Характеристика профессии логопед. Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи, как у детей, так и у взрослых и пожилых людей. Он помогает человеку правильно артикулировать, когда есть нарушения речи –картавость, шепелявость, заикание. Также учит правильно держать язык и губы при разговоре для четкого произношения звуков.

Куда пойти учиться на логопеда

Наиболее предпочтительно использовать для этого педагогические институты. На их базе также существуют вечерние и заочные курсы.

На дефектологическом факультете есть три направления:

  • сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
  • логопедия (исправление общих дефектов речи);
  • олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).

Предметы, которые необходимо сдать для поступления: написать сочинение по русскому языку, ответить на устные экзамены по русской литературе и общей биологии и пройти собеседование.

Стоит заметить, что у самого поступающего должны отсутствовать какие-либо дефекты речи и слуха.

Сколько учиться на логопеда

Срок обучения длится 2-4 года. Есть также возможность поступить в вуз после педагогического колледжа. Специальность «логопед» в колледже отсутствует, но есть специальные курсы коррекционных педагогов. Курсы, законченные без наличия высшего образования не дают право заниматься официальной практикой. В таком случае можно заниматься помощью людям на общественных началах.

Где учиться на логопеда

  • Ленинградский Госуниверситет им. А.С. Пушкина;
  • РГПУ Герцена;
  • ИСПиП им. Рауля Валленберга ;
  • МГПУ (в прошлом Ленина);
  • МПГУ (в прошлом МГОПУ ) им. Шолохова .

Все эти заведения находятся в столицах – северной Санкт-Петербург – и в Москве. Стоимость обучения около 39000 тысяч рублей в год.

Какие виды деятельности у логопеда:

  • осмотр пациента, установление диагноза;
  • назначение лечения;
  • проведение занятий по правильной речи;
  • оценка итоговых результатов;
  • компетентное заключение.

Где работает логопед после окончания учебы

Такая профессия востребована в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах, в центрах коррекции речи. Наиболее удачным трудоустройством можно считать частную клинику.

Заработная плата будет намного выше государственной и есть возможность применять различные инновационные технологии при лечении больных.

Стоит ли учиться на логопеда

Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:

  • отдельный кабинет;
  • непродолжительный рабочий день;
  • отпуск – 3 месяца в году;
  • возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
  • зарплата около 30000 тысяч рублей;
  • радость благодарных пациентов.

Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы:

  • работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется );
  • много бумажной работы по заполнению бланков;
  • не всегда ощутимый результат лечения.

Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко , Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.

Возможно Вас заинтересуют.

Начинающий: 15000 ⃏ в месяц

Опытный: 20000 ⃏ в месяц

Профессионал: 60000 ⃏ в месяц

Востребованность профессии

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Поэтому специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Где учиться на профессию Логопед в Москве

15 вузов(-а)

Средний балл ЕГЭ: 164

Для кого подходит профессия

Профессия логопеда больше подходит людям которым нравится общение с людьми.

Карьера

Можно дорасти до заведующего, в месте где работал.

Обязанности

К логопеду обращаются дети и взрослые с различными проблемами произношения, чтения и письма: заикание, неправильное произношение звуков, дислексия, дисграфия и пр. Логопед подбирает упражнения и массажи, учит правильно говорить и артикулировать, устраняет шепелявость, картавость и заикание. Как правило, работа длится от полугода до нескольких лет. Все зависит от сложности задачи и возраста клиента. Лучше всего обращаться в детском возрасте, проблемы быстрее решаются на стадии взросления.

Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подскажите, пожалуйста, где можно выучиться на логопеда ?

В любом педагогическом ВУЗе.

Ну, не в любом, конечно, педагогическом ВУЗе. Лучше учится в государственном высшем учебном заведении. Причем в идеале получать специальность логопеда в каком-либо известном университете, чтобы потом уверенно себя чувствовать при поиске работы.

На базе институтов существуют и вечерние, и заочные формы обучения. Сроки обучения разные — это может быть 2-3-4 года.

Но заочное обучение, по мнению многих, увы, не даёт такую базу знаний, как очное, и в большей степени предполагает самообразование.

Какие нужно сдавать экзамены, чтобы выучиться на логопеда?

Предметы, которые сдаются при поступлении на дефектологический факультет — сочинение; русский+ литература устно; биология (анатомия и общая биология); собеседование.

А что будет на собеседовании? Какие вопросы задавать будут ?

Как правило, вы должны будете суметь четко обосновать ваше стремление получить именно эту специальность. Комиссия получит представление о вашей склонности к педагогической профессии. Так же на собеседовании обязательно обращается внимание на вашу речь, не имеете ли вы сами дефектов звукопроизношения. Если у вас все в порядке с речью и вы хорошо сдали экзамены, собеседование не должно вас волновать.

Какие ВУЗы готовят логопедов?

  • МПГУ (бывший им. Ленина)
  • МГГУ (бывш. МГОПУ) им. Шолохова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

  • РГПУ им. Герцена,
  • ИСПиП им. Рауля Валленберга

М ожно ли стать логопедом после курсов?

Если вы закончите курсы, не имея высшего педагогического образования, то работать официально логопедом вы не сможите, так как право на ведение данного вида деятельности дает только полноценное высшее образование. Ведь на курсах логопедов многие важные дисциплины не преподаются.

У меня уже есть высшее образование. Могу ли получить специальность «логопед», как второе высшее?

При наличии высшего образования (если не хочется идти на 3-4 года заочного обучения) есть ГОДИЧНЫЕ курсы по подготовке логопедов, дефектологов.

В Санкт-Петербурге — в институте Валленберга, в Москве — в МГГУ им. Шолохова.

На базе Московского государственного педагогического университета тоже есть факультет переподготовки специалистов. Готовят учителей-сурдопедагогов, учителей-логопедов и учителей, работающих с умственно-отсталыми детьми (олигофренопедагогов). Срок обучения — один год. На базе высшего педагогического образования вы получаете второе высшее образование. Иногородним предоставляется общежитие. По месту вашей работы, как правило, сохраняется место и выплачивается заработная плата.

А сколько длятся курсы переподготовки?

Как правило, 1000 часов.

«Профессиональная переподготовка по программе «ЛОГОПЕДИЯ» представляет собой дополнительное профессиональное образование, рассчитанное на людей, уже имеющих среднее или высшее педагогическое, психологическое или медицинское образование. Данная форма обучения разработана в Минобразования РФ в качестве удобного, недорого и быстрого способа получить второе образование и освоить новую специальность. Этим данная форма обучения выгодно отличается от второго высшего образования, так как рассчитана на более короткий срок обучения, значительно дешевле, насыщена только специальными предметами и максимально приближена к практике.

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области логопедии, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы.»

А есть ли колледжи, готовящие логопедов?

Можно поступить в педагогический колледж после 9 класса, а после него в ВУЗ.
Некоторые педагогические колледжи готовят коррекционных педагогов. Но отдельной специальности «логопедия» в педагогических колледжах нет.

Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения. Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими. Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Основными задачами доктора-логопеда является:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности речи;
  • улучшение чёткости произношения;
  • коррекция речевых ошибок и неточностей;
  • реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта;
  • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки;
  • определение органических поражений органов речевого аппарата.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Основные причины появления дефектов речи

Определение природы, этиологии появления тех или иных нарушений в работе речевого аппарата является первым шагом к их преодолению. Теоретические знания в этом вопросе позволяют предпринимать определённые профилактические меры для того, чтобы не допустить появления проблемы у тех людей, которые находится в группе риска. Разумеется, каждый случай является индивидуальным, и, для удобства работы логопедов, самые основные и наиболее распространённые факторы, провоцирующие появление дефектов речевой деятельности, были объединены в обобщённую классификацию. Различают:

  • врождённые особенности развития речевого аппарата: внутриутробные патологии развития плода, генетические мутации, наследственную предрасположенность, острую или хроническую гипоксию плода, родовые травмы;
  • органические нарушения в коре головного мозга, полученные в течение жизни: острые инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга, черепно-мозговые травмы, болезни, поражающие кору мозга (например, нарушения кровообращения);
  • психологические проблемы – к ним относится педагогическая запущенность, отсутствие людей вокруг, неблагоприятная ситуация в семье, психологические травмы, например, испуг или последствия насилия.

Повод для обращения к логопеду

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;
  • в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;
  • если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Когда нужно вести ребёнка к логопеду

В связи с тем, что у детей процесс развития речевых центров ещё не закончен, и активно развиваются навыки чтения, дикции, произношения, работа над проблемами речи с ребёнком будет иметь более значимые результаты, чем в случае со взрослыми.

Родителям не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребёнку. Особенно это касается момента, когда малыш начинает говорить. Например, уже к году-полутора малыш должен выговаривать хотя бы несколько слов, а, начиная с момента рождения – издавать единичные звуки. Что касается четкой и связной речи с абсолютно правильным произношением, сложно сказать точно, когда именно она должна появляться у ребёнка.

Среди объективных причин для посещения доктора-логопеда ребёнком до года – отсутствие произношения звуков младенцем. Обычно малыш реагирует на слова, прикосновения, игрушки элементарным гуканьем, лепетом, улыбкой. Если этого не происходит, не следует откладывать визит к доктору.

В период с года до трёх лет родителям нужно привести малыша к логопеду, если ему поставлен диагноз “детский церебральный паралич”, если есть наследственный фактор (позднее речевое развитие у кого-либо из родителей), также если у ребёнка диагностированы проблемы со слухом, зрением, или укороченной уздечкой языка.

С трёх до пяти лет родители следят за появлением таких признаков нарушений речевого развития:

  • неправильное произношение слов или отдельных звуков;
  • нарушение скорости произношения и проглатывание звуков;
  • ребёнок путает предлоги, союзы, падежи, и не реагирует на поправки;
  • невозможность внятно и последовательно описать картинку, составить предложения.

Проведение реабилитации после произведённых операций, затрагивающих речевой аппарат, также относится к компетенции логопеда, и может быть актуально в любом возрасте.

Родителям необходимо чётко понимать все последствия той ситуации, когда проблемы с речью у ребёнка пускаются на самотёк:

  • у детей с дефектами речевой деятельности обычно хуже усваивается учебный материал, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней;
  • нарушения речевого слуха мешает изучению иностранных языков;
  • нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: биологии, литературы, истории, и других;
  • дефекты речи являются причиной проблем с коммуникацией, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта.

Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.

В зависимости от того, какое образование получил логопед, он может заниматься педагогической работой, или же осуществлять врачебную деятельность на базе клиник, больниц, специализированных коррекционных центров.