Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения. Простые правила. Расставляем знаки препинания правильно

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю. Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т. п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т. п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А. Дейкиной, Т. Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д. Андреев заслуги А. Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 000 или упр. № 000

Урок 3. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

    Знать особенности пунктуации при сочетании знаков; Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания; Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный6 косогор нескошенный6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 000 из учебника, (текст стихотворения И. Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н. Гольцовой, И. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 000 (II) из учебника Н. Гольцовой (“Песня о Земле” В. Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л. Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А. Дейкиной, Т. Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

    стихотворения М. Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”; стихотворения в прозе “Простота” И. Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

    , . Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006. , Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007. , . Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.

Упражнение 388. Перепишите текст,ставя знаки препинания. При списывании текста ставьте порядковые номера около поставленного знака и после текста кратко объясните, почему поставили тот или другой знак.

Образец. Говорили, (1) например, (2) о том, (3) что жена старосты, (4) Мавра, 5) женщина здоровая и неглупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома, (9) за печью,(10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указывающее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от придаточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство места;

10 - обособленное обстоятельство - деепричастный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы рассучивали тесто и делали крендели смачивая их нашим потом и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью мы никогда не ели того что выходило из-под наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя за длинным столом друг против друга девять против девяти мы в продолжение длинных часов механически двигали руками и пальцами и так привыкли к своей работе что иногда уже и не следили за движениями своими. И мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о чем было говорить мы к этому привыкли и все время молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко в чем может быть виновен человек если он полумертв если он как истукан если все чувства его подавлены тяжестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь для тех которые все уже сказали и нечего им больше говорить для людей же которые не начинали своих речей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запевал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет под тяжелым потолком подвала как маленький огонь костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу пристает другой и вот уже два голоса тихо и тоскливо плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу несколько голосов подхватят песню она вскипает как волна становится сильнее громче и точно раздвигает сырые тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...
(М. Горький)



Предисловие

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне

§ 1. Проверяемые безударные гласные

§ 2. Непроверяемые безударные гласные

§ 3. Чередующиеся гласные

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне

§ 6. Буква э

Правописание согласных в корне

§ 7. Звонкие и глухие согласные

§ 8. Двойные согласные

§ 9. Непроизносимые согласные

Употребление прописных букв

§ 10. Прописные буквы в собственных именах

Буквы ъ и ь

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков

§ 12. Буква ь как знак мягкости

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы

Правописание приставок

§ 14. Гласные ы, и после приставок

§ 15. Приставки на -з и приставка с-

§ 16. Приставки пре- и при-

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

§ 17. Гласные о и е после шипящих

§ 18. Гласные после ц

Правописание имен существительных

§ 19. Окончания имен существительных

§ 20. Суффиксы имен существительных

Правописание имен прилагательных

§ 21. Окончания имен прилагательных

§ 22. Суффиксы имен прилагательных

Правописание сложных слов

§ 23. Соединительные гласные о и е

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных

§ 25. Правописание сложных существительных

§ 26. Правописание сложных прилагательных

Правописание имен числительных

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные

Правописание местоимений

§ 28. Отрицательные местоимения

§ 29. Неопределенные местоимения

Правописание глаголов

§ 30. Личные окончания глаголов

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах

§ 32. Суффиксы глаголов



Правописание причастий

§ 33. Окончания и суффиксы причастий

§ 34. Правописание н и нн причастиях и в отглагольных прилагательных

Правописание наречий

§ 35. Гласные на конце наречий

§ 36. Наречия на шипящую

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия

§ 38. Слитное написание наречий

§ 39. Дефисное написание наречий

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений

Правописание предлогов и союзов

§ 41. Предлоги

§ 42. Союзы

Правописание частиц

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц

§ 44. Частицы не и ни

Правописание междометий и звукоподражательных слов

§ 45. Дефис в сложных междометиях

Повторительные упражнения по орфографии

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие

Тире между членами предложения

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым

§ 48. Тире в неполном предложении

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, временных, количественных

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами

§ 51. Однородные и неоднородные определения

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах

§ 56. Запятая между повторяющимися словами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

§ 57. Обособленные определения

§ 58. Обособленные и необособленные приложения

§ 59. Обособленные обстоятельства

§ 60. Обособленные дополнения

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения

§ 63. Обращение

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения

§ 71. Многозначность слова

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы

§ 73. Значение слов и выражений

§ 74. Употребление иноязычных слов

Грамматико-стилистические упражнения

§ 75, Употребление форм имен существительных

§ 76. Употребление форм имен прилагательных

§ 77. Употребление форм имен числительных

§ 78. Употребление местоимений

§ 79. Употребление форм глагола

§ 80. Строй простого предложения

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим

§ 82. Согласование определений и приложений

§ 83. Некоторые случаи управления

§ 84. Предложения с однородными членами

§ 85. Причастные обороты

§ 86. Деепричастные обороты

§ 87. Сложное предложение

Приложение к разделу «Грамматико-стилйстические упражнения»

Повторительные упражнения по лексике и стилистике

Вопросы произношения

§ 88. Ударение в некоторых словах и формах

Грамматический разбор

Морфологический разбор

§ 89. Разбор по составу слова

§ 90. Разбор по частям речи

Синтаксический разбор

§ 91. Простое предложение

§ 92. Сложное предложение

Пунктуационный разбор

§ 93. Объяснение знаков препинания

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

«Предложение урок» - Чем выражены обособленные определения? Оборудование к уроку: интерактивная доска, Мультимедиапроектор презентация к уроку. 10.Выпишите из предложений 1-7 предложение с двумя обособленными определениями. Дайте синтаксическую характеристику 3,5,7 предложений. 2. Из предложений 18-25 выпишите слова, в которых происходит озвончение согласных (1 вариант) оглушение согласных (2 вариант).

«Осложнённое предложение» - Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>. Чехов). 1. Анализ текста. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Карточка. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Словообразовательный разбор: подумайте, заклеймил.

«Вопросы по предложениям» - Определите тип связи в словосочетании: нравоучительно изрекла. Чем осложнено данное предложение? Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. На месте которых в предложении должны стоять запятые? Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения.

«Сложноподчинённое предложение» - Сложноподчинённое предложение. Последовательное подчинение. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Параллельное подчинение. Средства подчинения - союзы, местоимения, наречия. Придаточные изъяснительные - вопросы косвенных падежей. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

«Предложение в русском языке» - Простые и сложные предложения. Предложение – единица речи. Нераспространенные и распространенные предложения. Части слова. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы.

«5 класс «Предложение»» - Творческое списывание. Средством связи сложных предложений является интонация. Предложение. Точка. Работа с текстом. Словосочетание. Цели урока. Проверь себя. Простые и сложные предложения. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). Работа с толковым словарем. Синтаксис. Анаграмма.

Всего в теме 20 презентаций

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.


Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.