Что же такое сестринское дело? Эволюция понятия «сестринское дело Сестринское дело какие предметы изучают

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС I СЕМЕСТР ГРУППЫ: 11,12,13 17 недель ЭКЗАМЕНЫ: - :1: 612:17 = 36 в неделю Максимальная: 918:17 54 часа в неделю Самостоятельная работа: 306 ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостояте льная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература Иностранный язык История Обществознание Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия 6 Информатика Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Физика Химия Биология ИТОГО: Экзам ены

2 ГРУППЫ: : 11,12,13 22 недели ЭКЗАМЕНЫ: 5 Русский язык Математика Биология Химия История, :22 = 36 в неделю Максимальная: 1188:22 54 часа в неделю Самостоятельная работа: УЧЕБНЫЙ ГОД ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС II СЕМЕСТР ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостоят ельная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература II 2 Иностранный язык II 3 История II 4 Обществознание II Математика: алгебра, начала 5 математического анализа, геометрия II 7 Информатика II 8 Физическая культура II 9 Основы безопасности жизнедеятельности II 10 Физика II 11 Химия II 12 Биология II 13 Введение в специальность/проф. этикет ИТОГО: Экзам ены

3 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС III СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21.22,23,24 УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА - 15 недель ЭКЗАМЕНЫ: 1.Физика 2.Химия 3.Биология: 15 = 36 в неделю УП 1 нед ции Практ. Производс твенная Консул ьтации 1. Обществознание Физика Э 3. Химия Э 4. Биология Э 5. История Иностранный язык Физическая культура Зач. 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией Анатомия и физиология человека Фармакология ПМ МДК и сестринского дела Д/з 12 МДК Безопасная среда для пациента и персонала Д/з 13 ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач ИТОГО: Экзам ены

4 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС IV СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21,22, 23,24 21 неделя ЭКЗАМЕНЫ:3 1. Квалификационный экзамен - ПМ К/э Анатомия и физиология человека+основы патологии 3. К/э Фармакология+основы латинского языка с медицинской терминологией -3: 2 756: 21 нед = 36 в неделю УП 1 нед ПП- 2 нед Производс твенная 1. Обществознание 28 2 Консу льтаци и 2. Основы философии Зач. 3. История Зач 4. Иностранный язык Физическая культура Зач 6. Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач Экзаме ны 7. Математика Зач 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией К/э* 9. Анатомия и физиология человека К/э** 10 Основы патологии Фармакология К/э* ПМ МДК Технология оказания медицинских услуг ОГСЭ Вариативная часть Основы права ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач. ИТОГО: Квал./ э

5 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС V СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 3 СЕМЕСТР) Производ ственная Консул ьтации Экзаме ны 12 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. К/э Правовое обеспечение профессиональной деятельности+основы права (Вариативная часть) 2. Квалификационный экзамен - ПМ 01-1: 3 432: 12 = 36 в неделю УП -2 нед ПП- 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач. 4 Психология Д/з 5 Правовое обеспечение профессиональной деятельности К/э* ПМ МДК Здоровый человек и его окружение МДК Основы Квал./ профилактики э МДК Сестринское дело в 8 системе первичной медикосанитарной помощи ПМ 02 9 МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) ОГСЭ Вариативная часть Основы права К/э* ИТОГО: ПМ

6 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС VI СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 4 СЕМЕСТР) Производ ственная Консу льтаци и Экзаме ны 16 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1.К/э ПМ 02 2.Психология -2: 0 576:16 = 36 в неделю УП 4 нед УП 4 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Д/з 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Д/з 4 Психология Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 5 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

7 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3КУРС, 5 СЕМЕСТР) Производ ственная Курсова я работа Консу льтац ии Зач ет Экзам ены 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. Безопасность жизнедеятельности 2.МДК Дифференцированные:11 нед = 36 в неделю УП 3 нед ПП 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Безопасность жизнедеятельности Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 4 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

8 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VIII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3 КУРС 6 СЕМЕСТР) Производств енная Консул ьтации Экзаме ны 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. МДК Основы реабилитации 2. Квалификационный экзамен - ПМ 03 Дифференцированные 4: 0 396:11 = 36 в неделю ПП 2 нед 1 Физическая культура Д/з 2 Иностранный язык Д/з 3 Общественное здоровье и здравоохранение Д/з ПМ.02 4 МДК 02.02Основы реабилитации Э ПМ МДК 03.01Основы Квал./ реаниматологии Э 6 МДК 03.02Медицина катастроф Биомедицинская этика)/ Д/з 8 ЕМИАС Д/з ИТОГО: ИГА 5 2


Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ

1 Индек с Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Время в неделях ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА I ГОД ОБУЧЕНИЯ Максим альная учебная нагрузка студента в часах Самост оятель ная работа Обязательная

2. План учебного процесса (программа подготовки специалистов среднего звена) 34.02.01. Сестринское дело 2018 г. (основное общее образование) Индекс Базовые общеобразовательные дисциплины Формы промежуточной

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации () экзамен дифференцированный зачет зачет максимальная Учебная нагрузка

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ОСОШ 11 Л.Н.Хопрова «_31» 08 2018 «УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального

Утверждаю Директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сочинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края О.Ш.Куртаев 2017г. УЧЕБНЫЙ

ОГСЭ Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся (час.) максимальная Самостоятельная работа Распределение нагрузки

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик экзамен Формы промежуточной аттестации () дифференцированный зачет зачет контрольная работа ОД.00

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК»

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования Государственного бюджетного

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Другие Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые работы Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по курсам и семестрам Курс

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Теор. обучение Формы контроля Учебная нагрузка обучающи Индекс Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Зачет Дифференцированный зачет Экзамен лекций Всего с учетом УП и ПП 6804 2268 4536 1793 2743 0 396 432 612 792 576 756 432 684 288 396 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ОД.00 Общеобразовательный

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР Л.Н. Михайлова 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015/2016 учебный год

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1-7 8-14 15-21 - 28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 - 1-7 8-14 15-21 - 28 29 дек - 4 янв 5-11 12-19 - 25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-23 - 29 мар

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 2016 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

1-7 8-14 15-21 22-28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7 8-14 15-21 22-28 29 дек - 4 янв 5-11 12-18 19-25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-22 23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-22

1-7 - 14 15-21 22-2 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7-14 15-21 22-2 29 дек - 4 янв 5-11 12-1 19-25 26 янв - 1 фев 2-9 - 15 16-22 23 фев - 1 мар 2-9 - 15 16-22 23-29

УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации А.С. Созинов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Программы подготовки специалистов среднего звена Федерального государственного

2. План учебного процесса по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева 31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

Утверждено приказом директора ГАОУ СПО «ОрМК» 132 от 09.09.2013 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Орский медицинский колледж»

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Республики Коми Колесников В. А. 2011 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Данильченко А.В. 2011 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного

1. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) Курсы Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам Учебная практика Производственная практика по профилю специальности преддипломная (для СПО) Промежуточная

Курсы 1-7 / IX 8-14/ IX 15-21 / IX 22-28 / IX 29-5 / X 6-12 / X 13-19 / X 29-26 / X 27/ X - 2 XI 3-9 / XI 10-16 / XI 17-23 / XI 24-30/ XI 1-7/XII 8-14 / XII 15-21 / XII 22-28/ XII 29 / XII -4/I 5-11 /

Утверждаю Директор КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж» И.Т. Буркутова «&Л-» Г. УЧЕБНЫ Й ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования краевого государственного

Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК

БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина» Принято методическим советом 2018 г Протокол Председатель методсовета З.В. Комиссарова УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский

Лек в в в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 учебная Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр

3. План учебного процесса Учебная нагрузка обучающихся (час) Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (час в семестр) Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК,

Индекс Формы промежуточной аттестации Самостоятельная учебная работа Всего занятий В том числе практ. занятий 3. План учебного процесса Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Формы промежуточной аттестации максимальная самостоятельная учебная работа всего занятий Учебная нагрузка обучающихся (час.) Обязательная аудиторная в т. ч. Распределение обязательной аудиторной

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб

Пояснительная записка к учебному плану по специальности среднего профессионального образования 060501.51 Сестринское дело, базовая подготовка Настоящий учебный план Государственного бюджетного образовательного

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский медицинский колледж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Акушерский колледж» разработан

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) Настоящий учебный план разработан на основе Федерального государственного образовательного

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики Гаврилов В. А. 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ СПО УР "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной

УЧЕБНЫЙ ПЛАН краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края по специальности

УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж» по специальности среднего

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 201 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

«Утверждаю» Директор БПОУ ВО «БМТ» Л.А. Христенко августа 206 год Учебный план Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский медицинский техникум»» по специальности.02.0

В в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 учебная Инди Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 нагрузка Друг вид.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ СПО ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1 15 ОУД.15 Астрономия 16 16 1 1 Д\з 34 Итого за, год 612 494 11 792 596 196 д/з-2 д/з- экз-4 1404 2 261, 262, 263, 264, 265 группы (год поступления 17-1) пп Индекс Наименование циклов, дисциплин, ПМ,

Индекс Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Врем я в недел ях Максимал ьная учебная нагрузка студента в часах ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обязательная учебная нагрузка Самост оятель ная работа

1. Пояснительная записка к учебному плану ППСЗ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки 1.1 Нормативная база реализации ППСЗ Настоящий учебный план государственного бюджетного образовательного

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 31.0.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) Нормативный срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев Учебная нагрузка обучающихся (час.) Распределение

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;

10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.

Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.

Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела

Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:

1) пациент;

2) сестра, сестринское дело;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела

и имеющий право на сестринскую работу.

Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.

Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

1) говорить правду;

2) делать добро;

3) не причинять вреда;

4) уважать обязательства других;

5) держать слово;

6) быть преданной;

7) уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.

Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в

России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

6. Сестринская деонтология

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;

2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;

4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:

1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;

2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и др.

7. Сестринское дело, его цели и задачи

Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.

Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;

2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;

3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;

4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;

6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;

8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.

Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:

1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;

2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.


На определение сестринского дела оказывают влияны различные факторы. Это, прежде всего, экономическое социальное и географическое положение страны, суще ствуклцая система здравоохранения и уровень ее развития структура сестринского персонала с четко определенным! функциональными обязанностями, отношение медицински го персонала и общества к сестринскому делу, наконец, эп личное мировоззрение человека, дающего определение сеет ринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, будут отличаться друг от друга.
Участники Всероссийской научно-практической конфе ренции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 п дали следующее определение этой науке: «Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и иску ство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».
Комитет Экспертов ЮЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».
Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Оказание помощи человеку больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной

смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями н волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость».
Другое определение дали американские медицинские сестры в 1984 году: «Медицинская сестра - человек, который питает, лелеет и защищает; подготовлен для заботы о слабом».
Но первое определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в известных «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача сестры в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний», а кроме этого «организации, практической и научной подготовки».
В чем же отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Лечебное дело, все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней.
Но болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором он работает или учится, ряд вопросов и проблем. Например, врачи спасли жизнь пострадавшему после тяжелой черепномозговой травмы, но не смогли из- за тяжести травмы и повреждения зрительных нервов сохранить пациенту зрение. У пациента и его семьи возникло множество проблем, которые они не в состоянии решить без помощи медицинской и социальной служб, без помощи общества. В этом случае важную часть проблем пациента поможет решить именно медицинская сестра.

Следовательно, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей н общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье.
Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чек простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной и расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, ни по возрасту или полу.
На совещании национальных представителей Международного Совета сестер (Новая Зеландия, 1987 г.) была дана следующая формулировка сестринского дела: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так н в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность».
Чтобы соответствовать современным требованиям, медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать комплексную индивидуальную программу ухода за паци
ентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи. В своей работе медицинская сестра исходит из принципа, что медицинская помощь - это право каждого человека, а не привилегия.
Общество предъявляет высокие требования к морали и этическим вопросам. Медицинская сестра вместе с врачом участвует в испытании и апробировании новых лекарственных препаратов, в разработке новых методов исследований, участвует в проведении искусственного осеменения, абортах, стерилизации, продлении жизни. Кто она, послушный помощник или активный участник? Как определить меру ее ответственности, согласия или несогласия с действиями врача?
При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство - безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской
стры Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
При этом основными целями сестринского дела являются:

  • объяснение населению и администрации лечебнопрофилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
  • привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио-
¦ нальных обязанностей и предоставления сестринских I услуг, максимально удовлетворяющих потребности насе- I ления;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для под- I готовки высококвалифицированных медицинских сестер и } менеджеров сестринского дела, а также проведение после- | дипломной подготовки специалистов среднего и выс- I шего сестринского звена;
  • выработка у медицинских сестер определенного сти- | ля мышления.
Сестринское дело решает следующие задачи:
  • развитие и расширение организационных и управ-" ленческих резервов по работе с кадрами;
  • консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
  • ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
  • разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
  • осуществление консультативной сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
  • ведение санитарно-просветительской и профилакти-| ческой работы;
  • проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
  • создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности - отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь - сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

Работа медсестер и медбратьев является одним из востребованных направлений в современной медицине и оздоровительной сфере. Согласно специфике обучения квалифицированный специалист может работать в санаториях, детских центрах, становиться помощником врача. По завершению обучения студент, успешно сдавший экзамены, получает сертификат специальности сестринское дело. По данному документу и проводится дальнейшее трудоустройство.

Куда и как поступить для получения специальности?

Обучаться по профессии можно исключительно в специализированных ВУЗах и колледжах (базовых медицинских или фельдшерских). В России насчитывается более 250 учебных заведений по данному направлению: в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Томске, Ростове.

Для сдачи документов потребуются сертификаты ЕГЭ по русскому языку, химии, биологии. На проходной балл по аттестату не влияет указанный для профессии сестринское дело код специальности. Проходной балл определяется только формой и направлением обучения (составляет от 3 до 4 баллов). По сертификатам ЕГЭ в среднем требуется от 35 до 75 баллов. Поступление по указанным бумагам проводится на общее направление. Последний год обучения позволяет получить следующие распределения:

  • специальность сестринское дело педиатрии;
  • в терапии;
  • в гинекологии (акушерстве);
  • в хирургии;
  • при инфекционных заболеваниях.

Срок и средняя цена обучения по специальности "Сестринское дело"

Зачисление на специальность сестринское дело в колледже может проходить после 9-го или 11-го класса. Формы обучения: очная, заочная, дневная. Продолжительность программ составляет 2 или 3 года и 10 месяцев. Цена обучения рассчитывается согласно его форме, продолжительности. В среднем составляет около 15-30 тысяч для заочной формы на базе 9 классов. Для дневного обучения будет стоить около 30-55 тысяч рублей. Определяющим фактором станет и известность колледжа (техникума), учитываются достижения тьюторов , которые будут вести пары.

Получая специальность 34.02.01 сестринское дело, студенты могут поступить и на бюджетную форму оплаты. Но для этого потребуется представить документы с высокими баллами. На вступительном экзамене нужно получить не менее высокую оценку. Количество бюджетных мест зависит от выбранного ВУЗа, поэтому может составлять как 428 мест (Санкт-Петербургский медицинский техникум № 9), так и насчитывать всего 25 мест (Белорецкий медицинский колледж).

Основы программы: чему обучат студентов специальности?

Первый курс (по завершению 9-ти классов) будет включать изучение общеобразовательных дисциплин (математика, информатика, русский язык) с дополнительным углубленным изучением биологии и химии. При переходе на второй курс будут включены профильные программы, которые позволят провести обучение по специальности сестринское дело и подготовить студентов к дальнейшей практике и работе.

К основным дисциплинам второго курса

  • фармакология;
  • анатомия и физиология;
  • теоретические основы профессии;
  • технология проведения мед. услуг.

Третий курс включает узкопрофильное разделение, позволяющее получить достаточные знания для качественной работы по профессии. Сдаются квалификационные тесты по специальности сестринское дело после каждого семестра.

Практика и последующая работа по специальности "сестринское дело"

Продолжительность практики равняется 72 часам. Проходится в медицинских учреждениях, которые заключили договора на проведение практических занятий учащихся с самим ВУЗом. Во время работы в больницах, поликлиниках студенты должны заполнять персональные дневники с подробным указанием направления работы и выполненных задач. По завершению практической программы каждому студенту выдается характеристика специальности сестринское дело, полученная в процессе обучения.

Устройство на работу возможно после выдачи заверенного сертификата об окончании обучения. Предполагает специальность сестринское дело квалификация медицинская сестра возможность получения зарплаты около 20 тысяч рублей (в среднем). Устроиться квалифицированные специалисты могут в государственные и частные больницы, оздоровительные центры и санатории, школьные и дошкольные образовательные (и общие, и узкоспециализированные) учреждения, роддома.

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.