Методы исследования в статье пример. Качественные методы исследования. База исследования для курсовой

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам.

Педагогика:

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

История:

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Психология:

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.

Работ, автор в ходе исследования должен использовать методы. Однако практика показывает, что при их определении большинство студентов сталкиваются с двумя проблемами. Первая: «Я не понимаю, какой метод нужно применять в данной курсовой работе». Вторая: «Если я и использую методы, то не могу определить какие». Такие сложности возникают в связи со слабой информированностью учащихся. Изучив данный материал, вам будет легко определить, какие методы исследования нужно применять в той или иной курсовой работе.

Методы научного исследования — определенный набор инструментов, которыми руководствуется студент для полноценного раскрытия . Правильный их выбор – залог достижения поставленных целей научного труда.

На какие группы делятся методы исследования курсовой работы?

В науке существует три группы: специальные, общенаучные и универсальные.

  1. Специальные методы не могут быть использованы при решении общенаучных вопросов – они применимы только в конкретных отраслях знаний. К примеру, если мы пишем работу по химии, то во вступлении целесообразно упомянуть методы качественного и спектрального анализа. В курсовой работе по биологии, вероятней всего, будет использован метод биоиндикации, а по физике – метод физического моделирования.
  2. Универсальные методы. Редко применяются в процессе написания курсовых работ, поскольку имеют больше философскую подоплеку, нежели научную. Чаще всего используются в диссертациях.
  3. Общенаучные методы исследования курсовой работы широко распространены в научно-исследовательской деятельности и в других сферах (дедуктивный метод расследования, анализ состояния рынка труда и прочее).

Какие методы относят к общенаучным?

  1. Анализ – выделение из целого объекта отдельных его составляющих (свойств, признаков, функций и т.п.) для получения максимальной информации о нем. По характеристикам можно делать сравнительный анализ. Например, сравнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. Или, отличие клинической смерти от биологической по основным признакам.
  2. Синтез – метод, прямо противоположный описанному выше. Предполагает объединение совокупности выделенных ранее характеристик (сторон, отношений) в одно целое. Пример: ссылаясь на признаки правонарушения, совершенного гражданином N, мы можем отнести его деяние к преступлениям средней тяжести.
  3. Классификация – объединение исследуемых объектов или их характеристик в группы по одному или нескольким критериям. Данный метод находит применение практически в каждой курсовой работе. Особенно широко применяется в описательных науках: географии, биологии, геологии. Нередко встречается и в юриспруденции.
  4. Обобщение – отнесение нескольких объектов к одной категории на основании определения схожих свойств и (или) признаков. Яркий пример: категории «семейство», «род», «вид» в биологии.
  5. Аналогия – метод, базирующийся на умозаключениях. Если изучаемые объекты имеют схожесть по одним критериям, то, следовательно, они схожи и по другим. Идеальным примером будет принцип аналогии закона в юриспруденции. Его суть заключается в следующем: если действующим законодательством не предусмотрена статья, которая бы регулировала конкретный спор, то для решения вопроса судом могут быть применены нормы, регулирующие похожие правоотношения.
  6. Моделирование . Изучить объект будет намного проще по его уменьшенной модели, нежели по оригиналу. Метод моделирования применяется для наглядного представления исследуемого объекта. Модель должна соответствовать оригиналу по тем свойствам, которые важны для изучения, но может и отличаться от реального объекта по другим параметрам (к примеру, размерам). Находит применение в работах студентов, которые учатся на инженеров, архитекторов и строителей. В этом случае работа может состоять из теоретической и практической части. Чаще всего практика заключается в создании макетов архитектурных или инженерных сооружений (здания, мосты и т.п.)
  7. Эксперимент . Изучение объекта путем испытания не в реальной среде, а в особых условиях (чаще всего контролируемых). Путем эксперимента можно без серьезных потерь получить важнейшую для исследования информацию. Допустим, нужно проследить химическую реакцию при взаимодействии нескольких реагентов.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго: наблюдение, дедукция, индукция, описание, прогнозирование – выбор за вами.

Как правило, в курсовой работе целесообразно использовать не более 4-5-ти методов. Но если вы считаете необходимым указать больше – пишите по факту.

Если вы испытываете трудности с определением методов исследования, которыми руководствовались при написании курсовой работы, помните: эту помощь всегда можно получить !

Что такое метод научного познания?

Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.

Виды методов научного познания

Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах :

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т. д.

Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы

Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:

1. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права , криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.

2. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента . Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.

3. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция , анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.

4. Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.

Для курсовой работы обычно используется более простой вариант, например:

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

Сравнительный метод;

Изучение нормативно-правовой базы;

Изучение монографических публикаций и статей;

Аналитический метод.

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.


Метод – действие, которые используются для достижения цели. В процессе выполнения курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее часто встречающиеся:

  • Анализ – самый популярный метод исследования, представляет собой разделение какого-либо явления или процесса на составные компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
  • Аналогия – метод исследований, который предполагает изучение объектов, сходных по некоторым признакам. На основании схожих признаков объекта делается вывод о сходстве по другому виду объекта.
  • Дедукция – один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта на основе единичных свойств объекта.
  • Индукция – обратный дедукции метод исследования, предполагающий получения выводов от общего к частному.
  • Классификация – разделение исследуемых объектов на виды, исходя из какого-либо свойства.
  • Моделирование – анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяющего оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту по наличию свойств, но в то же время может отличаться от оригинала по нескольким признакам, что гарантирует качественное проведение исследование анализируемого объекта.
  • Наблюдение – один из методов проведения исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
  • Метод обобщения – предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
  • Метод прогнозирования заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
  • Синтез – часто встречается при написании курсовых работ и предполагает соединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
  • Эксперимент – проведение исследование объекта в заранее созданных условиях.

Описанные методы довольно часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список. Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

  1. Сравнительный – осуществляется при помощи сравнительного анализа нескольких источников информации и выявление схожих и противоположных мнений об исследуемом объекте. Чаще всего этот метод дает возможность получить более полные знания из анализируемой области, поскольку мнений может быть достаточно, чтобы сделать на их основе собственное суждение об исследуемой проблеме.
  2. Анализ нормативно-правовой базы – предполагает изучение не только учебной литературы по заданной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно вышедших газет и журналов, где подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получить актуальную информацию с учетом последних изменений.
  3. Анализ монографий и статей. Монография содержит информацию, относящуюся к результатам исследования одного вопроса. Обычно, это сборник статей, принадлежащих к одной тематической области, где содержатся аналогичные исследования по проблеме, объединенный одной идеей или структурой анализа.
  4. Аналитический метод чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Предполагает проведение анализа путем математических расчетов основных показателей, сравнение полученных результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, осуществляется анализ исследуемого объекта и составление основных рекомендаций по улучшению положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему. Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе. Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.

В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.

Какие основные правила учитывают при написании?

Любой качественный проект должен быть:

  • уникальным;
  • актуальным;
  • представлять научное или практическое значение;
  • оформленным, в соответствии со стандартами.

Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.

Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части. Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование. Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.

Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.

Что такое методы исследования?

Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.

Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.

Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.

Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.

Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.

Предметом исследования является отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.

Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.

Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.

Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.

Теоретические методы

Они обладают следующими признаками:

  • абстрактность;
  • обобщенность.

С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.

К теоретическим средствам познания относят следующие:

  • аксиоматический;
  • формализацию;
  • гипотетический;
  • абстрагирование.

Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • дедукцию;
  • аналогию.

Аксиоматическая методика подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.

Формализация предполагает, что исследуемая область будет представлена, как совокупность каких-либо признаков, которые способствуют лучшему ее изучению.

Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.

Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.

Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.

Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.

Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.

Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.

Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.

Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.

Эмпирические методы

К эмпирическим способам относят:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент.

Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.

Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить их общие черты и найти отличия.

Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.

Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.

База исследования для курсовой

В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.

Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:

  • адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
  • современность;
  • прогностичность (научная обоснованность);
  • логичность;
  • взаимосвязанность.

Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.