Значение образования. Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни

Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

Образование

Социальная и личностная значимость образования

Одна из составляющих успешности человека в наше время - получение современного высококачественного образования , овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.

Что же понимается учеными под образованием ? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом - в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий - самообразования, поиска информации и ее осмысления.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллективом, от чувства товарищества и сотрудничества.

В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с людьми.

В России всегда ценились грамотные, образованные люди. Известная русская пословица, помещенная в словаре В. И. Даля, гласит: «Ученье - свет, неученье - тьма».

Во все времена учеба считалась занятием полезным и престижным. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусских городах, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках. В XVI веке при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М. В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год - год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.

Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце XVIII века при Екатерине Великой. Именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забирать из семьи на 10–12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».

В XIX веке увеличивается количество самых разнообразных учебных заведений: помимо Москвы, высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах - Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске; организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание - на теоретические знания или практический опыт, на гуманитарные дисциплины или точные науки, на воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов победил классический подход - наиболее важным было признано изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что важнее для развития человечества - технические или гуманитарные науки.

Однако в XIX веке образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди - крестьяне, рабочие - в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, они могли посещать церковно-приходские школы, где занятия вели полуграмотные дьяки.

Одними из главных проблем дореволюционной России считались «необразованность народа и ненародность образования». К началу ХХ века около 80 % населения России оставалось неграмотным. И только после Октябрьской революции 1917 года были предприняты решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа.

Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования: в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, отменены оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний - географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста - решая поставленную задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности: учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали - идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание в школах выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.

В 30-е годы все предыдущие эксперименты были признаны неудачными и обучение переведено на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней: дошкольное воспитание (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).

В 50-е годы в школах была введена обязательная трудовая подготовка и считалось необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. В конце 60-х годов было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.

Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; на конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование.

Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, при этом полное общее среднее образование является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (согласно Основному закону в России имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т. п.) и возможности самообразования (для этого есть общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).

В России существует система принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в нашей стране провозглашены следующие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы , которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;
  2. профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы образовательных учреждений в России:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4. учреждения дополнительного образования взрослых;
  5. специальные (коррекционные) для воспитанников с отклонениями в развитии;
  6. учреждения дополнительного образования;
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  8. учреждения дополнительного образования детей;
  9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Сегодня в нашей стране проводятся эксперименты по введению в старшей школе профильного образования и единого государственного экзамена (ЕГЭ), усиливается внимание к умению школьников на практике демонстрировать полученные теоретические знания, поощряется создание школьных парламентов и написание школьных конституций, делается акцент на пропаганду здорового образа жизни. В последние годы приняты важные поправки в Закон РФ «Об образовании». С 2009 года единый государственный экзамен становится обязательным. В 2007 году принята поправка о введении в стране обязательного среднего образования.

В последние годы для того, чтобы облегчить выпускнику основной школы выбор профиля обучения, в 9 классах вводятся предпрофильные курсы по выбору. Подобные курсы призваны помочь школьнику сориентироваться в своих предпочтениях, определить, какие предметы школьной программы ему более интересны, и, возможно, сделать выбор своей будущей профессии. По сути, по окончании основной школы выпускникам предстоит сделать первый сознательный выбор: куда пойти учиться дальше? Можно пойти в профессиональный колледж, получать начальное или среднее профессиональное образование. Можно поступить в старшую профильную школу, например в класс с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, таких как обществознание, право, литература, история. Можно пойти в класс с углубленным изучением литературы, русского и иностранного языков. Существуют также профильные классы физико-математической и естественно-научной направленности. Многие современные российские школьники как вариант получения полного среднего образования выбирают экстернат, позволяющий кратко, в модульной форме пройти программу средней школы (например, в течение одного года освоить программу 10–11 классов) и поступить в вуз.

В 2006 году в России стартовал инициированный В. В. Путиным комплексный Приоритетный национальный проект «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, поддержку творческих, эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением. «Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа. В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку. В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ.Тенденции в развитии современного образования: 1.Демократизация. 2.Рост продолжительности образования. 3.Непрерывность образования. 4.Гуманизация. 5.Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин. 6.Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее) – 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

  • II. Требования к результатам освоения ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • III. Организационный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования
  • III. Требования к структуре основной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

  • Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

    Общеобразовательное обучение

    Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

    К общеобразовательным программам относятся:

    1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
    2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
    3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

    Самообразование

    Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

    Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

    Функции образования и его ценность для общества

    Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

    1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
    2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

    Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

    Значение образования для человека

    Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

    • свободу и независимость;
    • стабильность существования;
    • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
    • успех в обществе, социальное одобрение;
    • власть, уважительное отношение окружающих.

    В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

    Есть такая пословица: «Век живи - век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

    Процесс обучения - система, изучением которой занимается особая наука - дидактика. В числе ее главных задач - закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и Процесс обучения как целостная система - это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

    Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

    Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа - это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность. И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.

    Понятие образования

    Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.

    В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.

    В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона , Аристотеля и Сократа . Подходы представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

    Высказывания об образовании и образованности в античности

    Подход к образованию и обучению

    Гераклит

    Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать .

    Сократ

    Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными .

    Платон

    Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой .

    Петроний

    Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя .

    Аристотель

    Корни образования горькие, но плоды сладкие .

    Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.

    Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт :

    1. Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
    2. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

    В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей .

    Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:

    Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта .

    В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

    Функции образования

    Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.

    Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых делят функции образования на две большие группы:

    1. Социальные
    2. Личностные

    Также в науке существует классификация , которая включает в себя следующие функции:

    1. Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
    2. Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
    3. Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
    4. Функция укрепления национальной безопасности.
    5. Функция укрепление демократического общества.

    Ступени образования в России

    Строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":

    Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .

    В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования . Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации

    Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

    В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.

    Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.

    Рисунок 3. Принципы образования

    Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.

    В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.

    После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.

    С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.

    Литература

    1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
    2. Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
    3. Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
    4. Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
    5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
    6. История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
    7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
    8. Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
    9. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    Значимость проблемного обучения в современном образовании.

    В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» и новой федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015, школа должна стать основным инструментом формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, динамичные, конструктивные и предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Люди, чувствующие ответственность за судьбу страны.

    Президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителями множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношения ученика и учителя.

    Каждый раз при подготовке к уроку учителю приходится решать задачи, направленные на поиск наиболее продуктивных методов обучения:

    • Как донести учебный материал до сознания учащихся?
    • Как ативизировать познавательную деятельность, чтобы дети смогли овладеть новыми знаниями, приобрести умения и навыки?
    • Как вызвать у учащихся интерес к обучению и превратить их знания в убеждения?
    • Как научить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, кто такого интереса не проявляет?

    Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сегодня бросают педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека, процесс обучения, и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

    При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают само- стоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

    При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

    Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.

    Цели создания проблемных ситуаций в процессе обучения:

    а) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

    б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

    в) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности.

    С пособы создания проблемных ситуаций:

    1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

    2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

    3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

    Пути создания проблемных ситуаций.

    1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Характер таких заданий может быть различен: анализ произведений, выполнение практических действий, наблюдение и др.

    2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность уча- щихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

    3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

    4. Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач.

    5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

    6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных.

    7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

    8. Использование межпредметных связей.

    9. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил.

    Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Проблемы возникают тогда, когда сложившееся положение дел противоречит потребностям общества или человека. Эти противоречия объективны. Некоторые из этих проблем, отобранные из современного знания, включаются в содержание обучения и превращаются в учебные проблемы. Различает проблему и учебную проблему то обстоятельство, что в проблеме поставленная ею задача, как правило, еще не решена, тогда как в учебной проблеме задача решена, известны способ ее решения и результат решения. Эти «способы» и «результаты» и должны узнать учащиеся.

    Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

    Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно видеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.