Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда. Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Фонетическая ритмика - используется для работы с не говорящими детьми, слабослышащими и аутистами.

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

    нормализовать речевое дыхание;

    воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

    воспроизводить звуки в заданном темпе;

    воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

    учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

    Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика - это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. (Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. - М.: Издательский дом «Регламент», 2009. - 84 с.)

Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение

гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.

А: руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Согласные звуки . Согласные звуки вызываются главным

образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно

выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие

(б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (фу х, с,

ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).

Начало формы

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.





Задачи:





· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.

1 часть.



2 часть .
Игра "Найди игрушку".






3 часть.






4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе

1, 2, 3,4, 5,

Мы закончили считать.
Логопед:


5 часть.






6 часть.

Сказка






7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть .
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.

Учитель-дефектолог:

Томова Анна Сергеевна

Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха.

Сообщение из опыта работы.

План:

  1. Из истории возникновения фонетической ритмики.
  2. Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.
  3. Фонетическая ритмика как средство обучения произношению детей с нарушениями слуха.
  4. Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики.

Из истории возникновения фонетической ритмики

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами, риторическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже 19-20 веков в разных в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н. А. Римского-Корсакова, Э-Жака-Далькроза, Д. М. Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день-ночь, зима-лето).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 г, когда Жак –Далькроз, профессор в Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. Формирующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала появляться лечебная ритмика. В дальнейшем, поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимало слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

Благодаря существенному вкладу Г. А, Волковой в 80-х годах XX в. логопедическая ритмика выделилась как наука. Волкова Т. А. расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, афазия, нарушение голоса.

Фонетическая ритмика из истории обучения лиц с нарушением слуха

В 1950 г профессор Петар Губерина развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами коммуникации. Лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Фонетическая ритмика являлась отдельной технологией его верботонального метода.

Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерин проводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, формируя речь.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий ребенок. Ребенок учится слышать всем телом. Для этого используется верботональная доска, сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом, через органы чувств, через вестибулярный аппарат. Особое место в верботональном методе уделяется развитию моторики тела - фонетической ритмике, музыкальной, и др. занятиях. Дети на данных занятиях работают в наушниках, с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по другим частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе .

Работая с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – равномерное созревание и развитие психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.

Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе 3 компонента: эмоциональный, двигательный речевой- и использующая механизмы их функционального единства.

Развитие речи и двигательной активности взаимосвязаны. В книге М. М, Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми детьми в возрасте 1г. 2 мес. Малышей разделили на 2 группы. В одной дети свободно передвигались 20 минут каждый день, в другой были все время в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражания, логопеды показывали слушателям, как «говорит» корова, собачка. Интересно, что дети, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, а к 20-му дню малыши уже точно воспроизводили все звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14 день, но не стали четкими.

Дело в том, что микро-движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствует определенным макро-движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще очень двигательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.

Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление, являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.

Фонетическая ритмика как средство как средство обучения произношению дошкольников с нарушениями слуха

В систематической целеноправленной работе по обучению произношению основными формами работы являются, как известно, фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформировавшихся на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям, как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется в ДОУ для детей с нарушениями слуха фонетическая ритмика. Для детей ясельной и младшей групп особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости ля общения. Одной из форм организации работы по обучению произношения являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.

Власова Т. М. и А. Н. Пфафенродт в своих методических разработках по фонетической ритмике (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. – М., 1997 г.) разработали специальные серии занятий по фонетической ритмике по годам обучения. Разработки рассчитаны на проведение урока по фонетической ритмике в школе в течение 40 минут. В детском саду они такие занятия рекомендуют проводить по 30 минут. Систематические занятия по произношению, в том числе и по фонетической ритмике, авторы предлагают начинать со 2 года пребывания ребенка в детском саду и продолжать 4 года – в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Элементы речевого материала 2 года обучения могут быть использованы, по рекомендациям авторов и в преддошкольной группе.

Особый акцент авторы делают на диафрагмальном дыхании, так как для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, которые еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Начинать тренировку по развитию диафрагмального дыхания авторы рекомендуют еще с детского сада. С выработки статистического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении лежа, сидя, стоя. Вначале двигательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они в дальнейшем сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох ртом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные двигательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего произнести спокойно:о___х___ или а___х____, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звуки с остановкой и без: с_с_с_. с____________. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: кс__, ф__с__ш__. По мере закрепления навыков фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование.. С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в тоже время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения.

Педагогам, ведущим занятия по фонетической ритмике, необходимо еще помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышщ. У детей с недостатками слуха слуха и речи мышцы тела очень напряжены.

Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слов, словосочетаний со сменой ритма и темпа.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения и должны быть обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также должен быть различен- от плавных и медленных, до отрывных, резких.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений. Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляется ученикам слухозрительно. Наряду с этим используется и только слуховое восприятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с учителем. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальные занятия. Авторы (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н.) предлагают специальные разработки занятий по фонетической ритмике, а также методические рекомендации к ним.

Также имеются разработки занятий по фонетической ритмике в «Методических рекомендациях для педагогов специальных детских садов, изданных центром реабилитации детей с нарушениями слуха. (Екатеринбург, 1993 г.)

Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики

Далее остановимся на таком вопросе, как обучение детей преддошкольного возраста произношению с помощью фонетической ритмики. Первая младшая группа включает в себя 8 детей. Основная масса детей пришли в дошкольное учреждение впервые и обучались по программе 1 года обучения (Данил, Дима, Полина, Вера, Макар). Валера и Аня пришли в дошкольное учреждение весной 2015 года, и с сентября 2016 года начали также обучение по программе 1 года обучения Валера старший из детей. Ребенок пришел в дошкольное учреждение поздно, не имея элементарных навыков общения в коллективе.

Возраст детей группы на данный момент:

Данил- 3 г.9 мес

Артем- 3г 9 мес

Анна- 2г.7 мес

Валера- 5лет

Вера- 3 года

Макар- 2г.4 мес

Полина- 3 год

Фактически группа является разновозрастной. И сразу хочется сказать, что как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях с детьми, мы учитывали как возраст каждого ребенка, так и индивидуальные физические. Речевые и слуховые возможности.

Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. И здесь я хочу отметить, с каким уровнем развития по состоянию общей моторики пришли в группу дети на начало обучения. Почти у всех детей группы нами было отмечено слабое развитие общей моторики. На момент диагностического обследования в таких заданиях, как «Повтори движение за мной», «Хлопай», «топай», «Хлопай: ты мне, я – тебе», «Покажи и спрячь флажок» было выявлено, что не все дети психологически, эмоционально, моторно, готовы к выполнению подражательных, сопряженных, отраженных выполнений движений за педагогом. Так, Данил Т., неохотно подражал движениям, часто отказывался от выполнения упражнений. Вера К. эмоционально очень закрытый ребенок, избегала любого прямого контакта, не подражала движениям ни в упражнениях по фонетической ритмике, ни в других игровых моментах. Макар пришел к нам импульсивный, с хаотическими движениями, неусидчивый, не умел действовать с игрушками. Движениям подражал, но внимание ребенка удержать больше чем на несколько секунд было невозможно. Валера – самый сложный ребенок в группе. Действия и поведения отмечались беспокойностью, хаотичностью, временами – агрессивностью. Отмечались гримасничанья. Долгое время часто отказывался принимать участие как во фронтальных, так и индивидуальных занятиях, отказывался подражать как общей, так и артикуляционной моторике.

У большинства детей группы отсутствовало звукоподражание, некоторые дети не могли произносить даже гласные звуки сопряженно с педагогом (Данил, Макар, Вера). В группе есть дети, в речи которых имелся как неотнесенный, так и отнесенных лепет (Аня, Полина, Артем) некоторые элементарные слова отраженно за педагогом (Валера, Дима).

После проведения диагностики мы в первую очередь начали работу по развитию общей моторики детей; развитию умения выполнять действия по подражанию; по принятию и понимаю цели задания в игровых ситуациях («Сделай заборчик», «Спрячь мышку от кошки»: развитию положительных эмоций у детей.

Учили младших дошкольников подражать крупных и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать и опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами. Подражать движениям губ языка. Например, проводились такие упражнения с детьми:

«Покажи и спрячь флажок»

« Покажи и маши ленточками. Спрячь ленточки»

«Покажи, как кошка моет лапки, умывается»

«Покажи кошке язычок. Спрячь язычок от кошки» и др.

Упражнения включались в игровые действия с куклами и игрушками, что делало их выполнение детьми более мотивированно. В дальнейшем подражание различным движениям начали сочетать с произнесением звуков, а в дальнейшем слогов и слов.

Необходимо отметить очень важную работу, необходимую для более успешного вызывания и автоматизации звуков на фонетической ритмике – это работа по развитию дыхания и голоса.

Когда дети пришли в дошкольное учреждение, у них было отмечено очень слабое дыхание, слабый выдох. Для развития дыхания нами проводились следующие упражнения:

« Сдуй бабочек с цветочков»

«Сдуй яблочки с ёжиков»

«Сдуй тучку с солнышка»

«Сдуй снежинки, перышко, снег с грузовика» и т.д..

Фонетическую ритмику мы проводили в форме фонетической зарядки во время фронтальных занятий, а также отдельные её элементы – на индивидуальных занятиях. Речевой материал на протяжении учебного года усложнялся постепенно. Детям предлагались различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков: А – О – У – Э, а затем согласных в обратных и затем прямых слогах. Это такие согласный звуки, как П, М, Т, Ф, Л, и другие – в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, которые учитывались, как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. На данный момент хотим отметить следующие результаты:

Если в начале учебного года дети неохотно, и с трудом подражали движениям общей и артикуляционной моторики, в речи у определенной группы детей отсутствовало подражание звукам, лепету, то сейчас, можно сказать, что у каждого ребенка отмечен большой сдвиг в развитии:

  1. Все дети группы произносят следующие гласные звуки с движениями фонетической ритмики: А, О, У, Э (Дима, Валера, Артем – звук «И»). Дети соотносят звук с буквой. Произносят слоги в обратных и некоторых прямых слогах с помощью фонетической ритмики: АФ, ОФ, ФА, ФО, ПА, ПО, АП, и др. (Для обучения детей соотнесения звука с буквой мы очень успешно использовали метод рисования по манке, а также пластилиновых букв)
  2. Дети с помощью фонетической ритмики, а также без неё произносят лепетные слова: «аф», «мяу», «му», прр. Многие дети группы (Дима, Валера. Артем, Аня, Данил произносят сопряженно, а некоторые дети и отраженно простые слова с элементами фонетической ритмики: «мама», «папа», «дом», «лопата» и др.

Валера стал более спокоен, организован, стал проявлять интерес как к фронтальным, так и индивидуальным занятия. Владеет глобальным чтением. Стал сопряженно, а также отраженно произносить полные слова с помощью фонетической ритмики. Читает слова по табличкам с элементами аналитического чтения, используя фонетическую ритмику.

Хоть и с большим трудом, но раскрывается и эмоционально Вера, чаще – на индивидуальных занятиях. Стала подражать простым движениям, произносит тихо, почти беззвучно звуки «А», «О», по настроению, но стала подражать движениям фонетической ритмики.

Данил, который на момент начала обучения в детском саду не произносил ни одного звука, с трудом удерживал внимание на занятии, сейчас знает гласные звуки А, О, У, произносит их с помощью фонетической ритмики. С помощью фонетической ритмики произносит лепетные слова. Некоторые полные слова сопряженно с педагогом, такие, как «мама», «папа», «дом», «там». Соотносит звуки с буквами.

Макар, самый маленький воспитанник (2 г. 4 мес), произносит гласные звуки с фонетической ритмикой «А». «О», «М» Пытается подражать артикуляции при произнесении других звуков. Понимает слухозрительно лепетные слова. Стал подражать движениям.

Дима – ребенок с хорошими остатками слуха. На начало обучения он уже подражал лепетным словам отраженно за педагогом. Но ребенок был неуверенный в себе. Отмечалась слабая артикуляционная и общая моторики. Сейчас ребенок уверенно произносит слоги, а также слова с элементами фонетической ритмики сопряженно, а иногда и отраженно за педагогом. Соотносит изучаемые звуки с буквами.

Также по данному вопросу была проведена работа с родителями. Родителям наших воспитанников была проведена консультация на тему « Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха», а также на родительском собрании с родителями был проведен тренинг, на котором родителям было предложено совместно с педагогом провести занятие по обучению фонетической ритмики. Родителям было предложено выйти в круг и выполнить вместе с учителем примерный набор упражнений по вызыванию и автоматизации звуков с помощью фонетической ритмики. Каждому родителю был предложен практический материал, состоящий из выборки основных упражнений для занятий с ребенком дома. Родителям данная форма работы очень понравилась. Они сообщили, что слышали о фонетической ритмике впервые, что эта форма работы и её цель им понятна, и они с удовольствием будут закреплять усвоенные умения ребенка в ДОУ по фонетической ритмике.

Подводя итоги мы можем сказать о том, что фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи младших дошкольников с нарушением слуха, способствует нормализации всех видов дыхания у ребенка, а также, в конечном итоге, приводит к овладению ребенком фонетически правильно оформленной речи без движений.

Таким образом, мы знаем, что речь рождается из движения. Первые речевые упражнения ребенка являются двигательными еще в раннем возрасте. Фонетическая, логопедическая ритмика имеет свои глубокие корни, основанные на законах развития как здорового, так и ребенка с проблемами развития. Логопедическую, фонетическую ритмику широко используют не только с детьми, имеющими нарушения слуха, а также с детьми, имеющие различные речевые расстройства. Очень важной работой в этом направлении является также работа с родителями: организация с ними различных консультаций, тренингов и семинаров по этой теме.

C лайд 1.

Слайд 2.

Фонетическая ритмика - здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность - это деятельность всего организма.

Слайд 3.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Слайд 4.

Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному». Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

Слайд 5.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух - трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движенияи речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогомнесколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детейк правильному естественному подражанию.Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Слайд 6.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.

Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.

Слайд 7.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

Слайд 8.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Слайд 9.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики.

Слайд 10.

На следующем видео вы увидите чередование ритмических движений и ритмичное проговаривание с плавными фразами на отработку плавности речи в ходе плавных движений.

Слайд 11

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные). Подробные описания движений содержатся в работах: Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт. «Фонетическая ритмика», А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», Н.Ю Костылевой «Покажи и расскажи».

Слайд 12.

Применяется фонетическая ритмика:

В процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или динамические паузы.
- на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
- во время экспериментариумов по формированию лексико - грамматического строя речи и развитию связной речи.

Упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Слайд 13.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

Слайд 14.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. На слайде вы видите звенья фонетической ритмики. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

Слайд 15.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!




Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.


Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (25 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.


Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.


Занятие по фонетической ритмике проводит учитель- дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.




1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». 2. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». 3. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».


Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.): Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.











ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па. б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па


Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та б)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то в)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту


Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое. а)шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) б)затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу в)потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи


РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­ лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­ динацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх в стороны, вверх на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.


Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.


Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.


Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.


СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале Счет от 1 до 10. Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д. ** * Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д. ** * Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март... и т. д.


ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Дети стоят по кругу. 1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений: пришла зима Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з. падает снег Плавное движение рукой вниз. тихо падает снег На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз. тихо падает белый снег Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед. тихо падает белый пушистый снег На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх. 2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.


РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__А__А по__О__О пу__У__У Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па тихое, ПА среднее, ПА громкое и т. д. 2. Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот: па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у


Дети стоят по кругу друг за другом. У учителя барабан. 1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па; учитель размеренно, но громко стучит в барабан, ученики идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам); учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям); учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям); учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики останавливаются: СТОП! Повторить упражнение, вместо слогов произнося числительные. То же упражнение выполняется в условиях, когда учитель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.


УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки опущены. 1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА___ в высокой тесситуре. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре




Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой). * * * ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. татаТА́та ТА__ТОН В переулке ходит слон. ТА__та ТА__та татаТОН Старый, серый, сонный слон. ТА ТОН ТА ТОН Динь-дон, динь-дон. И.Токмакова


УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма__ ма__ ма__ ма__ мо__ мо__ мо__ мо__ му__ му__ му__ му__ ми__ ми__ ми__ ми__ Дети стоят по кругу. Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне груди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситуры, последний высокой. Рука при произнесении этого слога «подбрасывается» вверх. ** * Была зима был холод, снег.низко Ушла зима и снегу нет.высоко Дети стоят по кругу. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет). Повторить упражнение с движениями, затем без движений, изменяя голос по высоте.


РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.


Ритм: па па па по па па па пу Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполня­ются по подражанию учителю. Примечание. Здесь и далее, если нет специального указания, все движения учащиеся выполняют по подражанию учителю. Далее для удобства изложения речевой материал, произносимый одновременно с прыжком или другим движением, указывается после описания движения, выполняемого детьми. Речь детей выделяется шрифтом. 1.Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па па па. Прыжок двумя ногами вправо: по. 2.Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами влево: по. 3. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами вперед: пу


Ритм: та-тата-па то-тото-по ту-туту-пу ти-тити-пи тэ-тэтэ-пэ 1.Дети идут по кругу друг за другом. На каждый шаг рука со сжатым кулаком делает движение, соответствующее движению при произнесении того или иного гласного звука. 2.Дети продолжают идти по кругу. Движения однотипны с движениями пункта 1: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети размеренно прыгают по кругу, чередуя прыжки на правую и левую ноги, руки за спиной: та па, то по, ту пу, ти пи, тэ пэ. Дети стоят по кругу. Проговаривают слоги, сопровождая проговаривание указательным движением пальца то влево, то вправо: та-па то-по ту-пу ти-пи тэ-пэ


Работа над текстом Ритм: та́таМама та́тапапа та́та та́ты и я та́та тата́вместе семья. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают текст, выделяя ударные слоги. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений: мама Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны. папа Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны). ты и я Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя. вместе Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны. семья Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.


Прохлопывание ритмов ́, ́ с одновременным проговариванием: слоговслов предложений та́та тата́но́ги нōга́ ма́ма пришла́ па́па папа́ру́ки рука́ ма́ма ушла́ п́апо папо́го́ры гōра́ па́па пришел па́пу папу́ко́зы кōза́ па́па ушел па́пи папи́со́вы сōва́ па́пэ папэ́


РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют формирование умения: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.


СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та тазамедленный та-та-тасредний та, та, та...быстрый тататата...очень быстрый Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.


Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1.Резкий удар правой рукой вправо: па. Резкий удар левой рукой влево: па. Резкий удар правой рукой вправо вниз: та. Резкий удар левой рукой влево вниз: та. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2.Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быс­тром темпе: па-па та-та папа папа тата тата па, па та, та папа, папа тата, тата


СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-нака-ли-ва-ла ка-ма-та-муха-фа-ма-на су-та-си-тота-ва-ти-ва Дети стоят в кругу. Проговаривание слогов начинается с замедленного темпа с переходом на средний, а затем на быстрый: па та ма на. Проговаривание слогов каждой скороговорки сопровож­дается движением указательным пальцем вверх-вниз (дири­жируя в такт проговариванию). * * * па та ка па то ко та ка ха та ко хо та́ка та́ка ха-ха-ха та́ко та́ко хо-хо-хо та́ка та́ка хоп-хоп стоп!


СЧИТАЛКИ Папа тут,Мама тут,Папа тут, папа там,мама там,мама там, папа, папамама, мамапапа, мама тут и там.тут и там.тут и там. Дети сидят по кругу («по-турецки»). Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение слово). Слово тут выделяется указательным движением пальца перед собой, там указательное движение пальцем в правую сторону. Проговаривание начинается с замедленного темпа с последующим убыстрением до возможно быстрого




Падай, падай, снег, снег. Радуй, радуй всех, всех. Дети стоят по кругу. 1. Проговаривание текста с движениями. Темп проговаривания варьирует от медленного до быстрого: падай, падай Руки на уровне груди, плавно опустить вниз правую, затем левую руку. снег, снег Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз. радуй, радуй Резко выбросить вверх в сторону правую, затем левую руку всех, всех Широким жестом слева направо перед собой описать полукруг правой рукой, затем справа налево левой рукой. Проговаривание текста с хлопками (хлопок слово), постепенно убыстряя темп до быстрого.


Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.