Кто такие "пассионарные личности"

Пассионарий

Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

В контексте определение используется как предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти .

Источники

  • Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пассионарий" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 лидер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пассионарий - пассион арий, я … Русский орфографический словарь

    Я; м. и ж. Книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Энциклопедический словарь

    пассионарий - я; м. и ж.; книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Словарь многих выражений

    СФИНКС, или ПАССИОНАРИЙ - в Посвящениях малых в Каббале наименование пятой ступени космического посвящения. Этот человек еще не до конца понял и увидел свою космическую программу, но он уже явственно ощутил ее космическое происхождение и внутренне принял ее этику,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎ … Википедия

    Пассионарии в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде… … Википедия

Книги

  • Лев Гумилев: Судьба и идеи , Сергей Лавров. Книга посвящена драматичной судьбе и научному творчеству выдающегося отечественного историка, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилева. Центральную часть ее занимает работа президента…
  • Команданте Чавес. Его боялась Америка , Виктор Чернов. Смерть Чавеса вспыхнула над миром радугой его бессмертия. Он появился из магмы латиноамериканского континента. Он - слиток, родившийся из огненного вулкана. Он - индеец, в чьих жилах бушует…

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества - пассионариями - и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», - в материале T&P.

Пассионарность - это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.

Большинство поступков, совершаемых людьми, так или иначе продиктованы инстинктом самосохранения - личного или видового. Последний проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарий же ради своих целей готов жертвовать и собственной жизнью, и жизнями своего потомства, которое либо не рождается, либо остается без должного внимания. Жертвенность - высшее проявление пассионарности. Смерть ради достижения цели не пугает и не останавливает таких людей, она их даже как будто не волнует. В этом смысле такое свойство личности можно назвать антиинстинктом.

Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури - автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после - в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность - важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.

По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев

Пассионарии - это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.

Среди наглядных примеров пассионариев - Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д"Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» - не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.

Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, - так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.

Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность - бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.

По теории Льва Гумилева, пассионарностью обладают как отдельные личности, так и целые этносы (народы). Более того, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития таких групп людей, по его мнению, напрямую зависит от количества входящих в него пассионариев и, соответственно, общего уровня пассионарности данного этноса. «Пассионарная теория этногенеза» - главный труд ученого, который объясняет формы взаимодействия, достижения, упадок и смерть народов сменой фаз этногенеза. Лев Николаевич различал семь таких фаз:

Подъем - интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;

Акматика - временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;

Надлом - резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

Инерция - плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Обскурация - окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;

Регенерация - кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

Реликтовая фаза - завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и какую-либо историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос - существовать как памятник самому себе.

Как говорить:

Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным - человек или группа людей.

Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».

Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».

Идеи теории пассионарности Л.Н.Гумилева первоначально использовались для понимания процессов развития, становления, угасания и выживания этносов, а пассионарии - как необходимый потенциал для сохранения и возрождения этнических образований. Теория пассионарности опирается на биологические феномены, которые свойственны не только людям, но и животным. Поэтому пассионарии представлены автором как особи, обладающие повышенным уровнем энергии, которая направленно используется ими для процессов выживания.

В психологии теория пассионарности рассматривается как наука, в которой описана новая категория людей, обладающая чертами героической личности. Эти черты развиваются в процессе воспитания с опорой на повышенный потенциал активности ребенка, который направляется педагогами на социально значимые цели. С психолого-педагогической точки зрения, пассионарность - это комплекс социально ценных единство которых позволяет человеку проявить свою повышенную активность в деятельности, полезной как для общества, так и для личности.

1) Волевые качества. Теория пассионарности дает характеристику пассионарной личности как человеку с «длинной волей». И хотя цель зачастую остается иллюзорной, пассионарный человек под действием неодолимого стремления к деятельности, с легкостью преодолевает любые препятствия, которые встречаются на пути к достижению задуманного, находит способы и средства, позволяющие достигать цели.

2) Адаптивность. Пассионарная теория этногенеза предполагает, что пассионарный человек способен к завоеванию новых территорий, к их освоению и использованию. Поэтому он имеет высокий уровень приспособления к новым условиям, а также способность менять условия под себя, совершенствуя новую среду. Его способность к адаптации оценивается как сверхадаптация.

3) Жертвенность. Пассионарные лидеры проживают яркую, но короткую жизнь, т.к. готовы пожертвовать собой ради блага других людей. У них зачастую диагностируется склонность к риску, низкий уровень ценности собственной жизни в сочетании с переживанием страстности и импульсивности.

4) Агрессивность. Пассионарная теория в некоторых источниках именуется теорией агрессии, т.к. связана с завоеванием территорий, с ведением войн, революций, бунтов, мятежей. Пассионарии также обладают высоким уровнем агрессивности, т.к. являются полководцами, вождями, воинами. Но агрессивность для них является только средством для изменения ситуации, преломления пути развития этноса. Конечная цель определяется как конструктивная, т.е. направленная на создание новых, более комфортных условий жизни для социума.

5) Темперамент. Пассионарии характеризуются как люди активные от рождения, темпераментные, поэтому зачастую у них диагностируется холерический или сангвинический

6) Комплиментарность. Оценивается как положительная комплиментарность, т.е. проявляется как «созвучие» со своим народом. В своем этносе пассионарный человек чувствует себя не просто «своим» человеком, но и испытывает ответственность за всех членов общества. Комплиментарность первоначально проявляется в малых коллективах и тесно связана с адаптацией, т.е. при вхождении ребенка в новый коллектив, он воспринимает его членов как «своих», что и позволяет быстро привыкнуть к новым условиям.

Теория построена на описании ярких исторических личностей, которые смогли своего этноса, вывести его на новый уровень развития. Психологическая наука, проводя биографические исследования, смогла составить портрет пассионария с опорой на личностные качества и черты характера, присущие таким людям, что позволяет узнавать и распознавать пассионариев современности и направлять их деятельность в социально значимую деятельность.

Что такое пассионарность? Есть ли для нее место в нашем мире? И кто они – страстные люди нашего поколения? Попробуем рассказать об этом.

Слово пассионарность образовано от французского passioner, то есть увлекаться и разжигать страсть. В английском варианте passion - страсть, пыл, энтузиазм.

Сам концепт пассионарности появился благодаря Льву Николаевичу Гумилеву, советскому историку, этнологу и писателю. Перед тем как мы перейдем к современным пассионариям, было бы благоразумно поговорить о изначальной идее. Во многом потому, что мы адаптируем ее под новые условия и введем новые значения.

Изучая вопрос развития народов, в частности вопросы переселения населения, Гумилев пришел к идее, что помимо объективных факторов вроде пищи, воды и опасностей, присутствует нечто большое. Это нечто большее было определено как некая биохимическая энергия, которая двигает человека к высоким (первоначально казалось бы недостижимым целям) через непреодолимое желание к изменениям.

Переизбыток этой энергии в сознании отдельного человека и называется пассионарностью - способность менять судьбы целых народов. Эта теория, а ее полное название “Пассионарная теория этногенеза” не нашла всеобщего признания, а самого Гумилева неоднократно подвергали жесткой критике.

Как найти пассионария в истории? Это очень просто. Вы все они слышали о них в той или иной степени:

Это Наполеон Бонапарт, основной мотив поведения которого - жажда деятельности.

Александр Македонский, очевидная иррациональность действий которого объясняется крайней степенью выраженности у него честолюбия и гордости.

Неукротимый Чингисхан.

Луций Корнелий Сулла, человек невероятно тщеславный и завистливый.

Страстно убежденные Лютер и Кальвин.

Савонарола - итальянский монах и реформатор в 1494—1498 годах.

Иоанн Лейденский (вождь мюнстерских анабаптистов) и Жанна Д’ Арк.

Неистовый протопоп Аввакум.

Идущий на крайний риск Ганнибал.

“Любовник бранной славы" Карл ХII.

Со многими вы знакомы, но постарайтесь найти время и обновить свои знания. Например, начните с потрясающей и легкой для восприятия биографии Ганнибала под авторством Ричарда А. Габриэля . Так или иначе, у нас есть идея. И мы воспользуемся ей, чтобы обозначить современные тенденции.

Не сотвори себе кумира.

Современный мир - эпоха личностей, которые транслируют свои идеи на весь мир. Наверное, никто из вас не станет искать пассионариев в политике. И вы будете правы.

Давайте представим, что существует тенденция сокращения масштабов страстности. Если представить подобное развитие событий, то вам откроется новый мир современных страстных людей.

Вам станет более понятно, если мы возьмем не рамки народа или нации. Давайте остановимся на экономике? Например, на одной из корпораций?

В начале каждой из корпораций стояла пассионарная личность. Как мы знаем, пассионарность по Л.Н. Гумилеву - это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью, то есть пассионариев, где пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки,статуса-кво. Подобная деятельность расценивается пассионарной личностью ценнее собственной жизни, не говоря уже о жизни, счастье соплеменников и современников.

Пассионарность никак не связана с этикой и в равной степени приводит человека к преступлениям или подвигам, разрушению или созиданию и творчеству. Тем не менее, пассионарность полностью исключает равнодушие.

Вы никого не узнаете? Специально не будем приводить имен, чтобы вы могли подумать о каком-то своем примере. Так вам будет проще понять идею.

Они рядом с вами. Вы просто не думали о них так.

Сужая границы феномена, мы делаем картинку более четкой. Давайте будем выделять микроскопические в рамках мира контексты пассионарности, а потом найдем и самих микро-пассионариев.

Конечно, это не ваш сосед по подъезду. Но кто-то каждый день общался и общается с такими людьми. Защитник гражданских прав по имени Мартин Лютер Кинг - ярчайший пример недавнего прошлого. Его речь и жизнь - пример страсти и самопожертвования ради дела.

У меня есть мечта.

И не у Кинга одного. Посмотрите речь Кинга и речь маленькой девочки, которая, якобы, изменила сознание многих людей.

На самом деле нет. На наш скромный взгляд, такие яркие вспышки страсти и принадлежности высоким идеалам сгорают пронзительно быстро.

Микро-контекст экономики и технологии куда более живучий. Именно поэтому Элона Маска, создателя и владельца компании SpaceX, можно отнести к пассионариям.

Не к полноценным в изначальном их понимании, но как мы ранее обозначили:

Но это не делает их менее значимыми.

Состояние пассионарности инклюзивно - человек не становится героем для толпы, напротив, человек представлен как герой от толпы, поскольку большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее активность и потентность на том или ином промежутке времени и состояния развития общества.

Идея о “пассионариях” — изобретателях и творцах — более поздняя и не имеет достаточного подтверждения. Но и мы не настаиваем на ее исключительной правоте.

В своей основе, жизнь страстного человека определяет его окружение. Ему нужна поддержка неравнодушных людей, иначе он просто окажется в изоляции. Здорово, если есть поддержка близкого окружения. А что вы скажете, если его поддержкой станут 10 000 людей, которые по его просьбе поднимут руки. Или начнут повторять за ним слова. Или выполнят его просьбу?

По нашему скромному мнению, удельный вес пассионариев избыточен (что просто прекрасно) лишь в одном микроконтексте - это музыка. Одним из врожденных желаний страстного человека становится достижение гармонии. Не в том смысле, о котором вы привыкли говорить, используя это слово.

Слаженность противоположностей, единение многого и согласие несогласных звуков.

Именно музыка, по мнению пифагорейцев, несет в себе гармонию.

Вспомните себя на любом концерте. Перед вами стоит один человек, который взаимодействует с вами. Передает вам все свои идеи, а вы отвечаете ему согласием.

Если вы думали, что хоть один политик обладает подобной властью, властью, которая не принуждает, но убеждает быть подвластным, то вы ошибаетесь.Разве можно сравнить речь хоть одного политика или представителя народа с этим:

Вы можете себе представить эту безграничную власть в едином и страстном порыве быть единым целым через слова и звуки, смыслы и содержания. Кто из вас мысленно не ответил на слова "I still love you"? И все это настолько естественно, что нет сомнения в пассионарности музыки и ее величайших представителей. Оставим Меркьюри.

Приведем и другие примеры. Их не сравнить по силе проникновения и отдачи с примером выше, но все далее из разных стилей и направлений в музыке. И везде потрясающий отклик и чувство синергии. Вот, например, Джаред Лето. Пусть он не умеет петь в живую то, что написал. Но кто из вас откажет ему в пассионарности?

Вы думаете легко увлечь за собой тысячи людей каждый день?

Вот вам еще пример. Группа Alter Bridge c ее одним из самых запоминающихся выступлений. Что в нем особенного? Хотя бы то, что тысячи людей поют одновременно песню, которая была написана в честь умершей матери одного из гитаристов. Вы увидите здесь, как каждый из нас способен отдавать в единое мгновение по единой просьбе того, кому мы верим. Посмотрите на эмоции музыкантов.

Пример далее уже из области тяжелой музыки. Пропустите его, если это входит в конфликт с вашими музыкальными предпочтениями. Это совершенно опционально. Но здесь вы увидите все тоже самое, что говорит нам об отсутствии границ в музыке. Разве что к поп-культуре это не совсем относится. Нет никаких предубеждений - замечательный представитель музыкальной культуры, но он блекнет по сравнению с другими направлениями. Хотя это все субъективно.

Вы увидите искреннюю силу убеждать и слушать себя. Вы увидите пассионариев вокруг себя. Вы увидите как достаточно одного призыва, чтобы те, на кого обычно не обращают внимания, почувствовали себя живыми. Вы часто проходите мимо инвалидов в колясках. Возможно вы сопереживаете, но разве это сравнимо с тем, когда сотни людей поднимают их в колясках у себя над головами. И несут их к сцене, чтобы они смогли радоваться вместе со всеми.

Вы увидите себя более человечными, открытыми и сопереживающими.

И последний пример. Вы, наверное, помните, что в начале статьи мы приводили примеры пассионариев из истории. Многие из них были полководцами, для которых было жизненно необходимо повести людей за собой. Вдохновить их, убить страх. Теперь посмотрите видео ниже. Опять же предупредим, там будет тяжелая музыка. Вам нужен лишь один фрагмент c 4:30 по 4:55. Остальное можете не смотреть, если этот жанр не находит в вас отклика.

А теперь посмотрите любой голливудский исторический фильм. Про того же Александра. Или фильм Ридли Скотта "Гладиатор". Вы не находите разительного сходства? Давайте посмотрим отрывок из фильма "Храброе сердце":

Момент иступленных эмоций и ожиданий синергичного отклика в сердцах многих, накал всех страстей - вы просто не сможете остаться в стороне.

Насколько важно для вас это ощущение единого страстного порыва, который они создают, - решать вам. Просто вспомните об этом, когда в следующий раз что-то необъяснимое потребует у вас ответить громким криком в ответ человеку, который просто для вас поет.

Пассионарность - означает сверхэнергичность.

Пассионарий - это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.

«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше , чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система

«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

  • гордость,
  • тщеславие,
  • алчность,
  • жажда власти,
  • ревность.

«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия .

Ярко выраженные пассионарии:

  • Жанна д’Арк,
  • Коперник,
  • Сергий Радонежский,
  • патриарх Никон,
  • Ермак,
  • Пугачёв,
  • Суворов,
  • Сталин…

Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем . Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков . Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».