Панические атаки у детей симптомы и лечение. Как избавиться от панических атак: тренинги, форумы, народная медицина, гомеопатия - видео. Ночные панические атаки

Ученые давно установили, что у детей ничуть не меньше причин для возникновения панических атак, чем у взрослых, умудренных жизнью людей. В значительной степени этому способствуют особенности адаптации ребенка в современном мире. Для многих аспектов его жизни характерно огромное внешнее давление. Уже начиная с младшего школьного возраста, детям приходится сталкиваться с конкуренцией. Они стараются быть более привлекательными в физическом плане, хотят быть популярными среди сверстников. Если ребенку не удается выполнить определенные действия, совершаемые другими без труда, то у него возникает боязнь, что его не поймут, и будут насмехаться.

Панические атаки у детей нередко основаны на страхе непонимания и насмешек. Кроме того, дети всегда очень чувствительны к любым проблемам, происходящим в семье, которые влияют на развитие малыша. Часто панические атаки дети испытывают, находясь непосредственно в школе, поэтому, они замыкаются в себе, не в состоянии установить нормальный контакт с одноклассниками. Таким образом, не только ухудшаются отношения с окружающими, но и в значительной мере снижается успеваемость ребенка. Если родители замечают, что ребенок чем-то обеспокоен, то необходимо поговорить на эту тему, выяснить причину.

Причины панических атак у ребенка

Взрослые должны знать, что страх и паника у ребенка может усилиться, если он будет стараться прятать от всех свое состояние, скрывать эмоции. Дело в том, что панические атаки у детей имеют сопровождение в виде различных вегетативных симптомов. Как правило, у детей паническая атака вызывается стрессом, или провоцирующими факторами. При возникновении панической атаки ребенок ощущает свою ранимость и незащищенность, поэтому ему необходима поддержка родителей, близких людей. Специалисты считают, что в таких случаях необходимо придумать ребенку интересное хобби, больше времени быть рядом с ним. Если ребенок доверяет взрослым, он рассказывает о беспокоящих его страхах.

Известно, что возникновение панических атак может быть обусловлено наличием у ребенка других тревожных расстройств. Например, часто встречается тревожное расстройство, основанное на страхе предстоящей разлуки с кем-то из близких. Развитие панических атак у детей происходит спонтанно, но в дальнейшем дети связывают это состояние с конкретной обстановкой или ситуациями, и стараются избегать таких моментов. Таким образом, у ребенка может развиться агорафобия.

Признаки панического расстройства

При панических атаках у детей возникают соответствующие симптомы. Наиболее типичными и часто встречающимися являются такие признаки, как мышечное напряжение, болевые ощущения в области груди, дискомфорт, выраженный страх и паника. Среди вегетативных симптомов отмечается учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, озноб. Также ребенок жалуется на тошноту, ощущение нехватки воздуха, может повыситься артериальное давление. Среди других симптомов отмечается звон в ушах, онемение конечностей, головокружение, и прочее.

Безусловно, при наличии подобных факторов необходимо обратиться к специалисту по детской психотерапии. Можно утверждать, что ребенок страдает паническими атаками, если приступы возникают часто, например, раз в неделю. Подобные эпизоды имеют длительность до двадцати минут, и в течение этого времени у ребенка отмечены психологические и соматические симптомы. К тому же, панические атаки у детей могут развиваться как с агорафобией, так и без нее.

Лечение

Причину панических атак у ребенка устанавливает врач, так же он выявляет провоцирующий фактор. Психотерапевт рассказывает родителям, как требуется себя вести, если внезапно у ребенка появились признаки панической атаки. После того, как диагноз установлен, может быть назначен курс лечения. При данном заболевании лекарственная терапия направлена на блокирование психической атаки, устранение различных вегетативных симптомов, а так же на прерывание приступов. Оптимальным методом лечения является сочетание методов психотерапии с лекарственными средствами.

Если у ребенка имеются сопутствующие соматические заболевания, то диагностика усложняется, особенно это касается астмы, так как панические атаки у детей могут спровоцировать ее приступ, и наоборот. При условии адекватного лечения, прогноз при паническом расстройстве у детей является благоприятным. Если имеются симптомы агорафобии, то особенно эффективной является поведенческая терапия. В данном случае, сама по себе медикаментозная терапия неэффективна, потому что ребенок продолжает опасаться повторного возникновения панической атаки даже спустя продолжительное время. При лечении панических атак у малышей первостепенную роль играет правильное отношение родителей, которые должны принимать во внимание все рекомендации врача.

Синдром панической атаки является сложным психологическим состоянием, которое может появиться как во взрослом, так и в детском возрасте. Не стоит путать панические атаки с обычными страхами, ведь эти два состояния имеют существенные различия между собой.

Синдром панической атаки является сложным психологическим состоянием, которое может появиться как во взрослом, так и в детском возрасте. Не стоит путать панические атаки с обычными страхами, ведь эти два состояния имеют существенные различия между собой. Что такое панические атаки?

Если важно знать, что такое паническая атака, симптомы, причины, то здесь основной фактор - внезапность.

Атаки появляются внезапно, чаще всего ночью. Всего за несколько минут они достигают наибольшей интенсивности. Человек ощущает сильный страх и тревогу, при этом даже сам для себя не может определить причину возникновения такого состояния.

Сопутствующие симптомы - учащенное сердцебиение, тремор рук, боль в груди, затрудненное дыхание, ощущение полной нереальности происходящего.

Может тоже повышаться, поэтому появляется головная боль, головокружение, тошнота. Панические атаки днем появляются тоже, но гораздо реже, чем ночью. Когда человек остается в одиночестве, риск появления синдрома возрастает в несколько раз.

Панические атаки, симптомы и признаки такого состояния

Признаки проявляются индивидуально, но обычно обязательно присутствует чувство необъяснимого беспокойства, тревоги, сильный безпричинный страх. Обычно такое состояние проходит само через полчаса, иногда человек ощущает чувство тревоги на протяжении двух часов, но не более.

Причины

Если интересуют причины и , то изначально стоит отметить то, что они бывают спонтанными и спровоцированными.

Факторы, которые вызывают приступ, могут быть следующими:

  • физиогенными;
  • биологическими;
  • психогенными.

Наиболее распространенные причины появления панических атак - пережитый сильный стресс или шок, затяжные травмирующие ситуации.

Панические атаки у детей могут появиться вследствие переезда, развода родителей, постоянных ссор со взрослыми, постоянными проблемами в школе. Очень часто причинами возникновения панических атак является неблагоприятная семейная обстановка, алкоголизм родителей. Сами по себе панические атаки не опасны, но последствия их возникновения могут быть непредсказуемыми. Если не заниматься лечением панических атак, особенно в детском и подростковом возрасте, то возможны риски возникновения различных фобий. Также панические атаки могут спровоцировать появление и других заболеваний, например: бронхиальной астмы, мигрени. Стоит также отметить, что во многих случаях, постоянные и сильные панические атаки могут стать причиной затяжной , которая впоследствии приведет к . Особо опасным такое состояние является для детей и подростков, ведь их психика еще не полностью окрепла, они еще не умеют справляться со стрессовыми ситуациями.

Диагностика

Диагностика панических атак начинается с посещения врача, который собирает анамнез и проводит опрос. Если беспокоят панические атаки, врач к которому необходимо обратиться в первую очередь - психолог и врач-психиатр. Если диагностируются панические атаки у детей, то это отклонение должно быть обязательно дифференцировано и с другими заболеваниями - сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной. Стоит отметить, что такой синдром может появляться и как последствие приема определенных медикаментозных препаратов. Если беспокоят панические атаки, психолог может помочь лишь в том случае, когда причиной возникновения проблемы являются психогенные факторы. В любых других случаях необходимо обращаться к психиатру и заниматься лечением сопутствующих заболеваний.

Как победить панические атаки?

Вопрос сложный, но его можно решить при правильном подходе. Избавиться от панических атак самостоятельно и навсегда, вряд ли получится, но это возможно, если имеется сильная воля, мотивация. Необходимо четко определиться со своими целями и желаниями. Если попытки избавиться от панических атак самостоятельно стали неудачными, не откладывайте обратитесь к врачу - и он обязательно сможет найти решение проблемы.

Лечение и избавление от панических атак

Жизнь без панической атаки и всд возможна, это доказали уже многие, кто пережил это заболевание и смог его побороть. Если мучают панические атаки, Курпатов написал прекрасную книгу, которую стоит почитать тем, кто решил избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Вообще, в общей сложности, для того чтобы прошли панические атаки, требуется комплексное лечение - медикаментозное, психотерапия и физиотерапия. К медикаментозному лечению следует относиться с особой осторожностью, особенно в детском возрасте. Никогда не занимайтесь самостоятельным лечением, ведь при панических атаках назначаются преимущественно психотропные, седативные и успокоительные препараты. Также могут быть назначены даже сильные транквилизаторы. Назначение препаратов зависит прежде всего от возраста пациента и сложности заболевания, его течения. Их передозировка и неправильный прием может привести к страшным последствиям. Медикаментозная схема лечения должна быть разработана в индивидуальном порядке врачом. Пациент обязан строго ее придерживаться и следовать всем рекомендациям. Если говорить о психотерапии при данном заболевании, то с пациентом проводятся индивидуальные психологические беседы, аутотренинги. Также очень эффективны когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, йога. Главное, чтобы пациент научился управлять своими эмоциями, научился анализу ситуаций, которые обычно приводят к возникновению панических атак.

Прогноз лечения

Для того чтобы панические атаки прошли полностью, следует пройти полный курс лечения, научиться управлять своими эмоциями и ситуациями. Если соблюдать все предписания и рекомендации врача, то панические атаки можно победить навсегда. Для эффективного лечения панических атак очень важно определить причину их возникновения.

Важно не пускать все на самотек, а начать лечение. Обратитесь к врачам, пройдите диагностику. Панические атаки не опасны, но опасны их осложнения.

В детском возрасте очень важно предупредить рецидивы возникновения заболевания, которые встречаются довольно часто. Никогда нельзя делать акцент на том, что ребенок болен, а тем более на том, что имеются отклонения в психологическом плане. Это действует как отягощающий фактор и только усугубляет ситуацию. С ребенком необходимо периодически, но регулярно посещать психолога или психотерапевта, но внимание на этом факте не заострять. Не допустимы высказывания в плане - не пьешь таблетки, заболеешь вновь. Необходимо заинтересовать ребенка, помогать ему. Если видите, что он не может сам справиться с ситуацией, помогите ему, поговорите, правильно мотивируйте. Важно не оставлять ребенка наедине со своей проблемой, затяжные и частые панические атаки могут привести не только к депрессии, но и самоубийству.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Чтобы понять, что ребенок страдает приступами паники, необходимо внимательно следить за его поведением, так как детские психологи считают, что панические атаки у деток являются достаточно серьезной проблемой. Очень часто дети не умеют рассказать о своем состоянии родителям, и поэтому эти приступы могут развиться в более серьезные психические заболевания.

Признаки панической атаки у детей

Как же распознать признаки панической атаки у ребенка? Известно, что в современном мире дети часто испытывают огромное давление на психику. Это выражается в том, что от ребенка многое требуют родители, воспитатели, учителя, он постоянно находиться под пристальным вниманием, ему регулярно указывают на ошибки, заблуждения. При этом требуют очень многого: послушания, соблюдения правил, выполнения заданий. Кроме этого, он должен развиваться, познавать окружающий мир и так далее. Находясь под этим давлением, ребенок иногда начинает испытывать страх и панику, что он не соответствует ожиданиям родителей, воспитателей, он начинает думать, что его будут меньше любить.

Очень часто взрослые не замечают, что ребенок не в состоянии справиться со всем, что от него требуют, и у него постепенно происходят нарушение психологического состояния, которое затем может проявиться неврозами и серьезными психическими проблемами.

Если родители заметили, что ребенок изменился, стал замкнутым или же, наоборот, слишком нервным, начал бояться темноты или чудовища под кроватью, поговорите с ним, возможно, он испытывает приступы паники и ему необходима помощь специалиста.

Если родители не понимают, что происходит с ребенком

Случается, что, общаясь с родителями, ребенок не в состоянии рассказать им о своих настоящих чувствах, о том, что он испытывает страх или тревогу. Родители же сами не понимают, что происходит с ребенком, так как не видят, в чем причина его панического состояния, думая, что это просто попытки привлечь их внимание. В случае, если родители не могут сами разобраться и понять, что ребенок не просто избалован, лучше всего обраться к специалисту, который поможет разобраться в ситуации. Детский психолог либо же развеет подозрения, либо поможет ребенку успокоиться и обрести равновесие.


Признаки паники проявляются не только в психологическом состоянии ребенка, но и в чисто физических проявлениях. К проявлениям паники относятся: одышка, повышенная частота сердечных сокращений, дрожь в теле, ощущение головокружения, тошнота, чувство опустошения, тревога. Явным признаком, что с ребенком явно что-то происходит, так же является внезапная злость, приступ ярости либо грусть без причины, депрессия.

Предупреждение приступов паники

Чтобы избежать повторения приступов паники у ребенка, постарайтесь уделять ему побольше внимания, физические упражнения также хорошо помогают снять приступы паники. Кроме того, нужны спокойная домашняя атмосфера, дружелюбие и понимание родителей, а также какое-либо увлечение, например, рисованием, лепкой, игрой на музыкальном инструменте.

Самое главное для ребенка – любовь родителей и внимательное отношение к нему, не стоит также перегружать ребенка и ожидать от него свехуспехов и гениальности, все дети разные и необходимо любить и ценить собственного малыша за то, что он есть такой, как есть, а не за его успехи.