Сновидение лица образ психология людей. Психология сна, сны и сновидения, теории сна. Суеверия, связанные со снами

Эпиграф:
"У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный." Гераклит Эфесский

«Взявшись за изучение сновидений, вы открываете двери в область глубочайших вопросов философии и религии.» Джеймс Холл

Часть 1. Сновидение и его роль в жизни человека.

Во сне человек проводит треть своей жизни. Из исследований психофизиологов известно, что человек может пребывать в трех состояниях: бодрствование, сон и сновидение. С физиологической точки зрения сновидения существенно отличаются от собственно сна. Целью сна является восстановление активной деятельности организма, а сновидение выполняет совсем другую функцию: оно необходимо как специфический механизм самонастройки психики. Сон восстанавливает наше уставшее за день тело, сновидение – восстанавливает нашу психику, и дает возможность переварить всю ту массу информации и событий, весь тот опыт,который мы получили за прошедший день.
Сон служит условием для того, чтобы могли развиться сновидения. Само сновидение представляет собой серию визуальных образов, своеобразный фильм, который можно рассматривать и участвовать в нем.
Человек наблюдает сновидения в среднем до 20% времени сна, и это не зависит от того, помнит ли он свое сновидение или нет. Все видят сны, но через 8 минут после пробуждения уже 95 % сновидений забывается. Иногда мы запоминаем сновидение, чаще нет, - все равно, оно выполняет свою определенную работу. Во время сновидения мозг активно работает: он потребляет столько же глюкозы, как и в период бодрствования. Какова же цель сновидения? Современная психотерапия считает, что именно во время сновидений закрепляются наши воспоминания, особенно те, которые наполнены сильными эмоциями и важным жизненным опытом.
Наши дневные впечатления, размышления, эмоции, незавершенные действия и процессы- все это продолжает развиваться и перерабатываться внутри нас и ночью, пока мы спим. Весь дневной опыт развивается в соответствии с накопленным за день импульсом и, в конечном итоге, приходит к новому психоэнергетическому равновесию – гомеостазу, который является важной составляющей психического здоровья.
Итак, что есть сновидение?
Современные психологические словари определяют сновидение как «спонтанный, неуправляемый, субъективно переживаемый поток представлений, преимущественно зрительной модальности»
(Психология: Словарь. М., 1990).
«Сновидение – это универсальное человеческое переживание.» (Дж. Холл)
Сновидение представляет собой своеобразный фильм, который можно рассматривать и участвовать в нем. Во сне могут происходить внезапные сдвиги во времени и пространстве, изменения возраста, пола; присутствовать давно умершие люди или совершенно фантастические существа. И при этом Сновидение нам кажется вполне реальным. Когда мы спим, мы действительно переживаем ситуации сна, как собственное существование.
«То, с чем мы не можем справиться в жизни, приходит к нам в сновидениях.» - писал психотерапевт Каплан-Уильямс в своем исследовании «Сновидения и исцеление»
Это очень важная фраза, вдумайтесь в нее: все, с чем мы не можем справиться в реальности дня, возвращается к нам в сновидениях.

Часть 2. Смысл сновидения в традициях психотерапии.

Знаменитая работа З.Фрейда «Толкование сновидений» положила начало концепции о том, что в наших снах зашифрованы вытесненные импульсы и желания в виде визуальных образов-символов. Согласно теории Фрейда, расшифровка этих образов может помочь понять, что же происходит с человеком?
«Что я хочу? Чего я опасаюсь? Куда стремлюсь?» – ответы на эти вопросы находятся внутри наших снов. З.Фрейд считал сон дорогой - «Королевской дорогой» - к нашему бессознательному.
Зигмунд Фрейд воспринимал сон как бессознательную попытку осуществить свои подавленные, запретные, вытесненные желания.
Фрейд предположил, что сновидец где-то внутри себя уже знает значение своего сновидения. И цель психоанализа - помочь это знание отыскать и понять.
Фрейд называл сны символическим «искаженным заместителем бессознательного», и считал основной задачей сновидца – поиск содержания этого бессознательного, и его верную интерпретацию.
«Но в чем же, спросят меня, в чем заключается практическая ценность этого исследования для познания психики и для раскрытия скрытых особенностей и свойств характера индивидуума? Разве бессознательные мысли и чувства, раскрываемые сновидением, не обладают ценностью реальных сил в душевной жизни? Следует ли придавать маловажное этическое значение подавленным желаниям, которые, создавая сновидения, способны и на создание других психических форм?
Я не считаю себя вправе отвечать на этот вопрос. Я лично не подвергал исследованию эти стороны проблемы сновидения. Я полагаю лишь, что римский император поступил несправедливо, приказав казнить своего подданного за то, что тому приснилось, будто он убил императора. Ему следовало бы поинтересоваться сперва, что означает это сновидение; по всей вероятности, его смысл предстал бы перед ним совершенно в другом свете. И даже если бы другое какое-либо сновидение имело такой преступный смысл, то все же было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает. <...>
Во всяком случае, чрезвычайно поучительно ознакомиться ближе с той разрыхленной почвой, на которой горделиво вздымаются наши добродетели.» (Зигмунд Фрейд. «Толкование сновидений»)
По мнению Фрейда, сновидения несут в себе силу исцеления, утешения, а его последователь психолог Ференци считал, что сны призваны разрушать травмирующие впечатления, «переваривать» их.

В аналитической психологии Карла Юнга исследование сновидений является одним из ключевых моментов.
В своих работах Юнг неоднократно подчеркивал, что в каждый из серьезных кризисных моментов его собственной жизни актуальное сновидение являлось ценным помощником и оракулом,снабжая необходимыми данными для выбора будущего решения. Главное в этом случае - верно расшифровать образы и метафоры своего сна.
В процессе толкования снов и Фрейд и Юнг использовали метод прямых ассоциаций.
Расшифровывают сны с помощью этого метода, используя вопросы наводящие и уточняющие, имея целью подробное раскрытие каждого из образов сна: «Какие ассоциации вызывает у вас эта ситуация во сне? На что похожи эти образы? С чем они могут быть связаны в вашей жизни? Где этот образ появился в вашей жизни? Как вы его ощущаете?"

Символический язык снов сложен и изменчив, не поддается одному, раз и навсегда установленному правилу. Карл Юнг пришел к выводу, что сны представляют собой спонтанные проявления бессознательного, «изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном.» (К.Юнг)
Это могут быть весьма неожиданные, всегда эмоционально насыщенные,яркие и драматичные образы; при этом Карл Юнг обращает наше внимание на тот факт, что некоторые символы и образы наших снов являются очень похожими у совершенно разных индивидуумов. И эти символы и метафорические схемы совпадают у людей, разделенных не только пропастью географического и геополитического положения, но и разными историческими периодами.
Теория Юнга состоит в том, что эти совпадения не случайны, а обуславливаются «коллективным бессознательным», т.е. некоторой объективной коллективной психикой, обладающей универсальной структурой в мире людей. Коллективное бессознательное, согласно теории Юнга, существует наряду с «личным бессознательным» человека и присуще каждому, вне зависимости от его места и времени рождения.
Базовое содержание этого "коллективного бессознательного" составляют «архетипические образы», или, проще говоря - "Архетипы". С греческого языка слово "архетип" переводится как "первообраз". В некотором смысле, это первообразы внутренних понятийных схем, культурных метафор и нравственных моделей поведения, составляющие глубинный слой структуры личности, хранящие воспоминания и чувства, свойственные всему человечеству. Архетипы – универсальные и врожденные символические формулы, коллективные психические структуры, несущие общую смысловую нагрузку. Сами Архетипы непосредственно ненаблюдаемы, но являются основным содержанием религий, мифов, легенд и сказок. Чаще всего Архетипы проявляются в сновидениях и видениях.
Примерами Архетипов могут служить такие образы, как: Мать, Мудрый Старец (Мудрец; Отец), Герой (Спаситель;Рыцарь), Ребенок, Плут(Трикстер; Шут), Мировое Древо, Самость(Мандала, Целостность, Круг, Солнце) и так далее. Эти образы встречаются практически во всех сказках и религиозных системах народов мира с некоторыми вариациями. . Множество коллективных фигур и ситуаций несут в себе эти архетипические образы, оставаясь при этом совершенно вне осознания индивидуума. Увидеть их в своих сновидениях и осознать - имеет большое значение для сновидца. Юнг считал, что появление архетипов во сне может являться неким пророчеством для человека, неким сообщением –предсказанием о настоящем или будущем.
При этом, придерживаясь Юнговской концепции анализа сновидений, мы можем сказать, что сны являются продуктом не только коллективного, но и личного бессознательного, и отражают чувства, мысли и мечты конкретного человека. Это значит, что без знания образа жизни и событий, относящихся к конкретному сновидцу, расшифровать сон будет невозможно.
Сновидение – это полноценное проявление бессознательного вовне,с целью указать человеку путь к самому себе.

Большое значение символике сновидений для жизни и даже здоровья человека предавал итальянский психотерапевт, философ и художник - Антонио Менегетти, основоположник образно-символической онтопсихологии (психологии бытия).
Менегетти предложил свое, весьма неоднозначное «рациональное» толкование образов сновидений, назвав свою систему «Имагогика», от «имаго»- образ объекта; образ субъективного отношения к объекту. Термин имаго введен Юнгом и принят в психоанализе. «Имагогика, - пишет сам А.Менегетти – это сознательный и добровольный опыт прочтения активных образов, отражающих целостность индивидуального существования на сознательном и бессознательном уровнях». Образы сна, по мнению Менегети, это врожденная»система саморегуляции» нашего организма. Это очень своеобразная интерпретация– новый символический подход к образам сна. В своей книге «Мир образов» Менегетти пишет: «Ночью сновидение регистрирует реальное положение вещей для субъекта. «Канва дневных событий вплетается в сценарий сновидения и либо низводится, либо поэтизируется последним. Нужно уделять внимание снам, ибо они дают критерий ежедневных событий. Если человек в хорошей форме – сон каждую ночь подтверждает это своими образами, в противном случае сон сообщает, что субъект потерял самого себя..»
Бессознательное, считает Менегетти – является основой порядка, благодаря которому мы обретаем реальность. Но для этого сначала нужно это бессознательное расшифровать с помощью весьма специфичного «словаря образов» Менегетти, войти в этот «абсурд образов», как в путь обретения реальности. «Образ – это оболочка покрывающая часть реальности». У сновидения свой язык «натуристических и биологических выгод», пишет Менегетти – «если какое-то отношение, форма поведения, выбор несет индивиду больше жизни, тогда в сновидениях появляются образы фруктов, молока, прозрачной воды, рыб, вкусной еды и т.д. В противном случае отрицательными символами будут бумага, мундиры, насекомые, туалет и т.п.»
Менегетти критикует и опровергает современную психотерапию за то, что она «не смогла подобрать ключ к смыслу сообщений происходящего», и предлагает свое, оригинальное понимание знаков и символов сновидений.
Менегетти составил свой личный сонник- словарик символов сна, исходя из этой концепции. В мире психологии отношение к теориям и методам работы Менегетти неоднозначное, от полного неприятия и отторжения, до признания такой символической формы как некой транскрипции Бытия.

Часть 3. Работа со снами в русле направления гештальттерапии.

Перейдем теперь к совершенно другому подходу работы со сновидениями в психотерапии:
Работа со снами в гештальттерапии подразумевает отказ от интерпретации снов, т.е. от попыток теоретически анализировать образы сновидений.
Фриц Перлз, основоположник направления гештальта в современной психотерапии, предложил для раскрытия смысла сновидений использовать технику «идентификации с образом сна». Т.е. человеку, который увидел яркий и необычный сон, предлагается «проиграть роли» персонажей своего сна, попытаться восстановить события и эмоции сна – в реальном времени еще раз пережить свой сон с целью разобраться в его смысле.
Фриц Перлз, называл интерпретацию – «фрейдистской игрой». «Не интерпретируй. Просто побудь этой вещью» - говорил он / «Свидетель терапии»/, - где под «вещью» имеется в виду – явление, существо, противник, некий феномен из сна. Перлз призывал перейти от анализа сна к его эмоциональному переживанию, про-чувствованию. И цель этого процесса - найти свои потерянные фрагменты личности, обнаружить свои незаконченные процессы и неосознанные потребности.
В гештальттерапии сны используются как средство для достижения целостности нашего «Я».
Перлз называл сновидение личным экзистенциональным обращением к человеку.
Ф.Перлз поддерживал Юнга в том,что каждый персонаж сновидения -есть часть нашей разделенной самости, фрагменты нашего «Я».
«Я считаю, – писал Ф.Перлз – что в сновидении содержится экзистенциальное послание о том, чего нам не хватает в жизни, о том, чего мы избегаем и у нас есть масса материала, чтобы заново ассимилировать и признать отчужденные части нас самих».
Направление гештальтерапии расценивает сновидение – как мир внутренних переживаний субъекта. При этом, все персонажи сна являются проекцией самого сновидца, представляют части его личности, обнаруживают его истинное «Я».
Чтобы использовать свои сновидения в качестве помощника для осознания своих внутренних потребностей и раскрытия своего потенциала, чтобы увидеть подсказку, которую несут нам образы сна – необходимо понять, что во сне проигрывается наш жизненный индивидуальный сценарий, представленный в драматической и символической форме. И относится это преимущественно к снам повторяющимся, или необычайно ярким и эмоционально насыщенным, а также к кошмарам. Именно повторяющиеся или необычные, страшные, наполненные эмоциями сны содержат экзистенциональное послание, касающееся нашего существования.
Если сон повторяется – это не случайность. По этому поводу Перлз говорил: «Повторяющиеся сны – самые лучшие, самые важные сны…Если что-то снова и снова возвращается, это говорит о том, что гештальт не завершен... Среди повторяющихся снов как раз часто встречаются кошмары.
Такие сны могут раз за разом прерываться на само страшном и неприемлемом для сновидца месте.
То есть, сон повторяется снова и снова призывая нас завершить нечто, присутствующее в нашей жизни, возможно то, на что мы упорно не хотим обратить свое внимания, игнорируя болезненные или дискомфортные для нас ситуации.
« В кошмарах вы всегда обнаруживаете, каким образом вы фрустрируете себя. » /Ф. Перлз «Гештальт-семинары»/
/ гештальт – целостная форма или целостная структура, законченное действие, цикл; фрустрация –от лат. «расстройство замысла», «тщетное ожидание»-эмоциональное состояние, сильное переживание, возникающее при невозможности удовлетворить свою потребность в чем-то./
Гештальттерапия для работы со сновидениями клиента предлагает технику «идентификации с образом сна»:
Психотерапевт, при работе со сновидением клиента, выбирает самый эмоциональный фрагмент сна, где сосредоточена энергия, – тот фрагмент, что наиболее пугает/радует/беспокоит – и предлагает клиенту поработать с ним – стать своим сном, представить себя этим фрагментом, той частью сна, который наиболее задевает чувства и эмоции. «Если во сне вас преследует великан-людоед, и вы становитесь великаном-людоедом – кошмар исчезает. Вы возвращаете себе энергию. Которая была вложена в демона. Тогда сила людоеда уже не снаружи, отчужденная, а внутри, где вы можете ее использовать.» (Ф.Перлз «Гештальт-семинары»)
В гештальттерапии процесс работы со сном клиента состоит из нескольких шагов:
1. Непосредственный пересказ своего сновидения. Терапевт запоминает сон, или записывает его детали.
2. Психолог просит клиента повторить свой сон так, если бы события сна происходили прямо сейчас, от первого лица: «я иду..я вижу..»
3. Сновидцу предлагается отожествить себя с действующими лицами своего сна, проиграть еще раз сновидение от лица этих персонажей, по очереди, осознавая в этот момент свои переживания и чувства..
Повторение рисунка сна в настоящем времени, проговаривание и проживание этого сновидения, т.е. завершение «гештальта сна» - восстанавливает эмоциональные переживания сновидца, для того, чтобы увидеть и расшифровать свое «послание» ,чтобы прочитать свое «сообщение» от подсознания.
Даже простой пересказ сновидения оказывается полезным, т.к. позволяет лучше осознать спонтанные ассоциации и способствует возможной дедраматизации и выходу эмоций.
Если человек не помнит свои сны, рекомендуется вечером класть рядом с кроватью блокнот и ручку, и сразу, как только человек проснулся, записать все, что помнит. Психика при этом настраивается на запоминание сна, человек учится быть в контакте со своим сновидением.
Ф. Перлз давал совет человеку, желающему самому разобраться в своих снах: «Если вы желаете самостоятельно поработать со своим сном, запишите его, набросайте перечень всех его деталей, а потом работайте с каждой, делаясь поочередно каждой из них…»

Часть 4. Поговорим о кошмарах.

Вот что пишет о кошмарах психотерапевт Каплан-Уильямс в своей работе «Сновидения и исцеление»: Если в жизни мы подавляем определенные события, чувства и эмоции, они возвращаются к нам в сновидениях в виде наших противников, мучающих нас. То, чего мы избегаем во внешней жизни, Источник Сновидений снова возвращает нам на внутреннем уровне».
Страшные сны часто снятся при подавляемой злости, возмущении, агрессии. Чем активнее подавление и запрет на агрессию – тем ужаснее облик явившегося во сне персонажа (маньяка, преследователя, монстра.) И вот тогда, когда мы на несколько минут вдруг позволяем себе стать этим ужасным монстром, мы начинаем постигать то, что, что все эти ужасы есть проецируемые и отвергнутые части нас самих.
Возврат себе этих не принятых частей может быть довольно тяжело и не слишком приятно. Но, тут проявляется очень важная вещь! - цитируя Фрица Перлза: «Здесь появляется необходимость учиться страданию» Да, как бы это не было тягостно, но – проходить через это страдание все же придется. Если мы хотим двигаться вперед. Мы все бежим от боли страдания, от сознания своей неидеальности и несовершенства, пытаясь увернуться, обойти все то, что приносит боль и дискомфорт нашему Эго. И такой образ действий – не замечать своих проблем, отворачиваться от всего,что нас пугает – приводит к внутренним конфликтам, неврозам и появлению различных фобий. Но если мы все же решимся набраться храбрости и пойти туда, где страшно и неприятно, чтобы признать, принять и вернуть себе свои отторгнутые части, то окажется, что в них кроется много ценной энергии. И наша задача – ассимилировать их и сделать своими. Нет риска в том, чтобы сыграть отвратительного и ужасного персонажа из своего сна. Более того, можно ожидать, что чем он страшнее и неприятнее в сновидении, тем больше в нем аккумулировано энергии, тем больше необходимости в дальнейшей психотерапевтической работы.
Когда мы начинаем отвергать нечто в своей жизни, отворачиваться от проблем, событий или мыслей; не готовы принять важное решение, то сны настойчиво и планомерно пытаются нас вернуть к болевой точке, напомнить и призвать к ее решению.
Такая вот полезная функция нашей души, призывающая нашу личность к развитию и целостности.
Часто в страшных снах сновидец просыпается в тот момент, когда почти готово совершиться насилие, или где ему грозит смерть. Воспоминание о таких снах само по себе пугает, часто такие сны рассматриваются человеком как негативные пророчества.
Если сон прерывается внезапно, но по содержанию не закончен и вызывает сильное беспокойство, то стоит доиграть этот сон во время работы с психотерапевтом., и завершить незаконченную ситуацию наилучшим для себя образом. Доигрывание сна – это завершение на физиологическом плане того, что не доделал организм в о время сновидения. При этом незавершенная ситуация получает наилучший финал и возникшая во сне тревожность переводится в действие.

Не стоит искать прямых параллелей между завершением ситуации сна и реальной жизнью. Сам по себе этот законченный процесс - составляет основу для осознавания пережитого опыта, и обсуждения возникших ассоциаций и озарений в связи с этим опытом.
Сны обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, раскрывают наши бессознательные мотивы, действующие в наших взаимоотношениях, показывая нам другой взгляд на привычные, казалось бы, вещи.
Закончить мне хотелось бы цитатой известного юнгианского психоаналитика Джеймса Холла:
«Сон есть часть реальности, чье происхождение носит личностный и неясный характер; его назначение – внесение полноты идей и смысла наряду с неопределенностью, а судьба в мире эго бодрствования оказывается в наших собственных руках. Если мы отнесемся к сну с интересом и уважением, то он послужит нам во многих отношениях.
Сновидения – таинственные сущности, похожие на послания неведомого друга, который заботится о нас, но объективным образом. Почерк и язык этих посланий порой неясен, и все же нет никакого сомнения в отношении подлинного интереса, лежащего в их основе, к нашему конечному благосостоянию, которое может отличаться от состояния благополучного состояния, которое, как мы воображаем, и является нашей целью.»

Одной из основных особенностей сна являются, несомненно, сновидения – субъективно переживаемые зрительные видения и действия, периодически возникающие во время сна, не обязательно связанные с восприятием разнообразных внешних ситуаций. Они могут иметь вполне реалистичный сюжет, могут быть бредовыми, эмоциональными, незабывающимися или незапоминающимися.

Какие же бывают сны с точки зрения психологии? Различают следующие наблюдаемые формы:

  1. Желание, базирующееся на подсознательном стремлении к самосохранению или к размножению.
  2. Страх, базирующийся на боязни страданий, боли и чувстве страха.
  3. Взгляд в прошлое, воспроизводящий картинки детских впечатлений.
  4. Mononeir – непонятные, лишенные всякого смысла образы, которые кажется не имеют никакого отношения к спящему: именно к этим снам приковано внимание толкователей.

Переживания во снах порой просто поражают своей энергией. Некоторые нереальные события заставляют плакать, кричать от страха, сжиматься от испуга. То есть, организм воспринимает происходящее как реальность и соответствующе на них реагирует. Нужно отметить и существующий временной парадокс. За одно мгновение могут переживаться события, которые в реальности имеют большую длительность.

Компенсация

Компенсаторная функция сновидений проявляет себя в психологической защите, что проявляется в восстановительной работе по достижению психического баланса, для снятия нервного перенапряжения, для устранения внутриличностного конфликта. Например, реализация во сне желаний, о которых человек размышлял днем. Благодаря «проработке» прогнозируемых мозгом ситуаций, компенсаторная функция опережающе может предотвратить разрушающий эффект будущих стрессовых воздействий. Сознание или подсознание во сне приспосабливается к экстремальной для организма ситуации, сразу выстраивает страховочные энергетические связи и готовится таким образом к отражению стресса.

Компенсация же уже произошедшего негативного события состоит в его смягчении благодаря демонстрации нейтрализующих сюжетов, что благоприятным образом гасит разрушительное для здоровья переживание стресса. Например, погорельцу подсознание продемонстрирует целый дом, а человеку потерявшему близкого покажет, что он жив и здоров. Таким образом компенсаторная функция смягчает психологически удар и человек уже не реагирует столь сильно на свою беду.

Психологические концепции

Все психологические модели сновидений были сформированы психотерапевтическими школами. Поэтому сновидения в них рассматриваются, как:

  • психоанализ – попытка возврата в сознание вытесненного личного опыта, который по ряду причин не принимается сознанием;
  • аналитическая психология сна – компенсация возврата сознательных устремлений к фундаментальным бессознательным установкам;
  • индивидуальная психология – подготовка личности к предстоящим проблемам во время бодрствования;
  • гештальт – экзистенциальные послания о существующей внутренней ситуации сознанию человека с попыткой завершить существующую проблему;
  • модель Ротенберга – замена реальной ситуации на вымышленную, символически связанную с существующей.

Все эти научные концепции не исчерпывают многообразия психологических подходов к пониманию того, что такое сон. Нужно учитывать, что единой общепринятой теории сна со сновидениями пока не существует. Спящий обычно не понимает, что он спит, воспринимая происходящее как существующую реальность.

Положение теории Фрейда, что сны можно интерпретировать, было первой осознанной попыткой объяснить их содержание без мистической религиозной подоплеки. Сон, с точки зрения Фрейда, раскрывает мысли и желания, которые человек в силу социальных норм и личного воспитания считает неприемлемыми и которые поэтому когда-то под давлением обстоятельств были вытеснены в бессознательное. Дальнейшие исследования некоторые элементы теории Фрейда поставили под вопрос. Хоть психологи и признали, что содержание сновидений имеет эмоциональный подтекст и психологический смысл, но различие между скрытым и явным содержанием было признано отсутствующим.

Со времени Фрейда было высказано немало новых теорий о психологии сна и сновидений:

  1. В теории Эванса сон просеивает информацию прошедшего дня и что-то из неё включает в состав долгосрочной памяти. Во время сновидений мозг видит небольшую хаотичную выборку из происходящей структуризацию материала. То есть, сновидения это просто небольшое количество из огромного объема информации, сортирующейся пока человек спит, а мозг отдыхает.
  2. Cartwright D. высказал предположение, что сновидение разрешает проблему.
  3. Сквайр, Л., Домхофф Г. Уильям высказали мнение, что оно может выявлять личностные конфликты, но не обязательно их разрешает.

Систематический анализ содержания снов выявил следующие факты:

  • лишь половина из них содержит хотя бы 1 деталь из событий предшествовавшего дня;
  • уровень агрессии в сновидениях выше, чем число позитивных переживаний: то есть, процент убийств во сне намного выше, чем в реальной жизни;
  • в сновидениях чаще отмечаются негативные переживания.

При анализе содержания снов обнаруживаются возрастные и гендерные схожие черты, из-за чего существует гипотеза, что сновидение – это когнитивная деятельность. Как отмечает профессор психологии Калифорнийского университета Домхофф: «Проблемы, выражающиеся в сновидениях, это те же ситуации, которые люди решают во время бодрствования.» То есть, родители видят сны о детях, агрессивные переживания снятся обычно молодым людям до 30.


Имеют ли пользу сновидения?

Существует немало самых разнообразных теорий о пользе и о вреде сновидений. Если раньше считалось, что сны разгружают нашу психику и помогают решить какие-то внутренние проблемы, то сегодня существует теория, что без них жить лучше. Исследователи Университетской клиники Цюриха провели исследование и выяснили, что существуют люди, которые вообще не видят снов и их здоровье не хуже людей, которые их видят. То есть, сонные переживания не несут никакой полезной для организма функции.

К такому же выводу – о полной бесполезности сновидений пришёл английский профессор Джим Хорн из Лафборо. Он считает, что сновидения - это как кино для мозга, его развлечение. Он постоянно имеет дело с людьми не видящими никаких видений во сне и не видит у них никаких психических отклонений. Профессор Хорн считает, что в поддержку привычной теории Фрейда, что сны помогают решить внутренние конфликты нет никаких серьезных научных доказательств.

В некоторых случаях сновидения могут даже усугубить состояние больного. Например, страдающие депрессией пациенты видят мрачные и тяжелые сны, усугубляющие их болезнь. Медицине известно немало случаев, когда у людей, которые не видели сны в течение года, только улучшалось состояние здоровья.

Список использованной литературы:

  • Ковров Г.В. (ред.) Краткое руководство по клинической сомнологии М: “МЕДпресс-информ”, 2018г.
  • Полуэктов М.Г. (ред.) Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.Н. Вейна и Я.И. Левина М.: “Медфорум”, 2016г.
  • А.М. Петров, А.Р. Гиниатуллин Нейробиология сна: современный взгляд (учебное пособие) Казань, ГКМУ, 2012г.

Время чтения 12 минут

Психология сна - это ключ к разгадке тайны сновидений, в статье рассмотрим наиболее известные подходы к пониманию природы сна и их трактовке. В древние времена сны наделялись мистическими свойствами, считалось: они приходят извне, даются свыше божественными силами, являются особым предзнаменованием.

Мыслители и психологи занимались вопросом сна, сновидений. Шуберт утверждал: сон является освобождением духа от гнёта высшей природы", поддерживал эти идеи и Шернер в книге "Фантазия во сне", однако часть врачей продолжала настаивать на бессмысленности сновидений, возникающих как процесс раздражения органов чувств, бессвязной работой отдельных органов и клеток.

Сны с точки зрения психологии первым изучил Фрейд, основатель психоанализа. Он дал научное объяснение природы сна, заметив сходство сновидений с навязчивыми идеями, фобиями, различными психопатическими явлениями. В результате установил взаимосвязь между психическими процессами и наличием снов на бессознательном уровне. Рассмотрим подробнее его теорию.

Природа сновидений по Фрейду

Психология сна Фрейда основана на методах психотерапии, которые использовал в лечебной практике. В результате опытов и наблюдений он заметил, что сон - это закодированные мысли, образы, которые объединяются в определённые сюжеты, которые сложно сразу понять, кажутся бессмысленными.

Фрейд предложил следующую схему работы над снами: нужно проанализировать часть, фрагменты сновидения, отвлечённо, перечисляя мысли, связанные с обстановкой, вещами, людьми. Такое мышление поможет найти нити к пониманию сна, он может содержать несколько сюжетов из жизни, страхов, переживаний, важных фрагментов. Могут быть замещения персонажей.

Фрейд заметил: сновидение содержит краткую информацию о мире чувств, эмоций, восприятия жизни . Он установил наличие взаимосвязи на психологическом уровне, а не только телесную природу сна. Кроме того, обратил внимание на сжатую форму сновидения в сравнении с мыслями, которые его создали. Сон - это сложный процесс психики, отражение мыслей, желаний в определённых картинах, образах.

Психология сна Фрейда предполагает наличие таких терминов - "явное содержание сна" (пересказ сна), "скрытое содержание" (мыслительный ряд, ассоциации).

Три вида сновидений по Фрейду

Сон - продолжение минувшего дня

Фрейд обратил внимание - в сновидениях часто прослеживаются события последних дней или текущего дня, как продолжение реальной жизни. Переживания, мысли, чувства порождают образы сновидений, которые не стоит понимать буквально, в редких случаях видим явные сны. Сонная психика создаёт собственные картины, рисует образы, объединяет вместе разных людей. Она прессует, дробит, перемещает ситуации, мысли, создавая уникальные киноленты. В результате для понимания исходных данных необходимо нивелировать влияние "работы сна", найти первоисточники.

Психология сна Фрейда определила, что механизм взаимодействия отдельных частей сновидения заключается в наличие общности, продолжения идей, мыслей, противопоставление редко присутствует в снах, всё является проявлением различных ипостасей, сторон личности. Кроме того, сонная психика выстраивает порядок, сюжет картин, который не всегда соответствует действительности.

Стоит рассматривать отдельные части сна

При этом, если сон прерывистый, состоит из фрагментов, то процесс построения не был завершён и анализировать его становится легче. Цифры, фигурирующие в сновидениях, также берутся из реальной жизни, однако могут видоизменяться, уменьшаться, путём перестановки запятой, заменой смысла.

Фрейд пришёл к заключению - сновидения имеют довольно сложную форму и проявление с целью скрыть от нас глубинные мысли, страхи, о которых мы не подозреваем, которые живут в глубинах нашего сознания, в бессознательных процессах. Часто человек сам удивляется выводам, мыслям, которые вызывает сон, они становятся откровением.

Интересно, что спящий мозг может по-своему трансформировать внешний шум при желании продолжить сновидение. Даже шум пылесоса может быть воспринят, как аплодисменты в театре зрителей. Это защитная функция организма, которая помогает оберегать сон от внешних воздействий. Бесспорно, сон - это ключ к открытию бессознательного в человеке: мыслей, чувств, эмоций.

Функция и анализ снов К. Юнга

Психология сна К.Юнга также была построена на бессознательных процессах, однако он не полагался только на проявлениях желаний в снах. Скорее сновидения отражают реальную жизнь, отношения с людьми, имеют компенсаторную функцию. Он также размышлял над формой выражения сна, с запутанным порою смыслом, сложно поддающимся логике.

Юнг объяснял сон, как процесс на бессознательном уровне, вскрытие глубинного в человеке, полагая, что все явления жизни имеют свой подпороговый смысл, вторичного порядка, не всегда осознаваемый человеком. Именно на этом уровне находятся корни явлений, картин, образов, наблюдаемых в снах. Временами человека пугают сновидения, даже безобидные, так как вызывают определённые ассоциации, эмоции. Юнг сравнивал сны с ритуалами, обрядами, несвойственными современному человеку, бессознательные процессы малологичны при первом приближении, именно поэтому наше сознание часто отвергает наличие особого смысла в снах, не обращает на них внимания.

Психология сна Юнга предполагает - сновидения имеют важное значение, выполняют компенсаторную функцию, восстанавливают психический баланс личности. Человек постоянно подвергается влиянию внешней среды, происходят различные события, жизнь общественная и личная отвлекает от личных вопросов, особым образом это проявляется у людей неуверенных в своих силах, живущих в сомнениях.

Все предрассудки, суждения влияют на личность, ведут к внутреннему дисбалансу, невротическим расстройствам, сбивают с верного пути. Сновидения призваны восстанавливать, уравновешивать внутренний мир, возвращая целостность, равновесие. Сны могут предостерегать от опасных решений, бессознательные мысли схожи с интуицией. Так взлёты и падения предупреждают о возможных разочарованиях в жизни, завышенных целях, опасности. Уверенный свободный полёт говорит об успешности, развитии духовных сил. Падения в пропасть - опасны, предупреждают об угрозе. Важно обращать внимание на знаки, говорящие об опасности в сновидениях, игнорирование может вести к неприятностям в жизни.

Юнг заметил, что сновидения действительно могут предсказывать будущее, однако суть не в магии, а в подсознательных желаниях, страхах, которые ведут к определённым последствиям в жизни. Стоит быть аккуратным, внимательным в жизни, видя неприятные сны, постараться понять причину, избегать опасностей.

Психология сна: выводы К. Юнга

Итак, сны призваны объединять сознательное и бессознательное в человеке, позволяя двигаться в одном направлении, избегать дисбаланса. Послания сновидений - это слова от инстинктивного внутреннего мира нашему разуму. Полезно прислушиваться к ним. В племенах Африки важное значение придавалось сновидениям вождей, которые прогнозировали погоду, указывали, чем заниматься. Человек является самостоятельной личностью и может лучше понимать себя и мир, слушая внутренний голос.

Далеко не все люди понимают важность снов, пытаются их анализировать. А те, кто верит, что сны имеют значение, часто прибегают к толкованиям сонников, однако они не могут полностью чётко охарактеризовать сон. Каждый человек индивидуален, имеет особый опыт жизни, который отражается в сновидениях. Есть общие принципы, которые можно использовать в практике, рассматривая в определённом контексте.

Часто встречаются в сновидениях полёты, падения, преследования, чувство потерянности, необходимость сражаться, побеги. Для инфантильных людей свойственны увеличение роста до огромных размеров или сильное уменьшение. Главное понять - ситуации, представленные во сне, часто символичны, имеют переносное значение, которое необходимо найти.

Психология сна Юнга уделяет особое внимание повторяющимся сновидениям, считая их знаковыми. Такой сон часто компенсирует дефекты психики или является отпечатком важных событий жизни. Кроме того, может быть прогнозом на будущее. Внимательно относитесь к повторяющимся снам, в них есть полезная информация.

Юнг полагал, что практически все сны символичны, имеют смысл, свою интерпретацию. Однако, работая с Фрейдом, заметил, что они могли различным образом подходить к данному вопросу, поэтому главным лицом, понимающим суть сна, является сам человек, а не аналитик. Только личность знает своё прошлое, опыт, ситуации жизни, может увидеть связь, информацию бессознательного "Я".

Юнг занимался исследованиями снов всесторонне, углублялся также в мифологию, алхимию, древние культуры, стремясь понять все грани человеческой личности. В лечебных целях предлагал рассматривать цепочку сновидений, определяя общую идею, проблемы психики. Фрейд же рекомендует рассматривать каждый сон в отдельности.

Современные исследования природы сна

Сны всегда интересовали человека, почему он так необходим человеку, каким образом возникает? Исторически сложилась закономерность активной и пассивной деятельности в зависимости от времени суток. В ночное время возникает потребность в восстановлении сил путём сна.

Учёные заметили, что сон делится на быстрый и медленный. В период быстрого сна видим сновидения, медленный - необходим для восстановления, отдыха: заметно снижается ритм сердца, частота дыхания, даже температура тела. Одним из первых исследователей сна, как физиологического явления, стал Натаниэль Клейтман. Путём опытов, экспериментов определил основные фазы сна, изменение состояния организма.

Так он установил, что при повышенном движении зрачков глаз, человек всегда видел сон, мысленно следил за картинами, которые рисовало воображение. Это подтвердилось практически во всех случаях, при замедлении процессов - редко были воспоминания сна. Он установил, что в течение ночного сна за период 7,5 часов примерно 1,5-2 часа составляет период сновидений, в остальное время организм находится в замедленной фазе восстановления.

Наблюдения позволили заметить также, что в период медленного сна погружение в сон довольно глубокое, человека сложно разбудить, реагирует не сразу. При стадии быстрого сна организм работает более чётко, быстрее реагирует на потребность в пробуждении. После перехода в активное состояние, после замедленной стадии, может быть чувство "опьянения", человека качает, нарушено вестибулярное равновесие. Такое состояние обычно проходит через несколько минут.

Зачем человеческому организму сон?

Учёные заметили, что сон позволяет восстанавливаться организму на физическом уровне, укрепляет нервную систему, улучшает память. Кроме того, возрастает иммунитет за счёт активизации Т-лимфоцитов, которые способствуют борьбе с простудными, вирусными, бактериальными заболеваниями.

Поэтому в периоды болезней полезен полноценный отдых, как и для профилактики, а подготовка к экзаменам должна предполагать сон для улучшения запоминания материала.

Дети видят больше сновидений, этот период у них составляет от 50% до 70% сна у недоношенных детей.

Предполагается, что такая динамика связана с особым воздействием сна на развитие головного мозга ребёнка, улучшает запоминаемость информации. С возрастом процент сновидений составляет 20%, однако присутствует всю жизнь, так как эта фаза необходима организму для восстановления психического баланса по данным психологии сна.

Исследования показали, что в состоянии недосыпа человек может долго сохранять активность, если имеет возможность периодически отдыхать. Полностью лишение сна имеет крайне негативные последствия - через 3 дня наблюдаются провалы в памяти, галлюцинации, потеря реальности, кажется человек теряет рассудок, нарушается координация, зрение. Всё это свидетельствует об огромном значении сна для восстановления человека - физического и психического. Интересно, что сны могут помогать даже в буквальном смысле решать жизненные вопросы, делать открытия. Как это возможно?

Сны и творчество

Психология сна и сновидений проявляется в наблюдениях. исследованиях. Обычно сны связывают с искусством - используют в поэзии, музыкальном творчестве, песнях. При этом научные деятели неоднократно замечали, что вспышки, озарения приходят в состоянии сна.

Так, Фридрих Кекуле получил разгадку строения бензол во сне, долго думая ранее над этим вопросов. Д.Медлее увидел окончательно выстроенную таблицу знаков также в сновидении. Отто Леви, изучая передачу нервных импульсов химическим путём, увидел в состоянии сна эксперимент, подтверждающий теорию. Эльберт Эйнштейн также сообщал: теория вероятности - результат сновидений.

В чём секрет, какие силы помогали учёным? Вероятно, бессознательный уровень смог дать подсказку, которую невозможно было найти в сознательном состоянии. Такие открытия бывают и в творчестве - человек может проснуться и написать строки произведения, сюжет для романа, идею для выступления, киноленты.

Психологи проводили эксперименты с группой людей, имеющих незавершённые творческие проекты. В результате определили, что наилучший результат в такой работе даёт "фантазирование в реальной жизни" и "гипнотические сны"- человека настраивают на вещий сон, который должен увидеть ночью.

Известно также, что Уильям Стайрон написал роман "София делает выбор" на основании сновидения, а Ингмар Бергман создавал фильмы по снам. Таким образом, умелое использование сновидений может помочь в создании шедевров искусства и решении научных вопросов, сны дают подсказки, ключи к решению задач, главное - увидеть, понять эти сигналы нашей бессознательной части мышления, скрытого "Я".

Возможно, поэтому в народных сказках есть крылатое выражение - "утро вечера мудренее", ведь ночью можно получить ответы на все загадки, прислушиваясь к символам сна. Иногда музыканты и другие творцы специально переходят в состояние дремоты для активизации творческих сил. Так поступали Роберт Стивенсон, Сальвадор Дали.

Поза сна - взаимосвязь с характером

Психология сна позволяет анализировать не только сновидения, но и определять характер человека по привычной позе сна.

Существует 4 основных варианта:

  • Лёжа на спине - такое положение тела символизирует уверенность. Человек спокойно воспринимает вызовы судьбы, готов к любым обстоятельствам жизни, всегда на чеку и способен дать бой, отстоять свои интересы. Можно трактовать самоуверенность при желании человека занять всю кровать, раскидывая руки и ноги по сторонам.
    Руки вдоль туловища говорят о солдатской позе - такие люди могут быть замкнуты в себе, однако прямые и чёткие в требованиях к себе, окружающим, любят всё на высшем уровне;
  • Свернувшись кольцом (зародыш) - наличие такого положения говорит о недостаточной уверенности, потребности в защите, желании скрыться от реальной жизни, нежелании принимать участие в происходящих событиях. При желании забиться в угол и спать у стены - низкая самооценка, необходимо развитие уверенности для успешной деятельности, достижения целей;
  • Лёжа на животе - при такой позиции ноги обычно выпрямлены, руки на подушке или рядом. Положение тела свидетельствует о контроле жизни, управлении своим поведением, стремлении подчинить обстоятельства своей воле, может самостоятельно принимать жизненно важные решения, однако не любит критику. Такие люди очень целеустремлённые, всегда добиваются высоких результатов;
  • Лёжа боком - поза сна на боку отчасти похожа на "зародыша", однако более спокойная - ноги и руки обычно вытянуты. Такое положение говорит о наличии уравновешенного характера, высокой способности к аналитике жизненных ситуаций, надёжности человека. Эти люди способны быстро адаптироваться к изменениям жизни и спокойно переносить сложности бытия.

При наличии привычки подгибать одну ногу (поза "цапли") можно определить непостоянство характера - радость сменяется печалью, взлёты падениями, оптимизм - апатией.

Конечно, природа сна человека - это вечная загадка, многие учёные и психологи пытаются решить её, понять истоки сна и сновидений. В статье частично открыли завесу над этой тайной, каждый человек сам может научиться понимать свои сны, знаки, посылаемые нашим бессознательным разумом, чувствовать и применять в жизни.

Желаем всем приятных снов и бодрости духа для достижения новых горизонтов!

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем».

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения.

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка.

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований.

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении.

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение).

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Тейлор, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез.

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.

Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Все феномены сна можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний.

При работе со сновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.

Сна, сны и сновидения, теории сна.
С того самого момента когда мы засыпаем, мы оказываемся в мире неограниченных возможностей. В наших снах мы можем быть кем угодно и делать что угодно. В мире снов нет ничего не возможного. Можно оказаться на Марсе, или в далеком прошлом, где-нибудь в первобытных пещерах, а можно в одно мгновение подняться по карьерной лестнице и заработать миллионы, или наоборот, потерять все, что было нажито непосильным трудом...
Сны зачастую неясны и их сложно интерпретировать. Но иногда наши сновидения, такие яркие и реалистичные, что нам очень сложно провести черту между реальностью и фантазией.
Так какое же значение имеют в жизни человека его сны? Было бы логично, предположить, что сон это только продукт пережитых переживаний человеком в течение дня, но так ли это на самом деле? В данной статье мы рассмотрим основные теории сна: Фрейда, и Юнга.
В предыдущем посте объяснялось

Для начала, давайте рассмотрим некоторые известные факты о снах:
1. Все видят сны и это факт. Единственным исключением являются люди страдающие серьезными психическими расстройствами. Если вы попросите кого-то рассказать свой сон, и он ответит, что никогда не видит снов, он врет. Он просто не помнит своих сновидений. Этот факт плавно подводит нас к пункту № 2.
2. Мы забываем 90% наших снов. В течение пяти минут, после пробуждения 50% от вашей снов будут забыты. Еще через пять минут вы забудете 90% увиденного во сне. 10% это то, что останется в вашей памяти. Часто это самые яркие моменты ваших сновидений.
3. Мы часто верим в то, что видели во сне. Например: лица людей, которые в реальности ни когда не видели. Или вера в полученную информацию, о которой раньше ни чего не знали и не слышали. Если попытаться возразить, и намекнуть собеседнику, что возможно, это были образы из далекого прошлого, лица встретившихся незнакомцев, или обрывки фраз, услышанных в метро, по радио, телевизору и т. д. Вы скорей всего в ответ услышите: " У меня нет сомнений по этому поводу, во сне, я точно видел это впервые ". На самом деле, наш мозг способен вытворять невероятные трюки, он может вспомнить лица, которые мы видели всего долю секунды, но ранее, эта информация была скрыта, чтобы не перегружать память ненужным мусором.
4. Опросы показали, что 20 - 40% людей, хотя бы один раз в жизни видели вещий сон.
5. 12% людей видят исключительно черно-белые сны, а среди людей находящихся в возрасте менее 25 лет, цифры еще меньше, всего лишь 4,4%.

Теории сна. Фрейд.

Фрейд, классифицировал психику на три области:
«Сверх-Я», или Супер-Эго: Это отражение социальных норм, морали, наложение запретов, формирование идеалов. Супер - Эго стремится быть социально приемлемым. Сравним его с «Ангелом на правом плече», который держит под контролем и находится в постоянном конфликте с «Оно». По сути «Сверх-Я» Это ваша совесть.

« Я », или «Эго»: Это сознательный разум. «Эго» стремится угодить «Оно», не вызывая проблем и конфликтных ситуаций. Это баланс между «Оно» и «Супер - Эго», которые в свою очередь получают свое объективное существование через «Я ».

«Оно»: живет по принципам достижения удовольствия любой ценой и просто хочет все и сейчас. Пища, вода, секс и другие основные инстинкты контролируются «Оно». «Оно» ищет только удовольствия, это ваш «Дьявол на левом плече».

Фрейд считал, что в течение дня, ваше «Сверх-Я» контролирует « Я » и вы действуете, социально надлежащим образом, как этого требует ваша совесть. Это значит, «Сверх-Я» удается подавить «Оно». Поэтому когда вы спите, ваше «Оно» освобождает все подавленные, социально неприемлемым желания. Наш мозг воспроизводит вытесненные желания в символических образах, которые более приемлемы для цензуры. Вот почему сны так сложно понять и истолковать.

Вы уже наверное знаете, что Фрейд был немного... Ладно, слишком одержим сексом. Все его теории, основаны на сексе. И это то, что вызывает скептическое отношение к теориям Фрейда. Так, например не сложно догадаться, что по Фрейду символизировали; (стволы деревьев, палки, ракеты и все предметы, удлиненной формы), или (печи, вазы, горшки, кастрюли и все, содержащие внутреннее пространство). Самая обычная ходьба вверх по лестнице, имеет сексуальный подтекст, ну а если вам, ни дай бог, приснилось, что вы, ставите цветы в вазу своей тещи... То вы 100% извращенец...
Тем не менее, сексуальное помешательство Фрейда, не делает менее значимыми, его достижения в области изучения сновидений и вообще психологии. К тому же, такое видение Фрейда, объясняется пуританскими нравами тех времен и слишком подавленной сексуальностью викторианской эпохи.

Теории сна. Юнг.
Карл Густав Юнг - Один из лучших учеников Фрейда, как и Фрейд, Юнг был согласен, с теориями своего учителя, он верил в существование бессознательного, и придавал ему огромное значение для понимания психики человека. Безусловно, теории Юнга основаны на идеях его учителя, но в отличии от Фрейда, Юнг придавал меньшее значение сексуальности и отдавал первенство духовности. Фрейд упрекал Юнга в чрезмерной склонности к мистицизму, а Юнг не мог согласиться с тем, что Фрейд рассматривает бессознательное, с точки зрения низменных инстинктов, а содержание снов, как скрытое за образами, удовлетворение, социально не приемлемых норм. Эти разногласия, и стали камнем преткновения на пути Фрейда и Юнга, они стали поводом для окончательного разрыва, после которого, каждый пошел своим путем в изучении и понимании бессознательного.

Юнг предложил другую человека:
"Эго" рассматривалось им как самосознание, восприятие личностью внешнего мира, а все отвергаемые личностью черты, (социально не приемлемые), образуют бессознательное «контр эго», которое Юнг назвал тенью. Как и "Оно" Фрейда, "Тень" - это часть вас самих, ваши примитивные инстинкты, Тень - это та сторона личности, которую вы не желаете принять.

"Анимус" у мужчин и "Анима" у женщин - архетипы представляющие черты личности, мужское и женское начало, часто вытесненные в бессознательное.

Самость - это основной архетип в структуре Эго, архетип целостности личности, качество, которое превосходит "Эго", оно охватывает и сознательную и бессознательную область человеческой психики. Самость - это весь потенциал личности, окончательная цель самоосуществления, самореализации.

Все в теориях Юнга, базируются на наличии противоположностей: черное - белое, добро - зло, мужчина - женщина, "Эго" - контр Эго, или тень.

Касательно снов, Юнг считал, что сны были не маскировкой вашего бессознательного, скорее, они были окном к нему. Сны - это своего рода рекомендации для решения проблем в реальной жизни это ваш советник, путеводитель по жизни. Сновидения рассматривались Юнгом, как процесс коммуникации между сознательным и бессознательным. Цель сновидений, направить, помочь человеку проявить свой полный потенциал...

Как видите, и теория о сновидениях Фрейда, и теория Юнга особо не отличаются, и обе имеют право на существование. Какая же из них более правдоподобна?
Придавать снам сексуальный, или более одухотворенный смысл?
И вообще, придавать ли им какой-либо смысл?...
Всё сугубо индивидуально, и выбор только за вами!

Спите спокойно и приятных вам сновидений!