Фотографируем движущиеся объекты с проводкой камеры. Съемка с проводкой - просто о сложном

Съемка с проводкой - это прием, когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале – каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое – только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Как вы знаете, диафрагма напрямую связана с выдержкой. В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к закрытой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей. И немного прикроет от небольших ошибок автофокуса.

Используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).

Штатив

Если вы снимаете движение машины, штатив (или монопод) поможет избавиться от вертикальной шевеленки, обеспечивая вращение камеры только в горизонтальной плоскости.

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку – она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом – промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус – серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой – она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее - черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям – чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог - больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните – в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное – чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

Ранее мы писали о таких параметрах настройки фотоаппарата - как выдержка и диафрагма , и приводили некоторые рекомендации по их использованию.

Эта статья - будет посвящена съемке движущихся объектов - с помощью так называемой "проводки", и тема это - является частным примером использования длинной выдержки.

Данная техника - позволяет получать удивительные результаты, хотя многое в ней - зависит от сноровки и опыта. А опыт Вы, конечно, приобретете - в процессе съемок!

Суть техники в том, что Вы "следите", "проводите" объективом за движущимся объектом некоторое время, из-за чего сам объект остается на фотографии - резким, четким, а фон - размытым. И размытым - не абы как, а весьма характерно - чаще всего фон превращается в массу длинных линий - ориентированных в направлении движения объекта/фотомодели. Какое необычное "боке " - очень здорово усиливает ощущение движения и скорости на фотографии. Особенно хорошо - снимать таким способом - велосипедистов, машины, поезда - находящиеся в движении...

Фотосъемка с проводкой. Motion Blur Frozen from Mariano Kamp
Exposure 0.033 sec (1/30)
Aperture f/32
Focal Length 50 mm
ISO Speed 200

Хороший результат от применения съемки с проводкой легче всего получить - снимая объекты, движущиеся по линейной, предсказуемой траектории, и с предсказуемой скоростью. Иначе Вам будет сложно сделать качественную "проводку", и снимаемый "объект" скорее всего получится размытым. Поэтому так сложно снимать с проводкой - людей.


Бегущий человек. Снято с проводкой. The Runner from Hamed Saber ©
Exposure 0.013 sec (1/80)
Aperture f/4

Съемка с проводкой - как это делается? Простой алгоритм действий.

  • Выберите скорость работы затвора - более медленную, чем обычно. Начните с 1 / 30 секунды, а затем поэкспериментируйте с более медленными выдержками. Для этого используется либо ручной режим, либо режим "приоритет выдержки" фотоаппарата (Tv ). В зависимости от уровня освещенности и скорости движения объекта съемки - можно в конечном итоге использовать что-либо от 1 / 60 и 1 / 8 с. Можно, конечно, сделать выдержку и 1/2 секунды, и еще медленнее, но тогда во много раз возрастает вероятность того - что вообще весь кадр окажется размыт.
  • Встаньте на место, где вашему взору на предмет съемки ни что не помешает . Также следует учесть фон снимка , выбрать его - посимпатичнее. Хотя фон будет размыт - неудачные его цвета, или слабо размытые фигуры людей - могут испортить впечатление от фотографии. Обычно, лучшие результаты дает более или менее однородный фон - например - листва деревьев.
  • Плавная проводка. Когда объект появился в поле видоискателя - следует нажать на спуск - и секунду вести объектив - за ним - как приклеенный. Для того чтобы проводка была более "гладкой" - можно использовать штатив или монопод.
  • Для достижения наилучших результатов - возможно, придется скорректировать свое местоположение - относительно предмета фотографирования. Проще всего снимать - если Вы стоите от него с боку.
  • Использование автофокус. Если камера фокусируется быстро, и поддерживает функцию следящей фокусировки - Вы можете воспользоваться ей.
  • Если ваша камера не имеет достаточно быстрого автофокуса, вам необходимо предварительно сфокусировать камеру на том месте, в котором будет находится объект будущей фотографии - в момент когда Вы нажмете на "пуск" затвора.
  • После того как вы нажали на кнопку спуска затвора (а делать это как можно осторожнее, чтобы уменьшить дрожание камеры) по-прежнему не стесняйтесь вести объектив даже после того - как затвор отработает. Это поможет сделать кадр еще более качественным, т.к. Ваша проводка будет более "гладкой". Для еще большей гладкости движения - если снимаете без опоры - поворачивайте не только голову и камеру, но и всю верхнюю часть туловища.
  • Может быть полезен режим серийной съемки.

Дополнительный вариант съемки с проводкой.

Иногда, замечательных результатов - можно добиться - снимая с проводкой, при использования вспышки. Особенно - если съемка ведется в условиях недостаточной освещенности. Многое здесь зависит от мощности вспышки. Эффект в основном выражен в том - что объект съемки выделяется не только четкостью, но и яркостью - а фон освещается хуже, остается более темным.


Съемка с проводкой и со вспышкой. Cortland Hare Scrambles II from jdanvers ©
Exposure 0.02 sec (1/50)
Aperture f/4.0
Focal Length 32 mm
ISO Speed 200

Имейте в виду - что иногда придется корректировать мощность вспышки, например - ослабить вдвое или втрое! Также посмотрите в настройках Вашей вспышки - возможность использовать функцию "стробоскоп" - эта настройка также может повлиять на результат.

Ошибки при съемке с проводкой

Две самые главные ошибки:

  1. Неудачный фон, сливающийся с объектом съемки
  2. объекты стоящие между фотографом и объектом съемки, которые мешают получить максимально "чистый" кадр.

Съемка с проводкой и опыт...

Если ранее Вы еще не фотографировали подобным образом, то вероятно - успеха добьетесь не с первого кадра. Не отчаивайтесь, поэкспериментируйте!

Это может быть довольно весело! И в то же время - сложно.

Если Вам посчастливилось стать зрителем на мероприятии с подходящими предметами для фотографирования, например - машины на гонках, остерегайтесь делать снимки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с проводкой, сделайте также и снимки с короткой выдержкой - тогда Вы точно не уйдете разочарованным, и получите разнообразные фотографии.

Практиковаться в съемке с проводкой можно, например, стоя у шоссе. Проезжающие мимо машины - прекрасные "мишени" для такой съемки!

Не всегда главный объект Вашей фотографии будет получатся безупречно резким, но часто - этого и не требуется, небольшая смазанность объекта, бывает, также усиливает ощущение скорости.

Удачи Вам в экспериментах в съемке с проводкой!

) может значительно повлиять на фотоснимок, как в лучшую, так и в худшую сторону, особенно если речь идет о фотографировании движущихся объектов. Сегодня речь пойдет о «проводке» – это прием фотографирования объектов в движении, который позволяет получить потрясающие результаты (при наличии должного уровня мастерства… или если фотографу сопутствует немного удачи). Чтобы овладеть этим приемом в совершенстве, требуется очень много терпения и практики. Суть проводки заключается в том, что в момент съемки объектив фотоаппарата перемещается вслед за движущимся объектом, в результате чего сам объект получается относительно четким, а фон – динамично размытым.

Это создает эффект движения и скорости, поэтому при использовании этого приема хорошо получаются фотографии любых движущихся объектов: гоночной машины, бегущего питомца, велосипедиста и т.д.

Лучше всего применять проводку при съемке объектов, которые движутся по относительно прямой траектории, когда можно предвидеть, куда они направляются. Если объект движется беспорядочно из стороны в сторону, то, во-первых, фотографировать его с проводкой очень трудно, а во-вторых, снимки выглядят небрежными и размытие фона в разных направлениях смотрится несколько странно.

Как же пользоваться приемом «проводка»?

  • Выдержка должна быть несколько больше, чем обычно. Можно попробовать выдержки в районе 1/30 с, в зависимости от условий освещения и скорости движущегося объекта. Самый приемлемый диапазон выдержек находится между 1/60 и 1/8 с, причем, чем длиннее экспозиция, тем больше шансов, что на снимке появится дополнительная нечеткость за счет дрожания камеры.
  • Место для съемки нужно выбирать таким образом, чтобы никто и ничто не преграждало обзор, с учетом, что при съемке камера будет следить за объектом. Также следует обращать внимание на фон: несмотря на то, что он будет размыт, слишком яркие или бросающиеся в глаза объекты могут отвлечь внимание зрителя от основного сюжета. По возможности нужно выбирать однородный и однотонный фон.
  • Чтобы приспособиться к движению объекта, нужно плавно проследить за ним объективом, стараясь удержать его в кадре на одном месте. При использовании длиннофокусных объективов имеет смысл установить фотоаппарат на штатив или монопод с шарнирной головкой.
  • Лучше всего обычно получаются снимки, когда объект движется параллельно фотографу, не приближаясь и не удаляясь от него – это облегчает задачу фокусировки на движущемся объекте.
  • Фотоаппараты, оснащенные соответствующей функцией, в режиме непрерывной фокусировки могут сами удерживать перемещающийся объект в фокусе, для этого достаточно наполовину нажать кнопку спуска. В зависимости от погодных условий и скорости объекта, автофокус не всегда может быть достаточно точен.
  • Без автоматической фокусировки, или если автофокус слишком медленный, нужно предварительно сфокусироваться в предполагаемой точке съемки на траектории движения. Затем, сопровождая объект, сделать снимок, когда он будет находиться в нужном месте.
  • При срабатывании затвора (кнопку спуска нужно нажимать как можно мягче, чтобы избежать дрожания камеры) объектив должен продолжать движение вслед за объектом, равномерно удерживая его в нужной точке кадра, даже после окончания выдержки. Благодаря такому равномерному движению фон останется динамично размытым на всех частях снимка.
  • Более старые модели цифровых фотоаппаратов и любительские фотокамеры имеют так называемую «задержку затвора». Задержка затвора – это время между нажатием кнопки спуска и фактическим срабатыванием затвора и захватом изображения. Такие технические особенности следует учитывать при фотографировании с проводкой.

Еще один вариант фотографирования с проводкой

Жестких правил при фотографировании с проводкой нет, в качестве эксперимента можно использовать вспышку в режиме медленной синхронизации. Фотографирование со вспышкой получится, если объект находится достаточно близко или вспышка достаточно мощная, чтобы хорошо осветить его. В режиме медленной синхронизации устанавливается достаточно большая выдержка, чтобы создать размытый в движении фон, после чего срабатывает вспышка и объект на переднем плане фиксируется хорошо освещенным и резким.
При использовании вспышки, возможно, придется попробовать разные настройки мощности, чтобы вспышка освещала передний план, но не фон.

Проводка камеры и терпение

Первые попытки фотографирования с проводкой могут быть весьма интересными, но в то же время очень утомительными, потому что этот прием требует навыка. На первых порах, при фотографировании мероприятий, например, автогонки, лучше использовать различные методы съемки – как с короткими, так и с длинными выдержками. В этом случае даже неопытный фотограф получит несколько качественных снимков, а это лучше, чем провести весь день, фотографируя, и в итоге получить кучу размытых, некачественных снимков.

Лучший способ попрактиковать фотографирование с проводкой камеры (а практика – это как раз то, что нужно для освоения этого приема) – потратить несколько часов на фотосъемку машин где-нибудь у оживленной трассы. Любая трасса – это бесконечный поток подходящих объектов съемки.

Следует заметить, что при фотографировании с проводкой камеры объект съемки никогда не получается абсолютно резким. Объект получается резким относительно фона, но сам по себе, в силу ряда причин, он обычно тоже бывает не совсем в фокусе. Такое размытие объекта съемки тоже придает фотографии ощущение движения и скорости.

Съёмка с проводкой – один из основных приёмов съёмки быстро движущихся объектов. Пробовали ли вы хоть раз использовать его? Успешно овладев искусством съёмки с проводкой, вы сможете создавать эффектные снимки.

Каждый фотограф или фотолюбитель, рано или поздно сталкивается с ситуациями, когда основной объект съёмки находится в движении. Если в подобной ситуации прибегнуть к стандартным настройкам, предлагаемым камерой, например, в режиме «Спорт», то существует высокая доля вероятности, что полученная фотография будет скучной и заурядной. Причина в том, что, работая в этом режиме, камера выбирает очень короткие выдержки, чтобы предотвратить размытие изображения. Так что, использование подобных режимов съёмки – не лучший вариант, если вы хотите сделать оригинальную фотографию, наполненную энергией движения.

Гораздо эффективнее в таких случаях будет использование техники съёмки с проводкой. Её суть заключается в том, что фотограф должен поворачивать камеру вслед движущемуся объекту, стараясь постоянно удерживать этот объект в одной точке кадра.

Как фотографировать с проводкой: подготовка к съёмке

На первый взгляд, фотосъёмка с проводкой может показаться делом несложным, однако, после нескольких пробных снимков, очень быстро приходит осознание того, что успешное овладение этой техникой требует длительной практики.

Какое место лучше всего подходит для отработки навыков использования съёмки с проводкой? Оптимальный вариант – это горнолыжная трасса или велотрек. В таких местах обычно нет недостатка в объектах съёмки, и их не приходится ждать подолгу.

При выборе места, из которого вы собираетесь фотографировать, особое внимание нужно уделять хорошему обзору: деревья, кустарники, высокая трава – всё это не должно находиться между вами и объектом съёмки, иначе они не только затруднят отслеживание объекта, но могут стать причиной ошибок автофокуса камеры.

Об эстетичности заднего фона можно не беспокоиться – при съёмке с проводкой все объекты на заднем плане будут размыты. Единственное, чего стоит избегать – обширных, светлых поверхностей – яркое пятно на заднем фоне может отвлечь взгляд зрителя.

Не стоит забывать и о безопасности как о своей, так и людей, которых вы собираетесь снимать. Подберите место так, чтобы на вас случайно не налетел велосипедист или лыжник – вы можете не заметить его, пока будете фотографировать, прильнув к видоискателю. А он не сможет избежать столкновения с вами из-за скорости, на которой он будет двигаться.

Хорошо подобранное место съёмки и достаточно равномерный задний фон позволят вам получить эффектные фотографии.

Как настроить выдержку для съёмки с проводкой

Для съемки с проводкой вы можете использовать любую цифровую камеру, позволяющую вручную настраивать выдержку. В зеркалках для освоения этой техники съёмки хорошо подходит режим приоритета выдержки (TV или S). В нём вы можете задать желаемую продолжительность выдержки, а камера автоматически подберет значение диафрагмы, необходимое для получения правильной экспозиции.

Выбор величины выдержки главным образом зависит от скорости движущегося объекта, который вы собираетесь снимать. Например, для съёмки велосипедиста или наездника на лошади, подойдёт выдержка продолжительностью от 1/30 до 1/60 сек. Для съёмки же автомобиля необходимо будет уменьшить выдержку до 1/125 или даже 1/500 сек. Конечно, это лишь приблизительные значения выдержки, и для каждого конкретного случаявыдержку нужно будет подбирать индивидуально – увеличивать, если вы хотите получить больше размытия, или сокращать, если объекты съёмки получаются недостаточно резкими.

Для съемки автомобиля, который вы видите на фото выше, использовалась выдержка в 1/5000 сек. Благодаря такой короткой выдержке изображение автомобиля получилось статичным.

Более эффектные результаты можно получить, увеличив выдержку и прибегнув к съёмке с проводкой. Эта фотография была снята на выдержке 1/125 сек.

Автофокусировка при съёмке с проводкой

Еще один важный момент, которому вы должны уделить внимание – выбор режима . Так как при съёмке с проводкой расстояние между фотографом и снимаемым объектом может постоянно изменяться, то камера должна работать в режиме следящего автофокуса (AI Servo AF или AF-C). Если в вашей камере нет такого режима, или её система автофокусировки слишком медленная, то вы можете вручную сфокусироваться на точке, где примерно будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора. К сожалению, этот способ требует немалого опыта и даёт хорошие результаты в основном лишь в тех случаях, когда объект съемки движется по относительно фиксированной траектории (например, велосипедист по велодорожке или автомобиль по кругу гоночного трека).

Как фотографировать с проводкой: практические советы

Выберите позицию для съёмки так, чтобы наиболее комфортно чувствовать себя в середине пути, который проделает ваша камера с объективом, следя за объектом съёмки – именно в этот момент вы будете делать снимок. Вы должны прочно стоять на ногах. Носки ваших ног должны быть направлены в сторону точки, в которой будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора.

Затем, стараясь удерживать камеру неподвижно (для чего наглазник видоискателя нужно плотно прижать к брови, а локти – к бокам торса), повернитесь в сторону направления появления объекта съёмки. Важно: вы должны поворачивать только корпус, ноги всё время должны оставаться неподвижными! После того как снимаемый объект попал в кадр, вам нужно начать перемещать камеру вслед за ним (помните, что поворачивать нужно только корпус!), стараясь всё время удерживать его в одной и той же точке кадра.

Как только объект съёмки поравняется с заранее выбранной вами точкой, вам нужно плавно нажать кнопку спуска затвора камеры, продолжая при этом перемещать объектив камеры вслед за снимаемым объектом. Самое главное – не прекращать проводку сразу же после нажатия кнопки спуска затвора – это позволит создать более гладкий эффект движения и ровнее размоет фон.

Примерно так должна выглядеть ваша траектория движения. Ноги должны оставаться неподвижными!

Конечный эффект зависит не только от правильно подобранной выдержки, но и от того, насколько плавно вы будете отслеживать объект съёмки.

Проявите терпение в процессе освоения техники съёмки с проводкой, и ваши старания будут вознаграждены отличными фотографиями!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Съемка с проводкой — метод съёмки при котором вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале — каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое — только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку — она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом — промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус — серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой — она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее — черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям — чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог или больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните — в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное — чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.