Виды природопользования. Основные виды природопользования

Современная система, включающая в себя экономику и экологию, рассматривает виды природопользования как форму обмена веществ, связанную как с природной средой, так и с промышленными процессами и деятельностью общества.

Общая терминология

Разбирая понятие и виды природопользования, необходимо в первую очередь сформулировать точное определение этого термина. Под природопользованием современные экологи и экономисты понимают такую совокупную деятельность, которая объединяет широкий спектр хозяйственных мероприятий. Комплексно все это сильно влияет на природную среду, окружающую человека. Понятие и виды права природопользования находятся в тесной взаимосвязи с промышленным развитием и особенностями формирования непроизводственной сферы. Кроме того, ответственная за природопользование область законодательства регулирует возможности сельского хозяйства.

Основная цель видов и форм природопользования - комплексное влияние на среду, в которой проживает человек, что приводит к увеличению общественного производства. При этом необходимо анализировать потребности населения и вести деятельность в соответствии с их корректировками.

Цели и задачи

Задача, которая ставится перед основными видами природопользования - это удовлетворение общественных потребностей. Человеку необходимы естественные ресурсы, и именно эта сфера права, экономики и экологии позволяет дать ему их в нужной мере. Одновременно с этим практикуемые современной властью, обществом виды управления природопользованием позволяют создать условия, в которых естественные ресурсы могут в нормальном либо расширенном режиме воспроизводиться, что приводит к лучшей продуктивности, эффективности среды вокруг цивилизации.

Современные виды деятельности природопользования направлены на минимальный расход общественного труда. Достигается это путем оптимизации применения природных ресурсов. Если речь идет о невозобновимых ресурсах, тогда природопользование обязывает рационально, максимально экономно расходовать вещества. Также к видам природопользования относятся мероприятия по преобразованию ландшафтов, которые должны быть только лишь целенаправленными, оправданными, а необходимость в проведении таковых - доказана. Это установлено действующими законами, направленными на сохранение природных ресурсов.

Принципы природопользования

Общая характеристика права природопользования, видов природопользования невозможна без формулировки четких принципов, которым подчиняется эта деятельность. В частности, методики, применяемые в рамках производственных, социальных процессов, влияющих на природу, их характер должны соответствовать условиям строго определённой местности. Задача общества - предсказывать результат влияния на природу и предотвращать отрицательное воздействие на окружающую среду, насколько это предоставляется возможным.

Современное представление о видах общего природопользования регламентирует увеличение активности процесса освоения ресурсов, предоставляемых природой. Одновременно с этим ценные эстетически или с точки зрения науки объекты должны охраняться специальным образом в целях предотвращения ущерба. Когда говорят о видах природопользования, обязательно упоминают, что таковые обязывают определять очередность применения ресурсов, оправданную экономической целесообразностью.

Виды природопользования и задачи сферы

Современная экология, экономика и юридические науки обязывают использовать ресурсы, предоставляемые человечеству природой, комплексно. Это позволяет сформировать разумный, экономичный, продуктивный рабочий процесс в рамках народного хозяйства. Важно постоянно модернизировать технику и технологии, чтобы процесс добычи полезных ископаемых, обогащения, переработки полученных веществ сопровождался минимальными потерями ценного материала или вовсе отсутствием таковых.

Современные виды природопользования завязаны на идее экологизации производственных процессов человечества. Для этого необходимо применять все доступные меры и ресурсы, методики и инструментарий.

Природопользование: классификация

Один из основных видов природопользования - это потребление ресурсов. В рамках этой разновидности выделяют три варианта мероприятий. В первую очередь это добыча ресурса, предполагающая обнаружение такового, исследовательский процесс, подготовительные мероприятия и собственно извлечение. Следующий вариант - пользование, не сопровождающееся извлечением ресурса. Наконец, есть возможность применения окружающих территорий как места для сбора отходов потребленческих, производственных процессов.

Еще один вид природопользования - это конструктивная корректировка. В рамках этих мероприятий говорят о комплексных программах, позволяющих преобразовывать среду, в которой живет человек. При этом некоторые свойства можно улучшать - например, обогащать территории или создавать искусственные системы полива. Природопользование - это еще и защита территории от стихии, а также устранение результатов деятельности человека на некотором участке земли.

Воспроизводство и охрана

Аспект воссоздания ресурсов, использованных человеком в рамках жизни социума - это важная тема, довольно долгое время вовсе не привлекавшая к себе внимание широких масс. В настоящее время она поднимается достаточно активно, в том числе и защитниками окружающей среды, поэтому виды права природопользования, связанные с восстановительными процессами, рассматривают три основных варианта: восстановление, создание условий, в которых ресурсы могут восстанавливаться самостоятельно, и воспроизводство ресурсов. Восстановление предполагает очищение территории, рекультивацию участков. Чтобы ресурсы, способные самостоятельно возобновляться, могли это делать, как правило, необходимо ввести законы и правила по охране участков. Непосредственное восстановление предполагает искусственное формирование биогеоценозов. Общество должно разводить леса, в ряде случаев требуется опреснение вод.

Есть также виды права природопользования, связанные с охраной ресурсов, среды. Они направлены на предотвращение отрицательного влияния потребительских, производственных процессов, происходящих в социуме, на окружающее пространство. Одновременно с этим необходимо охранять некоторые зоны - как правило, это делается методом консервации. Задача общества - сохранить генетическое многообразие жизни на нашей планете, и именно на это направлены нормы природопользования.

Контролировать и следить

Чтобы практикуемые мероприятия в рамках разумного природопользования отвечали законным нормативам, экономическим, моральным, общественным требованиям, необходим постоянный контроль этой сферы. В настоящее время практикуется учет природных ресурсов с регулярной инвентаризацией и контролем за сохранностью территории. Человек берет на себя обязательства по корректировке состояния ресурса, среды.

На человеческое сообщество в рамках понимания идеи природопользования возлагается ответственность за управление процессами использования ресурсов окружающей среды. Техническая, научная революция, столь существенно увеличившая производственные объемы по всей планете, сделала отношения человека и природы намного сложнее, нежели это было несколько столетий тому назад. В силу этого факта в настоящее время человек должен активно участвовать в воспроизводственных процессах ресурсов природы. Многие специалисты обращают внимание на то, что именно в настоящее время как никогда нужно комплексно корректировать природную среду, чтобы при сохранности разнообразия и ресурсов общество могло применять находящиеся на планете полезные компоненты с максимальным уровнем эффективности.

Не стоим на месте

В прежние времена природопользование было довольно узким понятием. Как правило, в него закладывали только лишь идею потребления производимого природой ресурса. В настоящее время тема стала существенно шире, так как необходимо защищать среду и контролировать процессы ее расходования. Все эти отрасли находятся в тесной взаимосвязи. Человеческая деятельность по преобразованию природы планеты тесно связана с охраной среды и проблематикой, встающей перед экологами.

Последствия преобразования окружающей среды зачастую провоцируют необходимость срочно принимать меры по сохранению нарушенного экологического баланса. Характерный, наглядный пример - водохранилища, в обилии созданные человеком по всей планете. Формирование таких объектов и их применение в деятельности человека создает повышенную необходимость защиты водных ресурсов. Загрязняющих факторов - огромное количество. Это и стоки от разных объектов, и сельское хозяйство, и промышленность. Водохранилища имеют очень низкую способность очищаться самостоятельно (что особенно заметно в сравнении с реками), но именно от водохранилищ питаются обычно крупные города. Это требует особенно внимательно относиться к проблеме.

Воспроизводить ответственно

Современный разумный подход к ответственному воспроизводству ресурсов окружающей среды предполагает ряд мероприятий, позволяющих охранять природу, ресурсы. Речь идет об очистке сточных вод, отработанного воздуха. В последние годы все более масштабной становится рекультивация земель. Это позволяет в некоторой степени снизить загрязненность вод, воздуха. В то же время нельзя сказать, что это мероприятия только по охране природы, так как они следуют из охраны и представляют собой ликвидацию негативного человеческого влияния на окружающую среду.

Воспроизводство, с другой стороны, находится в тесной взаимосвязи с деятельностью по охране окружающей среды и контролируется ею. Так, если выделена зона охраны водных ресурсов, сто гектаров лесопосадок такой территории позволяют сохранить восемьдесят с половиной тысяч воды в чистом состоянии. Формирование тонны сухого дерева при фотосинтезе связано с расходом почти трех тонн углекислого газа и продуцированием полутора тонн кислорода. Гектар сосновых посадок за год создает три десятка тонн кислорода, включая озон.

Природопользование: другой подход к термину

Альтернативный вариант понимания этого термина предполагает выделение трех видов деятельности: экономическая, культурная (оздоровительная), экологическая. При этом разделяют специальное природопользование, общее. На общих основаниях никакого специального разрешения получать не требуется - граждане реализуют это право постоянно. Даже естественные потребности - дыхание, питание, пользование водой - это уже реализация общего вида природопользования.

Под специальным видом принято понимать такое потребление, которое осуществляется некоторым юрлицом, физическим лицом. Чтобы вести деятельность, сперва необходимо получить разрешение от государственной инстанции по установленному образцу. Природопользование специального вида всегда имеет конкретную цель, указанную в разрешении. Предусмотрено деление на разновидности при учете объекта, используемого в промышленном процессе. Это может быть пользование землей, воздухом, фауной, водой, лесом. В нашей стране принят ряд кодексов и федеральных законов, призванных регулировать особенности природопользования, в том числе в специфических отраслях. Без лицензии специальное природопользование незаконно и наказывается по нормативам правовых актов.

Землепользование

Этим термином принято определять нормы права, а также отношения, которые ими инициированы и призваны регулировать порядок, условия рационального пользования земельными ресурсами. Каждый гражданин имеет право вести фермерское хозяйство и личное подсобное и реализовать через это землепользование. Есть возможность построить жилище, обслуживать его, развести садовое хозяйство или домашних животных. Можно построить дачу - это тоже землепользование, осуществляемое частными лицами. Можно использовать землю для реализации промыслов, традиционных для местности. Права получают те, кому они переходят по наследству, а также покупающие жилой дом. Пользование бывает временным, но можно получить и постоянное право.

Пользование недрами и лесом

В рамках этого права издано несколько норм, которые регламентируют рациональность: условия, которым необходимо соответствовать, порядок использования ресурса. Работать с недрами можно только при условии предварительного получения лицензии, а основания для ее выдачи должны соответствовать конституционным нормативам и пунктам, указанным в кодексах и федеральных законах.

Пользование лесом предполагает соответствие ряду правовых норм государственного уровня. В них прописана многоцелевая сущность реализации права пользования, тесно связанная с процессами восстановления лесных участков и сохранения уже имеющихся в стране. Пользователи леса имеют определённые оговоренные законами права, но на них возложены и обязательства, обусловленные ответственным пользованием природным ресурсом.

Исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы. Право природопользования - это университет экологического права , который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и.т.д.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со статьей 129 ГК РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд - экономических, духовных, рекреационных и иных - в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды », и иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой университет, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой университет права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право , содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования; право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий ФЗ РФ называется «Об охране атмосферного воздуха». Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ выделяет: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации , нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства , местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки , продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям ;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41). Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ . Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов , водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц , любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества , юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности .

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров , оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Принципы права природопользования

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном.

Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть, урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное.

Так, согласно ст. 8 ГК РФ который, если и не полностью, то в значительной мере, применим и к экологическим правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Понятие и виды природопользования

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности, как для органов власти , так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров . Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная.

Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование осуществляется гражданами принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование связанно с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Принципы рационального природопользования делятся на две основные группы.

1.общенаучные принципы: принцип объективности; принцип научности; принцип историзма.

2.частные принципы: принцип оптимальности, т.е. обеспечение более эффективного природопользования; принцип региональности, т.е. учет природоохранных интересов региона; комплексность, предполагает рациональное использование и глубокая переработка исходного сырья; платность, предполагает возмездное использование ресурсов природы, а также их экономию и стимулирование более эффективного природопользования.

2.Полезащитные лесные полосы.

Система ПЛП проектируется на территории приводораздельного земельного фонда на сельскохозяйственных угодьях для предотвращения негативного влияния засух, суховеев, холодных и метелевых ветров, ветровой эрозии почвы, заморозков и др. с целью повышения продуктивности и урожайности сельскохозяйственных угодий и возделываемых культур.

ПЛП размещают по границам землепользования со стороны направления преобладающих вредоносных ветров (при преобладании вредоносных ветров южного направления), по границам полей севооборота. Система ПЛП состоит из основных - продольных ПЛП и вспомогательных - поперечных ПЛП. Основные (продольные) ПЛП располагают перпендикулярно к направлению преобладающих вредоносных ветров или с отклонением от него до 30°. Расстояние между основными (продольными) ПЛП определяется с учетом почвенно-климатических условий, рельефа, породного состава, высоты древостоя ПЛП и конструкции ПЛП. Расстояние между основными ПЛП при средней высоте древостоя ограничивается и принимается для конкретных лесорастительных зон и типов почвы равным

Лесорастительная зона,

типы почв

Расстояния между основными ПЛП, м

Лесная, лесостепь и степь; серые лесные, оподзоленные и выщелоченные черноземы

Лесостепь: типичные и обыкновенные черноземы

Лесостепь: южные черноземы

Степь и полупустыня: темно-каштановые и каштановые

Полупустыня: светло-каштановые с комплексом солонцов до 25 %

Песчаные почвы:

лесостепь

полупустыня

При совпадении полезащитной лесной полосы с направлением полевой дороги последнюю размещают с наветренной стороны, что способствует более быстрому ее освобождению от снега и просыханию.

Для защиты сельхозугодий и возделываемых культур на полях севооборота от ветров других направлений создаются вспомогательные (поперечные) полосы, закладываемые перпендикулярно к основным ПЛП. Расстояние между ними не должно превышать на черноземных (суглинистых) почвах 1000-1500 м, а на песчаных почвах - 800-1000 м. Площадь защищаемого ПЛП поля изменяется от 25 до 100 га. Для проезда машинно-тракторных агрегатов в местах пересечения продольных и поперечных лесных полос оставляют разрывы шириной до 20-30 м, при этом в продольных полосах ширина их должна быть меньше, чем в поперечных.

В зависимости от естественных особенностей объекта проектирования и конструкции ПЛН заметно изменяется их защитная эффективность

Защитная эффективность ПЛП - это снижение скорости ветра под влиянием ее не менее чем на 10% по сравнению со скоростью ветра на открытой местности, которая выражается кратностью высоты ПЛП.

Полезащитные полосы создают продуваемой, ажурной и ажурно-продуваемой конструкций. Продуваемые полосы проектируют в основном для районов с холодной и снежной зимой, где первостепенное значение имеет равномерное снегораспределение, а также для районов с зимними оттепелями. Ажурные полосы создают на территории степной, полупустынной и юго-восточной части лесостепной зоны и в районах, где часто наблюдаются пыльные бури, непостоянный снеговой покров, а также для мест с мягкой зимой. Ширина полос с учетом закраек (ширина закраек с каждой стороны лесной полосы равна ширине междурядья не должна превышать 15-20 м.

Таблица 3 - Конструкция и защитная эффективность ПЛП

Конструкция ПЛП

Характеристики конструкции ПЛП

Площадь просветов в продольном профиле ПЛП в облиственном состоянии, %

Ветропроницаемость полосы ПЛП, %

Дальность защитной эффективности в высотах ПЛП

между стволами

в кронах

между стволами

в кронах

Непродуваемая плотная (Нп)

Продуваемая (П)

60 и более

Ажурная (Аж)

Чаще всего полосы закладывают 3, реже 4 - 5-рядными. Почву готовят по системе одно-трехлетнего черного пара, на землях, интенсивно подверженных ветровой эрозии, по системам раннего пара и зяблевой вспашки, а на участках с бурыми и светло-каштановыми почвами в комплексе с солонцами - по системе трехлетнего черного пара с плантажной вспашкой и проведением мероприятий по снегозадержанию - снегонакоплению. Ширина междурядий зависит от почвенно-климатических условий. При создании полезащитных и других видов защитных лесных насаждений ширина междурядий должна быть:

В лесной и лесостепной зонах - на всех почвах и в северной части степной зоны на типичных и обыкновенных черноземах - 2,5 - 3 м;

В степной и полупустынной зонах - на южных черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах - 3 - 5 м;

На песках всех зон - 3 м.

Расстояние между растениями в рядах может быть равным: при посадке сеянцев и неокорененных черенков, а также при посеве семян – 1 -1,5 м, при посадке саженцев и окорененных черенков - 1,5 - 3 м.

В ПЛП вводят, одну главную породу. При ее подборе учитывают долговечность, высоту, энергию роста, требовательность к почве и влаге, засухоустойчивость, устойчивость к болезням и вредителям, способность к возобновлению порослью, морозоустойчивость, экологическую и экономическую ценность и другие факторы.

Для ускорения защитного действия ПЛП из медленнорастущих пород в наветренный ряд допускается вводить быстрорастущую породу.

Для характеристики агротехники и технологии выращивания полос приводится описание следующих видов работ:

а) обработка почвы (способы, сроки, виды, механизация);

б) методы и способы закладки полос (посев, посадка, сроки работ, осадочный или посевной материал, механизация).

Период, в течение которого осуществляется создание выращивание системы ПЛП, слагается из периода обработки почвы и зимнего периода выращивания ПЛП.

Подготовка почвы под лесные полосы, как правило, производится по системе одно-трех-летнего черного пара, а на участках чистых от сорной растительности и в регионах достаточного увлажнения и по системе зяблевой вспашки.

После покровного боронования в два следа (ранней весной) производится посев-посадка ПЛП.

Существуют общая и специальная формы природопользо­вания.

Общее природопользование не требует специального разреше­ния. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование связано с потреблением при­родных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделя­ется на землепользование, пользование недрами, лесопользова­ние, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование ат­мосферного воздуха. В этой части оно соотносится через право­вое регулирование с отраслевым природоресурсным законода­тельством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране ат­мосферного воздуха . Любая деятельность в природопользова­нии лицензируется.

3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании

Действия по лицензированию права деятельности в приро­допользовании в Российской Федерации осуществляются в рам­ках государственной системы лицензирования.

Государственная система лицензирования - это единый по­рядок предоставления лицензий, включающий информацион­ную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ раз­ вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

    равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования от­ношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании явля­ется:

    актом собственника природного ресурса либо его владель­ца (фондодержателя);

    формой проявления контроля государства за рациональ­ным использованием природного ресурса;

    средством рационального природопользования.

При лицензировании отдельных видов деятельности в при­родопользовании применяют следующие основные понятия:

      лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирую­щим органом юридическому или физическому лицу (индивиду­альному предпринимателю);

      лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

      лицензирование - мероприятия, связанные с предоставле­нием лицензий; приостановлением действия лицензий за нару­шение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицен­зии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров ли­цензии с предоставлением заинтересованным лицам в установ­ленном порядке сведений из них и иной информации о лицензи­ровании;

      лицензионные требования и условия - совокупность уста­новленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых ли­цензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

      лицензирующие органы - федеральные органы исполни­ тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, осуществляющие лицензирование в соот­ветствии с Федеральным законом;

      лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности;

      соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за­ явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

      реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлении и возобновлении действия ли­цензий или об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлече­ния лицензиата за нарушение лицензионных требований и усло­вий к административной ответственности в порядке, установ­ленном соответствующим кодексом Российской Федерации.

В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок администра­тивного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим орга­ном со дня, следующего за днём истечения срока администра­тивного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения адми­нистративного наказания в виде административного приоста­новления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления её дей­ствия не продлевается.

    Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлек­шее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Прекращение действия лицензии. Действие лицензии пре­кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем на­личие лицензии, указывают:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;

Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но­ мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дату принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дату аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дату прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определённые положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.

Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в при­родопользовании:

    лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);

    лицензия на фармацевтическую деятельность;

    лицензия на производство лекарственных средств;

    лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Эти лицензии выдаются специально уполномоченным госу­дарственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, сущест­вовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешения­ми на соответствующие виды деятельности.

К списку упразднённых лицензий в природопользовании от­носятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицен­зия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий ха­рактер и иметь собирательный смысл.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ли­цензия на использование земель.

Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Россий­ской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли населённых пунктов;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установ­ленным для них целевым назначением. Любой вид разрешён­ного использования из предусмотренных зонированием терри­торий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, ут­верждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель­ных отношений.

Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицен­зия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водно­го объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006

«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформля­ют обязательственные отношения между государством - собст­венником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природо­пользования на стадии получения разрешительной документа­ции.

Трудность в определении правового положения разрешитель­ных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодатель­стве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.

В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией явля­ется заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, раз­решение по лесной декларации на выполнение работ по геологи­ческому изучению недр на землях лесного фонда без предостав­ления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на зем­лях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в про­ектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Феде­рации запрещается заготовка древесины в объёме, превышаю­щем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.

Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены сле­дующие возможные виды использования лесов:

    заготовка древесины;

    заготовка живицы;

    заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    ведение сельского хозяйства;

    осуществление научно-исследовательской и образователь­ной деятельности;

    осуществление рекреационной деятельности;

    создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    выполнение работ по геологическому изучению недр, раз­работка месторождений полезных ископаемых;

    строительство и эксплуатация водохранилищ и иных ис­кусственных водных объектов, а также гидротехнических соору­жений и специализированных портов;

    строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    осуществление религиозной деятельности;

    иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесно­го кодекса.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .

После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобра­зованы в соответствии с гражданским законодательством в лес­ ничества ж лесопарки.

В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота ди­ких животных. По другим направлениям использования живот­ного мира действуют разрешения на соответствующую деятель­ность.

Федеральный закон «О животном мире» определяет следую­щие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстети­ческих целях.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охот­ничьим и водным биологическим ресурсам;

    использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

    изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби­тания;

    извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Получение продуктов жизнедеятельности объектов живот­ного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Существует перечень объектов животного мира, изъятие ко­торых из среды их обитания без специального разрешения за­прещено.

Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, а также

объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Рос­сийской Федерации, осуществляется уполномоченными органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вы­даются они территориальными управлениями федерального ор­гана исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Суть этой системы разрешений состоит в следующем :

    инвентаризация выбросов вредных веществ производст­венным объектом;

    определение предельно допустимых норм выбросов вред­ных веществ для объекта;

    установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;

    выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение вле­чёт за собой административную или уголовную ответственность .

В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок вы­дачи соответствующих разрешений, определяются уполномо­ченные органы, которые выдают или аннулируют данные разре­шения), входят следующие:

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха»;

    постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);

    постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

    постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за ох­раной атмосферного воздуха»;

    постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

    постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

    Контроль и надзор в сфере природопользования осуществля­ет федеральная служба Росприроднадзор.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ______________________________ _____________________
______________________________ _____________________________
Вариант № 1
Тема: «ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
ЗАЩИТА ГЕНОФОНДА БИОСФЕРЫ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО ФУНКЦИИ.»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТ: Баскакова Фиала Ивановна
ГРУППА: ________________
ДИСЦИПЛИНА: ______________________________ _______________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ : Журналистика

ПРОВЕРИЛ(А) Федорова Татьяна Александровна

Курган, 2008 год.
Содержание

Введение 3
1 Виды и формы природопользования 4
1.1 Понятие «природопользование» 4
1.2 Виды и формы природопользования. 5
1.3 Правовое регулирование природопользованием в России 7
2 Защита генофонда биосферы. 8
2.1 Понятие «генофонд». Влияние человека на природу 8
2.2 Биосфера 8
2.3 Технологические формы воздействия человека на биосферу 10
2.3.1 Загрязнение биосферы 10
2.3.2 Эксплуатация биологических ресурсов 12
2.4. Правовые основы защиты генофонда биосферы в России 14
3 Лицензирование и виды лицензий. 15
3.1 Понятия «лицензия» и «лицензирование» 15
3.2 Виды лицензий 16
4 Экологический менеджмент и его функции 18
4.1 Понятие «менеджмент» 18
4.2 Экологический менеджмент 19
4.2.1 Понятие «экологический менеджмент» 19
4.2.2 Предмет экологического менеджмента 20
4.3 Функции экологического менеджмента. Система 23
4.4 Основные направления экологического менеджмента 23
4 Список литературы
5 Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Природа - это окружающий нас мир во всём многообразии его проявлений. Природными объектами являются как живые организмы и неживая среда, так и явления и процессы, сопровождающие взаимодействие тел и веществ: электрические, электромагнитные, гравитационные поля, приливы, ветер, и др.
В природе всё связанно и взаимообусловлено, характерная её особенность – непрерывное изменение, развитие.
Человек является продуктом природы, её частью, принадлежит ей, по словам Ф. Энгельса «плотью, кровью и мозгом», находится «внутри её». Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает от природы всё необходимое: воздух, которым он дышит, воду пищу, одежду, - не говоря об удовлетворении высших потребностей – духовных и эстетических. Человек, таким образом, вступает в целенаправленное, осознанное взаимодействие с природой, выступая потребителем её богатств.
На ранних этапах развития это взаимодействие носило ограниченный в территориальном отношении характер и изменения в природной среде были незначительными. Так, в первобытном обществе основными видами промысла были охота, рыболовство, сбор диких растений и плодов. Позже, когда человек научился земледелию и скотоводству, преобразования стали более широкими. Люди распахивали значительные пространства, занимали большие территории под пастбища, вырубали леса.
Прогресс науки и техники, сопровождающий развитие человеческого общества во второй половине XIV и особенно в XX столетии, с одной стороны позволили человеку значительно преодолеть зависимость от природы и обеспечить возрастающие потребности, но, с другой стороны, резко увеличилось воздействие на природную среду. В настоящее время для удовлетворения собственных нужд человечество получает из недр планеты 25 тонн различного сырья в год в расчете не 1 жителя. Для сельскохозяйственных нужд используется около 25-30% суши, а вместе с продуктивным лесом – 50-55%, т. е. практически человеком освоены все удобные земли планеты, потребление же промысловых рыбных ресурсов в мировом океане подходит к пределам биологических возможностей.
Наряду с этим, в окружающую среду поступает всё больше и больше различных вредных веществ, в результате различны аварий и катастроф наносится непоправимый ущерб природе…
Таким образом мы видим, что современное человеческое общество, обладающее секретом ядерной энергии и регулированием на уровне клетки, стало мощной созидательной силой, но одновременно и такой, которая способна нанести непоправимый ущерб дальнейшему существованию всего живого на земле, Жесточайшая необходимость заставила человека искать пути разумного взаимодействия с природой: возникла специальная область деятельности, получившая название охраны природы.
    ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
      Понятие «природопользование»
Понятие и сам термин "природопользование" были предложены в конце 1958 года на объединенном заседании Московского филиала Географического общества, Московского общества испытателей природы и Всероссийского общества охраны природы.
Природные ресурсы (естественные ресурсы), компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов можно классифицировать:
- на основе их генезиса - минеральные ресурсы, биологические ресурсы (растительный и животный мир), земельные, климатические, водные ресурсы;
- по способу использования - в материальном производстве (в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях), в непроизводственной сфере;
- по исчерпаемости - исчерпаемые, в т. ч. возобновимые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновимые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).
Огромные объемы природных ресурсов, вовлекаемых в современную человеческую деятельность, обострили проблемы их рационального использования и охраны и приобрели глобальный характер.
Природопользование – есть сфера общественно-производственной деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей с помощью природных ресурсов; это научное направление, изучающее принципы рационального использования природных ресурсов, в т. ч. анализ антропогенных воздействий на природу и их последствий для человека.
Под природопользованием так же понимается использование человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных.
Природопользование – это многоуровневая система взаимодействия разнообразных природных условий и форм жизнедеятельности человеческих коллективов с экономическими, экологическими и социальными результатами общественного труда.
Природопользование рассматривают как специфический, то есть характерный исключительно для социального человека, способ взаимодействия с окружающей средой. В некоторых случаях проводят границу между собственно природопользованием и производственной деятельностью: к производственной деятельности относят технологические процессы "под крышей", которые связаны с окружающей средой лишь каналами поступления сырья и выведения продукции и отходов.
Таким образом, выделяют три основные проекции анализа природопользования:
1) как деятельности, направленной на создание условий существования общества;
2) как универсальной тенденции развития общества;
3) как особого свойства и способности социального человека, специфической формы его жизненной активности.
      Виды и формы природопользования
Виды и формы природопользования многообразны и могут определяться участниками этих отношений в зависимости от специфики ситуации. Цели и способы воздействия человека на природу определяют результаты той или иной формы природопользования. В процессе природопользования общество совершает следующие действия:
    отчуждает из природной среды различные виды ресурсов и наращивает свою энерговооруженность;
    создает из сырья средства производства и жизни;
    потребляет их, то есть рассеивает в природной среде;
    возвращает в среду отходы жизнедеятельности;
- сохраняет и воспроизводит свойства окружающей среды, необходимые для жизнедеятельности общества;
- координирует все перечисленные действия.
В содержании природопользования различают следующие его формы: экономическую (главная), экологическую, культурно-оздоровительную.
Названые формы природопользования осуществляются в двух видах
использования природы: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует, какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).
Специальным природопользованием признаётся такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.
Специальное природопользование связанно с потреблением природного
ресурса и регулируется отраслевым природоресурсным законодательством. Наиболее распространенными формами специального природопользования являются лицензирование, лимитирование и договор.

Лицензирование - продажа разрешения на природопользование в определенном количестве и определенным способом. Лицензия на совокупное природопользование должна включать права пользования на землю, недра, воды, леса, животный мир и атмосферный воздух.
Лимитирование . Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователям на определённый срок объёмы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Лимиты на природопользование – предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Также как и лицензирование, лимитирование использования и потребления окружающей природной среды обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Природопользование может осуществляться в двух направлениях: - изъятие природного вещества из природы; - внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два вида:
- Предельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из
природной среды.
- Предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов
Цель установления подобных лимитов двойная: природоохранительная и экономическая – сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные то оплаты за потребление ресурсов, используются на их воспроизводство и рациональное использование.
Предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение вредных веществ также представляют собой вид природопользования. Данное лимитирование решает природоохранительные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов и посредством использования экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы вредных веществ. Все большее распространение приобретает договорная форма природопользования. Современное гражданское законодательство позволяет регулировать отношения по вопросу природопользования с применением договоров аренды, концессии, договоров о комплексном природопользовании. Выделяют следующие направления природопользования:

1. Производственное: фабрично-заводское; горнопромышленное наземное, подземное и морское (на шельфе); отходно-свалочное; жилищно-складское; энергодаточное; водоснабженческое; строительное; рекультивационное и мелиоративное; сельско- и лесохозяйственное; охотно-промысловое, наземное и морское.
2. Транспортное: водное - морское, речное и озерное; авиационное; железнодорожное; автодорожное; гужевое и пешеходное; энергопередаточное природопользование.
3. Коммунальное: селитебное, научно-учебное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.
4. Средоохранное: подразделяется по типам природных сред. Примером служат мероприятия по сохранению видового разнообразия и генофонда дикой природы.
Перечисленные направления являются формами освоения человеком окружающей среды.
      Правовое регулирование природопользованием в России
Как вид общественной деятельности природопользование регулируется следующими законодательными актами:
    Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
    Кодексами Российской Федерации:
    водным (1995 г.);
    лесным (1997 г.);
    градостроительным (1997 г.);
    земельным (2001 г.).
    Федеральными законами:
    "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.);
    "О плате за землю" (1991 г.) с изменениями и дополнениями по состоянию на 3 1.12.97 г.;
    "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.);
-"О недрах" (1995 г.);
    "О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г.);
    "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.);
    "О животном мире" (1995 г.);
    "О континентальном шельфе" (1995 г.);
    "Об экологической экспертизе" (1995 г.);
    "О радиационной безопасности населения" (1996 г.);
    "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"(1997г.);
    "О землеустройстве" (2001 г.);
- "О разграничении государственной собственности на землю"(2001 г.);
- "Об охране окружающей среды" (2002 г.) и другими.
Конкретные требования к организации и осуществлению природопользования приведены в следующих типах нормативных документов: государственной системе стандартов (ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП), санитарных нормах (СН), санитарных нормах и правилах (СанПиН), руководствах (Р), руководящих документах (РД) и т.д.
    ЗАЩИТА ГЕНОФОНДА БИОСФЕРЫ
    2.1 Понятие «генофонд». Влияние человека на природу
Генофонд (от ген и франц. fond - основание), совокупность генов, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию. Подчеркивая необходимость сохранения всех ныне живущих видов, говорят также о генофонде Земли (биосферы). Разрабатываются методы сохранения генетических ресурсов биосферы, особенно генофонда растений и животных, имеющих практическое значение или находящихся под угрозой исчезновения.
Человек издавна оказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений и животных, так и на сообщества в целом. Но лишь в прошлом столетии рост населения, а главным образом качественный скачок в развитии науки и техники привели к тому, что антропогенные воздействия по своему значению для биосферы вышли на один уровень с естественными факторами планетарного масштаба.
Преобразование ландшафтов в города и иные поселения человека, в сельскохозяйственные угодья и промышленные комплексы, охватило уже более 20% территории суши. Расход кислорода в промышленности и транспорте составляет в масштабе всей биосферы порядка 10% планетарной продукции фотосинтеза; в некоторых странах техногенное потребление кислорода превышает его производство растениями. В наши дни воздействие человека на природные системы становится направляющей силой дальнейшей эволюции экосистем.
Наибольшее значение имеет влияние человека на возобновимые ресурсы (относящиеся к исчерпаемым). К этой группе относятся все формы живого и биокосного вещества: почвы, растительность, животный мир, микроорганизмы и т.д. Совокупность возобновимых ресурсов - не что иное, как глобальная экосистема Земли (или генофонд); она существует на основе фундаментальных закономерностей экологии. Для того чтобы эксплуатация биологических ресурсов была разумной и способствовала действительному прогрессу социальной, культурной и научно-технической жизни человечества, нужно четко представлять себе механизмы влияния различных сторон деятельности человека на природные системы, знать закономерности реакции биологических объектов на антропогенные воздействия и на этой основе переходить к управлению экосистемами с целью поддержания их устойчивости и продуктивности.

2.2 Биосфера

Биосфера (от греч. bios - жизнь и сфера), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.
Термин «биосфера» введен в 1875 Э. Зюссом.
Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т. ч. человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано В. И. Вернадским (1926). В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: “На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобазуется живыми существами.
В составе биосферы различают:

    живое вещество, образованное совокупностью организмов;
    биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др.);
    косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты);
    биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы).
Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов:
- развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в ее недрах химических преобразований;
- биологической эволюции живых организмов;
- развитием человеческого общества.
Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов. Верхняя граница проходит примерно на высоте 20 км от поверхности планеты и отграничена слоем озона, который задерживает губительную для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения Солнца. Таким образом, живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы. В гидросфере земной коры организмы проникают на всю глубину Мирового океана – до 10-11км. В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии. (См. приложение № 1)
Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.
Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный.
Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век) продолжалась примерно 20-30- тыс. лет; она совпала с длительным периодом оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования охотниками благодаря высокой рождаемости, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности для травоядных возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита. 10-13 тыс. лет назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде.
В следующую эпоху – неолита - наряду с охотой (на лошадь, дикую овцу, благородного оленя, кабана, зубра, и т.д.), рыбной ловлей и собирательством (моллюски, орехи, ягоды, плоды) все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных – коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется огонь – и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия.
Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы.