Что такое IQ-тесты и насколько они достоверны: измеряем интеллект. Какие уровни интеллекта распознают у людей


Первые измерения интеллекта относятся к началу прошлого века. Тогда считалось, что интеллект человека закрепляется с момента зачатия на всю жизнь. Сейчас мы знаем, что он развивается в зависимости от обстоятельств. Один и тот же человек может дать разные показатели сегодня и неделю спустя. К тому же разные тесты дают разные значения IQ у одного и того же человека.

Что такое коэффициент интеллекта (IQ)?

Ребенок выполняет задания теста и получает оценку в баллах. Это количество баллов называется умственным возрастом. Его делят на хронологический возраст ребенка (то есть на число лет) и умножают на сто (чтобы получилось целое число). "Средний" ребенок набирает около 103 единиц. 60 процентов детей имеют показатель интеллекта от 90 до 110 единиц. Примерно 10 процентов детей имеют IQ выше 120-ти, и их относят к категории "умных". Если значение IQ - от 135 до 170-ти, то мы имеем дело не просто с "умным", а с одаренным ребенком.

Но стоит помнить, что тесты оценивают способности ребенка лишь на данный момент. IQ показывает, насколько он успешно усваивал знания и насколько хорошо воспроизвел их при тестировании. Например, если ребенок плохо себя чувствовал или не был заинтересован в результатах, показатели будут ниже.

Не секрет, что измерение интеллекта - не российское изобретение. Западные исследователи установили, что IQ зависит не только от состояния и настроения ребенка в момент тестирования. Дети обеспеченных родителей в среднем всегда показывали более высокие результаты, чем дети из семей так называемых "низших" классов. Но не потому, что они от природы "умнее". Просто у них другие обстоятельства развития. Дома другой уровень речевого общения, достаточно предметов для игры и познания, родители ориентируют ребенка на получение знаний. Многие интеллектуальные тесты предъявляют высокие требования к общей осведомленности ребенка. Понятно, что осведомленность зависит не только (и не столько) от природных задатков ребенка, сколько от условий его жизни и воспитания, интересов и т. д.

Могут ли родители повысить IQ ребенка?

Да, особенно если возьмутся за это как можно раньше. Наивысший темп развития ребенка отмечается в возрасте от года до двух лет. Но и потом в его жизни будут так называемые "сензитивные" периоды. В эти промежутки темп развития опять нарастает. Один такой период - около четырех лет, другой - в промежутке от четырех до восьми лет. Время возникновения и границы периодов индивидуальны. При этом стоит помнить, что интеллектуальное развитие малыша должно быть только частью его общего гармоничного развития. А способы развития - адекватными возрасту.

Измерение интеллекта давно стало частью американского образа жизни. Тесты на определение IQ используются при поступлении в определенные школы и университеты, при приеме в армию и на работу.

Но параллельно много лет подряд ведутся споры о правомерности такого подхода. Американский исследователь Р. Стернберг выступает против существующих процедур тестирования интеллекта. Однако не призывает к полному от него отказу. Он только указывает на ограниченность существующих тестов и на необходимость дополнять их другими испытаниями. Стернберг считает, что интеллект не исчерпывается аналитическими способностями, которые измеряются традиционными тестами на IQ. Важные компоненты ума - творческие способности и так называемый практический интеллект ("житейский ум"). Если хотя бы одна из этих сторон хорошо выражена - человека можно считать умным.

Есть и другие модели структуры интеллекта. Одна из таких моделей включает так называемый "двигательный" интеллект. Возьмем двух школьников одного и того же возраста. Один из них показывает высокие академические успехи при соответственно высоком значении IQ. Другой не усваивает элементарных основ математики и родного языка, общая оценка интеллекта ближе к нижней границе возрастной нормы. При этом второй может быть высоко одарен двигательно, хотя адекватных способов измерения этой стороны интеллекта пока не изобрели.

Можно ли на основании IQ предсказать будущие успехи ребенка?

Если речь идет об успеваемости в школе и в вузе, то да. Но ведь почти то же самое можно предсказать, просто зная семью ребенка. А вот дальнейших жизненных успехов сам по себе высокий коэффициент интеллекта еще не гарантирует. Только некоторые из людей с высоким IQ преуспевают в жизни. В то же время многие люди с более "низким" интеллектом смогли добиться исключительных успехов, нередко при этом обходясь и без высшего образования.

В последнее время американские психологи говорят еще об одном факторе жизненного успеха. Это так называемый EQ - коэффициент эмоциональности. Он выражает способность человека адекватно проявлять свои эмоции в различных ситуациях.

Кто может производить измерение интеллекта у ребенка?

Это должен делать компетентный, достаточно опытный детский психолог на основании современных вариантов интеллектуальных тестов. Самый распространенный тест для диагностики интеллекта у нас в стране - тест Д. Векслера. Он используется и в школьной практике, чаще всего для помощи ребенку в выборе программы обучения, соответствующей его интеллектуальным возможностям. Школьнику не должно быть ни слишком сложно, ни слишком легко учиться. В первом случае он находится в постоянном напряжении и утрачивает веру в свои силы. Во втором - теряет интерес к учению. Значит, иногда определение способностей и возможностей ребенка просто необходимо.

Во многих школах сейчас есть свои психологи. Они смогут не только измерить интеллект ребенка, но и понаблюдать его в привычных условиях учебы, проследить за динамикой его развития. То есть исключить ошибки, возникающие при кратковременном знакомстве с вашим ребенком. В ряде случаев результаты тестирования помогают педагогу лучше узнать и понять своих учеников, что-то изменить в своей работе.

Помните: без вашего желания и согласия никто не имеет права подвергнуть вашего сына или дочь каким-либо психодиагностическим процедурам. Или, если вы дали согласие на тестирование, сообщать его результаты кому бы то ни было без вашего разрешения. Если такое произошло, вы вправе требовать объяснений и защиты прав ребенка.

Можно ли предварительной тренировкой улучшить результаты тестирования?

Американские авторы Г. Вильсон и Д. Гриллз утверждают, что тренировка способна повысить результаты на 8 пунктов. Даже такое не очень значительное повышение может сыграть свою роль при поступлении в определенную школу, университет или на желаемую работу. Родители, на взгляд Вильсона и Гриллз, "просто обязаны обеспечить своим детям знакомство с вопросами того типа, что используются в IQ-тестах".

Дело не только в практической пользе. Нередко выполнение интеллектуальных тестов доставляет детям позитивные эмоции, в ряде случаев может скорректировать их самооценку, повысить уверенность в себе.

Признанный знаток в данной области английский психолог Г. Дж. Айзенк пишет: "...Удивительно, но большинство из тех, кто прошел тест [на IQ], получили положительные эмоции от такого эксперимента: видимо, как наше тело получает удовольствие от игры в мяч, так и наш ум способен наслаждаться, решая головоломку или показывая высокий уровень достигнутого знания".

Существуют специально изданные сборники тестов, которые родители могут использовать в домашних занятиях с ребенком. Они помогут в тренировке интеллектуальных способностей, в "оттачивании ума" ребенка или подростка. Точную оценку уровня интеллектуального развития вашего сына или дочери лучше поручить специалисту - детскому психологу.

Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический

IQ

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн . Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotient коэффициент умственного развития . IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно.

В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование.

Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач – вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов – шкала Бине - Симона – стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине - Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд - Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд - Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ – коэффициент интеллекта.

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100 . Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд - Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых.

В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера - Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, высокие баллы в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом - Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы.

Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд - Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 – он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

Высокий IQ – высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов , которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145–150 , а полный диапазон – между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса – «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект – Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях . Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта : вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления – логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта ; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

    Высокий IQ – это любой балл выше 140.

    IQ гения – более 160.

    Великий гений – оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100 . 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

    До 24 баллов : глубокое слабоумие.

    25–39 баллов : тяжелая умственная неполноценность.

    40–54 балла : умеренное слабоумие.

    55–69 баллов : легкая умственная неполноценность.

    70–84 балла : пограничное психическое расстройство.

    85–114 баллов: средний интеллект.

    115–129 баллов : уровень выше среднего.

    130–144 балла : умеренная одаренность.

    145–159 баллов : высокая одаренность.

    160–179 балло в: исключительная одаренность.

    более 179 баллов : глубокая одаренность.

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности» . Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах , разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста . Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста – их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать . Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла – колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны – по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой – выше.

Среднее значение при этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна , названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире . Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности . Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ . Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100 , специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд - Бине баллы в диапазоне 85–115 считаются «средними».

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей .

Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный – способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд - Бине, шкала интеллекта взрослых Векслера, тест Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока - Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким . В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

Так что это значит – иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы , но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, – практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени . Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими . Некоторые эксперты, включая писателя Дэниела Гоулмана, предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает .

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются . Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки . опубликовано

Тема человеческих талантов, умений и способностей издавна интересовала человечество. Соответственно, были попытки измерить их: спортивные соревнования – измерение физической ловкости, а что же является мерилом умственной одаренности?

Первые упоминания об этом находим еще в ХVI ст., когда испанский ученый Хуан Харт написал книгу о выявлении детской одаренности. Следующий шаг в этом направлении сделали французские ученые – Жан Эскироль и Эдуард Сеген в XVIII-XIX вв.

Собственно Эскиролю принадлежит первая классификация умственной отсталости. Однако его взгляд на лиц, которые имели интеллектуальные недостатки, был не очень гуманным: он считал, что на их образование не стоит тратить время.

Зато Сеген приложил много усилий на изучение возможностей развития и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в чем достиг значительных результатов. До сих пор практические психологи и педагоги используют так называемые «доски Сегена».

Невозможно обойти вниманием Фрэнсиса Гальтона, которого считают основателем науки психодиагностики. Его последователем был ученик Раймонд Кеттел. Их попытки измерить интеллектуальные способности строились на психофизических умениях: скорость реакции, острота зрения, слуха и тому подобное. Вероятно, именно за это их взгляды подверглись достаточно резкой критике.

Дети с нарушением интеллекта и их обучение

С развитием системы образования возникла потребность в стандартизированном инструменте, который позволил бы оценить «норму и отклонение» в развитии детей. Первый тест интеллекта, который базировался на основе измерений , характеристик памяти и внимания, был разработан во Франции в начале ХХ века.

Учеными Теофилом Симоном и Альфредом Бине (современное название теста – Стенорда – Бине). В дальнейшем тесты Бине и Векслера (по фамилии автора) также подверглись критике за недостаточность теоретической базы.

Новатором в области тестирования интеллекта стал Ганс Айзенк, который разграничил понятия биологического (обусловленного врожденными физиологическими характеристиками) и социального (механизмы адаптации к социуму) интеллекта.

Один из крупнейших вкладов в развитие теории детских способностей сделал Жан Пиаже, который в течение 50 лет исследовал эту тему и выявил определенные особенности детского восприятия и формирования интеллекта.Советские ученые также не были равнодушными к теме изучения интеллекта, и в этом контексте звучат имена Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и т.п.

Однако в 1936 г. было издано постановление, которое запрещало развивать любую деятельность, связанную с тестированием детей дошкольного возраста. Лишь в последние годы благодаря интеграции отечественной и мировой психологических наук состоялся повторный поворот к проблеме тестирования, а в частности – оценки интеллектуальных способностей и их особенности.

Как видно из вышесказанного, история отечественных методов тестирования отставала от мировых тенденций, а психологический оценочный инструментарий является до сих пор очень динамичным, а подход к пониманию интеллекта и его измерению постоянно меняется.

Поэтому причин к написанию данной статьи было несколько.

Во-первых, важно задать себе вопрос: кому и для чего нужна оценка интеллекта?

Отвечая на него, первое место в перечне ответов принадлежит родителям, имеющим детей с задержкой в развитии или риском ее возникновения. Опыт работы в детском реабилитационном центре показывает много примеров волнения родителей за развитием своих детей.

Одно из первых обследований ребенка после рождения является соответствие его роста, веса и других признаков определенным четким критериям. Беспокойство начинается тогда, когда ребенок рождается преждевременно, или были тяжелые роды, выявлен генетический недостаток или нарушено моторное развитие.

В таком случае нас интересует:

  • ребенок развивается согласно возрасту или отстает;
  • если отстает, то насколько;
  • ребенок сможет наверстать отставание при обучении?

Раннее (то есть от самого рождения) выявление отставания в развитии ребенка является ключевым фактором в его дальнейшем развитии.

Ведь давно известен и научно подтвержден тот факт, что мозг ребенка имеет высокую нейропластичность, и своевременная помощь окажет весомое влияние, поскольку раннее обнаружение проблемы позволит вовремя вмешаться. Часто, когда речь идет о раннем развитии, мы говорим «психомоторный».

Этим подчеркивается важность и взаимосвязь отдельных сфер развития, таких как познавательное, развитие экспрессивной и рецептивной речи, социальное, развитие навыков крупной и мелкой моторики и тому подобное.

Развитие ребенка происходит комплексно, и одни навыки влияют на умения в другой сфере. Например, ребенок, имеющий ограниченные возможности в передвижении, будет иметь меньше шансов к самостоятельному познанию окружения, соответственно будет иметь меньшие знания и опыта при обучении.

Это очень упрощенный пример, конечно, механизмы намного более сложные, однако стоит помнить, что умение ребенка в одной сфере развития могут стать решающими для приобретения навыков в другой. Поэтому, когда речь идет об оценке детского интеллекта, очень важным является выявление сфер развития с пониманием их взаимосвязей для дальнейшего обучения.

Точная диагностика умений и навыков ребенка даст возможность составить подходящую реабилитационную программу. Попытки дать ребенку задание согласно его возраста может быть ошибкой, поскольку возраст его познавательного развития может быть ниже хронологического. Как следствие, делают вывод о том, что ребенок дошкольного этапа жизни не хочет заниматься, забывая при этом, что на самом деле задание было слишком сложным для него.

Выполнение заданий из зоны ближнего развития будут гораздо более эффективными и дадут лучший результат.

Заключением оценки интеллекта и их особенности станет диагностическая формулировка – уровень соответственно в норме, понижен или выше нормы. Случаи, когда ребенок получает оценки в соответствии с нормой дошкольного обучения, не требуют коррекции, также не требуют вмешательств одаренные дети. Нас больше интересует прогноз тогда, когда есть отставание. Предположим, что мы обнаружили у ребенка задержку развития, например в возрасте двух лет, его умения соответствуют годовалому ребенку.

В ответ на такую информацию многие родители скажут, что волноваться нет оснований, в 3 года будет как в 2, в 6 – как в 5.Такая «родительская математика», к сожалению, неверна, поскольку не учитывает темпов развития.

То есть в данном примере ребенок набрал только половину своих умений, темп его развития замедлен, так что в дальнейшем разрыв между нормой и реальной картиной будет только увеличиваться, поскольку за определенный отрезок времени ребенок приобретает умений и знаний меньше, чем должен был получить в процессе обучения.

Когда речь идет об отставании, имеем в виду, что ребенок никогда не догонит своих сверстников в развитии. Однако, есть шанс нагнать отставание?

Да, есть дети дошкольного периода, которые имели задержку в развитии, но у них сильный потенциал и быстрый темп развития. В таком случае, даже если ребенок имел задержку, он со временем может догнать то, что было упущено. И в первом, и во втором случае необходимо повторное тестирование, которое покажет, на каком уровне развития и обучения находится ребенок в настоящее время.

Кроме того, что оценка интеллекта важна для родителей, так же данные тестирований важные для комиссий, которые принимают детей в дошкольные учреждения или школы для дальнейшего обучения. Речь идет о том, что, зная потенциал ребенка, можно лучше спланировать путь его обучение.

Ребенок с нормальным средним интеллектом должен усваивать общую программу в соответствии со всеми требованиями, однако дети со сниженным интеллектом должны получать адаптированные варианты заданий и прочее.

В данном контексте мы рассматриваем оценку интеллекта как действие, которое поможет спланировать учебное будущее ребенка таким образом, чтобы оно не было стрессовым, а соответствовало уровню его возможностей и дарило удовлетворение.

Этот аспект особенно актуален для сегодняшнего дня, когда в обществе много говорится об интеграции лиц с ограниченной подвижностью во все сферы общественной жизни. И, собственно, социум решает, насколько особенными будут потребности того или иного лица.

Мы рассматриваем концепцию интеллекта как модель, в которой биологические предпосылки являются только грунтом, на который накладывается окружение родителей/опекунов, учителей, друзей, культуры, климата и тому подобное. Поэтому конечным выводом оценки интеллекта должна стать формулировка о том, насколько ребенок может быть адаптирован к общим требованиям общества и, соответственно, – общественные требования к его потребностям.

Методы и особенности диагностики детского интеллекта

Второй причиной написания статьи является необходимость описать некоторые интеллектуальных умений. Именно здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями. На просторах нашей страны адаптированных методик определения уровня интеллектуального развития детей не так много.

По утверждению Н. Ильиной (2006), тест Стэнфорда – Бине – единый психометрический метод измерения интеллекта детей от 3 до 4 лет. Тест Векслера (WISC) дает возможность оценить интеллект ребенка от 5 до 15 лет, зато тест Векслера для дошкольников (WPPSI) не применяется.

А про методики раннего диагностирования – от рождения до 3 лет – речь вообще не идет, используются возрастные нормы развития. Хочется обратить внимание на два стандартизированные тесты оценки раннего развития ребенка от 0 до 3 лет, которые малоизвестны и не адаптированы.

Наиболее известной и широко в Европе методике диагностики детского интеллекта шкала Бейли (BSID), более подробно о ней будет описано ниже. В Германии, Польше и других странах Восточной Европы достаточно популярная мюнхенская функциональная диагностика развития, разработанная в университете г.Мюнхен и Институте социальной педиатрии.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста. В 1997 г. на русском языке вышла книга «Мюнхенская функциональная диагностика развития» Т. Хеллбрюгге, в которой представлено нормальный профиль развития малыша от 0 до 3 лет помесячно.

Родители и специалисты получили практическое руководство, в котором подробно изложены технология проведения диагностического обследования, оценку и интерпретацию результатов, а также рекомендации вмешательства и помощи.

Мюнхенская функциональная диагностика развития

В основе МФД лежит дифференциальный разделение, который охватывает 8 функциональных сфер (ползание, сидение, ходьба, хватание, перцепция, речи, понимания речи и социальное поведение). Конечно, такая дифференциация не дает полной и всесторонней оценки развития, но хорошо удовлетворяет практические потребности. Результат оценки выражают в месяцах или годах развития.

Для проведения мюнхенской функциональной диагностики используют стандартный материал. Фактически это игрушки: например, кубики, красное погремушка, кукла, машинка и тому подобное. Результаты исследования вносят в специальный оценочного листа, на основе которого составляют типичный антропометрический профиль.

Тест BSID

Работа над разработкой теста началась еще в начале ХХ века. В основу BSID было положено уже существующие на то время шкалы развития: калифорнийский тест умственного развития, первый год жизни, дошкольный возраст и калифорнийский тест моторного развития грудных детей.

Были выбраны самые лучшие задачи, которые и легли в основу стандартизированного теста BSID. В 1969 г. впервые опубликован тест BSID.

Структура его поведенческой части тоже прошла несколько этапов исследования (было описано поведение более чем 1300 детей во время проведения теста), таким образом, была сформирована существующая сейчас структура поведенческой части теста.

Прошло более 50 лет с тех пор, как завершилась основная работа по разработке теста.

С помощью шкалы BSID «измеряют» функциональное развитие ребенка (психическое и моторный) в возрасте от 1 до 42 месяцев и оценивают поведение во время проведения теста.

Главная ценность теста – это возможность диагностировать задержку психомоторного развития практически с рождения и спланировать стратегию вмешательства.

BSID состоит из трех шкал: ментальной, моторной и поведенческой. Следует заметить, что в раннем возрасте очень трудно четко разграничить психическое и моторное развитие. Поэтому эти три шкалы дополняют друг друга и дают полное представление об уровне развития ребенка.

С помощью ментальной шкалы определяют уровень когнитивного, речевого, личностно-социального развития, она содержит 178 задач. Кроме того, оценивается память и адаптация, способность решать определенные задачи, понимание концепции цифр, обобщение, классификация, речевое развитие и социальная коммуникация.

Для того чтобы оценить интеллектуальное развитие ребенка, необходимы специальный материал и задания, которые не только заинтересуют ребенка, но и позволят получить сведения о развитии.

Моторная шкала содержит 111 заданий и оценивает мелкую моторику (хватание, захватывания предмета и манипуляцию им, использование принадлежностей для письма, имитацию движений кисти) и большую (контроль головы, переворачивание, ползание по-пластунски, сидения, стояния, хождения, бегания, прыгания).

Поведенческая шкала описывает поведение ребенка дошкольного этапа развития собственно во время тестирования и помогает составить общее впечатление о ней.

Это дает представление о возможности ребенка концентрировать внимание.

Также описывает эмоциональную регуляцию, двигательную активность, отношения с экзаменатором и родителями. Информация, полученная при оценке поведения, является хорошим дополнением к ментальной и моторной шкал.

Моторное развитие значительно влияет на социальное развитие ребенка. Крупная моторика позволяет ей контролировать действия, передвигаться в окружающей среде, мелкая моторика дает ощущение контроля над движением, помогает изучать предметы. Итак, все три шкалы взаимно дополняют друг друга.

Специалист в игровой форме предлагает ребенку стимулирующий материал – игрушки. К каждому заданию есть четкие указания по его выполнению и оцениванию. Результаты записываются в специальную форму, позже специалист обсчитывает результаты. Проведение теста занимает от 30 до 90 минут (зависит от возраста ребенка, опыта специалиста и тому подобное).

наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности (сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы), тестирование.

Вербальные состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме - это слова, высказывания, тексты.

Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических-изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Тема 10 Методики по интеллекту

    Методика Д. Векслера.

Тест Д.Векслера является одним из наиболее известных и чаще всего используемых в психологической, педагогической и медицинской практике.

Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым.

Первая версия - 1939 году (шкала Векслера - Бельвью, по названию клиники Bellevue) для диагностики интеллекта людей в возрастеот 7 до 69 лет .

Отказавшись от группировки заданий по возрастному параметру, Векслер объединил тестовые задания в сходные по содержанию субтесты, внутри субтестов задания были расположены по уровню трудности. Вместо показателя "умственнный возраст" он впервые ввел возрастные нормы.

Используются 3 варианта теста Д.Векслера: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет), тест WISC - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет) и тест WPPSI (для детей от 4 до 6,5 лет). В России адаптированы первые два варианта теста.

    Тест интеллекта Амтхауэра

Тест предложен автором в 1953 году (последняя редакция -1973 года). Он предназначался для дифференцированногоотбора канди­датов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора. На русском языке тест впер­вые описан в монографии В.М.Блейхера и Л.Ф.Бур­ла­чука "Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев. Вища школа. 1978 г."

Тест составлен Р.Амтхауэром в трех формах: А, В и С. Модификация IST - 70 имеет четыре формы (А, В, С, D).

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испыту­емых от 13 до 60 лет.

Р.Амтхауэр ввел только возрастные нормы , полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно - математический, пространственный, мнемический.

В СССР тест часто адаптировался.

Тема 11 Психодиагностика самооценки личности. Методы исследования самооценки.

    Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

    Опросник О.С. Копиной

"Ваше самочувствие" - методика, сочетающая в себе элементы опросника-анкеты, опросника состояний и настроений и опросника личностного. Предложена О. С. Копиной, Е. А. Сусловой и Е. В. Заикиным в 1995 году. Предназначена для диагностики психоэмоционального напряжения (основных составляющих и источников). В опросник входят методики экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения и связанные с ним факторы.

1. Шкала самооценки здоровья. Низкая самооценка здоровья, по мнению авторов, связана с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлетворенности жизнью.

2. Шкала психоэмоционального стресса Л. Ридера. Показатель стресса по этой шкале варьирует от 0 до 3 баллов и каждого обследуемого относят к одной из трех групп - с высоким, средним или низким уровнем психоэмоционального стресса.

3. Шкала удовлетворенности жизнью в целом О. С. Копиной. Оценивает субъективное состояние удовлетворенности - неудовлетворенности жизнью.

4. Шкала удовлетворенности условиями жизни О. С. Копиной. Оценивает комфортность жилищных условий, бытовых условий района проживания, политическую ситуацию в регионе и т. п.

5. Шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О. С. Копиной. Оценивает отношения в семье, питание, отдых, жизненные перспективы и т. п.

6. Основные социально-демографические показатели. Сведения о поле, возрасте, образовании и т. п.

Каждый человек приходит в этот мир голым, это касается не только его одежды, но и, казалось бы, его мироощущений, мозга и всего прочего, т.е. когнитивная структура нулевого заполнения.

Оказывается, что нет, существуют врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, их называют задатками.

Различие между людьми не в готовых способностях, а в задатках. И дальнейшая цель - развитие человеком его задатков. Задатки интеллектуальных способностей в функциональной деятельности мозга.

Понятие интеллекта

Процесс развития идет по пути от накопления знаний до достижения автоматизации когнитивных процессов и превращения знания в умение через субъективный опыт принятия и применения накопленных знаний. Таким образом, развитие интеллекта - это когнитивный процесс, который включает в себя все изменения, происходящие в когнитивных структурах на протяжении всей жизни человека.

В результате этого комплексного процесса развития происходит обработка информации, полученной посредством всех видов обучения, ежедневной деятельности человека и взаимодействия с окружающей его средой. На различных стадиях процесса развития интеллекта, находят применения задатки человека и его одаренность к тем или иным видам деятельности.

В качестве способа измерения способностей человека с древнейших времен используют тесты. Например, в древнем Египте только того допускали к обучению искусства жреца, кто прошел систему особых испытаний.

Измерение интеллекта

С конца 19 века для оценки интеллекта человека стали использовать различные стандартные психологические тесты, которые сводились к вычислению показателей умственной одаренности — коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуального развития.

Одна из основных теорий интеллекта — теория Спирмена основывалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов.

Основа этой связи — наличие в каждом из тестов общего начала, названного им "общий фактор интеллекта" (фактор "G"). Кроме фактора "G", Спирмен выделил фактор "S", характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания. В целом данная теория получила название двухфакторной теории интеллекта.

В дальнейшем в развитии идеи "общего интеллекта" появилось представление о возможности оценки общего интеллекта, суммированием результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов. При использовании таких шкал индивидуальная оценка "уровня общего интеллекта" определяется как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов.

В настоящее время среди исследователей все большей поддержкой пользуется шкала измерения интеллекта, разработанная Спирменом. Важным оказалось его представление об интеллекте как едином образовании, не распадающемся на отдельные не связанные друг с другом способности.

В России особенно широко применяется тест структуры интеллекта, разработанный Р. Амтхауэром (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST). Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

У каждого человека есть возможность заняться развитием своего интеллекта, именно той части его, которая ему особенно необходима в учебе, либо работе. В последнее время реализовать такую возможность для любого образованного человека становится гораздо легче благодаря наличию специального программного обеспечения , основанного на методических разработках истории развития цивилизации вообще и практико-теоретических исследований механизмов мышления, которые проводились на протяжении 20го века и продолжают проводиться сейчас, в начале 21го.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).

При составлении теста он исходил из двух предпосылок: 1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть минимальной (но положительной).

Тест предназначен для испытуемых практически любого возраста (от 13 до 60 лет), Амтхауэром введены только возрастные нормы, он полагал установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

По предположениям Амтхауэра, если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, то у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".