Понятия «здоровье» и «болезнь. Здоровье Здоровье и болезнь в медицине

По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье следует понимать как состояние полного физического, психического и социального благополучия, что не обусловлено лишь отсутствием заболевания и слабости.

Однако можно дать и более глобальное определение этого понятия, учитывая то, что человек входит к единой системе не только всего живого на планете Земля, но и составляет часть всего космоса (по В.И. Вернадским - биосферы). На человека влияют разного рода геопланетарні и космические поля, излучения, создающие различные циклические колебания физиологических процессов и способны единовременно влиять на структуру и функцию различных систем организма (особенно на центральную нервную систему 1 ЦНС). В свою очередь трудовая деятельность человека влияет на состояние нашей планеты, а с выходом в космос все больше влиять и на него (по крайней мере на ближайший космос). В результате такой деятельности, изменяющей природу, люди создают предпосылки для нарушения своего здоровья и, что особенно важно, ухудшению условий жизни следующих поколений.

С этой точки зрения болезнь - процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно детерминированными изменениями оптимальной саморегуляции живых систем (Словарь физиологических терминов.- М., 1987).

Большая медицинская энциклопедия (1976) дает такое определение: "Болезнь-это жизнь, нарушенное в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов и характеризующаяся общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного".

Во время развития болезни и ее перебігів немало реакций как в патологически измененных органах и системе, так и в других системах организма, считаются приспособительно-компенсаторными. К тому же под влиянием чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды или генетической неполноценности они могут сами по себе приобретать опасного для организма значение.

Во время болезни в организме одновременно происходят три взаимосвязанных процессах, направленных как на повреждения (обусловлено действием патологического агента) и компенсацию при появлении структурно-функциональных изменений, так и на адаптацию организма к новым условиям, связанным с соответствующим патологическим состоянием. Все они успеют развиться в случае перехода болезни в хроническую стадию. Вместе с тем необходимо учитывать, что указанные выше процессы происходят не только в органе(ах) или системе(ах), непосредственно причастному(ых) к развитию патологического очага, но и в других. И такие процессы могут иметь не меньшие, а порой и тяжелые последствия для организма, чем в органе, пораженном болезнью.

Достаточно наглядно это можно продемонстрировать на примере последствий остановки сердца и реперфузии. При острой тканевой аноксии после короткого латентного периода, когда клетки за счет резервов кислорода, креатинфосфатного и гліколітичного ресинтеза АТФ функционируют еще нормально, наступает период нарушения функций. Сначала клетки теряют способность к выполнению своих функций, в то же время структура клеток может сохраняться еще относительно долго: от нескольких минут в нейронах ЦНС до 3-4 ч в большинстве других органов. В конце концов наступают структурные изменения клеток, то есть они погибают. Предел оживления органов при реперфузии разная и зависит от того, где происходит эта процедура - в условиях изолированного органа или в организме в целом. Так, клетки серого вещества головного мозга сохраняют способность к восстановлению своей функции при обычной комнатной температуре в течение 10 мин. А в организме во время восстановления деятельности сердца предел оживления нейронов ограничивается 4-5 мин. Такое двукратное снижение жизнеспособности обусловлено тем, что сердце, восстановив свою функцию более чем через минуту после остановки, как минимум в течение 4-5 мин еще не способно поддерживать прежнюю производительность и создает величину артериального давления, недостаточную для формирования нормального мозгового кровотока. Дело в том, что полное восстановление функции органов после ЕЕ потери вследствие аноксии требует значительно больше времени, чем латентный период начального восстановления. К примеру, если ишемия мозга длилась около 1 мин, то время восстановления составляет 15 мин, тогда как появление биотоков происходит значительно раньше. Деятельность ишемизированного в течение 4 мин мозга восстанавливается через несколько часов или даже дней, хотя латентный период начального восстановления составляет около 10 минут. Таким образом, предел реанимации организма в целом, что составляет около 4 мин, лимитирует самая чувствительная его звено - серое вещество головного мозга.

Заболева?емость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения. Болезнь по ВОЗ - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Популярно также определение нормы как оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях среды (А.Д.Степанов, 1975). По мнению А.Д. Степанова саму болезнь следует в некоторых случаях рассматриваться как форму адаптации организма. Организм приспосабливается к среде через различные состояния, такие как здоровье, болезнь, недомогание, и даже смерть. И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим». Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние», обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений. Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы, наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки. Между здоровьем и болезнью нет резких граней. Это отметили еще древние медики. По Галену, существует три состояния человеческого тела: «здоровье - состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь - противоположное состояние; третье состояние - ни здоровье, ни болезнь». На первых страницах своей книги «Канон врачебной науки» Авиценна писал, что врачебная наука исследует тело человека - как оно бывает здоровым и как болеет, и призывал к знанию «причин здоровья». По его мнению, степеней здоровья и болезней существует шесть. Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Основные методы: 1. По данным обращаемости. 2. По данным медицинских осмотров. 3. По причинам смерти. 4. По данным специальных научных исследований. Все методы изучения заболеваемости дополняют один другой и в целом дают наиболее полное и объективное представление о состоянии здоровья населения по одному из критериев, т.е. заболеваемости. Метод обращаемости характеризуется учетом всех первичных случаев заболеваний, а также первичных обращений в поликлинику больных с хроническими заболеваниями, дает наиболее полное выявление острых заболеваний. По данным медицинских осмотров активно и наиболее полно должны выявляться хронические заболевания и патологические состояния в начальной стадии. Необходимо иметь ввиду, что патологические состояния и заболевания выявляются только на момент проведения осмотров, что затрудняет сравнение данных заболеваемости в динамике. По причинам смерти – изучение заболеваемости этим методом дает возможность сплошного учета всех случаев смерти с указанием диагнозов, а также пола и возраста, места жительства умерших и позволяет учесть заболевания, которые не были диагностированы при жизни.

Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние. Состояние здоровья населения России, основные тенденции.

Современная медицина до сих пор преимущественно ориентируется на диагностику болезней и оказание помощи больным людям, забывая порой о здоровье здоровых людей. Хорошо известно, что при современной диагностике и при использовании самых современных методов лечения, врачи очень часто не могут со 100 % гарантией полностью вернуть здоровье, то есть вылечить больного человека. Вот почему все более широко распространяется убеждение, что для того, чтобы иметь здоровое общество необходимо, прежде всего, направить усилия на сохранение здоровья здоровых людей.

Итак, что же такое здоровье, какой смысл следует вкладывать в это понятие?

В трактовке этого, одного из основополагающих понятий в медицине, существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии (1978) говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».

Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».

По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

По определению Всемирной организации здравоохранения (1946) «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, не много найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.

В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:

1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.

2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;

3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.

Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:

Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

Отсутствие болезни;

Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

Способность к полноценному выполнению социальных функций;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка - это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».

Как правило, определения сущности здоровья относятся ко всей популяции населения (Агаджанян Н.А. и др., 1990; Антонова Н.Н., 1998; Зелинская Д.И., 1990; Казначеев В.Н., 1995; Мамчур Н. Н., 1993; Сердюковская Г. Н. и др., 1979).

Составляющие здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.

Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Репродуктивное здоровье - отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.

Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.

Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья - это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.

Изучая здоровье, необходимо остановиться на следующих понятиях.

Болезнь - это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека. Она является для организма качественно новым процессом.

Сам термин «болезнь» происходит от слова «боль», однако не все болезни сопровождаются болью, имеется много других признаков заболеваний.

В зависимости от времени развития болезней различают острейшие (до 4 дней), острые (около 5-14 дней), подострые (15-40 дней) и хронические, длящиеся годы.

Патогенез (от греческого pathos – страдание, genesis- происхождение) раздел патологической физиологии, изучающий механизмы развития болезней.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней (от греч. aitia – причина, logos – учение).

Причина болезни – фактор, который вызывает заболевание. Пример: причина лучевой болезни – ионизирующая радиация.

Условие возникновения болезни - факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания.

Пример: причина пневмонии – вирусы и бактерии, условия, способствующие ее развитию – переохлаждение, ранний и пожилой возраст, недостаточное питание и др.

Кроме условий, способствующих возникновению болезней, различают условия, препятствующие их возникновению и развитию. Условия могут быть внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).

Условия, способствующие развитию заболевания:

Внутренние: наследственное предрасположение к болезни, патологическую конституцию, ранний детский и старческий возраст;

Внешние: нарушение питания, переутомление, ранее перенесенные заболевания, неблагоприятные социально-средовые условия (плохой уход и т.д.).

Условия, препятствующие развитию заболевания:

Внутренние: наследственные, расовые и конституциональные факторы (видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных- чума собак и кошек и т.д.).

Внешние: рациональное питание, правильная организация режима дня, достаточная двигательная активность, хороший уход).

Возможными исходами болезни являются выздоровление, переход в хроническую форму и смерть.

Выздоровление – процесс восстановления нарушенных функций больного организма и его приспособления к существованию в окружающей среде.

Хронические болезни – возникают при неполной ликвидации этиологического фактора и нарушения восстановления функций. Примеры: развитие порока сердца при ревматизме и т.д.

Смерть – прекращение жизни организма.

Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, здоровье людей, лишь на 10 % зависит от уровня развития медицинской помощи, а в основном, от состояния окружающей среды, уровня материального состояния, личных усилий каждого человека по сохранению своего здоровья. Так, по мнению Ю.П. Лисицина (1998), удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения следующий: в 50 – 55% случаев здоровье зависит от образа жизни, в 15 – 20% - состояния внешней среды, в 20%- от наследственности.

В настоящее время в соответствии с приказом МЗ СССР №60 от 19.01.83 в основу современной оценки состояния здоровья детей положены:

Три группы факторов, обусловливающих здоровье :

1) наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

2) особенности онтогенеза (биологический анамнез),

3) условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).

Пять критериев, характеризующих здоровье:

1) физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).

2) нервно-психическое развитие.

3) уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.

4) функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.

5) хронические заболевания или врожденные пороки развития.

В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья детей (С.М. Громбах, 1982; Р.В. Тонкова-Ямпольская, А.Г.Грачева, В.А. Доскин, М.Н.Рахманова; 1993-2001).

I группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;

II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.

Сравнивая классификацию состояний организма, предложенной еще тысячу лет назад Авиценной, с современной классификацией, можно соотнести следующие уровни здоровья:

I - тело здоровое до предела (I гр);

II - здоровое, но не до предела (IIа);

III - не больное и не здоровое (IIб);

IV - легко воспринимающее нездоровье (III гр);

V - плохо воспринимающее нездоровье (IV гр);

VI - больное до предела (V гр).

Следует отметить, что в настоящее время во всём мире всё большую тревогу специалистов вызывает тенденция к ухудшению здоровья населения. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение состояния здоровья приобрело катастрофический характер: только за последние 10 лет прогнозируемая средняя продолжительность жизни в нашей стране снизилась с 73,6 до 64,0 лет!

Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей.

Тревожная статистика катастрофического состояния здоровья новорождённых во многом обусловлена физической, психологической, моральной, социальной неподготовленностью их родителей.

Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Особенно высокими темпами у школьников растут хронические болезни желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем, нервно-психические заболевания. В структуре заболеваемости школьников подавляющая часть патологии приходится на долю болезней органов дыхания.

С возрастом в процессе обучения в школе прогрессивно нарастает число заболеваний кожи, органа зрения, травм. Высока распространенность таких заболеваний, как тонзиллит, гайморит, кариес, способствующих развитию хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и других систем. У многих детей и подростков уже диагностируется по 2-3 заболевания.

Низкий уровень здоровья выпускников школ самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны. Всё большая часть юношей, призванных на службу в армию возвращаются обратно по состоянию здоровья. Естественным следствием отмеченных изменений в состоянии здоровья детей и молодёжи являются статистические данные о смертоносности и продолжительности жизни граждан России. Закономерным итогом роста смертности в нашей стране является снижение прогнозируемой продолжительности жизни населения. За последнее десятилетие произошло резкое снижение её показателей: на 6 лет у женщин и на 11 лет у мужчин. Вместе с тем неуклонно растёт количество людей пенсионного возраста: в настоящее время оно приближается к 25 % всего населения России.

Состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Как справедливо указывал Сократ, “здоровье – не всё, но все, без здоровья – ничто”. Вместе с тем, становится всё более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с обвалом патологии, обрушившимся на нынешнее поколение, необходимы другие, принципиально новые подходы. Это новое должно проистекать из необходимости приобщить самого человека к заботе о своём здоровье, сделать его заинтересованным и активным в вопросах сохранения здоровья.

Если же не принимать экстренных мер по сохранению здоровья населения и не признать здоровье человека приоритетным направлением деятельности государства, может сложиться ситуация, что остальные актуальные аспекты жизни нашего общества вскоре не будут уже никого волновать в силу физической деградации нации.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.Назовите дефиницию «здоровья» из Большой Медицинской Энциклопедии:

2.По мнению, каких ученых «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды»:

А) П.И. Калью

Б) Лищука В.А.

В) Лисицына Ю.П.

Г) Воронцова И.М

3. Назовите три группы факторов, обусловливающих здоровье:

4.Перечислите критерии, характеризующие здоровье человека:

А) физическое развитие

Б) социально-средовой анамнез

В) уровень резистентности (сопротивляемости) организма

Г) нервно-психическое развитие

Д) наследственность

Е) функциональное состояние организма

Ж) хронические заболевания или врожденные пороки развития

З) особенности онтогенеза

И) все вышеперечисленные

5. «Отсутствие органических расстройств и заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций»– это:

А) Репродуктивное здоровье

Б) Сексуальное здоровье

В) Психосексуальное здоровье

Г) все вышеперечисленное

6. Перечислите составляющие здоровья:

6.Являются ли условия возникновения болезни обязательными для развития заболевания:

7.Что является причиной пневмонии:

А) переохлаждение

Б) ранний возраст

В) вирусы

Г) бактерии

Д) пожилой возраст

Е) недостаточное питание

8.Какие условия, препятствующие развитию заболевания, являются внешними (экзогенными):

А) рациональное питание

Б) неотягощенная наследственность

Г) особенности конституции

Д) правильная организация режима дня

Е) недостаточная двигательная активность

Ж) хороший уход за больным

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

2.1. понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек - homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек - социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек - это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь - нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек - животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия - это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Прежде чем дать определение болезни, необходимо определить, что такое здоровье. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В этом определении учитывается не только биологический, но и социальный фактор. Болезнь - слож­ная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся струк­турными, метаболическими и функциональными изменениями в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к изменяю­щимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.

Понятие «болезнь» в медицине применяется для обозначения конкретного за­болевания (пневмонии, гастрита, анемии и. др.)

ЭТИОЛОГИЯ

Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезни. Причина болезни - фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.

Причины болезней различают внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные фак­торы, к внутренним - наследственность.

Один и тот же патогенный фактор может быть причиной многих болезней (увеличение уровня в крови катехоламинов может вызывать сердечную недостаточ­ность, стенокардию, гипертензию, гипергликемическое состояние).

Вопросы этиологии в разное время решались в медицине по-разному, что оп­ределялось общим уровнем развития науки, а также мировоззрением врачей, т.е. той методологической позицией, на которой они стояли.

После открытия возбудителей многих инфекционных заболеваний (Пастер, Кох) возник и получил широкое распространение взгляд на причинность в медици­не, известный под названием монокаузализм.

Монокаузализм - направление в этиологии, согласно которому всякая бо­лезнь имеет одну единственную причину, и столкновение организма с этой причи­ной должно непременно привести к болезни. Монокаузализм допускал, что болез­ней столько, сколько микробов. Болезнь рассматривали в простой связи с действием на организм причины и не учитывались условия возникновения болезни. Позиция монокаузалистов была опровергнута фактами бациллоносительства. Кроме того, различное течение одних и тех же заболеваний у различных лиц и другие факты бы­ли не объяснимы с позиции монокаузализма.

В начале XX века приобрела широкое распространение другая доктрина, из­вестная под название кондиционализм.

Кондиционализм - направление в патологии, основными положениями кото­рого является механистическое понимание причинности. Кондиционалисты отрица-

ли причинность в возникновении болезней, считая основным сумму условий. При­чем все условия при этом равноценны, и выделить основные не представляется возможным. Кондиционалисты предлагали отказаться от объективной причинно­сти, заменяя ее субъективно-идеалистическими представлениями. Представителем их являлся Ферворн, который утверждал, что причин болезни не существует и по­иски их бесполезны.

Следующим направлением в развитии учения об этиологии был конститу­ционализм. Он основывался на положениях формальной генетики и наследствен­ной предрасположенности к заболеваниям. По представлениям конституционали­стов генотип неизменен, поэтому свойство (болезнь) передается по наследству без изменений. Ошибочность этого учения заключается в том, что заболевание всегда предуготовлено, фатально, если набор генов порочен.

Теория «факторов» базируется на признании роли совокупности различных факторов в возникновении болезней. Она заменяет причину следствием или подме­няет главную причину группой многочисленных, но нередко второстепенных фак­торов и условий, пытаясь доказать равнозначность социальных и биологических факторов, подменить социальные факторы биологическими.

Современные представления об этиологии болезней исходят из позиций де­терминизма, т. е. причинной обусловленности болезней.

Раскрытие этиологии болезни имеет важное значение, так как позволяет про­водить не только патогенетическое, но и целенаправленное воздействие лечебными средствами на причинный фактор болезни (этиотропная терапия), например, анти­биотиками на возбудителя инфекционного заболевания. Распознанная этиология болезней является также основой рациональной профилактики (например, инфекци­онных болезней при помощи предупредительных прививок).

В возникновении болезни необходимо выделить главный фактор, который всегда действует на организм в сложной конкретной обстановке (условия). Условия болезни - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или изменяющих действие причины и придающих болезни специфические черты. Взаимодействие между причиной и условиями могут складываться так, что условия нейтрализуют причину или могут явиться решающим фактором в разв.

В целом здоровье человека, заболеваемость и течение боле тельность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от бол* стоятельств, которые в настоящее время суммируются в виде следу! факторов: социально-экономического, психологического, алименты ционного, токсического, фармакологического.

Деление это в определенной степени условно и все факторы взаимосвязаны.

ПАТОГЕНЕЗ

Патогенез (от греческого страдание, болезнь и genesis - происхождение) ме ханизм развития заболевания. При всем разнообразии патогенетических механизмов, связанном с огромным количеством болезней и индивидуальных особенностей живых существ, есть ряд особенностей патогенеза, присущих любым болезням. Наиболее важными являются две следующие закономерности.

1. Неспецифические реакции. На организм в течение его жизни действует поистине бесчисленное количество физиологических и патогенных раздражителей, на которые организм отвечает неспецифическими (типовыми) способами peaгирования. Наиболее ярким примером является описанное Г. Селье состояние стресса, которое возникает при воздействии на организм любого чрезвычайного фактора и заключается в активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, приводящей к изменению гормонального статуса организма и формированию состояния адаптации к данному фактору.

Если рассмотреть различные уровни реагирования организма на раздражи тель, то можно сказать, что на клеточном уровне любая ответная реакция является неспецифической. В болезни всегда можно различить признаки (симптомы), характерные только для данной болезни, а также признаки, характерные для многих болезней. Эти общие, неспецифические реакции организма возникли в эволюции и передаются по наследству. Их смысл состоит в защите организма, и они пускаются в ход всякий раз, когда возникает патологическая ситуация. Таких неспецифических реакций по крайней мере пять, и все они развиваются с участием нервной и эндокринной систем: патологический парабиоз, патологическая доминанта, неврогенная дистрофия, нарушение кортико-висцеральной динамики и стресс.

Парабиоз - застойно не распрастраняющееся возбуждение, которое возникает при повреждении возбудимой ткани.

Доминанта - наличие в ЦНС стойкого очага возбуждения, который как бы подчиняет все другие центры (при гипертонической болезни возникают застойные очаги возбуждения, которые на любое раздражение отвечают сужением сосудов и повышением АД).

Имеет значение связь между корой большого мозга и внутренними органами (нарушение кортико-висцеральной динамики), которая, являясь регуляторной, положительной, может выступать и как патогенетический фактор.

На уровне органа ответная реакция становится специфической, поскольку каждый орган обладает присущей только ему специфической функцией. На уровне системы специфика ответа вновь ослабевает. На уровне организма в связи с его и индивидуальной реактивностью ответная реакция вновь обретает полноценную специфику.

2. Формирование патологических систем. В динамике развития болезни в организме происходит формирование патологических систем, то есть комплекса связанных между собой реакций, которые в совокупности приобретают новое свойство, выражающееся в стабильном существовании болезнетворного очага и формировании соответствующих патологических реакций.

Патогенез включает в себя все, что происходит после воздействия npичины. Причинно-следственная связь - ряд этапов, которые связаны между причинно-следственными отношениями. Т.е. изменения, возникшие в период заболевания, становятся причинами новых нарушений, а причины и следствия постоянно меняются местами. Смена причин и следствий иногда приводит к возникновению порочного круга. Это цепь причинно-следственных отношений, при которой следствие становится причиной, усугубляющей первоначальную. Пример о горной болезни. Гипоксия экзогенная в конечном итоге приводит к возникновению эндогенного типа гипоксии (сердечно-сосудистого и дыхательного)

Понятие о причинно-следственных связях в патогенезе представляет большой практический интерес, так позволяет врачу целеустремленно вмешиваться в разви­тие болезни. Среди звеньев патогенеза выделяют главные и второстепенные.

Ведущее (основное, главное) звено (или несколько звеньев) - тот процесс, который необходим для развертывания всех остальных (гипоксия при анемиях). Своевременная ликвидация главного звена приводит к устранению процесса в це­лом. Так, при сахарном диабете главным звеном является недостаток инсулина, при введении его исчезают другие проявления болезни (гипергликемия, кетоацидоз, ко­ма).

Патогенез болезней и большинства патологических процессов включает ком­плекс тесно взаимосвязанных местных и общих звеньев. Значимость этих двух ка­тегорий различна и нередко меняется по ходу формирования болезни. Например, ес­ли кариес поддается местному лечению - достаточно поставить пломбу. Если он яв­ляется следствием общих нарушений минерального и белкового обмена, то лечение должно быть общим.

Соотношение между общим и местным меняется во времени. Местное (фу­рункул) может распространиться и стать общим (сепсис). Общий патологический процесс, благодаря защитным силам, может отграничиться, локализоваться и исчез­нуть.

Основные принципы классификации болезней. В настоящее время насчи­тывается около тысячи болезней (нозологических форм). Классификация болезней основана на нескольких критериях:

    Этиологическая классификация, основанная на общности причины для группы заболеваний (инфекционные, неинфекционные и т.д.)

    Топографо-анатомическая, основанная по органному признаку (болезни сердца, почек и т.д.)

    Классификация по возрасту и полу (детские болезни, болезни старческого возрас­та и т.д.)

    Экологическая классификация исходит из условий обитания человека

    По общности патогенеза (аллергические, воспалительные и т.д.)

6. На основе принципов лечения (хирургические, терапевтические болезни)

В развитии болезни выделяют 4 стадии:

    Латентный период - это время, проходящее между моментом воздействия на организм патогенного фактора и появлением первых симптомов заболевания. Во время латентного периода происходит истощение первичных саногенетических ме­ханизмов. В случае развития инфекционного заболевания, этот период носит на­звание инкубационного, и связан не только с перенапряжением саногенетических механизмов, но и с накоплением возбудителя. Длительность латентного периода от нескольких часов до нескольких дней и лет (например, инкубационный период про­казы иногда длится до 10-15 лет и более).

    Продромальный период - выявляются первые признаки заболевания, но­сящие неспецифический характер: общее недомогание, повышение температуры те­ла, озноб, головная боль и т.д. В этот период осуществляются защитно- физиологические меры, а в благоприятных случаях на этом этапе может наступить и выздоровление организма. Продолжается от нескольких часов до нескольких суток.

    Период разгара - развиваются симптомы, характерные для данного забо­левания, характеризующиеся появлением типичной клеточной картины конкретной болезни, ограничением приспособительных механизмов организма.

    Исходы болезни возможны следующие: выздоровление (полное и непол­ное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление характеризуется преобладанием саногенетических меха­низмов над патогенетическими, постепенным исчезновением симптомов заболе­вания, нормализацией нарушенных функций, восстановлением нормальных отно­шений организма со средой. У человека выздоровление - это прежде всего восста­новление трудоспособности. Однако поскольку саногенетические механизмы еще не являются полностью восстановленными, в это время возможно возникновение ос­ложнений.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление - это со­стояние, при котором исчезают все следы заболевания, и организм полностью вос­станавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и со­храняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе им­мунной (стойкий иммунитет, состояние после аппендектомии и др.).

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остают­ся надолго или даже навсегда.

САНОГЕНЕЗ (механизмы выздоровления) Термин саногенез происходит от латинского sanitas (здоровье) и греческого genesis (происхождение) и означает буквально «происхождение здоровья» - один из самых молодых в патофизиологической науке.

Выздоровление - активный процесс, комплекс реакций организма, возни­кающих с момента действия повреждающего фактора и направленных на устране­ние этого фактора, нормализации функций, компенсацию возникших нарушений и восстановление нарушенного взаимодействия с внешней средой на новом уровне. Выделяют 3 основные группы механизмов выздоровления:

    Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции, возникшие в первые секунды и минуты после воздействия и представляющие собой главным образом защитные рефлексы, с помощью которых организм освобождается от вредных веществ и удаляет их (рвота, кашель, чихание, выделение адреналина и глюкокортикоидных гормонов при стрессе и т.п.).

    Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (фаза адаптации по Селье). К ним относятся:

а) включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов (например, дыхательной поверхности легких, клубочков почек и т.д.).

б) включение многочисленных аппаратов регуляторных систем, например, увеличе­ние числа эритроцитов при гипоксии и т.д.

в) процессы нейтрализации ядов.

г) реакции со стороны активной соединительной ткани, играющие роль в механиз­мах заживления ран при воспалении и т.д.

    Устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (компенсаторная гипер­трофия, репаративная регенерация и т.п.).

Ятрогенные заболевания (от греч. iatros- врач, ген), ятрогении, психические расстройства, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и (или) пове­дения медперсонала; относится к психогениям. Психические травмы, вызывающие ятрогенные заболевания, являются главным образом следствием нарушения правил деонтологии. Ятрогенные заболевания проявляются преимущественно в виде невро­тических расстройств, с которыми связано появление у больного новых болезнен­ных ощущений. В происхождении ятрогенных заболеваний, решающее значение имеют повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Так, тревожно-мнительные черты характера способствуют появлению навязчивых мыслей о неизлечимой болезни. Развитию ятрогенных заболеваний могут благопри­ятствовать также различные предрассудки и предубеждения. Касающиеся здоровья, элементы недоверия к возможностям медицины, иногда страх перед медицинским обследованием.

Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний (Лекция № IV).

1. Определение, понятие, причины и виды стресс-реакции.

2. Характеристика быстрого стресса. Характеристика долговременного стресса, его стадии.

3. Морфологические, биохимические и гематологические изменения при стрессе.

4. Патогенез и патологические формы стресс-реакции.

Стресс - универсальная неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма.

Классификация стрессоров - агентов, вызывающих стресс:

1) все виды агентов, вызывающих такие экстремальные повреждения, как гипоксия, гипотермия, травма, лучевая энергия, отравление - т.е. все экстремальные агенты.

2) сигналы угрозы благополучию жизни организма, вызывающие отрицательные эмоциональные состояния страх, душевный дискомфорт и другие - т.е. все отрицательно эмоциональные агенты.

Классификация видов стресса :

1. в зависимости от причины (стрессора):

а) биологический (физический ) стресс, вызываемый экстремальными агентами,

б) эмоциональный стресс, вызываемый отрицательными эмоциями.

2. в зависимости от скорости включения и механизма:

а) срочный (немедленный ) стресс - возникает моментально (секунды) - направлен на быстрый выход из опасной ситуации, механизм - возбуждение симпато-адреналовой системы,

б) долговременный стресс - включается позднее (часы), направлен на длительное сопротивление стрессору, в основе механизма - включение в реакцию гормонов гипофиза и коры надпочечников.

Характеристика и патогенез срочного стресса . Срочный стресс - немедленная реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные агенты, направленная на кратковременное повышение резистентности, механизм которой связан с активацией симпато-адреналовой системы.

Характеристика: описал Кеннон для вариантов жизни - убежать от опасности или устранить опасность физически (напасть) - это реакция битва-бегство; его суть - быстро предельно усилить мышечную и мозговую деятельность, путем активации систем кровообращения, дыхания.

Адреналин - формирует хаотичный стресс. Норадреналин - формирует срочный стресс через активацию мозговых структур. Однако, срочный стресс не в состоянии обеспечить долговременную адаптацию к стрессору - не хватает симпато-адреналовых ресурсов.

Патогенез срочного стресса:

а) запуск срочного стресса осуществляется через центры гипоталамуса с последующей активацией симпато-адреналовой системы и выбросом катехоламинов: адреналина (мозговая часть надпочечников) и норадреналина (мозговая часть надпочечников и медиатор симпатического возбуждения). Запуская стресс, эти гормоны действуют через усиление кровообращения и метаболизма,

б) механизм гемодинамического обеспечения стресса: тахикардия, увеличение минутного объема сердца, повышение артериального давления, ускорение кровотока, перераспределение крови к мозгу, мышцам, сердцу; усиление свертывания крови; усиление газообмена,

в) механизм метаболического обеспечения стресса:

● образование глюкозы и гликогена под влиянием гормона глюкагона - гипергликемия в мозге, мышцах;

● усиление расщепления жирных кислот с освобождением энергии;

● усиление газообмена, расширение бронхов.

Характеристика и патогенез долговременного стресса - общего адаптационного синдрома (ОАС).

ОАС - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма в ответ на действие экстремальных агентов, направлена на долговременное повышение резистентности к ним, механизм которой связан с действием адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников. Открыл и изучил Ганс Селье.

Стадии ОАС и их характеристика:

● Первая стадия - тревоги (мобилизации), она подразделяется на две фазы: фаза шока и фаза противошока. В фазу шока возникает угроза всем жизненноважным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, снижение артериального давления, гипотермия, гипогликемия; а организм оказывается подверженным повреждению и может погибнуть, если не включиться механизм действия адаптивных гормонов.

В фазу противошока начинается активация надпочечников, выброс кортикостероидов, резистентность при этом нарастает и наступает вторая стадия ОАС.

● Вторая стадия (резистентности ) - уровень резистентности долгое время держится на высоком уровне, достаточном для сопротивления организма стрессору, и если стрессор прекращает действие, то резистентность возвращается к норме, организм выживает; при этом резистентность повышается неспецифически, т.е. ко всем возможным агентам.

Если стрессор силен и продолжает действовать, то возможно наступление третьей стадии.

● Третья стадия (истощение ) характеризуется всеми признаками, характерными для фазы шока, резистентность падает, организм подвержен повреждающему действию стрессоров вплоть до гибели.

Морфологическая триада при стрессе :

а) инволюция тимико-лимфатического аппарата уменьшение в размерах тимуса, лимфоузлов, селезенки,

б) кровоточащие язвы желудочно-кишечного тракта,

в) гипертрофия надпочечников.

Гематологические изменения при стрессе:

а) лимфопения - лизис лимфоцитов и их уход в ткани; распад лимфоцитов обеспечивает выброс из них энергетических и пластических (РНК, ДНК, белок) субстанций, выход лимфоцитов в ткани - обеспечение иммунной защиты,

б) эозинопения - признак защиты, эозинофилы уходят в ткани, обеспечивают там разрушение гистамина и таким образом уменьшают повреждение в тканях,

в) нейтрофильный лейкоцитоз - выброс в циркуляцию из костного мозга имеющегося запаса нейтрофилов - этим обеспечивается неспецифическая защита от бактерий.

Биохимические изменения при стрессе:

а) изменяется общий обмен:

● первая фаза - катаболическая - (распад белков, жиров, углеводов, распад и лизис клеток в очаге повреждения и по всему организму) - при одномоментном действии стрессора продолжается не более 3-х суток,

● вторая фаза - анаболическая - в стадию резистентности: усиливается синтез белка, активизируется пролиферация, замещение погибших клеток на новые,

б) гипергликемия - в результате глюконеогенеза синтез новой глюкозы из белков - действие гормонов коры надпочечников,

в) распад жиров с освобождением энергии и использовании ее в метаболизме, питании клеток;

г) задержка воды и натрия в организме.

Патогенез общего адаптационного синдрома : пусковые факторы: 1) адреналин; 2) кора мозга; 3) хеморецепторы гипофиза → ретикулярная формация → возбуждение центров гипоталамуса и выброс релизинг-факторов → активация передней доли гипофиза и выброс тропных гормонов (АКТГ, СТГ) → усиление секреции гормонов коры надпочечников (глюко- и минералокортикоидов) → повышение резистентности организма опосредованно через действие гормонов на все виды обмена.

Характеристика адаптивных гормонов передней доли гипофиза и коры надпочечников:

а) АКТГ (адренокортикотропный гормон) - пептидный, катаболический; запускает выброс глюко- и минералокортикоидов,б) глюкокортикоиды - стероидные гормоны (кортикостерон, кортизон, гидрокортизон и другие, их более 10) катаболического действия:

● регулируют белковый и углеводный обмен,

● активизируют глюконеогенез,

● стабилизируют мембраны - уменьшают их проницаемость, предупреждая повреждение клеток,

в) минералкортикоиды (ДОК - дезоксикортикостерон, альдостерон) - стероиды, регулируют водно-солевой обмен - задерживают натрий, выводят калий, задерживают в организме воду.

Влияние на воспаление: глюкокортикоиды - противоспалительные, т.е. снижают воспаление; минералокортикоиды - провоспалительные - усиливают воспаление.

Лечебное применение адаптивных гормонов (глюкокортикоидов):

а) при патологическом течении воспаления,

б) для борьбы с аллергией, с целью иммунодепрессии,

г) для усиления защиты при экстремальных состояниях.

Формы стресса:

Эустресс - оптимальное протекание ОАС - точное соответствие реакции уровню повреждения.

Дистресс - неблагоприятное течение ОАС, с ним необходимо бороться.

Формы дистресса :

1. эмоциональный дистресс - стрессоры действуют длительно, возникают тяжелые соматические заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, особенно кожи) или неврозы (психосоматические заболевания),

2. дистресс, связанный с патологией гормональных механизмов, имеется три вида этого дистресса:

а) глюкокортикоидная недостаточность: при экстремальных состояниях глюкокортикоидов не хватает особенно в стадию тревоги - возникает их дефицит; при экстремальных состояниях глюкокортикоидов много, но рецепторы к ним на клетках не чувствительны; после длительной терапии глюкокортикоидами синтез собственных глюкокортикоидов снижен; врожденная глюкокортикоидная недостаточность - у детей часто, сопровождается тимико-лимфатическим статусом (status thymicolymphaticus) - увеличены тимус и лимфоузлы.

Глюкокортикоидная недостаточность проявляется в снижении резистентности, в невозможности отвечать реакцией стресс, в снижении функции организма, вплоть до шока.

б) избыточная глюкокортикоидная активность проявляется в виде истощения, снижения резистентности к инфекции, артериальной гипертензии, гипергликемии - сахарный диабет; возникает: при избыточной секреции глюкокортикоидов; при медленном их разрушении; при избыточной чувствительности рецепторов к глюкокортикоидам; при терапии этими гормонами - в период их назначения,

в) избыточная минералокортикоидная активность проявляется в виде активации воспаления (артриты, миокардиты, периартерииты, склерозирование сосудов-нефросклероз, артериальная гипертензия); возникает: в условиях, усугубляющих усиленное действие минералокортикоидов - охлаждение, избыточное потребление хлористого натрия и белков, перенесенные другие заболевания.

Методы определения реакции стресс :

1. Определение содержания гормонов АКТГ, глюко- и минералокортикоидов в крови.

2. Определение продуктов метаболизма гормонов в моче - 17-оксикетостероидов.

3. Исследование динамики веса (особенно у детей) - в стадии тревоги вес падает, в стадию резистентности вес растет.

4. Определение содержания эозинофилов в крови - эозинопения.

5. Проба Торна - введение АКТГ вызывает при нормальном функционировании коры надпочечников падение числа эозинофилов в крови в 2 раза.

6. Определение степени эмоционального стресса по тонусу мышц - чем выше тонус, тем выше степень стресса.

7. Определение содержания катехоламинов.

ЛЕКЦИЯ 4

Болезнетворные действия факторов внешней среды