Не могу сидеть на месте, хочется бросить все и уехать. Что такое акатизия? Как проявляется двигательное беспокойство? Почему не могу сидеть месте

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто люди даже не подозревают, что у них синдром дефицита внимания и гиперактивности, считая суетливость просто чертой характера. Но это может привести к серьезным проблемам в повседневной жизни.

сайт нашел несколько главных признаков, по которым можно выявить у себя или близких это расстройство.

Проблемы с концентрацией

Часто люди с синдромом дефицита внимания не могут придерживаться плана и четкого распорядка дня. Наряду с неорганизованностью и забывчивостью проявляются и следующие симптомы:

  • Не получается сфокусироваться на деталях, в работе проскакивают досадные ошибки.
  • Во время монотонных лекций или долгого разговора постоянно переключается внимание на другие вещи или дела.
  • Даже при личном коротком разговоре мысли все время «улетают» от темы разговора, сложно слушать собеседника.
  • Сознательное или несознательное избегание задач, которые требуют концентрации и умственного напряжения.

    Часто теряются небольшие бытовые вещи, такие как зонтик, перчатки.

Проблемы с контролем времени

Умение расставлять приоритеты, быть последовательным в делах, рассчитывать время часто становится непосильной задачей для взрослых с синдромом дефицита внимания. Это самые распространенные признаки:

  • Проблемы в организации рабочего времени, чувство, что вы ничего не успеваете и ничего не можете с этим сделать.
  • Постоянно забываете о назначенных встречах, о данных обязательствах и сроках.
  • Постоянные опоздания, ничем не обоснованные.

Неусидчивость

Гиперактивность у взрослых проявляется гораздо реже, чем у детей. Однако отсутствие ее симптомов не означает, что у вас нет синдрома дефицита внимания:

  • Невозможность спокойно сидеть на одном месте: постоянно ерзанье, привычка стучать каблуком о пол.
  • Сложности с тем, чтобы усидеть на месте.
  • Неуправляемое желание движения и деятельности даже в тех ситуациях, где это неуместно.
  • Невозможность спокойно проводить досуг за чтением книг или другим делом, которое требует концентрации.

Непрерывные разговоры

Несмотря на схожесть с детской гиперактивностью, у взрослых она больше отражается на психическом состоянии, чем на физической активности.

Не могу сидеть на месте . Мне постоянно нужно что-то менять. Иногда хочется бросить все и уехать в другую страну, продать все вещи и поехать кататься автостопом по миру.... Я устала от учебы (последний курс, учусь на программиста) и мне кажется все бесполезным, кажется, что я ничему не научилась и ничего не умею, хотя амбиций миллион. Когда я сижу на месте в одном и том же городе, рутина меня убивает, меня убивает одно и то же каждый день.... Я впадаю от такого в тоску и апатию. Но не могу бросить учебу, не могу уехать из города из-за любимого человека. Иногда мне кажется, что я иду не своим путем. Но не могу ничего поменять. Что делать то?

Не могу сидеть на месте, хочется бросить все и уехать

Алиса, здравствуйте!

Давайте разбираться в вашем внутреннем мире. Почему вам постоянно нужно что-то менять? Вы чувствуете себя живой только в вихре событий, при постоянной смене впечатлений? Если это так, то есть риск, что и на другом конце света вы будете чувствовать себя также, потому что от себя не убежишь. Это горькая истина, с которой могут начаться настоящие перемены. Но не внешние (уехать в другую страну, решиться на автостоп и тд), а внутренние.

Дело может быть и в другом. Вы чувствуете, что неправильно выбрали специальность? Тогда это повод разобраться в том, а чем бы вы хотели заниматься на самом деле? Ваше ощущение, что вы ничему не научились, возможно, всего лишь ощущение. Здесь нужно смотреть на реальность. Действительно ли за пять лет обучения вы ничему не научились, и ваши знания, умения и навыки соответствуют умениям первокурсника? Сомневаюсь. Почему вы обесцениваете? Еще один вопрос к вам для размышления или обсуждения с психологом.

Алиса, что делать, - это вопрос к вам. Только вам предстоит прожить свою собственную жизнь и сделать свои собственные выборы . Подумайте, что вы можете делать каждый день, чтобы в конце дня чувствовать удовлетворение, а не тоску и апатию? Это зависит только от вас. Каждый день уникален и таит много возможностей. Научиться замечать красоту и чудеса в обыденном - непростая задача, но возможная. Если решите продолжить обсуждение, буду рада общению с Вами в рамках отдельной консультации.

С уважением, Дарья Гуляева

«Однажды мое тело сказало «хватит!». В мае 2013 года у меня возникли проблемы с сердцем. И врачи велели научиться отдыхать, делать все медленно (даже есть и ходить), расслабляться, избегать стресса. Сначала мне было трудно, я больше не чувствовал себя собой – сколько я себя помню, я куда-то бежал. Мне пришлось изменить все свои привычки... и мне это неожиданно понравилось. И жене и дочери тоже. Непрерывное движение утомительно и для тех, кто рядом».

«Просто сидеть и ничего не делать? Зачем? – недоумевает 39-летняя Галина, флорист. – От безделья я устаю. И времени жаль! Я c детства непоседа, это характер, его не изменишь. Да у меня и выбора вообще-то нет. На мне дом и двое сыновей-подростков, а еще работа, так что приходится , вертеться. Гиперактивность вредна только детям!» С возрастом, считает Галина, пропадают причины беспокоиться по этому поводу. «Гиперактивность возникает в раннем детстве вследствие нарушения работы нервной системы, – поясняет возрастной психолог Наталья Евсикова. – С годами ее симптомы сглаживаются. Специалисты считают, что гиперактивны примерно 10% детей и 6% взрослых. Но у повышенной активности взрослых могут быть и другие причины».

Я заполняю внутреннюю пустоту. Суетливость может быть связана с моделями поведения и правилами, привычными с детства, – считает психоаналитик Мишель Деклерк (Michèle Declerck). «Некоторые родители говорят: «Пошевеливайся! Не сиди сложа руки!» Они придают значение действиям, а не внутренним ресурсам ребенка и подталкивают его к тому, чтобы все время что-то делать, вместо того чтобы просто быть». Став взрослым, такой человек страдает от пустоты, непрочности, нехватки внутренних ресурсов. «Он боится одиночества, боится оказаться лицом к лицу с самим собой, со своими желаниями, своей неудовлетворенностью, – заключает Мишель Деклерк. – Он заполняет свою жизнь снаружи, чтобы исчезла пугающая пустота внутри».

Я не могу сосредоточиться Есть разница: делаем ли мы множество дел и успешно завершаем большинство из них или, взявшись за что-то одно, бросаем на полпути, чтобы заняться другим. «Взрослый человек управляет своим поведением, он способен выбирать объект и удерживать его в фокусе внимания, – продолжает Наталья Евсикова. – Мы тренируем это умение, когда делаем нечто с заданной целью: учим иностранный язык, читаем книгу ради знаний, а не только ради развлечения». Но этому важному навыку неоткуда взяться, если мы следуем лишь за сиюминутными импульсами. Трудно сосредоточиться, если совсем не умеешь этого делать.

Я это делаю по требованию общества. Сегодня мир приветствует активность. Мы можем (или должны?) делать тысячу дел одновременно. Получается, что тот, кому трудно усидеть на месте, «соответствует современным социокультурным нормам, – подтверждает Сильвия Кади (Sylvie Cady), директор Международного центра психосоматики. – Такой человек защищает себя от чувства вины, связанного с пассивностью, которая воспринимается как синоним неэффективности и лени». Вплоть до того, что совсем не сидит на месте? «Это проблема того, насколько близко к сердцу мы принимаем внешние требования, – продолжает она. – Некоторым из нас проще подстроиться под обстоятельства, чем разбираться, что и почему происходит».

Что делать?

Найти себя в настоящем

Различные техники – расслабление, аутотренинг, йога – помогают прекратить безостановочный бег и учат чувствовать момент настоящего, не застревая мыслями в прошлом и будущем.

Описать поведение словами

Порой мы даже не замечаем, как переходим от одного к другому, и только потом чувствуем беспокойство вместе с накатывающей усталостью. Попробуйте чаще (для начала один раз в полчаса) задавать себе вопрос: «Что я сейчас делаю?» – и про себя описывайте свои действия словами. Постепенно вы начнете отличать бесцельную и хаотическую деятельность от той, которая вам полезна и отвечает вашим целям.

Заняться новым видом спорта

Те, кто живет в постоянном движении, часто люди спортивные. Но они не щадят себя, выкладываясь в ходе соревнования. Чтобы упорядочить ритм вашего тела, рассмотрите более гармоничные варианты физической активности, предусматривающие время для активных действий, время для расслабления и время для размышлений. Тело нуждается как в напряжении, так и в его отсутствии: так оно достигает равновесия.

Почему я прыгаю Митчелл Дэвид

Вопрос 55 Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Мое тело постоянно движется. Я просто не могу сидеть спокойно. Когда я не двигаюсь, я чувствую себя так, как будто моя душа отделяется от тела, и это вызывает у меня такой страх, что я не могу оставаться на месте. Я всегда начеку. Но хотя я всегда хочу находиться где-то в другом месте, мне никак не удается туда попасть. Я всегда остаюсь в моем собственном теле, и когда я не двигаюсь, особенно четко осознаю, что в ловушке. Но когда я двигаюсь, я могу немного расслабиться.

Все говорят аутичным людям: «Успокойся, прекрати суетиться, сядь спокойно», когда мы носимся туда-сюда. Но поскольку я чувствую себя гораздо спокойнее, когда я двигаюсь, я сначала не понимал, что они имеют в виду, когда говорят «успокойся». В конце концов я стал понимать, что есть ситуации, когда мне лучше оставаться на одном месте. Единственный способ, который может помочь нам научиться этому, - это постоянная практика.

Из книги Литературная Газета 6332 (№ 28 2011) автора Литературная Газета

Почему мошенник не должен сидеть События и мнения Почему мошенник не должен сидеть НАМЁК ПОНЯЛ? В последнее время много сказано о том, что экономических преступников нельзя подвергать наказанию в виде лишения свободы, а ещё лучше статьи об экономических преступлениях

Из книги Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества автора Курлански Марк

Из книги Чёрный лебедь [Под знаком непредсказуемости] автора Талеб Нассим Николас

Почему нам удается спокойно пить кофе Вспомним кое-что из обсуждения Среднестана в главе 3: ни одно отдельное наблюдение не влияет на итог. И это свойство будет приобретать все большую и большую значимость по мере увеличения рассматриваемой вами совокупности. Средние

Из книги Почему я прыгаю автора Митчелл Дэвид

Вопрос 7 Почему ты говоришь так странно? Иногда аутичные люди говорят со странными интонациями или используют слова необычным образом. Нормальные люди способны подыскивать слова для того, что они хотят сказать, непосредственно в процессе разговора. Но в нашем случае

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос? Вы, нормальные люди, говорите с невероятной скоростью. Между появлением мысли в вашей голове и ее произнесением проходит лишь доля секунды. Для нас это подобно волшебству!Может быть, что-то не так с

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Вопрос 10 Почему ты не можешь говорить нормально? Я долго пытался понять, почему мы, аутичные люди, не можем как следует выразить свои мысли. У меня никогда не получается сказать то, что я на самом деле хочу сказать. Вместо этого у меня выходит какой-то словесный мусор, не

Из книги автора

Вопрос 20 Почему ты так переживаешь из-за ничтожных ошибок? Когда я понимаю, что допустил ошибку, мой разум отключается. Я начинаю плакать, кричать, поднимаю шум, я просто не могу думать ни о чем другом. Какой бы ничтожной ни была ошибка, для меня она очень серьезна, как будто

Из книги автора

Вопрос 25 Почему ты прыгаешь? Как вы думаете, что я чувствую, когда подпрыгиваю и хлопаю в ладоши? Держу пари, вы думаете, что за маниакальным весельем, отображающимся на моем лице, не стоит никаких особенных чувств.Но когда я прыгаю, мои чувства как будто взмывают к небесам.

Из книги автора

Вопрос 31 Почему вы так привередливы в еде? Некоторые люди, страдающие аутизмом, действительно употребляют в пищу лишь очень ограниченное число продуктов. Лично у меня нет такой проблемы, но в какой-то степени я понимаю, в чем причина. Мы едим три раза в день, но для

Из книги автора

Вопрос 36 Почему тебе нравится вращение? Нам, людям с аутизмом, нравится кружиться на одном месте. Если на то пошло, мы любим крутить любые предметы, попавшие нам в руки. Вам, наверное, сложно понять, что такого хорошего в этом кружении?Повседневная обстановка не вращается,

Из книги автора

Вопрос 45 Почему тебе так нравится гулять? Мне кажется, многие аутичные люди любят прогулки. Хотел бы я знать, сможете ли вы догадаться почему. «Потому что, гуляя, вы чувствуете себя лучше?», «Потому что вам нравится быть на свежем воздухе?». Оба ответа, конечно, верны, но для

Из книги автора

Вопрос 47 Ты можешь привести пример чего-то, что доставляет аутичным людям настоящее удовольствие? Нам доставляет удовольствие кое-что, о чем вы, вероятно, не догадываетесь. Нам нравится дружить с природой. У нас не очень хорошо получается общаться с людьми, потому что мы

Из книги автора

Вопрос 48 Почему ты всегда куда-то бежишь? Мой разум все время колеблется то туда, то сюда. Не то чтобы я убегал по собственному желанию, я просто не могу не устремляться туда, где что-то привлекло мое внимание. Это меня и самого раздражает, потому что меня всегда ругают за

Из книги автора

Вопрос 49 Почему вы так часто теряетесь? Я уже говорил о том, как я срываюсь с места, как только замечаю что-то интересное. Но есть еще одна причина, почему мы так часто теряемся, и я думаю, она в том, что мы на самом деле не знаем, где нам следует быть. Вы можете сказать нам, что