Население испании. Народы Испании: очерк этнической истории

Отправляясь в Испанию, мы чаще всего задумываемся о том, что из достопримечательностей увидим, на какой пляж отправимся и что нового узнаем о культуре страны. При этом мало кто задумывается, что привлекательность туризма напрямую зависит от Пиренейского полуострова. Давайте проникнемся этническим происхождением испанской народности.

На сегодняшний день численность населения Испании составляет около 40 миллионов человек. За несколько последних столетий его рост был очень низок. Начиная с середины 16 столетия, когда население Испании - приблизительно 7,5 млн., за 300 лет оно удвоилось. После чего, за последующее столетие, увеличилось еще в два раза. К середине 20 века численность населения была около 30 млн. человек.

Временами прирост населения уходил в минус, что связано с большим потоком эмигрантов в начале 1900-х годов в связи с открытием Нового Света. Кроме того, в это время уровень смертности параллельно с уровнем рождаемости снижался.

Население Испании имеет самую низкую плотность в Европейском Союзе - в среднем 78 человек на квадратный километр. Но, как и в других странах, большая концентрация жителей сосредоточена в периферийных зонах и городах, что связано с экономической и социальной неравностью. Интересным является то, что женское население Испании больше, чем мужское.

Этнический состав и происхождение испанцев

Население Испании довольно разнообразное, что связано с многократными нашествиями на ее земли. Изначально населяли иберы (примерно с 3 тысячелетия до н.э.). Начиная с 7 ст. до н.э. юго-восточное и южное побережье было застроено греческими колониями, но через столетие они были вытеснены карфегянами. В этот же период северные и центральные регионы полуострова завоевали кельты. Вторая закончилась победой римлян, и они заселили большую часть территории. Их господство на Пиренейском полуострове затянулось более чем на 600 лет. После чего земли современной Испании начали заселять вестготы со своим государством с центром в городе Толедо. Просуществовало оно до вторжения из Северной Африки мавров в 711 году. Почти 800 лет арабы удерживали здесь свою власть. Помимо прочего, на протяжении 1500 лет в Испании проживали евреи (300-500 тыс. человек).

Расовое и этническое различие никак не препятствовало многочисленным смешанным бракам. В связи с этим большинство представителей второго поколения мусульман стали людьми смешанных кровей. Когда в Испании было официально то иудеи и мусульмане ощутили на себе дискриминацию. Поэтому им пришлось принять новую религию, чтобы не быть изгнанными.

Говоря о внешнем облике, среди испанцев часто встречаются люди с афросемитскими и арабскими чертами. Это послужило появлению крылатого выражения «Африка начинается на Пиренеях». В то же время многие северные жители страны унаследовали от кельтов и вестготов светлую кожу, голубые глаза и русые волосы. Южные районы, в основном, заселены темноглазыми смуглыми брюнетами.

На сегодняшний день население Испании состоит на 75% из испанцев, оставшаяся часть - это галисийцы, баски и каталоны. 95% жителей католики, остальные - протестанты (мусульмане и иудеи). Таково краткое этнологическое описание Испании.

Происхождение испанцев связано с неоднократными нашествиями разных народов. Изначально полуостров населяли иберы. В 7 веке до н.э. на юго-восточном и южном побережье Пиренейского полуострова были основаны греческие колонии. В середине 6 в. греков вытеснили карфагеняне. В 6–5 вв. до н.э. северные и центральные районы полуострова были завоеваны кельтами. После победы во второй Пунической войне (218–201 до н.э.) большей частью территории нынешней Испании завладели римляне. Римское господство продолжалось около 600 лет. Затем воцарились вестготы. Их государство со столицей в Толедо просуществовало с начала 5 века н.э. до вторжения мавров из Северной Африки в 711 году. Арабы удерживали власть в течение почти 800 лет. Евреи, численность которых составляла 300–500 тыс. человек, жили в Испании на протяжении 1500 лет.

Этнические и расовые различия в Испании не препятствовали многочисленным смешанным бракам. В результате многие представители второго поколения мусульман оказались людьми смешанных кровей. После восстановления христианства в Испании были приняты указы против иудеев (1492) и против мусульман (1502). Этим группам населения приходилось выбирать между принятием христианства и изгнанием. Тысячи людей предпочли крещение и были ассимилированы испанским этносом.

Во внешнем облике испанцев и их культуре сильно выражены афро-семитские и арабские черты, что дало повод для крылатой фразы «Африка начинается на Пиренеях». Однако многие жители севера страны унаследовали кельтские и вестготские особенности – светлую кожу, русые волосы и голубые глаза. В южных районах преобладают смуглые и темноглазые брюнеты.

Этнический состав: около ¾ испанцы, остальные – галисийцы, каталонцы, баски. Католики составляют 95% верующих. Также представлена религия протестантов, 450 тыс. мусульман и около 15 тыс. иудаистов. В середине 1990-х годов в стране было 11 архиепископств и 52 епископства.

Место США в мировом капиталистическом хозяйстве
США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом капиталистическом хоз...

Традиции, обычаи и привычки испанского народа

Удивительная страна Испания. Страна контрастная и колоритная. В ней проживают представители разных национальностей и культур. Ни один ее регион, ни одна провинция не похожи друг на друга. Более того, даже жители этих провинций - коренные испанцы имеют свои обычаи и традиции, говорят на разных диалектах, из-за чего Ваше общение с ними может оказаться крайне затруднительным. Другая характерная особенность - повышенная эмоциональность в общении: активная жестикуляция, быстрый темп речи и ее громкость, что отнюдь связано с проявлением какой бы то ни было агрессии. Это просто их особенность общения.

Испанцы - народ темпераментный и шумный, но также доброжелательный и открытый. Для кого-то их темперамент и манера общения могут показаться непривычными. Некоторых туристов может шокировать, например, если испанец запросто начнет разговаривать с ним на улице и даже "тыкать" (особенно если человек выше по статусу и возрасту). Просто в испанском языке понятия "ВЫ" не существует. Испанцы не демонстрируют расстройство или обиду - это не принято. Еще они очень галантны, серьезны, человечны и очень любят и ценят чувство юмора. А вот склонность к опазданиям это норма. Пунктуальность для испанцев тема болезненная. Очевидно, что это не та черта, которую они прежде всего ценят в человеке или даже при деловых отношениях.
Испанцы любят поговорить, из-за чего часто деловые переговоры "слегка" затягиваются. Но это ненамеренно.

В культуре, обычаях, традициях и привычках, - во всем чувствуется проявление национального характера: великолепная музыка, страстные и чувственные танцы покорили сердца многих людей со всего мира. Фламенко, севильянас (особый тип фламенко не в чистом виде, распространенный только в Андалусии - южном регионе Испании) - характерные черты испанской культуры. Они любимы и популярны за пределами страны. Также очень популярно канте хондо - монотонное пение, сардана - каталонский хоровод, фанданго - андалузский танец, исполняемый с бесконечным притоптыванием и перестукиванием кастаньет.

Национальные привычки испанцев - свидедельство их любви к удовольствиям. Любимое занятие...., конечно, сиеста - двухчасовой отдых или сон после обеда. Этот культурный обычай соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция - пасео - вечерняя прогулка, цель которой навестить друзей. Следствием пасео является осио - праздная беседа обязательно на улице после прогулки. Эти традиции насчитывают не одну сотню лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

Вообще большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Испанцы любят гулять. Но прогулка для них - особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к тому, чтобы просто выйти на улицу для встречи с друзьями или за мелкими покупками в магазин за углом. Поэтому они так следят за собой. Это так называемая неформальная опрятность. Что удивительно - испанцы тратят значительную часть своего дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал - посещение бара. Для испанцев бар - храм общения. В жизненном укладе любого испанца четко распределено рабочее время, время на еду и на сон и обязательно! - время проводимое в барах. В них они встречаются с друзьями за партией в карты или в домино. Эти встречи всегда сопровождаются типичными испанскими закусками tapas, футбольными матчами и веселой и дружелюбной беседой с бокалом вина или пива. Эсли испанец не посетил бар, его обязательства на сегодняшний день не выполнены. Таким образом, бары становятся эпицентров общественной жизни. В любом баре обязательно есть телевизор, по которому ведутся транчляции футбольных матчей причем спревышением громкости. А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят немыслимые деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы). Очень интересно, что пол в баре всегда усыпан косточками от оливок, окурками, раковинами от мидий и салфетками. Если Вы не обнаружите подобных "украшений" в баре, то считайте, что в него не стоит заходить или же Вы находитесь не в Испании. Все уважающие себя бары, которые пользуются популярностью среди испанцев, всегда имеют такие достопримечательности.

В целом, если вкратце охарактеризовать особенности этой страны, привычки и традиции - получается "сочетание несочетаемого". Яркие, чувственные и страстные танцы, эмоциональность в общении, и одновременно неспешный и размеренный уклад жизни. Тяга к удовольствиям и любовь к знаниям, открытое уважение к интеллектуальным способностям. Но при этом, повсюду пройти без очереди у испанцев не считается зазорным. Однако никогда Вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека - уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется еще и в такой привычке - придержать дверь за идущим позади человеком, пропустить вперед женщину. Все это само собой разумеющееся.

А вот в праздниках национальные черты испанцев проявились ярче всего. Известно, что испанцы не только любят праздники, но и умеют их хорошо проводить. Существуют национальные праздники, которые отмечаются во всех регионах и областях страны - Рождество и Пасха (испанцы - народ глубоко религиозный!), День Конституции, детский праздник Трех Королей в январе; провинциальные, которые отмечают в отдельных областях: например, праздник огня в Валенсии, фестиваль "римляне и карфагеняне" в провинции Мурсия, "мавры и христиане" в провинции Аликанте, севильяна в Севилье и т.д. Есть и более "местечковые" праздники - местные, городские, сельские. Феерии, карнавалы и фестивали повсюду проходят красочно и весело. Иногда их празднование длится несколько дней или недель. Такие дни официально люъявляются нерабочими.

Безусловно, "визитной карточкой" страны, ее символом и душой является коррида. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают это жестоким. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию. Еще в Древней Индии и на острове Крит были известны ритуальные игры с быками. Также они были распространены у древних евреев, кельтов и финикийцев, которые одними из первых колонизировали Пиренейский полуостров. А вот в современно виде коррида была проведена в 1775 году вгородке Ронда, недалеко от Малаги, где "Конным дворянским обществом" была построена арена. С тех пор Ронда стала "Академией корриды", а впоследствии арены появились в Мадриде, Севилье, Малаге, Кордове.

Еще стоит отметить, что жители различных регионов и населенных пунктов имеют не только свои диалектические особенности, но и свой символ и герб. И конечно сови особые фольклорные традиции. Но для всех испанцев незыблемыми остаются символы монархии и король.
Испанцы глубоко уважают королекский двор, и не дай Бог в разговоре вы посмеете критиковать правящую королевскую династию. Вы тем самым наносите оскорление всему испанскому народу.
Есть также и другие "запретные темы", которых не следует касаться в разговоре: тема смерти, тема корриды (если вы дилетант!), религии, футбола, денег (а также богатства/бедности и достатка: у испанцев не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность), политики и возраста (не стоит обсуждать возраст не только дам, но и мужчин!).

Испанцы также соблюдают и семейные традиции. Важноо отметить, что они очень любят детей. Дети - это святое, это центр семьи. Принято обязательно отмечать дни рождения и именины, причем именины отмечаются особенно ярко и бурно.
Интересно, что женщина в браке не меняет фамилию, поэтому дети получают, двойную фамилию - отца и матери. Если первым рождается мальчик, его обязательно называют именем отца, а если дочь - именем матери. Испанцы также любят давать прозвища.
Однако испанцы не торопятся связывать себя брачными узами. Средний возраст замужества возрос до 30 лет, а мужчины согласны распрощаться со свободой не ранее 33. Соответственно, первый ребёнок в испанской семье появляется как правило после 30, или ближе к 40 годам. Социологи объясняют тенденцию медлить с браком высокими ценами на жилплощадь и сложностями совмещения работы и семьи. Интересен тот факт, что женятся испанские пары не только через ЗАГС (matrimonio civil в переводе гражданский брак), но больше половины (69%) предпочитают католическое венчание в церкви (matrimonio catolico o por iglesia). Бесспорно, церковная церемония и свадебная месса впечатляют красотой и помпезностью.
А вот развод здесь юридически процедура сложная. Оформить официально расторжение брака возможно лишь по прошествии пяти лет.

Испания известна и своими гастрономическими традициями: разнообразные овощи и фрукты, колбасные изделия, вяленый свиной окорок - хамон (еще одна гордость Испании), мясо, рыба, морепродукты, чеснок, оливковое масло, вино (Испания занимает 3-е место в мире по производству вина), ароматические травы и пряности: шафран, петрушка, розмарин, майоран, мускатный орех - все это испанская кухня. Испанские кулинары - мастера по части разнообразных соусов.
Кухни разных регионов также имеютт свои отличительные особенности (существуют национальные блюда: паэлья, хамон, гаспаччо, тортилья и т.д., но есть и свои региональные кухни). Например, в Андалусии - особая невероятно вкусная, хотя и немного экзотичная кухня. Ценители гастрономических изысков по достоинству оценят многообразие «национальных ноток» народов, некогда проживающих на в этом регионе. В меню каждого ресторана найдётся яркое подтверждение тому, как ярко и гармонично воедино переплелись традиции римлян, греков, арабов и финикийцев.

Испанцы очень любят домашних животных. При этом кроме кошек и собак, некоторые предпочитают экзотических животных: питонов, крокодилов и даже тигров. Конечно же, когда забавный питомец подрастает и становится потенциально опасным, он оказывается на улице. По этой причине в Испании существуют специальные приюты для покинутых домашних (и не очень) животных, а государством был принят закон о наказании нерадивых хозяев штрафом. Официально законом запрещается плохо обращаться с братьями нашими меньшими, бить их, не кормить, не выгуливать и проч., причём наказание предполагает не только большие штрафы, но и судебную ответственность.

Испания занимает лидирующие позиции среди самых посещаемых стран в мире. Бесспорно, эта страна привлекает туристов со всех концов света не только своим мягким солнечным климатом, пляжами, архитектурой и гастрономией, но и чарующим самобытным нравом её обитателей.

, галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и в других. Они называют себя арагонцы, валенсийцев, канарейке, астурийцы, кастильцы т.д. года 17 исторических провинций получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония, Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .


1. История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хроники "Estoria de Espanna" ( или ), которая была подготовлена ​​королем Альфонсо X, королевские подданый названы "хиспанис", а в испанском варианте - "испанос":

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie, Dogma dat hyspanis; capiant bona, dent loca uanis .

Исходный текст (Исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannana da a los yspanos; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

В этой же книге говорится о мифического предка, племянника Геракла, именем Эспан (Espan) .


2. Язык

Испанский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи. Наиболее близки к испанскому - португальский , галисийский , каталанский . Собственно, две последние - промежуточные звенья, галисийский - между испанским и португальским, каталонский - между испанским и французском [ ]. Чуть меньше, но довольно большое сходство, она имеет с итальянской .

Наряду с английским, французским, немецком , русском и арабском испанский язык является международным. Она является государственным в большинстве стран Латинской Америки, за исключением Французской Гвианы , Гайаны , Суринам , Бразилии и ряда Антильских островов .

Иногда его называют кастильским, потому литературный испанский сложился на основе кастильского диалекта. B Испании есть и другие диалекты - арагонский, астурийский (бабло), леонский и другие. Письменность - на основе латиницы .

Предшественница испанского языка - староиспанском (она же кастильский) утвердилась в период, когда испанцы отвоевывали у арабов Толедо (1085), Кордову (1236), и Севилью (1248). Она развивалась под влиянием французской и провансальской, под влиянием труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь она хранится в достаточно измененном виде у потомков испанских евреев, сефардов, переселившихся на Балканы , под названием ладино .

"Возрождение" местных наречий, начатое в 60-е гг 20 в., Имеет довольно искусственный характер .


3. Этногенез

Сначала территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия . Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. Один из них - баски, народ неизвестного происхождения с изолированной языке. Были предположения о его родстве с грузинами, проводились исследования по сравнению языков грузин и басков. Имеет сходство и древнее название Грузии - Иверия. Впрочем генетический анализ не подтверждает эту теорию .

В начале 1-го тысячелетия население Пиренейского полуострова потерпело романизации. В 5 в. сюда вторгаются племена германцев (вест-готов). Страной управляют вест-готские короли. В 8 ст. с юга почти весь полуостров захватывают арабы, берберы и евреи. Устанавливается власть арабских династий (Альмохадов, Альморавидив, Омейядов). С этого времени небольшие готские королевства, Астурия, ЛЕОН, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами (Реконкиста), которая закончилась в 15 в., во времена короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской . Началось объединение страны и нации. В конце 15 века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. Их прямые потомки называются креолы, а смешанные - метисы (обычно это потомок испанца и индианки, но не обязательно).

Антропологический тип испанцев - средиземноморский, - у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладает темные волосы, но встречается и светлое. В Андалусии сильно проявляется арабский компонент.


4. Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Везде распространенное земледелие . Бобовые, оливы, виноград выращивают везде, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месета (означает "плоскогорье"), кукурузу, рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Животноводство и морское рибацтво распространенное в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито животноводство . Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос ЛЕОН, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, изделия ремесла.

Испания - страна с достаточно высоким уровнем экономического развития. За время существования она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний судна поставляли в метрополию золото и драгоценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в 20 в., Экономика постепенно была восстановлена.

Важные отрасли - горнодобывающая, черная металлургия , машиностроение , электротехническая, химическая и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм .

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее известные вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии , где предпочитают крепкие напитки, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренном количестве.

Традиционные ремесла испанцев и искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством .

Поселение - различных типов. Есть большие поселения, хутора с одним двором, много типичных средневековых городов) - небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона , Валенсия . Многие портов. Поселение в горных районах напоминают кавказские , - многоярусные, с плотной застройкой, дома в основном белого цвета. В давние времена испанцы использовали пещеры или напивпечеры, строили полуземлянки, округлые или овальные по плану.

На северо-западе распространен дом из необработанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскского-наваррские или астуро-галисийсьий тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на высшем этаже, хозяйственные помещения - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнями, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двором.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубашка, жилеты, куртки, пояса, плащи. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная с эспарто (испанский дрок). На севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянского, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубашка на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, черная или белая сетевая мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичная испанская платье - узкая в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - с риса . Напитки - кофе , молоко , цитрусовые соки, вино , яблочный сидр . Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном , курицы, говядины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Также сложно готовится олья подрига, из говядины, свинины, шпика, колбас, зеленого горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и томатами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.


5. Католические традиции

Каждый город имеет своего заместителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы, ярмарки, театрализованные представления присущи определенным местностям.

6. Культура

6.1. Музыка, танец

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянского . В искусстве существовали романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - Копли (короткое стихотворение). В Андалусии был развит своеобразный жанр пения и танца, - фламенко . Танец - выстукивания ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испанские - сапатеадо (от слова Сапата - ботинок). Похоже встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана (старинные). В Испании родилось и танго , хотя приобрело славу оно уже за океаном, в Южной Америке.


6.2. Литература

Монумент Серантесу в Мадриде. Дон Кихот и Санчо Панса.

Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но существуют чисто испанские варианты рыцарских романов. Это - "Песнь о Сиде" и "Амадис Гальский", события в которых происходят в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождение развивалась в сложных политических обстоятельств. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первый автор - Матео Алеман, его роман - "Гусман де Альфараче". Широко известный пример этого жанра - "Хромой бес" Луиса Велеса де Гевары. В какой другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовской роман следовал Ален-Рене Лесаж ("Приключения Жиль Бласа из Сантильяна"). Одним символом Испании есть литературные фигуры дон Кихота и Санчо Пансы.


6.3. Архитектура

Ви те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет свои особенности. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (хотя здесь и развивался особый стиль "Мудехар"), но Ренессанс уже своеобразен и имеет свое название, - платереско ("плоский"). Стиль барокко известный в Испании как "чурригереско" (по фамилии архитектора Чурригеры). Наиболее известные памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде , собор Сантьяго де Компостела, собор в Толедо . Позже в Испании развиваются все другие стили, присущие всей Европе. Именно для Испании характерно искусство архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его как постмодернизм . Он - каталонец, и искусство его - в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, он создал собор "Саграда Фамилиа" (Святое семейство), ставший в последнее время одним из символов Испании (подобно Эйфелевой башни в Париже). Новые архитектуре тенденции развиваются архитектура Сантьяго Калатрава .


6.4. Живопись

Диего Веласкес, неизвестна дамы с веером

В 19 веке исследователь испанской литературы с США Джордж Тикнор назвал и расценил испанское 17 века как "Золотой век". Это название подхватили.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанский

В данном обзоре информация о происхождении названия Испания, а также характеристика государств, на основе или обломках которых возникла современная Испания.

Происхождение названия Испания: кролики и дальний берег

Основатели Испании, окруженные святыми, на наброске испанского художника Федерико Мадрасо (1815-1894), с рисунка, хранящегося в музее Прадо, в Мадриде: Пелайо (стоит слева, преклонив колено), первый король Астурии, на осколках вестготского христианского королевства создавший крохотное государство на севере Иберийского полуострова, которое смогло помешать безраздельному господству арабов на территории современной Испании и постепенно начавшее отвоевание (реконкисту); Изабелла Кастильская и ее супруг Фердинанд Арагонский (стоят на коленях справа), часто называемые и сегодня титулом, полученным ими от Папы Римского - «Католические короли».

Основатели Испании, окруженные святыми, на наброске испанского художника Федерико Мадрасо (1815-1894), с рисунка, хранящегося в музее Прадо, в Мадриде:

Пелайо (стоит слева, преклонив колено), первый король Астурии, на осколках вестготского христианского королевства создавший крохотное государство на севере Иберийского полуострова, которое смогло помешать безраздельному господству арабов на территории современной Испании и постепенно начавшее отвоевание (реконкисту);

Изабелла Кастильская и ее супруг Фердинанд Арагонский (стоят на коленях справа), часто называемые и сегодня титулом, полученным ими от Папы Римского - «Католические короли».

Они, спустя 700 лет после Пелайо, завершили реконкисту, завоевав последнее исламское государство на территории полуострова - Гранадский эмират, и своим бракосочетанием объединили Кастилию и Арагон, что положило начало современной Испании.

Они же помогли организовать Колумбу открытие Нового Света;

Пелайо, с одной стороны, и католическая чета, с другой, жившие в разные эпохи, не могли встретиться.

Но художник изобразил их вместе в своем фантастическом рисунке, ведь именно этим трем персонажем Испания, в значительной степени, обязана своим происхождением.

Слово, от которого происходит современное название страны Испания (на испанском España, на английском Spain ) является римским наименованием Иберийского полуострова, на котором располагается современная Испания — Hispania .

В Период республики в Древнем Риме Hispania была разделена на две провинции: Hispania Citerior (Испания ближняя) и Hispania Ulterior (Дальняя Испания) .

Во время принципата Hispania Ulterior была разделена на две новые провинции: Baetica и Lusitania, а Hispania Citerior была переименована в Тарраконскую провинцию — Tarraconensis (В автономной сообществе Каталония, в современной Испании, до сих пор существует, располагающийся на средиземноморском побережье и неподалеку от Барселоны, крупный город Тарракона, который в римский период являлся столицей этой провинции).

Впоследствии западная часть Тарраконской провинции была отделена, сначала под наименованием Hispania Nova, а затем под названием Callaecia (или Gallaecia, откуда происходит название современной испанской области Галисия).

Происхождение римского латинского названия Испании — Hispania имеет множество толкований .

Самым распространенным толкованием является то, согласно которому название Hispania — это искаженное финикийское словосочетание . Древний Рим в свое время конкурировал с Карфагеном, а Карфаген (ныне его развалины на территории современного Туниса) как раз был основан финикийским поселенцами из города Тира (современный Ливан). Финикийцы имели колонии и на испанском побережье, еще до римлян, и, по версии в их пользу, слово Hispania идет от финикийского словообразования ishephaim, означающего «берег кроликов».

Также существует греческая версия происхождения названия Испании. Название Hispania якобы происходит от греческого слова. Его записывают латиницей как Hesperia. В переводе «западные земли» . У римских авторов это звучало как Hesperia Ultima (Гесперия Дальняя). Так как просто Hesperia называли Апеннинский полуостров.

Есть и баскская версия. В баскском языке, — языке одного из древнейших и, возможно, аутентичных народов Иберийского полуострова, существует слово e zpanna, которое означает «граница, край» . Отметим, что на баскском языке современная Испания называется Espainia. В свою очередь название Иберия происходит от древнего племени иберов, жившего здесь до завоевания Иберийского полуострова римлянами.

Происхождение

Испании и ее история в картах

Ниже приведены карты, в примерном хронологическом порядке показывающие, что происходило на Иберийском полуострове в период с римских времен и до освобождения и объединения Испании при Изабелле Кастильской и Фердинанде Арагонском. Период правления последних — это время, от которого ведет свое происхождение та Испания, которую мы знаем.

Карты приведены по Atlas de Historia de Espa ña и Wiki -сообществу.

Испания в период Римской империи - в 218 г.

Испания в период Римской империи - в 218 г. до н.э. - 400 г. н.э..

Тогда на Иберийском полуострове существовало сначала две - Hispania Citerior и Hispania Ulterior (подписаны красным цветом), а затем уже три провинции Римской империи.

На карте также показана история римского расширения на Иберийском полуострове.

Здесь римляне завоевали территории, где раньше проживали племена древнейшего населения острова - иберов, и пришедших позднее кельтов, а также существовали колонии карфагенян

(Напомним, что могущественный город-империя Карфаген (в Северной Африке, на территории современного Туниса) развился из финикийской колонии. Финикийцы, исчезнувший ныне народ мореплавателей и торговцев, чьей родиной являлся современный Ливан).

Испания как часть Римской империи.

Испания в римский период.

Испания ок.

Испания ок. 420 г. н.э.

Римляне еще контролируют ряд территорий полуострова, но Испания уже завоевана индоиранским племенем аланов и еще одним небезызвестным племенем - родственниками германских племен готов - вандалами (в честь них названа Андалузия), также германским племенем свевов (не путать со свеями).

Все три народа создали на территории Иберийского полуострова свои отдельные государственные образования.

На крайнем севере страны в тот период сохраняли свои племенные образования родственные друг другу древнейшие местные племена кантабров и басков.

Отметим, что аланы и вандалы не задержались в Испании, уже спустя несколько десятилетий перекочевав в Северную Африку, там их королевство было уже к 534 году разгромлено Византией, а сами племена растворились среди других народов.

Вестготская Испания около 570 г.

Вестготская Испания около 570 г. н.э.

К 456 году н.э. доминирующую позицию в Испании заняло откочевавшее сюда из Франции германское племя вестготов, создав свое королевство вестготов (исп. Reino Visigodo).

На карте показаны завоевательные походы короля вестготов Леовигильда (569 -586 гг. правления) против свевов, басков и кантабров.

Отметим, что территории на южном побережье Иберийского полуострова (обозначено светло-коричневым цветом) в то время захватила усиливающаяся Византийская империя (со столицей в Константинополе, совр. Стамбул), восточная часть бывшей разделившейся Римской империи.

Также отметим, что Западной Римской империи, к которой отошли при разделе римские территории в Испании, к тому времени уже не существовало более столетия, и в ее провинциях в Италии, Франции, Германии и Испании давно господствовали германские племена.

Иберийский полуостров с 460 по 711 гг.

Иберийский полуостров с 460 по 711 гг. н.э., в период перед арабским вторжением.

На карте показаны завоевательные походы королевства вестготов (исп. Reino Visigodo) против свевов, басков и кантабров (красными стрелками), а также наступательные походы на вестготские и баскские земли родственных вестготам франков (сиреневыми стрелками).

Отметим, что позднее франки, смешавшись с кельтским племенем галлов и римским населением территории, станут предками современных французов.

Также обозначены византийские территории Испании, которые вестготы заняли незадолго перед арабским вторжением.

И наконец, обозначено начало вторжения (зеленой стрелкой) арабов-мусульман из Северной Африки и проигранная вестготами мусульманам ключевая битва 711 года при реке Гвадалете, близ Кадиса.

Завоевание Испании арабами.

Завоевание Испании арабами. На карте показано завоевание Иберийского полуострова арабо-мусульманской армией, начиная с 711 г. н.э. и по 731 г н.э.

Темно-розовым цветом обозначено христианское зависимое от арабов государство Тудмир (гос-во вестготского князя Теодомира), которое до смены Омейадов Кордовским эмиратом несколько десятилетий сохраняло автономию, платя омейядскому наместнику дань.

Отметим, что в 732 году мусульмано-арабские армии, подчинив всю Испанию, за исключением крохотной горной области Астурия на самом севере, попытались дойти почти до Парижа.

Тогда состоялась битва под городом Туром, также известная по названию другого близлежащего города как битва при Пуатье.

В этой битве выиграли франки, остановившие продвижение мусульман в Западную Европу.

Франкская империя Каролингов в последующие годы стала переходить в контрнаступление и создавать у Пиренейских гор вассальные христианские государства, служащие буфером с халифатом в Испании.

Испания в 750-м году н.

Испания в 750-м году н.э. Всю территорию Иберийского полуострова (обозначено зеленым цветом) занимает провинция арабо-мусульманского государства Омейадов.

Только на крайнем севере, в Астурии, уцелело христианское государство. Там в 718 году было создано королевство Астурия во главе с вестготским военачальником Пелайо.

В свою очередь франкская империя Каролингов спустя некоторое время начнет создавать на границе с Испанией несколько буферных христианских княжеств.

Территория максимального расширения всемирного арабского мусульманского государства к 750-му году н.

Территория максимального расширения всемирного арабского мусульманского государства к 750-му году н.э.

Сиреневым цветом отмечена территория первоначального государства пророка Мухаммеда ко времени его кончины в 632-м-году н.э..

Розоватым цветом отмечена территория завоеваний первого халифа и и тестя Мухаммеда Абу Бакра в 632-634 гг.

И, наконец, оттенком светло-коричневого обозначены завоевания первой всемирной монархической арабской династии Омейядов, правивших из Дамаска.

Именно наместник североафриканской провинции Ифрикия (Африка), которая являлась частью первого арабского всемирного халифата Омейядов, завоевал Испанию.

Предгорья Пиренеев, граница халифата и империи франков ок.

Предгорья Пиренеев, граница халифата и империи франков ок. 810 г. н.э.

На карте показаны зависимые от франкской империи Каролингов, созданные ею на отвоеванных у мусульман землях буферные христианские княжества, располагавшиеся в предгорьях Пиренеев, т.н. «испанская марка» Каролингов.

Отметим среди них княжество Урхельское (Urgell), включавшее и население андоррской долины, которой Карл Великий, согласно преданиям, дал автономию за помощь в качестве горных проводников в ходе войн франков с мусульманской армией, при этом поместив андоррских пастухов под суверенитет урхельских князей (позже урхельских епископов). Тогда родилась Андорра.

На карте мы также видим баскское княжество. Отметим, что баски сопротивлялись Каролингам, стремясь оставаться независимыми как от франков, так и от мусульман.

Испания в 929-м г.

Испания в 929-м г. н.э.

Омейядов в Испании сменил Кордовский эмират. Кордовский эмират возник на территории Иберийского полуострова после того, как в 750 году н.э. новая династия Аббасидов свергла Омейядов, а затем стала истреблять представителей их фамилии, один из Омейядов, а это был 20-летнний Абдельрахман, бежал с Ближнего Востока в Северную Африку.

Затем он переправился Испанию и провозгласил здесь свой эмират в Кордове.

Таким образом, испанская провинция арабского халифата навсегда отделилась от единого арабского государства.

Аббасиды не смогли вернуть испанские территории, хотя посылали военную экспедицию.

При этом они еще несколько столетий продолжали править вторым всемирным арабским государством из Багдада.

На карте мы также видим существенное расширение христианских территорий на Иберийском полуострове.

Так как у христиан существовала традиция делить свои земли между сыновьями и отдавать земли вассалам, то со временем на отвоеванных землях Королевства Астурии возникли Леон, Кастилия, Галисия.

Они проводили независимую политику.

В ходе наследований среди родственников корона Леона поглотила корону Астурии, которая исчезает в качестве независимого государства.

Также на отвоеванных христианских землях существовало королевство Наварра с баскской династией, а еще графство Барселонское (прообраз нынешней Каталонии), постепенно становящееся независимым от франков.

На карте обозначено и крупное графство Рибакорса, созданное франками и позднее присоединенное Наваррой.

Иберийский полуостров ок.

Иберийский полуостров ок. 1030 г. Период множества небольших государств (тайфа) наступил на исламской части полуострова после распада Кордовского эмирата.

Мусульманские и христианские территории на карте разделены черно-белой линией, посреди полуострова коричневым цветом обозначена ничейная земля.

На христианской стороне Иберийского полуострова в тот период доминировали Леон, а также Наварра (еще называемое по столице - Королевство Памплона).

Последнее в тот период, при правлении Санчо III Наваррского, объединило, благодаря удачному стечению династических обстоятельств, Кастилию, при этом не выделив еще Арагон.

Также среди христианских государств находилось и Барселонское графство, которое с 988 года стало де-факто независимым от франкского государства, с прекращением династии Каролингов.

На территории королевства Леон мы видим впервые скромное графство Португалия, возникшее как пожалованный королем феод, правители которого с продвижением Леона на юг, отвоевывая бывшие христианские земли, постепенно все больше начнут идентифицировать себя с местным населением, продолжавшем говорить на местном галисийском диалекте. Позднее они решаться провозгласить независимость.

Иберийский полуостров в 1090-1147 гг.

После периода безвластия (тайфы), вызванного распадом Кордовского эмирата, с 1090 по 1147 гг. мусульманскими территориями нынешних Испании и Португалии правила берберская династия Альморавидов.

Центр ее государства находился в Северной Африке.

Отметим, что к распаду Кордовского эмирата приложила руку еще одна берберская династия Хаммудидов, представители которой имели наделы в Кордовском эмирате и после падения эмирата на некоторое время пришли к власти (североафриканские владения Хаммудидов, чьи предки правили во всем Марокко (известны как Идриссиды) и были вытеснены оттуда Альморавидами (обозначены на карте справа).

Сиреневым цветом на карте обозначены африканские королевства (на карте внизу).

К моменту прихода к власти в мусульманской части Испании Альморавидов на христианской стороне Иберийского полуострова уже существовали королевства Кастилия, Леон, выделившие из астурийской королевской семьи.

Также из королевства Наварры выделилось королевство Арагон.

Барселонское графство стало ассоциироваться с каталонской нацией.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала столицу Альморавидов Марракеш (в совр.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала столицу Альморавидов Марракеш (в совр. Марокко), и государство Альморавидов рухнуло, в том числе и в Испании.

К тому времени христианские государства отвоевали на Иберийском полуострове уже значительные территории.

Альмохады перенесли столицу мусульманских испанских владений из Кордовы в Севилью, при этом главной столицей Альмохадов был Марракеш.

На карте показано, что государство Альмохадов граничило с государством Айюбидов, правивших в Египте и фактически независимых, но формально признающих власть Абассидов.

Отметим, что еще после прихода к власти в Египте предшествующей Айюбидам египетской независимой династии Фатимидов от единой североафриканской арабской провинции уже не могло быть речи.

Иначе говоря, исламские государства в Северной Африке и Испании больше не граничили напрямую с всеарабским халифатом.

Иберийский полуостров в 1300 году.

От мусульманских владений на полуострове остается один Гранадский эмират (выделен зеленым цветом). Гранадский эмират платит дань Кастилии.

Кастилия в свою очередь уже присоединила отвоеванные у мусульман земли - т.н. Новую Кастилию, а также старые христианские королевства - Леон, Галисию и Астурию.

Другой влиятельной силой на территории полуострова является Арагон, который присоединил к себе земли Барселонского графства, территорию ставшую известной как Каталония.

Независимыми остаются христианские государства Наварра и Португалия.

Иберийский полуостров в 1472-1515 гг.

Какие события и государства обозначены на этой карте?

Кастилия и Арагон на тот момент остаются двумя основными христианским государствами Иберийского полуострова.

Их объединение под совместным правлением Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в 1479-м отражено на карте двунаправленной стрелкой.

Это объединение уже навсегда, хотя только внук «Католических королей», как их называют в Испании, Карл V станет официально именоваться королем Испании.

Изабелла и Фердинанд в 1492 году завоевывают Гранадский эмират - последнее мусульманское государство Иберийского полуострова (на карте также обозначены годы нескольких предыдущих экспедиций против Гранады).

Уже после кончины Изабеллы, Фердинанд присоединяет в 1515 году к Арагону, а, фактически, уже и к Испании, небольшое христианское королевство Наварру, в последние годы своего существования находившееся под сильным французским влиянием.

В 1476 году (битва при Торо) Португалия неудачно воюет с Испанией, т. к. не считает Изабеллу законной наследницей престола Кастилии, желая посадить на кастильский престол дочь ее умершего брата, вышедшую замуж за португальского монарха.

Также показаны экспедиции на Канарские острова, которые Изабелла и Фердинанд окончательно присоединяют к Испании, подавив сопротивление местного населения и Португалии.

Отражена и экспедиция против арабов-мусульман 1509 года по завоеванию Орана (в современном Алжире), которую Фердинанд осуществил в качестве регента Кастилии и короля Арагона.

1469 и 1492 годы:

Ключевые даты в происхождении Испании

Первая ключевая дата — 1469 г. бракосочетание в Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского . Своим браком и заключенным брачным соглашением Изабелла и Фердинанд создали государственное образование, которое хотя еще целых восемьдесят лет формально состояло из двух отдельных территорий со своими коронами и сепаратными системами управления — Кастилии и Арагона, но, тем не менее, после свадьбы этих монархов стало единым целым. И, как оказалось, навсегда.

Отметим, что Кастилия и Арагон к тому времени представляли уже почти всю территорию нынешней Испании . В некоторых источниках годом объединения Испании называют 1479 г., когда Фердинанд после кончины своего отца стал королем Арагона, и таким образом смог стать реальным соправителем своей супруги, коронованной кастильской королевой после смерти ее брата в 1474 году.

Нынешняя провинция Гранада в автономном регионе Андалусия была последней из земель, находящихся под исламским правлением на территории Иберийского полуострова (на нем разместились современные Испания и Португалия), которая была отвоевана христианами. Это произошло 1492 году . Это одна из ключевых дат в процессе создания испанского государства.

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский были теми людьми, которые не только завершили завоеванием Гранадского эмирата реконкисту («отвоевание», по исп. реконкиста (r econquista), т.е. процесс отвоевания земель Испании у мусульман, но и помогли Колумбу с организацией его экспедиции «по открытию пути в Индию». В результате Колумб открыл Америку .

Началось завоевание Америки, известное в Испании как «завоевание», конкиста, (исп. сonquista). И это произошло также в 1492 году .

Открытие Америки дало возникшей тогда Испании не только новые земли в Новом Свете, но и богатство — южноамериканское серебро, которые позволило стране на примерно столетие стать мировой сверхдержавой. В то же время новые ресурсы из Нового Света, придав стране размах, затормозило ее развитие, сохраняя феодальные институты .

Но вернемся к отвоеванию земель Иберийского полуострова у мусульман.

Процесс отвоевания, известный как реконкиста, продолжался почти 700 лет. Он наложил отпечаток на общественные нравы рождавшейся Испании . Ввиду постоянной борьбы и ощущения нахождения на переднем плане фронта, в Кастилии, например, самой беспощадной среди всех христианских стран была инквизиция.

Самым почетным титулом Изабеллы и Фердинанда был титул «Католический король и королева», который присвоил им Папа Александр VI в 1496 году за защиту католицизма и отвоевание территорий.

В современной Испании Изабеллу и Фердинанда в исторических публикациях часто не называют даже по имени, только используя титул «Католические короли».

Реконкиста

Христианское отвоевание реконкиста, которое положило начало происхождению Испании, фактически началась почти сразу после арабского завоевания .

Арабское завоевание Ибеийского полуострова произошло в 710-714 гг. , когда арабы под руководством выходца из Йеменца Мусы ибн Нусайры, наместника провинции Ифрикия (Африка) государства Омейадов и его полководца Тарика ибн Зияда (в честь него назван Гибралтар — от араб. Джабал аль-Тарик, т.е. гора Тарика), вторгшись из Северной Африки, очень быстро завоевали почти всю территорию Иберийского полуострова, разгромив существовавшее здесь на бывших землях Римской империи королевство вестготов, к тому времени давно ставших христианами.

Вестготы проиграли решающую битву при реке Гвадалете , в современной провинции Кадис (регион Андалузия, на самом юге Иберийского полуострова).

Напомним, что Омейяды — это первая всемирная арабская мусульманская династия, она правила из Дамаска.

В Средневековой Испании мусульман (современное исп. musulman ) называли маврами (Испанское слово moro («мавр») происходит от латинского m auri, и от греческого ma uros (значение «темный», загорелый«) .

В Римской империи существовали две африканские провинции — Mauritania Tingitana и Mauritania Caesariensis с берберским населением (они занимали соответственно территории нынешних Марокко и Алжира). Именно оттуда, спустя века, после мусульманского завоевания, началось арабское нашествие на Иберийский полуостров.

В исламском завоевании активную роль будут принимать исламизированные к тому времени берберы, а позднее территориями нынешней Испании будут правит две берберские династии . (См об этом ниже в этом обзоре).

Астурия — прародина

всех новых испанских

христианских государств

и последнее убежище от мавров

Именно вестготы считаются предками современных испанцев и португальцев .

После завоевания Иберийского полуострова арабами остатки вестготской знати и войск укрылись в горной области, на крайней севере Иберийского полуострова.

Там в 718 году было создано королевство Астурия во главе с военачальником (Отметим, что последний король единого государства вестготов Родерих погиб, предположительно, 711 году, в ходе упоминавшегося выше сражения при реке Гвадалете).

Королевство Астурия возрождает

христианские королевства и исчезает

В ходе медленной экспансии королей Астурии были постепенно отвоеваны земли старых вестготских областей на северном побережье Иберийского полуострова — Галисии (на западе) и Кантабрии (на востоке) .

В результате династических разделов правящей династии Астурии в Галисии возникает Королевство Леон .

Леон был создан как отдельное королевство, когда король Астурии, Альфонсо Великий, разделил свое государство между своими тремя сыновьями . Леон достался Гарсии I (911-914).

В 924 году н.э. король Астурии Фруэла II, воспользовавшись кончиной своего старшего брата — короля Галисии и Леона Ордоньо II, и проигнорировав наследственные права сыновей Ордоньо, объединил эти земли в единое государство со столицей в Леоне .

После этого Астурия уже не фигурирует в хрони ках в качестве самостоятельного королевства .

Отметим, что в современной Испании существует автономное сообщество Астурия, официально называемое Княжество Астурия (Principado de Asturias). Титул принца Астурийского носит наследник испанской короны.

Старинное название региона было восстановлено в 1977 году, до этого регион именовался провинция Овьедо (по названию главного города).

На сцене

истории появляется Кастилия

В 850 году н.э., еще при астурийском короле Ордоньо I, его брат Родриго был назначен первым графом Кастилии, которая включала также Кантабрию.

Таким образом Кастилия была выделена из королевства Леон в качестве марки, или зависимой территории.

Так возникает не существовшее до того новое феодальное образование, чье название, кстати происходит от исп. castillo — замок — «страна крепостей» по замкам вокруг Бургоса . Центр Кастилии первоначально располагался в Бургосе, а позже Вальядолиде.

Графы Кастилии первоначально не наследовали трон, а назначались королями Леона , а затем все больше усиливались, наконец провозгласив себя королями.

Первым королем Кастилии считается правивший в 1037-1065 Фердинанд I, король Леона, упразднивший титул графа Кастилии и принявший титул короля Кастилии . Он, как видно из титула, правил и в Леоне, однако после его кончины два престола были вновь разделены между старшим и вторым сыном Фердинанда I.

Только в 1230 году, после кончины короля Леона и Галисии Альфонсо IX, его сын король Фердинанд III, правивший в Кастилии, стал единым правителем двух королевств. Тогда Кастилия и Леон окончательно объединяются .

Отметим, что в ходе династических разделов королевской семьи Леона в отдельные моменты также существовало самостоятельное Галисийское королевство .

Интересно, что Кастилия и Леон иногда в своих спорах между собой обращались за военной помощью к мусульманским государствам Испании — мавра м.

Тем не менее, именно Кастилия была основной движущей силой борьбы за отвоевание, реконкисту .

Вот некоторые этапы войны Кастилии против мавров :

Бывшая вестготская столица Испании Толедо была отбита у мусульман в 1085 году, а в 1212 году, после очередного проигранного сражения при Лас-Навас-де-Толоса, исламские государства Иберийского полуострова лишились большей части южной Испании.

В 1230 году в результате династического брака к Кастилии присоединилось христианское королевство Леон.

В 1236 году к Кастилии была присоединена освобожденная от власти мавров Кордова, в 1243 году Мурсия и в 1248 году Севилья.

С 1460 года право собственности на Канарские острова было уступлено Португалией Кастилии.

Отметим, что графство Португалия возникло в 868 году с отвоеванием у мусульман Порту, как вассальная единица королевства Леон (Независима от Кастилии и Леона с 1143 года) .

Наварра и Арагон

К территории Леона примыкала, граничащая с франками область Наварра, горная часть которой сохраняла независимость и в самый пик расширения мусульманских завоеваний.

В королевство Наварры входила и нынешняя Страна Басков.

Наварра долгие годы управлялась местными баскскими христианскими династиями .

На мусульманской стороне к Наварре примыкало феодальное образование , буферное государство правителей из басков, в вестготские времена бывших христианами, но затем принявших ислам .

В первые период существования государства Омейядов Бану Каси, являвшиеся вассалами исламских правителей проводили совместные акции с баскской династией Наварры против франков, которые пытались поставить Наварру под свой контроль.

Позднее, однако, Наварра, где в 905 г. н.э. местная династия Ариста была свергнута королевством Астурия и заменена другими местной — Хименесами, начала проводить против мусульманским государств более воинственную политику.

В 800 г. н.э. франки основали на отвоеванной от мавров территории графство Арагон, которое в 933 году попало под влияние Наварры .

При Санчо III Наваррском его королевство кратковременно претендовало на власть над Кастилией.

В 1035 году, в результате династического раздела территорий между сыновьями Санчо, одному из его сыновей был выделен арагонский феод, и таким образом возникло королевство Арагон.

С 1164 года в Арагоне стал править дом Барселоны (бывших барселонских графов), а с 1334 года в Арагоне там стала правящей ветвь Бургундской династии Трастамара.

Один из двух правителей дуалистического, но объединенного королевства Кастилии и Арагон, представлявший в этой связке Арагон, король Фердинанд (годы пр.1479-1516) завоевал южную часть Наварры , в то время как другая часть отошла к Франции.

После кончины в 1504 году супруги Фердинанда Изабеллы Кастильской Кастилия и Арагон формально вновь разделились, но ненадолго. Фердинанда, женившегося к тому времени второй раз, призвали в Кастилию в качестве регента.

Что касается Арагона, то дочь Изабеллы и Фердинанда Хуана Безумная после смерти отца в 1516 году считалась формально монархиней Арагона до своей кончины в 1555 году, но реально была недееспособной и находилась в монастыре в Кастилии.

Корону Кастилии и Арагона наследовал ее сын Карл V , ставший не только королем всех испанских земель, но императором Священной Римской империи.

Этот монарх, а также его сын Филипп II стали первыми монархами, которые стали титуловаться титулом королей Испании , а не только исторических королевств — Кастилии, Леона и так далее.

Больше Испания уже не разделялась на различные королевства.

Барселонское

графство — нынешняя Каталония

Франкская империя после мусульманского завоевания территории нынешней Испании выступала союзником христианских государств Иберийского полуострова.

Так в 801 году сын Карла Великого, Людовик Благочестивый отвоевал у мусульман Барселону , известную в вестготский период как столицу области Готалония.

После освобождения от арабов под протекторатом франков здесь было основано графство Барселонское (т.н. испанская марка Marca Hispanica).

Отметим, что тогда же было основано существующее до сих пор карликовое государство чье тогдашнее вестготское христианское население (теперь каталонцы) таким образом было отблагодарено за помощь армии Карла Великого в борьбе с арабами.

Постепенно графство Барселонское стало независимо от империи франков. В 1137 году граф Барселонский женился на королеве Арагона, в результате чего было создано единое Королевство Араго н, позднее включавшее не только области Арагона и Каталонии, но и Валенсию (отвоевана у мусульман 1238 году, там было создано буферное королевство , затем вице-королевство), Балеарские острова (отвоеваны Арагоном у мусульман в 1229 году), а также в области в современной Италии (Неаполь, Сицилию).

После брака в 1469 году короля Арагона Фердинанда и Изабеллы Кастильской возникло объединенное государство Кастилия и Арагон, ставшее прообразом нынешней Испании .

С мусульманской стороны

Таким образом основными объединителями Испании выступили Кастилия (чье название, кстати, происходит от исп. castillo — замок — «страна крепостей», по замкам вокруг Бургоса, и Арагон.

А теперь кратко посмотрим на мусульманскую историю Испании .

Как уже говорилось, арабы завоевали Иберийский полуостров в 710-714 гг., когда сюда вторглись силы наместника провинции Ифрикия (Африка), которая являлась частью первого арабского всемирного халифата Омейядов .

Арабы называли свое испанское приобретение . Под термином Аль-Андалус понимают теперь все мусульманскую территорию и культуру, процветавшие на территории нынешней Испании

Отметим, что от названия Аль-Андалус Андалусией именуется и современный южный регион Испании.

Название Аль-Андалус имеет доисламские и доарабские корни, и происходит от название племени вандалов, которые в 415-м году захватили римские провинции на территории, занимаемой современной Испанией.

Позднее на их место пришли вестготы, являющие, как уже отмечалось выше, предками современных испанцев и португальцев. Вестготы закрепились на Иберийском полуострове и приняли христианство.

Большое значение для истории Аль-Андалус арабскими имела связь с североафриканскими арабо-берберским территориями (современное Марокко) , которые первоначально также входили в единый арабский халифат.

Из Северной Африки приходили новые династии Аль-Андалус. Туда бежали многие мусульмане, в конце концов, после отвоевания христианами Гранады.

Европейское название древнейшего населения на территории современных Марокко Алжира, Ливии, части Мали и Нигера — берберов (самоназвание амазиг), с арабским завоеванием исламизированных и арабизированных племен, несет в себе искаженное лат. наименование barbari (варвары) . Так римляне называли всех людей, не принадлежащих к их культуре.

Но вернемся к хронологии.

В сентябре 755 года н. э. будущий основатель Кордовского эмирата Абдельрахман I высадился с небольшим отрядом на одном из пляжей поселения, которое ныне известно как Альмунекар.

На тот момент подавляющая часть Иберийского полуострова (за исключением севера) уже пятьдесят лет, как входила в состав провинции Омейядского халифата — единого арабского государства с центром в Дамаске.

Однако после того как в 750 году новая династия Аббасидов свергла Омейядов, а затем стала истреблять представителей их фамилии, один из Омейядов, а это и был 20-летнний , бежал с Ближнего Востока в Северную Африку (а именно на территорию, которую занимает современное Марокко), принадлежащую халифату.

Там он попытался создать свое государство, но затем переправился Испанию и провозгласил здесь свой эмират в Кордове, правя им с 756-788 гг.. Таким образом, испанская провинция арабского халифата навсегда отделилась от единого арабского государства.

Аббасиды не смогли вернуть испанские территории, хотя посылали военную экспедицию. При этом они еще несколько столетий продолжали править вторым всемирным арабским государством из Багдада.

В свою очередь потомок эмира Кордовы Абдельрахман III провозгласил себя халифом в 929-м году.

Кордовский эмират успешно противостоял экспансии позднее возникшего на его границах арабского государства Фатимидов, правивших из Египта и стремившихся расширить свою власть на Марокко .

В Кордовском эмирате расселилось множество берберских исламских родов из Северной Африки, которым эмиры предоставляли наделы. Берберы были одной из движущих сил распада в 1031-м году Кордовского эмирата, когда представители берберской династии Хаммудидов взяли Кордову и свергли последнего кордовского халифа.

С 1031 по 1106 гг. на территории бывшего Кордовского эмирата наступил окончательный распад на множество удельных исламских княжеств, известный как период тайфа (t aifa от арабского множественный).

С 1090 по 1147 гг. мусульманскими территориями нынешних Испании и Португалии правила берберская династия Альморавидов (со столицами в Агмате, а затем Марракеше в нынешнем Марокко). Альморавиды в 1086 году были сначала приглашены в Испанию исламскими княжествами тайфа для поддержки борьбы с христианским государствами, но затем династия аннексировала южную часть Иберийского полуострова.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала Марракеш, и государство Альморавидов рухнуло. К тому времени христианские государства отвоевали на Иберийском полуострове уже значительные территории.

Альмохады перенесли столицу мусульманских испанских владений из Кордовы в Севилью, при этом главной столицей Альмохадов был Марракеш. В

1225 году Альмохады, теснимые кастильцами и сотрудничавшими с ними исламскими повстанцами аль-Беаси (al-Bayyasi) потеряли Кордову, где на некоторое время утвердилась династия последних. Позднее Альмохады вернули себе контроль над Кордовой, однако последний период их правления прошел в вооруженных распрях между представителями династии в Северной Африке, и бунтах местного населения на территории их испанской провинции, которое потеряло веру в способность ослабевших Альмохадов остановить натиск христианских государств и установить порядок.

В 1212 году Альмохады проиграли битву при Лас-Навас-де-Толоса против объединенных армий христианских государств Иберийского полуострова- Кастилии, Наварры, Португалии, формирований из Арагона, а также военных орденов и французских рыцарей, потеряв после этого большую часть владений мусульман на Иберийском полуострове.

В 1228 году ибн Хад, один из мусульманских правителей в Мурсии, когда-то потерявших старинную мусульманскую тайфу в Сарагосе (завоевана в 1118 г. Арагоном), объявил о переходе под суверенитет аббасидских халифов в Багдаде.

Надо отметить, что местные тайфы мусульман на Иберийском полуострове в последний период своего существования, и в особенности после падения государства Альмохадов, уже были в значительной степени зависимы от христианских государств полуострова .

Последнее государство мусульман Иберийского полуострова — Гранадский эмират был основан Назари (Насридами) в 1238 году, спустя семь лет после того как последний правитель из династии Альмохадов, который правил и Иберийским полуостровом, ибн-Индрис, покинул эти земли и уехал в Марокко , где вскоре погиб, сражаясь за власть в междоусобицах. Отметим, что Альмохады еще долго правили районом и городом Марракеш в Марокко. В Марокко их сменила берберская династия Маринидов, которая до 1344 году еще сохраняла несколько крепостей и на побережье Иберийского полуострова, оставшимся им от Альмохадов. Эти крепости были затем отвоеваны Кастилией.

Г ранадский эмират в течение 250-лет своего существования, с 1238 по 1492, платил дань Кастилии, и даже помогал последней в завоевании соседних исламских княжеств-тайф .

Вассалитет Гранады начался со сделки между кастильским королем Фердинандом III Кастильским и Мохаммедом I ибн Насром, крупным землевладельцем, который вел успешные войны против правителя тайфы Мурсия, основав тайфу Хаэн (ныне также в испанском регионе Андалусия), затем перебравшись в Гранаду, стал первым правителем основанного Гранадского эмирата из династии Назари. В 1244 году после осады Фердинандом III Кастильским Гранады было заключено соглашение между Гранадским эмиратом и Кастилией о перемирии. В 1248 году Гранадский эмират послал 500 своих солдат для помощи Фердинанду III в христианском завоевания тайфы Севильи.

В то же время Гранадский эмират в отдельные моменты своей истории несколько раз вел войны с христианскими государствами полуострова, включая и Кастилию.

Гранадский эмират был завоеван Католическими королями Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским в 1492 году. .

Оставшихся в Испании после отвоевания всей страны христианами мусульман стали называть мудехарами (mudéjar, от араб. «прирученный», «домашний»).

После завоевания Гранады в 1492 году все мудехары сначала пользовались относительной свободой вероисповедования, но по указу Изабеллы и Фердинанда от 1502 г. были обращены в христианство и получили название мориски (Отказавшиеся принять христианство были высланы из страны в арабские страны Северной Африки при помощи кораблей Османской Турции).

Но и принявшие христианство мориски были также изгнаны из Испании в 1609 году, по подозрению в нелояльности. Некоторые из них вернулись в Северную Африку и снова приняли ислам, некоторые оставаясь христианами, осели в соседних христианских странах.

Отметим, что при христианском отвоевании Испании евреев, которые проживали в бывших исламских государствах на данной территории, поставили перед выбором: им было предписано либо принять христианство, либо покинуть страну.

Также по теме на нашем сайте: