Описания соционических типов. Краткое описание социотипов

Следует уяснить, что все четыре пары признаков, по которым вы будете смотреть, присутствуют у каждого человека. Просто какой-то признак в паре выражен сильнее. На него и надо ориентироваться.

Выясните, рациональный вы человек, или иррациональный. Рационал – аккуратен, разумен, все в жизни прочитывает. Не его отвлекают и пустых трат времени, сил, денег. Он – сначала . Иррационал – полная его противоположность. Рассеянный, забывчивый, плывущий по течению. Этот тип – сначала делает.

Если вы отнесли себя к иррационалу, определите, сенсорик вы или интуит. Сенсорик – приземленный человек. Приземленный – земной, в отличие от витающего в облаках интуита. Сенсорик ориентирован на объективность, свои телесные ощущения – запахи, вкусы и т.д. Интуит – ориентирован на субъективное восприятие, чувствует время, часто живет в прошлом, пытаясь разобраться в себе.

Теперь выясните логик вы или этик. Логики – все знают, хорошо ориентируются в фактах и событиях, анализируют, спокойно оперируют фактами и цифрами, «живут головой». Этик – великолепно чувствует людей, отношения между ними и воспринимает мир через призму своего отношения к чему-либо. Свои поступки обосновывает – «я хочу!»

Следующий шаг – смотрите, вы . Экстраверт воспринимает себя как часть объективной реальности. Стимулы он лучше получает извне и эмоции отдает только во внешнюю среду. С легкостью берет ответственность за других. Интроверт полностью своим мыслям, желаниям и чувствам. Ему сложно налаживать отношения и он ими очень дорожит. Не любит, когда внимание окружающих приковано к нему.

Теперь определяем ваш соционический тип. Вы относитесь к иррационалам. Если вы – интуит, логик и , то ваш соционический тип - Дон Кихот. Сенсорик, этик – Дюма; сенсорик, логик и экстраверт – Жуков; интуит, этик и интроверт – Есенин; сенсорик, этик и экстраверт – Наполеон; интуит, логик и интроверт – Бальзак; интуит, этик и экстраверт – Гексли; сенсорик, логик и интроверт – Габен.

Если изначально вы определили себя как рационала, то сначала смотрите, логик вы или этик, потом - интуит или сенсорик, и напоследок – экстраверт или интроверт.

Теперь смотрите соционические типы рационалов и ищите себя. Этик, сенсорик и экстраверт – Гюго; логик, интуит и интроверт – Робеспьер; этик, интуит и экстраверт – Гамлет; логик, сенсорик и интроверт - Максим Горький; логик, интуит и экстраверт - Джек Лондон; этик, сенсорик и интроверт – Драйзер; логик, сенсорик и экстраверт – Штирлиц; этик, интуит и интроверт – Достоевский.

Видео по теме

Обратите внимание

Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека - с точки зрения соционики, врождённый тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением функций. Соционика рассматривает 16 типов.

Полезный совет

Каждый, кто заинтересовался соционикой и психософией, сталкивался с вопросом, как определить свои типы личности в этих типологиях. К сожалению, стопроцентно надежных методик в настоящее время не существует. Прежде чем типироваться, нужно знать несколько важных моментов. Самое распространенное заблуждение - то, что соционический тип определяет целиком и полностью характер человека, его привычки и поведение.

Соционика - это неакадемическое направление психологии, на данный момент является очень популярым. Согласно ей, каждый человек относится к одному из 16 социотипов , обладающему характерным типом восприятия информации, структурой мышления. Социтип определяется по направлениям экстраверсия-интроверсия, интуиция-сенсорика, логика-этика, иррациональность-рациональность. Его определение называется типированием, есть несколько способов типирования.

Вам понадобится

  • - компьютер
  • - сайт по соционике
  • - специалист по соционике

Инструкция

Самый простой способ типирования (для подбора типа информационного метаболизма) - прохождение тестов с разным количеством вопросов, выявляющий ваш способ реагирования в различных ситуациях. Просто зайдите на любой сайт по соционике и пройдите тесты. Но это способ не только простой, но и ненадежный.

Поэтому для большей точности рекомендуют пройти несколько тестов не один раз и в разном состоянии - в приподнятом и усталом, утром и вечером и т.д. Отвечая на вопросы, долго не раздумывайте. Прочитайте описание полученного социотипа и подумайте, похожи ли вы на него или, скорее всего, ваши ответы были не совсем искренними.

Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.

Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.

Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.

Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Рождение соционики

Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .

Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.

Формирование названий


Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия или интроверсия ), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.

Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.

Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.

Основные соционические типы

Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.

  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), «Джек Лондон», «Предприниматель». Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к и близкому общению с людьми.
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), «Штирлиц», «Администратор». Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), «Гамлет», «Наставник». Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широко спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), «Гюго», «Энтузиаст». Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), «Робеспьер», «Аналитик. Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), «Максим Горький», «Инспектор». Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), «Достоевский», «Гуманист». Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), «Драйзер», «Хранитель». Распознает наигранность и фальш в отношениях, делит людей на своих — чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.
  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), «Дон Кихот», «Искатель». Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Жуков», «Маршал». Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), «Гексли», «Советчик». Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), «Наполеон», «Политик». Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более
    слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), «Бальзак», «Критик». Этот тип — эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя пошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), «Габен», «Мастер». Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальш. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), «Лирик», «Есенин». Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), «Дюма», «Посредник». Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.

Они же поделены на 4 дихотомии, которыми теперь пользуются для характеристики людей:

  • логика / этика
  • сенсорика / интуиция
  • рациональность / иррациональность
  • экстраверсия / интроверсия

Также для данного определения имеются и другие названия: «Соционический тип», «тип информационного метаболизма (ТИМ)» или «социотип», суть одна - описание восприятия и обработки полученной человеком информации и то, как он взаимодействует с окружающей средой.

Характеристика 16 социотипов

  1. Достоевский - те, кто принадлежит к данному типу очень воспитаны и тактичны, вежливы и умеют сострадать (эмпатия), людей они чувствуют на интуитивном уровне и в подробностях видят тонкости взаимоотношений.
  2. Базовая функция Есенина - интуиция времени, такой типаж великолепно чувствует «подходящий момент», также способен увидеть в деталях развитие любой ситуации благодаря своим прогностическим способностям.
  3. Дон Кихот - иррациональный типаж, не обременяющий себя шаблонным мышлением. Он видит сразу несколько вариантов решения той или иной задачи и осознает скрывающийся в каждом объекте потенциал.
  4. Джек Лондон - деловая логика. Те, кто принадлежит к данному типажу, воспринимают все вокруг себя как некий ресурс - информационный, человеческий, временной.
  5. Штирлиц - экстравертный типаж, способный действовать как самостоятельно, так и организовав работу других людей. Наличие творческой сенсорики позволяет ему сделать работу не только эффективной, но и комфортной.
  6. Гамлет - такой типаж живет в большей части эмоциями и как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу, которой весьма умело манипулирует. Знает толк в искусстве и тонкостях эстетической жизни.
  7. Робеспьер - те, кто относятся к данному типажу, едва ли преследуют корыстный интерес или славу. Такие люди любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость, они очень ответственны.
  8. Бальзак - обладает великолепной способностью видеть различные недочеты в определенной ситуации, что делает его конструктивным критиком. Зачастую такого человека воспринимают как пессимистически настроенного, а его оценочные суждения определяют как цинизм.
  9. Габен - для данного типажа наиболее ценен комфорт, они высоко ценят гармонию и спокойствие во всем. Такие люди предпочтут умиротворенно наслаждаться бытием, чем покорять новые вершины.
  10. Гексли - он великолепно видит скрытые возможности, будь то объект или ситуация. Люди такого типа по своей природе больше этики, а не логики, именно по этой причине им не чужды фантастические идеи, которые на первый взгляд кажутся невыполнимыми. Они крайне любопытны и обладают феноменальной памятью.
  11. Максим Горький - типаж логика, для которого очевидны причинно-следственные связи. Такие люди живут по четкому распорядку, мышление - рациональное.
  12. Драйзер - этика отношений. Внутри них имеются весьма четкие моральные принципы и если они видят внешнее несоответствие им, то придают это очень жесткой критике.

Сталкивался с вопросом, как определить свои типы личности в этих типологиях. К сожалению, стопроцентно надежных методик в настоящее время не существует. Но если использовать несколько различных способов, можно получить вполне приемлемый с точки зрения достоверности результат.

Прежде чем типироваться, нужно знать несколько важных моментов.

  1. Самое распространенное заблуждение - то, что соционический тип определяет целиком и полностью характер человека, его привычки и поведение. Это не так, на самом деле социотип - это особенности восприятия информации, своего рода фильтр, который пропускает те или иные ее виды. Поскольку поведение человека зависит от принимаемой им информации, социотип, конечно же влияет, но не следует забывать про другие факторы: предыдущий опыт, воспитание, ценности, которые так же могут оказывать не меньшее влияние.
  2. Психософский и соционический типы могут сочетаться между собой любым образом. При этом одни из сочетаний являются гармоничными, а другие - противоречивыми. Как правило, гармоничные сочетания типируются легко, а противоречивые дают большой разброс версий как по соционике, так и по психософии. Подробнее о том, как такие сочетания влияют на самого человека, рассказано в статье «взаимосвязь соционики и психософии» .
  3. По описаниям те или иные типы могут нравиться или не нравится, что может сказаться на желании «попасть/не попасть в этот тип». Чтобы такого не происходило, желательно читать описания типов только на завершающем этапе типирования, после того, как типировщик назвал свою версию (или несколько версий).
  4. Описания типов пишутся с гармоничных сочетаний, поэтому обладатели противоречивых сочетаний могут узнавать себя с трудом. Но даже у гармоничных типов полное совпадение с описанием встречается редко. Нормальным для соционики является совпадение описания на 70-80%. Кроме того, почти во все существующие сейчас описания соционических типов попало много того, что на самом деле к соционике как к учению об информационном метаболизме отношения не имеет (так называемые «поведенческие описания»). Наиболее свободными от этого являются пофункционные описания, размещенные на сайте Wikipedia в статье "Соционический тип ", а также описания Юлии Колесниченко, размещенные на нашем сайте SOCTYPE.RU .
  5. В психософии желательно читать описания не типов в целом, а пофункционные за авторством самого Афанасьева или Александры Василенко aka Spyke. Описания психософских типов в целом от Афанасьева хорошо показывают связь типа и мировоззренческой картины человека, но узнать себя по ним достаточно трудно.

Тесты. С чего же начинается типирование? Большинство людей начинает его с прохождения тестов , так как это самый быстрый способ получить результат, но вместе с тем и самый ненадежный. Поэтому желательно пройти все доступные тесты несколько раз в различных состояниях: утром, после пробуждения, вечером (ночью), когда начинает хотеться спать, и днем, на пике активности.

Если у вас гармоничное сочетание ТИМа и ПЙ-типа, то разброс будет небольшим: 2-3 типа максимум, которые будут отличаться между собой одной или двумя дихотомиями. (Посмотреть таблицу соответствия типов и признаков можно в статье «Как образуется соционический тип ».) И те признаки, которые совпадают, можно считать надежно определенными. Если же разброс типов будет существенно больший (более 4 типов), то скорее всего, у вас противоречивое сочетание ТИМа и ПЙ-типа, и необходимо прибегнуть к более надежным методикам.

Анкетное типирование. Анкетное типирование обладает оптимальным соотношением между затратами времени и надежностью результатов. Основная сложность при определении типа по анкете - невозможность проверить достоверность ответов типируемого. Причин этому несколько: это и желание быть лучше (или хуже), чем есть на самом деле, и переключение с базовой на ролевую, и искажение квадральных ценностей.

Поэтому заполнять анкету рекомендуется в спокойной обстановке, убрав все раздражители (радио, телефон, телевизор, сторонние сайты в броузере). После заполнения желательно показать анкету человеку, который хорошо вас знает и которому вы доверяете. Если он решит эта анкета - совершенно не о вас, то надежность типирования будет низкой и целесообразно перезаполнить анкету.

Типироваться по анкетам желательно там, где типировщики типируют по обеим типологиям: и соционике и психософии. Примером такого сайта является TIPIRUEM.RU . Определение типа желательно начать с психософского типа, а уже потом переходить к соционическому, так как психософский тип менее подвержен искажениям.

Типирование по анкете в простых случаях идет до конкретного типа, в более сложных - выдаются две наиболее вероятных версии (или два возможных сочетания ТИМ+ПЙ-тип). После того, как эти версии названы типировщиками, следует прочитать описания типов, рассказать типировщикам о найденных несоответствиях, а так же сообщить версии, полученные в результате тестов. Это даст дополнительную информацию, на основе которой версия может быть скорректирована (или наоборот, типировщики объяснят вам, почему эти несоответствия несущественны). Не бойтесь задавать дополнительные вопросы или даже спорить с типировщиками! Не забывайте, что вы себя знаете всю жизнь, а они про вас - только то, что вы написали про самих себя в анкете.

Если в результате всего этого не удалось прийти к однозначной версии или у вас остались сомнения, имеет смысл попробовать протипироваться по другим методикам.

Типирование по внешности. Типирование по внешности является одним из самых спорных вопросов, особенно в соционике. Существуют как противники, так и сторонники этого метода. С точки зрения Единого Типологического Проекта, типировать по внешности можно, если тип виден сразу, и такое типирование не может быть описано с помощью формальных признаков (хотя в некоторых соц. школах такие попытки предпринимались), ему можно научиться только опытным путем.

Поэтому при типировании все же целесообразно прикладывать к анкете несколько фотографий: возможно, это даст дополнительную информацию, которая помогает определиться в сложных случаях, особенно когда по результатам анкетного типирования получаются два непохожих друг на друга ТИМа.

Альтернативные методики типирования. Сюда относится проективное типирование и типирование по почерку. При проективном типировании вам будет предложено нарисовать рисунок на заданную тему (например, дом, дерево и человека), по которому и будет производиться определение типа. При типировании по почерку вас попросят прислать скан какого-либо написанного вами текста. Оба подхода хороши тем, что позволяют минимизировать влияние искажений типа в результате наработанного (или наоборот, недостаточно проработанного) опыта и влияния окружения. Однако на данный момент эти методики находятся скорее в экспериментальном состоянии, кроме того, достаточно малое количество типировщиков владеет этими методиками.

Типирование в форме интервью. Может осуществляться либо очно, либо с помощью удаленных средств связи (Skype, Mail.Agent) и, как правило, является платной услугой. Распространено мнение, что такое типирование «у профессионалов» или «в соционических школах» - самое надежное. Это утверждение верно только для индивидуальных консультаций длительностью не менее 30 минут. Различные групповые экспресс-типирования, когда за час типируют группу из десятка или более человек, задав каждому по 3-4 вопроса, по надежности сопоставимы разве что с типированием по тестам и фото. Кроме того, типироваться следует у профессиональных типировщиков, то есть таких, у которых имется наличие статей, книг, выступлений на конференциях и целостного, законченного взгляда на соционику.

Самотипирование. В соционических кругах существует мнение о том, что самостоятельно определить свой ТИМ нельзя (в некоторых сообществах доходит до дискриминации самотипированных). Это неверно. Определить свой тип личности как в соционике, так и в психософии вполне возможно, однако для этого нужно адекватно воспринимать себя, не делить типы на «плохие» и «хорошие» и достаточно глубоко разобраться в соответствующей типологии.

В частности, в соционике необходимо изучить не только дихотомии базиса Юнга, но хорошо разобраться в семантике аспектов, описанной в аспектонике, изучить свойства функций модели А, определить квадральные ценности и хотя бы 2 или 3 признака Рейнина. Если результаты, полученные с помощью всего вышеперечисленного, будут непротиворечивыми, можно говорить о надежном определении ТИМа.

В психософии для определения типа следует изучить не только особенности проявления функции в той или иной позиции, но и дополнительные признаки: процессионность/результативность, согласнованность/несогласованность (он же подстраивающаяся/доминирующая), высокая/низкая, а так же особенности влияния Воли на другие функции.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть: ни в коем случае нельзя самотипироваться по описаниям!

В заключение остается отметить, что не следует восприимать свой тип личности как приговор. Нет хороших или плохих типов (хотя есть более или менее востребованные обществом на определенном этапе его развития). Соционический ТИМ - это всего лишь показатель потенциала развития в тех или иных областях деятельности, а психософский тип - показатель субъективной значимости этих областей. Решение, что с этим делать: развивать ли слабые функции, чтобы в любом деле быть не хуже других, или же сосредоточиться на достижении результатов по сильным функциям, доверив прикрытие слабых дуалу, - остается за вами.

Известно, что многим людям, которые (ввиду неких убеждений) не обращаются к услугам практикующих типировщиков, интересен тот алгоритм, которого необходимо придерживаться, чтобы самостоятельно определить свой соционический тип . О таком алгоритме среди интересующихся соционикой обычно говорят “методика типирования” и ни для кого не секрет, что на данный момент этих методик очень много, и, что примечательно, разные “профессиональные” типировщики, используя свои методики, могут в разные типы вплоть до конфликтёров и дуалов (не говоря уже о неэффективности соционических тестов).

В данной статье я не стану акцентировать внимание на том, как понять, аргументы какого из социоников правильные и чьим выводам стоит придерживаться, а постараюсь изложить алгоритм, которого необходимо придерживаться тем, кто хочет самостоятельно определить свой соционический тип. Естественно, чтобы его применить, необходимо владеть пониманием . Если Вы ещё не знакомы с нами, я Вас уверяю: сделать первые шаги в её изучении с помощью нашего сайта будет совсем не сложно и вся необходимая для этого информация есть в свободном доступе.

Для начала я рекомендую Вам ознакомиться с тем, как происходит определение соционического типа в нашем центре. Для этого предлагаю посмотреть следующее видео на нашем youtube-канале .

Чтобы научиться так же как на видео различать, где в ответах типируемого Вами человека присутствуют те или иные качества его соционического типа, необходимо, чтобы Вы без труда разбирались в следующих теоретических моментах:

  1. Что такое информация, какие бывают , информации.
  2. Что такое и каким образом соционический тип воспринимает, обрабатывает и усваивает информацию.
  3. Что такое соционический тип и с помощью каких и описывается каждый тип информационного метаболизма.

После этого Вы сможете перейти к непосредственному типированию. Рассмотрим рекомендуемый нами алгоритм и пояснения к нему:

Чтобы процесс типирования был максимально эффективным, типировать необходимо непосредственно во время общения с тем человеком, чей соционический тип Вы хотите узнать (не говоря уже о самотипировании). Так Вы сможете задать все важные вопросы, что затрагивают особенности восприятия, обработки и усвоения информации этим человеком. Типирование по цитатам, высказываниям, выступлениям даёт слишком мало информации и не позволяет в полной мере проверить выдвигаемые Вами гипотезы.

Чтобы сделать первый шаг в типировании, необходимо определить, какой признак информации озвучивает типируемый: сенсорику, интуицию, логику или этику. Далее необходимо выделить свойства этого признака (статичность/динамичность или интровертность/экстравертность) и из этого вывести, какой это аспект информации. Например, была озвучена информация о свойствах объектов (сенсорика), а точнее о том, как объекты с одними свойствами влияют на объекты с другими (экстравертность), что выводит нас на аспект чёрной сенсорики.

Далее, исходя из того, что говорит типируемый, необходимо определить, через какое свойство ИМ он воспринимает, обрабатывает или усваивает информацию по этому аспекту. Например, мы видим, что типируемый очень много говорит об аспекте чёрной сенсорики, затрагивает вопросы, которые не были актуальны в момент разговора, и показывает, что на обработку информации по этому аспекту он тратит много своего времени. Это говорит о её инертности.

После определения инертной чёрной сенсорики мы ставим плюс в пользу признака Рейнина “стратегия” (инертность сенсорики и контактность интуиции). В дальнейшем, чтобы убедиться в этом признаке, необходимо найти дополнительные подтверждения, что белая и чёрная сенсорика инертны, а белая и чёрная интуиция – контактны. В случае, когда доказательств станет достаточно, можно будет с уверенностью сказать, что типируемый – “стратег”. Из следующей таблицы Вы можете посмотреть, до каких типов таким образом сократился круг Ваших подозрений:


С другой стороны инертность чёрной сенсорики даёт плюс в пользу типов с базовой, болевой, активационной или ограничительной чёрной сенсорикой (всех инертных функций). Определив в ответах типируемого другие свойства, через которые он воспринимает, обрабатывает или усваивает информацию по этому аспекту, можно будет сделать вывод о том, какая это функция. Например, если определить инертность, шаблонность и загрузочность чёрной сенсорики, это даст предположить о том, что у типируемого базовая чёрная сенсорика. Какими свойствами обладает каждая из функций Вы так же можете посмотреть из следующей таблицы:


Заключительным шагом в типировании является суммирование всех доводов в пользу различных признаков и функций. В идеале должно быть так, чтобы не было противоречащих друг другу аргументов, например, что человек по всем признакам выходит Бальзаком, но у него почему-то выражена инертная сенсорика (хотя должна быть контактная). В таком случае следует пересмотреть свои представления об инертности сенсорики и попробовать понять, почему Вы её определили. Например, может быть, что Вы перепутали сенсорику с психософской физикой, а инертность – с её принципиальностью (что свойственно людям 1Ф или 3Ф).

Рассмотрим, как нужно строить свои выводы на практике. Предположим, Вы заметили, что в ходе типирования Вами некого человека, больше всего вы говорили на тему отношений, взаимодействия с людьми, а также ощущений и того, какими способностями обладает Ваш респондент и окружающие его люди. Судя по тому, какие информационные аспекты отвечают за данные стороны жизни, из полученных сведений Вы можете оценить положения этики и сенсорики в модели типа этого человека. Так, когда речь шла о сенсорных сторонах жизни, Вы заметили свойства “инертность” и “акцептность”, и в частности, когда речь шла о ЧС, проявились свойства “ценностность” и “ментальность”. В свою очередь в ответах по чёрной этике Вы увидели проявление свойств “шаблонность”, “слабость” и “ценностность”. Из таблицы соответствия свойств функций их положению в модели А, Вы можете сделать вывод о том, что типируемый Вами человек является носителем базовой ЧС и активационной ЧЭ, то есть его тип – “Жуков” (СЛЭ). Естественно, чтобы не ошибиться, желательно определить как можно больше свойств, пройдясь по всем информационным аспектам, на что потребуется больше времени.

Надеюсь, теперь Вы лучше разбираетесь в том, как согласно методологии “Императивной соционики” определяется соционический тип . Если же Вы желаете пройти у нас обучение или узнать свой тип, более подробную информацию Вы найдете .