Виды слухов и их характеристика. Слухи и сплетни в массовых коммуникациях. Психология слухов. Психология сплетни По экспрессивности выделяют такие виды слухов как

Как правило, эффект от использования ложной информации, слухов, в манипулятивных целях носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока воздействие на аудиторию осуществляется в условиях дефицита информации. Использование слухов в пропагандистских акциях заключается в их планомерном воздействии на ум и чувства группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью.

Восприимчивость к слухам определяется тем, что они являются доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения.

Психологической основой для возникновения слухов является искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Характер искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками (их называют преддиспозиционные факторы), т.е. человек подсознательно настроен воспринимать именно то, что он ожидает. Кроме этого, искажение определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия, а также отношениями людей в процессе общения.

Кроме этого, к объективным причинам, способствующим появлению и распространения слухов, относят следующее:

ь ограничение оперативной памяти человека;

ь трудность в подборе точных семантических эквивалентов, обозначения предметов и событий, о которых идет речь;

ь отсутствие критичности к поступающей информации.

Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют:

ь отсутствие или дефицит информации по волнующим проблемам;

ь недостаточная оперативность, запаздывание в подаче информации.

За основу типологии слухов берут следующие характеристики: информационная и экспрессивная.

Информационная характеристика представляет объективную степень достоверности слуха. По информационной характеристике все слухи разделяют на:

ь абсолютно недостоверные слухи;

ь недостоверные слухи с элементами правдоподобности;

ь правдоподобные слухи;

ь достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Экспрессивная характеристика - общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми. По экспрессивной характеристике все слухи разделяют на:

ь слухи-желания - распространяемая информация имеет своей целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующим ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей;

ь слухи-пугала - эти слухи обычно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей, дезорганизуют целесообразную деятельность. Для возникновения этих слухов необходима социальная среда с преобладающими настроениями тревоги, страха и неуверенности;

ь разобщающие агрессивные слухи - вносят разлад во взаимоотношения людей, нарушают привычные социальные связи и организационно-структурные образования неприязнью, взаимным недоверием и ненавистью.

По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.).

Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.

Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Кинесические средства общения. Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты.

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;

жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – движения мышц лица. В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.

Поза положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Различают «закрытые» и «открытые» позы. Закрытые, когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Различают также позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя) и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку). Есть «наполеоновская» поза: а) стоя, когда руки скрещены на груди и б) сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка – стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» – при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка – при страдании.

Взгляд наиболее естественное средство невербального общения.

Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая составляющая речи – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.

С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении.

Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.

Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

Главная задача, паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении).

Пожатие прямой, не согнутой рукой – признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.

Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близости общающихся людей.

Пространство выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл. Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. proximity – близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди при общении (табл.).

Таблица

Дистанции общения, характерные для североамериканской культуры

Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» пишет, что дистанции одинаковы для человека среднеобеспеченного социального уровня независимо от того, где он проживает: в Северной Америке, Англии или Австралии.

Взаимоотношения людей осуществляются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чужим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому человеку. Если вы заставляете другого ждать, то тем самым вы заявляете о своем праве распоряжаться ситуацией.

По данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали - сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали.

Нисходящие коммуникации - коммуникации, направленные сверху вниз - от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации - коммуникации, направленные снизу вверх - от подчиненных к руководителю.

Горизонтальные коммуникации - коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Диагональные коммуникации - коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

Барьеры на пути эффективных коммуникаций. Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправитель.

Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения, называются коммуникационными барьерами.

Источники помех могут быть самыми различными.

Личностные барьеры - коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя.

Физические барьеры - коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

Семантические барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия.

Языковые барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования.



Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

Организационные барьеры - коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его.

Культурные барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Временные барьеры - коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

Нежелание делиться информацией. Обладание информацией - один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Успех коммуникации во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Причем необходимо не только слушать, но и слышать собеседника.

Потери информации в случае, если говорящий не ориентируется на собеседника, а лишь на себя, могут составлять от 50% до 80%. По некоторым оценкам руководитель затрачивает на слушание до 80% своего рабочего времени.

В то же время исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Важность и сложность этой проблемы привели к тому, что во многих странах мира курсы эффективного слушания стали одним из направлений повышения квалификации менеджеров.

Слушание - это сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры. Эффективное общение включает как понимание, так и необходимость быть понятым. У менеджера должно закрепиться осознанное желание слушать.

Коммуникационные сети. Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом. Совокупность каналов передачи или обмена информацией, связывающих несколько организационных единиц, образует коммуникационную сеть. В коммуникационной сети в процессе коммуникации происходит соединение определенным образом людей с помощью информационных потоков.

Сети могут быть открытыми и закрытыми.

Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел.

В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.

Слухи обычно классифицируются по трем параметрам:

Экспрессивному (в соответствии с эмоциональным состоянием, выраженным в содержании слуха, и особенностями эмоциональных реакций на него);

Информационному (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха);

По степени влияния на психику людей.

По экспрессивной характеристике выделяются : *

слухи-желания, в которых распространяемая информация имеет целью вызвать последующее разочарование по поводу несбывшихся ожиданий или деморализацию объекта воздействия (так, во время Первой мировой войны во Франции и Германии преднамеренно распространялись слухи о скором окончании войны, которые, естественно, не оправдались, что вызвало массовые проявления недовольства в этих странах); *

слухи-пугала, в которых распространяемая с их помощью информация имеет целью инициировать состояние тревоги, неуверенности у объекта воздействия (это могут быть слухи о создании сверхоружия, о нехватке продовольствия и т. д.); *

разобщающие агрессивные слухи, с помощью которых стремятся нарушить социальные связи, вызвать разлад во взаимоотношениях в среде конкретных людей.

По информационной характеристике выделяются: абсолютно недостоверные; недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные слухи.

По степени влияния на психику людей слухи делятся на: *

будоражащие общественное мнение в целом или в определенных группах людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения; *

вызывающие антиобщественное поведение определенных социальных групп; *

нарушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и вызывающие массовые беспорядки, панику и т. д.

Например, накануне каких-либо социальных катаклизмов часто появлявшиеся слухи о возможном голоде приводили к погромам магазинов.

Использование слухов требует большого искусства и осторожности, так как их содержание после начала распространения выходит из-под контроля. В ходе распространения содержание слухов зачастую подвергается изменениям, вплоть до приобретения противоположного смысла .

Рассмотрим подробно основные виды слухов.

Слух-желание отражает актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется.

Ярким примером социально-политических слухов такого рода являются упорно ходившие среди российского крестьянства в первой трети XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями. Так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (поэтому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д.

Судя по архивным данным, «запуск» подобных слухов осуществлялся властями сознательно и целенаправленно, для стимуляции и подкрепления патриотических настроений, в частности, для интенсификации воинского призыва. В распространении таких слухов значительную роль играли соответствующие государственные органы, в частности полиция и жандармерия.

Слухи-желания первоначально создают благодушное настроение аудитории. Между тем циркуляция слухов-желаний часто чревата разрушительными последствиями. Ведь чем больше ожидание, тем сильнее последующее разочарование. Такой прием был отработан специалистами вермахта и весьма успешно применялся в военных операциях.

Во время «странной войны» 1939-1940 годов, когда немецкие и англо-французские войска месяцами прозябали в окопах, не предпринимая никаких действий, немецкие агенты активно распространяли среди солдат противника сведения такого рода: «До Нового года в Германии произойдет революция»; «Скоро начнутся переговоры с немцами»... Последовавший вслед за этим немецкий танковый удар через территорию Бельгии в обход «линии Мажино» с выходом в тыл французских укреплений привел к панике ее защитников, и они капитулировали.

Зимой 1942 года, когда японские бомбардировщики стали достигать Калифорнии, противник распространял среди ее жителей слух: «Японцам не хватит бензина даже на 6 месяцев»... Цель состояла в том, чтобы вызвать разочарование по поводу несбывшихся надежд на прекращение бомбардировок и связанные с этим фрустрацию и деморализацию.

Образцом эффективного применения вермахтом слухов-желаний стала и подготовка к захвату Варшавы в сентябре 1939 года.

С началом военных действий в польской столице нарушилась регулярность выхода газет и радиопередач. Напряженный интерес к информации и ее дефицит создали идеальную почву для слухов, и немецким лазутчикам оставалось только придать им нужную направленность. «Наши (польские) войска давят на всех фронтах, уже_ приближаются к Кенигсбергу; немцы не готовы к войне, им не хватает боеприпасов, вместо авиационных бомб они используют стальные рельсы», - с энтузиазмом рассказывали друг другу горожане. Для подпитки этих слухов бомбардировщики действительно в ряде случаев сбрасывали фрагменты рельс: стальной предмет громко, как бомба, свистит при падении, пугает, но, конечно, не взрывается...

Охваченные эйфорией варшавяне не заботились о том, чтобы организовать помощь фронту или оборону города. Наконец, появление фашистских войск на таком фоне произвело шок, деморализовало население, которое в результате не оказало сопротивления .

А вот пример использования слухов американцами в Афганистане. Исходя из того, что определенная часть афганцев идет на нарушение запретов, если знает, что они не первые; был запущен

слух, что правительство выделило более 100 миллионов афгани в качестве вознаграждения за сдаваемые властям американские ракеты «стингер», И что уже более двадцати человек поменяли свои «стингеры» на миллион афгани. Через неделю появились желающие продать ракеты.

Слух-пугало несет в себе угрозу и вызывает выраженные негативные настроения и эмоциональное состояние страха и ужаса, отражающие некоторые актуальные, но крайне нежелательные ожидания аудитории, в которой слух возникает и распространяется.

Эмоционально слух питается такими эмоциями, как ненависть, страх и надежда. Не менее важной его составляющей могут стать суеверия людей. Приведем следующий пример использования слухов о войне с партизанами на Филиппинах.

Было установлено, что партизаны боятся вампиров. На эту тему усиленно распространялись слухи, а затем был подброшен труп повстанца, без крови и с двумя дырочками на шее. В результате партизаны покинули данный район.

Слухи-пугала активно эксплуатируются и в политике. В качестве таких слухов используются и анекдоты. Например, в ходе президентской избирательной кампании 1996 года в России распространялся такой анекдот.

Старушка несет большую сумку с солью, спичками, мылом и мукой. Сосед спрашивает: «Зачем столько?» Бабушка отвечает: «Так ведь коммунисты скоро к власти придут...» Сосед: «А сама за кого голосовать будешь?» На что старушка отвечает: «За них, касатиков, и буду».

Цель слуха и возникшего на его основе анекдота заключалась в том, чтобы высмеять сторонников Г. Зюганова и уменьшить их число. Цель была достигнута.

О политических анекдотах мы еще поговорим.

Самопроизвольно слухи-пугала возникают в периоды социального напряжения (стихийные бедствия, война, государственный переворот) и варьируются - от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула - грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

Подобные слухи периодически появляются в странах с дефицитной экономикой и дефицитом информации (в СССР это

было знакомо подавляющему большинству по личному опыту). Слухи могут возникать спонтанно или запускаться с провокационной целью, при обострении политической или экономической конкуренции, с приходом к власти нежелательного (противнику) правительства и т. д. Здесь опять-таки отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или нужные, но в чрезмерных количествах. В результате товары действительно исчезают или дорожают. Искусственно создававшийся в СССР дефицит тех или иных товаров позволял торговой мафии наживаться на этом.

Сведения о невероятной многочисленности монголо-татарских войск в период порабощения ими Руси - характерный результат использования слуха-пугала в военных целях.

В период коллективизации в СССР распространялся такой слух: всем жителям вместе с женами придется спать под одним большим одеялом. Через полвека и более аналогичный слух был зафиксирован в странах Ближнего Востока (Египет, Южный Йемен), в Афганистане и ряде других мусульманских стран с началом мероприятий по коллективизации.

Когда же в государствах с невысокой грамотностью населения приступали к кампании по массовой вакцинации детей, тотчас возникал слух о том, что на самом деле детей стерилизуют, дабы прекратить рост рождаемости (Мексика, 1974 год; Индия, 1975 год).

Последние три примера содержат признаки и слухов третьего типа - агрессивных. Так, слух о большом одеяле вызывал

не столько страх перед новой властью, сколько возмущение и злобу по отношению к ее представителям, презревшим священность семейного очага. Возбужденные слухами о стерилизации, родители не только препятствовали посещению детьми школ, но и в ряде случаев нападали на врачей и учителей. Перспектива вселения в собственный дом «неимущих соотечественников» вызывала у кого-то испуг, а у кого-то гнев в отношении социалистов.

Накануне распада СССР во многих (если не во всех) республиках возник один и тот же слух: мы кормим другие республики. Этот слух как нельзя лучше способствовал «параду суверенитетов», поскольку рождал надежду, что «самостийно» люди будут жить лучше.

Агрессивные слухи возникают там, где существует напряженность в отношениях между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия усиливают ненависть к какой-либо группе или личности. Актуализация манихейского мышления (зло имеет своей причиной дьявольский замысел, и главное - найти и покарать виновного) особенно характерна для религиозных культур.

Существует объяснение того, почему в России красивые женщины встречаются значительно чаще, чем в Западной Европе. Оказывается, в ХV-ХVI веках у католиков, и еще более у протестантов, было принято обвинять сексуально привлекательных девушек во всех стихийных и социальных бедствиях - массовом голоде, эпидемиях, наводнениях и т. Д., - которые случались тогда систематически.

Возбужденные толпы, науськиваемые клерикалами, топили несчастных красавиц в реках и волокли их к кострам, искореняя дьявольское семя, соблазна и греха. (Такие действия были снабжены и своего рода учебным пособием: в 1487 году издан знаменитый «Молот ведьм».) В позднем. Средневековье это явление носило массовый характер. Не исключено, что именно поэтому сегодня доля красивых женщин в славянских странах.заметно выше, чем в Западной Европе.

В роли антихристов, за терпимость к которым следовала Божья кара, выступали также инородцы и иноверцы, особенно

евреи, затем ученые, врачи. Агрессивные слухи, как правило, сопровождались расправами. По указанию церковников толпы выплескивали накопившееся напряжение, а это давало временное психологическое облегчение и надежду.

Факты появления агрессивных слухов при стихийных и антропогенных бедствиях многократно фиксировались и в Новое, и в Новейшее время, причем этому не мешало даже распространение материалистических воззрений.

В необычайно суровую зиму 1978-1979 годов Москва была наводнена не только слухами-пугалами (в машинах замерзает антифриз, в домах лопаются батареи, ожидается понижение температуры до -50 С, но бюро прогнозов запретили об этом сообщать...), но и разговорами о том, что небывалый мороз следствие применения американцами нового «климатического оружия». После Чернобыльской аварии (1986) впервые в СССР был зафиксирован слух о «жидомасонском заговоре». После страшного землетрясения в Армении (1988) много говорили о «геологическом оружии» .

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в це­лом.

Слухи это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологиче­ской нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» - явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996).

Виды слухов:

1. По достоверности :

а) абсолютно недостоверные;

б) недостоверные с элементами правдоподобия;

в) правдоподобные;

г) достоверные с элементами неправдоподобия.

2. По экспрессивности:

а) слух-желание;

б) пугающий слух;

в) агрессивный слух.

3. По происхождению:

а) стихийные;

б) умышленно сфабрикованные:

› первичные – изначально сфабрикованные слухи;

› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.

4. По силе влияния:

а) будоражащие групповое мнение;

б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;

в) разрушающие связи между лицами и группами.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции :

1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;

2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;

3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;

4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Факторы, способствующие распространению слухов :

1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов :

1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;

2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;



3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;

4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;

5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;

6) стремление выйти в лидеры;

7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов :

1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;

2) стремление спасаться вместе со всеми;

3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;

4) одобрение слуха большинством;

5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;

6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Последствия слухов:

1) рост напряженности;

2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

4) снижение работоспособности;

5) увеличение конфликтов

6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Профилактика слухов. Прикладные исследования и практический опыт в этой об­ласти позволили выработать ряд рекомендаций:

1) максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п.;

2) целенаправленное снижение значимости тех социальных объ­ектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозиру­ется возникновение слухов;

3) положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом);

4) выяснение подлинных причин возникновения слухов для повы­шения эффективности последующей разъяснительной ра­боты (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим со­бытиям более трезво и рационально);

5) выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.