Лирический герой, ролевой герой и персонаж в лирике. Понятие о лирическом герое

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3:

  1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта - это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах - вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию - функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .

Тексты

Литература

Субъектная организация литературного произведения.

СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИР.ПР-Я.

Февраль 2013 г. Пр. Мирошникова

Курс. Теория литературы.

Лекционный материал.\

Метасюжет и др. И.С., опять на том же месте произошла утрата исходного файла, по консультации это могло быть из-за вируса. Пришлось придумывать новую версию. Покажите всю вставку М.С.Ш.

Метасюжет – категория, имеющая хождение в исследованиях филологического книговедения, отдаленно генетически связанная с такими внешне сходными терминами постструктурализма, как «метарассказ» (введен Ж.-Ф. Лиотаром), «метаповествование», «метаистория» и др., как антонимическая, минимализирующая, субъективирующая собственно повествование. В при др. ория"вание"связанная с такими терминами постструктурализма, как "менении к лирической книге обладает конкретизирующим и направляющим значением: совокупность состояний души, стоящих за всеми частными ее проявлениями (эмоциями, оценками, решениями, поворотами мысли). Так же: внутренняя метаколлизия, определяющая линии развертывания духовных процессов во внешние проявления, конденсирующая грани мироотношения, характера лирического персонажа (героя).

8.Из метод. Пособия В.В. Химич. Раздел: Субъектная организация текста

1. Субъект сознания и субъект речи. Формы выражения авторского сознания в произведении: повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики.

2. Структура романного повествования.

3. Специфика художественного дискурса в каждой из форм.

§ Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 279–296.

§ Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–22, 162–180.

§ Бахтин М. Слово в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 126–134.

§ Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 42–49, 98–103 (или Он же. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).

§ Дискурс // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энцикл. справочник. М., 1996. С. 45.

§ Тюпа В. Пролегомены к теории эстетического дискурса // Дискурс. 1996. No 2. С. 12–18.

§ Шукшин Сапожки. «Раскас»; Зощенко М. Прелести культуры; Высоцкий В. Диалог у телевизора; Булгаков М. Мастер и Маргарита (гл. 10).

Из Интернета:

[править]



Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта.

Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой - это

своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов - Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, - открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время - в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания лирический герой - это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру .

Лирический герой - это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью.

По определению Бориса Кормана, «лирический герой - один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой - это и носитель сознания, и предмет изображения» .

1. Роднянская И. Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). - М.: Советская Энциклопедия, 1981. - С. 258-262.

2. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. - С. 39.

Персона́ж (фр. personnage , от лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное или персонификации от абстракции.

В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин персонаж употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. [источник не указан 989 дней ] Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования:

1. Лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях; тогда понятию персонаж более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли.

2. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин персонаж неприменим к т. н. «лирическому герою»: нельзя сказать «лирический персонаж».

Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой - центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».

W http://ru.wikiptdia.org

Ст. И. Усок. http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/tvl/tvl-202-.htm

Мыслящая личность стоит в центре поэтического мира Лермонтова - на это давно обратили внимание многие исследователи. Одни в большей степени останавливались на нравственно-философской стороне представлений лермонтовского героя (Н. Л. Бродский, Е. Н. Михайлова, У. Р. Фохт), другие стремились к воссоединению тематического принципа анализа с пристальным вниманием к внутренней форме лирического произведения. Так, например, в работах Д. Е. Максимова наиболее отчетливо дало себя почувствовать подготовленное исследованиями ряда других ученых объединение проблемно-тематического и структурно-аналитического принципа для выяснения характера центрального героя лирики Лермонтова.

В результате общих усилий многих советских лермонтоведов, стало очевидно, что лирика Лермонтова представляет еще одного героя, который не только может быть поставлен в единый ряд с такими персонажами, как Арбенин, Мцыри, Демон, Печорин, но и приподнят над ними и вынесен на первое место, поскольку он является наиболее полным выражением авторского творческого духа. Как справедливо утверждает У. Фохт, «персонажи драматических и эпических... произведений (Вадим, Арбенин, Калашников, Мцыри, Демон, Печорин) представляют собой по сути дела эпическое и драматическое развитие и углубление определенных сторон характера лирического героя Лермонтова» 2 .

Поэт и лирический герой. Правомерно ли сопоставление этих, казалось бы, дублирующих друг друга понятий? Вокруг термина «лирический герой» не прекращаются литературные баталии, вырождающиеся нередко в спор о термине, а не о специфике поэзии, о своеобразии творчества какого-либо определенного поэта. Но тем не менее, все более и более становится ясным, что вводимое для анализа лирики понятие «лирического героя», являясь научной абстракцией, необходимо. Рожденное ходом развития нашей литературоведческой науки, несмотря на протесты его

«отрицателей», оно все более прочно входит в повседневный обиход как науки о литературе, так и литературной критики. Новый термин прочно обосновывается на страницах серьезных исследований Г. Гуковского, Л. Гинзбург, Н. Венгрова, Д. Максимова, З. Паперного, Л. Тимофеева, У. Фохта и многих других советских ученых, пишущих о различных художниках разных эпох. К понятию «лирического героя» неизменно апеллирует и критика наших дней. Понятие «лирический герой» необходимо, прежде всего, для анализа лирики романтиков, в произведениях которых авторская личность занимает все поэтическое пространство, где все тяготеет к авторской душе, где центр поэзии - внутренний мир художника, а цель искусства - воспроизведение «пейзажа души» художника, осознавшего себя самобытной психологической индивидуальностью 5 . Постольку, поскольку реалистическое искусство является новым качественным этапом в развитии художественного сознания, оно вобрало в себя достижения романтического искусства. Оформившийся в романтической поэзии лирический герой как психологическое единство-характер в реалистическом искусстве превращается в исторический тип, вместивший в себя сформированное романтизмом психологическое единство-характер. Поэтому термин «лирический герой» необходим и при анализе произведений реалистического искусства.

По мнению Л. И. Тимофеева, «плодотворность этого понятия связана, прежде всего с тем, что оно позволяет, с одной стороны, рассматривать лирическое творчество поэта целостно, осмыслять все отдельные его произведения как раскрытие единой точки зрения на мир, как систему переживаний, связанных единством эстетических оценок и жизненного опыта, как проявление единого человеческого характера. С другой стороны, понятие «лирического героя» позволяет с особой отчетливостью показать, что поэт сумел эстетически переосмыслить свой личный жизненный опыт, связать его с общественным, поднять свое мироощущение до уровня обобщенного выражения

определенных идейно-художественных норм своего времени» 6 .

Характер героя в лермонтовском творчестве чаще всего раскрывается в непосредственной форме монолога-исповеди от лица лирического я , которое принадлежит самому поэту или его художественному перевоплощению - лирическому персонажу.

Лирический персонаж - это более или менее усложненное творческое перевоплощение автора-художника. Лирические персонажи обычно проясняют перед нами облик основного героя лермонтовской поэзии, внося новый штрих в его многогранный психологический портрет. При создании лирического персонажа уже наглядно проявляет себя творческая фантазия художника. Герой стихотворения, выступающий перед нами в маске, как бы присваивает себе чужое, но выявляет при этом чувства, переживания и размышления, близкие самому художнику.

На внутренний облик лирического героя Лермонтова проливают свет символико-пейзажные или пейзажно-предметные стихотворения («Парус», «Тучи», «Утес», «Сосна», «Три пальмы», «Листок» и др.); резко экспрессивно окрашенные стихотворения, как «Посреди небесных тел...»,

написанные по мотивам произведений народного творчества, - «Русалка», «Дары Терека», «Морская царевна», «Тамара» и др. Характер основного героя лирики во всех названных стихотворениях выявляет себя не непосредственно, а в опосредованной форме. Целостный и многогранный облик лирического героя вырисовывается как бы за пределами лирических стихотворений поэта, над их поэтической конкретностью, но через нее.

Будучи эстетически оформленным выражением авторской личности в искусстве, герой лермонтовской лирики внес в литературу все характерные черты облика самого художника. Он предстал перед нами как полнокровная человеческая индивидуальность, неповторимая в отдельных нюансах своего жизневосприятия, и в то же время как обобщение, тип, воплотивший в себе то, что было характерно для 30-х годов прошлого века. Он «рассказал душу», познакомил со своим ви́дением мира и осмыслением окружающего.

Любовь к жизни, жажда действия, стремление к абсолюту во всех сферах бытия, понимание жизни как действия, а деяния как борьбы являются его отличительной чертой. Обостренное чувство собственной индивидуальности нераздельно сосуществует в сознании героя с острым чувством жизни действительной. Осознавший себя творением природы и одновременно «продуктом» общества, лермонтовский герой пытается осмыслить свое место не только в системе мироздания, но и в иерархии общества. Его сознание становится сознанием индивидуального человека, совместившего интересы и представления «частного», интимного человека и человека общественного. При этом необычно раздвинулся и углубился круг интересов личности,

расширились пределы ее внутреннего мира, диалектичнее стало мышление, направленное на познание себя и общества.

Романтическая личность стремилась растворить проблемы общества в индивидуальном я . Общественная проблематика, будучи преломленной через сознание героя-романтика, научившегося мыслить исторично, постигающего диалектику единичного и частного, получила резкую определенность индивидуального ви́дения.

Но постижение диалектики общего и частного не было для лермонтовского героя процессом легким. Наоборот, этот процесс протекал трудно, с кризисами, через борьбу противоречий, через отчаяние, причины которого таились в той действительности, которую пристрастно и вдумчиво анализировал лермонтовский до конца максималистски настроенный герой, совмещавший в своей душе волю к утверждению романтического идеала и трезвость в суждениях об окружающем.

А душа героя многопланова: в ней сосуществует безудержный мечтатель и трезвый аналитик, поэт и философ, страстный жизнелюб и ярый ненавистник жизни окружающего его светского общества, горячий защитник нравственного достоинства личности и бесстрашный борец с самодержавием. Два устремления, два тяготения сложно переплелись в едином характере: стремление уйти в мечту, воля к утверждению мечты и тяга к миру. В его размышлениях постоянно пробивается стремление примирить непримиримое - совместить мечту и жизнь, преобразовать жизнь мечтой и вдохнуть «живую жизнь» в мечту. Герой зрелой лирики остро ощущает разлад своей высокой мечты, утверждающей личность, ее самосознание и нравственное достоинство, с той действительностью, которая его окружает.

В светской гостиной поэт встречает «важных шутов», которые в жизни ценят только злато, в вихре бала перед ним

Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - основная форма воплощения субъекта лирического высказывания в поэзии XIX-XX вв. Это не сам поэт, как зачастую наивно считают, - уже потому, что он является образом, созданным поэтом, естественно, не вбирает в себя все, что есть и было в его жизни, но, с другой стороны, принадлежит к новой, художественной реальности, привносимой в первичную реальность, обогащающей, расширяющей ее.

В лирике XVIII в. мы еще видим, так сказать, “жанрового героя”, “когда, например, А Сумароков - автор од - больше похож на М. Ломоносова, работающего в этом же жанре, чем на самого себя как автора элегий” . Г.Р. Державин уже наделил героя своей лирики индивидуальными, только ему лично присущими чертами. А.С. Пушкин с юности делает общезначимой собственную биографию (“Края Москвы, края родные, / Где на заре минувших лет...” в “Воспоминаниях в Царском Селе”, 1814). Ho лишь в творчестве М.Ю. Лермонтова вполне сложился лирический герой как центр всей поэтической системы, придающий ей определенное единство. У него свои убеждения (пусть сложные, противоречивые), своя психология, своя жизнь. Собственно лирический герой - категория межтекстовая (интертекстуальная): по одному стихотворению невозможно судить, насколько те или иные его признаки устойчивы и представительны. Ho и в отдельном стихотворении проявляется общее. Есть мнение, что лирический герой непременно должен наделяться саморефлексией, быть предметом самоанализа, т.е. становиться собственной темой. Такой герой “возникает не у каждого поэта. Из русских лириков он наиболее характерен для М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина” . Ho вряд ли совсем нельзя говорить, например, о лирическом герое Пастернака, хотя он и “космоцентричен”, часто слит со всем мирозданием, едва ли другой поэт дал бы своей книге стихов название “Сестра моя - жизнь” (вышла в 1922 г.).

Обычно лирического героя отождествляют с любым лирическим “я”. Ho субъекты сознания в поэзии бывают многоразличны. Создатель одной из классификаций, Б.О. Корман, выделил четыре их вида в “прозаизированной” лирике Некрасова. Первый и второй он терминологически неточно назвал “собственно автором” и “авто-ром-повествователем”. Первый проявляется в наиболее объективированной лирике, где в центре внимания явление, пейзаж и т.д. и важно именно то, что говорится, а не то, кто говорит (“Смолкли честные, доблестно павшие...”, “В столицах шум, гремят витии...”). Второй вид (слово “повествователь” здесь неудачно, поскольку элементы сюжета, повествования в данном случае необязательны) - когда характер высказывающегося ясен по тому, как им характеризуется другой человек (некрасовские “Тройка”, “Школьник”, “Памяти Добролюбова”). Третий вид - лирический герой в узком смысле, он и предмет описания, и носитель речи (“Я за то глубоко презираю себя...”, “Рыцарь на час”; в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...” лирический герой, по Корману, - прошлое повествователя). Лирический герой Некрасова преклоняется перед революционными демократами, ставя себя намного ниже. Он впервые в лирике отягощен заботами о еде, одежде, сапогах и т.д. Четвертый вид лирического субъекта - герой ролевой лирики, заведомо далекий от автора-творца по социальному положению, биографии, умственному развитию, психологии, нравственным качествам (“Огородник”, “Калистрат”, “Пьяница”).

Другой классификатор, С.Н. Бройтман, считает необходимым добавить к этим четырем видам пятый - лирическое “я” в узком смысле. «Критерием здесь будет степень акцентированности и активности прямо оценочной тонки зрения, по терминологии Кормана... Собственно о лирическом “я” мы можем говорить тогда, когда носитель речи становится самостоятельным образом, что было неявно в случае автора-повествователя и “собственно автора”» . Примеры: “Девушка пела в церковном хоре...” Блока, “Единственные дни” Пастернака. Иногда же “возникает сложная игра точек зрения, голосов и ценностных интенций (“Два голоса” Тютчева, “Смычок и струны” Анненского, поэтическое многоголосие у Некрасова, описанное Корманом)”, возможен двоящийся лирический субъект, как в блоковском “На поле Куликовом”: “он и лирический герой, отсылающий нас к стоящему за ним автору, но он же и... персонаж - участник Куликовской битвы” . Лирический субъект может быть даже не дву-, а пятиликим, как в “Гамлете” Пастернака (см.: Содержание и форма).

Ясно, что существующие классификации не являются исчерпывающими и понятие “лирический субъект” намного шире, чем “лирический герой”. Необходимо оговорить, что “ролевая лирика” - не всегда лирика: если некрасовский “Пьяница” - условная самохарактеристика героя, то в “Огороднике” есть действие, огородник - просто персонаж, а не только “лирическая роль”. Весьма различны роли положительных героев и саморазоблачающихся отрицательных (например, “Нравственный человек”), в последнем случае имеет место разнонаправленное двуголосое слово, по М.М. Бахтину (см.: Речь художественная). “Лирические герои” стихотворения “Еду ли ночью по улице темной...” и поэмы “Рыцарь на час” явно разные, весьма различно их соотношение с “биографическим” автором. “Я” ранней Ахматовой колеблется от нищенки до светской дамы (есть и стихи, написанные от лица мужчины, есть и “мы”, начиная со стихотворения 1911 г. “Смуглый отрок бродил по аллеям...”), а у Есенина от “смиренного инока” до “похабника и скандалиста”, но тип сознания эти столь разноликие героини и герои выражают в каждом случае в общем один и тот же.

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта.

Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой - это

своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов - Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, - открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время - в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания лирический герой - это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру .

Лирический герой - это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой - один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой - это и носитель сознания, и предмет изображения» [


лири́ческий геро́й

одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром. Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика (например, в лирике С. А. Есенина и В. В. Маяковского ). Образ лирического героя раскрывается во всём творчестве поэта, как в поэзии М. Ю. Лермонтова , а иногда в пределах какого-либо периода или стихотворного цикла.
Термин «лирический герой», впервые использованный Ю. Н. Тыняновым по отношению к творчеству А. А. Блока в статье «Блок» (1921), может быть применён не к каждому поэту и стихотворению: лирическое «я» бывает лишено индивидуальной определённости или вовсе отсутствует (как, напр., в большинстве стихотворений А. А. Фета ). Вместо него на первый план стихотворения выступают: обобщённое лирическое «мы» («К Чаадаеву», «Телега жизни» А. С. Пушкина ), пейзаж, философские рассуждения на общечеловеческие темы или же герой «ролевой лирики», противопоставленный автору своим мировоззрением и/или речевой манерой («Чёрная шаль», «Подражания Корану», «Паж, или Пятнадцатый год», «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина; «Бородино» М. Ю. Лермонтова; «Огородник», «Нравственный человек», «Филантроп» Н. А. Некрасова и т. д.).

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3:

  1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта - это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах - вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию - функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .