Генетический ряд неметаллов примеры. Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

Тема: Генетический ряд металлов и неметаллов.
Задачи:
1. сформировать представление о генетическом ряде, как группе веществ связанных
последовательными превращениями и имеющих общность по составу, о
генетической связи, как возможности получения одних веществ из других на основе
химических свойств;
2. повторить и систематизировать знания учащихся о классификации веществ, об их
составе и свойствах;
3. научить определять генетически связанные вещества среди других веществ,
составлять генетические ряды и записывать уравнения, которые иллюстрируют
взаимосвязь веществ в генетических рядах;
4. продолжить развитие умений анализа, синтеза, умения обобщать и делать выводы;
5. совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.
Мотивация и целеполагание:
«Знание некоторых принципов легко
возмещает незнание некоторых фактов»
Клод Адриан Гельвеций
Обращаемся к высказыванию и задаем вопрос: «Как вы понимаете это высказывание
Известно вещество состава SeO3, какими химическими свойствами будет обладать
Для этого определяем классификационную группу, к которой принадлежит данное

К.А. Гельвеция?»

данное вещество?

вещество, затем определяем химические свойства вещества.
Изучение нового материала:
Давайте вспомним классификацию веществ (см. схему 1):

Зная эту классификацию можно составить генетический ряд металлов и неметаллов.
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу
которой положен один и тот же металл.

Различают две разновидности генетического ряда металлов. В основе первой
разновидности выступает генетический ряд, в котором в качестве гидроксида выступает
щёлочь. Этот ряд может быть представлен следующей цепочкой: металл
основный оксид

Например, генетический ряд кальция: Ca

Другая разновидность генетического ряда металлов представлена рядом, где в
качестве гидроксида представлено нерастворимое основание. Этот ряд представлен
основание (щёлочь)
→ CaCl2.
→ CaO
→ Ca(OH)2

соль.



соль


основание
→ CuO
→ CuCl2
→ Cu(OH)2
основный оксид
основный оксид
→ Cu.
следующей цепочкой: металл
металл. Например, генетический ряд меди: Cu

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в
основу которой положен один и тот же неметалл. Здесь также можно выделить две
разновидности. В первом генетическом ряде в качестве гидроксида выступает растворимая
кислота и цепочка превращений имеет общий вид: неметалл
кислота

→ Na2SO3. Другая
→ SO2
разновидность генетического ряда неметаллов отличается тем, что в ней в качестве
гидроксида выступает нерастворимая кислота. Тогда цепочка превращений будет иметь
вид: неметалл
неметалл.
Например, генетический ряд кремния: Si
соль. Например, генетический ряд серы:
кислотный оксид
→ H2SiO3
→ SiO2

кислота
→ Na2SiO3

→ H2SO3
кислотный оксид
кислотный оксид
соль

→ SiO2

→ Si.
→ CuO



S

Обобщение и систематизация знаний:
Тест с последующей проверкой.
Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)
1. Генетический ряд металла – это:
а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла
в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла
г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
2. Определить вещество «Х» из схемы превращения: C
а) CO2 б) CO в) CaO г) O2
3. Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na
а) Na2O б) Na2O2 в) H2O г) Na
→ → →
4. В схеме превращения: CuCl2
A
→ →
X
CaCO
3:
→ →
Y NaOH
А и В являются:
а) CuO и Cu(OH)2 б) CuSO4 и Cu(OH)2
в) CuCO3 и Cu(OH)2 г) Cu(OH)2 и CuO
B Cu формулами промежуточных продуктов
5. Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:
CO2
→ X1
X→ 2
NaOH

а) карбонат натрия б) гидрокарбонат натрия
в) карбид натрия г) ацетат натрия
6. Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:
Э→ 2О5
Na→ 3ЭO4
Э
а) N б) Mn в) P г) Cl
Н→ 3ЭО4
Часть В. (задания с 2­мя и более правильными вариантами ответа)
1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов
реакции:
Формулы исходных веществ Формулы продуктов
1. Fe + Cl2 A) FeCl2
2. Fe + HCl Б) FeCl3
3. FeO + HCl В) FeCl2 + H2
4. Fe2O3 +HCl Г) FeCl3 + H2
Д) FeCl2 + H2O

Е) FeCl3 + H2O
2. Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:
а) гидроксид калия (раствор)
б) железом
в) нитратом бария (раствор)
г) оксидом алюминия
д) оксидом углерода(II)
е) фосфатом натрия (раствор)
Часть С. (с развернутым вариантом ответа)
1. Осуществить схему превращения веществ:

BaSO
4
FeS SO→ 2
SO→ 3
H→ 2SO4

MgSO
4
Закрепление и контроль знаний:
1. Зная, что барий – металл, составьте генетический ряд его соединений, дайте названия
его членам, укажите классы, к которым они относятся. Запишите уравнения химических
реакций, с помощью которых можно осуществить генетические переходы внутри
составленного вами ряда.
Ответ:
Ba
(Барий, металл; оксид бария, оксиды; гидроксид бария, основания; нитрат бария, соли).
1) Ba + O2 = 2BaO
2) BaO + H2O = Ba(OH)2
3) Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O
Ba(OH)
Ba(NO
BaO
3)2



2
2. Зная, что углерод – неметалл, составьте генетический ряд его соединений, дайте
название его членам, укажите классы веществ, к которым они относятся, запишите
уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить генетические
переходы внутри составленного вами ряда.
Ответ:
C
(углерод, неметалл; оксид углерода (IV), оксид; угольная кислота, кислоты, карбонат
натрия, соли).
1) C + O2 = CO2
2) CO2 + H2O = H2CO3
3) H2CO3 + 2NaOH = Na2CO3 + 2H2O
Na→ 2CO3
H→ 2CO3
CO→ 2
3. Из приведенного перечня выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд
фосфора: Na, Na2SO4, P2O5, AlCl3, S, H3PO4, K3PO4, N2, KOH, P, MgO. Составьте схему
взаимосвязи членов генетического ряда, дайте им названия и укажите классы, к которым
они относятся. Запишите уравнения химических реакций согласно генетическим переходам
внутри ряда.
Ответ:
P
(Фосфор, неметалл; оксид фосфора (V), оксиды, фосфорная кислота, кислоты, фосфат
калия, соли).
1) 4P + 5O2 = 2P2O5
H→ 3PO4
K→ 3PO4
P→ 2O5

2) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
3) H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3H2O
4. Из предложенного перечня выпишите формулы веществ, составляющих генетический
ряд магния: Ca, HCl, MgO, MgCl2, HNO3, C, Cu(OH)2, Mg, Cl2, Mg(OH)2, KOH . Составьте
схему взаимосвязи членов генетического ряда магния, дайте им названия и укажите
классы, к которым они относятся. Запишите уравнения химических реакций согласно
генетическим переходам внутри ряда.
Ответ:
Mg
(Магний, металл, оксид магния, оксиды; гидроксид магния, основания, хлорид магния,
соли).
1) 2Mg + O2 = 2MgO
2) MgO + H2O = Mg(OH)2
3) Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O
→ Mg(OH)2
→ MgCl2
→ MgO
SO→ 3 + H2O
Ba(OH)
5. Определите, какие продукты X, Y образуются в результате следующих превращений:
SO→ 2
а) S

б) Ba
в) A + B
X + Y.
Ответ: BaSO4, H2O
A;→
2 + HCl
BaO

B;→

→ P2O5 + H2O
→ CaO + H2O
6. Определите вещества X, Y, которые образуются в результате следующих превращений:
а) P
б) Ca
в) A + B
Ответ: Ca3(PO4)2 , H2O.
→ A;
→ B;
→ X + Y.
CuO


CuCl
2.
Cu(NO
SO→ 3
SO→ 2

Na→ 2SO4
H→ 2SO4

3)2
Cu(OH)
2
7. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие
превращения:
S
Cu
Ответ:
1) S + O2 = SO2
2) 2SO2 + O2 = 2SO3
3) SO3 + H2O = H2SO4
4) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
1) 2Cu + O2 = 2CuO
2) CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

3) Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2
4) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
+ 2NaNO
3
8. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: медь, оксид
меди (II), оксид углерода (IV), алюминий, гидроксид натрия, магний? Напишите уравнения
соответствующих реакций.
Ответ:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
HCl + NaOH = NaCl + H2O

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
;→
;→
;→
9. Закончите уравнения возможных химических реакций:
NaOH + CO2
HCl + Al2O3
H2SO4 + SiO2
;→
Ca(OH)2
;→
Ca(OH)2 + CuO
.→
Cu(OH)2 + HNO3
Ответ:
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O;
6HCl + Al2O3 = 2AlCl3 + 3H2O;
H2SO4 + SiO2 ≠;
Ca(OH)2 ≠;
Ca(OH)2 + CuO ≠;
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O .
10. Даны следующие вещества: оксид бария, серная кислота, вода, оксид меди (II). Как,
используя эти вещества, получить гидроксид бария, сульфат бария, сульфат меди (II).
Напишите соответствующие уравнения реакций.
Ответ:
1) BaO + H2O = Ba(OH)2
+ ↓ H2O
2) BaO + H2SO4 = BaSO4
3) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O.
Рефлексия и подведение итогов:
Какова ваша самооценка уровня усвоения материала по изученной теме? Почему?
а) высокая; б) средняя; в) низкая.
Домашнее задание:
I уровень: §43, упр. 2 ­ 4;
II уровень: тоже + упр. 5.

Дата

Класс

Тема урока

Цель обучения

Действия по оцениванию

Генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений

научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований.

Сбор тетрадей, оценивание

Критерии успеха (Ожидаемые результаты, цели урока)

Могут достичь все (Все учащиеся будут): знать генетические ряды металлов, неметаллов, подтверждать уравнениями реакций

Могут достичь большинство (Многие учащиеся будут): уметь составлять и решать генетические ряды..

Могут достичь некоторые (Некоторые учащиеся будут): уметь применять имеющиеся знания в новой учебной ситуации.

Языковые цели:

Формулирование вопросов, обоснование ответов, приведение фактов, доказательств.

Предшествующие знания

Типы химических реакций, химические уравнения, химические свойства оксидов, кислот, солей и оснований.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

1.Орг.момент

Психологический настрой

Готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний.

Инд.работа

Оценивание

2.Формирование знаний умений и навыков.

Тема урока, цель.

Прием «Инсерт».

Изучить приложение, составить конспект

3. Контрольно-оценочный

Работа по карточкам

Задание 1 1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов.Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Вариант 1

Вариант 2

Задание 2. Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO 4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH) 2:

II вариант : Na 2 SO 4, NaOH, Na, Na 2 O 2 , Na 2 O

Задание 3. 1.Al→Al 2 O 3 →AlCl 3 →Al(OH) 3 →Al 2 O 3

2. P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4 →Ca 3 (PO 4) 2

3. Zn→ZnCl 2 →Zn(OH) 2 →ZnO→Zn(NO 3) 2

4.Cu →CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

5.N 2 O 5 →HNO 3 →Fe(NO 3) 2 →Fe(OH) 2 →FeS→FeSO 4

Инд.работа, по вариантам

Оценивание

4.Рефлексия.

Лестница успеха

5.Домашнее задание

1. Составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция.

2***.Подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу).

Запись в дневник

6..Итоги урока, оценивание

Подведение итогов

Подать дневники для оценки


Приложение 1

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

    Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

    Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам (т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

    Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1 .Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K 2 O--KOH--KCl.
2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl 2 --Cu(OH) 2 --CuO--Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например: P--P 2 O 5 --H 3 PO 4 --Na 3 PO 4 .
2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO 2 --Na 2 SiO 3 --H 2 SiO 3 --SiO 2 --Si.

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока :

    Познакомиться с понятием «генетическая связь».

    Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

    Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

    Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

    Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

    Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

    Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

    Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

    Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения : систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения : осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения : строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока :

    по дидактической цели: урок актуализации знаний;

    по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя

Ответы: MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S слайд 3

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Дают название выбранному веществу («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

Ответы: слайд 5

1. медь, магний;

4. фосфорная;

5. карбонат магния, сульфат натрия

7. соляная

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

(для сильных уч-ся)CaO, Р 2 O 5 , MgO, Р, H 3 РO 4 , Ca, Na 3 РO 4 , Ca(OH) 2 , NaOH, CaCO 3 , H 2 SO 4

(Для слабых уч-ся)CaO, CO 2 , C, H 2 CO 3 , Ca, Ca(OH) 2 , CaCO 3 слайд 6

Ответы: слайд 7

Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8 . Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O 2 → 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI 2 3. СuCI 2 +2NaOH→ Сu(OH) 2 +2NaCI

4.Сu(OH) 2 CuO +H 2 O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Сa 3 (PO 4) 2
1. 4P+5O 2 → 2P 2 O 5 2. P 2 O 5 + H 2 O→ 2H 3 PO 4 3. 2H 3 PO 4 +3 Ca(ОН) 2 → Ca 3 (PО 4) 2 +6 H 2 O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

О 2 , +Н 2 О, + НCI

4K+О 2 = 2K 2 O K 2 O +Н 2 О= 2KOH KOH+ НCI= KCl слайд 15

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

Si+O 2 = SiO 2 SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16



Самопроверка.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3 AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О слайд 17

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

Самопроверка.

2Ca+О 2 =2CaO CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2 Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI слайд 19

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 или облегченный вариант

S+ О 2 = SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3 +NaOH =

SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3

H 2 SO 3 +2NaOH = Na 2 SO 3 +2H 2 O

IV . Закрепление ЗУН

Вариант 1.

Часть А.

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

а) CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а) Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г) Cu (OH ) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в) P г)Cl

Часть В.

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

1 Б,2 А,3Д,4Е

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С.

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

2Fe+O 2 =2FeO FeO+2HCI= FeCI 2 + H 2 O FeCI 2 + 2NaOH= Fe(OH) 2 +2NaCI

Fe(OH) 2 + H 2 SO 4= FeSO 4 +2 H 2 O

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а) P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

а)Ca б) CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г) Mg (OH ) 2 и MgO

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

1Б, 2В,3 А,4Г

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

S+ О 2 = SO 2 2SO 2 + О 2 = 2 SO 3 SO 3 +Н 2 О= H 2 SO 4 H 2 SO 4 +Сa(OH) 2 = CaSO 4 +2 Н 2 О

CaSO 4 + BaCI 2 = BaSO 4 +CaCI 2

V. Итоги урока . Выставление оценок.

VI .Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII . Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SO 4 и AgNO 3 . На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl 2 . Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

Приложение 1

9»Б» класс Ф.И._______________________(для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия.

(«4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

О 2 , +Н 2 О, + НCI

Например, K→ K 2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

Задание 4.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3

или облегченный вариант

H 2 SO 3 +NaOH =

Вариант 1.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO 3

а)CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г)Cu(OH) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:

Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

Приложение 2

9»Б» класс Ф.И._______________________ (для сильный уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Задание 4. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».



Задание 5. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а)P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH) 2

а)Ca б)CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г)Mg(OH) 2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Э → ЭО 2 →ЭО 3 → Н 2 ЭО 4 → Na 2 ЭO 4 а)N б) S в)P г)Mg

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    NaOH +CO 2 Б) Na 2 CO 3 + H 2 O

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

    Осуществить схему превращения веществ:S →SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → CaSO 4 → BaSO 4

Приложение 3

Лист ответов «4-5»:

Задание 1. MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S

Задание 2.

1. медь, магний;

3. оксид кремния, оксид магния;

4. фосфорная,

5. карбонат магния, сульфат;

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

7. соляная натрия

Задание 3.

SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI

H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

Задание 4.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3

AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О

AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О

Задание 5.

CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2

Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О

CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI

Лист самооценки.

Ф.И.учащегося

№ задания