Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах и предложениях. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки. Ознакомление с понятиями «слово» и «звук»

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители ! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте , а именно о проведении звукового анализа слов .
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка .

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется» . Действительно, если ребенок не произносит звук правильно , вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове .

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх , как: «Назови первый звук в слове » , «Подбери словечко » , «Поймай звук » , «Определи позицию звука в слове » , «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука . Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук» , «жУУк» , «жуК» .

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление , оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать , а под домом - схема этого слова : ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков .

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове . "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове ?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать . Произнеси слово дом так , чтобы я услышала в нем первый звук ". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения . "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук ?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук ?" - "Д".

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом» , в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

"Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук , первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом» .

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом» . "Какой же второй звук в этом слове ?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой !" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

"Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом» . Давай найдем последний звук в этом слове . Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук ".

И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите : "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м ?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова .

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук , а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д » (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков : мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов , учим его вслушиваться в слово , слышать звуки , его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так , как они слышатся в слове .

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков . Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо) . Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать» , что это за «таинственные квадраты» ).

Развитие фонематического восприятия на звук "Р".

Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях.

Развитие зрительного внимания, памяти и логического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Оргмомент.

2. Выделение звука "Р" и его характеристика.

Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.

Дети: “Радуга”.

Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”

Дети: “Звук "Р".

Логопед: “Как произносится звук "Р" ?

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.

Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?

Дети: “Мотор”.

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед: “Дайте характеристику звуку “Р””.

Дети: “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.

3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.

Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и

отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Барабан.»

Дети: “Барабан”.

Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился дальше. Увидел что?”

Логопед: “Какие?”

Дети: “Разноцветные”.

Логопед: ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А впереди стоит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Грузовик.»

Дети: “Грузовик”.

Логопед: “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.Еще ему по дороге попалось что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Пирамидка.»

Дети: “Кукла и пирамида”.

Логопед. “Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”

Дети: “Игрушки”.

Логопед: “Назовите их”.

Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.

Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”

Дети: “Звук "Р"”.

Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его нет?”

Дети: “В слове “кукла””.

Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”

Дети: “Кукла”.

4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Задание № 1..

Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “Р”.

БМААРКАИН

Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.

Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.

Дети: “Маки”.

Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”

Задание № 2.

Логопед: “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.

Дети: “Ры”.

Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.

Задание № 3.

Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. РШАУГ

Дети: “Груша”.

Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”

Дети: “На втором”.

Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”

Дети: “Два слога”

Задание № 4.

Прочитаете слово "Мара".

Логопед: “Назовите первый слог”.

Дети: “Ма”.

Логопед: “Назовите второй слог”.

Дети: “Ра”.

Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.

Дети: “Рама”.

Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”

Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.

Логопед: “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”

Дети: “На первом месте”.

(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)

Задание № 5.

Учащимся предлагается таблица со словами:

КАРТОФЕЛЬ

МАНДАРИН

Логопед: “Прочитаете первое слово”.

Дети: “Картофель”.

Логопед: “Найдите первый слог”.

Дети: “Кар-”.

Логопед: “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.

Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.

Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.

Задание № 6.

а) Логопед: “Назовите картинки по порядку”.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Ружье.»

«Апельсин.»

«Коза.»


«Иголка.»

Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.

Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.

Дети: называют первые звуки в предложенных словах.

Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из этих букв слово”.

Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти

соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.

Дети: “Рома”.

Логопед: “Как напишем имя мальчика?”

в) Назвать картинки.

«Волк.»


«Картинки для автоматизации звука [р]. Самовар.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Карандаш.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба.»

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.

Дети: “Крыша”.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Задание № 7.

Ученикам предлагается отгадать ребус.
Г

«Картинки для автоматизации звука [р]. Роза.»


Логопед: “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”

Дети: “Гроза”.

Объяснить значение слова "гроза".
Задание № 8.

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.

а) ка, ру, мо (рука)

б) за, бор, бан (забор)

в) му, та, пар (парта)

5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".

“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.

Логопед: “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

«Картинки для автоматизации звука [р]. Забор.»

Дети: “Забор. Звук ""Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Сахар.»

б) Логопед: “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”

Дети: “Это сахар”

Логопед: “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”

Дети: “Звук "Р" на последнем месте”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).

в) Логопед: “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”

Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.

Дети: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.

Логопед: “Сколько рыб принес Егорка домой?”

Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба 2.»

Логопед: “Обратите внимание на схемы”

«Автоматизация звука [р]. Схемы слов.»

Длинная полоска - "слово",

короткие полоски -"слоги",

маленький кружочек -"согласный звук” ,

большой кружочек - гласный звук".

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Согласный”.

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Гласный”.

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

Дети: “Три звука”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7”

Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед: “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

Логопед: “Над каким звуком мы работали?”

Дети: “Над звуком “Р””.

Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”.

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.

Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.

Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.

Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.

Учить анализировать слова и предложения.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:

совок - гном - венок - каток, пятка - ватка - кот - кадка, ветка -корова - клетка - сетка, каток - дом - моток - поток.

Задание 2. Знакомство со звуком [С].

Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки - скок, Саньку - с ног,

Сонька - бух в сугроб!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:

губки в улыбке;

зубки сближены;

широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

горлышко «молчит».

Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС...


Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

Задание 5.

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:

са-са-сб, су-су-су...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...

Задание 7 . Закончить слово слогами:

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;

СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;

СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей - четыре ножки,

На крыше - суп да ложки. (Стол)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.

Задание 10 . Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос,поясок.

Задание 11 . Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?

Листопад (падают листья), снегопад - ..., пылесос - ..., самокат - ..., самолет --..., садовод - ..., лесовод - ...

Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».

Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало - сало, Клава - ..., Тоня - ..., бок - ..., Дом - ..., лук - ..., мода. - ..,

Заменить последний звук в слове на звук [С]:

бак - бас, Рим - ..., лев - ..., нож - ..., труд - ..., голод - ...

Заменить третий звук в слове на звук [С]:

лапка - ласка, марка - ..., парта - ..., сопка - ..., качка - ..., дочки - ...

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?

Тройка (стройка), наряд - .., клад - ..., мех - ..., мешок - ...

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Са-са-са - вот летит оса.

Су-су-су - не боюсь осу.

Сы-сы-сы - нет осы.

Со-со-со - у Сони колесо.

Ас-ас-ас - я пью квас.

Ос-ос-ос - у собаки нос.

Ис-ис-ис - я ем рис.

Ус-ус-ус - я ем мусс.

Аска-аска - у Сони маска,

Оска-оска - у Сони соска.

Иска-иска - у Сони миска.

Уска-уска - у Сони блузка.

Задание 16. Знакомство со звуком [С ’ ].

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь...


Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С ’ ]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;

Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

Задание 18 . Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

Синий, селедка, синица, сито, сетка.

Задание 19 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С ’ ], определить место звука [С"] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.

Задание 20. Выучить чистоговорки:

Ся-ся-ся - мы видели гуся.

Се-се-се - еду на гусе.

Си-си-си - сено принеси.

Ась-ась-ась - плывет карась.

Задание 21 . Дифференциация звуков [С] - [С ’ ]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас...

Закончить слово подходящим звуком ([С] - [С ’ ]):

гу.,., но..., поя..., ло..., голо...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С ’ ]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С ’ ]).

Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С ’ ] в образованном слове):

нос - носик, пес - ..., кокос - ..., насос - ...,

колесо - ..., сосна - ..., коса.-..., ананас -...

Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:

Соня пьет сок.

Соня пьет томатный сок.

Соня пьет свежий томатный сок.

Соня пьет вкусный свежий томатный сок.

Выучить скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы - не усы, не усищи, а усики.

Задание 22 . Знакомство с предлогами с, со.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.

Назвать предлог в предложениях:

Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.

Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):

Я взял... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.

Составить предложение из слов:

Соня, земля, листья, поднимать, с;

Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с;

Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с;

Соня, скамейка, встала, со.

Задание 23. Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

А Ковшиков

На что еще похожа буква С?

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал. Игры с буквой.

Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Сима, сок, стакан, стаканы.

Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:

Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.

Ярош Татьяна Александровна

Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это очень важно для будущего психического благополучия малыша. Мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

Общение малыша с матерью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос мамы и других близких людей. В 1-2 месяца при появлении мамы, восприятии её голоса ребёнок радостно улыбается, перебирает ножками, издаёт гортанные звуки – гулит.

К 6ти месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребёнка формируется лепет. Это своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков (ба-ба-ба, да-да-да …). В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова: ма-ма, ба-ба, би-би. Но это ещё не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни.

Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, знание о назначении предметов, а также на понимании мимики и жестов взрослого, интонации речи. Если малышу сказать самые приятные слова сердитым голосом, он заплачет.

К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые упрощённые, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова: ляля, биби, коко и пр. Малыш не сможет сразу произносить слова взрослой речи. На протяжении дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства речи: темп, ритм, тембр, повышение и понижение голоса. Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослыми. Большое значение имеет целенаправленно организуемое взрослым ознакомление ребёнка со звуковой стороной слова: его звуковым и слоговым составом, ударением.

В процессе ознакомления с окружающим миром дети узнают, что каждый предмет обозначается названием (т.е. словом). Слово выступает перед ними, прежде всего со стороны смыслового значения. Но ребёнок ещё не осознаёт звуковой состав слова, потому что этот процесс довольно сложен. Одновременно нужно установить, какие именно звук слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество.

Необходимо дать ребёнку первоначальные представления о звучащем слове – единице языка, о его звуковой и слоговой структуре.

Ознакомление со звуковой стороной слова помогает осваивать правильное звукопроизношение. А также осознание звукового состава слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Ознакомление с понятиями «слово» и «звук»

1. Игра «Подскажи словечко»:
Поскорее наливай мне в стакан горячий … чай
Михаил играл в футбол и забил в ворота … гол
Бегать быстро я могу, я по улице … бегу
У себя в саду Андрейка поливал цветы из… лейки

Эта игра становится более занимательной, если в ней принимает участие любимая игрушка ребёнка. Игрушка просит ребёнка подсказать недостающее слово.

2. Игра «Звук потерялся»
Читая слово, взрослый намеренно недоговаривает последний звук и просит ребёнка найти и добавить потерянный звук.

У меня пропал носок, утащил его щено…к
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчё…л
Где обедал, воробей? В зоопарке у звере…й
Не будильник, а разбудит, запоёт – проснутся люди,
на головке гребешок, это Петя-петушо…к

3. Словарные упражнения
Назови по-разному одну и ту же игрушку (мишка, мишутка, медвежонок, зверь, косолапка)

Подбери много слов о том, что делает кошка (лакает, мяукает, царапается, играет, спит, мурлыкает), а также о том, что делают щенок, ветер, солнце и т.д.

Какими словами можно сказать, какое солнышко? (Ясное, жёлтое, яркое, горячее, весёлое, ласковое).

Как двигаются животные (бегают, прыгают, скачут, лазят), птицы (летают, парят, взлетают, подпрыгивают).

На что похож ежик? (на шарик, мячик, колобок, клубок, щётку)

4. «Подбери похожее слово»
Взрослый даёт ребёнку образец: жук-лук, и предлагает подобрать сходные по звучанию слова к таким: мак (рак), дом (ком, сом), ложка (ножка), зайка (майка, чайка) и т.д. Обратите внимание ребёнка на то, что эти слова похожи, но всё-таки отличаются одним звуком и выделите эти звуки голосом.

5. «Слово длинное и короткое»
Объясните малышу, что есть слова, в которых мало звуков, поэтому они произносятся быстро: ус, он, ах, уж, рак. Предложите ребёнку придумать такие слова.

В длинном слове много звуков и оно произносится дольше: Чебурашка, Буратино, экскаватор, видеомагнитофон.

6. «Слово тихое и звонкое»
Скажи погромче слово «гром» - грохочет слово словно гром.
Скажи потише «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат.
(А. Барто)
Сравните с малышом звучание слов «гром, «грохочет» (звучит звонко) и «шесть», «шуршат», «мыши» (звучат тихо). Предложите ребёнку придумать звонкие и тихие слова.

7. «Какое слово задумано?»
Взрослый показывает малышу картинку и говорит: «Это …омашка». Ребёнок поправляет: «Ромашка», нажимая на звук «р». Взрослый удивляется: «Почему же у меня получилось …омашка?» Ребёнок должен понять, что взрослый пропускает звук «р». Эту игру можно повторить с другими картинками, начинающимися на разные звуки.

8. «Что же здесь не так?»
Взрослый читает стихи, намеренно пропуская отдельные звуки

Наша Таня, …ромко плачет, уронила в речку мячи…
Зайку …росила хозяйка, под дождё… остался …айка

Ребёнок должен услышать ошибку и попытаться определить, какого звука не хватает.

Ознакомление с понятием «Порядок звуков в слове»

Цель этих упражнений – показать ребёнку, что звуки в словах произносятся друг за другом в определённой последовательности.

1. Взрослый медленно произносит слово, растягивая все звуки: шшшаааррр. Ребёнок та же медленно проговаривает это слово и чувствует, как один звук сменяется другим. Ещё лучше это упражнение выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, как меняется положение губ. языка, зубов при произнесении каждого следующего звука. Взрослый и ребёнок вместе делают вывод, что в слове звуки стоят строго по порядку, следуя друг за другом. Слова для закрепления: жук, сом, сыр, жара, фара, лак и т.д.

2. Какой первый звук в слове?

Предложите ребёнку покричать, как в лесу: «Ау!», потом уточнить, какой был первый звук, а какой второй. Придумать ещё слова, в которых первый звук будет «а»: Аня, азбука, Африка, аист, адрес и т.д. Такую же работу провести с остальными гласными звуками.

3. Придумай слово на заданный звук.

Цель – выделить согласный звук в начале слова. Взрослый предлагает ребенку вспомнить названия птиц, в которых первый звук «с» и сам называет первое слово: «ссссорока». Ребёнок продолжает: соловей, скворец, снегирь, сокол, синица и выделять протяжным произношением звук «с». Можно продолжить придумывать названия предметов на заданный звук, подбирая слова по группам: животные, одежда, овощи, продукты на звук «с».

4. Выделить согласный звук в конце слова.

Взрослый произносит слово, а малыш добавляет последний звук:
«т» - хала.., сала.., салю..
«к» - ма.., ра.., лу.., со..
«р» - ша.., кома.., база..

Ознакомление с понятием «Слоги»

Звуки в слове взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове обязательно ударный. Слоговый анализ – важная ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова Ребёнок 6ти лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определённой последовательности, а один слог – ударный.

1. Прошагай слово.
Нужно произносить слово, одновременно шагая на каждый слог. Подбирать слова длинные и короткие – на один шаг, 2,3,4 шага.

2. Хлопай в ладоши
Нужно хлопками делить слова на части.

3. Купи вкусные продукты
из 2х частей: булка, калач, халва, вафли
из 3х частей: леденцы, конфеты, соломка, шоколад

4. Придумай имя кукле
Подбирайте вместе с ребёнком имена из двух слогов и из трёх.

5. Кто живёт в зоопарке
Вспомнить животных из 1,2,3 слогов

6. Позови слово
Это упражнение служит для отработки понятия «Ударение». Придумать любое слово и произнести его протяжным зовущим голосом: Ма`-ша, кош`-ка, во-ро`-на. Объясните ребёнку, что один слог слышится громче других – это ударный слог.

7. Задумать слова на заданный слог, например: ра – рак, рама, ракета, радио.

8. Добавить заданный слог , например: ла – жи…, бы…, да…, спа…, взя…

9. Разложить картинки на 3 части по количеству слогов в их названии: в одной части будут односложные картинки, во второй - двусложные и т.д.

10. Позвать игрушки и определить ударный слог в их названиях.

11. Назвать животное разными словами и определить количество слогов и ударение: кот-котик-котёнок-кошечка.

12. Подбросить кубик и посмотреть, сколько точек выпало. Придумать слово с таким количеством слогов.

13. Придумать слова с первым ударным слогом (са`нки), со вторым ударным (зима`) и т.д.

Используя эти несложные игровые задания, вы дадите ребёнку первоначальные сведения о звуковом и слоговом составе слова. Малыш будет хорошо подготовлен к освоению чтения и письма.

Задание

Составьте звуковые схемы слов: шар, шары

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный) Докажите.

Задание

Задание

В названиях каких картинок нет звука [ы]?

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они идут, не понимают,
Что букву ы напоминают.

Задание

Напечатайте в тетради букву «Ы».

Упражнение в слиянии звуков

[д] + [ы] = [ды]
[к] + [ы] = [кы]
[м] + [ы] = [мы]
[с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)
Звук [ы] произносится только после твердых согласных.
Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со¬гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] - согласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,
В гости к рыбам загляну!
Только жаль, на глубине
Ничего не слышно мне!

Задание

Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:
Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…
Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание

Измените слово так, чтобы появился звук [ы]

Кран – краны
Лиса – лисы
Звезда – звезды
Гриб – грибы
Огурец - огурцы
Продолжите ряд таких слов.

Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.
Например: - В слове "папа" - 2 слога. Сколько раз нужно простучать? (2 раза)
Вы называете любое слово - ребенок должен суметь отстучать его по слогам:
Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры

Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные - стучать. А вы угадайте, что это за слово.
Сум – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори - не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по слогам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т. д. Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, повторяет уже названное или ошибается, он должен выйти из круга (или отдать фант). Постепенно круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово по его схеме"