Пятиминутка самообразования: что мы знаем о нашем мозге? Что такое рептильный мозг человека Мозг рептилии

Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера Редозубов Алексей

Древний мозг и новый мозг

Древний мозг и новый мозг

Посмотрим внимательнее, как устроен мозг.

Рисунок 2. Строение мозга человека

Обозначения: 1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8. Теменно-затылочная борозда. 9. Клин. 10. Шпорная борозда. 11. Шишковидное тело. 12. Пластинка четверохолмия. 13. Мозжечок. 14. Четвертый желудочек. 15. Межталамическое сращение. 16. Продолговатый мозг. 17. Варолиев мост. 18. Ножка мозга. 19. Гипофиз. 20. Третий желудочек. 21. Передняя (белая) спайка. 22. Прозрачная перегородка.

Кора больших полушарий - это внешний слой мозга, покрывающий все другие его части подобно морщинистому шлему. Посередине ее проходит глубокая продольная борозда, разделяющая ее на две части. Эти две половины называют правым и левым полушариями головного мозга. Каждое полушарие далее разделено на «доли», которые представлены (если двигаться спереди назад) лобной, теменной, затылочной и височной. Хотя мозг работает как единое целое и разделение на доли было придумано анатомами для удобства описания различных частей мозга, все же в мозгу существует некоторое разделение труда, в общем совпадающее с разделением на доли.

Лобная доля, по-видимому, регулирует приобретение навыков социального поведения и такие черты, как любопытство и планирование.

Теменная доля интерпретирует информацию, получаемую от различных органов чувств (кроме обонятельной, которая от рецепторов в полостях носа поступает в обонятельные луковицы и таламус в лимбической системе).

Затылочная доля, хотя и расположена на тыльной стороне мозга, принимает информацию, поступающую с сетчатки глаз, и занимается обработкой зрительной информации. Это одна из наиболее сложных функций мозга. Она включает расшифровку информации о размере, форме, цвете, расстоянии, поверхности, движении, и затем на основе этой информации происходит формирование единого, цельного образа.

Височная доля связана с обработкой информации от органа слуха и с памятью. Поскольку нервные волокна, входя в мозг, перекрещиваются, полушария контролируют противоположные стороны тела. То есть левое полушарие контролирует правую руку, ногу и даже правую часть нашего поля зрения, а правое - соответственно левые части. Эта особенность объединяет нас с другими млекопитающими. Полушария обычно так хорошо работают вместе, что разделение их функций незаметно. Они делятся и обмениваются информацией с помощью толстого ствола нервных волокон, расположенного глубоко внутри мозга и называемого мозолистым телом.

Хотя полушария внешне и похожи друг на друга, они выполняют различные функции. Этот факт был обнаружен нейробиологами при наблюдении за больными, у которых мозолистое тело было рассечено в целях купирования тяжелых эпилептических припадков или вследствие иных серьезных поражений мозга. При рассечении мозолистого тела одно полушарие буквально не знало, что делает другое (Курланд, и др., 2003).

У человека кора занимает более 40% от объема мозга. У всех других живых существ это значение существенно скромнее. Большая часть объема коры у человека приходится на новую кору (неокортекс). У низших млекопитающих эта часть коры только намечена, у высших развита сильнее, но в таком объеме присутствует только у человека. Свое название «новая» эта часть коры получила потому, что она возникла на поздних этапах эволюции. Иногда новую кору называют новым мозгом, а остальные структуры - древним мозгом.

Древний мозг - это то, что роднит нас с остальными живыми существами, обитающими на нашей планете. Все рефлексы, все наше поведение, предопределенное от рождения, эмоции и инстинкты «зашиты» в этой части мозга.

Кора головного мозга - это наша память, все наши знания и способности, которые мы приобретаем при жизни. Новую кору головного мозга у новорожденного можно сравнить с чистым листом. Вся последующая жизнь будет оставлять свои записи на этом листе, образуя «книгу жизни человека», формируя его память.

Участки коры головного мозга, получившие определенную специализацию, принято называть зонами. Таких зон выделено множество. Например:

Зона Брока

В 1861 г. к французскому врачу Полю Брока пришел пациент, который потерял способность говорить и мог сказать только «тан-тан». Когда пациент скончался, Брока исследовал его мозг и обнаружил, что участок левой лобной доли размером с куриное яйцо был поврежден. Брока пришел к выводу, что эта часть мозга отвечает за речевые способности. Исследования головного мозга других пациентов с аналогичными симптомами подтвердили предположения Брока, и с тех пор эта зона называется в его честь. Неспособность произнести ничего, кроме повторяющихся слогов, назвали афазией Брока.

Зона Вернике

В 1871 г. немецкий врач-невролог Карл Вернике диагностировал у нескольких своих пациентов другой тип афазии. Они могли отвечать на определенные вопросы, но их ответы не имели смысла и содержали бессмысленный набор звуков вместо отдельных слов. Например, если бы вы спросили одного из пациентов Вернике, где он живет, он мог бы ответить: «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте».

Проведя аутопсию, Вернике обнаружил, что такой тип афазии был вызван поражением другой зоны, расположенной рядом с зоной Брока. И болезнь, и зона мозга были названы в честь Вернике (Курланд, и др., 2003).

Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Женский мозг, мужской мозг Женский и мужской мозг - разные. Однако недавние исследования показывают, насколько ошибочно предполагать, что все гендерные различия запрограммированы. По всему миру психологи и неврологи бьются над старым, как мир, вопросом: «Почему женщина

автора Пирс Джозеф Чилтон

ДРЕВНИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИЙ, ЛИМБИЧЕСКИЙ, ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ* МОЗГ * Познавательный. Вторая нервная система человека называется мозгом древнего млекопитающего. Он на самом деле довольно похож на мозг других млекопитающих, равно как и модели поведения, заложенные в

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

НЕОКОРТЕКС, НОВЫЙ МЛЕКОПИТАЮЩИЙ, ИЛИ ВЕРБАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОЗГ Третий мозг (неокортекс) отвечает за язык и мышление, за способность осуществлять все прочие функции мозга, объективно наблюдать за этими действиями и принимать во внимание все факторы ситуации, а не

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Мозг Мозг принято считать центральным «биокомпьютером» человеческой нервной системы. Этот элемент нервной системы чаще всего ассоциируется с нашим когнитивным разумом. Человеческий мозг содержит от 50 до 100 миллиардов нейронов. Высшие когнитивные функции – язык,

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

«Левый мозг»/«правый мозг» Более 100 лет нам было известно, что два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Травмы, инсульты и опухоли левого полушария обычно влияли на функции рационального, вербального, неинтуитивного разума, такие как чтение,

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Мозг Как думает голова? XX в. с его безумным ритмом жизни поселил человека в постоянно меняющемся мире, что породило массу психологических проблем, и попытки разрешить их предпринимались неоднократно начиная с психоанализа Зигмунда Фрейда. Один из последних оригинальных

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Мозг. Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Законно поставить вопрос о способе хранения психической энергии. О функциях мозга можно прочесть в книгах:Charles S. Sherrington. Man on his Nature. 2nd edn; Cambridge University Press, 1951.W. R. Ashby. Design for a Brain. 2nd edn; Chapman & Hall, 1959 (см.

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Правый мозг, левый мозг Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по

автора Сигел Дэниэл Дж.

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Мозг Центральная нервная система (ЦНС) человека состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – это центральный «компьютер» нервной системы, который связан с остальной частью тела посредством «кабеля», называемого спинным мозгом. От него сигналы

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Мозг-вор «Тайна преображения, – писал греческий философ Платон, – не в том, чтобы дать человеку глаза, потому что глаза у него уже есть. Скорее она в том, чтобы направить его взгляд в нужном направлении, в котором он до этого не смотрел».Он попал в точку. Фокусники, конечно,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она

Что за таинственная субстанция находится в нашей голове? Она позволяет нам двигаться, видеть, чувствовать, понимать и мечтать. Но как этому хитросплетению нейронов и синапсов удается руководить нашим телом и нашей мыслью?
Раздел сайта «Головной мозг » приглашает вас в увлекательное путешествие внутрь самих себя, в таинственную и удивительную вселенную человеческого мозга...

На этом рисунке разными цветами выделены важнейшие части головного мозга. Красная полоса — лобная область. Здесь обретаются такие способности, как дальновидность, фантазия, творческое начало, чувство ответственности и склонность к самоанализу. Светло-зеленая полоса — передняя центральная извилина. Здесь расположен центр, управляющий всеми мышцами, которые подчиняются нашей воле. Голубая полоса — задняя центральная извилина. Она дополняет переднюю центральную извилину. Сюда стекается и здесь анализируется вся информация об ощущениях, испытываемых нашим телом (давление, боль, температура и т.д.). Голубым пятном отмечен центр, отвечающий за нашу ориентировку в пространстве. Эта часть головного мозга различает левую и правую стороны и осуществляет вычисления. Фиолетовым цветом закрашена затылочная доля. Обрабатывая сигналы, поступившие из сетчатки глаз, эта часть мозга воссоздает картину окружающего нас мира. Оранжевое пятно — речевой центр, а желтое — слуховой. Он не только воспринимает речь, но и понимает ее.

Через отверстие в черепной коробке, большое затылочное отверстие, нервные пути проникают в череп. Именно здесь спинной мозг и продолговатый мозг — утолщение, напоминающее луковицу, — переходят в ствол головного мозга , где сосредоточено множество нейронов. Они образуют два жизненно важных центра головного мозга: дыхательный и регулирующий кровообращение. При повреждении этой части мозга человек умирает. Над этими центрами располагается сетевидная субстанция ствола головного мозга — невообразимо густое переплетение нейронов. Эта зона мозга — его крупнейшая информационная «биржа». Здесь оканчиваются 10 млн. нервных путей, идущих от спинного мозга. Они соединяют все части тела с головным мозгом. Сигналы, поступающие в головной мозг , стекаются сюда, здесь анализируются, а затем переправляются в тот или иной отдел мозга.

Один из таких специализированных отделов мозга — мозжечок . Расположен он над стволом головного мозга. Лишь тонкая мозговая оболочка отделяет его от затылочной кости. Этот небольшой, величиной с мандарин, орган изрезан глубокими бороздками. Мозжечок непрерывно принимает тысячи сообщений: о положении рук и ног, о направлении взгляда, о том, как разместились изображения на сетчатке глаз и как движется жидкость в лабиринте внутреннего уха, и т.д. Все эти сведения запоминаются, анализируются, сравниваются — на подобную работу уходят считанные доли секунды. Как только мозжечок заметит какую-либо опасность, он тут же отдаст приказ мышцам, и они изменят положение тела, чтобы предотвратить беду. Кроме того, мозжечок посылает «донесения» в большой мозг. Из них ясно, как чувствует себя человек, двигается он или отдыхает, нервничает или радуется.

Ствол головного мозга — не цельный орган, он состоит из двух сросшихся посредине половин — левой и правой. Это раздвоение особенно заметно там, где между отростками ствола головного мозга разместился один из четырех мозговых желудочков, заполненных спинномозговой жидкостью. Парные отростки называются промежуточным мозгом. Этот самый древний отдел мозга хранит опыт эволюции, копившийся миллионы лет. Нижний отдел промежуточного мозга — гипоталамус пристально следит за событиями, от которых зависит благополучие человека или которые грозят ему бедой. По его команде резко меняется настроение человека. Именно здесь, в гипоталамусе, рождаются чувства: голод, жажда, агрессия, ярость, страх и неудержимое половое влечение. Кроме того, гипоталамус управляет гипофизом: он заставляет эту железу выделять гормоны, которые влияют на жизненно важные процессы, протекающие в нашем организме.

Верхний отдел промежуточного мозга называется таламусом. Сюда стекаются сообщения из самых разных частей организма. Таламус оценивает, насколько они важны для человека. Когда они и впрямь значительны, мы ощущаем беспокойство. Промежуточный мозг играет большую роль в жизни каждого из нас. Здесь таятся темные, смутные эмоции: беспричинный страх, необузданная ярость... Призывы к разуму, объективности, миролюбию встречают отпор именно в этой части мозга. Промежуточный мозг цепко держится за печальный опыт прошлого. Реальные следы деятельности этого отдела мозга— эгоизм, ненависть, воинственность и бессмысленная жажда разрушения. Эти недобрые чувства вновь и вновь зарождаются в душе человека и порой начинают управлять его жизнью.


Что такое большой мозг

Да, промежуточный мозг играет роковую роль, но не будем больше задерживать на нем свое внимание. Итак, сверху его покрывает большой мозг. В нижних его слоях находятся те центры, которые определяют главенствующее настроение человека, его темперамент, расположение духа. Они спрятаны под корой головного мозга, испещренной бороздками.

Многочисленные опыты над животными, а также наблюдения за больными людьми помогли ученым составить точную схему коры головного мозга , показать, где формируются основные способности человека.

Именно в этих центрах раз и навсегда решается, каким будет человек — вялым или энергичным, будет ли он стремиться ко многому или довольствоваться малым, будет ли он оптимистом или пессимистом, видящим все в черном цвете. Эта часть головного мозга определяет отношение человека к жизни, что отражается в особенностях строения его лица, рук, проявляется в голосе, походке и почерке. Но лишь у маленьких детей выражение лица бывает неподдельно искренним. Взрослые — благодаря опыту или воспитанию — маскируют свои чувства и потому ведут себя «неестественно». Сверху большой мозг окутан корой головного мозга, напоминающей складчатую мантию. По большому счету именно эта часть мозга и делает человека человеком. Все его способности и возможности сосредоточены здесь — в трехмиллиметровом слое нейронов.

Глубокая борозда делит кору головного мозга на две половины — переднюю и заднюю. Задняя часть коры воспринимает и анализирует зрительные и звуковые сигналы, а также чувственные ощущения. Передняя половина, наоборот, размышляет и командует. Опыты над животными и наблюдения за больными людьми помогли составить точную схему коры головного мозга. Уникальной — и потому самой интересной — его частью оказалась лобная область. Ничего подобного нет ни у одного из животных. Здесь сосредоточены все те качества, что присущи именно человеку: дальновидность, фантазия, творческое начало, склонность к самоанализу и чувство ответственности. Здесь родились понятия «я» и «ты». В этой области мозга (площадь ее всего лишь с ладонь), словно в зеркале, отражается вся Природа, и в этом отражении проступают непостижимые глубины. Многие считают, что здесь запечатлен сам Господь бог.

Пятница, 28 Дек. 2012

Четыре? А почему четыре?

Дело в том, что я рассматриваю вместе все три его этажа, которые по традиции разделяются:

рептильный мозг , лимбический мозг и неокортекс , а в неокортексе я отдельно рассматриваю оба его полушария , каждое из которых выполняет совершенно разные функции.

Более того, я могу насчитать в мозге даже шесть структур, и если при этом представлю себе последний этаж состоящим как бы из двух квартир, то последняя, шестая, структура окажется как бы соединяющим их коридором (мозолистое тело ):

  • три уровня рептильного мозга (луковица, мозжечок, гипоталамус),
  • лимбический уровень (который, в свою очередь, можно разделить на две части),
  • два полушария на уровне коры .

Каждая область мозга выполняет отдельные специфические функции, но все эти области связаны между собой.

Похоже, речь идет о работе сплоченной команды, где каждый выполняет свою собственную роль и имеет особую специализацию, так что в любую минуту его партнеры могут рассчитывать на его помощь.

Традиционно выделяют три этажа, или уровня,— или три разных «мозга»— каждый из которых соответствует одной важной стадии в эволюции видов (филогенезе).

1. Рептильный мозг включает в себя ретикулярную формацию, управляющую бодрствованием и сном, а также гипоталамус, по величине чуть больший ногтя мизинца, руководящий всеми нашими жизненными функциями: голодом, жаждой, сексуальностью, терморегуляцией и обменом веществ.

Кроме того, он напрямую взаимосвязан с гипофизом, который при весе меньше одного грамма полностью отвечает за общий эндокринный баланс в организме.

Таким образом, речь идет о нашем центре инстинктов, который, в частности, управляет нашими агрессивными пищевыми и сексуальными реакциями (См. первую книгу Перлза: Эго, Голод и Агрессия).

Он непрерывно заботится о постоянстве гомеостатического равновесия и, значит, следит за тем состоянием нашей внутренней среды, которое возникает здесь и теперь.

Этот этаж существует уже у предшественников млекопитающих — рептилий , откуда и его название.

Он функционирует у новорожденных, а также начинает включаться в случае «измененных состояний сознания» или во время комы. Как правило, в процессе образования и становления наших эмоций он выполняет роль энергетического активатора. Это своего рода подвальный машинный зал — источник электрического тока и тепла, регулятор водоснабжения и канализации.

2. Лимбический мозг (От лат. limbus — край, граница) появляется у птиц и низших млекопитающих, позволяет им преодолеть сообщаемые рептильным мозгом врожденные стереотипы поведения (инстинкты), которые могут оказаться недейственными в новых, необычных ситуациях. Он, в частности, включает гиппокамп, играющий главную роль в процессах запоминания, и амигдальное ядро, управляющее нашими эмоциями.

Мак Лин выделяет шесть основных эмоций: желание, гнев, страх, печаль, радость и нежность.

Лимбическая система, придавая эмоциональную окраску полученному нами опыту, способствует обучению’, те способы поведения, что доставляют «приятное», будут усиливаться, а те, что влекут «наказание»,— постепенно отторгаться.

Итак, между памятью и эмоциями существует глубокая связь. Благодаря этой связи происходит регистрация результатов процесса обучения и выработка условных рефлексов. В ходе работы в Гештальте всякое эмоциональное проявление, как правило, влечет за собой связанные с ним воспоминания и, наоборот, любое значимое воспоминание сопровождается соответствующей ему эмоцией.

Лимбическая система позволяет нам интегрировать наше прошлое или, по меньшей мере, «переписать» его, включив туда восстановливающие, то есть способствующие его перепрограммированию, куски опыта.

Лимбическая система вырабатывает эндорфины (природные морфины организма), регулирующие боль, тревогу и эмоциональную жизнь. Однако если витальная тревога понизится слишком сильно, то наступит сладостная эйфория, влекущая за собой безразличие и пассивность: наш мозг сам по себе — головка мака .

Кроме того, он выделяет многочисленные нейромедиаторы.

Один из них — допамин (гормон осознавания ) — регулирует бдительность, внимание, эмоциональное равновесие и ощущение удовольствия. Он, таким образом, оказывается поливалентным возбудителем полового желания, лишенного всякой специфичности.

Некоторые биологи связывают шизофрению с избытком допамина, который активируется амфетаминами и подавляется некоторыми нейролептиками. ЛСД и допамин закрепляются на одних и тех же рецепторах. Оргазм — переживание, связанное с процессами, происходящими в мозге, и в основном — в его лимбическом отделе, может повлечь четырехкратное увеличение секреции эндорфинов (и, как следствие, чувство удовлетворения и затихание боли).

Этот гипоталамо-лимбический «центральный мозг», вероятно, соответствовал бы тому, что в просторечии зовут «сердцем». Оказывается, что наше сердце не в груди, а в голове!

Центрэнцефал несет ответственность за поддержание физиологического и психоаффективного равновесия, за ограниченный гомеостаз (внутренней среды), в то время как кора — наша главная опора в отношениях с окружающей средой — будет участвовать в общем гомеостазе (Лабори), поддержании равновесия между организмом и окружающей его средой. ...

3. Неокортекс представляет собой серое вещество коры головного мозга, возникающее у высших млекопитающих. Его толщина —от 2 до 4 мм , а его «разглаженная» поверхность могла бы занять квадрат с длиной сторон в 63 см .

Он служит опорой для тех видов деятельности, которые связаны с рефлексией и креативностью, а у человека еще связан с воображением и волей .

Именно там регистрируются и сортируются различные ощущения, приходящие из внешнего мира.

Затем здесь же (в ассоциативных отделах) они группируются в значимые перцептивные образы, что ведет к интеграции телесной схемы и волевому моторному акту (боковые доли).

Именно там строится наш образ окружающего мира, развивается устная речь и письменный язык, позволяющие нам освободиться от власти непосредственного, сиюминутного опыта и перейти от повторения к предвидению, а затем и к предсказанию (проспекции). Предвидение опирается на совокупность опыта, записанного в лимбической системе, и представляет из себя экстраполяцию того, что известно из прошлого, на вероятные события будущего; итак, в действительности предвидение будущего исходит из настоящего. Предсказание (проспекция, или футурология) действует в противоположном направлении.
Предсказание предвосхищает, предугадывает образ желаемого будущего и на этой основе делает вывод о том, какие действия в настоящем будут эффективны для подготовки такого будущего: оно направлено из будущего в настоящее.

В нашем кортексе существует также диссимметрия между его передней и задней частями (боковые доли/фронтальные доли), о которой в литературе упоминается намного реже.

Фронтальные доли, в особенности развитые у человека (30% поверхности кортекса против 17% у шимпанзе и 7% у собаки), являются основным органом сознательного внимания, воли и свободы : именно там вырабатываются наши самокритичные суждения, решения и планы.

Поражения лобных долей влекут за собой чрезмерную зависимость по отношению к внешней среде: граница исчезает в биофизиологическом «слиянии».

Больные приобретают почти автоматизированное поведение, сводящееся к потреблению или подражанию

(То есть к «бесстыдному» поведению (F. Lhermitte. Autonomie de l’homme et lobe frontal.- Bull. academic nat. medec, № 168, с. 224-228, 1984), и обусловленное их восприятием внешнего мира :

видят молоток — бьют, видят бутылку — пьют, а видят кровать — тут же спать; их собеседник делает жест — они ему подражают.

Фронтальные области — это антагонисты боковых областей, дающих нам информацию об окружающей среде: они их подавляют и этим позволяют нам осуществлять осознанный выбор при свободно избранном способе поведения. Они тормозят автоматические и слепые ответы — следствие внешних влияний и ранее испытанных нами воздействий.

Таким образом, наша автономия проявляется в способности сказать «нет» неподходящим для нас внешним запросам . ...

Память и забывание

Краткосрочная, нескладированная, лабильная рабочая память создается за счет кратковременных (от 30 до 40 секунд) интерсинаптических кортикальных связей, именно она позволяет мне, к примеру, удержать в голове номер телефона на то время, которое необходимо, чтобы набрать его.
Кратковременная память, способная сохраняться от многих минут до нескольких часов, видимо, закодирована и заложена в лимбических структурах (гиппокамп и т. д.).

Однако долговременная (нестираемая) память включает в себя процесс переноса информации в неокортекс, в разных участках которого и происходит ее последующее одновременное складирование. Запись в память — сложный процесс, происходящий в обоих полушариях головного мога.

В действительности воспоминания не хранятся в каких-то определенных материальных структурах (словно книги в библиотеке), а, скорее, представляют из себя как бы следы, просеку, оставленную информацией на нейронных путях: электрический ток — так же, как и люди,— лучше идет по специально проложенным путям (в широком смысле можно было бы сказать, что расправленный лист бумаги сохраняет память о складке).

Таким образом, мозг может привнести информацию в материю, придав новую форму (Gestaltung) молекулярной структуре ARN (рибонуклеиновой кислоты).

Долгосрочная память включает в себя прежде всего запись информации в мгновенную или кратковременную память на уровне лимбических структур головного мозга (гиппокамп и т. д.).

Можно было бы сказать, что я снимаю фотографии при помощи чувствительного и хрупкого слоя затылочного кортекса, проявляю их в химической лаборатории моего лимбического мозга, а после закрепления печатаю несколько экземпляров (для надежности) и рассылаю их с разными посланниками по коридорам моего кортекса.

Продолжая пользоваться метафорами, почему бы не упомянуть рабочую память — активную временную память с экрана моего компьютера, которую я могу в любой момент изменить или стереть, и внешнюю память с диска, на котором она сохранится, даже если я отключу свое внимание.

Все это, конечно же, функционирует по программе «мертвой » памяти, записанной в генетическом коде моих клеток (или прямо в самом компьютере) и управляющей инстинктами моего рептильного мозга ...

Некоторые авторы считают, что операции по кодировке и переносу с целью сохранения воспоминаний о событиях дня осуществляются каждой ночью во время «парадоксального» сна (работа сновидений) (так, например, исключение фазы парадоксального сна у крыс не позволяет им запомнить то, чему они научились днем. Guy Lazorthes. le Cerveau et l’Esprit. Paris, Flammarion, 1982).

Придерживаясь этой гипотезы, можно было бы сказать, что сны — это:

  • не только проявление бессознательного, прокладывающего себе путь в сознание,
  • но еще и проявление сознания, пробивающего себе путь к бессознательному (обработка нашего запаса информации).

Впрочем, известно, что непродолжительная кома может стереть воспоминания тех часов, что предшествовали несчастному случаю (посттравматическая кома). ...

ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рептильный мозг - палеэнцефал, гипоталамус: аппетит, сексуальность, ретикулярная формация: пробуждение + гипофиз: эндокринная регуляция, жизненная энергия (импульсы), врожденные автоматизмы, функции - жизненные(инстинкт) и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо- и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза, интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции), это «низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы).

Лимбический мозг - гиппокамп: память, амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями), эмоциональный субъективный опыт, память и эмоция, приобретенные навыки: условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность), интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям),«центральный» мозг.

Неокортекс - рептилии архэнцефол , сенситивные области, двигательные области, ассоциативные области, лобные доли (принятие решения), творческое воображение мышление, разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего, строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию), «высший» мозг.

Подкорковые структуры - центрэнцефал (совокупность рептильного и лимбического мозга), белое вещество (продолжение нейронов: аксоны и дендриты), сердце, ограниченный гомсостаз (постоянство состава внутренней среды), (врожденные \ стереотипные \ приобретенные) способы поведения (импульсы) - бессознательное \(автоматизмы)

Кортикальные структуры кора - неокортекс , серое вещество (клеточные тела нейронов), голова, общий гомеостаз (адаптция всего организма в целом к окружающей среде), свободное поведение, сознание. ...

По материалам книги: “Гештальт — терапия контакта” - Гингер С., Гингер А.

05.01.2017

Любопытство – это двигатель всего. А меня давно интересует вопрос, откуда приходит Творчество и где оно живет.

Это и чисто человеческое любопытство, потому что я постоянно развиваю собственные творческие навыки: в коучинге, писательстве, рисовании, преподавании и тренерстве.

И профессиональный интерес, потому что, когда работаешь коучем, твоя главная задача – открыть доступ клиенту к его творческому «Я», наладить командную работу между всеми частями его личности для решения очень конкретных жизненных и житейских задач.

Обещаю, что не буду пользоваться научными терминами. Ну, может быть, применю парочку-тройку, не больше, там, где без этого невозможно обойтись. Естественно, чтобы ты, дорогой читатель, увидел то, что вижу я, мне придется в своей статье упрощать, огрублять, применять списки и использовать метафоры.

В статье будет три части. В первой мы поговорим о дизайне вместилища нашего разума – о мозге. Во второй — о структуре самого разума. А в третьей мы проведем расследование, откуда берется Творчество.

Наталия Розанова-Тесакова

Три мозга

Если Вы посмотрите на картинку, то увидите, что теория трех видов мозга вполне реалистична.

Научные исследования доказывают, что у каждого из них есть свое конкретное месторасположение в нашем теле.

Самым древним является рептильный (ретикулярный) мозг. Ему более 100 млн. лет

Он отвечает за инстинкты, быстродействие и выживание. Реагирует не задумываясь с целью защитить тело от опасности.

Бей! Беги! Замри! Благодаря именно этим реакциям живые существа спасались от своих врагов. Инстинктивно и без эмоций.

Исключительно мышечная реакция, включающая и выключающая двигательную активность существа, когда оно чувствует опасность или голод, испуг или удовольствие.

Но на этом эволюция не остановилась. Приблизительно 50 мл. лет назад возник лимбический или эмоциональный мозг

Он обхватывает рептильный мозг как перчатка. И отвечает за эмоции и поведение в стае, то есть коллективизм, командность, семейность.

Благодаря этому мозгу животные обучаемы. У них есть эмоции. Они соблюдают иерархию. Умеют действовать сообща: парами или стаей.

Лимбический мозг отвечает за чувства, доминирование, обучение, защиту, за осознание настоящего, похожесть и желание придерживаться привычных моделей жизни, за слуховое восприятие и различение ритма и интонаций.

Самый молодой и развивающийся мозг – это неокортекс Церебральный мозг или неокортекс возник приблизительно 2 млн лет назад и включает триллионы нейронных связей.

Он сложен, нестабилен, гибок и продолжает развиваться.

Неокортекс НЕ интегрирован с эмоциональным и рептильным мозгом.

Он умеет анализировать, синтезировать, обобщать, планировать и рассуждать.

Неокортекс позволяет визуализировать будущее, создавать диссоциированные образы.То есть образы, на которые мы с вами можем смотреть со стороны, с позиции наблюдателя.

Но самое главное — он умеет предвидеть, фантазировать и мечтать. И выражать мысли при помощи слов. Кстати, языковая система — самая молодая в неокортексе.

В книге философа Георгия Гурджиева «Все и вся» герой рассказывает своему внуку все о «непонятном поведении трехмозговых существ на этой странной планете Земля», у которых каждый из трех умов заведует своей сферой.

Если работа наших мозгов синхронизирована, то есть неокортекс приучен прислушиваться к телесным и эмоциональным проявлениям, тогда человек здоров, полон сил и энергии. Если же неокортекс решает, что он царь горы и никто ему не указ, то постепенно теряет связь с телом и чувствами, ввергая человека в болезни, депрессии и неудачи.

Я очень благодарна своему рептильному мозгу, который однажды, а может быть, и десятки раз, спасал меня в критических ситуациях. Например, от лобового столкновения с автобусом. Это случилось на Мальте, когда мой неокортекс, витая в мечтах о теплом песочке и ласковых морских волнах, чуть меня не угробил. Я шла и мечтала. Шла и не заметила, как ступила на проезжую часть. Шла, уставившись внутрь себя, радуясь своим мечтам. Что меня заставило отпрыгнуть и прижаться к стене ровно за секунду до того, как в узкую улочку втиснулся огромный туристический автобус? Рептильный мозг.

Я очень благодарна моему лимбическому мозгу, который дает возможность чувствовать переживания и состояния других людей, сопереживать, сочувствовать, строить отношения с разными людьми и группами, избегать разрушающих меня отношений.

С умным неокортексом всегда сложные отношения. Он прекрасен и могуч, когда начинаешь новый проект, планируешь, идешь к цели, ищешь идеи для решения проблем и задач. Но он же заставляет тревожиться и переживать мнимые опасности, дает ложные ориентиры и заводит в тупик.

Почему так происходит?

Для ответа на этот вопрос обратимся к модели человеческого разума. И обнаружим, что Разумов у нас тоже три.

Сознание и бессознательное. Высший разум. Модель трех разумов

Модель Трех Разумов просто и доходчиво сформулировали всемирно известные коучи, создатели школы трансформационного коучинга третьего поколения – Стивен Гиллиген и Джек Макани. В свою очередь они опирались на последние достижения науки в изучении сознательного и бессознательного, а также — коллективный опыт мировых религий.

Во всех мировых религиях присутствует идея того, что у человека есть три аспекта сознания или назовем их три разума.

Первый разум назовем Сознательный разум .

Второй — Бессознательным разумом .

И третий — Высшим разумом .

И договоримся, что эти три разума – это три аспекта любой личности.

Если посмотреть на картинку в начале этой статьи с изображением структуры мозга и поискать место жительства трех наших разумов, то похоже, что Сознательный и Высший разум разместились в неокортексе.

А Бессознательное блуждает между рептильным и лимбическим мозгом, время от времени подавая неокортексу, где разместились Высший и Сознательный разум, сигналы в виде образов, звуков, чувств и телесных ощущений.

И еще два очень важных наблюдения:

  1. Высший разум проживает не только в неокортексе конкретного человека, но каким-то образом подключается к полю коллективного бессознательного за пределами отдельного человека.
  2. Высший разум и Сознательный разум не общаются напрямую. Они ВСЕГДА взаимодействуют через Бессознательное. Именно поэтому у человека возникают психологические проблемы. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Теперь попробуем разложить по полочкам сферы ответственности наших трех разумов.

Полочки – это, конечно же, метафора, удобная для разговора о таких сложных материях как наше сознательное, бессознательное и духовное.

Итак, за что отвечает наш Высший разум?

За идеи, предвидение, ценности, смысл, духовность, самоконтроль.

Похоже, что у Высшего разума каждого человека есть особая задача относительно жизни человека.

Эту задачу можно назвать миссией или предназначением. Эта самая важная жизненная задача тесно связана с глубинной идентичностью, осознанием того, кем же я являюсь, и без чего моя жизнь не имеет смысла.

Высший разум – это самая мудрая часть нас, которая отвечает за видение жизненного пути, вдохновение и доступ к особым ресурсам коллективного опыта.

Что находится в ведении Сознательного разума?

Восприятие реальности, то есть те образы, звуки, телесные ощущения, внутренние диалоги, которые мы осознаем.

Рациональное и логическое мышление.

Принятие осознанных решений.

Бессознательное — это гигантское хранилище всех-всех-всех

событий, которые когда-либо с нами происходили,

эмоций, которые мы когда-либо испытывали,

решений , которые мы принимали,

внутренних и внешних конфликтов ,

убеждений и принципов,

физиологических процессов в нашем теле.

Как взаимодействуют между собой Сознание, Бессознательное и Высший разум?

Помните, мы уже говорили о том, что Высший и Сознательный разум не взаимодействую напрямую, обязательно через посредника — Бессознательное.

А как мы помним, в сфере Бессознательного хранится все-все-все, в том числе все наши обиды, страхи, горести и боли, все наши ограничивающие убеждения.

Весь этот застывший в своем первозданном виде мусор, накопленный годами, влияет на нашу жизнь.

Создает зажимы и болезни в нашем теле.

Нарезает шрамы на наших эмоциях.

Замутняет наши состояния.

Создает пробки и застой в наших мыслях и действиях.

Заглушает зов наших истинных ценностей и важных жизненных целей.

И для того, чтобы развиваться и достигать желаемого, нам важно время от времени, а лучше регулярно избавляться от мусора в бессознательном. А для этого уметь организовать командную работу между тремя разумами.

В организации такой командной работы разумов помогает . Это и есть суть его работы.

Где живет творчество? Где границы сознательного и бессознательного в Творчестве?

Вот, что мы имеем на входе.

  • В неокортексе обитают и Высший, и Сознательный разум.
  • В ведении Высшего разума находятся наши ценности, предвидение, новые идеи.
  • В ведении Сознательного разума – логическое мышление и воспринятая конкретным человеком реальность; воспринятая через образы, звуки, телесные ощущения и внутренние диалоги.
  • Высший и Сознательный разум взаимодействуют только через Бессознательный разум.

И здесь выходит на сцену теория двух полушарий нашего мозга.

Все мы уже много раз читали, что Левое полушарие отвечает за логику и речь.

А Правое полушарие отвечает за целостное гештальтное восприятие, за интуицию и воображение.

И общим местом стало утверждение, что именно Правое полушарие отвечает за Творчество.

Меня всегда смущал такой однобокий подход.

Поэтому давайте копнем поглубже и еще разок зададимся вопросом, что конкретно в нашем мозге помогает нам творить. И обратимся к исследованиям мозга.

И вот, о чем говорит наука.

Между у двумя полушариями нашего мозга располагается Мозолистое тело. Это такое образование, которое отвечает за синхронизацию полушарий.

Любая творческая задача, будь то сочинение историй, музыки или решение математической задачи, — это всегда ОДНОВРЕМЕННАЯ работа и левого, и правого полушарий мозга.

Чем лучше развито мозолистое тело, тем легче нам решать творческие задачи.

Похоже на то, что наше Бессознательное использует мозолистое тело для взаимодействия с Высшим и Сознательным разумом.

Кстати, не так давно ученый Лоуренц Канц ввел в оборот название «нейробика» Это научное направление, которое занимается вопросами синхронизации работы полушарий мозга. И выявил вот такую закономерность:

  1. Когда левое и правое полушарие мозга работают синхронно, то нервные клетки выделяют вещество нейтрофин. Это вещество укрепляет память и внимание.
  2. Нейтрофины, поступая в кровь, вызывают состояние удовольствия, укрепляют память и способствуют омоложению организма.
  3. Состояние удовольствия снижает логический контроль и вызывает вдохновение, то есть состояние сконцентрированного транса. Этот специфический транс пропускает в зону осознания новые целостные образы, ощущения, новые идеи, предвидения и мысли.
  4. И в результате всего этого Человек творит.

Позволю себе сделать свои собственные выводы

Творчество – это состояние, которое возникает в результате командной работы трех наших разумов: Высшего, Бессознательного и Сознания.

Для того, чтобы вызвать состояние Творчества, нужно синхронизировать работу правого и левого полушария.

Такая синхронизация естественным образом ослабляет чрезмерный контроль Сознательного разума и позволяет Бессознательному организовать процесс передачи образов, ощущений, звуков и слов из кладовых Высшего разума.

А теперь самая замечательная новость!

Креативные люди уже придумали массу доступных и экологичных способов для сознательной синхронизации работы нашего мозга.

То есть у нас вами есть все, чтобы творить!

Скачивайте уникальную книжку «2 секрета Вдохновенья»

В этой книжке речь пойдет о том, как быстро привести себя в рабочее творческое состояние ума и души, как пригласить Вдохновение в нужный момент времени.

Вдохновленный человек очень эффективен и продуктивен, он настолько сильно вовлечен в процесс придумывания, что очень быстро и с удовольствием сочиняет, пишет, говорит, изобретает, рисует, создает, ваяет, импровизирует.

Что нужно делать, чтобы на вас снизошло вдохновение?

Как вызволить идеи из собственной головы?

Как по своему желанию в нужный момент, не дожидаясь Музу, войти в Творческое пространство?

Скачивайте бесплатную книгу и узнавайте!

Вы можете прямо сейчас осваивать новые творческие навыки

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна