Порядок проведения патологоанатомических вскрытий. …из жизни патологоанатомов Байки из морга Невероятные случаи в работе патологоанатома

В настоящее время порядок определяет приказ минздрава РСФСР №82. Приказ хоть и написан в начале 90 годов XX века, но продолжает действовать. В приказе четко оговорено условия проведения и причины отказа от проведения патологоанатомических вскрытий .

ПРИКАЗ № 82

«О порядке проведения патологоанатомических вскрытий»

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 23.04.94г.

Во исполнении статьи 48 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в целях упорядочения организации и повышения качества патологоанатомических вскрытий,

Утверждаю:

Положение "О порядке проведения патологоанатомических вскрытий" (приложение).

Приказываю:

1. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением, научно-исследовательских и медицинских институтов Минздрава РФ:

1.1. Обеспечить строгое соблюдение порядка проведения патологоанатомических вскры­тий в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Зако­ном РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и настоящим положением.

1.2. предусмотреть финансирование патологоанатомической службы в объеме, необ­ходимом для создания и поддержания материально-технической базы и кадрового обес­печения на уровне, соответствующему современным требованиям к качеству лечебно-диагностического процесса и проведению патологоанатомических исследований.

1.3. К 01.08.94 представить информацию о состоянии патологоанатомической службы и перспективах ее развития, проблемных вопросах в условиях введения медицинского страхования, требующих решения Минздрава РФ.

2. Начальникам управлений медицинской помощи населению (Дэменков А.В.), и охра­ны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) в течение 1994 года разработать проект приказа Минздравмедпрома России «О дальнейшем развитии и совершенствовании патологоанатомической службы в России».

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ Царегородцева А.Д. и Ваганова Н.Н.

Министр Э.А. Нечаев

ПРИЛОЖЕНИЕ

К приказу Минздравмедпрома России от 29.04.94г. № 82 |

«Положение о порядке проведения патологоанатомических вскрытий»

I. Общие положения.

1. Патологоанатомическое вскрытие производится в патологоанатомических бюро и отделения лечебно-профилактических учреждений строго в соответствии с законодатель­ством РФ и настоящим положением.

2. В случаях смерти от насильственных причин или подозрении на них, от механических повреждений, отравлений, в т.ч. этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при неустановленности личности умершего труп подле­жит судебно-медицинскому исследованию.

3. При вскрытии трупа не допускается обезображивание открытых частей тела.

II. Порядок назначения и проведения вскрытий трупов умерших в стационаре.

1. Все трупы больных, умерших в стационаре, от ненасильственных причин подверга­ются вскрытию, кроме случаев предусмотренных статьей 48 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», а именно по религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного пред­ставителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.

2. Разрешение на выдачу трупа без вскрытия принадлежит главному врачу или его заместителю по лечебной работе, а в период отсутствия - дежурному врачу больницы.

Об отмене вскрытия главный врач (заместитель, дежурный врач) дает письменное указание в карте стационарного больного с обоснованием причины отмены вскрытия.

3. Отмена вскрытия не допускается:

3.1. При невозможности установления заключительного клинического диагноза забо­левания, приведшего к смерти и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимос­ти от продолжительности пребывания в стационаре больного.

3.2. При подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагности­ческих препаратов.

3.3. В случаях смерти:

Связанных с проведением профилактических диагностических инструментальных, ане­стезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови;

От инфекционного заболевания или подозрения на него;

От онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;

От заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф;

Беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового перио­да).

3.4. Требующих судебно-медицинского исследования.

4. Патологоанатомическое вскрытие разрешается производить в любые сроки после констатации биологической смерти врачами лечебного учреждения.

5. Патологоанатомическое вскрытие трупов больных производится только при предос­тавлении в морг одновременно с трупом истории болезни или родов, оформленной в уста­новленном порядке.

История болезни или родов, представляемая для патологоанатомического исследова­ния должна содержать заключительный клинический диагноз с датой его установления, посмертный эпикриз, подлинники материалов проведенных исследований (рентгенограм­мы, ЭКГ, лабораторные анализы, карты анестезиологических пособий и реанимационных пособий и пр.), визу главного врача или его заместителя с указанием направления (на патологоанатомическое вскрытие, судебно-медицинское исследование и др.).

6. Истории болезни умерших за предшествующие сутки передаются в отделение (бюро) не позднее 10 часов утра.

7. История болезни с внесенным в нее патологоанатомическим диагнозом не позднее 10 дней после вскрытия передается в медицинский архив больницы. История болезни может быть задержана на более длительный срок только по специальному разрешению главного врача или его заместителя.

8. При выявлении во время патологоанатомического вскрытия признаков насильствен­ной смерти или подозрений на нее:

8.1 Патологоанатом обязан

Прекратить вскрытие и незамедлительно поставить в известность главного врача или его заместителя;

Принять меры к сохранению трупа, его органов и тканей для дальнейшего судебно-медицинского исследования;

Оформить на проведенную часть прерванного патологоанатомического вскрытия про­токол по общепринятой форме с обоснованием передачи трупа для производства судеб­но-медицинского исследования.

8.2. Главный врач (заместитель, дежурный врач) обязан:

Немедленно сообщить в прокуратуру или районное отделение милиции о выявлении признаков насильственной смерти или подозрении на нее и обеспечить дальнейшие дей­ствия согласуясь с их распоряжениями;

Обеспечить возможность своевременного и полноценного проведения бактериологи­ческого или вирусологического исследования.

9. Проведение судебно-медицинского вскрытия трупов лиц, умерших в стационарах, возможно в помещении патологоанатомического отделения данного лечебного учрежде­ния штатным или другим судебно-медицинским экспертом, уполномоченным на это соот­ветствующими органами.

10. При выявлении на вскрытии острого инфекционного заболевания или подозрении на него, патологоанатом обязан:

10.1. Незамедлительно поставить в известность об этом главного врача или его заме­стителя, а в их отсутствие - ответственного дежурного врача больницы

10.2. Оформить экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма 058/у), направить его, предварительно передав телефонограмму в территориальный ЦСЭН.

10.3. Произвести забор материала для бактериологического или вирусологического ис­следования с оформлением необходимой документации.

10.4. Принять меры к недопущению распространения инфекции, предусмотренные со­ответствующими документами.

II. При патологоанатомическом вскрытии обязательно присутствие лечащего врача.

Каждый случай неисполнения этой обязанности лечащим врачом рассматривается глав­ным врачом или его заместителем с принятием, при отсутствии уважительной причины, соответствующих дисциплинарных мер и др.

III. Порядок направления и проведения патологоанатомического вскрытия трупа взрослого человека, умершего вне стационара.

1. Амбулаторно-поликлиническое учреждение обязано:

1.1. Констатировать факт смерти человека наступившей вне стационара и выдать врачебное свидетельство о смерти.

1.2. В случаях смерти, определенных в пункте 3 раздела II направить труп на патологоанатомическое исследование.

2. При направлении на патологоанатомическое вскрытие трупа амбулаторно-поликлиническое учреждение прилагает следующие сопроводительные документы:

2.1. Бланк-направление на патологоанатомическое вскрытие, заполненный в соответ­ствии с установленным порядком.

2.2. Медицинскую карту амбулаторного больного с записью о констатации смерти и заключительным клиническим диагнозом, посмертным эпикризом.

2.3. В предусмотренных случаях, протокол осмотра трупа сотрудником милиции или представителем следственных органов.

3. Врач-патологоанатом, производивший вскрытие трупа, обязан внести в медицинс­кую карту амбулаторного больного патологоанатомический диагноз и клинико-анатомический эпикриз.

4. По истечению месяца после направления трупа на патологоанатомическое исследо­вание амбулаторно-поликлиническое учреждение должно возвратить себе медицинскую карту амбулаторного больного и проанализировать результаты исследования.

5. В случае доставки трупа скорой медицинской помощью прилагается:

Сопроводительный лист скорой помощи;

Протокол осмотра трупа сотрудником милиции или представителем следственных органов.

6. На случаи смерти взрослого человека в машине скорой медицинской помощи рас­пространяется порядок проведения вскрытий трупов умерших в стационаре.

IV. Порядок вскрытия трупов мертворожденных и новорожденных.

1. Обязательному вскрытию и регистрации в протоколе патологоанатомического ис­следования подлежат все умершие в лечебных учреждениях новорожденные, а также мер­творожденные массой500 грамми более, длиной тела25 сми более, при сроках беремен­ности 22 недели и более с оформлением протокола вскрытия, включая случаи после прерывания беременности по медико-генетическим и социальным показаниям. Врачебное свидетельство выдается на мертворожденных и умерших новорожденных детей массой тела 1000,0 и более, длиной тела35 сми более (срок гестации 28 недель и более). На новорожденных массой тела от500,0 ги до999,0 г, длиной тела 25-34 см(срок гестации 22-27 недель) свидетельство выдается в случае, если они прожили полных 7 суток.

Абортусы и мертворожденные в сроки беременности до 22 недель и массой не менее500 гвскрываются выборочно в научно-практических целях без оформления свидетельства о перинатальной смерти.

3. Трупы плодов и умерших новорожденных направляются на патологоанатомическое исследование вместе с последом о каждом недоставленном последе необходимо сооб­щить главному врачу родильного дома и вышестоящим органам здравоохранения.

4. Одновременно в патологоанатомическое отделение доставляется история родов и история болезни новорожденного, содержащие посмертный эпикриз и заключительный клинический диагноз. Доставка всех трупов мертворожденных, новорожденных и их после­дов осуществляется не позднее 12 часов после родов мертворожденного или смерти новорожденного.

5. На вскрытии необходимо присутствие акушера или педиатра.

6. Врачебное свидетельство о перинатальной смерти оформляется в день вскрытия с указанием является ли этот диагноз предварительным или окончательным. Если диагноз предварительный, то после проведения всего комплекса исследований секционного мате­риала, взамен предварительного должно быть выдано новое «окончательное» врачебное свидетельство о перинатальной смерти. Протокол вскрытия составляется в день вскры­тия. Патологоанатомический диагноз и клинико-анатомический эпикриз формируется на основании данных вскрытия и дополнительных исследований, выполненных во время вскры­тия расшифровывает, дополняет результаты вскрытия или обнаруживает невидимые мак­роскопически изменения. Патологоанатомический диагноз может быть изменен и записы­вается как "Патологоанатомический диагноз после гистологического исследования".

7. Гистологическое исследование секционного материала и последов должно произво­диться во всех 100% вскрытий в соответствии с инструкцией по унификации микроскопи­ческих методов исследования для патологоанатомов педиатрического профиля.

8. Патологоанатомическое исследование трупов плодов и новорожденных имеет осо­бенности вскрытия черепа, позвоночника, передней части грудной клетки, живота, серд­ца, конечностей, описания признаков доношенности, недоношенности, переношенности. Вскрытие следует начинать с тщательного осмотра трупа, фиксируя отклонения в строе­нии тела, конфигурации головы, состоянии родовой опухоли, кожи, слизистых оболочек, полости рта и анального отверстия, определяя признаки доношенности, недоношенности и переношенности. Затем вскрывают череп и головной мозг, органы брюшной и грудной полостей, органы забрюшинного пространства, позвоночник и спинной мозг, исследуя ядра окостенения. Все органы и железы внутренней секреции взвешиваются. Их масса сравни­вается с нормой, свойственной данной массе тела плода и новорожденного.

Сосуды головного мозга не травмируются при правильной технике вскрытия черепа: нож­ницами с изогнутыми под углом браншами, когда внутренняя бранша направлена кнаружи. Особое внимание обращается на пупочное кольцо, для чего срединный разрез на рас­стоянии 1-2 смот пупка направляется влево и вправо, ориентируясь на центр пупартовой связки и образуя треугольник. Приподнятый верхний угол треугольника позволяет обсле­довать пупочную вену. Затем ее пересекают и исследуют пупочные и внутренние под­вздошные артерии, остаток урахуса; из их содержимого даже при отсутствии видимых изменений делают мазки для бактериологического и гистологического исследований. Пупочные вены и артерии (вместе с ними остаток урахуса) и в некоторых случая внут­ренние подвздошные артерии исследуются полностью на серийных срезах, для чего сосуды рассекают на мелкие отрезки (0,5 смдлиной), которые монтируются вертикально в одном парафиновом блоке.

Для определения гестационного срока плода рекомендуется исследование ядер окос­тенения в дистальном эпифизе бедра (38 недель), в большом рожке подъязычной кости (28-32 недели), пяточной и таранной костей (25 недель), грудине (21-24 недели), верхнем эпифизе плеча (41-42 недели); а также измерение длины бедренной кости.

При оценке патологоанатомических изменений необходимо выделять ятрогенную пато­логию, обусловленную реанимацией и интенсивной терапией, диагностическими манипу­ляциями.

9. Гистологическое изучение последа производится в необходимом объеме: 10-12 ку­сочков из разных зон плаценты, включая очаги патологии и непораженные участки, 2 кусочка из пуповины и на высоте2 смот плаценты и у места ее перевязки, 2 полоски из плодных оболочек, скрученных в спирали - одна длиной5 смвозле плаценты, другая, длиной 7-8 смс противоположной стороны, по месту разрыва. При подозрении на инфи-цированнось последа можно увеличить число кусочков с материнской поверхности и сде­лать мазок для бактериологического и цитологического анализа.

V. Порядок вскрытия детских трупов

1. Патологоанатомическому исследованию подлежат все трупы детей, умерших в ле­чебных учреждениях, в возрасте от 7 суток до 14 лет включительно.

2. При наличии признаков или при подозрении на насильственную смерть производит­ся судебно-медицинское исследование.

3. В случаях смерти детей вне стационара при отсутствии признаков насильственной смерти, вопрос о необходимости патологоанатомического исследования решается глав­ным врачом лечебного учреждения, наблюдавшего данного ребенка при жизни.

4. Обязательному Патологоанатомическому исследованию подлежат дети, умершие вне стационара при следующих обстоятельствах:

От инфекционного заболевания или при наличии подозрения на него;

От онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухо­ли;

При заболеваниях, связанных с последствиями экологических катастроф;

При синдроме «внезапной смерти» с максимальным гистологическим и бактерио-вирусологическим изучением органов.

VI. Ответственность медицинских работников.

Медицинские работники, допустившие нарушение порядка изъятия органов и или) тка­ней у трупа, определенном статьями 8,10,15 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» несут ответственность в порядке, установленном Законодательством РФ.

Начальник Управления

медицинской помощи населению А.Н.Деменков

Начальник Управления охраны здоровья

матери и ребенка Д.И. Зелинская.

Работа с трупами, извлечения органов и кровь - вот что в первую очередь рисует воображение большинства людей при слове «патологоанатом». Этот и многие другие мифы о своей работе развеял врач-патологоанатом с 12-летним стажем Евгений Дубяга.

Став врачом, нарушил семейную традицию

В детстве я мечтал стать лётчиком или врачом. В итоге выбрал профессию более приземлённую. Да и амурская медицинская академия оказалась ближе, чем лётное училище. Ещё в школе я полюбил химию и биологию. Теперь о детской мечте - быть лётчиком - напоминают фотографии, которые висят у меня в кабинете (улыбается) .


Связав свою жизнь с медициной, я нарушил семейную традицию - родители и сестра у меня педагоги. Окончив в 2002 году медакадемию, сразу поступил в аспирантуру по специальности «патанатомия». Хотя изначально, поступая в академию, я хотел быть хирургом. Интерес к патанатомии проснулся на шестом курсе. Учился по этому направлению я три года, затем защитил кандидатскую диссертацию и пошёл передавать свои знания студентам на кафедре «патологической анатомии». Спустя шесть лет к преподавательской деятельности добавилась практическая - в 2011 году пришёл работать в областную больницу. Узнав, что я буду работать патологоанатомом, знакомые отговаривали, не понимали. Просто мало знали об этой профессии.

Наша задача - правильная диагностика

Одна из причин, почему я увлёкся именно патанатомией - диагностика. Причём не только причин смерти, но и различных прижизненных заболеваний. Более того, работа патологоанатома интересна тем, что она объединяет в себе почти все области медицины. То есть, чтобы поставить правильный диагноз, мы должны разбираться в хирургии, терапии, гинекологии, урологии, педиатрии и других разделах медицины. Это меня и заинтересовало в патанатомии.



Вопреки устоявшемуся мнению, мы работаем в основном с живыми людьми, а не с мёртвыми. Вскрытия тел в нашей работе занимают лишь 15-20 % от всего объёма работы. Всё остальное - гистологические исследования для диагностики прижизненных заболеваний. Говоря профессиональным языком - исследование биопсийного и операционного материала. То есть к нам поступают удалённые органы или кусочки тканей, взятые у пациента с лечебной или диагностической целью, их мы исследуем и даём заключение, хотя больной, как правило, не подозревает, что этим занимается патологоанатом. Лечащий врач ставит окончательный диагноз, опираясь на наше заключение.

Вскрытия

Вообще у нас несколько видов работ, и все они занесены в график - вырезка сырого материала, вскрытия, просмотр гистологических препаратов. Рабочий день у нас длится с 8:00 до 14:00. За это время в среднем, если у нас по плану вскрытия, врач успевает вскрыть до 3-4 трупов.


Мы обслуживаем не только областную, но и городскую больницу, туберкулёзный диспансер и больницы близлежащих районов. (В морг областной больницы поступают только тела умерших от болезней, а не от внешних причин - Прим.ред. ) Кстати, тела детей мне ни разу вскрывать не приходилось - для этого есть отдельные специалисты. Тем не менее это морально нелегко - видеть, когда умирают маленькие дети. Во время работы мне иногда приходится наблюдать, как их вскрывают коллеги за соседним столом. Тяжело все это...

Много времени занимает у нас работа с документами.


Сначала мы изучаем историю болезни. Если делаем вскрытие, то в присутствии лечащего врача умершего. Извлекаем из тела весь органокомплекс и изучаем органы - перед этим мы уже знаем примерный диагноз. Расхождения с ним встречаются очень редко. После вскрытия пишем протокол и формулируем патологоанатомический диагноз. То же самое касается и исследования биологического материала.


Врачебные ошибки - редкость

В нашей работе нет понятия «врачебная ошибка», есть понятие «расхождение диагнозов». И то, таких случаев - примерно десять в год по всей области. Есть три категории расхождения диагнозов.

Первая связана с объективными причинами, например, отсутствие необходимого оборудования или нетипичное протекание болезни. Вторая из-за субъективных причин - недостаточная квалификация врача или неверная расшифровка лабораторных исследований, но даже несмотря на эти причины, больной бы погиб. И третья - врач поставил не тот диагноз и назначил неправильное лечение, что затем привело к смерти.

Если и встречаются расхождения диагнозов, то в основном первой категории. Случаев, когда пациент умер из-за неверного лечения и неправильного диагноза по вине лечащего врача, в моей практике не встречалось.


Бывают сложные случаи, связанные в нашей работе с формулировкой диагноза. Иногда думаешь над этим долго, причём не только на работе, но и дома. В таких ситуациях приходится дополнительно изучать специализированную литературу, прибегать к дополнительным методам исследования.


Можем ли мы перепутать органы двух разных умерших людей? Определенно могу сказать, что в нашей работе такого быть не может. Потому что каждый врач-патологоанатом занимается вскрытием только одного умершего, у каждого свой секционный стол. Над каждым телом ставится небольшой столик, на который укладываются органы, извлечённые из тела. После исследования они возвращаются на своё место в том же количестве, и перепутать или тем более ошибиться и вложить чьи-то органы кому-то другому - невозможно.

Быть патологоанатомом не страшно

Трупов я точно не боюсь (смеётся) . Есть определённый психологический барьер, который студенты-медики проходят ещё на первом курсе. Уже тогда им начинают преподавать анатомию на трупах. Своё первое вскрытие я сделал на шестом курсе. Когда преподаватель предложил кому-то из группы показать свои знания на практике, я сам вызвался попробовать. Правда, тогда это заняло часа два, а не час, как сейчас (улыбается) . И вообще, бояться надо живых, а не мёртвых - только живые могут причинить какой-то вред.

Единственное, чем может быть опасно тело умершего, - инфекциями. Это те, кто умер от инфекционных заболеваний. При работе с ними мы надеваем три пары перчаток: помимо обычных резиновых, ещё и специальные - кольчужные. Они сделаны из плотной ткани. После каждого вскрытия все средства защиты утилизируются.

Как и у любого человека, у меня, конечно же, есть определённые страхи. Так сходу не перечислю, но страх смерти присутствует. Мне 38 лет - пожить-то ещё хочется.


О снах, вере и приметах

Наша, христианская вера не запрещает бояться смерти, как, например, у мусульман. Сам я крещёный и верю в загробную жизнь. Точнее, я даже не представляю, как это всё может выглядеть, но что-то управляет человеческим разумом, и оно, скорее всего, существует.

За всё время, что я работаю патологоанатомом, работа мне снилась всего пару раз. И то сам процесс, а не люди. У нас есть такая условность - не смотреть в лица умершим (если только там нет какого-нибудь патологического процесса). Во-первых, мы понимаем, что этот человек жил, как и мы, и стараемся не углубляться в переживания. Во-вторых, на это просто нет времени - надо поскорее сделать свою работу и сформулировать диагноз.

У врачей-патологоанатомов в работе нет примет, но есть одна особенность: мы никогда не будем вскрывать своих родных, друзей или знакомых. Не положено у нас это.

Найти работу - нелёгкий труд

Получить профессию врача-патологоанатома не сложно. Гораздо труднее найти место работы, свободную вакансию. Это при том, что зарплата у нас, как у всех врачей. Разница лишь в том, что у нас нет доплаты за ночные дежурства, потому что по ночам мы не работаем. Точную сумму своей зарплаты я называть не хочу, но могу сказать, что она в среднем около тридцати тысяч рублей. Нам на жизнь хватает (улыбается) . Что касается мнения о так называемых откатах за умолчание о настоящей причине смерти, то это - миф. Мы ведь несём уголовную ответственность за сокрытие или утаивание диагноза. Это всё может выясниться, например, при следственной проверке. Стать участником уголовного дела мне не хочется. Да и самого себя совесть замучает. Тем более родственники умершего хотят знать истинную причину смерти, а одна из черт патологоанатомов - честность.

О семье

Моя семья - жена и двое сыновей 4 и 12 лет - спокойно относятся к моей работе. Дети знают, что их папа устанавливает причину смерти людей. Вопросов у них пока не возникает. Чего не скажешь о друзьях и знакомых. Люди, когда узнают, кем я работаю, очень удивляются, смотрят как на нечто сверхъестественное. Хотя я считаю, у меня обычная профессия. И я никогда не скрываю, кем я работаю. Наоборот, горжусь, ведь я занимаюсь интересным и полезным делом.


Интерфейс

Всплывающий инвентарь вызывается правой кнопкой мыши (ПКМ) и находится внизу экрана.

В инвентаре есть желтый дневник - это выход в меню. Здесь, кроме стандартных "Сохранить" и "Загрузить", есть вкладки "Документы" и "Картотека". В "Документы" попадают, собственно, документы, которые вы найдете в игре, а в "Картотеке" содержатся умозаключения Гаса Макферсона обо всех действующих лицах. Листать документы - стрелка. Листать картотеку по действующим лицам - стрелка, листать документы внутри картотеки (т.е. смотреть страницы по какому-то конкретному персонажу) - двойная стрелка.

Карта Парижа - перемещение по локациям

Курсор в виде ног - направление движения.

Курсор в виде лупы - приблизить угол зрения. Выйти из приближения - стрелка в нижнем правом углу экрана.

Курсор в виде шестеренки - применить

Пролистать ролики - ПКМ

От ваших диалогов зависит продвижение по игре. Проще всего выбирать те диалоги, которые автоматически появляются у вас на экране.

Перед запуском игру необходимо пропатчить, чтобы устранить проблему с чтением документов ближе к концу игры.

Вы будете играть по очереди за двух главных героев - детектива Гаса Макферсона и детектива Жака Эллуэна.

1. День первый

Играем за Гаса Макферсона

20-е годы прошлого века. В парижском отеле "Орфей" зверски убита супружеская пара. К детективу Гасу Макферсону приходит София Блэйк, сестра убитой, и просит Гаса заняться расследованием. Вы можете выбрать - отказаться или согласиться.

Если вы отказались, придется сразу же позвонить Софии по телефону из визитки, которую она даст, и отправляться на встречу в ресторан "У Александра" (локация автоматически появится на вашей карте). Перед тем, как уйти, идите направо к шкафу и достаньте из него фотоаппарат. Со стола заберите альбом для рисунков.

Поговорите с администратором Тони Ману, который проводит вас к Софии. Она скажет, что хочет, чтобы вы нашли пропавшую фамильную вещицу, которую Руби Уайт привезла с собой в Париж. Вы получите деньги на расходы.

Если вы согласились, София также попросит найти пропавшую семейную реликвию и уйдет. Перед тем, как уйти, идите направо к шкафу и достаньте из него фотоаппарат. Со стола заберите альбом для рисунков.

Отправляйтесь в полицию. Поговорите с жандармом по фамилии Бовэ об убийстве. У вас есть возможность выбора, кем представляться, но, в итоге, полицейский продолжит с вами разговаривать только после того, как вы принесете ему бутылку красного вина.

По карте идите в отель "Орфей" на место преступления. Вы увидите, что в холл отеля посыльный заносит огромные чемоданы, да вот беда - лифт не работает.

Пройдите направо в кафе "Нантис" и познакомьтесь с барменом. Купите бутылку красного и поговорите с барменом о возможном подозреваемом - он видел какого-то человека, который весь вечер сидел у окна в кафе.

Вернитесь в комиссариат, поговорите с Бовэ и получите папку с конфиденциальной информацией. Здесь есть и словесный портрет человека, который спрашивал об Уайтах, и информация о мадам Луазо, соседке убитых, и много другой полезной для расследования информации (следы лилового порошка на ковре, следы опиата в дыхательных путях убитых, золотые монеты во рту, отрезанные головы, уволившийся дежурный портье Тео Мале). Также есть ссылка на доктора Кауфнера, которому поручено составить психологический портрет убийцы (его адрес автоматически появится на вашей карте).

По карте идите к доктору Кауфнеру и поговорите с ним об убийстве (эта локация появится, если вы прочитаете полицейское досье).

Вернитесь в "Орфей" - коридорный должен затащить в холл огромный чемодан. Полностью проговорите все диалоги с барменом. Тот расскажет, что в ночь убийства у окна сидел какой-то человек, который общался с портье Тео Мале. Спросите, где найти этого Мале, и бармен даст адрес: "Бистро "Аламбик".

Идите в "Аламбик". Поговорив с Беренис, повернитесь налево и пройдите к стойке. Вас остановит хозяин бистро Гюло и познакомит с Мале. Чтобы диалог пошел дальше, нужно на основании показаний в полицейском досье нарисовать портрет подозреваемого. Должно получиться так:

волосы трогать не нужно, глаза - направо 1 раз, очки - направо 2 раза, уши - налево 2 раза, нос - направо 3 раза, усы - налево 1 раз, губы - направо 6 раз, подбородок - налево 1 раз. Затем нажмите на значок "перо" внизу экрана, чтобы сохранить рисунок.

Post Mortem - Прохождение

Post Mortem - Прохождение

Покажите портрет Мале, тот испугается и убежит. Бегите следом - по дороге вы наткнетесь на Кауфнера, и в бистро в это время войдет подозреваемый. Гас решит бежать за ним, но не догонит. Наступит следующее утро.

2. День второй

Идите в полицию и поговорите с Бовэ о портрете подозреваемого. Он узнает человека на портрете и пропустит к Лебрену. Комиссар скажет, что недоволен, что вы вмешиваетесь в ход расследования. Если вы ему нагрубите, он выставит вас вон, если нет, - вы узнаете, что Мале убили тем же способом, как и Уайтов. Если вы нагрубили, еще раз поговорите с Бовэ о подозреваемом - его зовут Жак Эллуэн, детектив из 11 округа (на карте появится новая локация), если нет, - комиссар сам расскажет об Эллуэне.

Дальше идет разветвление сюжета. У вас есть возможность выбрать - идти сначала в дом Эллуэна или в номер Уайтов. От этого зависит, какими предметами вы будете открывать обе двери (в любом случае понадобятся отмычки).

Общее прохождение такое: вам необходимо

Добыть отмычки

Подняться на 5-й этаж

Осмотреть номер Уайтов 507

Попасть в квартиру Эллуэна.

Можно сначала пойти к Эллуэну, а затем осматривать номер Уайтов. Также вы можете подняться на 5-й этаж, но не осматривать номер Уайтов, а сразу пойти в квартиру Эллуэна.

Если вы сначала идете к Эллуэну, вам автоматически придется играть за него, если осматриваете номер Уайтов, то играете за Эллуэна чуть позже.

1) Добываем отмычки

Вернитесь в "Аламбик" и поговорите с Гюло о "потерянном ключе от одного замка". В обмен на отмычки он попросит найти различия на двух картинах (их пять). Чтобы выполнить задание, нажмите на картину в инвентаре и сравнивайте, нажимая на стрелки внизу экрана. На одной из картин нужно отмечать различия (курсор принимает форму синего круга). Вот как должно получиться: в гробу нет покойника; нет осужденного, которому хочет отрубить голову скелет-палач; нет столба с тарелкой наверху; на одном из щитов не хватает креста; нет весов.

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

Заберите отмычки - их можно использовать только один раз. Как пользоваться отмычками:

Нужно использовать четыре из пяти отмычек, средняя отмычка лишняя. Вставьте отмычку в замочную скважину и поверните дверную ручку. Если отмычка шатается, значит, она установлена или не в том месте, или в неправильном положении. Чтобы убрать отмычку назад, нужно нажать на место в футляре, где она лежала.

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

2) Чем открыть дверь в квартиру Жака Эллуэна

Отмычками или молотком.

Необходимо осмотреть его дверь. Если вы еще не использовали отмычки, открывайте ими, если отмычек уже нет, то в "Орфее" на 1-м этаже около лифта должен появиться молоток (появляется после осмотра двери). Им нужно разбить стекло на двери Эллуэна.

3) Как попасть на 5-й этаж отеля

Поговорите с управляющим Пети. У вас есть возможность выбрать, кем представиться (детективом, репортером или страховым агентом).

Если вы скажете, что являетесь представителем страховой компании и готовы оплатить счет Уайтов, затем скажете о богатой американской клиентке, а затем - о том, что хотите осмотреть номер, Пети отведет вас наверх и покажет соседний с Уайтами номер 505.

Во всех остальных случаях (газетчик, детектив или вообще не разговаривать) Пети не даст вам пройти наверх. В холле должен появиться огромный чемодан. Попробуйте пройти наверх, но Гас прокомментирует, что управляющему это не понравится. Нужно залезть в чемодан, и коридорный затащит вас наверх (если вы не попытаетесь подняться по лестнице, Гас скажет, что не знает, какой этаж ему нужен). Дверь в номер Уайтов - направо по коридору, около сервировочного столика.

4) Чем открыть дверь номера Уайтов

Отмычками или пройти через номер 505.

5) Когда открыта дверь номера 505

Дверь в номер 505 открыта, если:

Вы еще не играли за Эллуэна, и вас туда привел Пети как страхового агента

Если вы уже играли за Эллуэна - в любом случае (вас привел Пети или вы попали наверх в чемодане). Более того, если вы осматривали номер Уайтов и что-то пропустили, во второй раз вы всегда можете пройти через эту дверь.

6) Чем открыть дверь между номерами 505 и 507 (номером Уайтов)

С помощью газеты (лежит на диване в холле у лестницы), египетского талисмана мадам Луазо (если вы еще не играли за Эллуэна) или карандашом (если уже играли).

В двери между номерами 505 и 507 с другой стороны торчит ключ. Вам нужна газета (под дверь) и что-то острое, чтобы вытолкнуть ключ.

7) Как получить египетский талисман мадам Луазо

Когда вы осмотрите дверь номера Уайтов и пойдете к лестнице, вас окликнет мадам Луазо, их соседка. Вы автоматически окажетесь в ее номере (Луазо выглядывает из своего номера, если вы перемещаетесь не по карте, а идете к лестнице).

Вежливо поговорите с ней о ясновидении и вашей работе художником, после чего та даст вам египетский талисман - длинную острую палку.

Во всех остальных случаях (если вы грубите мадам Луазо или не верите ей), она ничего вам не даст.

8) Как получить карандаш

Он появляется на стойке Пети, если вы уже играли за Жака Эллуэна и использовали отмычки.

9) Что искать в номере Уайтов

Загляните в камин и подберите обручальное кольцо Фей. Подойдите к кровати и подберите с ковра пахнущие эфиром осколки стекла. Войдите в ванную и осмотрите раковину со следами черной краски для волос.

Если вы сначала играли за Эллуэна, дополнительно нужно осмотреть окровавленную тумбочку около кровати и взять ключик около перевернутого бокала. Если вы еще не играли за Эллуэна, этот ключик будет лежать за плакатом "Бистро "Аламбик" в квартире Итонов.

10) Играем за Эллуэна

Итак, вы попали в квартиру Эллуэна. Осмотрите правые ящики стола. Прочитайте какой-нибудь документ, и в комнату войдет мать Эллуэна. Убедившись, что вы не сделаете зла ее сыну, она откроет люк в потолке, где прячется Эллуэн. Идите туда.

Эллуэн рассказывает Макферсону свою историю.

Его нанимает на работу банкир д"Альпен - двое мошенников по фамилии Итон украли из его дома какую-то старинную реликвию. На вашей карте появились новые локации - комиссариат, особняк д"Альпена и квартира Итонов.

Идите к Итонам. Что бы вы ни говорили, консьержка не пропустит вас внутрь. Поэтому, услышав крики играющих на улице детей, выйдите во двор и найдите у противоположной стены красный мячик. Бросьте его в цветочный горшок на подоконнике, и пока консьержка занята, идите наверх. Квартира Итонов - около лестницы.

Она состоит из гостиной и двух спален. Пройдите в гостиную и посмотрите на плакат на стене о бистро "Аламбик" - на вашей карте появится эта локация. Второй вариант узнать о бистро - поговорить с консьержкой о Монмартре.

Если вы уже были в номере Уайтов и разбили молотком стекло на двери Эллуэна, то нужно отвернуть левый нижний угол плаката и взять из-под него ключик. Если вы открыли дверь отмычками, ключик будет лежать в номере Уайтов на окровавленной тумбочке около кровати, и его сможет взять только Гас.

Посмотрите на тумбочку около плаката и возьмите с нее все документы - записки о Братстве и визитку доктора Кауфнера (когда вы их прочитаете, на вашей карте появится еще две локации). Идите в спальню, где все вещи разбросаны и перевернуты вверх дном, и возьмите с тумбочки билеты на пароход. Далее идите во вторую, убранную спальню и откройте шкаф.

Внутри стоит шкатулка, которую нужно открыть найденным ключиком. Внутри лежат американские паспорта на Итонов, письмо от Софии Блэйк для Фей Джонсон и рисунок Головы Бафомета. Если ключика у вас нет, сюда нужно не забыть вернуться, когда вы будете играть за Гаса Макферсона.

Важная деталь - письмо Софии написано на английском, который не знает Эллуэн, поэтому его можно прочитать только Гасом.

(Можете съездить к Кауфнеру - тот расскажет, что именно он привел Грейси Итон в Зал Братства и познакомил с д"Альпеном. В комиссариате Бовэ добавит, что д"Альпен ничего не заявлял о краже. Если съездить к д"Альпену, дверь будет закрыта.)

Идите в "Аламбик". Беренис расскажет, что Итоны здесь бывают и хорошо знакомы с Гюло. Попросите Беренис познакомить вас с Гюло - оказывается, он сейчас уехал на встречу с Итонами, вот только адрес ресторана она не знает.

Выяснить адрес ресторана можно двумя способами.

Подойдите к стойке. Слева лежит блокнот и карандаш. Почертите карандашом по листку, и в правом нижнем углу вы прочитаете адрес ресторана "У Александра".

Отправляйтесь в Зал Братства, и Дюмулен сообщит вам адрес "У Александра".

В ресторане поговорите с Тони Ману, и тот переправит вас в отель "Орфей", где Итоны зарегистрировались как Уайты.

Пообщайтесь с Пети, но тот в любом случае ничего не скажет. Когда Эллуэн отойдет от стойки, его схватит за плечо Мале и назначит встречу в кафе "Нантис". Идите в кафе к столику у окна. После разговора с Мале об Уайтах Эллуэн сядет их дожидаться. Когда те приедут в "Орфей", Эллуэн пойдет в их номер и увидит убийцу в маске.

В это время на чердак поднимется комиссар Лебрен и арестует Эллуэна. Гас Макферсон поймет, что Эллуэн не является убийцей и решит продолжить расследование.

3. День третий

К этому моменту вы должны осмотреть номер Уайтов и открыть шкатулку в квартире Итонов. Прочитайте письмо Софии Блэйк (в котором она нанимает Джонсонов, чтобы они разыскали Голову Бафомета), подойдите к телефону и позвоните ей. София назначит встречу в ресторане "У Александра" (как вариант: чтобы убедиться в том, что София лжет, можно дополнительно дать телеграмму в Нью-Йорк и навести справки о Софии Блэйк и Фей Джонсон. Позже вам придет телеграмма, что у Софии нет сестер).

София утверждает, что Голова Бафомета - фамильная реликвия мужа, которую у него выкрал д"Альпен, и она решила вернуть ее в память об умершем муже. София расскажет, что Уайты - это Джонсоны. Очевидно, они украли у д"Альпена Голову Бафомета, чтобы передать Софии, за что и поплатились жизнью.

Съездите к Эллуэну и поговорите с его матерью (ее дверь первая по коридору). Та даст ключ от сейфа (в нижнем правом ящике стола в кабинете Эллуэна). Внутри лежат записи Эллуэна. Вас должна заинтересовать информация о д"Альпене - Верховном Брате Ордена Розы и Креста и Кауфнере, друге банкира и члене Ордена. Заодно влезьте на чердак и заберите фонарь - он вам пригодится позже.

Отправляйтесь в особняк д"Альпена, но дверь закрыта, а в дверной замок нужно что-то вставить.

Съездите в Зал Братства, и из туманных объяснений Дюмулена станет понятно, что д"Альпен умер (или его убили), а главой Братства стал "брат К." Внутрь он вас не пропустит. Попасть в зал Братства можно двумя способами:

С помощью Беренис два раза подделать рекомендательное письмо - сначала дать ей письмо д"Альпена к Эллуэну о работе (Дюмулен его забракует), затем дать финансовый документ со стола в кабинете д"Альпена в его особняке (теперь Дюмулен вас пропустит)

Когда вы попадете в алхимическую лабораторию и изготовите эфир, подсунуть пузырек Дюмулену, и тот упадет в обморок.

Нужно поговорить об этом Братстве с мадам Луазо. Она объяснит, что для того чтобы попасть в Братство, необходимо поручительство одного из братьев. Также она подтвердит, что после смерти д"Альпена Кауфнер стал новым Верховным Братом.

Итак, задачи ясны: чтобы доказать невиновность Эллуэна и найти убийц Уайтов, нужно обязательно попасть в Братство, в особняк д"Альпена и в кабинет Кауфнера.

Загляните к Беренис в "Аламбик" - она стоит у стойки. После дежурного комплимента найдите диалог о поддельном письме для входа в Зал Братства, и Беренис согласится его изготовить.

Теперь все дороги ведут к Кауфнеру.

Дверь в кабинет Кауфнера закрыта двумя центральными решетками. Подойдите ближе к первой решетке и идите налево по коридору (наверху на углу стены будет табличка А-1 и D-1). Вы увидите закрытую решетку, а рядом с ней - нишу, в которой на стене висит рычаг (первоначально он должен быть опущен). Поднимите рычаг, и решетка откроется. Идите дальше до следующей решетки (угол В-2 и С-2) и в нише поднимите еще один рычаг. Дальше нужно поднять рычаги в секциях G-2 и D-2 и E-2 и F-1. Первая решетка у двери Кауфнера тоже поднимется. Войдите внутрь (в D-1).

Чтобы открыть вторую решетку у двери Кауфнера, вам нужно пройти в следующий коридор до указателя С-2 и D-2. Здесь рычаг необходимо опустить. Далее идите до угла Е-2 и В-1 и тоже опустите рычаг. Идите в центральную решетку (в D-1)- дверь кабинета Кауфнера открыта.

В кабинете откройте яйцо (на столе) и достаньте из него звуковой валик, который нужно прослушать на фонографе. Там же возьмите журнал доктора Кауфнера (я так и не смогла прочитать, что в нем было написано, несмотря на лицензию и патч). В правом ящике стола - картотека, заберите истории болезни д"Альпена и Грейси Итон (аналогично этот документ не читается). Осмотрите книжные шкафы и заберите из подставок три кристалла. Четвертый кристалл находится на тумбочке у двери рядом с часами. Эти кристаллы своей формой подозрительно похожи на замок двери особняка д"Альпена - нужно съездить к нему и проверить. Заодно прихватите монету на цепочке - а вдруг пригодится?

Съездите к Беренис, заберите у нее поддельное письмо и покажите его Дюмулену - тот ответит, что почерк на письме совершенно не похож на почерк д"Альпена. Кто же тогда нанял Эллуэна?

Отправляйтесь в "Орфей", потому что у мадам Луазо есть фонограф. Прослушайте запись - оказывается, Голова Бафомета всегда принадлежала д"Альпену, который добыл ее еще во времена тамплиеров (значит, София опять солгала). У Кауфнера и Грейси Итон была назначена встреча в особняке д"Альпена.

Пора к д"Альпену. Идите к двери особняка, нажмите на любой кристалл в инвентаре и приложите его к двери. Гас сам вставит кристаллы в замок, и дверь откроется.

Осмотрите зал - в нем есть две закрытые двери. Задерите голову и обратите внимание на активные точки над каждой дверью - астрологический символ и символ одной из четырех основных стихий (воды, воздуха, огня или земли). Запомните, какому символу какая стихия соответствует.

Поднимитесь на 2-й этаж. Идите по балкону и заглядывайте в двери. В спальне нет ничего интересного, а в кабинете на столе вы найдете финансовые документы д"Альпена. Не старайтесь сразу же прочитать этот документ, т.к. на этом месте непропатченная игра вылетит, а пропатченная покажет, что "этот документ не найден". Этот документ я смогла прочитать значительно позже, когда в игре наступил следующий день. Также со стола возьмите спички - пригодятся.

Вернитесь к Беренис в "Аламбик". Нажмите в инвентаре на финансовые документы д"Альпена (даже если внутри будет написано про "ненайденный документ"), потому что только после прочтения активируется диалог о втором поддельном письме. Пока Беренис его делает, пора вернуться к осмотру кабинета д"Альпена.

В центре кабинета стоит механизм с моделью Солнечной системы, но какой код нужно ввести? Выйдите в коридор и посмотрите на три витража на одной из стен - на них изображены этапы истории Ордена тамплиеров. Запишите даты с табличек под витражами. Заодно рассмотрите символы над каждой дверью. У вас должно получиться так: Марс - это огонь, Венера - вода, Юпитер - воздух, Сатурн - земля.

Вернитесь в кабинет и подойдите к механизму. Сюда нужно ввести три даты с витражей в формате "год-месяц-число" сверху вниз (в любом порядке):

Если все правильно, откроется тайный проход. Прежде, чем туда идти, осмотрите книжный шкаф справа от механизма (если стоять лицом к панели управления). На нижней полке вы должны найти диск.

Идите в алхимическую лабораторию. Найдите стол (справа от входа), на котором стоят разнообразные алхимические пузырьки. Около них кто-то забыл монету - это улика, которую нужно взять с собой.

Справа от пузырьков лежит оранжевый пергамент. Прочитайте его - очевидно, что вам сейчас предстоит создать эфир из четырех элементов. Т.к. вы видели четыре символа над дверями, из списка пузырьков вам нужно выбрать только четыре: Марс - сера (темно-красный), Юпитер - ляпис-лазурь (синий), Венера - зеленый коралл (зеленый), Сатурн - мандрагора (черный). Для простоты ориентируйтесь по символам, нарисованным на пузырьках.

Осмотрите четыре рисунка на столбах, поддерживающих свод лаборатории. Вы должны увидеть квадраты с изображениями стихий. В каждом квадрате нужно сложить все цифры или в столбце, или в ряду, или по диагонали. Для воздуха это будет 34, для воды - 175, для огня - 65, для земли - 15. Очевидно, это необходимое количество элемента.

Суммируя все полученные данные, у вас должно получиться так:

Огонь - Марс - сера (темно-красный) - 65

Вода - Венера - зеленый коралл (зеленый) - 175

Воздух - Юпитер - ляпис-лазурь (синий) - 34

Земля - Сатурн - мандрагора (черный) - 15

На столе лежат мерные ложечки в 1,5, 10, 25 и 50 единиц.

Засыпьте ингредиенты в колбу над горелкой так:

Темно-красный - 50, 10, 5

Зеленый - 50, 50, 50, 25

Синий - 25, 5, 1, 1, 1, 1

Черный - 10, 5

Подожгите свечу под колбой. Если все правильно, жидкость в колбе станет лилового цвета, а у вас в инвентаре окажется пузырек с эфиром.

Пройдите через лабораторию в большой зал, где лежит тело д"Альпена и сделайте фотографию трупа (вы его видели на заднем плане, когда готовили эфир). Вернитесь в лабораторию. В одной из ниш лежит книга, возле которой кто-то оставил нож. Это орудие убийства, возьмите его с собой.

Положите на книгу диск, который вы нашли в кабинете, и зажмите все защелки по бокам от кольца. Книга откроется.

На левой странице - подсказка: через три планеты Солнечной системы проходит кривая. Очевидно, эти планеты нужно выставить на дисках на правой странице книги. Обратите внимание, что планета A расположена на 1-й орбите от Солнца, планета D - на 3-й, планета N - на 5-й.

Посмотрите на правую страницу книги. Здесь можно двигать диски, чтобы в прорезях верхней защелки установить буквы, также можно менять цифры на левой и нижней защелках. Поставьте в прорези верхней защелки сверху вниз "A-D-N".

Левую защелку не трогайте.

На нижней защелке установите номера орбит, которые соответствуют планетам (т.к. N - внутренний диск, то цифра 5 должна быть сверху на орбите планеты N, D - посередине, значит, цифра 3 - посередине, и A - внешний диск, значит, 1 внизу). Итак, сверху вниз: 5-3-1.

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

Если все правильно, на правой странице книги появится фраза: "Но он не в силах был мне помешать присоединиться к тамплиерам". Начнется длинный ролик, где д"Альпен расскажет о своих реинкарнациях. После этого вы автоматически окажетесь дома у Гаса.

4. День четвертый

Под дверь подсунут письмо - похитили Софию Блэйк, выкуп - Голова Бафомета.

Вернитесь к Беренис за поддельным письмом. В ответ та расскажет, что Гюло тоже убили. В процессе длинного разговора (нужно проговорить абсолютно все диалоги) Беренис даст подсказку - осмотреть фреску в бистро. Гас покажет ей рисунок Головы Бафомета, и она расскажет, что недавно делала копию этой головы. Но как Голова Бафомета оказалась у Гюло? Заберите письмо для Дюмулена.

Идите направо мимо Беренис. В конце коридора на стене висит фреска. Возьмите свечу со стола (любую, можно даже незажженную), повернитесь направо и сделайте один шаг. Повернитесь к фреске - на ней в нижнем правом углу должна появиться активная точка. Возьмите свечу, зажмите левую кнопку мыши и очень медленно водите по фреске. Вам нужно найти 15 скрытых объектов, которые будут проявляться, когда вы подведете к ним мышку. Найденные объекты автоматически отмечаются в альбоме Гаса.

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

После этого соберите кусочки вот так:

Post Mortem - Прохождение


Post Mortem - Прохождение

На карте откроется новая локация - "Молитор".

Для тех, кто не справился, вот сейв после поездов.

Идите на новую локацию - это метро. Пройдите до противоположного конца перрона (где красные ворота) и спуститесь на левый путь. Гас пойдет в туннель, откуда навстречу вылетит поезд. Гас отскочит влево, выбьет плечом дверь и окажется в тайнике Гюло.

Здесь совершенно темно, поэтому в инвентаре нажмите на фонарь и спуститесь по лестнице (если вы не взяли фонарь на чердаке у Эллуэна, можно за ним вернуться). С одного из стеллажей возьмите Голову Бафомета. Развернитесь и найдите на полу ящик, на котором есть активная точка. Откройте его и возьмите вторую Голову Бафомета - эта настоящая голова, т.к. вы увидите ролик о реинкарнации д"Альпена.

Осталось посетить Зал Братства. Покажите поддельное письмо Дюмулену, и тот пропустит вас в Братство (как вариант, бросить во вредного дядьку пузырек с эфиром).

Через приемную пройдите в церковь и вперед до алтаря, где стоят три трона. Слева есть дверь в библиотеку. В одном из книжных шкафов нужно взять книжку по истории тамплиеров, в одной из витрин - старинную монету, а с центрального стола (со стороны входа) - книжку по нумизматике (не читается).

Теперь вы собрали все доказательства невиновности Эллуэна, и можно идти в полицию.

Поговорите с Бовэ, и тот пропустит вас к комиссару.

Сохраните игру.

Здесь важно правильно выбирать диалоги, чтобы предъявить Лебрену все доказательства. Если вы что-то не доделаете, можете получить неблагополучную концовку. Говорите уверенно и подкрепляйте свои реплики фактами.

1) Начните с того, что Уайты не Уайты. Покажите паспорта или обручальное кольцо и письмо Софии Блэйк

2) Покажите нож

3) Покажите пузырек с лиловым газом

4) Покажите фотографию мертвого д"Альпена

5) Покажите две монеты

После этого скажите, что "эти улики позволят доказать невиновность Эллуэна". Если доказательств достаточно, комиссар вызовет того на допрос.

Идите в особняк д"Альпена.

Поговорите с Кауфнером.

Если вы добились встречи Лебрена и Эллуэна, можно отдать или не отдавать Голову Бафомета Кауфнеру - герои останутся в живых. Если вы отдадите Голову, Гаса спасет Эллуэн, если разобьете, - Гас оглушит Кауфнера.

Если вы не освободили Эллуэна (или вообще не пошли в полицию) и отдадите голову Кауфнеру, герои погибнут.

Если вы не освободили Эллуэна (или вообще не пошли в полицию) и разбили Голову, Гас оглушит Кауфнера, и все герои останутся в живых.

Морг… Блеклый свет ламп… Человек в окровавленном халате… Тела умерших с бирками и невероятно едкий запах формалина. Первые ассоциации, которые всплывают в голове, когда мы слышим о человеке, профессия которого называется «патологоанатом».

Журналист новостей Запорожья «Время Z» решил проверить, какой он – «врач-патологоанатом» и отправился в одно патологоанатомическое бюро в Запорожье. Открыв дверь, мы увидели девушек в белых халатах с улыбкой на лице. Оказывается, это лаборанты, которые осматривают ткани под микроскопом и вовремя распознают какие-либо нарушения и заболевания человека.

Напомним, ранее мы рассмотрели , риски процедуры, цены и прочие подробности. Материал получился интересный.

… Нас встретил обаятельный человек, который с первой же секунды расположил к себе. Это был Владимир Михайлович Галич , клинический патологоанатом. Специалист был рад нашему приходу и сказал, что любит общаться с журналистами, и всегда открыт к диалогу. С этого момента завязался весьма увлекательный и интересный разговор.

- Это правда, что ваша работа связана исключительно с умершими людьми?
- Наша основная работа - прижизненные исследования. Изучаем ткани больных органов, чтобы выяснить, нет ли в них патологий. Такая необходимость возникает при планировании операции и дальнейшего лечения. Также мы занимаемся посмертным вскрытием умерших - «аутопсией». Если диагноз при жизни установить не удалось, то на вскрытии все становится видно. Кроме того, нужно выяснить, не стала ли ошибка в диагнозе причиной смерти, не допущены ли иные врачебные ошибки. Также исследование обязательно, если есть подозрение на инфекционное заболевание.

- Как происходит патологоанатомическое исследование (вскрытие)?
- Труп вскрывают, проводя разрез так, чтобы в наибольшей степени обнажить внутренние органы и в то же время обеспечить возможность полного восстановления внешнего вида тела. Иными словами, на тех частях тела, которые обычно не закрыты одеждой, не остаётся никаких следов вскрытия. Затем вынимаем органы и подробно проводим их исследование. После вскрытия все внутренности, начиная от языка и заканчивая кишечником, укладываются в тело, и разрез аккуратно зашивается. Специалисты приводят тело в порядок: моют, бреют, наносят грим и прочее. Стоит заметить, тщательная аутопсия предполагает не только осмотр невооружённым глазом, но исследование под микроскопом органов и тканей. Окончательный диагноз всегда основывается на данных микроскопии.

- Всех людей вскрывают после смерти?
- Если человек поступил в стационар, врачи его лечили или оперировали, и смерть наступила в больнице, то возникает необходимость юридического заключения о подтверждении смерти. Если же человек умирает дома и диагноз подтвержден, (например, долгое время болел раком, ему кололи наркотики…), то лечащие врачи имеют право выписать медицинское заключение о смерти. В этом случае можно обойтись без нашего исследования, потому что уже доказана причина летального исхода.

В случаях насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), при подозрении на нее, при внезапной и скоропостижной смерти, наступившей не в лечебном учреждении, в случаях, когда причина смерти не ясна, при сомнениях в правильности лечения умершего, производится судебно-медицинское вскрытие судебными медицинскими экспертами.

- Какие самые необычные истории случались у вас на работе?
- При вскрытии брюшной и грудной полостей осматривают их содержимое и взаиморасположение органов. Был случай, когда на вскрытии у человека обнаружили зеркальное расположение органов.

Справка Время Z:
Транспозиция внутренних органов (зеркальное расположение внутренних органов) – редкое врожденное состояние, в котором основные внутренние органы имеют зеркальное расположение по сравнению с их нормальным положением: верхушка сердца обращена вправо (сердце находится с правой стороны), печень расположена слева, желудок – справа.

- Как вы стали патологоанатомом? Это трудная профессия?
- Около 30 лет назад я окончил акушерское училище, после которого принимал роды. В это время продолжал учиться и по распределению попал в «патологоанатомию». Благодаря моему учителю, который меня многому научил, я получил хорошие знания в данной сфере. Мой наставник открыл мне глаза на нашу специальность, и я понял, что подобную работу кто-то должен выполнять. И этим человеком стану я. Для того, чтобы быть патологоанатомом, необходимо много знаний и труда, важно правильно определить диагноз под микроскопом. На нас возложена огромная ответственность. Убирая все психоэмоциональные факторы, я считаю, что моя работа для меня - это просто работа. Она также сложна, как работа журналиста, строителя, учителя и прочие.

- В вашей профессиональной сфере есть какие-то приметы, суеверия?
- Мы, в основном, реалисты и мало во что верим. Мы выполняем свою работу: «раскрыл, увидел». Самое главное - правильно трактовать и делать заключения. Ах да! Я всегда ношу на руке много браслетов, они являются моими оберегами. (Смеется).

- У вас есть любимые увлечения?
- Раньше я увлекался тяжелой музыкой. Любил слушать рок и посещал много концертов. С тех времен у меня осталось несколько флагов. Было время, я во всю включал колонки и слушал свой любимый рок. Можете представить, как дрожали стены от звука! Я так расслаблялся. Сейчас, вкусы немного изменились. В свободное время я слушаю классику и смотрю фильмы. Конечно же, единственное, что не поменялось – это моя любовь к девушкам. Я всегда люблю внимание к себе со стороны прекрасного пола.

Профессия, связанная со смертью людей сочетается с неистовым желанием жить и радоваться жизни. Патологоанатомы – спокойные люди, которые в отличие от других врачей, не видят страданий пациентов, не слышат стонов и не видят слез. За каждым направлением на исследование – судьба человека. В зависимости от поставленного диагноза зависит лечение больного, показания к предстоящей операции, ее объем. Представители данного рода деятельности спасают жизни живых людей и диагностируют причину смерти.

Оригинал взят у gastroscan в Интервью с патологоанатомом

Вокруг патологической анатомии существует множество мифов, «страшилок» и даже анекдотов. Многие считают, что эта профессия связана только со вскрытиями и работой в морге. Это совсем не так. Патологическая анатомия и патоморфология — специальности очень интеллектуальные и значимые непосредственно для лечебного процесса. Подробно об этом рассказывает Даниил Леонидович Ротин, заведующий отделением патологической анатомии МКНЦ ДЗМ, доктор медицинских наук, врач высшей категории, член Европейского общества патологов.

— Расскажите, чем занимается патанатомия?

— Слова «патологоанатом» врачи часто стараются избегать, потому что оно ассоциируется с аутопсийной работой, обывательским «резанием трупов». Патологоанатомическое отделение в современной медицине, в отличие от распространенного мнения, не так много занимается посмертными исследованиями. Установление причин смерти и диагноза является одной из задач патанатомии, но не является ни единственной, ни приоритетной, это не какое-то «супермастерство». Основное направление нашей деятельности — это прижизненная диагностика, поскольку еще согласно никем пока не отмененному приказу Минздрава СССР весь материал, удаленный во время хирургической операции или диагностической манипуляции, должен исследоваться на морфологическом уровне. Здесь принято разделять, в первую очередь, операционный материал. Например, желудок удален во время операции по поводу онкологического заболевания, необходимо гистологически верифицировать диагноз, установить стадию заболевания, посмотреть, какое количество лимфоузлов поражено, гистогенез опухоли и так далее. Данные, полученные патоморфологом, используются онкологами для ведения и лечения оперированного пациента.

Следующим направлением работы является диагностический материал — биопсии. Биопсия при гастроскопии, биопсия при гинекологических исследованиях, например, при исследовании шейки матки, биопсия кожи и так далее. Такие исследования верифицируют диагноз и влияют на дальнейшую тактику лечения, например, нужно ли лечение, в том числе оперативное, или нет. Подобных анализов в нашем отделении выполняется от 3 до 5 десятков каждый день. Именно на специалистах, выполняющих эти исследования, и лежит ответственность за жизнь пациентов, хотя наша «служба» вроде бы не видна. Все эти исследования остаются «за кадром», с пациентом общается лечащий врач, который на их основании определяет тактику лечения.

Высший пилотаж нашей работы — это консультации, которых сейчас становится все больше. Они нужны в тех случаях, когда пациент оперировался в другом месте, и/или есть сомнения в правильности поставленного диагноза. Нам приносят стекла с препаратами из других учреждений, и мы проводим повторное исследование. Уровень специалистов везде разный. В любом цивилизованном лечебном учреждении, в том числе и в нашем, существует практика перепроверять результаты гистологического исследования, а не просто доверять описаниям из других лабораторий. Допустим, поступает женщина с образованием в яичнике, лечилась ранее от рака желудка . Что это: второй рак или метастаз? Разные исследования могут показать разные результаты, а речь идет о судьбе пациентки. Вскрытия, конечно, происходят, но достаточно редко, поскольку причина смерти часто ясна. Вскрытие нужно, например, когда есть подозрения на то, что смерть была как-то связана с хирургическим вмешательством — операцией или реанимационным пособием.

— Расскажите о вашем отделении.
— У нас сейчас 2 объединенных отделения. К сожалению, когда я их принял, они оба были не особенно хорошо оснащены: несколько микроскопов, не очень новая красящая станция, проводящая система (с ее помощью кусочек ткани проводится через «батареи» специальных реактивов). Сейчас мы, наконец, ожидаем целый набор нового самого современного оборудования для гистологической лаборатории: новую красящую систему, иммуностейнер, новую проводящую систему, микроскопы, расходные материалы и так далее.

Я пришел сюда 10 месяцев назад. За это время нами начата работа по формированию штата заинтересованных сотрудников, проведены мероприятия, позволяющие эффективно организовать работу врачей и среднего медперсонала. Вообще я считаю, что мужчина после 40 лет должен брать на себя ответственность не только за свою жизнь и жизнь своей семьи, но и еще за кого-то, поэтому руководство отделением я рассматриваю как большую честь и ответственность. Мне также очень нравится, что на новом для меня месте есть все возможности заниматься научной деятельностью (в этом году я опубликовал уже 8 статей в престижных отечественных и зарубежных журналах), чему в большой степени способствует руководство в лице директора МКНЦ — талантливого хирурга и руководителя — профессора Игоря Евгеньевича Хатькова .

— Какие методы исследования в патологической анатомии?
— В первую очередь, это морфологические исследования — то, что видишь глазом, adoculus. Прежде всего, картина различается макроскопически. Далее следует гистологическое рутинное исследование — обычные гистологические окраски. Есть окраски на бактерии, на слизь, гистохимические дополнительные окраски (например, окраска по методу Ван Гизона, на железо по Перльсу, на мукополисахариду по Крейбергу и так далее).

— Как развивается патанотомия сегодня?
— К сожалению, сейчас наша область в целом по стране находится в довольно плачевном состоянии. Может, что-то поможет сделать программа модернизации. Большое значение имеет то, что люди не особо мотивированы, они очень мало знают о специальности. Даже многие врачи на патологическую анатомию смотрят обывательским взглядом. У нас за первые 6 месяцев 2014 года было всего 100 вскрытий на 5 штатных врачей. Это довольно-таки мало. Биопсийных же исследований за это же время было 80 тысяч (1 ставка по биопсиям — 4 тысяч исследований на одного врача за год), то есть специалистов явно не хватает.

Я связываю свои надежды с тем, что сейчас появилось большое количество талантливых молодых хирургов, эндоскопистов, онкологов и других специалистов, и они видят, что без качественной морфологии нельзя прийти ни к каким результатам — ни в науке, ни в клинической практике. Когда делается операция, нужно знать, если речь идет об онкологическом процессе, насколько глубоко и куда проросла опухоль, есть ли опухолевый очаг в краях резекции, определить клиническую стадию. Кстати, в определении стадии онкологического заболевания последнее слово остается за морфологом. Он вносит очень большой вклад по поводу гистогенеза, степени дифференцировки, количественной оценки, глубины процесса.

Начиная с 1990-х годов очень много талантливых людей после медицинских институтов двинулось получать дальнейшее образование в хирургию. Это очень романтичная специальность, насыщенная, всегда на виду, вокруг нее всегда был и будет положительный ореол. И те, кто имел талантливые руки (и голову), выдвинулись. Чуть позже такие специальности, как терапия, онкология, гастроэнторология, гепатология, также стали набирать талантливых молодых специалистов.

А патологическая анатомия на этом фоне не видна, ее нельзя или очень трудно романтизировать для несведущего человека. Я участвую в международных конгрессах с 2003 года, всегда есть сессия, посвященная проблемам специальности. И 12 лет назад, и сейчас на этих сессиях говорится о том, что представление о патологической анатомии у обывателя мифологизировано, часто демонизировано и никак не связано с тем, что происходит на самом деле. Если набрать в Google слово pathologist, выдается результат о какой-то металлической группе, а очень многие люди считают, что патологоанатом — это тот, кто занят исключительно тем, что «режет покойников» и выдает свидетельство о смерти.

Да, вскрытие — это нужно и достаточно интересно. Но на энергетическом уровне это имеет какой-то деструктивный «высасывающий» эффект, от этой работы довольно быстро наступает выгорание. Во-первых, нет нужной мотивации — человек уже умер. Найдешь ты причину и окажется, что не так лечили или что сделать ничего нельзя было, — и что дальше? Во-вторых, патологоанатомическая служба не является независимой, а сам патологоанатом не является «арбитром». Не секрет, что если не занимаешься наукой и не связываешься плотно и много с прижизненной диагностикой, то появляется некая безысходность, ведущая к эмоциональному, творческому и профессиональному выгоранию. К счастью, сейчас есть все возможности развиваться, поэтому я всегда поощряю молодых коллег к занятиям наукой.

— Если есть, как вы говорите, возможности развиваться, значит, есть какая-то положительная динамика?
— В любом случае, надеюсь, что становится лучше. Естественно, все развивается, идет вперед. В целом есть тенденция к повышению качества диагностики, имиджу патологоанатома, понемногу, не так быстро, как хотелось бы, но есть.

Роль патоморфолога возрастает, так как именно он определяет, по какому протоколу пойдет тактика ведения того или иного пациента. Есть проблема, что не хватает квалифицированных специалистов. И могу сказать, что в Европе не сильно опередили нас. Сейчас появилась возможность применять современные методы диагностики, такие как иммуногистохимия, и у нас это уже во многих лабораториях рутинная практика. Есть сейчас очень хорошие лаборатории и в стране, и в Москве, есть возможность работать, но нужно популяризировать профессию, специальность. Без поддержки «сверху» я не вижу другого способа привлекать людей, кроме как своим примером и личной энергией.

Я работал в хороших лабораториях «брендовых» мест — РОНЦ им. Н. Н. Блохина (где стал кандидатом наук), ЦНИКВИ им. В. Г. Короленко, НИИ НХ им. Н. Н. Бурденко (во время работы, где выполнил докторскую диссертацию). Сейчас мне посчастливилось возглавить отделение в созданном недавно центре — МКНЦ. На новом месте приходится решать новые задачи, ранее мне незнакомые — подбор и управление персоналом, организация работы и так далее. Не все получается всегда так, как хочется, но руководство мне доверяет и, что немаловажно, поощряет инициативы.

— В каком направлении, по-вашему, будет развиваться патанатомия?
— Хочется верить, что будет все хорошо. Сейчас во всем отечественном здравоохранении переходный период, сложно делать выводы, надо пробовать понять эту линию и действовать в соответствии с ней. Я не могу сказать, что мне не нравится то, что происходит. Другое дело, что я не все понимаю. Но чем больше я понимаю, тем более разумным и логичным мне это кажется.

Профессия поликлинического врача тоже не очень романтизирована и престижна, поэтому необходимо показывать молодым специалистам, что эта работа тоже важна. В поликлиниках, в принципе, тоже есть условия для работы. Это просто другая специальность, она требует других профессиональных качеств.

— Каким должен быть патологоанатом?
— Во-первых, он должен сочетать в себе постоянное желание совершенствоваться и учиться, не стесняться сказать, что знает не все. Как мне говорил мой отец (тоже, кстати, патологоанатом): «Страшно и стыдно не тогда, когда кто-то что-то не знает, а когда не хочет знать». Надо сочетать в себе желание знать и глубоко и широко, потому что не бывает патологоанатомов-гинекологов, патологоанатомов-онкологов и так далее. Надо знать все обо всем, но при этом какие-то вопросы надо знать углубленно, с учетом профиля учреждения, в котором ты работаешь.

Конечно, патологоанатом — это не тот человек, который сначала делает, а потом думает, тут мысль должна опережать действия. Хотя у нас бывают срочные ситуации, когда в течение 10 минут у операционного стола надо сказать, что делать, и надо определиться с тактикой.

Например, в нейрохирургии часто встречаются опухоли, это может быть опухоль или метастаз. Если это метастаз, то его будут стараться удалить полностью. Если это первичная опухоль, то операцию проводят более щадяще и экономно, потому что потом есть возможность для химио- и лучевой терапии. Другой пример: присылают край резекции на предмет того, есть опухоль или нет, можно ли завершать операцию и ушивать по этому краю или нет. Если я дам ответ «нет», а опухоль будет, то через несколько недель швы в месте роста опухоли разойдутся и произойдет катастрофа. Если я начну страховаться и скажу, что опухоль есть, а на самом деле ее нет, то удалят еще больше тканей, чем нужно, или даже целый орган.

Здесь подход должен быть диалектический и многоплановый: нужно смотреть и анализировать клинические данные и ситуацию — нередко вплоть до личностных качеств того, кто оперирует. Есть разные хирурги, присылающие материал для срочного исследования: кто-то любит подстраховаться, есть, напротив, более смелые. Также и в нашей специальности — существует 2 подхода в диагностике. Первый называется «либеральный», и он характерен для большинства врачей старой советской школы. Переводя на простой язык: «лучше перестраховаться».

Второй подход «консервативный»: если нет стопроцентных уверенности и признаков наличия опасного заболевания, лучше об этом не писать. Я долгое время, будучи все-таки воспитанником советской школы, придерживался первого подхода и не понимал, как можно руководствоваться вторым. Потом как-то я был на курсах в Италии, где мне очень доходчиво объяснили, что психически травмировать человека тогда, когда ты не уверен, совсем не полезно для сохранения его здоровья, которое заключается в психическом и физическом комфорте, качестве жизни.

Нужно все время балансировать между этими двумя подходами, это очень важное качество для патоморфолога. У него есть время подумать, и он должен очень тщательно все взвешивать. Тут нужно иметь как аналитическое, так и синтетическое, индуктивно-дедуктивное мышление, нужно уметь ставить вопрос: «Если причина не в этом, то в чем?».

— Судя по тому, что вы рассказываете, патологоанатом — это прямо Шерлок Холмс...
— В какой-то степени да. Конечно, масштаб другой. Но в целом те, кто много лет отдал своей специальности, и находят в этом удовольствие: раскрутить, посмотреть, что это такое. Мы все время думаем, обдумываем. Хирургу, например, я считаю, это не так нужно. Ему важно знать и быть уверенным в том, что он все сделал правильно. Если он начнет «копаться», а все ли он правильно сделал, не забыл ли чего, он дальше просто не сможет работать.

Патологоанатом же — это человек, который часто себя «ест». Бывает, через много лет вспоминаются случаи, и думаешь: «Ага! Там, оказывается, было вот это!». Это профессиональная привычка — постоянно все сравнивать, анализировать. Я помню, я был ординатором, мне дали случай, я посмотрел — у меня картина прямо отпечаталась. И только сейчас я понимаю, что это было и как это трактовать. Нельзя избавиться от своего прошлого, все это постоянно в голове держишь. Картины, от которых можно абстрагироваться и прийти к общему, — это черта характера, психической конституции, необходимой для патоморфолога.

— Среди патологоанатомов много женщин?
— Сейчас да, и это тоже мировая тенденция. Моя супруга, тоже патологоанатом, переписывалась с коллегой из Франции. Он жаловался, что у него много женщин в подчинении: у двух были маленькие дети, две находились в отпуске по уходу за ребенком, сложно с ними управляться и работать (Улыбается. )

— У вас в отделении проводят судмедэкспертизу?
— Нет, мы не занимаемся этим. Это совсем другая специальность. Несмотря на то, что вскрытия выглядят похожими со стороны у патологоанатомов и у судебных медиков, они отличаются. В судебной медицине больше необходимо установить причину смерти, поскольку часто смерть насильственная. Это можно определить сразу, а детально разбирать причину смерти в том случае, если она ненасильственная, не требуется.

Например, на заре своей карьеры я присутствовал на вскрытии у одного судмедэксперта. У умершей женщины болела голова, она принимала препарат типа парацетамола. Приняла около 30-40 таблеток, и у нее развился токсический гепатит, полностью разрушилась печень. На вскрытии было обнаружено кровоизлияние в мозг. Что послужило причиной смерти: печеночная недостаточность или отек мозга — это не особо интересовало судмедэксперта, поскольку он установил, что смерть была ненасильственная.

Работа патологоанатома, напротив, связана с лечебным процессом, это его финал. Секционный раздел связан с наиболее четкой формулировкой патологоанатомического диагноза. Он очень строго рубрифицирован и формализован, как то: основное заболевание, осложнение основного заболевания, сопутствующие заболевания. Эпикриз отражает, как развивалось заболевание, как оно протекало, какова была причина смерти. Патологоанатом сам проводит гистологическое исследование тканей трупа и исследует все изменения, которые вызывают подозрение.

— Как вы пришли в профессию?
— Это было достаточно тривиально. Я родился в семье врачей, мама — психиатр, папа — патологоанатом, поэтому я хотел быть как папа. Помню, как ходил на работу к нему, мне даже запахи лаборатории знакомы с тех пор. Я считаю, что это очень хорошо, особенно для мальчика, так как в подростковом возрасте большинство людей проходит через конфликт отцов и детей. У меня он, наверное, тоже был, однако не вырос в какой-то правополушарный или какой-либо еще бунт. Я считаю, что трудовые династии — это очень здорово. Правда, когда они перерастают в обычный протекционизм, это плохо.

— Ваша более узкая специализация — это онкология?
— Скажем так, это наиболее интересная для меня специализация. Работая в этом учреждении (МКНЦ), я понимаю, что патоморфология интересна и в других областях. В частности это различные гранулематозные поражения, инфекции, но я этого не касаюсь или касаюсь мало. У нас в центре очень интересная область — ВЗК (воспалительные заболевания кишечника). Когда возникают энтериты и колиты , они все протекают одинаково, но по своей сути это разные заболевания. То ли это язвенный колит , то ли это болезнь Крона , то ли это инфекционный колит, то ли лекарственный. Еще одну интересную, важную, но сложную область представляют диагностические пункционные биопсии печени при различных диффузных поражениях этого органа.

Сейчас стало понятно, что система TNN, применяемая в онкологии, это лучший прогностический признак, потому что Т1 очень сильно отличается от Т2, просто надо понять, что такое Т1 и Т2. Все это очень четко помогает различить разные стадии одной болезни. То есть методы диагностики онкологии хорошо экстраполировать на другие болезни. Это мышление из онкологии помогает, когда я смотрю на неопухолевые поражения других органов.

— Патанатомия касается трансплантологии?
— Да, конечно. К сожалению, после серии скандальных репортажей врачи до сих пор не могут прийти в себя и боятся, что их обвинят в трансплантации органов. Здесь, как и везде, очень низкий уровень информированности и много несведующих людей, падких на сенсации.

Трансплантология — это тоже один из интересных неонкологических аспектов в патологической анатомии. Например, возникла проблема с трансплантатом. Если это острое отторжение, то надо назначать иммуносупрессоры, чтобы его уменьшить. Если это какая-то инфекция в связи с применением иммунносупрессии, надо отменять иммуносупрессоры и давать антимикробные средства. Морфологически, могу заверить, даже для патологанатома, который много лет работал в этой области, но не сталкивался с этим, очень сложно отличить одно от другого.

— Можете вспомнить захватывающий случай из вашей практики?
— Не будет неправдой, если я скажу, что каждый день, проведенный мной в специальности, для меня захватывающий. Если же касаться случаев, «страшилок», типа того, что нашел во время вскрытия какие-то инструменты в теле, то я с таким за 17 с лишним лет работы не сталкивался. Вообще, это что связано со смертью — не «захватывающе», а очень грустно...

А вот в биопсийном материале было много приятных находок и открытий, это стимулировало к тому, чтобы развиваться. Несколько раз в других учреждениях ставился онкологический диагноз, а я не находил злокачественной опухоли, и люди буквально со слезами на глазах благодарили меня, и это лучшее вдохновение для специалиста моей профессии.

Работа покажется достаточно циничной, если со стороны наблюдать за человеком. В институте Склифосовского патанатомия и судебный морг были соединены. В те годы была еще программа «Дорожный патруль». Так вот, один мой коллега смотрел, что произошло, какие происшествия: аварии или убийства, а потом шел и сопоставлял, насколько сказанное по телевизору соответствовало реальности.

Каждый день происходит какой-то случай. Бывает, врачи могут перепутать, прислать что-то не то, приходится разбираться. Много курьезного... Хотя вообще работа врача серьезная, но можно и, наверное, следует относиться к ней с долей юмора.

Самый курьезный же для меня случай, пожалуй, это то, что я познакомился на работе со своей женой. Мы хоть сейчас в разных учреждениях работаем, часто приносим друг другу случаи, обсуждаем их, спорим и часто одергиваем друг друга, мол, хватит о работе говорить.