Снаряжение для зимнего туризма. Снаряжение для зимних, пеших походов по крыму. Ок, с одеждой ясно. А какое снаряжение понадобится

class="subtitle">

Этот список снаряжения является результатом многих и многих походов, и придерживаться его очень желательно. Если вы планируете не брать какие-либо из этих вещей, лучше будет сообщить об этом заранее, чтобы инструктор не был неприятно удивлён во время похода. Короткую версию этого списка снаряжения можно .

Рюкзак.

Рюкзак является неизменной составляющей похода, наряду со спальником и ковриком для сна (кариматом). Если у вас есть эти три вещи, основной шаг к походам уже сделан.

Для мужчин в походе достаточно рюкзака объёмом в 80 л. Для женщин – 60. Можно ходить с рюкзаком меньшего объёма, но, по опыту, часть вещей прийдётся привязывать снаружи рюкзака. Такой рюкзак будет не так ветро- и веткообтекаем, и в случае дождя эти вещи наверняка намокнут. А вот бОльшие размеры приветствуются – в крайнем случае, можно затянуть лямки рюкзака и уменьшить его объём.

Самостоятельный выбор рюкзака в поход - дело тонкое, поэтому мы написали отдельную : как их упаковывать, как с ними обращаться, и как о них заботиться.

Если у Вас нет своего рюкзака, Вы можете взять его у нас напрокат .

Спальник.

Туристический коврик (каримат).

Кариматы предназначены для изоляции теплоты тела от холода земли, на которой человек спит. Таким образом, можно смело спать на земле, не боясь замёрзнуть.

Изготавливаются кариматы из модного материала пенополиуретана. Наиболее популярными на сегодняшний день являются двуслойные разноцветные кариматы, изготавливаемые в Ижевске. Можно пользоваться и другими моделями, но качество их не всегда соответствует требованиям походов.

Переносить каримат удобнее всего в специальном чехле, который крепится к рюкзаку сбоку. Прокат кариматов

Сидушка.

В народе также известна, как "пенка", "пенопопа", "присядька" . Сидушка изготавливается из того же материала, что и каримат. С её помощью вы сможете легко усесться на голые камни или землю, не боясь замёрзнуть и подхватить простуду . Очень удобна в карпатских домиках, когда надоедает сидеть на холодных скамейках. Крепится она на поясе с помощью специальной резинки и пряжки.

Вкладыш в рюкзак.

Опытные туристы пользуются полиэтиленовыми вкладышами, чтобы не замочить вещи внутри него. Обычно для этого используются большие прочные пакеты для мусора. В результате всё в рюкзаке остаётся сухим, даже если сам рюкзак промок насквозь (обычно так происходит, когда рюкзак, покрытый снегом, заносят в тёплое помещение). Использовать подобный вкладыш или нет - дело Ваше, ведь можно просто упаковать все ценные вещи в отдельные пакетики, а также постоянно чистить рюкзак от снега.

Ботинки.

Ботинки в зимний поход – дело глубоко индивидуальное. Практика показывает, что в поход лучше не брать пушистые городские ботиночки с длинной шерстью для красоты и голой стёршейся об асфальт подошвой: они быстро убьются, и вы останетесь без обуви.

Обувь для зимнего похода лучше всего брать в специализированных туристических магазинах, потому как именно там продаётся именно то, что надо для похода.

Основные отличия зимней обуви для походов от городской:

  • 1.Ребристая подошва. Удерживает ногу на гладких поверхностях.
  • 2.Твёрдый носок. Позволяет прорубить в снегу ступени, если тот недостаточно мягок.
  • 3.Высота «ворота» походного ботинка гораздо выше городского. Это фиксирует ступню и спасает ноги от случайных непредвиденных вывихов.
  • 4.Современные технологии утепления. В городских ботинках внутри обычно находится мех либо дешёвые утеплители, которые при промокании теряют свойства обогрева. В спортивной, походной, обуви используются специальные материалы, которые греют, даже если ноги случайно промокли.

Если вы одеваете обувь на две пары носков (см ниже раздел «Носки»), лучше взять её на размер либо на полтора больше, либо прийти мерить в магазин уже с носками, чтоб ботинки ни в коем случае не жали и не натирали вам ноги. Кстати, насчёт натирания: перед походом новую обувь лучше всего разносить. Гораздо легче лечить натёртости в городе, чем вдали от цивилизации, с ограниченным запасом медикаментов.

Также рекомендуется взять с собой несколько запасных стелек для обуви: в случае промокания стельки в ботинках можно будет заменить на сухие, что повысит удовольствие от похода. Стельки можно брать обычные, войлочные.

Балаклава (бафф, подшлемник).

Этот вид головного убора призван защитить лицо и шею от холодного ветра. Который в зимних горах бывает иногда весьма неприятным. Кроме того, ходить с таким убором гораздо теплее, чем без него.

Перчатки тёплые (2 пары).

Здесь можно поэкспериментировать. Можно взять две пары обычных лыжных перчаток. Можно взять шерстяные перчатки, а поверх них – лыжные рукавицы, чтоб было теплее. Можно запастись флисовыми перчатками, которые быстро сохнут и хорошо греют. В любом случае, перчаток должно быть больше, чем одна пара, чтобы при намокании их всегда можно было сменить.

Ещё хорошее дело – пришить к каждой перчатке петлю из резинки, одевающуюся на запястье. Так в случае, если вы на пару секунд снимете перчатку, она не улетит в снег. Если на ваших перчатках есть специальные карабины-защёлки, а на рукавах куртки – петельки, то можно использовать их.

Бахилы, гамаши, фонарики.

Всё это – название для одного и того же устройства, призванного не пропускать снег внутрь ботинка. Надевается это устройство на стыке штанов и ботинок, после чего проблема западания снега за ворот ботинка отпадает сама собой. Снаряжение продаётся в турмагазинах по самым разным ценам, в зависимости от строения и удобства.

Некоторые туристы ходят зимой в резиновых бахилах химзащиты . Плюсом такого хождения является то, что нога до колена недоступна для холодного снега, в результате чего внутри сапожка температура стоит потеплее, чем снаружи (гамаши не надеваются на сам ботинок, поэтому тепло не сохраняют). Основной минус бахил химзащиты – вся влага, выделяемая при ходьбе ногами, в бахилах же и остаётся.

Запасной (спальный) комплект одежды.

В ходовой одежде Вы идёте несколько дней подряд в разных условиях: по снегу, либо по грязи. Поэтому переодеться вечером в сухую, чистую одежду и спокойно в ней спать - очень приятно после длительного перехода. А утром Вы вновь переодеваетесь в походную одежду, чтоб сохранить спальный комплект чистым и сухим.

Некоторые берут с собой в горы специальные «спальные носки», - запасная пара очень толстых шерстяных носков, которая отлично греет ноги в спальнике. Если таковые есть – смело берите, они не помешают.

Запасную одежду можно одеть и в каких-то экстремальных ситуациях: пододеть её в случае сильных холодов, или переодеться в сухое, случайно промокнув. Да и после выхода из гор в цивилизацию хочется выглядеть поцивильнее. Главное – сохранить запасную одежду до этого момента в приглядном виде.

Паспорт и деньги.

Паспорт и деньги лучше всего упаковать в отдельный кулёк, чтобы уберечь от влаги, и всегда держать недалеко от себя. В случае, когда вы ложитесь спать и кладёте рюкзак в тамбур, лучше всего брать деньги с документами с собой внутрь палатки.

Посуда: КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик(!)).

Набор посуды – очень важная часть походной жизни. Посуда может быть металлической (и обжигать вам руки/быстро остывать) или пластиковой (может треснуть от холода) – решать вам. Керамическую посуду, тяжёлую и бьющуюся, постарайтесь не брать. Также не берите слишком маленькие тарелочки и ложечки: рискуете остаться голодными в то время, когда все будут яростно уплетать еду.

Кружки лучше всего брать с двойными стенками: жидкость в них остывает гораздо медленнее, чем в кружках с одинарными.

Нож в походе должен быть обязательно. Вид его – личное дело каждого. Это может быть обычный перочинный ножик для ковыряния колбасы, или же настоящий Leatherman либо Workbench, - главное, не нарушайте закон, и не берите что-то, что может выглядеть как холодное оружие.

Туалетная бумага.

Оптимальное количество такой бумаги в недельном походе – 1 рулон. Упакуйте его в непромокаемый кулёк и используйте по назначению. Или не по назначению… Опытные туристы говорят, что существует 37 вариантов применения туалетной бумаги в походе. А возможно – и больше. Экспериментируйте;)

Зубная щётка, паста, мыло, полотенце.

Зубной пасты и мыла лучше всего брать из соображений экономии: на 7 дней. Ни к чему таскать с собой гигантский тюбик с пастой и упаковку с мылом: даже при интенсивном использовании потратить их вам вряд ли удастся. Можно взять один тюбик пасты на всю группу - договориться, чей именно, можно на старте или ещё до отъезда на форуме.

Фонарик-налобник.

Как показывает практика, в горах очень неудобно занимать чем-либо руки. То надо пролезть, схватившись за скальные выступы, то просто отвести от дороги хлёсткие ветки. Даже в случае выхода по нужде обычный ручной фонарик будет мешать. Поэтому современное общество изобрело фонарик-налобник, похожий на шахтёрскую лампу.

Стоимость таких агрегатов весьма различна: от дешёвых китайских до весьма дорогих, например, фирмы Petzl. Какой покупать – решать вам. Скажем только, что в китайских фонариках имеют обыкновение отходить контакты и самовключаться лампочки.

Спички.

Спички в походе – вещь крайне необходимая. А промокшие спички – крайне ненужная. Именно поэтому туристы поступают следующим образом: в коробочку от фотоплёнки или от таблеток помещают как можно больше спичек вместе с ”тёрочками,” оторванными от коробков. Такая вещь не промокнет, даже упав в лужу, и поможет с лёгкостью развести костёр во время дежурства.

Индивидуальный медпакет.

У инструктора всегда есть аптечка со всеми необходимыми медикаментами. Это, однако, не значит, что его рюкзак набит упаковками с пластырем и лекарствами, о существовании которых знаете только вы. Именно поэтому необходимо брать с собой индивидуальный медпакет, из которого вы сами сможете достать предметы первой для Вас необходимости.

Если у Вас есть какое-либо «родное» вам заболевание, и Вы отлично умеете справляться с ним сами, то возьмите с собой свои проверенно работающие препараты. Например, лекарство ат аллергии, или, скажем, мазь для периодически побаливающей поясницы.

Индивидуальный ремнабор.

В случае маленького ЧП, к примеру, потери пряжки от рюкзака, руководитель поможет справиться с этой проблемой своими силами. Но лучше, если у вас будет при себе иголка с ниткой, несколько пряжек, которые, как вы знаете, подходят к вашему рюкзаку, маленький тюбик с клеем. Так вы гораздо быстрее сможете ликвидировать поломку и продолжить свой путь.

Фотоаппарат, видеокамера.

Взяв с собой фото- или видеотехнику, не забудьте взять запасные аккумуляторы или батарейки. А заодно и карты памяти. Кроме того, помните: на холоде аккумуляторы достаточно быстро разряжаются , поэтому лучше всего носить фотоаппарат и видеокамеру за пазухой в специальном чехле.

Бритва и зеркальце.

В поход их брать совершенно необязательно, пугать там некого. А вот по пришествии в город выглядеть прилично очень желательно. Именно там бритва и зеркальце вам пригодится.

Трекинговые палки.

С такими палками ходить по снегу гораздо удобнее. В случае падения на них можно опереться, чтобы не упасть, а в случае подъёма на гору – опереться, чтобы легче было идти. Вообще, они созданы, чтобы на них опираться, и очень облегчают задачу туристов в зимних походах.

Термос.

Летом туристы берут с собой бутылки с водой, но зимой вода в них превращается в лед. Поэтому в зимнем походе не обойтись без термоса. В день хватает примерно 0,5 л чая на человека. Можно взять термос побольше и разделить его с другом, а можно просто взять термос побольше, чтобы всем досталось больше чая.

Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки

Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки.

Илья Гуревич, Дмитрий Кимбер, Михаил Каменцев

Эти строки мы начинаем писать 20 апреля на полярной станции Валькаркай, где мы злоупотребляем гостеприимством метеорологов, по причине "так себе" погоды. На улице минус 6, солнце. И это вроде не плохо. Однако ветер 20 метров в секунду удерживает нас от выхода на завершение маршрута. А маршрут у нас был (и есть - впереди еще чуть менее 80 км пути) такой: Биллингс - Валькаркай - Певек. И, несмотря на то, что впереди еще предстоит нам покататься, я попробую подвести итоги использования нашей экипировки. Передать опыт, так сказать, для будущих поколений покорителей замерзших Арктических морей. Что было хорошо, и что - плохо.

Начнем с главного - велосипеды типа ФАТ байк. Надо сказать, что, видимо, на велосипедах МТБ, делать в этих краях совершенно нечего. Район засушливый, снега мало, но того что есть, вполне себе хватает для того, чтобы велосипеды на обычных колесах мало где могли пройти. ФАТ байки же у нас с двумя вариантами резины. Одна 3,7-3,8 дюйма, другая, и это, видимо, самый правильный вариант, 4,7-4,8 дюйма идут много где. Количество осадков тут падает от Биллингса к Певеку. У Биллингса мы ездили по довольно твердому насту, что вряд-ли удалось бы на тонких колесах. И на ФАТбайке-то, тоже, прямо скажем, были участки пути, где не ехалось. Но в целом, тащить велосипеды на себе приходилось менее 20% пути вначале, и порядка 5-7% пути перед Валькаркаем. Это хороший результат, и достигнут он был за счет использования этого класса техники. Средняя скорость движения составляла от 5,5 км в час, до 9,5 км в час. Сами понимаете, что на нашем пути не было пока ни одного метра дороги. Только льды Восточно-Сибирского моря, тундры берега, или галечные пляжи засыпанные небольшим слоем снега. Особая статья - езда по торосам. Ты едешь по ледовым полям, ища проезжаемые перемычки в торосах, чтобы проехать очередной торос не слезая с велосипеда. Понятно, что иногда движение идет в режиме 200 метров проехал, 5 метров перетащил велосипед через торос. И, тем не менее, это было довольно эффективно, так как скорость пешком у нас варьировалась от 1300 метров в час на полуострове Ачим, до 4х км в час на хороших участках.

Что было не вполне удачно с велосипедами, о чем можно уже судить, еще не дойдя до Певека? В качестве первой проблемы я бы выделил протектор на заднем колесе. Этому протектору явно не хватало "гребучести". Посему, когда мы въезжали на торос, который был подсыпан снегом, то довольно часто заднее колесо уходило в срыв, и вместо того, чтобы толкать велосипед, проворачивалось. Это, конечно, ставило крест на попытке ездить по крутым льдинам. Крайне редко колесо после срыва в проворот, можно было вернуть к поступательному движению. Чаще приходилось слезать с велосипеда. При этом, делать это приходилось, разумеется, в самый неподходящий момент, на наклонной льдине, или на склоне надува.

Второе, чтобы я отметил, это насос. Для шин такого большого размера, конечно, надо бы использовать более большие насосы. Один насос у нас совсем маленький, резервный (SKS DIAGO) и надо сделать движений 200, чтобы немного поддуть шину. Объем то ее весьма большой! Другой насос, основной, Giyo GM-61, среднего размера, но с ним в первый же день произошла неприятность. На морозе -30 развалилась пластиковая гайка, удерживающая резинку, обжимающую ниппель. Теперь эта резинка хранится отдельно от насоса и надо приобрести сноровку, чтобы не выронить ее в снег при подкачке колес. Вообще, главный тезис этого похода: обычные вещи, не имеющие «морозной специализации», работают на морозе плохо. Надо этот вопрос учесть, может быть поискать какие-то насосы ножные и с металлическими деталями. Тут в ФАТ байке есть такой фокус, что его проходимость сильно зависит от количества атмосфер в камере. Если едешь по твердому, то можно поддать до 2,5 атмосфер и более (на покрышке доп. давление указано 3 атм). Но если едешь по снегам и торосам, то на таком давлении ловить нечего. Сбрасываешь давление и едешь. А потом надо опять давление поднимать. Это, конечно, суета. С карманным насосом тут не удобно.

Перед поездкой в эти края я хотел снять с велосипеда один из тормозов. Облегчить велосипед, да и просто на скоростях ФАТ байка иметь два тормоза - это гусарство. Хотя пару раз тут удавалось неплохо съездить по насту вниз с берега к морю. Может быть километров до 20-25 в час я разгонялся на коротком участке. Если снимать, то, все-таки, передний тормоз. Задний надо оставлять. Одного тормоза на велосипед при таких скоростях вполне достаточно. На моем велосипеде стоят ВВ7 механические тормоза. Передний (более эффективный) не нужен. Подтормаживать на скоростях до 25 км в час на ледяном склоне безопаснее задним. Тем более, что оно догружено велосипедным рюкзаком.

Теперь от велосипеда перейдем к снаряжению.

Чтобы разгрузить велосипеды мы использовали рюкзаки ТРЕК-65 (65 литров вместимости) и санки волокуши 50 и 70 литров. Схема зарекомендовала себя довольно удачной, хотя санки-волокуши временами добавляли нам острых ощущений. Они буксируются за велосипедом по снегу на гибкой веревке. Соответственно, когда вы проезжаете в узкостях, они могут в узкостях и не проехать. А если вы едете по высокому надуву, то эти санки могут соскользнуть вниз и попытаться сдернуть ваше заднее колесо с надува. Я разок таким образом упал, и после этого стал внимательно следить и рассчитывать возможную траекторию движения санок. Другая проблема оказалась с тем, что санки производства Терры оказались немного гниловаты. То есть, одни санки, видимо, где-то долго валялись у производителя, или он сэкономил на нитках и материалах. Уже на второй день санки зацепились за торчащую из снега корягу и крепление пулей отлетело от них! Скорость была в этот момент порядка 5,5 км в час. Нитки то ли были слабыми, то-ли где то сгнили при хранении. Я перецепил веревку за металлические ушки, и проехал в таком виде метров 300 - ушки разогнулись. Тогда я привязал санки за стропы и проехал так 6 дней, потом стропа лопнула. Перевернул санки привязал за другие стропы. И тут на Валькаркае в ожидании погоды Дима Кимбер пришил крепление на старое место. Надеюсь до Певека доеду. Тут ведь какая штука, санки хоть и гнилые, но спроектированы правильно. Когда тянешь их как полагается, то они едут хорошо, препятствия обтекают. А когда привязываешь их не штатно, то получается так, что санки за все цепляются, а где более менее глубокий снег, так они идут как бульдозер. Скорости это, сами понимаете, не добавляет. Кроме этого набить их до состояния барабана, как они должны быть набиты, не удавалось. Ну и, во время пурги в любую щель забивается снег, в том числе и в небольшую ранку в санках. А ранок теза получила много. Словом, конструкция правильная, идея правильная, а вот реализация - отстой. Правда, замечу, что вторые санки что куплены были к этому походу и едут за Димой Кимбером, не порвались и едут нормально. Думая о будущем, видимо надо продумывать санки, которые можно каким то образом быстро крепить на рюкзаки, и снимать. Иногда приходится ехать по камням, которые уже протаяли от весеннего солнца. Сейчас мы пытаемся объезжать такие участки по снегу, но в принципе, можно было бы и шпарить прямо по камням, если не надо при этом тащить санки. Еще идея — делать не санки-волокуши, а прицеп на колесе на металлической штанге. Но тут другие вопросы: вес.

Для смазки велосипедов использовалась смазка Нанопротек, которая зарекомендовала себя лучшим образом. Конечно, мы ехали по сверкающему льду, и белоснежному снегу, который никто не посыпал реагентами и прочей дрянью. И, тем не менее, вода есть вода. К концу похода снег попадавший на велосипеды активно таял. Да и просто снег набрасывался на цепь, на другие части. Переключатели были обработаны один раз, цепь - дважды. Никакой видимости ржавчины. Отлично все работало.

По поводу рюкзака. Трек 65 - рюкзак правильного объема для такого путешествия. Вместе с волокушами у меня получается 135 литров объема. Это более чем достаточно для похода, автономность которого была рассчитана на 13 дней. С другой стороны, все-таки для походов такого класса, было бы правильнее использовать конструкцию Трек-90 с плавающим карманом сверху. Кроме этого на морозах, а в первые ночи морозы были около 30 градусов, фурнитура ведет себя не очень. Ломается. От собачек на молниях отлетает металлический хлястик, потом пользоваться не удобно. Да и вообще на холоде молниями на рюкзаках пользоваться не так удобно, чем затяжками, или фастексами, например.

Идем далее. Палатка. В этот раз мы использовали палатку "Титан" от "Снаряжения". И это был не верный выбор. Не сомневаюсь, что производитель в будущем доведет палатку до ума, но пока она довольно сырая. Во-первых в ней один маленький тамбур. Это не очень удобно. Если плохая погода, готовим в тамбуре. Там же складываем продукты, чтобы за ними не выходить каждый раз. В итоге, если уж зашел, так зашел. Пока готовка не закончится не выйти. В прошлые разы мы использовали палатки другого производителя с двумя тамбурами. И это было намного удобнее. Кроме того, размер тамбура у Титана маловат. Сама конструкция же понравилась тем, что оттяжки (основные) крепятся не к тенту, а к силовому каркасу, и потом, через карман в тенте выводятся наружу, и далее крепятся к колышкам. Вместо колышков мы использовали альпинистские титановые буры. Еще из минусов - карман для дуги тента очень мал. На морозе, не снимая перчаток, попасть в него дугой было сложно. Это явно минус. И, главное, не ясно ради чего так сделано. Также дуга (по середине палатки) идет в ловители, которые располагаются под юбкой. Мы ножом проделали отверстия в юбке и крепили дугу не задирая юбку. Итак при метели у нас весь тамбур и бока были засыпаны спрессовавшимся снегом. Сами лохи, конечно, южак не ждали, юбку не прижали. В принципе, это можно и оставить, так как проблема не особо большая.

Горелки. У нас было две горелки производства Примуса (EtaPower, совершенно новая, и повидавшая виды Omnifuel) , и котлы, в том числе котел, на дне которого нагорожена конструкция, которая по мнению ее создателей экономит топливо и ускоряет процесс закипания воды. Чистая правда. Это приспособление (теплообменник) очень понравилось. У нас были и простые котлы, без изысков, и мы сразу перешли на такой режим готовки: в котле с теплообменником топили снег и доводили до кипения воду, а потом в обычном котле уже доваривали пищу. Несколько менее понравились сами горелки, которые засорялись местным бензином. Понятно, что бензин тут не "галоша". В Биллингсе мы купили 6 литров 80-ого бензина, подозрительно черного цвета. И горелки постоянно забивались. Горелка EtaPower , в комплект к которой и входила кастрюля с теплообменником,через неделю потеряла мощность, а затем и вовсе вышла из строя, а ремонт ее невозможен вне слесарной мастерской. Конструкция непригодна к использованию с бензинами, встречающимися на российском севере, хотя ветрозащита, удобство использования и экономичность замечательные. Разумеется, наш старый добрый Омнифюел тоже засорился. Но, будучи более старым, он оказался и более ремонтопригодным. Ведь наш «прогресс цивилизации», похоже настроен на то, что нечто, что вышло из строя, надо просто выбросить, и купить новое. Не всегда это возможно.

Видео в этом походе мы снимали на Экшен-камеру Contour+2 . Полный тест драйв можно прочитать вот в этой статье

GPS -модуль я не использовал для экономии батареи, внешний микрофон тоже не подключал: он сделан отдельно, вставляется в гнездо, и либо потеряется при езде, либо на его подключение тратится много времени. Камера удобной формы, хорошо видно состояние памяти и аккумуляторов, индикатор включенной записи виден даже на ярком солнце. На -30 аккумулятора хватает не более чем на 10 минут, но конструкция камеры позволяет на ходу вынуть его и погреть за пазухой. Камеру я закрепил на рулевом стакане рамы фатбайка. Камера исправно работала всю дорогу, тогда как у фотоаппаратов в самые морозные дни отказывал автофокус. Качество картинки меня более чем удовлетворило.

Одежда от Satila . Вся хорошая. Курточка полартековая с мембраной е-вент не продувается, дышит и легко очищается от снега. Термобельё «Кинетическое» http://satila.ru/catalogu.html удобное, сохнет быстро, к телу стало намного приятнее, чем то, что было у нас в прошлый раз от того же производителя. Носкость его увеличилось. Кинетическое белье 2007 года образца нами было ухожено практически за один поход. Это тоже не похоже на то, что можно завещать внукам, но еще одну зиму прокататься в нем не проблема. Из пожеланий к нему разве что сделать более высокий воротник. Шапки — это действительно шедевр. Теплые, дышащие, легкие. И спать в них, и идти, и ехать. Одно, пожалуй, «но»: теплые слишком. Когда солнце уже сильно пригревало, то в них было жарковато. В этот раз с нами были шапки Orsa, которые можно посмотреть на сайте производителя http://satila.ru/catalogu.html

Вначале были претензии к перчаткам, швы в месте усиления у большого пальца на ладони давили, когда я держал руль велосипеда. Но на второй день перчатки обмялись и я в них ехал все время, пока, к великому сожалению, не потерял на полуострове Аачим. Носки у нас были трех вариантов. Самые «особенные» - модель «носки компрессионные». Вернувшись с похода они были опробованы в бреветах на 200 км, и заслужили хорошую оценку. В рамках похода, заметить, что они чем то особо выделялись было сложновато. Такого ощущения не осталось. Другие модели носков (у нас были Brota и Alba), посмотреть можно тут http://satila.ru/catalogu.html мне очень понравились. Ноские, хорошо сидящие. Есть ощущение, что немного подсушивающие ногу. Но это могу и присочинить. Но ноге в них было комфортно. Одни более плотные, другие менее плотные. Можно одевать по погоде.

Что не очень понравилось, это ботинки Сэтила. Модель Berget http://satila.ru/catalogu.html Это, пожалуй, единственный элемент снаряжения от этого производителя, над использованием которого надо подумать. Вернее, для меня и думать нечего, ботинки красивые, с отличной подошвой, теплые и немного дышащие. Для зимнего города — самое оно. В походе зарекомендовали себя не очень. Поломался один крючок для шнурков, к ноге на голени прилегали не так, как хотелось бы. Словом, поменял на резервные ботинки. Scarpa. Модель уже и не вспомнить, но тоже мне не нравятся. Может с возрастом просто характер портится: и то не се, и это не так .

Вот еще одна вещь, о которой слова плохого сказать не могу, так это спальник. Выбрал и к упил перед походом пуховый спальник фирмы «Снаряжение». Гоби Элит 1300. Последнее относится к весу пуха. 1300 грамм. Очень неплохо. Рад бы гадость написать, рука не поднимается. Рекомендую. И теплый и удобный и на мои габариты (187 рост 110 вес) налезающий. И кармашек и кулиска, словом — отлично!

Бахилы и гамаши. Вот тут я допустил заметный косяк. Надо было мне взять и бахилы, и гамаши. Или, на худой конец, гамаши. А я взял — бахилы. Слов нет — хорошие б ахилы, производства фирмы «Снаряжение». Отличные. Носил ежедневно, каждый день. И именно в этом была моя промашка. Я предполагал, что будут одевать бахилы в случае глубоких снегов. А в остальное время ехать без бахил. Не вышло. Режим движения был такой, что постоянно нужно было слезать с велосипеда, немного идти, потом обратно садится на велосипед и ехать. Без бахил было плохо. Один раз попробовав, я перестал снимать бахилы вообще. Проваливаешься под наст, и там рыхлый снег. Тянешь ногу наверх. В сочленении брюки-ботинки возникает бардак. Словом, бахилы не снимал. Но удобнее было бы взять гамаши, которые не закрывают подошву. Все таки протектор у калош — это совсем не то же самое, что протектор у треккинговых ботинок. При хождении по льду было не очень удобн о . Хотя я был единственным человеком в этом походе, у кого не было никаких проблем с влажными ногами. Хотя я и был близок к влаге. На третий день я провалился к моржам собачьим между двух льдин, но на мое счастье, до воды не долетел. Льдины вздымались над водой образуя, как-бы, букву л, по макушке которой я и шел. Пока не провалился. Но, так как до воды не долетел, то и ноги остались сухими.

Спутниковый телефон Iridium. в отличии от применяемого в 2007 году на Карском море телефона системы GlobalStar, уверенно ловил сигнал на протяжении всего похода, часто и в избушках. СМС доставлялись, хотя похоже были некоторые проблемы с оперативностью. Для посылки смс на этот телефон с большой земли использовался сайт Иридиума, смс доставлялись. Но, похоже, не сразу. С качеством голосовой связи наблюдаются проблемы, но это требует проверки, так как (от жадности) использовали мало. Вывод: телефон подходит для полярных широт как средство передачи сообщений и средство экстренной связи. В прошлом походе за две недели использования Глобалстара, нам удалось отправить СМС. Или две. Уже не вспомнить точно. А о разговоре по телефону не могло быть и речи.

Батарейки Energizer ultimate lithium AA. Являются самыми мощными (правда и дорогими) батарейками этого типоразмера, однако самым важным свойством является способность работы при низких температурах без падения мощности. Примерное время работы GPS Garmin GPSMAP 62s c этими батарейками составляет 22-25 часов и это при температуре до -25. Великолепный результат. Ведь 22-25 часов, это как минимум три ходовых дня!

Фотоаппарат. В походе 2007 года мы использовали Pentax Optio w10, и он зарекомендовал себя отлично. Несмотря на наличие зеркалок, именно с этого аппарата получились лучшие фото. В этом году приобрели его новый релиз. И «шокпруф» тебе, и «ватерпруф», и это еще не все. И «колдпруф» и «крашпруф» — это все написано на корпусе. Но довольным я не остался. Во-первых, фотоаппарат был в ярко красном корпусе. Не уверен, что это хорошо, когда кругом местные жители. И так ты смотришься только что прибывшим с Марса, а тут еще фотоаппарат в ярком корпусе. Да и есть ощущение, что и оптика стала немного не та. Хотя опять же, вопрос требует дальнейшего исследования, но старый Pentax я решил не торопиться выбрасывать.

Илья Гуревич, (с) 2013.

Вы можете зайти к нам в "обмен опытом", и посмотреть отзывы туристов на используемые ими модели.

Связанные товары: 10010-CH-M, 50039-PB-32T, 10018-BK-M, 50069-DT-XXL, 50032-DT-S, 50070-WS-M, 70002-OS-M, 30028-PB-M, 30013-WS-XXL, 30012-MS-M,

Часть первая: когда мы идём.

Эта статья об экспедиционной экипировке в лыжном походе на Чукотке, но она будет интересна не только лыжникам, но и любителям других outdoor активностей: ходовая зимняя охота, ходьба на снегоступах, альпинизм и т.д., потому что общие принципы организации походного гардероба одинаковы.

Лыжные экспедиции делятся на две фазы активности: "идём" и "стоим". Исходя из этого и подбирается одежда для лыжной экспедиции.

Но если было бы всё так просто, то и писать эту статью не стоило. Существует "маленький" нюанс - температура. Сразу оговорюсь, под температурой, я понимаю ощущаемую температуру, которая в отличии от лабораторной, дополнительно учитывает влияние ветра и влажности. Разброс значений шкалы ощущаемой температуры на Чукотке в период с января по апрель может составлять свыше 50 градусов: от нуля, или начальных чисел положительных значений, до -50 градусов. Но обычно, в период экспедиций, длящихся от 2 до 4 недель этот показатель не превышает тридцатиградусной разницы.

В былые годы, мой экспедиционный гардероб был разномастен: штаны от одного производителя, куртка от другого, утеплитель вообще сделан трудолюбивыми жителями Поднебесной. Но вот, уже второй зимний сезон я тестирую "Ситку". Ну как тестирую? Хожу и радуюсь. Повод есть. Теперь передо мной не стоит выбор, какую вещь взять? Выбор всегда рождает сомнения. Сомнения, в свою очередь, плодят ошибки: либо возьмёшь больше одежды, что негативно сказывается на объёме и весе снаряжения, либо, чего-то не доберёшь, что тоже печально, ибо холодно. Общую характеристику для экипировки "Ситка" можно охарактеризовать тремя тезисами: компактно, легко, тепло. При чём каждый из этих пунктов самодостаточен и важен. От общих фраз, переходим к конкретике.

Фаза "Идём"

Лыжный поход - один из самых энергозатратных способов активности. Кроме, собственно самого лыжного передвижения, у лыжных экспедиционщиков на "буксире" тянутся волокуши с грузом. Опытным путём пришёл к выводу: 1 кг груза в волокуше, примерно соответствует 1% дополнительной энергопотребляемой нагрузки. Действует это правило, когда вес волокуш варьируется в пределах 10-60 кг, т.е. если вес волокуш полцентнера и вы должны пройти 10 км, то это примерно также, как без волокуш прошли 15 км. Энергопотребление существенно возрастает, когда вводятся отягчающие обстоятельства: рыхлый снег, встречный ветер, подъёмы и т.п.

Почему я акцентирую особое внимание на факторе энергопотреблении? Потому, что это один из ключевых показателей в выборе одежды. Чем выше этот показатель, тем меньше требуется одежды. На улице двадцати градусные морозы, а лыжник идёт полураздетый, потому что лыжник тот же двигатель, которому нужно охлаждать тело от перегрева.

В фазе "идём", существуют 3 условных температурных зоны, которые влияют на количество одежды путешественника.

Температура выше -8/-10 градусов .

Аксессуары: обычно никаких, разве что налобная флисовая повязка.

Температура от -10 до -20/-23.

Самая комфортная температура для лыжника-экспедиционщика, особенно в верхних значениях этого показателя. Характеризуется наиболее эффективным показателем лыжной КПД активности.

Стоит отметить, что верх является самой мобильной частью экипировки, которая в случае повышения или понижения температуры очень легко может быть усилена или облегчена.

Температура от -20, до -35/40

Это предельная зона относительно комфортного лыжного путешествия, за которой начинается зона экстремально низких температур, ходить при которых в принципе можно, но не нужно, ибо не целесообразно. Расход энергии становится запредельно высоким, а эффективность передвижения крайне низкой. В этой температурной зоне, в отличии от предыдущих, уже холодно. Собственно эти температуры и можно считать морозом. Процесс замерзания начинается после остановки через 5 и менее минут. В крайнем отрицательном показателе, замерзание начинается сразу после остановки. Руки мёрзнут даже после непродолжительного снимания перчаток. Маска на лицо - обязательна. При наличии ветра, также надеваются горнолыжные очки.

Аксессуары: утеплённые перчатки или рукавицы, шапка-шлем, флисовая маска на лицо.

Терморегуляция при верхних температурных значениях (-20-25) осуществляется при помощи боковых молний на брюках и расстёгивании куртки.

Часть вторая: когда мы стоим.

Какой бы ни была дышащей одежда, всю влагу от тела она отвести не может, поэтому во время нашей активности, будь то лыжный поход или длительный пеший переход, одежда становиться влажной. Пока мы идём это не страшно, но как только мы остановились необходимо утепляться.

Фаза "стоим"

Разумеется, под словом "стоим" я подразумеваю не полное бездействие. Это фаза окончания активной деятельности и бывает она в двух случаях: во время остановки на "чаёвки" и во время разбивки лагеря.

"Чаёвки"

Двигаться постоянно человек не может. Ему, точнее его мышцам нужен отдых. Останавливаться и отдыхать нужно даже тогда, когда ещё не устал. Потому что если основательно забил мышцы, восстановить во время небольшого отдыха их будет нельзя. Кроме того, на безостановочные переходы организм может "ответить" коллапсом и тогда человека очень быстро "накрывает" усталость. Однажды, правда это было летом, меня "накрыло". Причём минут за десять до этого я был ещё бодр и дал себе установку идти три километра. Это было вечернее время, но солнце ещё только начинало садиться. В итоге я прошёл чуть больше километра. Причем последние метров триста шёл минут 20! Количество остановок и их продолжительность зависит от выбранной стратегии вашего похода. Обычно, я стараюсь делать остановки через 40-50 минут ходьбы, как летом, так и зимой. Время остановки 5-10 минут.

Чтобы комфортно провести время отдыха и не переохладиться, необходимо утеплиться. Для этой цели в легко доступном месте на волокушах лежит куртка/жилет и брюки-самосбросы. Особенность этой фазы остановки заключается в том, что наша ходовая одежда не снимается.

Самое мерзкое дело завершать "чаёвку". Тело только привыкло к теплу, а тут снова приходиться раздеваться и в течение некоторого количества времени снова "входить" в рабочий температурный режим. Но если чаёвка выдалась долгой, а температура низкой, можно начать движение и в утеплённой экипировке, а после согрева остановиться и снять.

"Разбивка лагеря"

Это самая приятная часть похода. Как только дошёл до места ночёвки необходимо сразу утеплиться. Мешкать с этим делом не стоит, ибо если сначала насладиться прелестями жизни: попить чай, покурить, посмотреть на звёздное небо или прекрасный закат, то ко времени, когда соберёшься переодеваться, организм уже основательно остынет и для повторного согрева придётся изрядно подвигаться. А это лишняя энергия. В походе всё должно подчиняться принципу целесообразности, а главная целесообразность - не тратить энергию. К тому же, переодевшись сразу, пока тело ещё разгорячённое и выделяет большое количество тепла, начинается процесс сушки термобелья на себе. В идеале, влажную термуху лучше заменить на сухую (в походном комплекте всегда должно быть две пары), но если окружающая температура ниже -20 градусов, то подобные смены белья нецелесообразны.

В части переодевания во время разбивки лагеря есть свой нюанс. Верхнюю "шкуру" (куртку и брюки), в которых вы активно двигались, необходимо снять и вместо них надеть вещи из пуха или синтетики. А снятые вещи хорошенько вытряхнуть и выбить, отчистив от изморози, особое внимание уделив внутренней части одежды. Это замечание касается периода, когда на улице ниже -20 градусов мороза. Степень утепления зависит от окружающей температуры. Мой полный комплект утепления состоит из:

После того, как переоделся можно с чистой душой, тёплым телом и хорошим настроением попить уже подстывший к вечеру чай из термоса, полюбоваться на окружающую природу, взглянуть на одометр навигатора и сказать вслух: "Какие же я (мы) молодец (цы)". Дальше будет установка палатки и прочие приятные вечерние хлопоты. А если на завтра ещё и днёвка намечается, с рыбалкой или охотой, то радость будет безграничной.

Связанные товары: 10010-CH-M, 50039-PB-32T, 10018-BK-M, 50069-DT-XXL, 50032-DT-S, 50070-WS-M, 70002-OS-M, 30028-PB-M, 30013-WS-XXL, 30012-MS-M,

Часть первая: когда мы идём.

Эта статья об экспедиционной экипировке в лыжном походе на Чукотке, но она будет интересна не только лыжникам, но и любителям других outdoor активностей: ходовая зимняя охота, ходьба на снегоступах, альпинизм и т.д., потому что общие принципы организации походного гардероба одинаковы.

Лыжные экспедиции делятся на две фазы активности: "идём" и "стоим". Исходя из этого и подбирается одежда для лыжной экспедиции.

Но если было бы всё так просто, то и писать эту статью не стоило. Существует "маленький" нюанс - температура. Сразу оговорюсь, под температурой, я понимаю ощущаемую температуру, которая в отличии от лабораторной, дополнительно учитывает влияние ветра и влажности. Разброс значений шкалы ощущаемой температуры на Чукотке в период с января по апрель может составлять свыше 50 градусов: от нуля, или начальных чисел положительных значений, до -50 градусов. Но обычно, в период экспедиций, длящихся от 2 до 4 недель этот показатель не превышает тридцатиградусной разницы.

В былые годы, мой экспедиционный гардероб был разномастен: штаны от одного производителя, куртка от другого, утеплитель вообще сделан трудолюбивыми жителями Поднебесной. Но вот, уже второй зимний сезон я тестирую "Ситку". Ну как тестирую? Хожу и радуюсь. Повод есть. Теперь передо мной не стоит выбор, какую вещь взять? Выбор всегда рождает сомнения. Сомнения, в свою очередь, плодят ошибки: либо возьмёшь больше одежды, что негативно сказывается на объёме и весе снаряжения, либо, чего-то не доберёшь, что тоже печально, ибо холодно. Общую характеристику для экипировки "Ситка" можно охарактеризовать тремя тезисами: компактно, легко, тепло. При чём каждый из этих пунктов самодостаточен и важен. От общих фраз, переходим к конкретике.

Фаза "Идём"

Лыжный поход - один из самых энергозатратных способов активности. Кроме, собственно самого лыжного передвижения, у лыжных экспедиционщиков на "буксире" тянутся волокуши с грузом. Опытным путём пришёл к выводу: 1 кг груза в волокуше, примерно соответствует 1% дополнительной энергопотребляемой нагрузки. Действует это правило, когда вес волокуш варьируется в пределах 10-60 кг, т.е. если вес волокуш полцентнера и вы должны пройти 10 км, то это примерно также, как без волокуш прошли 15 км. Энергопотребление существенно возрастает, когда вводятся отягчающие обстоятельства: рыхлый снег, встречный ветер, подъёмы и т.п.

Почему я акцентирую особое внимание на факторе энергопотреблении? Потому, что это один из ключевых показателей в выборе одежды. Чем выше этот показатель, тем меньше требуется одежды. На улице двадцати градусные морозы, а лыжник идёт полураздетый, потому что лыжник тот же двигатель, которому нужно охлаждать тело от перегрева.

В фазе "идём", существуют 3 условных температурных зоны, которые влияют на количество одежды путешественника.

Температура выше -8/-10 градусов .

Аксессуары: обычно никаких, разве что налобная флисовая повязка.

Температура от -10 до -20/-23.

Самая комфортная температура для лыжника-экспедиционщика, особенно в верхних значениях этого показателя. Характеризуется наиболее эффективным показателем лыжной КПД активности.

Стоит отметить, что верх является самой мобильной частью экипировки, которая в случае повышения или понижения температуры очень легко может быть усилена или облегчена.

Температура от -20, до -35/40

Это предельная зона относительно комфортного лыжного путешествия, за которой начинается зона экстремально низких температур, ходить при которых в принципе можно, но не нужно, ибо не целесообразно. Расход энергии становится запредельно высоким, а эффективность передвижения крайне низкой. В этой температурной зоне, в отличии от предыдущих, уже холодно. Собственно эти температуры и можно считать морозом. Процесс замерзания начинается после остановки через 5 и менее минут. В крайнем отрицательном показателе, замерзание начинается сразу после остановки. Руки мёрзнут даже после непродолжительного снимания перчаток. Маска на лицо - обязательна. При наличии ветра, также надеваются горнолыжные очки.

Аксессуары: утеплённые перчатки или рукавицы, шапка-шлем, флисовая маска на лицо.

Терморегуляция при верхних температурных значениях (-20-25) осуществляется при помощи боковых молний на брюках и расстёгивании куртки.

Часть вторая: когда мы стоим.

Какой бы ни была дышащей одежда, всю влагу от тела она отвести не может, поэтому во время нашей активности, будь то лыжный поход или длительный пеший переход, одежда становиться влажной. Пока мы идём это не страшно, но как только мы остановились необходимо утепляться.

Фаза "стоим"

Разумеется, под словом "стоим" я подразумеваю не полное бездействие. Это фаза окончания активной деятельности и бывает она в двух случаях: во время остановки на "чаёвки" и во время разбивки лагеря.

"Чаёвки"

Двигаться постоянно человек не может. Ему, точнее его мышцам нужен отдых. Останавливаться и отдыхать нужно даже тогда, когда ещё не устал. Потому что если основательно забил мышцы, восстановить во время небольшого отдыха их будет нельзя. Кроме того, на безостановочные переходы организм может "ответить" коллапсом и тогда человека очень быстро "накрывает" усталость. Однажды, правда это было летом, меня "накрыло". Причём минут за десять до этого я был ещё бодр и дал себе установку идти три километра. Это было вечернее время, но солнце ещё только начинало садиться. В итоге я прошёл чуть больше километра. Причем последние метров триста шёл минут 20! Количество остановок и их продолжительность зависит от выбранной стратегии вашего похода. Обычно, я стараюсь делать остановки через 40-50 минут ходьбы, как летом, так и зимой. Время остановки 5-10 минут.

Чтобы комфортно провести время отдыха и не переохладиться, необходимо утеплиться. Для этой цели в легко доступном месте на волокушах лежит куртка/жилет и брюки-самосбросы. Особенность этой фазы остановки заключается в том, что наша ходовая одежда не снимается.

Самое мерзкое дело завершать "чаёвку". Тело только привыкло к теплу, а тут снова приходиться раздеваться и в течение некоторого количества времени снова "входить" в рабочий температурный режим. Но если чаёвка выдалась долгой, а температура низкой, можно начать движение и в утеплённой экипировке, а после согрева остановиться и снять.

"Разбивка лагеря"

Это самая приятная часть похода. Как только дошёл до места ночёвки необходимо сразу утеплиться. Мешкать с этим делом не стоит, ибо если сначала насладиться прелестями жизни: попить чай, покурить, посмотреть на звёздное небо или прекрасный закат, то ко времени, когда соберёшься переодеваться, организм уже основательно остынет и для повторного согрева придётся изрядно подвигаться. А это лишняя энергия. В походе всё должно подчиняться принципу целесообразности, а главная целесообразность - не тратить энергию. К тому же, переодевшись сразу, пока тело ещё разгорячённое и выделяет большое количество тепла, начинается процесс сушки термобелья на себе. В идеале, влажную термуху лучше заменить на сухую (в походном комплекте всегда должно быть две пары), но если окружающая температура ниже -20 градусов, то подобные смены белья нецелесообразны.

В части переодевания во время разбивки лагеря есть свой нюанс. Верхнюю "шкуру" (куртку и брюки), в которых вы активно двигались, необходимо снять и вместо них надеть вещи из пуха или синтетики. А снятые вещи хорошенько вытряхнуть и выбить, отчистив от изморози, особое внимание уделив внутренней части одежды. Это замечание касается периода, когда на улице ниже -20 градусов мороза. Степень утепления зависит от окружающей температуры. Мой полный комплект утепления состоит из:

После того, как переоделся можно с чистой душой, тёплым телом и хорошим настроением попить уже подстывший к вечеру чай из термоса, полюбоваться на окружающую природу, взглянуть на одометр навигатора и сказать вслух: "Какие же я (мы) молодец (цы)". Дальше будет установка палатки и прочие приятные вечерние хлопоты. А если на завтра ещё и днёвка намечается, с рыбалкой или охотой, то радость будет безграничной.


Зимний поход увеличивает как количество вещей для комфортного путешествия, так и их объём и вес, кэп. Если летний пуховый спальник занимает собой примерно литр, то для зимнего нужны все 6. Если летом троих человек цанговый газовый баллон обеспечит кипятком на 3 дня, то зимой, при растопке снега и льда, такой баллон улетает за день. В рюкзак кладутся запасные тёплые перчатки, носки, одежда и обувь для бивуака. Толщина коврика зимой возрастает в двое-трое. Всё снаряжение для продолжительного зимнего похода, конечно, уместится в рюкзак под 100 литров. Но можно разделить часть вещей между рюкзаком и волокушей, а то и все вещи уместить в экспедиционных санях, как было в нашем лыжном путешествии по Чукотке .

У волокуши достаточно плюсов, чтобы начать использовать их. Во-первых: сани позволят увезти гораздо больше груза, чем получится утащить на себе (это и объёма касается). Если вы, к тому же счастливый обладатель походного пса, то можно и его приучить помогать тянуть лямку. Наши волокуши весили примерно по 40 килограмм на поход продолжительностью 2 недели. Мы не испытывали трудностей с их транспортировкой, чувствовалось, что получится тянуть сани и гораздо тяжелее весом. За день удавалось проходить минимум 25 километров, при этом у нас был 2-х часовой обед, а вечером мы не ощущали себя вконец вымотанными.

Во-вторых: при движении с волокушей, если использовать специальную обвязку, не потеет под рюкзаком спина, и это не только комфортно с гигиенической точки зрения. Мокрая одежда высасывает из вас тепло, которого зимой итак не хватает.

В-третьих: волокушу можно использовать на бивуаке для перевозки грузов: дров, льда для воды, снежных блоков для стенки. А так же для эвакуации пострадавшего.

В-четвёртых: на волокуше удобно сидеть, а на длинной и лежать, во время отдыха. Глядя на иностранные экспедиционные сани, приходишь к выводу, что их можно использовать и для ночёвки в критичной ситуации, настолько они вместительные.

Ну и вообще, слово volokusha вызывает улыбку.

Но перед тем, как отправиться в поход с волокушей, необходимо понять характер местности. Волокуши идеальны для зимнего путешествия в открытой тундре, по застывшим водным пространствам - морю или озеру. То есть при движении по насту, плотному снегу, или даже по льду.
Если рыхлого снега не много, в нашем путешествии случалось, что нога с лыжей уходила в снег примерно на 30 см, волокуша тоже хорошо ехала и не зарывалась. Последнему путешественнику по накатанной в мягком снегу колее, шлось так же комфортно, как и по плотному насту.

Предвижу, что в совсем уж рыхлом снегу по колено, где нужна тропёжка, тяжёлая волокуша будет зарываться в снег и мешать продвижению. При походе в таких условиях нужно будет распределить часть вещей между рюкзаком и волокушей, чтобы облегчить последнюю, или вообще отказаться от волокуши.

Когда мы пересекали пойм рек, передвигаться с волокушей становилось сложнее: она начинала цепляться за деревья, которые растут в таких места. Приходилось лавировать между кустами или продираться через них ломая тонкие ветви и впечатления о туристах, как воспитанных людях. Не знаю, ходят ли по лесам с буреломами туристы-лыжники, но при планировании маршрута с волокушей по лесу, нужно учитывать, что волокуша может затруднять продвижение.

С волокушей будет неудобно при наличии на маршруте длинных траверсов гор, движении вдоль рек с крутыми берегами, в общем везде, где придётся ходить вдоль склона.

Важный момент, о котором следует упомянуть: лыжи должны быть с насечкой, или камусами, ведь теперь приходится не только скользить вперёд, но и тянуть груз сзади. Если идти с рюкзаком, неудобство на лыжах без насечки возникнет только при движении в крутую горку, в остальном же приходится просто переставляете ноги.

Передвижение с санями выглядит немного по-другому: волокуша удерживает, поэтому для движения вперёд, лыжа не должна проскальзывать назад. Иначе говоря, необходимо упираться лыжей в снег, чтобы отталкиваться и тянуть волокушу. Действие этого фактора я испытал в первый день похода. Пришлось разгружать волокушу: отдать часть снаряжения друзьям, а на спину нацепить рюкзак. Чтобы не оказаться в моей ситуации нужно правильно подобрать размер лыж.

При передвижении с волокушей необходимо располагать центр тяжести вашего груза как можно ниже. Чем выше будет ваша поклажа, тем больше вероятность того, что волокуша на застругах, глубоком снегу, кривой колее, будет переворачиваться. Идеально, если высота груза будет не больше ширины волокуши.

Из этого правила, одного из главных правил, кстати, вытекает следствие: чем больше у вас груза, тем длиннее должна быть волокуша, чтобы снизить высоту поклажи. Вот тут-то, на мой взгляд, и кроется очевидный признак того, почему у нас в стране мало ходят с волокушами, а всё больше с рюкзаками. А не выпускают у нас в России нормальные экспедиционные санки, как оказалось! Модификаций коротких, так называемых рыбацких волокуш, длинной до метра огромное количество, я даже не представляю с какой целью инженеры родили с десяток их разновидностей. На 1-3 дня туда вполне уместятся ваши походные вещи, и такая короткая волокуша у меня имеется.

Более-менее приближённых к экспедициям саней на Российском рынке всего два наименования: волокуши Арктика, фирмы Крис групп, размером 120x40x20 см (на фото слева), и волокуши СО-5, фирмы Нор-Пласт, размером 157x55x14 см (в центре). И если первые узкие и всё же коротковатые, то вторые, блин, низкие!!!

Ну что такое-то? В стране, которая славится своими морозами, неевропейскую часть которой весь мир именует не иначе чем Сайбирия, где развит лыжный многонедельный туризм, нет нормальных экспедиционных саней! Забейте в гугл: expedition snow pulk, и вы увидите всё разнообразие волокуш, которые предлагают иностранцы за, к сожалению, уже просто нереальный ценник.

Волокуша Арктика


Волокуша СО-5

Есть ещё один вариант волокуш для туризма: волокуши из тезы, но я их вообще не рассматриваю. Читал, что качество изготовления партий совершенно разное, нарекания вызывают места крепления тягового ремня, объём у них совсем не большой, а больше всего мне не нравится процесс набивки таких волокуш снаряжением. Единственным вариантом использования таких волокуш я вижу перевозку мягкого бивуачного снаряжения: спального мешка, палатки или ковриков и, таким образом, уменьшение объёма рюкзака за спиной. Но для этого у меня есть короткая пластиковая волокуша, которая, к тому же, прослужит гораздо дольше.

Волокушу Арктика можно использовать для зимних походов продолжительностью около недели, если идти без рюкзака. Эта волокуша, исходя из её полезных размеров, заменит примерно 100-литровый рюкзак. Напомню, что зимой добавляется не только вес, но и объём за счёт более тёплого снаряжения. Была бы волокуша шире на 10-15 сантиметров она вмещала бы гораздо больше вещей.

Помогать в походе с волокушей может ваш пёс!

Для своего похода я выбрал волокушу СО-5, поскольку наш поход состоял из 2-х частей продолжительностью по 2 недели, и мне нужно было уместить снаряжение примерно на 14 дней. Единственный минус этой волокуши - это низкий нос (ну и борта, соответственно), впрочем эта особенность мешала мне только в нескольких случаях.

Первый из них: местность с сильными застругами. Низкий нос не заезжал на особо большие заструги, или любое другое препятствие: волокуша просто в него утыкалась. В лучшем случае, приходилось возвратиться обратно и за постромки поднять нос волокуши на заструг. В худшем случае, волокуша уходила под заструг, они часто имели вид застывших волн, и приходилось либо пытаться отталкивать волокушу назад, чтобы нос выехал из под снежной плиты, или убирать плиту, освободив нос. Проделывать это в лыжах было совсем неудобно, и от разу к разу я начинал беситься.

Но, за 4 недели похода мы попали в долину с такими большими застругами лишь один раз и провозились в ней около 3-х часов. В остальное время волокуша заезжала на заструги как миленькая, либо просто можно было корректировать движение незначительно отклоняясь от прямолинейного.

В ещё худшем случае, если я преодолевал препятствие и уже съезжал с него, а волокуша вдруг утыкалась, я падал из-за рывка тяговых ремней. Такое, хоть и совсем нечасто, но случалось, поэтому считаю важным рассказать.

Из-за низкого носа, который у СО-5, вдобавок, имеет форму закруглённой секиры, волокуша при съезде с препятствия иногда упиралась носом. Чтобы этого не произошло, достаточно было дёрнуть постромки, и придать волокуше ускорение до того, как она беспомощно замрёт, уткнувшись в снег. Такие места встречались нечасто, и в течении путешествия я научился определять, когда мне надо будет ускорить мои санки, как и те моменты, когда надо будет им помочь заехать на препятствие.

К своей радости, и не без сочувствия, отмечу, что напарники с короткими рыбацкими волокушами, гружёнными высоко, намучились гораздо больше с их переворачиванием, чем я с проблемами, связанными с низким носом.