Икона божией матери «иверская. Иверская икона божией матери

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери, фото, описание и значение иконы. Явленные чудеса Иверской иконы Божьей Матери, а также описание: о чем молятся, почему именуют Вратарницей и многое другое в данной статье!

В грузинском монастыре на Афоне хранится первообраз чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Именуется она Иверской по названию обители. Существует несколько версий ее обретения, которые передавались сначала устно. Утверждать с точностью, что какая-либо из них достоверна на 100%, не представляется возможным.

Все описанные впоследствии истории приобретения образа грузинскими иноками, содержат элементы чудес. И если рассказы, быть может, свидетельствуют о разных святынях, то речь идет о единственной Матери Божией, которая творит чудеса. Не так важно каким путем икона оказалась на Святой Горе, как помощь, подаваемая Пречистой Девой .

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери

Разные эксперты, датируя время написания иконы, относят его к первой половине XIили началу XIIвека. Обнаруженные письменные сказания появились не раньше XV века, поэтому носят разрозненный характер. Истории появления образа до сих пор вызывают интерес ученых мужей. Благодаря чудесам, связанным с Богородицей, существуют и другие названия:

  • самое распространенное – Иверская;
  • греческое – Портаитисса;
  • русский перевод – Вратарница.

В иконографии изображение классифицируют как «Одигитрию», что по-русски значит «Милостивая». Отличительная деталь образа Богородицы – кровь, выступившая из раны на лице. Существует несколько греческих версий того, как она появилась. Каждая заслуживает внимания .

Появление Иконы: Версия I

Во времена правления Феофила (IXвек) близ города Никеи проживала вдова, которая имела образ Богородицы в домовом храме. Об этом узнали воины-иконоборцы. Они пришли к женщине, требуя заплатить за молчание, что не выполняет указ об уничтожении икон. Она уговорила их прийти на следующий день. Сама же, чтобы не надругались над святыней, пустила икону по воде в море. К удивлению образ больших размеров поплыл на запад в стоячем положении.

Повзрослев, ее сын ушел в монахи на Святую гору, где и рассказал эту историю. В то время Иверского монастыря еще не было (возможно речь идет о ранней грузинской обители Афо), поэтому и считают, что обретенный образ, либо слишком долго пребывал в воде (около 170 лет), либо в Иверский монастырь его перенесли из Афо, что вполне возможно. В некоторых историях добавляют, что рану лику Богородицы нанес один из воинов, который тут же раскаялся в своем поступке, когда увидел выступившую кровь .

Появление Иконы: Версия II

Самая распространенная история обретения чудотворного образа, отвергает первый вариант со вдовой, но и не объясняет откуда он приплыл, кто его написал, в какое время он появился в грузинской обители. Упоминается набег турок во главе с эмиром. По молитвам монахов Богородице, вражеские корабли затонули у берегов близ монастыря. А рану нанес яко бы слуга эмира, мстя за погибших товарищей.

Он угодил ножом в шею (которая имеет повреждения), и увидев кровь, пал на колени, раскаялся, и стал монахом. За свой кощунственный поступок просил называть его не иначе как Варваром. Эмир, видя как неожиданно погибла вся флотилия, пожертвовал монастырю огромную сумму на восстановление .

Почему икону именуют Вратарница

Несмотря на разные версии образовавшейся раны на лике Богородицы, почти все сказания сходятся в том, что монахи увидели чудесный образ, плывущий над водой, в столпе света. Попытались достать его с лодок, но ничего не получилось: при их приближении, икона удалялась.


Ночью одному благочестивому иноку приснился сон: Богородица сообщила, что он пройдя по воде, возьмет икону. После этого приняли решение исполнить это указание: отслужили литургию, и спустившись к морю крестным ходом, отправили преподобного Гавриила Святогорца (так звали монаха, увидевшего сон) за образом Пресвятой Царицы Небесной.

Идя по воде как по суше, инок взял образ, который доставили в Иверский монастырь, поместив в алтарь. Но на утро он неизвестным образом оказался над вратами обители. Его снова поместили в храме, но все повторилось. Наконец настоятелю во сне Богородица поведала, что не хочет дабы Ее охраняли, но желает Сама хранить иноков, находясь над воротами. Отсюда и произошло второе название –Вратарница .

Явленные чудеса Иверской иконы

Существует несколько сказаний о происхождении Иверской иконы, распространенные у славян. Причем эти повествования имеют самое раннее письменное свидетельство. В отличие от греческого варианта с вдовой, говорится о том, что святыня принадлежала богатому вельможе (купцу), проживающему в Трапезунде.

После его смерти, сына и наследника, который был мал годами, обобрали приказчики. Мальчику удалось сохранить только икону Богородицы. Он пустил образ по морю, а сам пошел просить милостыню. Тем временем Иверцы обрели чудотворный образ, как описано выше. Бедный юноша, волей судьбы, пришел на Афон проситься в послушники, но его никто не хотел принять.

Получив везде отказ, он решил помолиться в Иверском храме, где и увидел святую икону. Рассказав настоятелю свою историю, просил остаться. Иноки решили, что перед ними мошенник, и выгнали его, даже не покормив. Молодой человек лег спать недалеко от монастыря. Утром братия обнаружила, что чудотворный образ исчез. Бросились на поиски, и увидели его висящим в воздухе над спящим юношей. После этого покаялись в своем неверии, и приняли в обитель нового послушника.

Подводя итог всему вышеописанному, перечислим самые известные чудеса, связанные с Иверской иконой:

  • Зафиксированы многочисленные исцеления больных, слепых, бесноватых и увечных калек.
  • Много раз братия спасалась молитвами, обращенными к чудотворному образу, от набега пиратов и разбойников.
  • Известна история о талантливом певчем, которого из зависти отравили накануне престольного праздника. Он выпил масло из лампадки перед чудотворным образом Пресвятой Девы, и полностью нейтрализовал действие яда.
  • Широко известен случай, когда в обители испортились все запасы муки: В тяжелые годы, монастырская братия решила брать плату с посетителей обители. Когда некий юноша, прося ночлега, не имел чем заплатить, его не пустили в монастырь. В печали он пошел прочь, и встретил женщину, которая дала ему золотую монету. Паломник вернулся, заплатил за приют и пищу. В этот момент все припасы братии пришли в негодность. Настоятель, все понял, когда увидел древнюю монету (номисм). Расспросив посетителя, убедился, что тот получил золотой от Самой Богородицы. После этого в обители вернулись к прежнему гостеприимству всех приходящих.

Примечание: Обращаясь к чудотворной иконе с изображением святого лика, христиане молятся не образу, а живой Богородице, которая известна как Скоропослушница (быстро отвечающая на молитвы). Это подтверждается многочисленными паломниками, получившими помощь не только от первообраза, находящегося в Иверской обители. Много совершилось чудес по молитвам, обращенным к чудотворным спискам иконы Божией Матери, которых насчитывается около сотни .

Почему так почитают Иверскую икону в России

Матерь Божия наша покровительница. В России находится несколько списков Иверской иконы. Первый из них заказал для царя Алексея Михайловича патриарх-грекофил Никон. Он хранился в часовне Воскресенских (переименованных в последствие в Иверские) ворот Китай-города. По одной из версий, царь брал этот образ (или копию) в поход на Смоленск, который был под властью Литвы и Речи Посполитой. Смоленск освободили. Образ оставили в Новодевичьем монастыре как дар. Так же известны:

  • Списки Иверской иконы царевен Софьи и Евдокии.
  • Несколько чудотворных ликов находятся в разных обителях Святой Горы.
  • Был чудотворный список в Монреале (Канада), но пропал.
  • Кроме греческих работ, существуют образы, написанные московскими иконописцами уже с нашей чудотворной Вратарницы у Воскресенских ворот.
  • Последний прибыл с горы Афон в Россию в 1995 году. Он находится в восстановленной Воскресенской часовне.

Иверская Вратарница почиталась не только царскими особами, но и простым народом за обилие чудес, которые совершает Дева Богородица, при обращении к Ней. Почему списки считаются такими же чудотворными как и первообраз? Потому что создаются в особых условиях, проходя ряд священнодействий. Иконописец не только постоянно молится, но и пищу вкушает только по субботам и воскресеньям. Он ни с кем не общается, пока работа не будет закончена и т. п.

Примечание: В России к Богородице особое отношение. Русский народ любит Ее и почитает, начиная с обращения в православие. Матерь Божия – покровительница России и всех ее христиан. Широко известна ее помощь и защита в страшных войнах как в древности, так и ныне. Множество чудес явила Она и во времена ВОВ, которые многих солдат обратили к вере .

О чем молятся Иверской иконе Божией Матери?

В состав молебна перед чудотворным образом Вратарницы, находящемуся в Иверской часовне у Воскресенских ворот, входит молитва, которая содержит просьбы, встречающиеся чаще всего. Хотя надо понимать, что ограничений никаких быть не может. Как просите любого человека, так и обращаясь к Богородице, можно молиться обо всем. Обычно просят:

  • защитить от клеветы и злых людей;
  • уберечь от внезапной смерти без покаяния;
  • претворить преследуемые скорби и несчастья в радость;
  • исцелить от (любых) болезней и мн. др.

Заключение: На Святой Горе Афон есть предание, которое гласит, что перед концом света Иверская икона Богородицы покинет Святое место. Как образ появился чудесным способом, так он и исчезнет. Это будет знамением того, что приблизилось Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

Существует две иконы с таким названием. Одна была явлена на Афоне. Это известнейший образ Божией Матери, который почитается не только в Православии, но и в католицизме. Икона «Вратарница» также находится в одном из российских монастырей, но она имеет другую композицию и собственную историю.


История иконы

Благодатный остров хранит множество преданий. Согласно одному из них, Божией Матери пришлось покинуть Иерусалим, когда там начали преследовать христиан. По дороге на Кипр, пресвятая Дева остановилась на Афоне, который назвала одним из своих уделов. Всего их насчитывается несколько:

  • Грузия (Иверия);
  • Афонская гора;
  • Россия (Киевская Русь);
  • Дивеево (монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским).

С каждым из этих мест Богородица имеет особенные отношения. Например, на Афоне явлено очень много чудотворных икон. Одна из них - икона «Вратарница». Она пришла к братьям Иверского монастыря прямо из морских пучин в огненном столбе. Долго никто не мог достать чудесный образ, пока не позвали грузинского монаха - ныне известного как Гавриил Святогорец. Жил он в затворе, вкушал только травы, запивая их водой. Но однажды сама Пречистая велела ему вернуться в монастырь, чтобы принять свой образ.

Монах так и сделал. После молебна вся братия спустилась на берег, а Гавриил пошел прямо по воде, образ же двинулся ему навстречу. Монахи торжественно принесли святыню в алтарь, но утром он оказался на воротах. Так Божия Матерь показала свое желание ограждать монастырь и его насельников. С тех пор Иверскую икону и называют «Портаитисса», то есть «Вратарница».

С того времени образ находится на Афоне, но существует также много его чудотворных копий. Один из них - в самой Иверии (Грузии). Поскольку Богородица очень грустила о том, что в одном из ее уделов до сих пор люди не приняли Христа, поэтому решила послать туда апостола Андрея. В качестве благословения она дала ему свой образ - умыла лицо, приложила лик к доске, на ней чудесным образом остался отпечаток.


Где еще хранятся чудотворные иконы

Икона Богородицы «Вратарница» хорошо известна и в Дивеевской обители. Здесь уже много десятилетий бьет целебный источник. Находится он возле часовни во имя Иверского образа. Старица Александра собственноручно вырыла источник, чтобы могли пить воду труженики, которые возводили для обители Казанский храм.

Здесь местное население молилось во время засушливых периодов, приносило младенцев, чтобы искупать в целебной водичке. Уже в наше время обустроили водоем, чтобы можно было окунаться целиком. Вода помогает от разных болезней, а также тем, кто одержим злыми духами.


Значение и толкование иконы

Каждый образ Богородицы несет в себе общее значение - она воплощает единение Господа со своими детьми, которыми являются все христиане независимо от пола, возраста, национальности. Но есть особенные благословения именно для России: например, икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» («Неугасимая свеча»). Она разительно отличается от привычной иконографии Девы Марии.

  • Царица Небесная стоит в монашеских одеяниях.
  • В левой руке она держит четки (атрибут любого монаха), а также жезл. Это символ власти, покровительства, который могут носить только архиереи (высшее духовенство).
  • В правой руке Божия Матерь держит свечу - символ непрестанной молитвы.

Икона была обнаружена в конце 19 в. в г. Угличе. В тамошний монастырь обратился мужчина, которому во сне пришла Царица Небесная. По ее приказу он приехал из Питера, чтобы найти удивительный образ, который обнаружился в кладовке. Приезжий после молебна стал полностью здоров. В память об этом он заказал дорогой оклад для иконы, которая до сих пор находится в обители, расточая исцеления.

В чем помогает икона Вратарница

Для православных Богородица - все равно что родная мать. Они делятся с ней любыми горестями и печалями. Когда болеет ребенок, необходимо найти новое место работы, кого-то несправедливо обидели, муж страдает от пьянства - икона «Вратарница» поможет в каждой из этих бед. Может охранять жилище от врагов - недаром Богородица несколько раз возвращала свой образ на монастырские ворота.

До сего дня перед афонской иконой находится чудесная лампадка: перед трагическими событиями она начинается раскачиваться. Случалось такое и во время нападений врагов на монастырь, но ни разу Богородица не допустила врагов в свою обитель. Каждый верующий вправе рассчитывать на подобную защиту, если регулярно молится, посещает храм.

По благочестивой традиции православные приобретают для дома несколько икон. Среди низ обязателен лик Пресвятой Богородицы, хорошо подходит именно «Вратарница». Можно особенно в молитвах просить защиты для дома, ведь там мы храним все наше имущество, ради которого трудились долгие годы. Конечно, основным попечением христианина должно быть достижение Царства Небесного, но Господь не запрещает иметь вещи, быть рачительным хозяином. Главное - не привязываться к земным ценностям, не делать из них предметы поклонения.

Где лучше вешать Иверскую икону Пресвятой Богородицы («Вратарницу»)?

Исходя из названия, вполне можно разместить ее над дверным проемом. Обычно делается это изнутри квартиры, чтобы избежать кражи или того хуже - поругания над святыней. Снаружи на саму дверь можно приклеить крест.

Хорошим местом является и полка в прихожей, прямо напротив входа. Уходя, можно помолиться перед иконой, попросить удачи в делах, осенить крестом домашних, жилище. После возвращения надо тоже перекреститься и поблагодарить Господа за то, что сохранил в течение дня.

Помещать иконы возле детских кроватей особой необходимости нет - Господь итак их охраняет. Но это и не запрещено. Главное, чтобы место было подобающим - либо отдельная полочка, либо стена, свободная от украшений, мирских изображений. Будет хорошо, если ребенка с малых лет приучат молиться перед сном - для этого икона очень пригодится. Главное, чтобы домашние понимали, что сила Божия приходит через молитвы, а не через доски.

Молитва иконе Вратарница

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Что нужно обязательно знать про икону Вратарница

Икона Богородицы Вратарница - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Попадая в сложные жизненные ситуации, мы с надеждой уповаем на помощь Небес . Чаще всего обращаем свой взор на покровительницу всех людей и их заступницу перед Всевышним - Матерь Божью .

Её образ всегда найдём слева от царских врат в любой православной церкви. Особое место среди икон Пресвятой Богородицы занимает её Иверская икона. Это одна из наиболее распространённых, самых чтимых и знаменитых святынь православия.

Лик Пречистой Девы спасает даже тех, кто не принадлежит к православной вере, так велика его спасительная сила . Сила, которую он черпает из почти двухтысячелетней своей истории.

Вконтакте

Одноклассники

Иверская икона - истоки

Не в том ли источник этой силы , что икона родилась из-под кисти апостола и евангелиста Луки ещё при земной жизни Богородицы? То есть он творил её образ, как ныне говорят, с натуры. Предание приписывает ему создание до семидесяти икон Пречистой. Надо полагать, творения апостола пришлись по душе Пресвятой Деве, которая, созерцая их, сказала: родившегося от неё и милость её будут с этими иконами.

Средиземноморский вояж

Следующее упоминание о нашей иконе появляется в пору иконоборчества, когда одна из заповедей Ветхого Завета - не сотворять себе кумира, а также отображения того, что наверху, - становится доминирующей в политике Византии. Её тогдашний правитель - император Феофил посылал свои отряды на истребление икон.

Один из них ворвался в дом зажиточной вдовы в малоазийском городе Никее, где (видимо, соседи доложили) сохранялся образ Богородицы. Хозяйка дома и её сын особо чтили икону, перед которой ежедневно били поклоны. Вдова упросила солдат оставить у неё икону до следующего утра. Один из них, покидая дом, злорадно швырнул копьё в святой лик, и случилось чудо: из пробитой остриём раны полилась кровь.

Шокированные стражники второпях покинули дом, а мать с сыном, получив знак свыше, отнесли свою святыню к берегу моря и пустили её на волю волн. Произошло удивительное: икона не легла плашмя на поверхности воды, а встала вертикально, и над нею поднялся столб света. Спасатели поняли: образ Богородицы в безопасности. О дальнейшей судьбе никейской женщины история умалчивает, а её сын якобы сбежал на гору Афон и стал иноком Иверского монастыря, куда позже прибудет после своего средиземноморского вояжа спасённый им образ Пресвятой Девы.

Обретение имён

Иверский монастырь вырос в конце Х века на Святой Горе средствами грузинского царского дома Багратионов. Поэтому и назван Иверским (Иверией называлась в те времена нынешняя Грузия). Именно послушникам этой обители посчастливилось в одну из апрельских ночей увидеть в море огненный столб. Приблизившись к нему, они заметили в его основании икону Богородицы. Но взять её из моря было невозможно: как только монахи подплывали к ней, она удалялась в море.

По преданию, в ночь на вторник Светлой седмицы к одному из монахов — святому Гавриилу явилась Царица Небесная и сообщила, что икона послана монастырю её милостью, и он должен пойти по волнам и принести образ в обитель. Так и было совершено после утренней молитвы. Получившую название Иверской, икону поместили в главном храме монастыря. Однако на следующее утро её там не оказалось. Нашли образ на воротах обители.

Так повторялось несколько дней, пока святому Гавриилу снова не явилась Богородица. Она объяснила, что ей не угодно, чтобы оберегали её, напротив - она сама желает быть хранительницей монастыря. Братия возвела надвратную церковь, в которой образ пребывает до наших дней. А икона получила второе имя - Портаитиссы, то есть Вратарницы.

Наша земля узнала о чудодейственной иконе в XII веке. Тогдашний предстоятель Новоспасского московского монастыря Тихон и будущий российский патриарх попросил руководство Иверской обители выполнить список Вратарницы для православных Руси. Точная копия иконы прибыла в Москву 26 октября (13 по старому стилю) 1648 года. Её торжественно встречали с молитвой царская семья, клир, сотни мирян.

Через двадцать лет образ поместили при Воскресенских воротах Китай-города под деревянным навесом, а позже возвели вместо него часовенку. После прихода к власти большевиков часовенку, а вместе с ней и ворота, снесли, чтобы не мешали движению военной техники на парады. Казалось, пропал и Иверский образ. Но по некоторым данным, он пережидал атеистическое безвременье в храме Воскресения Сокольников.

Оно произошло 25 октября 1995 года . В тот день греческий самолёт доставил в российскую столицу новый список, выполненный на Святой Горе по просьбе патриарха Алексия ІІ. И всё повторилось сначала: икона разместилась в заново отстроенной часовне у восстановленных Воскресенских ворот.

Сегодня образы Иверской Божьей матери хранятся во многих монастырях и церквях нашей страны и её соседей. В одной только Москве таких обителей более десяти. К наиболее почитаемым иконам, к которым приходят с молитвой просить помощи у Вратарницы наши соотечественники, принадлежат:

  • Список работы иконописца Иверского монастыря на горе Афон Ямвлиха (1648 год) - первая копия с оригинала, прибывшая в Россию;
  • Икона Валдайского Иверского монастыря (1656 год) - точный список с афонского первообраза;
  • Икона в часовне, получившей название Иверской, в Москве (XVII век);
  • Образ в Молчанской Софрониевой пустыни (XVII–XVIII столетия). Это Курская епархия;
  • Икона, хранящаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Подмосковье (XVII век);
  • Нижегородский список (1672 год);
  • Икона в Смоленском монастыре (XVII век);
  • Образ в московском храме на Ордынке (1792 год);
  • Моздокская икона. По свидетельству некоторых источников, подарена царицей Тамарою осетинам за преданность христианским ценностям;
  • Икона в Сухотинском женском монастыре в Тамбове (1855 год);
  • Копия в Киновии архиерейского дома в Саратове;
  • Образ в храме архиерейского дома в Кишинёве (1859 год).

Православные храмы, освящённые в честь Иверской иконы Богоматери, сегодня существуют в России, Китае, Литве, Таджикистане, Украине.

В чем помогает образ?

Волшебное влияние образа Вратарницы испытали на себе многие поколения насельников Святой Горы. Они аргументировано утверждают, что Дева Мария Иверская помогает:

  • исцелять больных;
  • преодолевать недуги тела и души;
  • восполнять запасы;
  • избавляться от вражеских набегов;
  • предостерегает о бедствиях.

Рассказывают, что неугасаемая лампада с маслом перед Ликом вдруг начинает раскачиваться без какого-либо воздействия извне. Обычно это знак приближения какого-то трагического события.

Когда в Х веке войска персидского царя Амира осадили монастырь, иноки стали просить Богородицу перед её образом о выручке. Вдруг налетела буря и уничтожила суда противника. Уцелел один только военачальник. Поражённый дивом божественного гнева, он раскаялся, попросил прощения за грехи, а затем стал одним из благотворителей монастыря.

Подобные чудеса происходят и в наши дни. К примеру, когда турецкие войска вторгались в 1974 году на Кипр, лампада раскачивалась так сильно, что из неё даже выливалось масло. Движения также были замечены перед Спитакским землетрясением в Армении в 1988 году, военной операцией США и стран-союзников против Ирака, предпринятой в 2003 году с целью свержения правительства Саддама Хусейна.

К светлому образу Вратарницы взывают :

  • для утешения в бедах;
  • при пожарах и иных напастях;
  • для умножения плодородия земли;
  • для преодоления пагубных желаний;
  • с просьбой о заступничестве за себя, своих близких и даже врагов.

Эта икона имеет большое значение для тех, кто оступился в жизни и согрешил. Она помогает им отыскать в себе мужество, чтобы искренне покаяться в содеянном, отказаться от пагубных желаний и вернуться к благочестивой жизни. Иверская Божья Матерь охраняет домашний очаг. Она слывёт покровительницей всех женщин, их подсобницей и ходатаем перед Всевышним.

Трагическая судьба Монреальской иконы

Загадочная история у так называемого Монреальского списка Иверской Божьей Матери. Его исполнили на Святой Горе в 1981 году и подарили канадскому знатоку в сфере иконописи - чилийцу по происхождению Иосифу Муньосу-Кортесу. Начиная с 24 ноября 1982 года икона мироточила в течение 15 лет. Миро источало аромат роз и имело сильную исцеляющую способность. Его рассылали на ватке по всему миру. Чудотворная влага помогала избавляться даже от самых тяжёлых заболеваний. Мироточили также некоторые фотографии иконы. Осенью 1997 года Иосиф Муньос-Кортес был убит на Афоне, а Монреальская икона пропала без вести.

Как обращаться к образу?

В молитве, читаемой на молебне перед Иверской иконой в её часовне, просят Богородицу защитить от оговора недобрых людей и нежданной смерти, подарить покаяние прежде кончины и радость вместо печали. Просят избавить от всяческих бед и несчастий, скорби и печалей, от всевозможного зла. Стоящие перед иконой надеются заслужить право стать по правую руку её сына Иисуса Христа и наследовать жизнь вечную в Царстве Небесном со всеми святыми.

В другой молитве прихожане просят Богородицу обратить на них внимание с её святой высоты, потому что нет для них иной помощи, иного заступничества и утешения, кроме неё. Они просят утолить им, немощным, их скорби, наставить на правый путь, исцелить их болезненные сердца, спасти безнадёжных, даровать им жизнь в мире и покаянии и христианскую кончину. Просят также стать их милосердной заступницей на Страшном суде.

Дни почитания иконы

Православная церковь установила дни, в которые мы особо поклоняемся Светлому Образу. Это:

  • Каждый год во вторник после Пасхи (переходящее празднование) - обретение первообраза в море у горы Афон;
  • 25 февраля - прибытие копии иконы в Валдайский монастырь в 1656 году;
  • 26 октября - торжества по поводу прибытия в Москву списка иконы с Афона 1648 год);
  • 6 мая - новое обретение древнейшего московского списка. В этот день 2012 года Исторический музей возвратил его РПЦ.

Храните в своём доме этот образ. Богородица убережёт его от грабителей, пожаров, потопов и прочих напастей. Если с чистым сердцем искренне просить, икона Иверской Божьей Матери обязательно поможет.

Вконтакте

икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

_______________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

___________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Иверская икона Божьей Матери – одна из самых древних богородичных икон. Святыня чудотворная с уникальной историей по церковному преданию относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой, а его иконописные труды, запечатлевшие облик Пречистой, насчитывают, по разным сведениям, от трех до семидесяти икон, написанных с Ее благословения еще при земной жизни Владычицы.

По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.

Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы

Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.




Когда в I веке от Рождества Христова в Иудее начались гонения на христиан, Матерь Божья со святым апостолом Иоанном Богословом решили покинуть Иерусалим и двинулись на Кипр. По пути они пристали к Афонской горе. Увидев гору, Богоматерь попросила Господа дать Ей Афон во Второй удел, и Господь отдал Ей в дар Афон, сказав, что отныне на этом месте всегда будет особая Божья благодать со всеми, кто будет отныне и впредь населять Афонскую гору в своем желании спасения. И Матерь Божья также объявила Священную гору до скончания времен местом, которому Она будет вечной Заступницей и Ходатаицей перед Богом.

Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.

Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.

После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.

Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.

Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери

Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.

Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.

Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.

Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.

Тогда все, кто был на берегу, собрались в храме Иверона и начали горячо молиться Господу о том, чтобы Он позволил обретенную из морской пучины икону Божьей Матери доставить в обитель. Господь внял их молитвам, но для того, чтобы доставить святыню в монастырь, избрал самого скромного монаха, грузина по имени Гавриил, известного теперь как святой Гавриил Святогорец. Гавриил вел отшельнический образ жизни в непрестанном молении Богу. Летом он уходил к самым высоким Афонским вершинам, с зимой возвращался в обитель, но здесь, не вступая ни с кем в общение, затворялся в своей келье. Он носил власяницу, пищей ему служили травы Афона, пил только воду.

Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…

Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.

Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.

(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)

Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.

И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.

Третий и четвертый удел Богородицы

Третий Вселенский Жребий Богоматери – удел Киевская Русь, истинный оплот православного христианства, который Богородица благословила через подвижника – святого преподобного Антония Печерского. В начале XI века он пришел на Афон, долгое время провел там и непрестанно возрастал в духовном стяжании, но, исполняя волю Пречистой, вернулся на Русь. Игумен, который провожал его, предрек преподобному, что он станет первым духовным отцом российского монашества. Так и произошло – преподобный Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. По велению Пречистой в Киеве была воздвигнута и освящена Великая Лаврская Успенская церковь, сюда же была принесена икона Её Успения.

Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.

Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.

Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.

Какое чудо произошло

Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.

Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.

Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.

В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.

Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.



Почитание Иверской иконы Божьей Матери столь велико, что известны случаи, когда поклониться ей приходили и католики, и протестанты, некоторые даже принимали Православие – так велико было ее воздействие, а, по сути, действие через нее самой Пречистой.

В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.

Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.

Значение иконы

Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.