оставшихся в живых птиц удалось навсегда отогнать от Стимфала звуками всё тех же трещоток.

Птицы полетели к Чёрному морю. Некоторые древнегреческие авторы описывали дальнейшее нападение стимфалийских птиц на корабль аргонавтов. Путешественники спаслись от них, закрывшись щитами. Позже, когда аргонавты вышли на острове Дие, птицы снова попытались их атаковать, но герои прогнали чудовищ, подняв шум. Позже перья стимфалийских птиц использовала для своей ворожбы колдунья Медея.

Стимфалийские птицы: современные трактовки мифа

Город Стимфал – настоящий греческий город, расположенный рядом с одноимённым озером. Озеро периодически заболачивалось, от него начинали исходить зловонные испарения, а ходить вдоль топких берегов становилось просто опасно. Неудивительно, что древние греки стали ассоциировать озеро Стимфал с чем-то зловещим и демоническим.

По одной из версий предания о Геракле, птицы были дочерьми озера Стимфал и нимфы Орнаты («Птицы»). Облик же стимфалийских птиц несколько отличался от традиционного: это были существа в виде девушек с птичьими ногами. Любопытно, что в Стимфале существовал храм Артемиды, крыша которого была украшена похожими созданиями.

Многие историки и орнитологи пытались найти прототип стимфалийских птиц в мире живой природы. В трудах одного древнегреческого автора нашлось утверждение, что птицы-стимфалиды живут в аравийских пустынях. При этом стимфалиды описывались как крайне свирепые, но вполне реальные существа без металлических клювов и волшебных перьев. Некоторые считают, что в мифе про Геракла могли описываться:

  • колпицы – крупные болотные птицы с необычным клювом;
  • страусы, довольно распространённые в пустынных районах.

В более широком смысле современные исследователи трактуют миф о Геракле и стимфалийских птицах как борьбу разумного героя – сына верховного бога – и первобытного хаоса. Геракл одерживает победу над хтоническим злом не столько за счёт силы и ловкости, сколько благодаря хитрости и уму.