Почему мощи святых находятся за границей. Нетленные мощи и наглый обман (14 фото)

После распятия Иисуса Христа все люди разделились надвое. Те, кто верит в его последующее чудесное воскрешение, и те, кто не верит. Первым приходилось особенно нелегко: последователи Христа подвергались гонениям и нередко заканчивали жизнь мученически. Их пытали, отдавали на растерзание животным, сжигали. Тела этих святых, в каком бы они ни оказывались виде, старались сохранить. Считалось, что Святой Дух, который жил в них при жизни, остается там и после смерти.

Спустя время люди находили тому подтверждение. Приходя к захоронениям, останкам, они молились перед ними как перед живыми и получали ответ. Кто-то исцелялся после тяжелой болезни, кто-то обретал семью. До сих пор сохраненные в разные времена мощи святых подвижников хранятся с особыми почестями в храмах и монастырях, разбросанных по всему свету. Многие мощи были разделены на части и развезены по разным церквям для того, чтобы благодать, от них исходящая, множилась.

Как прикоснуться к святым мощам

Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.

Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.

Где хранятся мощи святых

Если вы еще только собираетесь отправиться в паломническое путешествие к месту хранения мощей того или иного святого, вот вам несколько географических подсказок.

Мощи Святой Матроны хранятся в Москве, в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря (улица Таганская, 58).

Мощи Святого Луки хранятся в городе Симферополе, в храме Святителя Луки на территории Свято-Троицкого монастыря.

Мощи Святого Георгия Победоносца хранятся в Италии, в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также часть мощей святого Георгия находится в Париже, в храме Сент-Шапель. Десница святого Георгия Победоносца находится в Греции на горе Афон в монастыре Ксенофонта.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Иоанновском монастыре.

Мощи Святой Великомученицы Варвары хранятся в Киеве, в соборе Святого князя Владимира.

Мощи Преподобных Киево-Печерских отцов хранятся в Республике Крым, в Топловском женском монастыре святой преподобномученицы Параскевы.

Мощи Святого Валентина хранятся в Львовская области, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции, на острове Корфу, в соборе Святого Спиридона Тримифунтского.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

(8 голосов : 4.5 из 5 )

Журнал Московской Патриархии

Павел ОСТРОВ

О почитании святых мощей. Проф. И. В. Попов

I. Что такое мощи

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке. В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» – сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости. В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» ( Канонизация святых. С. 297-298).
История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла – в виде костей ( Указ. соч. С. 35, прим.).
И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху». Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук – в Киевском Софийском соборе, челюсть – в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.
Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев. Составитель Жития святого Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2). Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
Итак, как в древней христианской, так и в Русской Церкви в одинаковой степени почитались мощи святых, сохранившиеся как в виде одних костей, так и с присохшею иногда к костям нетленною плотию.

II. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.
1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».
Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.
В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей…
2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви () говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно – состоящее из людей, другое – из небожителей…» Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3). В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая – над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик – его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой – в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».
3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», – читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.
Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти – такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: ). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: ); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: ).
Итак, несомненно, «само тело Христово, – как говорит святой , – было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.
Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: ). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: ), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, – говорит преподобный , – так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос – плотоносный Бог, а святые – богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский). Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: ), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: ), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: ). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: ). Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: ). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк , действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».
Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей – главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный , преподобный Нил Столбенский, святитель , и другие.
Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522-528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.

Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений – или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

С мощами угодников Божьих связано очень много необычных явлений и чудес. Эти факты разрушают обычное представление о материальном мире, указывая на превосходство над ним мира духовного. О наиболее невероятных из этих случаев мы и хотим поговорить.

«Христос воскресе!»: разговор с Киево-Печерскими святыми

Одним из уникальных явлений всего, не только православного, мира являются пещеры Киево-Печерской лавры. Созданные еще основателями монастыря, преподобными Антонием и Феодосием, в XI в. Ближние и Дальние пещеры сегодня совокупно содержат более 120 мощей святых угодников Божьих. В мире, пожалуй, нет другого такого места, где бы хранилось одновременно столько нетленных останков прославленных святых.

В пещерах также находятся мироточивые главы неизвестных святых. Главы помещены в специальные сосуды, и из них выделяется необъяснимого происхождения жидкое вещество — миро, обладающее целебными свойствами. Причем, когда головы мироточат, они становятся мягкими, словно воск.

Но не только количеством святынь могут похвалиться Лаврские пещеры. Случаются в них и другого рода православные чудеса. Некоторые из них описаны в «Киево-Печерском патерике» и связаны с именем преподобного Марка, подвизавшегося здесь. Его главным послушанием было копать в пещере могилы для новопреставленных подвижников, за что он впоследствии и получил прозвище Гробокопателя.

В «Патерике» упоминается несколько необычных явлений, когда умершие слушались Марка и выполняли его поручения. Например, одному из новопреставленных святых отцов он не успел вовремя выкопать могилу и попросил через другого монаха передать, чтобы умерший подождал. Тогда случилось невероятное: когда иноку передали просьбу Марка, мертвый воскрес и прожил еще один день.

Другой мертвец, которого положили в тесной могиле так, что не было возможности подойти к нему, чтобы обмазать тело маслом (елеем), по просьбе Марка Гробокопателя сам взял елей и облил себя им. Также описан случай, когда один из умерших братьев по слову того же Марка сам перелег в другую могилу, чтобы уступить место своему брату, которое полагалось тому по старшинству.

Сегодня уже мощи святого Марка Гробокопателя покоятся в знаменитых пещерах и являются предметом почитания. От преподобного сохранились не только нетленные останки, но и вериги, крест и прославившаяся шапка. Ее одевают после молебна на голову всем желающим, от чего часто происходят исцеления и другие чудеса.

В 1453 году в пещерах произошел еще один случай, который можно отнести к разряду невероятных. В праздник Воскресения Христова сюда зашел один священник по имени Дионисий. Переполненный радостью и желая разделить ее с преподобными, он воскликнул: «Сегодня Великий день, святые отцы: Христос воскресе!» Неожиданно весь сонм Печерских святых ясно ответил ему: «Воистину воскресе!» Дионисий был настолько поражен этим необычным явлением, что надолго потерял дар речи и остаток жизни провел в затворе.

Загадки Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря

Посоревноваться в известности с Лаврскими пещерами Киева могут разве что «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, которые также можно отнести к числу православных чудес. Они были открыты в 1392 году, за 80 лет до основания самой обители.

И произошло это так. Крестьянин из этой местности рубил деревья. Неожиданно одно из деревьев провалилось под гору, за ним еще несколько, и под ними открылся вход в пещеры. Согласно одному преданию, их основали бежавшие от крымских татар монахи из Киево-Печерского монастыря. Над входом обнаружили надпись: «Богом зданные пещеры». Позже один юродствующий пытался стереть эту надпись, но она всегда появлялась заново. Сегодня в этих пещерах покоятся многие мощи святых из монастырской братии.

Покоятся здесь и останки основателей монастыря: священника Иоанна Шестнака и его супруги Марии (в постриге — Васса). Когда последняя умерла, супруг похоронил ее при входе в пещеру, закопав гроб под землю. Однако на следующий день он обнаружил гроб на том же месте, но на поверхности. Заново отслужив панихиду, он вновь закопал гроб, но повторилось то же самое. Тогда он уразумел, что такова воля Божия.

С тех пор установилась традиция: гробы с умершими в пещерах никогда не закапывают, а оставляют их в специальных нишах — склепах. Но на этом необычные явления с мощами инокини Вассы не закончились. Когда в начале прошлого столетия какие-то злоумышленники попытались вскрыть гроб святой основательницы обители, им это не удалось: из гроба появился огонь и попалил их. Свидетельство этого посмертного чуда до сих пор можно увидеть на гробу преподобной Вассы — это следы от пожара.

Хоронят в Богом зданных пещерах не только монахов, но и некоторых мирян. Среди них есть даже известные предки Мусоргского, Пушкина и Кутузова. Всего насчитывается около десяти тысяч захоронений. Причем интересно, что какие-либо запахи тления здесь отсутствуют.

Посмертное чудо Александра Невского

Необычное явление произошло в 1263 году на отпевании благоверного князя Александра Невского, который перед смертью принял схиму с именем Алексий. В тот момент, когда ему должны были вложить разрешительную грамоту, он сам на глазах у всех присутствующих протянул руку и взял ее.

Интересно, что такое же чудо в точности повторилось спустя семь столетий, когда отпевали великого подвижника наших дней схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Причем знаменательно, что случилось это в храме в честь Александра Невского в Тбилиси накануне дня памяти благоверного князя 5 декабря 1992 года. В этом храме отец Виталий прослужил последние годы своей жизни. Реакция присутствующих на это необычное явление была зафиксирована при видеосъемке отпевания.

Почти живой: мощи святого Александра Свирского

Еще одним необъяснимым чудом являются нетленные останки преподобного Александра Свирского. Как известно, он был единственным из русских святых, кому было явление Святой Троицы. Преподобный долгие годы подвизался в затворничестве близ реки Свирь на рубеже XVI столетия. Мощи преподобного уникальны тем, что сохранились почти полностью нетленными, включая мягкие ткани, даже те участки лица, которые обычно истлевают в первую очередь.

Из стопы подвижника исходит благоуханное миро, на которое после второго обретения слетались пчелы. Это чудо было заснято на видеокамеры. Сегодня мощи преподобного находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.

Как Спиридон Тримифунтский перевернулся в гробу

Знамениты своими многочисленными чудесами и мощи святого Спиридона Тримифунтского. Они также отмечены почти полным нетлением. Часто раку с мощами святителя невозможно открыть: считается, что в это время он отсутствует здесь, так как помогает страждущим. О том же свидетельствуют и известные бархатные башмачки подвижника, которые ежегодно приходится менять, поскольку у них чудесным образом стаптывается подошва.

Но мы бы хотели рассказать и еще об одном православном чуде, свидетелем которого был Николай Гоголь, из чьих уст к нам и дошла эта история. Однажды писатель приезжал на поклонение мощам святителя Спиридона и видел следующее необычное явление.

Когда останки преподобного по традиции обносились вокруг города, среди присутствующих был один паломник из Англии, который усомнился в достоверности чуда. Он был уверен, что тело Тримифунтского чудотворца забальзамировано, в связи с чем на спине его обязательно должны быть надрезы.

Однако когда он подошел поближе к мощам, чтобы их рассмотреть, на глазах у всех останки святого сами поднялись в гробу и перевернулись, чтобы англичанин смог увериться, что никаких швов там нет. После этого мощи святого так же вернулись в свое прежнее положение на место.

Всплывающие мощи епископа Климента Римского

Еще одно уникальное посмертное чудо связано с именем святого Климента Римского, мученически погибшего во II веке. Его тело было выброшено в море с якорем на шее недалеко от Херсонеса. Однако каждый год в день памяти мученика имело место совершенно необычное явление: море расступалось на восемь дней, давая возможность людям подходить к мощам, и в каждый из этих дней здесь совершалась Литургия. Так продолжалось до тех пор, пока останки Климента не были чудесно обретены в IX веке равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

Афанасий Сидящий

В Благовещенском соборе Харькова находятся мощи святого Афанасия, Лубенского чудотворца, покоящиеся в необычном для нас положении — сидячем. В народе его за это так и прозвали: «Афанасий Сидящий». В чем же загадка такого необычного погребения? И как вообще мощи святителя оказались у нас?

Афанасий был патриархом Константинопольским. В 1694 году он возвращался через Украину из Москвы, куда ездил с личным поручением к царю. По дороге он сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре рядом с Лубнами на Полтавщине. Здесь он и был похоронен по тому обычаю, как погребают восточных патриархов, — сидя. Позже мощи святого были перевезены в Харьков, где прославились своими чудотворениями.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Одной из важнейших причинканонизации является превращение тела человека в мощи. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления

Мощи святых Матроны, Спиридона, Луки, Дмитрия Солунского и чудеса от них

В Православной Церкви за долгие века канонизировано множество святых в разных чинах. Прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные - обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления.


Одной из важнейших причин и немаловажным критерием канонизации является превращение тела человека в мощи.



Что такое мощи

Это большая святыня. Мощи представляют собой тело человека, от которого исходит множество доказанных чудес по свидетельствам людей. Сначала знамения случаются по молитве к еще не прославленному человеку - и оказывается, что он с Небес помогает, даруя исцеление, облегчение в трудных обстоятельствах и иную помощь. Затем тело эксгумируют, ставят в раку (ковчег для мощей в виде красиво сделанного гроба) и люди прикладываются (целуют) к самим мощам или ко стеклу гроба.
Так происходило с рядом святых. С некоторыми бывало и иначе: люди не знали или забывали, где могила святого, мощи чудесно обретали (внезапно находили) и уже найденные, они начинали творить чудеса.



Нетленные мощи

Интересно, что мощи могут быть нетленными - мощи, например, святого Александра Свирского и многих угодников Киево-Печерской лавры выглядят так, как будто эти люди уснули, - а могут оставаться в виде скелета с частью плоти (как мощи святого Сергия Радонежского или святителя Спиридона Тримифунтского), в виде только костей и черепа.


В Греции, на Афоне, например, традиционно очень почитают полностью, до костей истлевшие мощи. На Святой Горе Афон монахов хоронят на монастырском кладбище, затем через три года выкапывают, и если на костях умершего осталась плоть, о его упокоении усиленнее молятся.


Все это лишь традиции почитания, и самое важное - это свидетельства о помощи Божией и святых через мощи.


Многие миряне и даже духовенство могут не знать, как выглядят те или другие мощи - например, преподобного Сергия, они лежат под вышитым парчовым покровом. А некоторые мощи, например, преподобного Александра Свирского открыты и видны каждому



Многие мощи святых были «вскрыты» при советской власти. Безбожники хотели «доказать», что мощи - обман. Но главное в мощах не нетление, а те чудеса, которые происходит по молитвам перед ними к святым, великая помощь Божия через эти святыни.


Мощи святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу

Одни из древнейших мощей - мощи святителя Спиридона Трмифунтского. Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая Мирликийского. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается. В Москве хранится великая святыня, зримо показывающая посещение святым людей всего мира - башмачок с мощей святителя Спиридона.


Спиридон Тримифунтский жил в IV веке после Рождества Христова, был современником Николая Чудотворца. Однако во все последующие века он помогал людям с Небес.


Он родился в семье простых крестьян, но настолько любил Бога, любил молитву и сострадал нуждающимся людям, что стал священником, чтобы утешать всех, приходящих к нему. Жена его рано умерла, и на свою маленькую семью - себя и дочь Ирину - он работал сам. В то же время он был настолько хорошим священником, что люди просили его стать во главе духовенства города Тримифунт. До смерти он разводил скот и возделывал землю, чтобы прокормиться, а пожертвования на Церковь оставлял на строительство и храмов и раздавал нуждающимся. Он был словно отец для всех горожан, и когда не мог помочь сам - обращался к Богу. По его молитвам люди исцелялись, бедняки выходили из нужды, нескольких человек святитель даже воскресил молитвой.


Будучи прост душой, он совершил множество чудес, даже превратил змею в золото для одного разорившегося человека. Святой продолжается творить чудеса и все они имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр.


Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они - знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.


Необязательно ехать на Корфу, чтобы стать свидетелями чуда: в Покровском храме Данилова монастыря в Москве находится вышитая туфля с мощей святого, подаренная Русской Церкви митрополитом Элладским Нектарием в 2007 году.


Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.


    Прикоснуться к мощам великого чудотворца Спиридона Тримифунтского можно в церкви Воскресения Словущего в Москве. Здесь хранится частица мощей святителя и две его старинные иконы.


    В двух столицах России - Москве и Петербурге - есть храмы Спиридона Тримифунтского. Московский храм стоит в Брюсовом переулке, а петербургский храм - в Ораниенбауме. Кроме того, в Петербурге, на Васильевском острове есть часовня Спиридона Тримифунтского, где постоянно совершаются молебны с акафистом святому. Петербуржцы часто используют ее как ориентир и перевалочный пункт в паломничестве к Ксении Блаженной - ее мощи находятся совсем недалеко, на Смоленском кладбище, по прямой от Спиридоновой часовни.


    В Ялтинском поселке Кореиз и в Донецке рядом с храмами на пожертвования почитателей святого сооружены статуи Спиридона Тримифунтского.


День памяти святителя Спиридона Тримифунтского празднуют единожды в году – 25 декабря (12 декабря по старому стилю). Он выпадает на день зимнего солнцестояния: на Руси его называли «Спиридоновым поворотом».


В материальных трудностях, бедах с деньгами, проблемах с жильем молятся к святителю Спиридону Тримифунтскому - как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает


  • В нехватке денег;

  • При финансовом неблагополучии;

  • В поддержке бизнеса и торговли;

  • В аренде, поиске хорошей квартиры, продаже и приобретении жилья;

  • В работе, хорошей вакансии, трудоустройстве на достойную должность с хорошей зарплатой;

  • О мире, благополучии и материальном достатке;

  • О духовных нуждах - в тоске, отчаянии, невозможности преодолеть вредные привычки и зависимость.

Конечно, молитва ваша будет услышана вне зависимости от времени суток или вашего местопребывания, пола и возраста. Молитесь, даже если многие говорят вам, что проблема пустяковая: молитва никогда не приходит зря, вы призовете благодать Божию в свою жизнь. Лишь искренне обращаясь к святому, с верой и надеждой, вы узнаете, что такое молитва: даже научные исследования подтвердили, что при молитвенном обращении к Богу, Божией Матери и святым изменяются процессы, происходящие в мозгу. То есть молитва - коммуникация с незримыми Силами, Господь Сам ответит нам в нашем сердце.



Древние мироточивые мощи великомученика Дмитрия Солунского

Этого древнего святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле.


Будущий святой был сыном римского правителя греческого города Фессалоники, правившего во времена первых христиан и императора Максимиана - гонителя христиан. Святой получил пост градоправителя после смерти своего отца и сразу открыто исповедовал Христа, призывал своих горожан и друзей к жизни по вере Христовой - так было крещено множество людей. Император заключил его в темницу, а затем устроил гладиаторские представления, где заставлял христиан бороться с воинами-профессионалами. Однако по благословению и молитве святого Дмитрия Солунского один из христиан по имени Лий победил всех гладиаторов. Разгневанный император казнил его вместе со святым Димитрием: святой молился в темнице и был казнен путем пронзения несколькими копьями.


Тело святого было тайно похоронено христианами, а его окровавленная одежда и перстень сохранены. Верный слуга святого давал их для поклонения христианам - люди при прикосновении к этим святыням получали исцеления.


С признанием христианства как официальной религии Византийской империи мощи святого были обретены. Долгие века они источали благоуханное чудесное миро: ароматную жидкость, которая появляется на святых иконах и мощах. В храме, построенном буквально через несколько десятилетий после гибели святого, была устроена даже особая раковина для сбора мира. Только после завоевания Византии мусульманами и превращения Дмитриевского храма в мечеть, мощи прекратили источение мира, целебные свойства которого признавали даже иноверцы.


Частицы мощей и миро от великомученика находятся в разных странах, есть частица мощей святого и в России. Особо почитается она в Санкт-Петербурге: здесь, в Коломягах, находится храм Дмитрия Солунского, который никогда не закрывался и где хранится частица мощей святого.


  • Святому Дмитрию молятся как воину-защитнику, покровителю военных и мирных людей на войне: он помогает обрести терпение, мужество, смелость и отвагу.

  • Святой помогает в болезнях глаз, трудностях со зрением.

  • Икона Дмитрия Солунского помогает защитить дом и семью от недоброжелателей и злых воздействий.


Мощи преподобного Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в XVI веке, в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.


Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь. Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» - святыми мощами. Обе обители, основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей - «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.


С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей - Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.


Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро - благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).


Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного - у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля - день обретения мощей святого в XVII веке.


Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.


  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях - молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.

  • Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости - молитесь ему о смирении и мире.

  • Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.

  • Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь - о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.

  • Молятся ему и сами родители будущих монахов - о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.


Мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Этот святой официально канонизирован Церковью как святитель Лука Крымский, поскольку свой земной путь он закончил в сане епископа Симферопольского. Однако православные люди зовут его по фамилии: святитель Лука Войно-Ясенецкий. Это объясняется тем, что по сей день еще живы многие люди, знавшие святого лично и звавшие по фамилии, ведь епископ Лука был и врачом, и служителем Церкви.


Множество святых есть в Православной Церкви, но святитель Лука особо выделяется в их сонме. Подвиги его совершались совсем недавно - он скончался уже в 1960-х годах, он лечил раненых Великой Отечественной войне и, пожалуй, единственный из всех священников тогда мог не снимать рясы никогда, даже во время операция нося ее под халатом. Талант его как хирурга был признан даже советской властью, давшей ему, находившемуся в сане, Сталинскую премию - единственный и беспрецедентный случай за всю советскую историю. Впрочем, и епископ-хирург, пожалуй, существовал один во все века. Духовный талант епископа Луки - его святость - являла себя и в его архипастырском служении, и в его чудесах, совершаемых благодатью Божией.


После смерти святого множество людей вышло на улицы города, чтобы проводить его в последний путь. В то же время, власти пытались запретить «слишком массовые» похороны - а люди ложились под колеса разворачиваемого автобуса с гробом владыки, чтобы процессия прошла по основным улицам. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был обретены мощи святого, то есть вскрыта его гробница, а тело, ставшее нетленными чудотворными мощами, перенесено в серебряную раку - особый большой ковчег для мощей. Ее подарили святителю Луке и всем симферопольцам, чтущим память доброго архипастыря и целителя, клирики Православной Церкви Греции: в этой стране также как чудотворец почитается святой Лука Крымский.


Мощи пребывают в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. В обитель можно совершить паломничество, остановиться в монастыре, чтобы посещать богослужения некоторое время, исповедоваться и причаститься, исцелиться по молитвам к святителю перед его мощами. Также в Симферополе есть прекрасный памятник святителю Луке; его же именем назван медицинский университет.


Память святителя Луки отмечается всей Православной Церковью дважды в год:


  • 18 марта, в день преставления святителя ко Господу,

  • 11 июня, в день обретения мощей святителя Луки в Симферополе.

Многие истории чудесных исцелений ежегодно рассказывают люди в дни памяти святителя Луки. Особенно удивительны истории, когда молящимся кажется, что после молитвы во сне они… подвергаются умелой и четкой операции.


  • Есть несколько свидетельств, как после операции в видении люди исцелялись от ушных болезней, мигреней, опухолей.

  • Многие женщины излечивались от бесплодия по молитвам к святому, легко протекали беременность и роды.

  • Святителю Луке молятся об исцелении от глазных болезней, ведь сам он на склоне лет страдал от слепоты.

  • Как исповеднику веры, прошедшему через многие ссылки и тяготы тюрьмы, святому Луке Крымскому молятся о помощи в странствиях, укреплении веры среди жизненных тягот.

  • Просят его и об исцелении заболеваний, требующих хирургического вмешательства: есть множество свидетельств чудесных исцелений, когда казавшаяся злокачественной опухоль перерождалась в доброкачественную или исчезала.

  • Как человека, перенесшего тяготы вдовства, святителя Луку просят о мудрости и поддержек при смерти близких, в разводе, вдовстве.

  • По молитвам к святому исчезали кисты и грыжи, которые требовали срочного оперативного вмешательства, поэтому в случае появления таких образований нужно также молиться святителю Луке.


Мощи Матроны Московской

Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.


Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее - так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.


Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка - Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.


После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.


По традиционным меркам святая Матрона Московская была канонизирована вскоре после смерти - в 1999 году. Почитание святой Матроны благословила Церковь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 марта 1998 года были обретены ее святые мощи, которые находятся в Покровском монастыре Москвы и к которым ежедневно люди стоят в очереди, зная о чудесах от святыни. Матронушка была канонизирована в лике блаженных.


Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.


Дни празднования памяти святой блаженной Матроны - это дни, когда особо торжественно читаются молитвы ей за Литургией, поются молебны с акафистом:


  • 2 мая - день преставления ко Господу (смерти);

  • 8 марта в обычный год и 7 марта в високосный год - день обретения мощей;

  • последнее воскресение перед 8 сентября - в соборе Московских святых.

Блаженная Матрона, действительно, помогала и помогает в любых скорбях и нуждах. Сегодня ей молятся при самых разных бедах:


  • В трудностях с жильем,

  • Сложностях с деньгами,

  • В тяжести душевной, депрессии, скорби,

  • При семейных ссорах, расставаниях, распаде семьи,

  • При потере работы, сложностях трудоустройства и ссорах в коллективе,

  • В болезнях, при тяжелых заболеваниях или ранениях,

  • О здоровье и хорошем воспитании детей.

Молиться о помощи можно Матроне Московской:


  • у ее мощей в Покровском монастыре у Покровской заставы в Москве,

  • на Даниловом кладбище Москвы, где она была первоначально похоронена,

  • в любом храме вашего города около ее иконы - возможно, в образ будет вделана частица мощей блаженной,

  • дома перед иконой Матронушки или даже без нее, стоя у икон Спасителя и Божией Матери.

Известно, что существуют справочные сайты о святой Матроне, однако записки и комментарии в интернете не являются истинными письмами святой. Посещение храма монастыря, где пребывают мощи Матроны, станет вашим паломничеством, небольшим трудом в знак вашего желания быть услышанным.


Мощи святой находятся в Покровском монастыре у Покровской (Абельмановской) заставы в Москве. Это место также известно как храм или монастырь Матроны Московской на Таганке. Проехать к обители можно на наземном транспорте или на метро.


Есть традиция идти за помощью к Матронушке с цветами - живым приношением ей, свидетельством искренности вашей молитвы и любви к святой. Вы обязательно почувствуете, что Матрона Московская становится вам словно родной, как и для многих людей - вот почему ее называют ласково Матронушкой. В Покровском монастыре вокруг раки (гробницы) со святыми мощами блаженной всегда множество букетов живых цветов. Часто священники благословляют брать цветы, положенные другими людьми, тяжко страдающим и болящим как подарок от самой Матроны Московской.


  • Приобретите по возможности нечетное число роз - их святая любила при жизни, - положите у образа или у мощей.

  • Приобретите церковные свечи и перед образом блаженной в храме прочтите молитву по тексту ниже. Поговорите с ней, как с живой - так она просила сама.

  • Перед молитвой или после зажгите свечу от других свечей в подсвечнике, поставьте, перекреститесь дважды, поклонитесь и поцелуйте изображение святой в руку или край одежды, вновь перекреститесь и поклонитесь.

  • Можно приобрести в храме икону Матронушки для домашней молитвы и церковные свечи, которые вы будете зажигать во время молитвы дома. Сама Матронушка советовала приходить к ней и разговаривать, прося помочь. То есть вы можете просить святую о помощи своими словами, в любое время.

  • Еще одна традиция - писать записки святой. Их кладут у мощей или в любом храме за икону блаженной.

  • Пишите от души, пишите святой Матроне как своей бабушке или матери - как живой, ведь на Небесах она слышит каждого из нас.

Приходить - означает не только посещать мощи Матроны, но и мысленно приходить с молитвой к ней. Однако в составленных и благословленных Церковью молитвах есть полнота просьб - вы можете забыть еще о каких-то нуждах, а в молитве содержатся и просьбы, о которых вы даже не думали. Поэтому стоит читать церковные молитвы Матроне


Да хранит вас Господь молитвами всех святых!