Детская сердечно-легочная реанимация. Техника сердечно-легочной реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

  • Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
  • Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
  • Примерная схема годового отчета участкового врача:
  • Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
  • Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
  • Освобождение от физкультуры
  • Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
  • Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
  • Академический отпуск
  • Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
  • Персона врача
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
  • Тема 4. Оценка физического развития
  • Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
  • 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
  • 3.Освоение практических умений
  • 4.Перечень тем рефератов для студентов
  • Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
  • 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
  • 2.Освоение практических умений:
  • Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
  • 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
  • Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
  • Дородовый врачебный патронаж
  • Социальный анамнез
  • Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
  • Биологический анамнез
  • Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
  • Общее заключение по дородовому патронажу
  • Рекомендации
  • Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
  • Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
  • Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
  • Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
  • Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
  • Подготовка детей к поступлению в школу.
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении
  • Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
  • Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
  • Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
  • Организация санаторно-курортной помощи детям.
  • Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
  • Штаты дневного стационара детской поликлиники:
  • Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
  • Задача №1
  • Задача №2
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
  • Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
  • Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
  • Общие положения о лечении орви
  • Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
  • 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
  • Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
  • Лихорадка и гипертермический синдром
  • Судорожный синдром
  • Острый стенозирующий ларинготрахеит
  • 3.При I степени стеноза:
  • 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
  • 5. При III-IV степени стеноза:
  • Задача №1
  • Задача №2
  • В. 1.Инвагинация кишечника.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
  • Критерии допуска студента к курсовому зачету:
  • Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
  • Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов
  • I. Требования к составлению реферата
  • II. Требования к проведению лекции
  • III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
  • IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

    При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности. Овладение элементами экстренной диагностики терминальных состояний, твердое знание методики первичной сердечно-легочной реанимации, предельно четкое, «автоматическое» выполнение всех манипуляций в нужном ритме и строгой последовательности являются непременным условием успеха.

    Методы сердечно-легочной реанимации совершенствуются постоянно. В настоящем издании представлены правила сердечно-легочной реанимации у детей, основанные на последних рекомендациях отечественных ученых (Цыбулькин Э.К., 2000; Малышев В.Д. и соавт., 2000) и Комитета по неотложной помощи американской ассоциации кардиологов, опубликованных в JAMA(1992).

    Клиническая диагностика

    Основные признаки клинической смерти:

      отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

      исчезновение пульса на сонной и других артериях;

      бледный или серо-землистый цвет кожи;

      зрачки широкие, без реакции их на свет.

    Неотложные мероприятия при клинической смерти:

      оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД;

      зафиксировать время наступления клинической смерти и момент начала реанимационных мероприятий;

      подать сигнал тревоги, вызвать помощников и реанимационную бригаду;

      по возможности выяснить, сколько минут прошло с предполагаемого момента развития клинической смерти.

    Если точно известно, что этот срок более 10 мин., либо у пострадавшего отмечаются ранние признаки биологической смерти (симптомы «кошачьего глаза» - после надавливания на глазное яблоко зрачок принимает и сохраняет веретенообразную горизонтальную форму и «тающей льдинки» - помутнение зрачка), то необходимость проведения сердечно-легочной реанимации сомнительна.

    Реанимация будет эффективна только тогда, когда она правильно организована и мероприятия, поддерживающие жизнь, выполняются в классической последовательности. Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации предложены американской ассоциацией кардиологов в виде «Правил АВС» по Р. Safar:

      Первый шаг A(Airways) - восстановление проходимости дыхательных путей.

      Второй шаг В (Breath) - восстановление дыхания.

      Третий шаг С (Circulation) - восстановление кровообращения.

    Последовательность реанимационных мероприятий:

    A ( Airways ) - восстановление проходимости дыхательных путей:

    1. Уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

    2. Очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс.

    3. Слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею положить мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни.

    Перелом шейных позвонков должен быть заподозрен у пациентов с травмой головы или другими повреждениями выше ключиц, сопровождающимися потерей сознания, или у больных, позвоночник которых подвергся неожиданным перегрузкам, связанным с нырянием, падением или автомобильной катастрофой.

    4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх (подбородок должен занимать самое возвышенное положение), что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.

    В ( Breath ) - восстановление дыхания:

    Начать ИВЛ экспираторными методами «изо рта в рот» - у детей старше 1 года, «изо рта в нос» - у детей до 1 года (рис. 1).

    Методика ИВЛ. При дыхании «изо рта в рот и нос» необходимо левой рукой, положенной под шею больного, подтянуть его голову и затем после предварительного глубокого вдоха плотно обхватить губами нос и рот ребенка (не зажимая его) и с некоторым усилием вдувать воздух (начальную часть своего дыхательного объема) (рис. 1). В гигиенических целях предварительно лицо больного (рот, нос) можно покрыть марлевой салфеткой или носовым платком. Как только грудная клетка приподнимается, вдувание воздуха прекращают. После этого отвести рот от лица ребенка, дав ему возможность пассивно выдохнуть. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха 1:2. Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания реанимируемого: у детей первых лет жизни - 20 в 1 мин, у подростков - 15 в 1 мин

    При дыхании «изо рта в рот» реаниматор обхватывает губами рот больного, а его нос зажимает правой рукой. В остальном техника выполнения та же (рис. 1). При обоих способах имеется опасность частичного попадания вдуваемого воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержимого в ротоглотку и аспирации.

    Введение 8-образного воздуховода или прилегающей ротоносовой маски существенно облегчает проведение ИВЛ. К ним подключают ручные дыхательные аппараты (мешок Ambu). При использовании ручных дыхательных аппаратов реаниматор левой рукой плотно прижимает маску: носовую часть большим, а подбородочную - указательным пальцами, одновременно (остальными пальцами) подтягивая подбородок больного кверху и кзади, чем достигается закрытие рта под маской. Правой рукой сдавливается мешок до появления экскурсии грудной клетки. Это служит сигналом необходимости прекращения давления для обеспечения выдоха.

    С ( Circulation ) - восстановление кровообращения:

    После того, как проведены первые 3 - 4 инсуффляции воздуха, при отсутствии пульса на сонной или бедренной артериях, реаниматор наряду с продолжением ИВЛ должен приступить к непрямому массажу сердца.

    Методика непрямого массажа сердца (рис. 2, таблица 1). Больной лежит на спине, на жесткой поверхности. Реанимирующий, выбрав соответствующее возрасту ребенка положение рук, проводит ритмичные надавливания с возрастной частотой на грудную клетку, соразмеряя силу нажима с упругостью грудной клетки. Массаж сердца проводится до полного восстановления сердечного ритма, пульса на периферических артериях.

    Таблица 1.

    Методика проведения непрямого массажа сердца у детей

    Осложнения непрямого массажа сердца: при чрезмерном давлении на грудину и ребра могут быть их переломы и пневмоторакс, а при сильном надавливании над мечевидным отростком возможен разрыв печени; необходимо помнить также и об опасности регургитации желудочного содержимого.

    В тех случаях, когда ИВЛ делают в сочетании с непрямым массажем сердца, рекомендуется делать одно вдувание через каждые 4-5 сжатий грудной клетки. Состояние ребенка повторно оценивается через 1 мин после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

    Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

      Сужение зрачков и появление их реакции на свет (это говорит о поступлении оксигенированной крови в мозг больного);

      Появление пульса на сонных артериях (проверяется в промежутках между компрессиями грудной клетки – в момент компрессии на сонной артерии ощущается волна массажа, указывающая, что массаж проводится правильно);

      Восстановление самостоятельного дыхания и сердечных сокращений;

      Появление пульса на лучевой артерии и повышение АД до 60 - 70 мм рт. ст.;

      Уменьшение степени цианоза кожи и слизистых.

    Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:

    1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

      0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

      0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

    При необходимости повторное в/в введение вышеуказанных препаратов через 5 мин.

      4% раствор натрия бикарбоната 2 мл/кг (1 ммоль/кг). Введение бикарбоната натрия показано только в условиях затяжной сердечно-легочной реанимации (более 15 мин.) или если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза; введение 10 % раствора кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) показано только при наличии гиперкалиемии, гипокальциемии и при передозировке антагонистов кальция.

    2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

    3. При фибрилляции желудочков показана дефибрилляция (электрическая и медикаментозная).

    Если признаки восстановления кровообращения есть, но отсутствует самостоятельная сердечная деятельность, непрямой массаж сердца проводят до восстановления эффективного кровотока или до стойкого исчезновения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти.

    Отсутствие признаков восстановления сердечной деятельности на фоне проводимых мероприятий в течение 30 - 40 мин. является показанием к прекращению реанимации.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

    Студент самостоятельно выполняет приемы оказания неотложной медицинской помощи на тренажёре «ЭЛТЭК-малыш».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

    Основная литература:

    1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

    Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //

    2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

    Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

    Дополнительная литература:

      Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

      Галактионова М.Ю. Неотложная помощь детям. Догоспитальный этап: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2007.- 143 с.

      Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.- 156 с.

      Неотложная педиатрия: учебное пособие / Ю. С. Александрович, В. И. Гордеев, К. В. Пшениснов. - СПб. : СпецЛит. 2010. - 568 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ // http://www.studmedlib.ru/book /

      Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

      [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    1.Электронный ресурс: режим доступа: // www . Consilium - medicum . com .

    каталог медицинских ресурсов INTERNET

    2.«Медлайн»,

    4.Каталог «Корбис»,

    5.Профессионально-ориентированный сайт: http :// www . Medpsy.ru

    6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

    Знание студентом основных положений темы занятия:

    Примеры тестов исходного уровня:

    1.При какой степени тяжести стеноза гортани показана экстренная трахеотомия?

    а. При 1 степени.

    б. При 2 степени.

    в. При 3 степени.

    г. При 3 и 4 степени.

    * д. При 4 степени.

    2. Что является первым действием при ургентной терапии анафилактического шока?

    * а. Прекращение доступа аллергена.

    б. Обкалывание места введения аллергена р-ром адреналина.

    в. Введение кортикостероидов.

    г. Наложение жгута выше места введения аллергена.

    д. Наложение жгута ниже места введения аллергена.

    3. Какой из критериев первым укажет Вам, что проводимый непрямой массаж сердца является эффективным?

    а.Потепление конечностей.

    б.Возвращение сознания.

    в.Появление прерывистого дыхания.

    г.Расширение зрачков.

    * д.Сужение зрачков._

    4. Какое изменение на ЭКГ является угрожающим по синдрому внезапной смерти у детей?

    * а. Удлинение интервала Q - T.

    б. Укорочение интервала Q - T.

    в. Удлинение интервала Р - Q.

    г. Укорочение интервала Р - Q.

    д. Деформация комплекса QRS.

    Вопросы и типовые задачи заключительного уровня:

    Задание 1.

    Вызов бригады «Скорой помощи» на дом к мальчику 3-х лет.

    Температура 36,8°С, число дыханий – 40 в 1 минуту, число сердечных сокращений – 60 в 1 минуту, артериальное давление - 70/20 мм рт. ст.

    Жалобы родителей на заторможенность и неадекватное поведение ребенка.

    Анамнез болезни: предположительно за 60 минут до прибытия машины «Скорой помощи» мальчик съел неизвестное количество таблеток, хранившихся у бабушки, которая страдает гипертонической болезнью и принимает для лечения нифедипин и резерпин.

    Объективные данные: Состояние тяжелое. Сомналентность. Оценка по шкале Глазго 10 баллов. Кожные покровы, особенно груди и лица, а также склеры - гиперемированы. Зрачки сужены. Периодически отмечаются судороги с преобладанием клонического компонента. Носовое дыхание затруднено. Дыхание поверхностное. Пульс слабого наполнения и напряжения. Аускультативно на фоне пуэрильного дыхания выслушивается небольшое количество хрипов проводного характера. Тоны сердца глухие. Живот мягкий. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии. Селезенка не пальпируется. Не мочился последние 2 часа.

    а) Поставить диагноз.

    б) Оказать догоспитальную неотложную помощь и определить условия транспортировки.

    в) Охарактеризовать фармакологическое действие нефедипина и резерпина.

    г) Дать определение шкалы Глазго. Для чего она применяется?

    д) Указать, через какое время возможно развитие острой почечной недостаточности, и описать механизм ее возникновения.

    е) Определить возможность проведения форсированного диуреза для удаления всосавшегося яда на догоспитальном этапе.

    ж) Перечислить возможные последствия отравления для жизни и здоровья ребенка. Какое количество таблеток этих препаратов потенциально смертельно в данном возрасте?

    а) Острое экзогенное отравление таблетками резерпина и нефедипина средней степени тяжести. Острая сосудистая недостаточность. Судорожный синдром.

    Задание 2:

    Вы врач летнего оздоровительного лагеря.

    В течение последней недели стояла жаркая сухая погода, с температурой воздуха в дневные часы 29-30С в тени. Во второй половине дня к вам привели ребенка 10 лет, который жаловался на вялость, тошноту, снижение остроты зрения. При осмотре Вы обратили внимание на покраснение лица, повышение температуры тела до 37,8С, учащение дыхания, тахикардию. Из анамнеза известно, что ребенок более 2-х часов до обеда играл в «пляжный волейбол». Ваши действия?

    Эталон ответа

    Возможно это ранние признаки солнечного удара: вялость, тошнота, снижение остроты зрения, покраснение лица, повышение температуры тела, учащение дыхания, тахикардия. В дальнейшем может отмечаться потеря сознания, бред, галлюцинации, смена тахикардии брадикардией. При отсутствии помощи возможна смерть ребенка при явлениях остановки сердца и дыхания

    Неотложная помощь:

    1. Переместить ребенка в прохладное помещение; уложить в горизонтальное положение, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой.

    2. При начальных проявлениях теплового удара и сохраненном сознании дать обильное питье глюкозо - солевого раствора (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 ст. ложки сахара на 1 л воды) не менее объема возрастной суточной потребности в воде.

    3. При развернутой клинике теплового удара:

    Проводить физическое охлаждение холодной водой с постоянным растиранием кожных покровов (прекратить при снижении tтела ниже 38,5°С);

    Обеспечить доступ к вене и начать в/в введение раствора Рингера или «Трисоли» в дозе 20 мл/кг час;

    При судорожном синдроме ввести 0,5% раствор седуксена 0,05-0,1 мл/кг (0,3-0,5 мг/кг) в/м;

    Оксигенотерапия;

    При прогрессировании расстройств дыхания и кровообращения показано проведение интубации трахеи и перевод на ИВЛ.

    Госпитализация детей с тепловым или солнечным ударом в реанимационное отделение после оказания первой помощи. Детям с начальными проявлениями без утраты сознания госпитализация показана при сочетании перегревания с диареей и соледефицитным обезвоживанием, а также при отрицательной динамике клинических проявлений при наблюдении за ребенком в течение 1 часа.

    Задание 3:

    Врача детского оздоровительного лагеря вызвали случайные прохожие, увидевшие тонущего ребенка в озере рядом с лагерем. При осмотре на берегу озера лежит ребенок, предположительный возраст 9-10 лет, без сознания, в мокрой одежде. Кожные покровы бледные, холодные на ощупь, отмечается цианотичность губ, изо рта и носа вытекает вода. Гипорефлексия. В легких дыхание ослаблено, западение уступчивых мест грудной клетки и грудины на вдохе, ЧДД – 30 в 1мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 90 уд/мин, пульс слабого наполнения и напряжения, ритмичный. АД – 80/40 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.

    1.Ваш диагноз?

    2.Ваши действия на месте осмотра (первая мед.помощь).

    3.Ваши действия в мед.пункте оздоровительного лагеря (помощь на догоспитальном этапе).

    4.Дальнейшая тактика.

    Эталон ответа.

    1.Утопление.

    2.На месте: -очистить ротовую полость,-перегнуть пострадавшего через бедро, ударами ладони между лопатками удалить воду.

    3.В мед.пункте: -раздеть ребенка, растереть спиртом, укутать в одеяло, -ингаляции 60% кислородом, -ввести зонд в желудок, -ввести в мышцы дна полости рта возрастную дозу атропина, -полиглюкин 10мл/кг в/в; преднизолон 2-4 мг/кг.

    4.Подлежит экстренной госпитализации в реанимационное отделение ближайшей больницы.

    "

    Отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных рассчитано на одновременное пребывание 12 маленьких пациентов.

    Возможности Морозовской больницы и профессиональная подготовка медицинских кадров позволяют осуществлять помощь с любой патологией. Отделение принимает новорожденных детей в критическом состоянии из родильных домов и детских городских больниц. Кроме того, инженерные решения, использованные при модернизации неонатального корпуса, обеспечивают возможность безотлагательной госпитализации детей, доставленных бригадой скорой помощи или самими родителями из дома.

    Если заболевание, которым страдает новорожденный малыш можно вылечить в России, то его можно вылечить в Морозовской больнице.

    В современных условиях, одному врачу анестезиологу-реаниматологу не под силу сохранить жизнь ребенка, который поспешил появиться в этот замечательный мир. Круглосуточно, сменяя друг друга, работает слаженная команда профессионалов всех врачебных специальностей, необходимых для спасения жизни ребенка. Детские хирурги, гематологи, кардиохирурги, неврологи, нейрохирурги, офтальмологи, гинекологи, урологи, пульмонологи. В любое время суток возможно любое обследование, которое необходимо ребенку для уточнения диагноза или контроля за проводимым лечение. КТ, МРТ, УЗИ, биохимические и клинические анализы крови и других биологических жидкостей, контроль судорожной активности, оценка состава костного мозга. В сложных клинических случаях обязательно проводятся врачебные консилиумы с участием ведущих научных сотрудников.

    Любой малыш, который попадает в реанимационное отделение, в первую очередь ребенок, а только потом пациент. Всем детям нужны любящие мама и папа. Родители могут находиться с ребенком в отделении, поддерживать его своим голосом, теплом материнских рук, нежной заботой, любовью и малыш не будет чувствовать разлучение с семьей.

    Врачебный состав отделения:



    заведующий отделением, врач-анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук

    Махмудова Седа Вахаевна





    врач-неонатолог, врач-анестезиолог-реаниматолог


    Аксёнов Денис Валерьевич
    врач-анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории, врач-неонатолог, обладатель статуса «Московский врач»



    врач-анестезиолог-реаниматолог


    врач-анестезиолог-реаниматолог

    Врач-анестезиолог-реаниматолог

    Врач-анестезиолог-реаниматолог второй квалификационной категории, врач-неонатолог

    Благовещенская Янина Ивановна
    старшая медицинская сестра

    Распорядок дня:

    Беседу с родителями о состоянии ребенка проводит заведующий отделением Чусов Константин Павлович ежедневно с 14:00 до 15:00.

    Контакты:

    Морозовская детская городская клиническая больница
    г. Москва, 4-й Добрынинский переулок, д. 1/9, 22А корпус, 2 этаж

    По данным статистики, каждому десятому новорожденному ребенку оказывают медицинскую помощь в родильном зале, а 1% из всех рожденных нуждается в проведении полного комплекса реанимационных действий. Высокий уровень подготовки медицинского персонала позволяет увеличить шансы на жизнь и уменьшить возможное развитие осложнений. Адекватная и своевременная реанимация новорожденных - первый шаг к снижению количества смертности и развития заболеваний.

    Основные понятия

    Что такое реанимация новорожденных? Это ряд мероприятий, которые направлены на оживление организма ребенка и восстановление работы потерянных функций. Он включает в себя:

    • методы интенсивной терапии;
    • применение искусственной вентиляции легких;
    • установку электрокардиостимулятора и др.

    Доношенные дети не требуют проведения реанимационных мер. Они рождаются активными, громко кричат, пульс и ЧСС находятся в пределах нормы, кожа имеет розовый окрас, ребенок хорошо реагирует на внешние раздражители. Таких детей сразу же кладут на живот матери и укрывают сухой теплой пеленкой. Из дыхательных путей аспирируют слизистое содержимое, чтоб восстановить их проходимость.

    Проведение сердечно-легочной реанимации считается экстренным оказанием помощи. Она проводится в случае остановки дыхания и работы сердца. После подобного вмешательства, в случае благоприятного результата, применяются основы интенсивной терапии. Подобное лечение направлено на устранение возможных осложнений остановки работы важных органов.

    Если пациент не может самостоятельно поддерживать гомеостаз, то реанимация новорожденного включает или постановку кардиостимулятора.

    Что нужно для проведения реанимации в родильном зале?

    Если потребность в оказании подобных мероприятий невелика, то для их проведения потребуется один человек. В случае тяжелой беременности и ожидания проведения полного комплекса реанимационных действий в родильном находятся два специалиста.

    Реанимация новорожденного в родильном зале требует тщательной подготовки. Перед процессом родов следует проверить наличие всего необходимого и удостовериться в рабочем состоянии аппаратуры.

    1. Нужно подключить источник тепла, чтоб реанимационный столик и пеленки были прогреты, одну пеленку свернуть в виде валика.
    2. Проверить, правильно ли установлена система подачи кислорода. Должно быть достаточное количество кислорода, правильно отрегулированное давление и скорость подачи.
    3. Следует проверить готовность оборудования, которое требуется для отсасывания содержимого дыхательных путей.
    4. Приготовить инструменты для устранения желудочного содержимого в случае аспирации (зонд, шприц, ножницы, закрепляющий материал), аспиратор мекония.
    5. Подготовить и проверить целостность реанимационного мешка и маски, а также набора для интубации.

    Набор для интубации состоит из с проводниками, ларингоскопа с разными клинками и запасными батарейками, ножниц и перчаток.

    В чем заключается успех мероприятий?

    Реанимация новорожденных в родильном зале основывается на следующих принципах успеха:

    • доступность бригады реанимации - на всех родах должны присутствовать реаниматологи;
    • скоординированная работа - бригада должна работать слаженно, дополняя друг друга как один большой механизм;
    • квалифицированные сотрудники - каждый реаниматолог должен иметь высокий уровень знаний и практических навыков;
    • работа с учетом реакции больного - реанимационные действия должны начаться моментально при появлении их необходимости, дальнейшие меры проводятся в зависимости от реакции организма больного;
    • исправность аппаратуры - оборудование для проведения реанимации должно быть исправным и доступным в любое время.

    Причины необходимости проведения мероприятий

    К этиологическим факторам угнетения работы сердца, легких и других жизненно важных органов новорожденного относят развитие асфиксии, родовые травмы, развитие врожденной патологии, токсикоз инфекционного генеза и другие случаи невыясненной этиологии.

    Детская реанимация новорожденных и ее необходимость может быть спрогнозирована еще в период вынашивания ребенка. В таких случаях, бригада реаниматологов должна быть наготове, чтоб моментально оказать помощь малышу.

    Необходимость проведения подобных мероприятий может появляться при следующих состояниях:

    • много- или маловодие;
    • перенашивание;
    • диабет матери;
    • гипертоническая болезнь;
    • инфекционные заболевания;
    • гипотрофия плода.

    Также есть ряд факторов, которые уже возникают в период родов. В случае их появления можно ожидать необходимость проведения реанимационных мероприятий. К таким факторам относятся брадикардия у ребенка, кесарево сечение, преждевременные и стремительные роды, предлежание или отслойка плаценты, гипертонус матки.

    Асфиксия новорожденных

    Развитие нарушения процессов дыхания с гипоксией организма обусловливает появление расстройств со стороны системы кровообращения, обменных процессов и микроциркуляции. Далее появляется разлад работы почек, сердца, надпочечников, головного мозга.

    Асфиксия требует немедленного вмешательства, чтоб уменьшить возможность развития осложнений. Причины появления расстройств дыхания:

    • гипоксия;
    • нарушение проходимости дыхательных путей (аспирация кровью, слизью, меконием);
    • органические поражения головного мозга и работы ЦНС;
    • пороки развития;
    • недостаточное количество сурфактанта.

    Диагностика необходимости реанимационного вмешательства проводится после оценки состояния ребенка по шкале Апгар.

    Что оценивается 0 баллов 1 балл 2 балла
    Состояние дыхания Отсутствует Патологическое, неритмичное Громкий крик, ритмичное
    ЧСС Отсутствует Меньше 100 ударов в минуту Более 100 ударов в минуту
    Окрас кожи Цианоз Розовая кожа, конечности синюшные Розовый
    Состояние мышечного тонуса Отсутствует Конечности немного согнуты, тонус слабый Активные движения, хороший тонус
    Реакция на факторы раздражения Отсутствует Слабо выраженная Хорошо выраженная

    Оценка состояния до 3 баллов говорит о развитии тяжелой асфиксии, от 4 до 6 - асфиксия средней степени тяжести. Реанимация новорожденного при асфиксии проводится немедленно после оценки его общего состояния.

    Последовательность проведения оценки состояния

    1. Ребенок помещается под источник тепла, его кожу высушивают теплой пеленкой. Из носовой полости и рта отсасывается содержимое. Проводится тактильная стимуляция.
    2. Проводится оценка дыхания. В случае нормального ритма и наличия громкого крика, переходят к следующему этапу. При неритмичном дыхании проводят ИВЛ кислородом на протяжении 15-20 мин.
    3. Проводится оценка ЧСС. Если пульс выше 100 ударов в минуту, переходят на следующий этап осмотра. В случае менее 100 ударов проводят ИВЛ. Затем проводят оценку эффективности мероприятий.
      • Пульс ниже 60 - непрямой массаж сердца+ИВЛ.
      • Пульс от 60 до 100 - ИВЛ.
      • Пульс выше 100 - ИВЛ в случае неритмичности дыхания.
      • После 30 секунд, при неэффективности непрямого массажа с ИВЛ, необходимо проводить лекарственную терапию.
    4. Проводится осмотр окраса кожи. Розовый цвет свидетельствует о нормальном состоянии ребенка. При цианозе или акроцианозе необходимо дать кислород и наблюдать за состоянием малыша.

    Как проводят первичную реанимацию?

    Обязательно моют и обрабатывают руки антисептиком, одевают стерильные перчатки. Время рождения ребенка фиксируется, после проведения необходимых мероприятий - документируется. Новорожденного укладывают под источник тепла, оборачивают сухой теплой пеленкой.

    Чтоб восстановить проходимость дыхательных путей, можно опустить головной конец и положить ребенка на левый бок. Это остановит процесс аспирации и позволит удалить содержимое рта и носа. Аккуратно отсасывают содержимое, не прибегая к глубокому введению аспиратора.

    Если подобные мероприятия не помогают, реанимация новорожденного продолжается путем санации трахеи с помощью ларингоскопа. После появления дыхания, но отсутствии его ритмичности, ребенок переводится на ИВЛ.

    Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных принимает ребенка после проведения первичных реанимационных мероприятий для оказания дальнейшей помощи и поддержания жизненных функций.

    Вентиляция легких

    Этапы реанимации новорожденных включают проведение проведению вентиляции:

    • отсутствие дыхания или появление судорожных дыхательных движений;
    • пульс менее 100 раз в минуту, независимо от состояния дыхания;
    • стойкий цианоз при нормальной работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

    Этот комплекс мероприятий осуществляется с помощью маски или мешка. Голову новорожденного немного запрокидывают назад и на лицо накладывается маска. Ее удерживают указательными и большими пальцами. Остальными выводят челюсть ребенка.

    Маска должна находиться на области подбородка, носа и рта. Достаточно вентилировать легкие с частотой от 30 до 50 раз за 1 минуту. Вентиляция с помощью мешка может вызвать попадание воздуха в полость желудка. Убрать ее оттуда можно с помощью

    Чтоб проконтролировать эффективность проведения, необходимо обратить внимание на подъем грудной клетки и изменение ЧСС. За ребенком продолжается наблюдения до полного восстановления ритма дыхания и сердечных сокращений.

    Для чего и как проводят интубацию?

    Первичная реанимация новорожденных включает также проведение интубации трахеи, в случае неэффективности ИВЛ на протяжении 1 минуты. Правильный выбор трубки для интубации - один из важных моментов. Его делают в зависимости от массы тела ребенка и его гестационного возраста.

    Интубация проводится также в следующих случаях:

    • необходимость убрать аспирацию мекония из трахеи;
    • проведение продолжительной вентиляции;
    • облегчение управляемости реанимационными мероприятиями;
    • введение адреналина;
    • глубокая недоношенность.

    На ларингоскопе включают освещение и берут в левую руку. Правой рукой придерживают голову новорожденного. Клинок вводится в рот и проводится до основания языка. Приподнимая клинок по направлению к рукоятке ларингоскопа, реаниматолог видит голосовую щель. Трубку для интубации вводят с правой стороны в ротовую полость и проводят через голосовые связки в момент их размыкания. Это происходит на вдохе. Трубка проводится до запланированной отметки.

    Удаляют ларингоскоп, затем - проводник. Правильность введения трубки проверяют сжиманием дыхательного мешка. Воздух попадает в легкие и вызывает экскурсию грудной клетки. Далее подключается система снабжения кислородом.

    Непрямой массаж сердца

    Реанимация новорожденного в родильном зале включает которого показано при ЧСС менее 80 ударов в минуту.

    Существует два способа проведения непрямого массажа. При использовании первого, надавливание на грудную клетку проводится с помощью указательного и среднего пальца одной руки. В другом варианте массаж проводится большими пальцами обеих рук, а остальные пальцы участвуют в поддержке спины. Реаниматолог-неонатолог проводит надавливание на границе средней и нижней трети грудины, чтоб грудная клетка прогиналась на 1,5 см. Частота нажатий - 90 в минуту.

    Обязательно необходимо следить, чтоб вдох и нажатие на грудную клетку не проводились одномоментно. В паузе между надавливаниями, нельзя убирать руки с поверхности грудины. Нажатие на мешок делают после каждых трех надавливаний. За каждые 2 секунды нужно провести 3 надавливания и 1 вентиляцию.

    Действия при загрязненности вод меконием

    Особенности реанимации новорожденных включают помощь при окрашивании околоплодных вод меконием и оценке ребенка по шкале Апгар менее 6 баллов.

    1. В процессе родов после появления головки из родовых путей сразу же аспирировать содержимое полости носа и рта.
    2. После рождения и помещения малыша под источник тепла, до первого вдоха желательно провести интубацию трубкой наибольшего возможного размера, чтоб извлечь содержимое бронхов и трахеи.
    3. Если удается извлечь содержимое и оно имеет примесь мекония, то необходимо реинтубировать новорожденного другой трубкой.
    4. Вентиляция налаживается только после того, как все содержимое было извлечено.

    Лекарственная терапия

    Детская реанимация новорожденных основана не только на проведении ручных или аппаратных вмешательств, но и на использовании медикаментозных средств. В случае проведения ИВЛ и непрямого массажа, когда мероприятия неэффективны более 30 секунд, используют лекарственные препараты.

    Реанимация новорожденных подразумевает использование адреналина, средств для восстановления объема циркулирующей крови, гидрокарбоната натрия, налоксона, допамина.

    Адреналин вводится через интубационную трубку в трахею или в вену струйно. Концентрация препарата - 1:10 000. Препарат используется для увеличения силы сокращения сердца и ускорения ЧСС. После эндотрахеального введения продолжают ИВЛ, чтоб препарат мог равномерно распределиться. При необходимости средство вводят через 5 минут.

    Расчет дозы препарата в зависимости от веса ребенка:

    • 1 кг - 0,1-0,3 мл;
    • 2 кг - 0,2-0,6 мл;
    • 3 кг - 0,3-0,9 мл;
    • 4 кг - 0,4-1,2 мл.

    При кровопотере или необходимости восполнить используются альбумин, физиологический раствор натрия хлорида или раствор Рингера. Препараты вводятся в вену пуповины струйно (10 мл на 1 кг массы тела ребенка) медленно на протяжении 10 минут. Введение восполнителей ОЦК позволяет повысить артериальное давление, снизить уровень ацидоза, нормализовать частоту пульса и улучшить тканевой обмен.

    Реанимация новорожденных, сопровождаемая эффективной вентиляцией легких, требует введения гидрокарбоната натрия в пупочную вену для уменьшения признаков ацидоза. Препарат нельзя использовать до тех пор, пока не налажена адекватная вентиляция легких ребенка.

    Допамин используется для увеличения сердечного индекса и клубочковой фильтрации. Препарат расширяет сосуды почек и повышает клиренс натрия при использовании инфузионной терапии. Вводится внутривенно микроструйно под постоянным мониторингом АД и ЧСС.

    Внутривенно вводится налоксон из расчета0,1 мл препарата на 1 кг массы тела ребенка. Средство применяется в случае, когда окрас кожи и пульс нормальный, но есть признаки угнетения дыхания. Новорожденному нельзя вводить налоксон тогда, когда мать употребляет наркотические препараты или проходит лечение с помощью наркотических анальгетиков.

    Когда прекращать реанимирование?

    ИВЛ продолжается до тех пор, пока ребенок не наберет 6 баллов по Апгар. Такая оценка проводится через каждые 5 минут и длится до получаса. Если по истечении этого времени новорожденный имеет показатель менее 6, то его переводят в ОРИТ роддома, где проводится дальнейшая реанимация, интенсивная терапия новорожденных.

    Если эффективность реанимационных мер полностью отсутствует и наблюдается асистолия и цианоз, то мероприятия продолжаются до 20 минут. При появлении хоть малейших признаков эффективности, их продолжительность увеличивается на все то время, пока меры дают положительный результат.

    Отделение реанимации новорожденных

    После успешного восстановления работы легких и сердца новорожденного переводят в отделение реанимации и интенсивной терапии. Там работа врачей направлена на предотвращение возможных осложнений.

    Новорожденный после реанимации нуждается в профилактике возникновения отечности головного мозга или других нарушений ЦНС, восстановлении работы почек и выделительной функции организма, нормализации кровообращения.

    У ребенка могут появляться обменные нарушения в виде ацидоза, лактатацидоза, что обусловлено нарушениями периферической микроциркуляции. Со стороны головного мозга возможно появление судорожных приступов, кровоизлияния, инфаркта головного мозга, отека, развитие Также могут появляться нарушения функции желудочков сердца, острая недостаточность почек, атония мочевого пузыря, недостаточность надпочечников и других эндокринных органов.

    В зависимости от состояния малыша, его помещают в кувез или кислородную палатку. Специалисты наблюдают за работой всех органов и систем. Кормить позволяют ребенка только через 12 часов, в большинстве случаев - через

    Ошибки, допускать которые запрещено

    Строго запрещается проводить мероприятия, безопасность которых не доказана:

    • обливать малыша водой;
    • сжимать ему грудную клетку;
    • наносить удары по ягодицам;
    • направлять в лицо кислородную струю и тому подобное.

    Раствор альбумина нельзя использовать для увеличения начального ОЦК, поскольку это повышает риск летального исхода новорожденного.

    Проведение реанимационных мероприятий не обозначает, что малыш будет иметь какие-либо отклонения или осложнения. Многие родители ожидают патологических проявлений после того, как находился новорожденный в реанимации. Отзывы о подобных случаях показывают, что в дальнейшем дети имеют такое же развитие, как и их сверстники.

    Медики разделяют маленьких пациентов на три группы. Алгоритм проведения реанимационных действий для них различен.

    1. Внезапная остановка кровообращения у ребенка. Клиническая смерть на протяжении всего периода проведения реанимационных действий. Три основных исхода:
    • СЛР завершилась положительным итогом. При этом невозможно предугадать, каким будет состояние пациента после перенесенной им клинической смерти, насколько восстановится функционирование организма. Происходит развитие так называемой постреанимационной болезни.
    • У пациента отсутствует возможность самопроизвольной ментальной активности, происходит отмирание клеток головного мозга.
    • Реанимация не приносит положительного результата, врачи констатируют смерть пациента.
    1. Неблагоприятен прогноз при проведении сердечно-легочной реанимации у детей с тяжелой травмой, в шоковом состоянии, осложнениями гнойно-септического характера.
    2. Реанимация пациента с онкологией, аномалиями развития внутренних органов, тяжелыми травмами по возможности тщательно планируется. Незамедлительно переходят к проведению реанимационных действий при отсутствии пульса, дыхания. Первоначально необходимо понять, находится ли ребенок в сознании. Сделать это можно с помощью крика или легкого встряхивания, при этом исключаются резкие движения головы пациента.
    Показания к реанимации - внезапная остановка кровообращения

    Особенности сердечно легочной реанимации у детей заключаются в том, что использовать для проведения компрессии необходимо пальцы рук либо одну ладонь ввиду маленького размера пациентов и хрупкого телосложения.

    • Младенцам надавливают на грудную клетку только большими пальцами рук.
    • Детям от 12 месяцев до восьми лет массаж выполняется одной рукой.
    • Пациентам старше восьми лет на грудь кладут обе ладони. как и взрослым, но соизмеряют силу давления с размером тела. Локти рук при проведении массажа сердца остаются в выпрямленном состоянии.

    Есть некоторые различия в СЛР кардиальной по природе у пациентов старше 18 лет и возникшей в результате удушения у детей сердечно-легочной недостаточности, поэтому реаниматологам рекомендуется использовать специальный педиатрический алгоритм.

    При каком отравлении возможна остановка дыхания и сердцебиения

    Смерть в результате острого отравления может случиться от чего угодно. Основными причинами наступления смерти при отравлении являются прекращение дыхания и сердцебиения.

    Аритмию, фибрилляцию предсердий и желудочков и остановку сердца могут вызвать:

    • препараты из группы сердечных гликозидов;
    • «Обзидан», «Изоптин»;

    соли бария и калия;

    • некоторые антидепрессанты;
    • фосфорорганические соединения;
    • хинин;
    • чемеричная вода;
    • адреноблокаторы;
    • антагонисты кальция;
    • фтор.

    В каких случаях необходимо делать искусственное дыхание? Остановка дыхания случается вследствие отравления:

    • наркотиками, снотворными препаратами, инертными газами (азот, гелий);
    • интоксикации веществами на основе фосфорорганических соединений, применяемых для борьбы с насекомыми;

    курареподобными препаратами;

    • стрихнином, угарным газом, этиленгликолем;
    • бензолом;
    • сероводородом;
    • нитритами;
    • цианистым калием, синильной кислотой;
    • «Димедрол»;
    • алкоголем.

    При отсутствии дыхания или сердцебиения наступает клиническая смерть. Она может длиться от 3 до 6 минут, во время которых есть вероятность спасти человека, если начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. По прошествии 6 минут вернуть человека к жизни ещё возможно, но в результате сильной гипоксии головной мозг подвергается необратимым органическим изменениям.

    Что делать, если человек упал без сознания? Сначала нужно определить признаки жизни. Биение сердца можно прослушать, приложив ухо к груди пострадавшего или прощупав пульс на сонных артериях. Дыхание можно обнаружить по движению грудной клетки, наклонившись к лицу и послушать наличие вдоха и выдоха, поднеся зеркальце к носу или рту пострадавшего (оно будет запотевать при дыхании).

    Если обнаружено отсутствие дыхания или сердцебиения, нужно немедленно начинать реанимацию.

    Как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца? Какие методики существуют? Наиболее распространённые, доступные каждому и эффективные:

    • наружный массаж сердца;
    • дыхание «изо рта в рот»;
    • дыхание «изо рта в нос».

    Желательно проводить приёмы двум людям. Массаж сердца всегда проводится вместе с искусственной вентиляцией.

    1. Освободить органы дыхания (ротовую, носовую полость, глотку) от возможных инородных тел.
    2. Если сердцебиение есть, но человек не дышит, делается только искусственное дыхание.
    3. Если сердцебиения нет, проводится искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    Техника выполнения непрямого массажа сердца несложна, но требует правильных действий.

    1. Человека укладывают на жёсткую поверхность, верхнюю часть туловища освобождают от одежды.
    2. Для проведения закрытого массажа сердца реаниматор встаёт на колени сбоку от пострадавшего.

    Максимально разогнутую ладонь основанием кладут на середину грудной клетки на два-три сантиметра выше грудинного конца (место встречи рёбер).

    1. Где проводится надавливание на грудную клетку при закрытом массаже сердца? Точка максимального надавливания должна находиться по центру, а не слева, потому что сердце, вопреки всеобщему мнению расположено посередине.
    2. Большой палец руки должен быть обращён к подбородку или животу человека. Вторую ладонь кладут сверху крест-накрест. Пальцы не должны касаться больного, ладонь должна ставиться основанием и быть максимально разогнутой.
    3. Надавливание в область сердца делается прямыми руками, локти не сгибаются. Давление должно оказываться всем весом, а не только руками. Толчки должны быть настолько сильными, чтоб грудная клетка взрослого человека опускалась на 5 сантиметров.
    4. С какой частотой надавливаний проводится непрямой массаж сердца? Нажимать на грудину надо с периодичностью не менее 60 раз в минуту. Ориентироваться надо на упругость грудины конкретного человека, именно на то, как она возвращается в обратное положение. Например, у пожилого человека частота нажатий может быть не больше 40–50, а у детей достигать 120 и выше.
    5. Сколько вдохов и нажатий делать при искусственном дыхании? При чередовании непрямого массажа сердца с искусственной вентиляцией лёгких на 30 толчков делается 2 вдоха.

    Почему непрямой массаж сердца невозможен если пострадавший лежит на мягком? В этом случае давление будет отказываться не на сердце, а на податливую поверхность.

    Очень часто при непрямом массаже сердца ломают рёбра. Страшиться этого не нужно, главное - оживить человека, а рёбра срастутся. Но нужно учитывать, что сломанные рёбра, скорее всего, результат неправильного выполнения и следует умерить силу нажатия.

    Если во рту у отравившегося человека осталось опасные для реаниматора выделения вроде яда, ядовитого газа из лёгких, инфекция, то проводить искусственное дыхание не нужно! В таком случае нужно ограничиться проведением непрямого массажа сердца, во время которого из-за надавливания на грудину выбрасывается и опять всасывается около 500 мл воздуха.

    Как делать искусственное дыхание «рот в рот»?

    Пострадавшему нужно придать горизонтальное положение с запрокинутой головой. Под шею можно положить валик или руку. Если есть подозрение на перелом шейного отдела позвоночника, то запрокидывать голову нельзя.

    1. Нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперёд и книзу. Рот освободить от слюны и рвотных масс.
    2. Придерживая одной рукой отрытую челюсть у пострадавшего человека, второй нужно плотно зажать его нос, глубоко вдохнуть и максимально выдохнуть ему в рот.
    3. Частота вдуваний воздуха в минуту при проведении искусственного дыхания равна 10–12.

    Рекомендуется в целях собственной безопасности искусственное дыхание лучше делать через салфетку, контролируя при этом плотность прижатия и не допуская «утечку» воздуха. Выдох не должен быть резким. Только сильное, но плавное (в течение 1–1,5 секунды) выдыхание обеспечит правильное движение диафрагмы и наполнение лёгких воздухом.

    Искусственное дыхание «рот в нос» выполняется в случае, если открыть рот больному не удаётся (например, из-за спазма).

    1. Уложив пострадавшего на прямую поверхность, запрокинуть ему голову (если для этого нет противопоказаний).
    2. Проверить проходимость носовых путей.
    3. По возможности челюсть нужно выдвинуть.
    4. После максимального вдоха нужно вдувать воздух в нос пострадавшему человеку, одной рукой плотно закрывая ему рот.
    5. После одного вдоха посчитать до 4 и делать следующий.

    У детей техника реанимации отличается от таковой у взрослых. Грудная клетка малышей до года очень нежная и хрупкая, область сердца меньше, чем основание ладони взрослого человека, поэтому надавливание при непрямом массаже сердца производится не ладонями, а двумя пальцами.

    Движение грудной клетки должно быть не более 1,5–2 см. Частота нажатий не менее 100 в минуту. В возрасте от 1 года до 8 лет массаж делается одной ладонью. Грудная клетка должна двигаться на 2,5–3,5 см. Выполнять массаж нужно с частотой около 100 надавливаний в минуту.

    Соотношение вдоха к нажатию на грудную клетку у малышей до 8 лет должно быть 2/15, у детей старше 8 лет - 1/15.

    Как делать искусственное дыхание ребёнку? Детям искусственное дыхание можно выполнять по технике «изо рта в рот». Так как у малышей маленькое лицо, взрослый человек может проводить искусственное дыхание охватив сразу и рот, и нос ребёнка. Тогда метод называется «изо рта в рот и нос». Искусственное дыхание детям делается с частотой 18–24 в минуту.

    Признаки эффективности при соблюдении правил выполнения искусственного дыхания следующие.

    При правильном выполнении искусственного дыхания можно заметить движение грудной клетки вверх и вниз во время пассивного вдоха.

    1. Если движение грудной клетки слабое или запаздывает, нужно разобраться в причинах. Вероятно, неплотное прилежание рта ко рту или к носу, неглубокий вдох, инородное тело, мешающее воздуху достигнуть лёгких.
    2. Если при вдыхании воздуха поднимается не грудная клетка, а живот, то это значит, что воздух пошёл не по воздухоносным путям, а по пищеводу. В таком случае нужно надавить на живот и повернуть голову больного набок, так как возможна рвота.

    Эффективность массажа сердца тоже надо проверять каждую минуту.

    1. Если при выполнении непрямого массажа сердца появится толчок на сонной артерии, подобный пульсу, значит, сила нажатия достаточна, чтобы кровь могла поступать к головному мозгу.
    2. При правильном выполнении реанимационных мероприятий у пострадавшего скоро появятся сердечные сокращения, поднимется давление, появится самостоятельное дыхание, кожа станет менее бледной, зрачки сузятся.

    Выполнять все действия нужно не менее 10 минут, а лучше до приезда скорой помощи. При сохраняющемся сердцебиении искусственное дыхание нужно выполнять длительно, вплоть до 1,5 часа.

    Если реанимационные меры неэффективны в течение 25 минут, у пострадавшего появились трупные пятна, симптом «кошачьего» зрачка (при надавливании на глазное яблоко зрачок становится вертикальным, как у кошки) или первые признаки окоченения - все действия можно прекращать, так как наступила биологическая смерть.

    Чем раньше начаты реанимационные действия, тем больше вероятность возвращения человека к жизни. Правильное их выполнение поможет не только вернуть к жизни, но и обеспечить кислородом жизненно важные органы, предотвратить их гибель и инвалидизацию пострадавшего.

    Цель СЛР у детей

    СЛР у ребенка включает три стадии, которые еще называют АВС – Air, Breath, Circulation:

    • Air way open. Требуется освобождение дыхательного прохода. Рвота, западание языка, инородное тело может являться препятствие при дыхании.
    • Breath for victim. Проведение мероприятий по искусственному дыханию.
    • Circulation his blood. Закрытый массаж сердца.

    Самым важным в процессе СЛР у детей считается первый этап. Алгоритм действий следующий.

    Пациента кладут на спину, шея, голова и грудь при этом находятся в одной плоскости. Если травма черепа отсутствует, необходимо запрокинуть голову. Если у пострадавшего травмирована голова или верхний шейный отдел, необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. При потере крови рекомендуется приподнять ноги. Нарушение свободного тока воздуха по дыхательным путям у грудного ребенка может усилиться при чрезмерном перегибании шеи.

    Причиной неэффективности мероприятий по легочной вентиляции может стать неправильное положение головы ребенка относительно туловища.

    При наличии в ротовой полости инородных предметов, затрудняющих дыхание, их необходимо извлечь. Если возможно, осуществляется интубация трахеи, вводится воздуховод. При невозможности интубировать пациента производиться дыхание “рот в рот” и “рот в нос и в рот”.

    Алгоритм действий при вентиляции легких «рот в рот»

    Решение проблемы запрокидывания головы пациента относится к первоочередным задачам СЛР.

    Обструкция дыхательных путей приводит к остановке сердца пациента. Это явление вызывает аллергия, воспалительные инфекционные заболевания, инородные предметы в ротовой полости, горле или трахее, рвотные массы, кровяные сгустки, слизь, запавший язык ребенка.

    Порядок проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

    При обнаружении человека, потерявшего сознание, необходимо проверить пульс, дыхание и степень контактности. При отсутствии этих показателей начинают проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

    На оценку состояния нельзя отводить более 15-20 секунд: чем позже начата СЛР, тем хуже прогноз.

    До 2005 года Международная анестезиологическая служба рекомендовала начинать СЛР с вентиляции легких, только затем делать закрытый массаж сердца. Однако в ходе анализа сотен тысяч клинических случаев инструкция была пересмотрена и изменена.

    На данный момент последовательность действий такова: компрессии грудной клетки, а затем ИВЛ.

    Такой порядок объясняется тем, что в момент потери сознания в кровяном русле еще присутствует остаточный кислород, который нужно быстро доставить до страдающих от гипоксии тканей.

    При оказании первой помощи пострадавшего необходимо переместить на твердую поверхность, снять стесняющую верхнюю одежду. Выпрямленные руки нужно скрестить на нижней трети грудины. При незнании анатомических ориентиров допускается начинать компрессию грудной клетки в центре условной линии, проведенной между сосками.

    После 30 первых компрессий необходимо быстро выполнить прием Сафара, обеспечивающий проходимость ротовой полости и гортани для воздуха.

    Он заключается в разгибании шейного отдела позвоночника (голова при этом запрокидывается назад), выдвижении нижней челюсти и открывании рта. После открывания ротовой полости совершают два глубоких вдыхания воздуха.

    Искусственное дыхание можно делать способами «рот в рот» или «рот в нос».

    Цикл из 30 сдавлений и двух вдохов последовательно выполняют до момента прибытия бригады СМП. Сразу после появления пульса и самостоятельных дыхательных движений пострадавшего необходимо уложить на бок. Это позволит предупредить асфиксию западающим языком или содержимым желудка в момент восстановления сознания.

    При выполнении искусственного дыхания и наружного массажа сердца двумя людьми происходит распределение выполняемых функций. Один из спасателей массажирует сердце, второй выполняет легочную вентиляцию. При этом первый вслух считает количество сделанных компрессий. После 30 сдавлений второй спасатель выполняет 2 глубоких вдоха.

    Выполнение компрессионных сдавлений грудины требует больших физических усилий. Оказывающий помощь быстро устает, частота или сила сдавливания грудины уменьшается. Это негативно влияет на эффективность реанимационных действий, поэтому массажировать сердце нужно, сменяя друг друга.

    • использование термического матраса или лучевого обогревателя;
    • телесный контакт;
    • укутывание в одеяло;
    • увеличение температуры в комнате.

    Вслед за тройным приемом Сафара нужно выполнить 5 вдохов, затем немедленно приступить к компрессии грудины. Для детей старше годовалого возраста следует применять технику «рот в рот», у детей первого года альтернативой может быть техника «рот в нос».

    Новорожденному массаж делают указательным пальцем, грудному – двумя (указательным и средним). Детям постарше (с массой от 12 до 30 кг) компрессии проводятся одной рукой.

    Частота сдавлений – не менее 100 в минуту, глубина вдавливания – одна треть диаметра грудной клетки. Соотношение между вдыханиями воздуха и компрессиями на грудину составляет 30:2.

    Состояние оценивается спустя 3-4 цикла СЛР.

    • появление пульсации на крупных артериальных сосудах;
    • возникновение самостоятельных дыхательных движений;
    • восстановление сознания;
    • сужение зрачков;
    • исчезновение цианотичной (синевато-мраморной) или бледной окраски кожно-эпителиальных покровов;
    • подъем систолического АД более 65 мм.рт.ст.

    Первые три критерия являются абсолютными, при их наличии реанимационные действия можно прекратить. Любые сомнения по поводу эффективности СЛР следует трактовать как сигнал к продолжению закрытого массажа сердца и искусственного дыхания.

    1. Трата времени на ненужные диагностические мероприятия.
    2. Несвоевременная остановка реанимационных действий.

    Методические – неправильный порядок или техника проведения искусственной вентиляции легких или непрямого массажа сердца:

    1. Оказание помощи на неровной или мягкой поверхности.
    2. Неправильное положение верхних конечностей спасателя: сгибание рук в локтевом суставе, отрывание ладоней от грудины, прикладывание всей поверхности ладони вместо ее основания.
    3. Нарушение частоты или соотношения компрессий и вдыханий воздуха: слишком медленный темп непрямого массажа сердца, изменение рекомендованного соотношения вдохов и нажатий (30:2) в большую или меньшую сторону, перерывы более 15 секунд на проведение вдохов.
    4. Изменение глубины компрессий или неправильная техника вентиляции: недостаточная или избыточная сила надавливания на грудную клетку, слишком короткий вдох, массажирование сердца в момент вдоха (встречается при проведении ИВЛ двумя спасателями).

    Еще одной распространенной ошибкой является неадекватный мониторинг состояния пациента и собственных действий непосредственно в момент реанимации. Так, контроль за расправлением грудной клетки должен всегда осуществляться одновременно со вдыханием воздуха в ротовую полость.

    Если в момент вдоха легкие не расправляются, спасатель неправильно выполняет ИВЛ или в дыхательных путях есть препятствие потоку воздуха.

    Во время искусственного массажа сердца необходимо следить как за своими руками (избегать сгибания в локтях, отрывания от грудины), так и за глубиной компрессий.

    Даже после успешных реанимационных мероприятий у 90-100% пострадавших развивается постреанимационная болезнь. Она является каскадом патофизиологических процессов, возникающих в результате временной остановки кровообращения и последующего восстановления нормального кровотока. Постреанимационная болезнь включает в себя несколько синдромов:

    • признаки повреждения головного мозга (кома, судорожный синдром, когнитивно-мнестические нарушения);
    • снижение сократительной функции сердца;
    • активация иммунной и свертывающей систем крови;
    • обострение уже имеющихся хронических заболеваний;
    • полиорганная недостаточность.

    Именно степень выраженности проявлений постреанимационной болезни определяет дальнейшую лечебно-реабилитационную тактику.

    В раннем восстановительном периоде используются аппаратная ИВЛ и препараты, улучшающие трофику и сократительную способность сердца.

    При наличии судорожного синдрома показан прием противосудорожных препаратов (антиконвульсанты). Метаболическая коррекция достигается проведением массивной инфузионно-трансфузионной терапии.

    Важную роль в реабилитационном периоде отводят этиотропной и патогенетической способам терапии. Они направлены на устранение фактора, способствовавшего остановке сердечной деятельности.

    При патологии сердца проводят чрескожные коронарные вмешательства, стентирование артерий и назначают лекарства для коррекции давления или купирования аритмий.

    Другие причины внезапной остановки сердца (повышение содержания калия в крови, ацидотические состояния) устраняются метаболической коррекцией и переливанием кровезамещающих растворов.

    • фибрилляция (90%);
    • асистолия (4%);
    • электромеханическая диссоциация (1%).

    В этих ситуациях сердечная мышца теряет способность сокращаться, что приводит к остановке кровотока по органам и тканям. Из-за недостатка кислорода нервная система испытывает гипоксию и человек теряет сознание. Через 1-1,5 минуты после прекращения сердцебиения происходит остановка дыхания, а перед этим могут наблюдаться его патологические виды (чейн-стоксовское, куссмаулевское).

    К реанимации незамедлительно приступают при отсутствии у пострадавшего одного из следующих критериев:

    • сердцебиения и пульсации на крупных артериальных сосудах;
    • дыхательных движений или нефизиологические виды дыхания;
    • сознания.

    Дополнительными признаками клинической смерти могут быть критическое падение давления, синюшная окраска или побледнение кожно-слизистых покровов и клонико-тонические судороги из-за острой гипоксии мозга.

    Реанимационные действия проводится при критическом состоянии человека для того, чтобы поддержать элементарные функции организма.

    Порядок оказания помощи при СЛР включает в себя обеспечение проходимости дыхательного тракта, 30 компрессий грудной клетки и два глубоких вдоха.

    Реанимационные методы следует применять в случае наступления у пострадавшего клинической смерти. В таком состоянии у потерпевшего отсутствует дыхание, кровообращение. Причиной клинической смерти может выступать любая травма при несчастном случае: воздействие электрического тока, утопление, отравление и т. д.

    • отсутствие пульса на сонной артерии;
    • исчезновение сознания;
    • появление судорог.

    Также существуют поздние признаки остановки кровообращения. Они проявляются первые 20 – 60 секунд:

    • судорожное дыхание, его отсутствие;
    • расширение зрачков, отсутствие какой-либо реакции на свет;
    • окрас кожи становится землисто-серым.

    Если в клетках головного мозга не произошло необратимых изменений, состояние клинической смерти является обратимым. После наступления клинической смерти жизнеспособность организма продолжается еще 4 – 6 минут.

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца должны выполняться до восстановления сердцебиения, дыхания. Для эффективности реанимации следует соблюдать правила проведения реанимации.

    Прежде чем приступить к непрямому массажу сердца, оказывающий помощь должен выполнить прекардиальный удар, целью которого является сильное сотрясение грудой клетки, активировать запуск сердца.

    Прекардиальный удар необходимо наносить ребром кулака. Точка для удара расположена в области нижней трети грудины, а точнее на 2 – 3 см выше мечевидного отростка. Удар выполняется резким движением, локоть руки должен направляться вдоль тела потерпевшего.

    Алгоритм действий при ИВЛ

    Оптимальным при осуществлении искусственной вентиляции легких будет применение воздуховода или лицевой маски. При отсутствии возможности использовать данные способы, альтернативный вариант действий – активное задувание воздуха в нос и рот пациента.

    Чтобы желудок не растянулся, необходимо следить, чтобы не было экскурсии брюшины. Только объем груди должен снижаться в перерывах между выдохом и вдохом при проведении мероприятий по восстановлению дыхания.

    Применение воздуховода

    При осуществлении процедуры искусственной вентиляции легких проводят следующие действия. Пациента укладывают на твердую ровную поверхность. Голову слегка запрокидывают. Наблюдают за дыханием ребенка в течение пяти секунд. При отсутствии дыхания делают два вдоха продолжительностью полторы – две секунды. После этого выдерживают несколько секунд для выхода воздуха.

    При реанимации ребенка вдыхать воздух следует весьма аккуратно. Неосторожные действия способны спровоцировать разрыв тканей легких. Сердечно-легочная реанимация новорожденного и грудного ребенка осуществляется с использованием щек для вдувания воздуха. После второго вдоха воздуха и выхода его из легких прощупывают сердцебиение.

    Необходимо тщательно проверить наличие посторонних предметов в ротовой полости и верхнем отделе дыхательных путей. Такого рода препятствия помешает попасть воздуху легкие.

    Последовательность действий следующая:

    • пострадавшего укладывают на согнутую в локте руку, туловище малыша находится выше уровня головы, которую придерживают двумя руками за нижнюю челюсть.
    • после того, как пациент уложен в правильном положении, осуществляется пять аккуратных ударов между лопатками пациента. Удары должны иметь направленное действие от лопаток к голове.

    Если ребенка невозможно уложить в правильное положение на предплечье, то в качестве опоры используется бедро и согнутая в колене нога человека, занимающегося реанимацией ребенка.

    Соотношение компрессия – вентиляция

    Закрытый массаж сердечной мышцы используется для нормализации гемодинамики. Не проводится без применения ИВЛ. За счет увеличения внутригрудного давления происходит выброс крови из легких в кровеносную систему. Максимальное давление воздуха в легких ребенка приходится на нижнюю треть грудной клетки.

    Первая компрессия должна быть пробной, она проводится для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Грудная клетка продавливается при массаже сердца на 1/3 часть ее размера. Компрессия грудной клетки проводится по-своему для разных возрастных групп пациентов. Она осуществляется за счет давления на основание ладоней.

    Закрытый массаж сердца

    Если в реанимационных действиях участвует только один врач, он должен производить два вдувания воздуха в легкие пациента на каждые тридцать компрессий. Если одновременно работает двое реаниматологов – компрессия 15 раз на каждые 2 вдувания воздуха. При использовании для ИВЛ специальной трубки проводят безостановочный массаж сердца. Частота вентиляции при этом составляет от восьми до двенадцати ударов в минуту.

    Удар в сердце или прекардиальный удар у детей не применяется – может серьезно пострадать грудная клетка.

    Помните, что жизнь ребенка в ваших руках

    Реанимационные действия нельзя прекращать на срок дольше пяти секунд. Через 60 секунд после начала реанимации врач должен проверить пульс пациента. После этого сердцебиение проверяется каждые две – три минуты в момент прекращения массажа на 5 секунд. Состояние зрачков реанимируемого указывает на его состояние.

    Под внезапной остановкой сердца понимают клинический синдром, который характеризуется исчезновением признаков сердечной деятельности (прекращением пульсации на бедренной и сонных артериях, отсутствием сердечных тонов), а также остановкой спонтанного дыхания, потерей сознания и расширением зрачков. Эти симптомы являются важнейшими диагностическими критериями остановки сердца, которая может быть предусмотренной или внезапной. Остановка сердца, которая предполагается, может наблюдаться в терминальном состоянии, под которой имеют во внимании период угасания жизнедеятельности организма. Терминальное состояние может возникнуть в результате критического расстройства гомеостаза вследствие заболевания или неспособности организма адекватно ответить на внешнее действие (травму, переохлаждение, перегревы, отравления и так далее). Остановка сердца и прекращение кровообращения могут быть связаны с асистолией, желудочковой фибрилляцией и коллапсом. Остановка сердца всегда сопровождаются остановкой дыхания; как и внезапная остановка дыхания, связана с обструкцией дыхательных путей, угнетением ЦНС или нейромышечным параличом, она может закончиться остановкой сердца.

    Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах похожа с такой у взрослых, но есть особенности. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца - это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца у детей очень редка, желудочковая фибрилляция и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Много детей имеют относительно длинную фазу "предостановки", что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.

    Не теряя времени на выяснение причины остановки сердца или дыхания, сразу же приступают к лечению, которое включает следующий комплекс мероприятий. Опускают головной конец кровати, поднимают нижние конечности, создают доступ к грудной клетке и голове. Для обеспечения проходимости дыхательных путей слегка забросают голову назад, поднимают вверх нижнюю челюсть и производят 2 медленных вдувания воздуха в легкое ребенка (1-1,5 секунды на 1 вдох). Объем вдоха должен обеспечивать минимальную экскурсию грудной клетки. Форсированное вдувание воздуха вызывает раздувание желудка, которое резко ухудшает эффективность реанимации! Вдувания проводят любым методом - "изо рта в рот", "рот - маска" или используют дыхательные приспособления "мешок - маска", "мех - маска". Тем не менее, у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:


    Не следует чрезмерно забрасывать голову ребенка;

    Не следует сдавливать мягкие ткани подбородка, поскольку это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

    Если вдувание воздуха не дает эффекта, то необходимо улучшить проходимость дыхательных путей, придав им целесообразное анатомическое положение разгибанием головы. Если эта манипуляция также не дала эффекта, то необходимо освободить дыхательные пути от инородных тел и слизи, продолжить дыхание с частотой 20-30 в 1 мин.

    Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очищение пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, поскольку в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Нажатие на живот не рекомендуют применять у детей до одного года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции "всадника" с главой, опущенной ниже туловища. Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Потом ребенка укладывают на спину так, чтобы голова была ниже туловища на протяжении всего приема, и выполняют четыре нажатия на грудную клетку. Если ребенок очень большой, для того, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась, ниже туловища. После очищения дыхательных путей и восстановление их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха - серию субдиафрагмальных нажатий.

    Неотложная крикотиреотомия - один из вариантов поддержки проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.

    Методика непрямого массажа сердца. Используя 2 или 3 пальца правой руки, нажимают на грудину в месте, расположенном на 1,5-2см ниже за пересечения грудины с сосковой линией. У новорожденных и детей грудного возраста нажатия на грудину можно производить, расположив большие пальцы обеих рук в указанном месте, обхватив ладонями и пальцами грудную клетку. Глубина прогибания грудины вглубь составляет от 0,5 до 2,5см, частота нажатий не меньше 100 раз в 1 мин., соотношение нажатий и искусственного дыхания - 5:1. Массаж сердца проводят, положив пациента на твердую поверхность, или подложив под спину ребенка грудного возраста левую руку. У новорожденных и грудных детей приемлемый асинхронный метод вентиляции и массажа без соблюдения пауз для вдохов, которое повышает минутный кровоток.

    Критерии эффективности реанимации - появление выразительной пульсации на бедренных и сонных артериях, сужение зрачков. Желательно выработать экстренную интубацию трахеи и обеспечить ЭКГ - контроль за сердечной деятельностью.

    Если на фоне массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, то внутривенно вводят 0,01 мг/кг адреналина гидрохлорида (эпинефрина), потом натрия гидрокарбонат - по 1-2 ммоль/кг. Если внутривенное введение невозможно, то как крайнее мероприятие - обращаются к внутрисердечному, сублингвальному или эндотрахеальному введению препаратов. Целесообразность использования во время реанимации препаратов кальция в данное время поставлена под сомнение. Для поддержки сердечной деятельности после ее восстановления вводят Допамин или Добутамин (добутрекс) - по 2-20 мкг/кг в 1 мин. При фибрилляции желудочков назначают лидокаин - по 1 мг/кг внутривенно, при отсутствии эффекта показана экстренная электродефибрилляция (2 Вт/кг в 1 сек). При необходимости ее делают повторно - 3-5 Вт/кг в 1 сек.

    На протяжении сердечно-легочной реанимации важно быстро обеспечить доступ к венозному руслу. Центральный венозный доступ лучше, чем периферический, поскольку существует значительная задержка циркуляции лекарства, введенного через периферическую вену, хотя дозы препаратов одинаковые.

    Внутривенный доступ производится таким образом.

    Дети младше 5 лет:

    · первая попытка - периферическая линия, если нет успеха на протяжении 90 секунд - внутрикостная линия;

    · позднее - центральная линия (бедренная, внутренняя и внешняя яремные вены, подключичная), венесекция подкожной вены голени.

    Дети старше 5 лет:

    · первая попытка - периферическая линия;

    · вторая попытка - центральная линия или венесекция подкожной вены голени.

    Все медикаменты, используемые на протяжении сердечно-легочной реанимации, и все жидкости, включая целостную кровь, могут быть введены внутрикостно. Стандартную иглу 16-18G, иглу для спинальной пункции со стилетом или костковомозговую иглу вводят в переднюю поверхность большеберцовой кости на 1-3 см ниже ее горбистости. Иглу направляют под углом 90 градусов к медиальной поверхности большеберцовой кости, лишь бы не повредить эпифиз.