Сонник дома солнца. Страхи человека. Как избавиться от страха

В психологии есть раздел, который занимается изучением страхов, их природы, влияния на человека и способам коррекции. Он так и называется – психология страха. Истоки его появления можно обнаружить еще в античные времена. Этим занимался сам Аристотель и приверженцы стоицизма, но страх не был предметом их изучения.

Они относились к нему, как к философской категории. Не обошли стороной изучение страха и мировые религии, о чем свидетельствуют трактаты священнослужителей. Лишь в XIX веке страх стал объектом изучения психологической наукой.

Страх в психологии

Страх – это внутреннее состояние человека или животного. Он возникает в результате возникновения опасности или подозрения на ее возникновение. Страх человека может сопровождаться бурной эмоцией.

Страх предупреждает человека об опасности, а есть ли на самом деле эта опасность или она лишь результат воображения, это зависит от темперамента человека, характера, степени мнительности, возраста, социализации.

Психология не предлагает воспринимать страх только как отрицательную эмоцию. Она предлагает подходить к его изучению объективно. Отрицательные эмоции не всегда наносят здоровью и жизни человека вред. Да, они приводят в возбуждение нервную систему, вызывают стресс, провоцируют развитие заболеваний. Но в то же время страх мобилизует все силы, заставляет находить порой неординарные решения выхода из опасной ситуации. В психологии это называется активизацией ориентировочного рефлекса и блокировкой процессов, которые не помогают человеку в момент опасности выжить, во что бы то ни стало. Получается, что психологический страх заставляет искать способ спасения.

Страх усиливает воображение и дает возможность представить опасность, которая ожидает.

В изучении природы страха психологи объединились с генетиками и обнаружили одну из его причин. Для некоторых людей характерна связь между мутирующими генами, которая не дает в полной мере включиться защите человека перед угрожающими жизни факторами.

Почему возникают страхи

Природа происхождения страхов не изучена до конца. Особенно это касается фобий – непреодолимой, панической боязни различных явлений: высоты, глубины, замкнутого пространства и т.д. Но некоторые причины возникновения этого чувства ученые готовы назвать.

Один из факторов страха – способность человека к воображению. Особенно это касается детей, которые в силу возраста не имеют понятия о тех или иных физических явлениях и не могут их объяснить, а могут лишь придумать, почему они происходят.

Дети, особенно маленькие, безгранично доверяют взрослым и легко поддаются внушению. Потому они поверят и в «бабайку», сидящего в темной комнате, и в милиционера, который арестует его за несобранные игрушки, и в цыган, крадущих детей, которые не хотят есть.

Страх может возникнуть, как следствие психологических проблем человека, психического заболевания, депрессии, стресса и других состояний.

Как побороть психологический страх

Существуют психологические приемы, которые помогают преодолеть собственный страх, если он не является симптомом психического заболевания. Стоит знать о них, ведь предупрежден, значит вооружен.

В первую очередь нужно понять, почему возник страх, когда именно появилось это состояние.

Нужно убедить самого себя, что неудачи не могут преследовать человека всю жизнь. Пресловутая черная полоса имеет край, з которым наступает белая.

Если страх вызывает определенная ситуация, нужно позаботиться о том, чтобы она не возникала.

Страх можно разбавить здоровым юмором, самоиронией.

Нужно больше общаться с людьми, у которых не возникают такие страхи, как у вас, и сделать для себя определенные выводы.

Главное – понять, что «не так страшен черт, как его малюют».

Другие статьи по этой теме:

Психология похудения Психология мужчины и женщины Страх выступления перед публикой Мужские страхи Как стать сильной личностью Почему люди лгут? Как правильно делать комплименты? Как достичь желаемого Как понять женщину?

Психология страха сегодня очень актуальна. Страхи и фобии мешают человеку полноценно жить. Такая эмоция, как страх присуща всем живым существам. Природа страха может иметь разное происхождение. Если животные боятся только тогда, когда их жизни угрожает опасность, то состояние страха у человека может быть надуманным, иррациональным, неоправданным. Человеческие страхи появляются часто, избавиться от них довольно сложно. Что такое боязнь, сказать сложно, хоть человек и сталкивается с нею почти каждый день.

Сущность психологии страха

Известно такое определение: это аффективное состояние в ожидании опасности, при этом волнение перед конкретным объектом называется боязнью, а иррациональный страх уже является фобией.

Страхи человека являются внутренним состоянием, которое вызывает настоящая или предполагаемая опасность. Страхи и сомнения одолевают порой всех, но не у всех он перерастает в фобическое расстройство, когда нет возможности контролировать свои эмоции и поведение. С точки зрения психологии, он может иметь положительные и отрицательные стороны. Отсутствие страха у человека априори невозможно: если у человека полностью отсутствовало бы ощущение боязливости, он бы не выжил. Отрицательной является боязнь какого-либо объекта. Невозможно сказать, что эта эмоция приносит непоправимый вред здоровью, но человек пытается всячески ее вытеснить из своего сознания, а подавленный страх через время может проявиться в виде фобии.

Вред и польза страха несоизмеримы. Отсутствие страха может привести к гибели. В момент опасности активизируются все силы организма, которые позволяют выжить индивиду в сложившихся обстоятельствах. Сомнения могут предупредить индивида о надвигающейся опасности. Учеными была доказана связь между генетикой и опасениями. У некоторых индивидов, не исключается связь мутации генов, которая способна оставить его беззащитным перед опасностью. Такие мутации наблюдаются у тех, кто имеет суицидальные наклонности. Например, пытки повешением перед казнью, которые вели за собой отсутствие страха у людей.

Группы опасений

Опасения у людей разделяют на две группы:

  1. Нормальные.
  2. Иррациональные.

Например, для человека нормально бояться проходить рядом с деревом, которое вот-вот рухнет, ненормально – обходить стороной все деревья подряд. В первом случае ощущение боязливости оправдано, потому что человек может погибнуть, а во втором – ощущение является надуманным и неоправданным. Влияние страха на организм человека довольно сильно. За счет постоянного пребывания в напряженном состоянии, тело и нервная система быстро истощаются.

Опасения детского, сознательного и пожилого возрастов

«Нормальность боязни» для каждого возраста определяется отдельно. Так, страх и ужас, вызываемые у детей при выключении света, считается нормой. Если во избежание детских истерик не выключать свет, можно заметить, что со временем у ребенка пропал страх темноты. Психологическая картина не должна вызывать слишком большое беспокойство и мешать нормальной жизнедеятельности ребенка, тогда это является нормой. Со временем ваше чадо сможет посмотреть своим тревогам в глаза и научится справляться с ними.

Потребности среднего возраста позиционируют страх как социальное явление. В сознательном возрасте люди могут ощущать:

  • боязнь быть беднее своих сверстников;
  • боязнь не оправдать чужие ожидания;
  • страх перед ипотекой;
  • переживания перед выступлениями;
  • боязнь неприятного запаха изо рта;
  • опасения быть отвергнутым, непонятым;
  • страх обидеть другого человека.

У пожилых людей, чаще всего, наблюдается боязнь смерти. Они боятся оставаться в одиночестве, могут без причины вызывать скорую помощь. Разницу видно сразу, отличие нормальной тревоги от иррациональной можно легко заметить.

Опасения у женщин

Тревога в жизни человека иногда играет решающую роль. В некоторых случаях страх оказаться хуже остальных, заставляет человека работать не покладая рук. В итоге он достигает своих целей. Женские страхи психологи рассматривают отдельно. Потому что женский организм подвержен гормональными перестройкам, которые влияют на психическое состояние:

  • в подростковом возрасте;
  • после первого полового контакта;
  • при беременности;
  • в период лактации;
  • при климаксе.

К тому же сегодня на плечах женщины лежит слишком много дел: домашние заботы, уход за семьей, воспитание детей, работа. Большая нагрузка ухудшает концентрацию внимания, снижает работоспособность, вызывает стрессы. Все насущные проблемы, о которых постоянно думает женщина, мешают ей самореализоваться в жизни. Женские страхи по большей части связаны с восприятием окружающего мира, себя в обществе. Главная причина, с которой начинается боязнь действительности – это комплекс неполноценности. Описание эмоции страх у женщин полностью отображает их внутренний мир. Женщины все воспринимают через призму эмоций, ощущений.

Исследование и анализ тревог у взрослых женщин показали, что большая часть переживаний сконцентрированы не около конкретного объекта, а являются системой фантазий, мыслей, которые объединяются в навязчивые, неконтролируемые переживания. Среди самых распространенных женских фобий выделяют следующие:

  • страх у девушки остаться одной после развода;
  • женщины настолько боятся быть одинокими, что могут годами терпеть обиды, унижения лишь бы не остаться одной;
  • боязнь измены;
  • переживания из-за перемены внешности (поправиться, заболеть, постареть, стать некрасивой);
  • волнения перед материнством (боязнь быть бесплодной, не выносить малыша, забеременеть, родов, переживания о малыше);
  • фобии, связанные с насекомыми, грызунами и пресмыкающимися;
  • эмоции от вождения автомобиля;
  • боязнь изменения будущего.

Причины фобии

Рассмотрим, как страх влияет на человека. Мы имеем запас ощущений, которые сознание порой совершенно не хочет видеть, признавать. Психотерапевты называют это вытеснением. Сознание пытается вытеснить все, что приносит ему дискомфорт:

  • плохие воспоминания;
  • переживания;
  • негативные эмоции;
  • страх и ужас.

Человек не осознает, почему поступает именно так в определенной ситуации, потому что не помнит, когда организм подвергся негативному воздействию. А в теле опыт негативного воздействия сохранился. Такое проявление получило название фиксированные страхи. Все вытесненные чувства пытаются вернуться через болезни. Большинство физических недугов спровоцировано нервным расстройством. Там, где живет страх, начинает проявляться симптоматическая картина заболеваний. Таким образом, организм подает сигнал человеку, чтобы тот обратил внимание на свою боязнь. Психологические приемы лечения основаны не на отвержении боязни, а на принятии и осознании ее.

Карта патологии

Фобии человека вызывают самые разные ощущения и изменения в поведении. Чтобы определить суть своей тревоги, нужно нарисовать карту. На листе бумаги нарисуйте очертания человеческого тела – это будет ваш «автопортрет». Закройте глаза и пройдите мысленно по всему телу, определите, расслаблено оно или находится в напряжении. Затем постарайтесь вспомнить ситуацию, которая вызвала у вас ощущение тревоги. На рисунке отметьте участки тела, в которых ощутили какие-то изменения (дрожь, спазм и т. д.).

Расшифровка карты страха

Психосоматическая карта страхов позволит определить, какие тревоги и опасения вас беспокоят. В зависимости от части тела, в которой наблюдались изменения ощущений, определяются проблемы:

  • глаза – нежелание видеть и воспринимать мир таким, каков он есть;
  • спина – боязнь ошибиться, не оправдать чужих ожиданий, критики в свой адрес;
  • плечи – боязнь показать свою слабость, не справиться с порученными обязанностями;
  • диафрагма, желудок, солнечное сплетение – смущение, ужас быть отвергнутым обществом;
  • кисть – проблемы с коммуникацией: левая кисть – боязнь женщин, правая – мужчин;
  • лицо – боязнь потерять себя: обычно такие люди стараются подстраиваться под общество, поэтому сменяя маски, иногда забывают, кем являются на самом деле;
  • шея – боязнь самовыражения;
  • грудная клетка – боязнь остаться одиноким;
  • брюшная полость – опасения за свою или чужую жизнь;
  • таз – боязнь в сексуальной сфере;
  • руки – боязнь контакта с внешним миром, который воспринимается сознанием, как нечто враждебное;
  • ноги – неуверенность в завтрашнем дне, своем партнере, в себе.

Нейролингвистическое Программирование

Нейролингвистическое Программирование (НЛП) – это набор инструментов, которые позволяют эффективно избавиться от фобии. В терминологии НЛП встречается такое понятие, как якорь. Это привязка к определенному объекту, запаху, вкусу, ощущению. Ежедневно человек сталкивается с этим якорем, даже не замечая этого. Например, запах туалетной воды или музыкальная композиция может вызвать мимолетное чувство страха или, наоборот, поднять настроение. Аромат или музыка связаны с определенным событием, человеком приятным или неприятным для вас, поэтому организм показывает такую реакцию. Условно якоря делят на положительные и отрицательные. По задействованным чувствам якоря делят:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • осязательные;
  • обонятельные.

С точки зрения психологии, это состояние – обучающий процесс. При мощном эмоциональном или физическом потрясении любой предшествующий сигнал станет якорем, к которому мозг привяжет ощущение потенциальной опасности. При помощи НЛП можно воссоздать положительный якорь и избавиться от ощущения беспомощности. Такие приемы в психологии называются «ресурсными». Например, если ученик испытывает страх физики, потому что боится учителя, неуверен в себе. В нужный момент было бы неплохо открыть в себе уверенность, бесстрашие. С НЛП такие действия возможны.

Поиск якоря и его фиксация

Чтобы отыскать якорь, сядьте в удобной позе, закройте глаза, вообразите неприятную для себя ситуацию. Затем подумайте, каких качеств вам не хватает, чтобы не ощущать негатив в этой ситуации. Когда вы определитесь с необходимыми ресурсами, вспомните момент, при котором вам уже приходилось использовать этот ресурс. Если вам не присуще такое поведение, то вообразите супергероя или реального человека, у которого есть этот ресурс.

Когда якорь найден, можно приступать к его фиксации. Самым сильным является телесный якорь. Например, можно нажать точку на ладони. Движение не должно быть для вас привычным. Слуховой вариант фиксируется на определенном слове или фразе, повторяемом мысленно. Зрительный вариант привязывается к любому объекту, на который вы всегда можете обратить свое внимание (нить на руке, браслет, кольцо, сумочка) или визуализация образа ситуации, когда вам приходилось проявлять задуманный ресурс.

Затем нужно зафиксировать полученный навык. В подсознании вернитесь к стрессору. Когда боязнь достигнет своего предела, используйте якорь. Таким образом, проверьте, какой из якорей вам подходит лучше всего.

Группы фобических расстройств

Самый большой страх у каждого человека свой. Патологическая боязнь подразделяется на группы.

  1. Пространственные.
  2. Страх как социальное явление.
  3. Страх перед концом света (смерти).
  4. Нежелание выделяться.
  5. Переживания в интимной сфере.
  6. Боязнь быть опасным для окружающих.

Более точным является распределение фобических расстройств на 4 основных группы.

  1. Биологические (природные катаклизмы, страх силы тяжести).
  2. Социальные.
  3. Экзистенциальные.
  4. Детские страхи.

Влияние страха на человека

Боязнь может проявляться в нескольких формах.

  1. Астеническая форма страха Проявляется посредством пассивно-оборонительной реакции, организм мобилизует все свои силы для бегства или драки.
  2. Стеническая форма. Проявляется полным ступором или агрессией, которая доставляет индивиду удовольствие. Это объясняет поступки экстремалов. Положительные эмоции появляются из-за устранения негативных переживаний, которые, в свою очередь, активизируют выработку опиатов, вызывающих состояние эйфории.

Но, далеко не всегда боязнь помогает человеку спастись. Фобии особых ситуаций, вызывающие ступор, озноб, тремор в конечностях, судороги, неадекватное поведение, провоцируют появление других системных заболеваний.

Программирование страха

Про страх писали многие ученые и пришли к выводу, что страх - главный психологический двигатель и враг человеческого организма одновременно. Нормальный страх отличается от фобии наличием рационального источника. При нормальной работе психики функции страха отводится большая роль, ведь он может нарушить работу всего организма.

При фобических расстройствах пациенты часто обращаются с жалобами, что при засыпании у них кружится голова или они просыпаются ночью от чувства боязни. Все это является последствием постоянного стресса. Программирование страха нацелено на адаптацию индивида к стрессору.

Цель лечения - не устранить полностью ощущение страха, а перенаправить энергию, затрачиваемую организмом на страх, в нужное русло. Повышенный уровень тревожности снижают при помощи медикаментов. Очень часто избавиться от нерешительности мешают страхи и мысли, преобразовав которые индивид получит возможность заниматься привычными делами, не испытывая неловкого чувства.

При программировании важно понять, как работают страхи и что вызывает чувство боязни. Важно определить, есть ли у человека фобии или это нервное перенапряжение. Синдромы страха в легкой форме лечатся при помощи мягких седативных препаратов на растительной основе. Используют и аффирмации – короткие установки, программирующие подсознание.

Тяжелые случаи лечат при помощи гипноза. Пациентам корректируют линию поведения и дают установку по восприятию мира и себя в нем.

Заключение

Страх в жизни человека играет большую роль. Наши страхи управляют жизнью, помогают двигаться вперед или тянут назад. Ученые на протяжении многих лет задавались вопросом: зачем нужен человеку страх и что он делает с человеком? Боязнь – это первичный инстинкт, присущий всем живым существам. Фобии проявляются только у людей, потому что их фантазия способна выстроить иллюзию, которой организм будет верить.

Страх трактуется как эмоция, выявляемая организмом в ответ на внешний или внутренний раздражитель. Фобия значит навязчивый страх, который обостряется в определенных условиях, сопровождается различными физиологическими и психологическими симптомами. Бороться с психологическими расстройствами принято комплексно. В каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход.


Автор

Психологическая особенность, детерминирующая специфику страха

Специфика страха (новый вид страха)

Д. Селли

Осознание «опыта»

Социальный страх, рожденный из опыта

3. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я

А. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я как первый «внутренний» страх

Г. С. Салливен

Система самости получает возможность самоконтроля

Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом знаковых (синтаксических) взаимоотношений ребенка с миром

В. И. Гарбузов

Осознание смерти

Страх смерти

А. И. Захаров

Осознание смерти, активная социализация, «магическое» мышление

Страх смерти, страх «быть не тем», страх мифологических существ

Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, – страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Рассмотрев основные теории детских страхов, обратимся к описанию коррекционной программы, направленной на снижение уровня страхов.

Теоретической основой программы можно назвать взгляды И.Б.Гриншпуна о том, что причиной страха является деприва-ция специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Соответственно когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Из свободного фантазирования оно превращается в аутостимуляцию, строящую «круговое» и жесткое движение образов, – таким образом воображение закрепощается. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет активизация фантазии и накручивание невротической аутостимуляционной цепочки – разрушение привычных паттернов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.

Перейдем к описанию самой коррекционной программы.

Цель программы – активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало не по «законам» страха, а, наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач.

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом.

Активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

«Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 10-15 детей возраста 6-9 лет.

Программа строится по следующему плану.

Занятие 1. Вступление.

Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

Занятие 2. «Бояться можно».

Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

Занятие 3. Архетипы страха.

Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

Занятие 4. «Веселый страх».

Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаний.

Занятие 5. Реальный страх.

Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Занятие 6. Нестрашный страх.

Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

Занятие 7. Страх в сновидениях.

Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

Занятие 8. Заключение.

Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Занятие 1. Вступление

Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

1. «Потерялся!»

Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.

Материал. Повязка на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся , а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.

2. «Фу, убирай!» (на основе народной игры)

Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двигательного напряжения.

Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

3. «Превращаемся в страшных»

Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Содержание. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

4. Рисование страха

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

Занятие 2. «Бояться можно»

Общая цель: снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

1. «Путаница»

Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособности.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей – «распутаться», не расцепляя рук.

2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше»

Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. Осознание социальной приемлемости страха. Переструктурирование сознания с борьбы со страхом на его использование и контроль.

Содержание. 1-й этап. Детям читается рассказ.

В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял.

А Маша – большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша резиновый нож. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

2-й этап. Под руководством ведущего сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3-й этап. Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.

3. «Маски страха»

Цель. Отреагирование негативных переживаний. Подготовка материала для занятия 4.

Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Ножницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки.

Занятие 3. Архетипы страха

Общая цель: 52. Вибрационные поля и шумовое загрязнение">активизация ресурсов бессознательного , связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

1. «Колобок» (игра на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование личных страхов. Материал. Различные маски.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.

2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.

Материал. Маска волка.

Содержание. Один ребенок – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.

3- «Пых» (на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение.

Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера.

Содержание. Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.

Занятие 4. «Веселый страх»

Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

1. «Зайцы и Страшный»

Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье, радость». Формирование основ произвольного управления данной полярностью – изменение содержания страха через смену отношения к нему.

Материал. Двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры.

2-й этап. Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изображает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.

3-й этап. Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям – что нам тогда делать? Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.

2. «Как заставить страх исчезнуть?»

Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх – веселье. Обучение контролю над страхом через смену отношения к нему. Материал. Страшные маски.

Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой герой – один ребенок. Он гуляет по лесу и вдруг – Баба Яга. Что можно сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается , смеется – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными детьми и разными образами страха.

3. «Превращение страха»

Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. Краски, фломастеры, карандаши.

2-й этап. Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.

4. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 5. Реальный страх

Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

1. Сказка «Спасение родителей»

Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха наказания.

Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.

В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.

2. «Кто притаился в темноте?»

Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты. Понимание «обманчивости» страха.

Материалы. Маски «ужасов».

Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит....малень-кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха глаза велики» (автор Т. Шишова).

3. «Я могу!»

Цель. Осознание возможности адекватного проживания и переживания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов.

Материалы. В зависимости от содержания-.

Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой конкретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Основная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуацию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потребностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в зависимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» – нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражнения является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не просто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты.

4. Рисование на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется.

Занятие 6. Нестрашный страх

Общая цель: второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

1. «Зимовье зверей»

Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повто ряется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.

2. Разговор со страхом

Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. Детям говорится, что «мы уже стали могучими волшебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами». Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидящий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль , так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со стороны группы или ведущего (в последнюю очередь) – подсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возможно проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые варианты должны быть согласованы с самим ребенком («Он так сказал? Мог он это ответить?»).

При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия серьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых ситуаций и т. п.) должна проводиться индивидуальная психологическая работа вне рамок тренинга.

j?. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 7. Страх в сновидениях

Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

1. Групповой сон

Цель. Эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном. Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.

Материал. Наличие возможности создать в помещении эффект расслабляющего «полусвета». Магнитофон. Кассеты со спокойной музыкой.

Содержание. Краткий разговор о снах – кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.

Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего.

2. Личный сон

Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций. Интеграция значимых частей личности в процессе работы со снами.

Материал. Тот же, что и в упражнении 1.

Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанного сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна.

J?. Рисование сна

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.

Занятие 8. Заключение. Итоги

Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шуточные одежды.

2-й этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, наполняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Ее структура аналогична структуре волшебной сказки по В. Я. Проппу: звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается и занятие плавно перетекает в 3-й этап.

3-й этап. Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее увеселение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.

5. Консультирование родителей

Итак, мы рассмотрели особенности индивидуальной коррекци-онной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, основная цель и критерий успешности которой – их психологическое здоровье. Однако мы должны также коснуться специфики работы с их родителями. Как мы уже говорили, наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – это их взаимоотношения с родителями. И содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка.

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Однако можно утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

На сегодняшний день консультативная психология является достаточно развитым научно-практическим направлением, включающим различные теоретические концепции и достаточно разнообразный и эффективный методический инструментарий. Наиболее подробно описано семейное консультирование как важнейшая область применения консультаций. Очень интересны работы, рассматривающие проблемно-ориентированный подход как интегративный , обобщающий накопленные достижения различных психологических школ (П. П. Горностай, В. К. Васьковская, В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Однако требуется модифицировать, а иногда где-то по-новому определить структуру консультативной беседы и содержание ее этапов применительно к психологическому здоровью детей как основной цели работы.

Так, после установления контакта одним из первых этапов, традиционно выделяемых всеми авторами, является формулирование запроса, т.е. конкретизация ожидаемой психологической-помощи. Определяется структура жалобы: локус, самодиагноз. Обсуждаются способы работы с ее скрытым и явным содержанием.

Однако принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Как мы уже отмечали ранее, всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. С детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня должна проводиться индивидуальная коррекционная работа. Но начинать ее без согласия родителей неэтично. Кроме того, как известно, практически любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или проблемам детей, вскрытым в ходе групповой или индивидуальной работы, а не приходят сами. И это существенно меняет начальные этапы консультации. Первым этапом становится сообщение педагога-психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа – побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. Сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Страх самораскрытия и неадекватная установка могут взаимодействовать друг с другом, образовывать достаточно мощные психологические защиты, мешающие консультированию.

Мы полагаем, что наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» – яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем ребенка в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т. е. угрожающих его самореализации и здоровью. Построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать с психологом. Таким образом, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога как с точки зрения ее локуса, так и с позиций ее сюжета.

Обратимся к рассмотрению второй принципиальной особенности консультирования в рамках формирования психологического здоровья – кратковременности консультирования, т. е. наличия достаточно ограниченного времени на консультативную беседу. Кратковременность обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного педагога-психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу.

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.

Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:

просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;

использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;

использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».

Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:

в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;

в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».

Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».

Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».

Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка , присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.

В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.

Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.

Однако здесь можно встретиться с такой трудностью.В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери , если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.

Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.

Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.

Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова организационная структура психологической поддержки дош кольников и младших школьников"

  2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофи лактической работе?

  3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?

  4. Что такое терапевтические метафоры?

  5. Где и как используются рефлексивные технологии?

  6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная ра бота с детьми?

  7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?

  8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику дет ских страхов?

  9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?

  10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?

Вопросы для самоанализа


  1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, рабо тающий с детьми?

  2. Умеете ли вы играть с удовольствием?

  3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?

  4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?

  5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

  6. 6 Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?

  7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?
Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.; Минск, 1997.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Батптервортп Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 1998.

Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. – М., 1999.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. – М., 1994.

Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1980.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Хухлаева О.В. Тропинка в мое «Я». – М., 2001.

Волнения первых свиданий, неуверенность первой ночи вдвоем, незнакомые правила совместной жизни… Отношения – одна из самых значимых сфер человеческой жизни, а поэтому с ними связано немало наших тревог и сомнений. Для женщин личные отношения.

Как правило, стоят на вершине иерархии ценностей, но тревогам подвержены и мужчины, особенно те из них, кто привык держать ситуацию под контролем: их опыт и логика не слишком помогают там, где речь идет о чувствах. Нормально, когда человек ощущает...

Бывает, человек вдруг решил: «Все, хватит жить такой жизнью! Больше не хочу!» Бывает такое? Вспоминайте, вы наверняка проходили какие то курсы, программы. И, скорее всего, вам не понаслышке знакомы все эти страхи. Просто давайте их озвучим, и вы для себя, наконец-то поймете, что процесс роста всегда сопровождается страхами. И это нормально!

Вот вы жили в какой-то своей среде. Кто-то спортом занимался, кто-то не занимался. Кто-то книги читал, а кто-то любил на диване поваляться. Так и жили, не...

При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат - создание мифов о причинах успеха или неуспеха в жизни.

На сегодняшний день широко распространены следующие мифы:

1. Биоэнергетический миф: все мои болезни и неудачи оттого, что какой-то «вампир» высасывает мою жизненную энергию.

2. Магический миф: мои неудачи происходят из-за...

Зелье ревности варится из двух основных ингредиентов: это страх и гнев.

Страх подталкивает ребенка к поиску решений, которые помогут ему вернуть материнскую любовь.

Например, если мама сказала, что какой-то там Вася из соседней квартиры - замечательный мальчик, её сын постарается сделать нечто такое, чтобы мама тоже про него сказала, какой он замечательный.

А если скажет, что он много более замечательный, чем этот Вася, то еще лучше.

Гнев направлен на "враждебные" объекты, которые...

Типично американская болезнь

В 1869 году в „Бостонском медицинском и хирургическом журнале“ была опубликована и привлекла к себе внимание небольшая заметка американского невропатолога Джорджа Бирда „Неврастения, или нервное истощение“.

Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни.

Бирд считал, что неврастения - болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи...

Одним из наиболее разумных советов по эффективному избавлению от эмоционального кризиса мне кажется следующее высказывание Да Фри Джона;

Секрет того, как пройти через духовный процесс и не потерять рассудка, состоит в искреннем освобождении от страха.

До того момента, пока вы испытываете страх, вы ограничиваете свое переживание – и если переживание вам навязано, у вас не остается никакой возможности расслабиться и предаться ему, пока вы боитесь разумно на него взглянуть. Вы не можете...

Меня давно интересует проблема преодоления страха, освобождения от цепей, которыми сковывает нас инстинкт самосохранения. Так вот, Музила является одним из тех немногих людей, которые, испытав себя в отчаянных ситуациях, смогли навсегда устранить страх из своей жизни...

В то время, когда он и его товарищи по оружию воевали в Южной Америке, жители Соединенных Штатов внимательно следили за конфликтом совсем в другой части света. Этот конфликт назывался "война во Вьетнаме". Но в Боливии было во...

Приветствие. У каждого из нас не единожды бывало в жизни такое что, оправдывались самые-самые худшие ожидания. Сегодня давайте попытаемся разобраться и понять, почему же это происходит. Начнем, пожалуй, с того, что нашу жизнь создаем мы сами. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но от этого ровным счетом ничего не измениться. Наша действительность создана нами же. Естественно большинство людей говорят на это что существует множество независящих от человека обстоятельств и тд. Только вот...

Женское, мужское. И то, что объединяет их - отношения. Которые, сначала начинаются, а потом, если повезет, продолжаются. Как им помочь? Как взрастить, укрепить, сохранить, сберечь? Как сделать такие хрупкие пока еще отношения чем-то прочным, надежным, красивым и гармоничным? И возможно ли?

Но, прежде чем искать ответы на эти вопросы, нужно понять и конкретизировать сами вопросы. Разберем их по косточкам.

Любые человеческие (и нечеловеческие тоже)) отношения (и не только они))) переживают...

Как ни парадоксально, причина любого страха коренится в страхе смерти, но страх же и помогает нам выжить. Никому не надо объяснять, что такое страх, но у страха много лиц. Только увидеть под маской вины, обиды, ненависти, гнева, ревности, зависти, лжи страх бывает непросто. Но увидев его, приходит ясное понимание других и себя.

Люди, которые причинили нам страдание, были такими же запуганными, как вы сейчас. Страх - это недостаток доверия в нас к другим. Из-за него мы не доверяем жизни. Мы вынуждены осуществлять жесткий контроль. Очевидно, это и есть причина нашего страха: не всё поддается контролю. Страх ограничивает возможности нашего сознания. Люди постоянно боятся заболеть, потерять крышу над головой и т. д.”. (Луиза Хей)

Чтобы побороть страх, необходимо увидеть причины страха, и отсеять те из них, что имеют иррациональные корни. Наберемся смелости и посмотрим в лицо страху. Он не так страшен вблизи...

Преодоление страха невозможно без "опознания" страха. Вы удивитесь, когда увидите под какими масками прячутся страхи человека:

Стыд - это страх наказания, страх одиночества , страх быть отвергнутым. Одновременно с чувствами стыда и страха у человека появляется также и чувство вины - либо перед окружающими его людьми, либо перед самим собой.

Вина это страх быть ненужным, страх быть исключенным, страх потеряться, страх умереть в одиночестве, забытым. Легко совершать подвиги, когда это все видят. Страшно умереть оклеветанным, обвиненным, виноватым. Еще страшнее, когда у человека нет возможности оправдаться или как бы искупить вину, доказать, что он не виновен. Человеку страшно умирать в вине. Страх быть забытым, страх исчезнуть, страх быть исключенным. Вина – это страх быть ненужным никогда и никому.

Ложь – это страх наказания себя другими или самим собой. Ложь – это форма психологической защиты, возникающей из-за отсутствия доверия. Причина лжи - болезненное стремление к самоутверждению. Хотеть быть хорошим - что может быть приятнее?

Обида - это страх, что наши потребности не будут удовлетворены, страх чувствовать доверие жизни, страх потерять контроль, страх неизвестности, страх отказаться от стереотипного мышления, страх взять ответственность за свою жизнь и за свое благополучие в свои руки.

Злость – это страх бессилия из-за угрозы индивидуальности. Злость появляется когда возникает угроза нарушения границ: физических (ударили, украли, заболел и т. д.), эмоциональных (обидели, не поняли, предали, унизили, обманули, зло критиковали и т. д.), духовных (навязывание ложных духовных ценностей).

Гнев и страх – это оборотные стороны одной медали. Гнев - это страх, превратившийся в защитный механизм. В первую очередь гнев – это страх боли: страх перед физическим вредом, страх перед потерей контроля, страх от последствий своего поведения, страх потери статуса и так далее.


Ревность – это страх потери контроля над ситуацией, страх потери человека или людей, которые помогают самоутвердиться, страх потери уверенности в себе.

Ненависть – это страх отсутствия любви . “Ненависть - это полярная противоположность любви, в том же смысле, как болезнь полярно противоположна здоровью. Если ты кого-то ненавидишь, сначала ты должен многими способами ранить собственную душу; ты должен наполниться ядом, прежде чем выбросить его на других ”. (Ошо)

Зависть – это страх быть недостойным, страх унижения и одиночества.

Презрение (отвращение) – страх оказаться причастным к тому, что человек презирает, страх потери уважения и признания обществом, страх потери собственного достоинства; непонимание себя, страх обладать самому негативными качествами другого.

Чтобы знать, как избавиться от страха, недостаточно разглядеть маски страха, нужно еще и понять почему происходит искажение страха в другие чувства и эмоции. Ведь цена страха - "беспричинная" неотступная тревога. Признавая наличие страха, вы разрушаете власть страха, но должны признать причину проблемы в себе. Горькая правда заключается в четырех истинах.

Во-первых, человек оказывается не в безопасности, он чувствует угрозу своему физическому и, в особенности, психическому благополучию, спокойствию, чего не было раньше, когда он закрывал глаза на страх.

Во-вторых, он уже не может винить других, ему придется осознать свои негативные эмоции, не одобряемые стереотипами общества, и принять себя со всеми недостатками, понимая при этом, насколько все это естественно и нормально.

В третьих, он должен отказаться от идеализации (признать не только их достоинства, но и недостатки) ценных для него людей и объектов.

В четвертых, позволить себе делать выбор согласно своим потребностям, а не выбору значимых для него людей, даже с риском потерять их благосклонность и любовь.

Страх заставляет нас слепнуть или видеть искаженную правду жизни, хотя если капнуть чуть глубже, оказывается, что " Единственная вещь, которую следует бояться - это сам страх ". (Лобсанг Рампа)

Вам будет проще увидеть свои и чужие страхи, и безболезненного их побороть, если вы будете руководствоваться следующей цитатой: “И если вы стремитесь разрешить какую - нибудь проблему, делайте это с любовью. Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо такова причина всех проблем”. (Кен Кэри)

Страхи человека. Как избавиться от страха?