Высший гос орган в годы вов. Высшие органы государственной власти и управления в годы великой отечественной войны

(1941-1945)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
СССР. В этой обстановке функция обороны государства выдви-
нулась на первое место. С начала войны партийно-государствен-
ным руководством СССР была разработана программа мобили-
зации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу ее
был положен опыт Гражданской войны.


Одним из первых юридических документов, в котором бы
изложены положения этой программы, стала Директива СН
СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и совет-
ским организациям прифронтовых областей». Директива стала
программой превращения страны в единый военный лагерь, в хо-
де выполнения которой аппарат государственного управления
и система правоохранительных органов были приспособлены
к задачам и особенностям ведения войны.

Первоочередные усилия страны направлялись на развитие
и удовлетворение потребностей Вооруженных сил. Наиболее
важные области общественных отношений стали регулировать-
ся особыми законами военного времени.

Система управления страной кардинально перестраивается,
создаются чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня
1941 г. была образована Ставка Главного командования Воо-
руженных сил
(10 июля переименована в Ставку Верховного
главнокомандования).
В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного главноко-
мандования имела своих представителей на фронтах; ей подчи-
нялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки
были управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, кор-
пуса, дивизии, бригады.
В ходе войны было введено (1943)
деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и ге-
нералитет.
Были введены новые знаки различия, сходные с до-
революционными.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обо-
роны (ГКО)
во главе с И.В. Сталиным. Этот чрезвычайный
высший орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распо-
ряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тыс. постановлений, которые имели силу законов военного времени. К компетенции ГКО относились все ключевые вопросы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу, превращения ее в единый Военныйлагерь. Своего специального аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП(б), Совнаркома, отдельных наркоматов. Какого-либо документа, регламентировавшего порядок обсуждения, принятия и исполнения решений, разработано не было, но ГКО являлся оперативным, четко действовавшим органом. Процедурные вопросы его деятельности были сведены к минимуму, заседания проводились в любое время суток. Право


принятия окончательного решения принадлежало председате-
лю ГКО.

На местах ГКО представляли его уполномоченные. В боль-
шинстве ими были секретари ЦК ВКП(б) и компартий союзных
республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их замести-
тели. Масштабы и сроки деятельности уполномоченных опреде-
лялись характером выполнявшегося задания. При ГКО по мере
необходимости создавались различные комиссии, комитеты, бю-
ро, действовавшие, в зависимости от обстоятельств, временно
или постоянно. В числе постоянных органов было, например,
Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. для конт-
роля и координации работы всех наркоматов оборонной промыш-
ленности.

Транспортный комитет ГКО с февраля 1942 г. занимался ор-
ганизацией функционирования всей транспортной системы стра-
ны. В 1944 г. при ГКО был создан Особый комитет, который
занимался вопросами репарации (возмещение экономического
ущерба СССР за счет имущества побежденных государств).

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой
ГКО осуществлял через Ставку Верховного главнокомандующе-
го. Кроме того, представители ГКО выезжали в действующую
армию для оказания помощи в организации и обеспечении важ-
нейших битв и фронтовых операций. По решению ГКО во многих прифронтовых городах в целях мобилизации местных ресурсов для оказания помощи военному командованию и установления «строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» с лета-осени 1941 г. стали создаваться чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП(б), председателя облисполкома или горисполкома, начальника областного управления или горотдела НКВД и коменданта города. При
этом в распоряжение коменданта передавались войска НКВД,
милиция и добровольческие рабочие отряды. В общей сложности городские комитеты обороны были созданы в годы войны более чем в 60 городах и сыграли важную роль в организации отпора врагу, перестройки местной экономики в интересах фронта. Многие городские комитеты обороны продолжали существовать практически до конца войны, принимали энергичные меры по восстановлению жилого фонда, коммунального хозяйства, местной промышленности, обеспечению населения продовольствием. Образование ГКО и городских комитетов обороны не привело к упразднению конституционных органов государственной

власти - Советов депутатов трудящихся, которые продолжали
действовать (в некоторых случаях даже на территории, оккупи-
рованной немцами). Работая совместно с чрезвычайными орга-
нами военного времени и оказывая им всестороннюю помощь
и поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке про-
мышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспече-
нии нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонитель-
ных мероприятий. Деятельность Советов депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны отличалось особенностями: объем работы
значительно возрос, задачи усложнились, а депутатский состав
резко сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией
многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями
в тыл страны. Затруднен был своевременный созыв очередных
сессий Советов, сложнее стало использовать коллегиальные
формы работы. Для кворума требовалось только 2/3 депутатов,
имевшихся в наличии, иногда вместо сессий проводились рас-
ширенные заседания исполкомов (с активом). Избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти. Особенностью деятельности Советов депутатов трудящихся было еще и то, что наряду с осуществлением своих обычных конституционных полномочий они стали решать новые задачи, выдвинутые военным временем:

Развертывание военного производства;

Организация эвакуации, размещение и скорейший ввод
в строй эвакуированных предприятий;

Обеспечение и бытовое устройство госпиталей, семей
фронтовиков, инвалидов войны, сирот;

Строительство оборонительных сооружений.

За годы минувшей войны высший орган государственной власти страны - Верховный Совет СССР трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.) созывался на свои сессии, на которых решались вопросы военного государственного бюджета, ратифицировались международные договоры со странами антигитлеровской коалиции. В 1944 г. Верховный Совет СССР принял принципиально важные законы, расширявшие полномочия союзных республик; «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений» и «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Наркомата


обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный
комиссариат».

Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществ-
лять свои конституционные полномочия, а при необходимости
и отдельные полномочия Верховного Совета СССР.

В условиях войны значительно усилилась роль Совета народ-
ных комиссаров СССР, который проделал огромную работу, свя-
занную с эвакуацией промышленности, налаживанием чрезвычай-
ного порядка руководства экономикой страны, восстановлением
разрушенного войной народного хозяйства. Совнарком СССР стал
также организующим и контролирующим органом в процессе вы-
полнения постановлений ГКО.

Чрезвычайно важное значение в годы войны имела деятель-
ность СНК СССР по обеспечению общественного порядка, за-
щите интересов государства и охране прав граждан, в том числе
по обеспечению строгой дисциплины в тылу, по обеспечению
фронта всем необходимым.

Одним из первых правительственных правовых актов, давших
общее направление перестройке аппарата управления, было поста-
новление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г.

Наркомам предоставлялось право самостоятельно, не спраши-
вая на то разрешения правительства, распределять и перерас-
пределять материальные ресурсы между предприятиями, строй-
ками, восстанавливать разрушенные заводы и фабрики, жилые
дома за счет капиталовложений, внелимитных затрат, а при их
отсутствии - в счет себестоимости продукции. Обстоятельства военного времени вызвали необходимость создания ряда новых центральных органов отраслевого управления СССР. Так, вскоре после начала войны был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались
(временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов. 24 июня 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) при Совнаркоме СССР было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) для руководства работой средств массовой информации, а также деятельностью различных антифашистских общественных организаций (Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет и др.).


В августе 1943 г. при СНК СССР учрежден Комитет по вос-
становлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации. На комитет возлагалась координация деятельности
наркоматов и местных органов, контроль за выполнением реше-
ний правительства по восстановлению этих районов.

В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образо-
вал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, об-
щественным организациям, государственным предприятиям и уч-
реждениям СССР (ЧГК).

ЧГК собрала огромное количество документальных и вещест-
венных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свиде-
телей, более 4 млн актов о причиненном ущербе), которые были
использованы на процессе в Нюрнберге и других судебных за-
седаниях для наказания военных преступников и их пособников.

В республиках, краях и областях, городах, освобождаемых от
оккупантов, создавались соответствующие комиссии содейст-
вия ЧГК.

Как характерную особенность деятельности государственного
аппарата в условиях военного времени можно отметить совмеще-
ние должностей руководителей высших и центральных военных
органов управления и ряда гражданских наркоматов и ведомств.
Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР
И.В. Сталин одновременно являлся председателем Ставки Верхов-
ного главнокомандования, народным комиссаром обороны СССР,
Председателем СНК СССР, Председателем Государственного коми-
тета обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

С февраля 1942 г. начальник тыла Красной армии стал вы-
полнять обязанности наркома путей сообщения СССР, а началь-
ник связи Красной армии одновременно руководил Наркоматом
связи СССР. Раскрывая особенности государственного развития СССР
в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить
массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве
с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе-сентябре 1941 г. была упразднена автономная республика
немцев в Поволжье, а сами немцы - граждане СССР (более 1 млн человек) выселены в Казахстан. В 1943-1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев,


калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы
в административном порядке переселены в Казахстан, Кирги-
зию, Узбекистан.

В октябре 1944 г. Тувинская народная республика вошла в со-
став СССР на правах автономной области РСФСР.

В целом советский государственный аппарат оказался способ-
ным успешно функционировать в чрезвычайных условиях вой-
ны. Максимальная централизация руководства способствовала
превращению страны в единый военный лагерь, что в конечном
счете явилось одним из факторов, обеспечивших победу.

Особенности реорганизации управления
чрезвычайных органов власти
(1941-1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила
проведение некоторых организационных преобразований в целях
укрепления и централизации руководства органами внутренних
дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен-
них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо-
пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних
дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были
преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен-
ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры-
той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось
компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель-
ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на
«тайном» фронте, а также особенности деятельности органов
внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от
оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых
изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь
разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД
СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер-
кулов), а Государственный комитет обороны принял решение
о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз-
ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.


Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол-
нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое
руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по-
становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст-
вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами,
паникерами) была возложена на специальные формирования войск
НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск
охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ-
ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом
и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал
в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для
непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек-
тивность довоенных организационных форм построения совет-
ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо
существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим
органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР.
В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик
имелись управления милиции, их начальники одновременно яв-
лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные
обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про-
мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру-
гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар-
мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК


ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе
с другими правоохранительными органами обязывались вести
беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер-
сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо-
роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой-
ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива-
ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных
дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го-
ды войны стал институт ответственности по законам военного
времени, который характеризовался, прежде всего, усилением
уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях
преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально
важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении
лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня-
тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация
не отменяла и не приостанавливала действие советских законов,
поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления
в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто-
вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет-
ся уголовным законодательством союзной республики по месту
совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста-
новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой
территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от-
ступать, обороняться и при этом несла значительные потери
в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею-
щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих
советских вооруженных сил попали в плен, из них только
в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду
военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас-
порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия


противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций»
9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис-
торической обстановки, то требование в трудный для Родины
час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует
признать справедливым. В то же время вышеназванное поста-
новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы
«железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп-
ленные точными юридическими формулировками, приводили
нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от-
ветственность была распространена на членов семей военнослу-
жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением
законности.

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со- вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен- них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо- пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен- ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры- той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель- ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер- кулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз- ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол- нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по- становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст- вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ- ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек- тивность довоенных организационных форм построения совет- ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно яв- лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про- мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру- гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар- мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

hspace=12>С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК

Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер- сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо- роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой- ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива- ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го- ды войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня- тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто- вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет- ся уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста- новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от- ступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею- щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас- порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия

противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис- торической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное поста- новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп- ленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от- ветственность была распространена на членов семей военнослу- жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

Еще по теме Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941-1945):

  1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
  2. Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК - ГПУ - ОГПУ) и милиции
  3. § 3 Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. 8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Лекция 11.22. Реорганизация органов государственного управления на территории белорусских земель (середина 19 века)

1. Цель создания в 1944 г. Совета по делам религиозных культов
усиление идеологического и политического влияния партии на религиозные организации
сплочения народов разных религий в борьбе против фашизма
обеспечения поддержки зарубежной православной церкви в борьбе против Германии
исправления прежних ошибок в отношении церкви

2. ВКП (б) была переименована в КПСС на … съезде партии.
XX
XIX
XXII
XXY

3. Совет Министров появился в СССР в … году.
1946
1948
1953
1943

4. Постановления ГКО …
имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми органами управления
утверждались Президиумом Верховного Совета СССР
утверждались Советом Народных Комиссаров СССР
утверждались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР

5. ГКО возглавлял …
Г. К. Жуков
И. В. Сталин
К. Е. Ворошилов
С.К.Тимошенко

6. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны
Ставка Верховного Главнокомандования
Государственный Комитет обороны
Совет Народных Комиссаров.
Политбюро ЦК ВКП(б)

7. Главную роль в обеспечении победы над фашизмом сыграли …
ВКП(б)
ВЛКСМ
профсоюзы
женские организации

8. Чрезвычайные органы управления в годы Великой Отечественной войны
Государственный Комитет Обороны
Совет Министров СССР
Ставка Верховного Главнокомандования
Высший Военный Совет
Совет по эвакуации при СНК СССР
Главное управление тыла и должность начальника тыла РККА

9. Характерные черты системы управления в годы Великой Отечественной войны
централизацией управления в рамках ГКО
железной дисциплиной во всех звеньях управления
большей самостоятельностью местной власти
мобилизационными методами управления
отсутствием бюрократизма в принятии решений
отказом от выборных органов власти

10. Ставку Верховного Главнокомандования возглавлял …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
С. К. Тимошенко
А.М.Василевский

11. Основная причина переименования ВКП(б) в КПСС
объединение республиканских партийных организаций в единую партию
утрата какого-либо значения исторического раскола партии на меньшевиков и большевиков
намерение создать новый Интернационал коммунистических и левых партий
необходимость сплочения партии в результате роста оппозиционных настроений

12. От имени Советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 г. подписал …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К.К.Рокоссовский

13. Характерные черты системы управления в 1945-53 гг.
усиление культа личности Сталина
отказ от выборных органов власти
принятие Сталиным единоличных решений в сфере управления
устранение видных руководителей (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, М. Родионова и др.)
отставка В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Берии
преобладание командно-административных, мобилизационных методов управления

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра общей теории государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственного управления в России»

на тему: «Государственное управление в годы Великой Отечественной войны»

Выполнила студентка

Рябошапка А.В.

Группа ГМУ-П-З-41

Проверила:

к.п.н. Карсанова Е.С.

Одинцово 2009


ВВЕДЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4. ИЗДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.

История государственного управления России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости.

Государственное управление это сложное и многоплановое явление. Под государственным управлением понимают целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений).

Государство – важнейший институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.

Особое место в Истории государственного управления России занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны. В данной работе отражена система государственного управления в годы Великой Отечественной войны, подвергшаяся жесточайшей проверке на прочность. Эту проверку она выдержала ценой неимоверных усилий и жертв. Благодаря этому была сохранена целостность государства и его независимость.

1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим.

Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления.

Свою роль также сыграла чистка 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности.

В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны. В центральном аппарате и военных округах шла лихорадочная перестановка руководящего состава.

Перед Великой Отечественной войной советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. К 1939 году сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой. Политбюро приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске продукции военного назначения.

В мае 1940 года из-за упущений в управлении войсками в ходе советско-финской войны было принято решение о смене руководства Наркомата обороны.

Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР:

От 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»;

От 10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями».

Данные указы предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.

Угроза военного нападения заставила советское руководство усилить общесоюзные институты управления, централизовать властные полномочия в общесоюзных органах. Целями повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседал раз в неделю, а при необходимости и чаще.

Однако к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе войны.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами.

Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.

Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.

В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.

В июле 1941 года СНК принял Постановление «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.

При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть , Главснабуголь , Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти . Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО . В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах - отделы эвакуации, на железных дорогах - эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях . Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре - Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов : в сентябре 1941 г. - Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. - Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. созданы Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР , а при областных и краевых исполкомах - бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создано Главное управление по снабжению углем, в 1943 г. - Главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.

Уже в начале июля 1941 г. правительство приняло постановление, значительно расширявшее права народных комиссариатов в условиях военного времени . Им предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы, перераспределять капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных проектов и смет строительства, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся предприятий и т.п.

Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет).

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменялся институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны . Органами Ставки были Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.

В 1942 г. издан Боевой устав пехоты . С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941) Указом О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий. Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры - общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывалась в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе.

Командующие армиями и округами, военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела - общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка, расстрел применялся без судебного разбирательства.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов .