Потребность и необходимость управления. Научные подходы к управлению. Методы управления

Научные подходы:

- Системный подход

- Синергетический подход

- Процессный подход

- Кибернетический подход

- Маркетинговый подход

Метод управления

Методы управления :

- экономические

- социально-психологические

Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

Менеджер и его роли в организации. Классификация ролей менеджера. Мастерство (навыки) менеджера.

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

Целеполагание в управлении. Цель и ее виды. Требования к постановке целей. Система целей организации и методы ее построения. Метод управления по целям (МВО).

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть, достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. Метод управления по целям- концентрация управления руководителя непосредственно по целям и достижения наилучших результатов в бизнесе.

Классификации:

1. По источникам возникновения: -Внешние -Внутренние

2. С точки зрения сложности: -Простые-Сложные

3. По характеру содержания цели: -Стратегические-Тактические-Оперативные-Операционные

4. По сроку действия: -Долгосрочные -Среднесрочные-Краткосрочные

5. По функциональной направленности: -Маркетинговые-Производственные-Финансово-экономические-Технические-Кадровые-Управленческие-Структурные-Социокультурные

6. По приоритетности: -Необходимые-Желательные-Возможные

7. По направленности: -Направлены на конечный результат-Направлены на осуществление деятельности-Направлены на достижение определенного состояния объекта управления

8. По форме выражения: -Количественные-Качественные

9. С точки зрения взаимодействия целей друг с другом: -Индифферентные-Конкурирующие-Комплементарные-Антогонистические-Идентичные

10. По уровню: -Общеорганизационные-Специфические

Требования к постановке цели: Конкретность и измеримость, Реальность (для данных условий), Гибкость целей (возможность корректировки), Четко определенный период, Совместимость целей, Возможность оценки, Признание цели сотрудниками организации как своих собственных

В организации существует иерархическая система целей:

Миссия => Стратегические цели => Тактические цели => Оперативные цели => Операционные цели

Методы построения системы целей:

1. Метод МВО

2. Метод дерева целей

Метод МВО - Метод управления персоналом и организацией, обеспечивающий постановку целей и задач для реализации бизнес-плана, контроль за их исполнением и оценку эффективности результатов;

Принципы МВО :1) цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого его сотрудника. 2) цели разрабатываются сверху вниз, для обеспечения связей со стратегией. 3) участие в принятии решении 4) оценка проделанной работы и постоянная обратная связь 5) все цели должны соответствовать правилу: эффективность системы и мотивации персонала.

Этапы: 1)уточнение и согласование целей 2) разработка и согласование целей 3) составление планов 4) контроль и оценка рабочих.

Модель Хофстида.

Основан на 5 переменных: дистанция власти(степень неравенсва между людьми, которую население считает доступной и нормальной); индивидуализм (степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы); мужественность или женственность (преобладание в обществе образцов поведения, присущих либо представителям женского пола, либо мужского); стремление избежать неопределенности (степень, с которой люди оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным); долгосрочность или краткосрочность ориентации (д-взгляд на будущее, к – взгляд на прошлое).

3.Модель Лэйна и Дистефано. Строится на шести переменных: отношение человека к природе, ориентация во времени, вера о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве.

4.Модель Оучи. Строится на семи переменных: обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответсвенности, интерес к человеку.

Методы борьбы

Методы борьбы со стрессами у руководителей:
делегирование полномочий;
анализ стрессовых ситуаций;
установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

28. *Коммуникации в управлении и их виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили. Требования к эффективным коммуникациям. Информационные технологии в управлении.

Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Виды коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации между двумя (или больше) людьми.

Процесс коммуникации состоит из таких четырех базовых элементов:
1) отправитель;2) сообщение;3) канал передачи информации;4) получатель

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;2) выбор канала передачи информации;3) кодирование информации;4) передача информации;5) декодирование информации;6) обратная связь.

Коммуникационная сеть -то соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 9.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

29. *Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

По различным классификационным признакам можно выделить различные виды изменений.

В зависимости от причины, инициирующей процесс:

· Непредвиденные – вследствие появления неожиданного обстоятельства, которое угрожает существованию организации (например, сокращения платежей наличными – переход на взаимные зачеты и бартер) либо может способствовать ее развитию (уход с рынка иностранных конкурентов вследствие изменения валютного курса).

· Планомерные – вследствие сознательного стремления что-то изменить (например, создание специализированного подразделения для централизованного снабжения материалами нескольких предприятий корпорации).

В зависимости от преимущественной направленности изменений на определенную организационную сферу:

· Ориентированные на структуру – изменение распределения полномочий (обязанностей, прав и ответственности), изменение методов координации (введение системы планирования) и т.п.

· Ориентированные на поведение людей – изменение ожиданий, знаний и/или навыков, сложившихся неформальных норм поведения и т.п., например, установление другого распорядка дня, или требования к начальникам отделов носить галстуки.

· Ориентированные на технологию – изменение применяемых материалов, оборудования или процедур работы, например, применение калькуляторов или персональных компьютеров для выполнения расчетов.

В зависимости от масштаба изменений:

· Влияющие на отдельных сотрудников – например, установление сокращенного рабочего дня для сотрудников, получающих высшее образование на вечерних факультетов вузов.

· Влияющие на группу сотрудников (подразделение) – например, переподчинение отдела другому руководителю.

· Влияющие на организацию в целом – например, изменение организационной структуры, введение новой системы оплаты труда и т.п.

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями.
ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует высшее руководство.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство сможет скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения.

Существует несколько основных методик осуществления перестроек в организациях:

· Незапланированные изменения, Планируемая перестройка, Навязанные изменения, Изменения с участием, Изменения с использованием переговоров

Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

демонстрация получения индивидуальной выгоды.

формальный или неформальный

достаточность власти и влияния

Фактор 3: предоставление информации группе:

важная информация, относящаяся к делу.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

Фактор 8: информированность членов группы: открытие каналов связи, обмен объективной информацией, знание достигнутых результатов изменения.

30. *Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Э ффективность-соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов.

Виды эффективности:

1)Экономическая эффективность-соотношение финансовых,материальных,трудовых затрат и таких же результатов.

Примеры экономической эффективности:

1)Рост объёмов производства

2)Увелечение объемов продаж

3)Расширение деятельности предприятия

4)Расширение ассортимента товаров и услуг

5)Повышение качнства

2)Социальная эффективность. Выражается условнов денежных еденицах в отношении конкретного индивида и носят частично субъективно характер. Результатами являются повышение социального благополучия индивида,создание условия для наиболее полной реализации его трудового потенциала и в целом создание условий для потенуиального развития индивида

3)Организационная эффективность. Суть –используя имеющиеся управленческие ресурсы так организовать процесс управления,чтобы обнаружились скрытые резервы и возможности.

4)Правовая эффективность. Результат-высокий уровень правоприменения.

5)Экологическая эффективность. Результат выражается в минимум воздействии на окр.среду,создание благоприятных условий.

6)Психологическая эффективность-насколько человек удовлетворен процессом.

Научные подходы к управлению. Методы управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход (ситуативный) - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментально математического аппарата (теория вероятности, теория функции, математ логики) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления :

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Осн принципы исп эк методов Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении. Сост из 2 подгрупп: методы прямого эк расчета(централизованная реализация, директивное распр благ), методы хоз расчета (основаны на соотношении результ и основн затрат производства и труда).

- административные(организационно-распорядительные) - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные (установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры. Усл эффективного применения метода – важно сбалансировать права и ответственность на каждом ур-не упр, сбалансированность прав и ответствен м/д уровнями упр (иерархия решений)

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект (людей) управления через социально-психологические интересы. их применение должно учитывать объективные подходы поведения людей: (законы) 1 чел всегда стремится достичь результ с мин затратами для себя(рациональный индивид), 2каждый чел стремится действовать так что бы ему лично последовало мах поощрение или мин наказания, 3 каждый чел делает то, что указывает ему инстанция, имеющая власть реально поощрить или наказать.

Классификация социально-психологических методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов управления:

1.Индивид (основана на законах психологии)

2. Группа (управление направленное на устранение конфликтов внутри группы)

3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения, групповых качеств работника)

4. Общество (методы управления социально-массовыми процессами, выражение соц-психолог методов – нематериальное стимулирование)

Процессы управления являются предметом исследования нескольких научных направлений. Да, общие принципы управления исследуются в кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека изучаются в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах являются предметом менеджмента. Но во всех этих отраслях необходимое знание общих законов функционирования систем, которые основываются на применении системного подхода и исследуются в пределах общей теории систем и системного анализа.

Под управлением понимают процесс формирования целеустремленного поведения системы при условиях изменения внешней среды через информационное влияние, которое осуществляется человеком (группой людей) или прибором.

В системах с управлением в любом случае можно выделить подсистему управления (СУ) и управляемую подсистему, или объект управления (ОУ). Управление основывается на сборе и обрабатывании информации, которая рассматривается как своеобразный ресурс. Поэтому одной из главных предпосылок управления есть обратная связь, то есть передача информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды к системе управления, обмен информацией между этими системами и внешней средой.

Схематически система с управлением изображена на рис. 18. Здесь X - информация о состоянии внешней среды (внешнее влияние на объект управления), X / - информация о состоянии внешней среды, что имеется в СУ, Y - информация о состоянии объекта управления, Y / - информация о состоянии объекта управления, что имеется в СУ, u - командная информация.

Рис. 18. Общая схема системы с управлением

СУ реализует задание стабилизации, выполнение программы, слежки и оптимизации, и обеспечивает тем самым или содержание исходных характеристик и состояния системы при изменении внешних влияний в заданных пределах, или выполнение системой действий относительно изменения ее характеристик или характеристик внешней среды (переход на новую траекторию).

Объект управления в этом случае выступает как инструмент или средство, которое реализует основную функцию системы. Система связи обеспечивает обмен информацией между СУ и ОУ.

Задачами управления в таком случае будут:

Синтез структуры и параметров ОУ, что отвечает главной цели системы (закону функционирования);

Синтез структуры и параметров СУ, то есть определение типа структуры управления, количества уровней иерархии и типа связей между ними с учетом главной цели управления системой и ограничений относительно расходов (на разрабатывание, численность управленческого персонала и тому подобное), определения массивов информации, которые подлежат передаче, обрабатыванию и хранению;



Синтез параметров и структуры системы связи.

Функции управления. Конкретные функции управления реализуются через применение определенных методов управления. В зависимости от их содержания методы управления экономическими системами разделяют на:

Экономические;

Организационные;

Правовые;

Социальные.

Принципы управления единственные для всех уровней иерархии социально-экономических систем, но по-разному реализуются в зависимости от объекта управления и функций, которые выполняются. Среди главных функций, которые выполняют при управлении социально-экономическими системами, выделяют:

Планирование (оперативное, тактическое и стратегическое);

Прогнозирование;

Организацию;

Анализ и контроль;

Для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

Стратегическое планирование. На стадии стратегического планирования рассматривают необходимость и возможность изменения структуры, свойств, и закон функционирования системы, происходит выбор главных целей системы, определяются желаемые конечные результаты и методы достижения целей и результатов. Методы и средства достижения поставленных целей (в том числе необходимые ресурсы, последовательность их использования) определяются без детализации. На этом этапе определяется образ последующих действий и обеспечиваются принципы для будущих долгосрочных решений.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических, то есть в определении траектории системы. При этом детально определяются средства и способы решения заданий, применения ресурсов, необходимые процедуры и технологии. При стратегическом планировании рассматриваются вопросы возможного изменения характеристик всей системы из-за изменения ее состава, структуры или свойств. Например, для предприятия возможное увеличение производственных мощностей через строительство новых цехов, приобретения оборудования, изменения специализации или технологии, и тому подобное. При тактическом планировании свойства системы считаются заданными.

Прогнозирование имеет целью учет уровня неопределенности состояния системы и внешней среды, возможного изменения структуры, свойств или отыскания закона функционирования системы, в будущем. Прогноз является научно обоснованным суждением относительно состояния системы в будущем, или относительно альтернативных путей и сроков достижения системой желаемого (целевого) состояния.

Организация является функцией управления, которое заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования. Это означает объединение людей, производственных, материальных, природных, информационных ресурсов, в единственную систему, направленную на решение определенных целей. Под этим понимают определение структуры системы, взаимосвязей, между подсистемами, распределение функций между подразделами и предоставления полномочий.

Анализ и контроль обеспечивают выявление и выяснение причин отклонения системы от желаемого состояния.

Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в соответствии с разработанным планом. Оно заключается в периодическом сопоставлении фактически полученных результатов с намеченным уровнем соответствующих показателей в плане и последующей коррекции производственных процессов. Оперативное управление тесно связано с тактическим планированием в том случае, когда отклонения состояния системы от намеченного плана нуждаются в изменении траектории движения системы.

Все группы методов управления взаимозависимые и применяются в комплексе. Следовательно, процессы управления социально-экономическими системами включает ряд таких аспектов:

Информационный (сбор и обрабатывание информации);

Алгоритмический и модельный (разработка системы моделей);

Регулирующий (разработка форм влияния для согласования интересов отдельных подсистем и системы в целом).

Наличие разных аспектов управления, как и функций системы, предопределяет одновременное формирование и функционирование разных иерархических структур в соответствии с разными признаками разделения множественного числа элементов, которые образуют объект управления. Взаимодействие таких структур не сводится к простому отношению подчинения в иерархии.

Важным заданием улучшения управления экономическими системами является построение рациональной системы взаимосвязей между отдельными подсистемами. С одной стороны, увеличение количества уровней иерархии или промежуточных цепей в системе управления приводит к росту расходов на систему управления и снижает ее эффективность. С другой стороны, недостаточное количество уровней управления приводит к перегрузке управленческих работников и снижению эффективности их труда. Поэтому выбор рациональной структуры управления должен обеспечивать максимальную эффективность системы.

Формы управления социально-экономическими системами

Эффективность любой социально-экономической системы во многом зависит от избранной формы управления, из которых наиболее популярными являются рыночная и командно-иерархическая. Избрание какой-либо из форм управления не является самопроизвольным явлением. С одной стороны, оно обуславливается особенностью идейных платформ и духовных установок отдельных социальных групп. Причем в чистом виде использование рыночной или командно-иерархической формы не встречается. В современных экономических системах используется комбинация этих форм. Провозглашение же в отдельных странах в качестве основополагающей рыночной или командно-иерархической экономической системы далеко не отвечает реальному содержанию происходящих внутри этой системы процессов.

С другой стороны, на выбор формы управления непосредственное влияние оказывает уровень развития коммуникационных ресурсов в обществе. Управление экономической деятельностью включает в себя организацию информационных взаимодействий между ее участниками. Уровень коммуникационных ресурсов определяет степень интенсивности и масштабности этих взаимодействий, что влияет на эффективность управления социально-экономической системой. Интенсивность подразумевает под собой скорость передачи информации; масштабность -пространственно-географические рамки и количество возможных участников информационных взаимодействий. Чем больше экономических агентов участвует в информационном обмене и, чем выше скорость информационного взаимодействия между ними, тем выше степень согласованности совместных действий и качество принятия отдельных бизнес-решений.

Таким образом, уровень развития коммуникационных ресурсов в совокупности с духовными установками отдельных социально групп, предопределяют использование той или иной формы управления, а точнее соотношение используемых форм управления в социально-экономических системах с периодическим доминированием какой-либо из форм. Так, в стандартных ситуациях доминируют рыночные механизмы управления.

В кризисных ситуациях, когда в кратчайшие сроки требуется сконцентрировать значительные социально-экономические ресурсы на первый план выходят командно - иерархические методы управления.

Поскольку одним из основных ограничений в организации информационных взаимодействий субъектов всегда являлся географический фактор - пространственная удаленность экономических агентов, то командно-иерархическую и рыночную форму управления можно рассматривать как информационную технологию, обеспечивающую расширение зоны информационных взаимодействий в условиях низкой информационной проницаемости.

Так, командно-иерархическая форма управления возникла вместе с появлением государства, когда усложнившаяся система разделения труда и всего социально-экономического устройства общества уже не могла поддерживаться посредством прямых равноправных взаимодействий, существующих в малых компактно расположенных социальных группах. Расширение экономико-географических границ потребовало создания специальных институтов, способных обеспечить управление совместной деятельностью в больших масштабах. Организация управления стала строиться на одностороннем централизованном информационном обмене в виде издания государством общеобязательных правовых требований - стандартов поведения в тех или иных ситуациях.

Государство в лице соответствующих институтов стало выполнять роль посредника, организующего информационные взаимодействия между различными социальными группами. Издержки на содержание посреднических структур покрывались за счет сокращения издержек от расширения общественного разделения труда и углубления специализации участников экономики.

С усовершенствованием коммуникационных ресурсов, появлением новых видов наземного и водного транспорта, строительством дорог происходит очередное расширение сферы взаимодействия участников экономической деятельности. Экономические связи распространяются за рамки отдельных государств, и командно - иерархические методы управления, хорошо работающие в географически замкнутых пространствах, уже не срабатывают в открытых системах с большим количеством участников.

Из-за низкой информационной проницаемости, связанной с увеличением времени распространения информации в расширенном экономическом пространстве, издержки организации информационных взаимодействий при посредничестве государства становятся слишком велики. Значительная часть общественных ресурсов начинает уходить не на развитие экономической системы, создающей добавленную стоимость, а на расширение и поддержание государственного аппарата, и организацию взаимодействия между его отдельными структурными элементами.

В этой ситуации командно-иерархичесие методы управления экономикой уступают место рыночным механизмам, позволяющим осуществлять взаимодействие между неограниченным количеством участников в любых географических масштабах.

Рыночные механизмы хозяйствования сужают информационный обмен до распространения ценовых сигналов, что существенно сокращает издержки взаимодействия между субъектами рыночной экономики. Проблема географических ограничений решается за счет снижения полноты и качества передаваемой информации, что повышает риск принятия неверных решений.

Ценовые сигналы, являющиеся ориентиром для принятия решений в рыночных условиях, передаются по экономической системе с определенной конечной скоростью. Чем шире зона взаимодействий, тем больше времени уходит на информационный обмен между экономическими агентами и, тем выше вероятность устаревания ценовых сигналов из-за постоянных изменений в экономической системе. Таким образом, в рыночной экономике бизнес- решения в большей степени принимаются на интуитивном уровне, чем на основании реальных знаний экономической ситуации.

С появлением Интернета и развитием сетевых технологий ситуация кардинально изменяется. Географическая удаленность экономических агентов, как основной ограничивающий фактор, влияющий на организацию совместной деятельности, утрачивает свое принципиальное значение. Новые коммуникационные возможности позволяют участникам экономических отношений практически без затрат устанавливать большое количество прямых контактов без каких - либо географических ограничений. Отпадает потребность в целом ряде как государственных, так и негосударственных посреднических структур.

Сеть, позволяя строить информационные взаимодействия экономических агентов в режиме реального времени, обеспечивает актуальность передаваемой информации и точность принятия практически любых решений. Временной интервал между возникновением потребности и ее удовлетворением сокращается до минимума. Товары и услуги, рассчитанные на массового потребителя, становятся все более персонифицированными направленными на удовлетворение индивидуальных запросов. Более того, современные информационные технологии позволяют осуществлять глубокий мониторинг и информационное программирование самих потребительских предпочтений (политических убеждений). Пользующиеся огромной популярностью медиа - проекты типа «За стеклом», «Последний герой» и др., ставят перед собой именно такие задачи.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введённым новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из её элементов.

10 элементов системы управления:

1.Субъект управления - субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющим звеном называют как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть по сути это есть либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

2.Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения к запланированной цели (целям). По масштабам и уровням управленческого воздействия страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.; По видам регулируемой деятельности дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность; По адресату управленческого воздействия объекты-управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

3.Цели организации : По источникам внешние цели , учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления; с точки зрения комплексности простые, сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели; По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности; тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания); по сроку действия долгосрочные цели (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет), краткосрочные (до одного года). По содержанию технологические (компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий), экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала), производственные (в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости), административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.), научно-технические (фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр)); С точки зрения приоритетности необходимые цели , достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника, желательные цели , реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности, возможные цели , достижение которых в данный момент ничего не меняет; По направленности на конечный результат , например, выпуск определенного объема продукции, на осуществление той или иной деятельности , например, повышение квалификации, на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия; По форме выражения цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции), цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя); С точки зрения особенностей взаимодействия безразличные по отношению друг к другу (индифферентные), конкурирующие, дополняющие (комплиментарные), исключающие друг друга (антагонистические), совпадающие (идентичные); По уровню миссия (создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности, формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий), общеорганизационные и специфические цели (разрабатываются в каждом подразделении (стратегической, хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей)). Требования к цели (достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость и понятность для работников, определена со сроками).

4.Задачи организации это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

5.Структура организации: Линейная Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.;

Функциональная В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование;

Линейно-функциональная Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением;

Линейно-штабная Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения - это планово-экономический отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела);

Матричная существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов;

Дивизиональная Основная фигура - менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного ‑вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

6.Ресурсы:

Человеческие ресурсы - это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы. Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
Капитал - это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимые для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках.
Сырье, наряду с технологиями - основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве - очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
Информация - данное ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. (информация может быть предметом купли-продажи, информация очень важна для принятия правильных решений)

Технологии - не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней цельнее. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования, которые могут быть полезными в процессе того фабрики, которым они занимаются.
7. Функции управления:

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

8.Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной организацией целей. Выделяют: организационно-административные , основанные на прямых и директивных указаниях; экономические , обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические , применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников

9. Принципы управления:

Общие принципы управления - прин­ципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

· Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

· Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

· Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

· Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

· Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Частные принципы управления не должны перечить общим , но могут существенно от них отличаться.

· Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

· Принцип коллегиальности предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

· Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

10.Персонал организации – личный состав организации, работающий по найму, для обеспечения основных целей фирмы

Система управления экономикой – это комплекс методов, направленных на улучшение и контроль экономической ситуации.

Система экономического управления независимо от положения в иерархии имеет в распоряжении несколько комплексов инструментов. К ним относятся системы планирования, организации, прогнозирования, аналитики, оперативного регулирования, контроля и учета.

Концепции систем экономического управления

Во всем мире принимаются во внимание три основные концепции управления экономикой. К ним относятся:

  • либеральная концепция;
  • административная концепция;
  • смешанная концепция.

При либеральной системе управления экономическими процессами, любые административные меры регулирования не предусмотрены. Экономика развивается и регулируется сама по себе без вмешательства государственных органов. Либеральная концепция базируется на механизмах потребления и таких инструментах управления, как независимые СМИ и других потоков информации.

Использование либеральной системы управления долгое время было эффективным. Однако в результате отсутствия административных мер воздействия, возникли кризисные ситуации, которые невозможно предотвратить без государственного вмешательства.

Административная концепция, напротив, отрицает любые меры рыночного воздействия и включает в себя только государственные способы управления экономикой. Первоначально административная концепция показывает высокие результаты, но в конечном итоге в такой системе нарастают кризисные процессы, что неминуемо ведет к краху.

Причин этому может быть несколько:

  • Государственные органы не могут в полной мере оперативно реагировать на изменения рынка и экономики. Запрет на любое проявление самостоятельности в процессе управления экономикой не дает своевременно регулировать механизмы спроса и предложения, что ведет к появлению дефицита и других негативных явлений.
  • Для развития экономической системы необходима правильная мотивация сотрудников предприятий. Находясь в зависимости от решений государственных органов, предприниматели не могут создать собственную систему мотивирования, и работники неминуемо подвергаются жестким мерам административного регулирования. Это приводит к заторможенности развития экономики и ведет к краху административной системы.
  • Для следования пути развития экономики, который устанавливает государство, необходима поддержка руководителей экономических отраслей и предприятий. Это означает, что управленцев становится непервостепенной. Такой подход приводит к деградации экономики.

Наиболее оптимальной и сбалансированной считается смешанная система управления экономикой. Основой такой концепции являются рыночные механизмы экономики при регулировании государством в качестве коррекции. Смешанная система управления нуждается в применении определенной стратегии развития экономики.

Потоки информации и СМИ в такой системе обладают определенной долей свободы, но все-таки находятся под государственным контролем. Смешанная система управления – наиболее результативна в условиях современной экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш