Исаак ермашев - сунь ят-сен. Сунь ят-сен

СУНЬ ЯТ-СЕН

(1866-1925) -выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель. И. В. Сталин характеризовал его как "организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства".

С. родился в зажиточной крестьянской семье недалеко от Кантона. Первоначальное образование он получил в миссионерской школе на Гавайских о-вах, а высшее (медицинское)-сначала в Кантонз, а потом в Гонконге. По окончании в 1892 медицинского института С. работал некоторое время врачом на о. Макао, но затем стал профессиональным революционером.

В 1894 С. основал на Гавайских о-вах среди китайских эмигрантов "Союз возрождения", ставивший целью свержение манчжурской династии. В 1895, после неудачи первого революционного выступления "Союза" в Кантоне, С. вынужден был эмигрировать. За границей С. продолжал революционную деятельность. В 1905 он организовал в Токио "Китайский союз единомышленников" (Чжунго Тунмынхуэй), программой которого стали выработанные С. "три народных принципа": 1) свержение власти чужеземной манчжурской династии ("национализм"), 2) установление народовластия ("демократизм") и 3) уравнительный передел земли ("народное благоденствие"). С. тогда ещё не предлагал вести непосредственную борьбу против иностранного империализма. Он питал иллюзии, что западные державы, в частности США, добровольно откажутся от своей политики захватов в Китае. Будучи в эмиграции, С. не раз безуспешно обращался к некоторым государственным деятелям США и Англии с призывом помочь китайскому народу освободиться от власти манчжурской династии.

Организованное Тунмынхуэем в октябре 1911 восстание в Учане послужило началом китайской революции. С. немедленно выехал на родину. В это время он посетил ряд европейских столиц, чтобы побудить державы отказаться от политической и финансовой поддержки манчжурской династии. В частности он вёл переговоры с правлением "Банковского консорциума четырёх держав" о приостановлении выплаты манчжурскому двору денег по заключённым ранее займам и добивался от английского правительства обещания нейтралитета в отношении начавшейся революции в Китае.

По прибытии в Шанхай С. 1. I 1912 был избран конференцией представителей восставших провинций на пост временного президента республики. Ï3 своём президентском манифесте С. обратился к державам с призывом признать республику и оказать ей поддержку. Но империалисты враждебно отнеслись к республиканцам. Обращение С. осталось без ответа. Только большевистская партия на происходившей в январе 1912 Пражской конференции приветствовала китайскую революцию. В принятой конференцией резолюции указывалось на необходимость противодействовать политике царского правительства, пытавшегося, как и другие империалистические державы, воспользоваться китайской революцией для дальнейшего закабаления Китая.

В феврале 1912 С, под давлением либеральной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции, вынужден был отказаться от президентства в пользу Юань Ши-кая (см.). С. сделал этот шаг также и потому, что опасался открытой интервенции империалистических держав, поддерживавших Юань Ши-кая; 25. VIII С. созвал съезд демократических и либеральных групп, который учредил партию гоминдан. Однако вскоре, когда Юань Ши-кай предпринял наступление против республиканских институтов, С. возглавил силы сопротивления. В 1913 С. стал во главе восстания, которое развернулось в Южном Китае против Юань Ши-кая. Хотя репрессии против республиканцев заставили С. эмигрировать, но Юань Ши-каю всё же пришлось отказаться от плана реставрации монархии.

По возвращении из эмиграции С. возглавил силы либерально-республиканской буржуазии Юга и в 1917 стал премьер-министром образовавшегося в Кантоне правительства. С. рассчитывал, что сможет добиться от держав признания своего правительства, созданного в противовес реакционному пекинскому кабинету северных милитаристов. Но надежды С. оказались тщетными. Отказ Парижской мирной конференции признать равноправие Китая и возвратить ему территорию Шаньдунского п-ова убедил С. в необходимости борьбы против империалистов.

Особенно большое влияние на формирование антиимпериалистических взглядов С. оказали Великая Октябрьская социалистическая революция и начавшаяся в Китае борьба масс против полуколониального режима. Уже в 1918 С. послал приветственную телеграмму В. И. Ленину. В 1920 в одном из своих официальных манифестов С. открыто обвинял империалистов в том, что они вмешиваются во внутренние дела Китая. Он отрицал право пекинского правительства представлять Китай на Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.) и объявил, что кантонское правительство не признаёт её решения действительными. В заявлении, разосланном всем делегациям на Вашингтонской конференции, С. требовал полной отмены полуколониального статута Китая.

В 1923, находясь в Шанхае, С. установил контакт с дипломатическими представителями СССР, которые в то время вели переговоры с пекинским правительством. Опубликованное 26. I 1923 коммюнике констатировало совпадение взглядов Советского правительства и С, стремившихся установить дружественные отношения между СССР и Китаем. С. правильно оценил политику СССР в отношении Внешней Монголии. Он заявил, что "не находит немедленную эвакуацию русских войск из Внешней Монголии ни настоятельно необходимой, ни соответствующей интересам Китая, особенно ввиду неспособности теперешнего пекинского правительства предотвратить возобновление, вследствие такой эвакуации, интриг и враждебных действий со стороны белогвардейцев против России..,"

В целях реорганизации партии гоминдан и армии С. пригласил в Кантон советских инструкторов и советников.

С этого времени С. проводил твёрдую политику сближения с СССР. В речи, произнесённой 31. XII 1923 на собрании молодёжи в Кантоне, С. сказал: "Отныне мы не смотрим больше на западные державы, наши взоры устремлены на Восток!"

После того как 5. X 1923 с помощью англо-американской дипломатии в Пекине президентом был избран Цао Кунь, С. потребовал от держав непризнания Цао Куня и признания кантонского правительства. Однако С. не получил ответа от дипломатического корпуса.

Стремясь укрепить свою финансовую базу, правительство С. осенью 1923 дважды через британского генерального консула в Кантоне обращалось к дипломатическому корпусу в Пекине с просьбой восстановить утвердившуюся с 1919 практику передачи кантонскому правительству 13,7% излишков таможенных доходов, остающихся после выплат по иностранным займам. Не получив ответа, С. 1. XII 1923 заявил, что кантонское правительство возьмёт в свои руки управление таможнями. Тогда Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Португалия провели 6. XII 1923 военно-морскую демонстрацию в водах Кантона и заняли своими войсками помещение кантонских таможен. С. выступил с протестом против провокационных действий держав и потребовал отвода иностранных военных кораблей. 12. XII 1923 дипломатический корпус ответил отказом. Ни к чему не привели и негодующая телеграмма С. "рабочему" правительству Макдональда и его послание к американскому народу. Однако борьба С. за независимость своей страны способствовала развитию антиимпериалистического движения во всём Китае. Его требования уничтожения неравноправных договоров становились общенациональными.

В этот период С. по-новому сформулировал свои "три принципа". "Национализм" означал требование освобождения Китая от империалистического гнёта. "Демократизм" и "народное благоденствие" стали развёрнутой программой борьбы против полуфеодального строя, а также против господства монополистического капитала в экономике страны. С. ориентировал свою партию гоминдан на союз с коммунистической партией Китая, на поддержку рабочего и крестьянского движения в стране и на союз Китая с СССР.

С. горячо приветствовал советско-китайское соглашение 1924 (см.). Британская дипломатия летом 1924 организовала в Кантоне реакционный мятеж. Когда же правительство С. приступило к ликвидации мятежа, английский генеральный консул предъявил С. ультиматум с угрозой подвергнуть Кантон бомбардировке, если правительственные войска откроют огонь по мятежникам. Несмотря на это давление империалистов, С. при активном участии китайской коммунистической партии ликвидировал мятеж и укрепил Кантон как базу антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае.

С. умер накануне китайской революции 1925-27. Перед смертью он написал письмо в ЦИК СССР и завещание гоминдану.

В письме Советскому Союзу С. писал: "Я твёрдо верю в неизменность поддержки, которую вы до сих пор оказывали моей стране. Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем, свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетённых народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку".

В завещании гоминдану С. требовал борьбы за осуществление его "трёх принципов" и проведения политики дружбы с СССР.

Однако гоминдан изменил заветам своего вождя. Реакционное руководство гоминдана превратило созданную С. партию в послушное орудие американских империалистов, стремившихся сделать Китай своей колонией.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТ-СЕН" в других словарях:

    - (в китайском литературном произношении Сунь И сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер демократ. Родился в… …

    - … Википедия

    - … Википедия

    - 孫逸仙 … Википедия

    СУНЬ ЯТСЕН - (в кит лит произношении СуньИсянь, др имена СуньЧжун шань, СуньВэнь). , кит полит. и обществ. деятель В 1892 окончил мед ин т в Сянгане (Гонконг), однако… … Российская педагогическая энциклопедия

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С ).

Тихвинский С.Л. Не был чужд утопизму (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971 ).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Сун Цин-лин (р. 1890. г. Шанхай), вдова Сунь Ят-сена.

Иосиф Сталин . ЦК РКП(б) - ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Письмо Сталина Чугунову (критика Сунь Ятсена), 9 апреля 1927 г.

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае . Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае . Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И. Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

сун ят-сен

Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 12.III.1925), кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. . в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию , предпринявшую 25 окт. 1895 в (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в ; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).На протяжении 1895-1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась Синьхайская , вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. . , относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в . 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30-40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D"Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912-1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против , и империалистич. сил (В. И. Ленин, и в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966).В КНР в 1957 вышла книга Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, 1961-63).Соч. Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. Избр. произв., М., 1964.Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.С. Л. Тихвинский. .

ВВЕДЕНИЕ

О Сунь Ят-сене (1866 - 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически его освободитель.

Так как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал, интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена, которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными, утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.

Сейчас мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время эта проблема как нельзя актуальна.

Отсюда цель работы - изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.

рассмотреть ключевые моменты его биографии;

проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.

На основе этих задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав. Хронологические рамки - годы жизни Сунь Ят-сена.

В работе использовался ряд книг, важнейшая из которых - «Завещание китайского революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов» Тихвинского С. Л. Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.

«Сунь Ят-сен - друг Советского Союза» Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен - друг Советского Союза. М., 1966. того же автора - краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984 год. Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 - 23. А «Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975. представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом фактическом материале.

БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА

Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами». Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.

До 1879 года Сунь Ят-сен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 - в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 - 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

народовластие (учреждение республики);

народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

На протяжении 1895 - 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь Ят-сен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Ши-кая.

В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ят-сен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ят-сен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу - столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью». Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен

провозгласил свои три основные политические установки - нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч - чжуншаньчжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в Нанкине - городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной. Правившая в Китае чужеземная маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Трудящиеся массы влачили нищенское существование. Империалистические державы хозяйничали в Китае, диктуя свою волю императорскому правительству.

Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета маньчжуро-китайских феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он прошел большой путь от сторонника реформ до бесстрашного революционера-борца. «Революционный демократ, полный благородства и героизма» - так характеризовал Сунь Ят-сена В. И. Ленин.

Сунь Ят-сен родился в 1866 г. на юге Китая, близ Гуанчжоу (Кантона), в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине.

Великая крестьянская война тайпинов была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. ст. «Тайпинское восстание»). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его, чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хотели, чтобы народ жил без страданий».

В тринадцатилетнем возрасте Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, где жил его старший брат. Там он окончил английскую школу. Сунь Ят-сен решил стать врачом, надеясь, что эта профессия поможет ему приносить пользу народу. В 1887 г. он поступил в медицинский институт в Гонконге (английская колония близ Гуанчжоу).

Годы учения в Гонконге явились для Сунь Ят-сена, по его выражению, «периодом революционных дискуссий». Сунь Ят-сен и его друзья - студенты вели горячие споры о способах преодоления вековой отсталости Китая и избавления его от иностранной зависимости.

В 1892 г. Сунь Ят-сен окончил институт с дипломом лучшего студента. Вскоре же началась и его политическая деятельность.

Сначала Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности, строительства железных дорог, школ, больниц. Но всесильный сановник Ли Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Эта неудача и поражение Китая в войне с Японией в-1894 - 1895 гг. убедили Сунь Ят-сена в том, что основным виновником всех бед и несчастий китайского народа являются маньчжурские феодалы, что спасение родины невозможно без свержения монархии, без революции.

В 1894 г. он создал «Союз возрождения Китая». Это была малочисленная тайная организация, которая разработала такой план: внезапным нападением овладеть городской крепостью вГуанчжоу и провозгласить власть маньчжуров в Китае низложенной. Восстание было намечено на 26 октября 1895 г. Заговорщики ожидали, что после захвата крепости армия и народ перейдут на их сторону и восстание охватит всю страну.

Однако заговор был раскрыт. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены, многие брошены в тюрьмы, а сам он с трудом спасся и бежал за границу. Но и вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне агенты маньчжурского правительства обманом завлекли его в китайское посольство. Был приготовлен пароход, чтобы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его ждала жестокая расправа. Дело, однако, получило огласку, и Сунь Ятсена пришлось освободить. Он уехал в Японию.

В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал более массовую, чем «Союз возрождения», организацию «Китайский революционный объединенный союз». Программой «Объединенного союза» стали разработанные им «три народных принципа»: национализм (свержение маньчжурской монархии и замена ее китайским правительством), народовластие (создание республиканского строя в Китае) и народное благосостояние (улучшение жизни народных масс).

«Объединенный союз» организовал ряд вооруженных восстаний в Китае. Хотя эти восстания были подавлены, однако они сыграли большую роль в подготовке революции 1911 - 1913 гг. В октябре 1911 г. под руководством «Объединенного союза» началась буржуазная революция, которая привела к низвержению маньчжурской династии и созданию Китайской республики. В декабре 1911 г. Сунь Ят-сен возвратился на родину и был встречен в Шанхае ликующей толпой народа. Через четыре дня он был избран временным президентом республики.

Руководимое Сунь Ят-сеном правительство в Нанкине впервые в истории Китая провозгласило демократические свободы, предоставило избирательное право женщинам, боролось с вредными обычаями прошлого: были запрещены купля-продажа рабов и обычай бинтования ног девочкам, строжайше запрещалось курение опиума. Но Сунь Ят-сен недолго оставался президентом. Под давлением иностранных империалистов и внутренней реакции он был вынужден отказаться от этого поста в пользу реакционера генерала Юань Ши-кая.

В 1912 г. вместо распущенного после падения Цинской династии «Объединенного союза» Сунь Ят-сен создал партию Гоминьдан (Национальная партия), выступавшую за утверждение в- Китае буржуазно-демократического строя. Юань Ши-кай, получив пост президента, стремился установить в стране свою единоличную диктатуру, намереваясь восстановить монархию и провозгласить себя новым императором. Сунь Ят-сен в 1913 г. встал на путь открытой борьбы с ним. Сторонники Сунь Ят-сена подняли восстание, но потерпели поражение, и сам Сунь Ят-сен вынужден был вновь покинуть Китай.

В 1916 г., после смерти Юань Ши-кая, Сунь Ят-сен получил возможность возвратиться на родину и возглавил южное правительство в Гуанчжоу, которое пыталось бороться с правительством помещиков и генералов в Пекине.

Сунь Ят-сен горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал восхищение героической борьбой народных масс России и надежду, что «революционные партии Китая и России сплотятся воедино и будут вести совместную борьбу». Сунь Ят-сен питал горячие симпатии к Советской России и высоко ценил поддержку, оказываемую ею китайскому народу.

В 1923 г. Сунь Ят-сен послал в Москву партийно-военную делегацию для изучения революционного опыта Советской России. По его просьбе в Гуанчжоу были направлены старый большевик М. М. Бородин в качестве политического советника и видный советский полководец В. К. Блюхер с группой военных специалистов для оказания помощи в создании вооруженных сил китайской революции.

В конце 1923 - начале 1924 г. Сунь Ят-сен реорганизовал Гоминьдан, чтобы придать партии подлинно революционный и массовый характер. В Гоминьдан вступили китайские коммунисты (сохранив самостоятельность своей партии). В результате Гоминьдан стал партией единого революционного фронта рабочих, крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. В основу ее политической программы были положены «три народных принципа», переосмысленные Сунь Ят-сеном под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Принцип национализма стал означать борьбу за свержение гнета иностранного империализма в Китае и установление равенства всех национальностей страны; принцип народовластия - призыв к созданию такого правительства, которое обеспечило бы демократические права и свободы широким народным массам; принцип народного благосостояния - требование наделения землей безземельных и малоземельных крестьян («каждому пахарю - свое поле»), улучшение условий труда рабочих и ограничение деятельности крупных капиталистов. «Три народных принципа» Сунь Ят-сен в 1924 г. дополнил «тремя основными политическими установками»: нерушимый союз с СССР, союз с Коммунистической партией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Благодаря поддержке широких народных масс и активной помощи Советского Союза на юге Китая была создана и укреплена революционная опорная база и заложена основа для дальнейшего победоносного развития китайской демократической революции.

Сунь Ят-сен не дожил до победы китайской революции. В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР: «Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Идти «рука об руку» с Советским Союзом - таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу.